Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8 изменено с 29 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 22 декабря 2017 г. N 950-пп
Приложение N 8
к государственной программе
"Содействие занятости населения
Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"
Подпрограмма III
"Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области
в 2014 - 2020 годах"
(далее - Подпрограмма)
25 марта, 26 июня, 6 ноября, 30 декабря 2014 г., 18 мая, 12 ноября 2015 г., 15 января, 8 декабря 2016 г., 2 октября, 22 декабря 2017 г.
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года одним из приоритетных направлений является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствованию управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
переход от выплаты компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам специальной оценки условий труда.
Преемственность мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области реализуемых с 1996 года областных целевых программ позволила решить ряд важных вопросов в сфере обеспечения безопасных и здоровых условий труда.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Оренбургской области имеют положительную динамику (таблицы 1 - 4).
Таблица 1
Численность
пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более
(по данным ФСС)
|
(человек) |
||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
822 |
806 |
704 |
659 |
662 |
Таблица 2
Численность
пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
(по данным территориального органа Федеральной службы по труду и занятости)
|
(человек) |
||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
32 |
36 |
33 |
34 |
35 |
Таблица 3
Количество
дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего
(по данным ФСС)
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
70,0 |
68,6 |
75,7 |
75,2 |
68,9 |
Таблица 4
Численность
работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров
(по данным министерства здравоохранения Оренбургской области)
|
(человек) |
||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
517 |
390 |
228 |
280 |
218 |
Анализ ситуации показывает, что основными причинами возникновения большинства несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация работы по охране труда и недостаточный контроль за безопасным проведением работ со стороны руководящих работников.
Предприятия и организации области заметно активизировали работу по аттестации рабочих мест по условиям труда (таблицы 5, 6). Если в 2009 году аттестовано 8,7 тыс. рабочих мест, то в 2013 году количество аттестованных рабочих мест выросло в 7 раз (61,8 тыс. рабочих мест).
Таблица 5
Количество
рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда
(по данным территориального органа Федеральной службы по труду и занятости)
|
(единиц) |
||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
8747 |
24529 |
36056 |
14678 |
61837 |
Таблица 6
Удельный вес
рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест
(по данным территориального органа Федеральной службы по труду и занятости)
|
(процентов) |
||||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Оренбургская область |
1,6 |
6,4 |
13,1 |
16,4 |
30,0 |
Доля освобожденных специалистов по охране труда в организациях с численностью работающих свыше 50 человек возросла с 80,0 процента до 90,0 процента.
Наметилась позитивная тенденция в проведении обучения по охране труда руководителей и специалистов в образовательных организациях. Ежегодно количество обученных данной категории увеличивается на 10,0 - 20,0 процента.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация с созданием безопасных условий труда на предприятиях остается напряженной.
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблицы 7 - 9), показывает, что в течение нескольких последних лет этот показатель не имеет тенденции к снижению. Наибольшие его значения зафиксированы на предприятиях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (57,0 процента), предприятиях обрабатывающих производств (44,9 процента), предприятиях производства и распределения электроэнергии, газа, воды (32,3 процента), в строительных организациях (37,5 процента), организациях транспорта и связи (31,6 процента).
Таблица 7
Общая численность работников
(по данным ФСС)
|
(тыс. человек) |
||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
779,6 |
734,8 |
740,9 |
715,7 |
680,3 |
Таблица 8
Численность
работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда
(по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики)*)
|
(человек) |
||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
72542 |
74127 |
75609 |
74602 |
74490 |
Таблица 9
Удельный вес
работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников
(по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики)*)
Субъект Российской Федерации |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Оренбургская область |
41,6 |
43,0 |
42,7 |
42,7 |
41,7 |
*) Данные по выборочному кругу организаций и видов экономической деятельности.
Отсутствие средств для своевременной замены устаревших фондов ведет к продлению сроков использования неэффективных и устаревших машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются только при отсутствии возможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на безопасность производства, рост числа работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, и зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.
Наряду с техническими проблемами на производстве сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. На 1 января 2014 года на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, на одного работающего затрачено 24 176,7 рубля, в сфере строительства - 6 796,7 рубля, сельского хозяйства - 1 566,7 рубля (в среднем по Оренбургской области - 8 648,7 рубля).
Экономические издержки, связанные с расходами на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, в 2013 году составили 2,8 млрд. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с обеспечением работников сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, несоблюдением требований безопасности при использовании оборудования и инструментов, допуском к работе лиц, не прошедших обучение по охране труда, и другое.
В Оренбургской области в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области охраны труда. Результатом данной работы стало принятие Закона Оренбургской области от 16 марта 2007 года N 1038/234-IV-ОЗ "Об охране труда в Оренбургской области", постановления администрации Оренбургской области от 8 мая 2002 года N 72-п "Об областной межведомственной комиссии по охране труда", постановлений Правительства Оренбургской области от 14 марта 2013 года N 187-п "Об утверждении порядка реализации полномочий в области охраны труда в Оренбургской области", от 14 октября 2013 года N 836-пп "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 - 2020 годах".
Решение проблем в области охраны труда сдерживается отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, неудовлетворительным уровнем знаний правил безопасности, низкой дисциплиной труда.
Подпрограмма является важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Оренбургской области, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривает необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации ее мероприятий.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации подпрограммы с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года (далее - стратегия), является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Оренбургской области.
В соответствии со стратегией приоритетными направлениями деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения являются принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактика и снижение профессиональных рисков, проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Целью подпрограммы является улучшение условий и охраны труда.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;
реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
повышение уровня знаний по охране труда;
совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда, содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда.
Значения целевых показателей (индикаторов) представляются следующими организациями:
ГИТ - количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
министерством здравоохранения Оренбургской области - численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров;
ФСС - численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более; удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых на предприятиях и в организациях.
Реализация подпрограммы позволит к 2020 году:
организовать проведение специальной оценки условий труда 95,0 тыс. рабочих мест;
обеспечить снижение численности работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров до 180 человек;
обеспечить снижение численности работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, до 592 человек;
обеспечить снижение численности работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, до 34 человек;
не допустить превышения уровня более 20,0 процента работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых на предприятиях и в организациях.
3. Показатели (индикаторы) подпрограммы
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в приложении N 1 к Программе.
4. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предусмотрена.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие 3.1 "Реализация полномочий Оренбургской области в сфере охраны труда".
В рамках данного основного мероприятия в 2014 - 2016 годах реализованы полномочия Оренбургской области в сфере охраны труда, предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, информационное обеспечение и обучение по охране труда.
Начиная с 2017 года реализация данных направлений продолжится в рамках основных мероприятий 3.2 - 3.5.
Основное мероприятие 3.2 "Обеспечение консультативно-методической помощи в организации проведения специальной оценки условий труда".
В рамках реализации данного основного мероприятия предполагается проведение организационных и информационных мероприятий, направленных на совершенствование работы по проведению специальной оценки условий труда.
Основное мероприятие 3.3 "Организация работы по проведению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
координация работы и осуществление полномочий Оренбургской области в области охраны труда и трудовых отношений;
содействие реализации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств обязательного социального страхования;
организационно-методическая работа с представителями администраций муниципальных образований Оренбургской области, предприятий, медицинских организаций в сфере проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
проведение совещаний, семинаров по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов предприятий и организаций Оренбургской области (административное обеспечение деятельности);
организационно-методическое обеспечение работы областной межведомственной комиссии по охране труда, координация работы городских (районных) межведомственных комиссий по охране труда;
организация и проведение ежегодной выставки "Безопасность и охрана труда" и научно-практической конференции, посвященных Всемирному дню охраны труда;
разработка различной документации по охране труда в научно-исследовательских институтах (при необходимости);
организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области;
методическое руководство работой специалистов и служб по охране труда предприятий и организаций области.
Основное мероприятие 3.4 "Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
координация проведения на территории Оренбургской области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверка знаний ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
совершенствование деятельности организаций, оказывающих услуги в области охраны труда на территории Оренбургской области.
Основное мероприятие 3.5 "Актуализация нормативно-правовой базы, информационное обеспечение и пропаганда в сфере охраны труда".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
подготовка МТиЗН по мере необходимости проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;
приобретение программного обеспечения для осуществления экспертизы условий труда и организации работы по охране труда;
содействие в обеспечении нормативными правовыми актами по охране труда всех заинтересованных субъектов;
проведение в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области ежегодной рекламной кампании "За достойный труд";
организация проведения в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области недель охраны труда и социального партнерства, дней охраны труда;
изучение, обобщение и распространение опыта работы в сфере улучшения условий и охраны труда;
организация выпуска бюллетеня "Условия и охрана труда в Оренбургской области";
издание ежегодного областного справочника "Охрана труда в Оренбургской области";
систематическое освещение в средствах массовой информации вопросов по охране труда и опыту создания здоровых и безопасных условий труда, пропаганде охраны труда в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области;
участие в проведении областных конкурсов по охране труда.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к Программе.
5. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств областного бюджета
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета представлено в приложениях N 3, N 4 к Программе.
Прогнозируемый объем привлекаемых на реализацию подпрограммы средств из внебюджетных источников составит 27 697 345,4 тыс. рублей, в том числе:
средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 899 286,4 тыс. рублей;
средства работодателей - 26 798 059 тыс. рублей.
Финансирование из внебюджетных источников может изменяться в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями Фонда социального страхования Российской Федерации и в зависимости от экономического положения работодателей.
6. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.