Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО г. Бузулук Оренбургской области
от 31 июля 2012 г. N 227-п
Долгосрочная целевая программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов города Бузулука
на 2012 - 2014 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов города Бузулука на 2012 - 2014 годы" |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение администрации города Бузулука от 31.07.2012 г. N 14-р |
Заказчик Программы |
Администрация города Бузулука |
Заказчик-координатор Программы |
Первый заместитель главы администрации города В.Н. Титов |
Разработчик Программы |
Финансовый отдел администрации города |
Исполнители Программы |
Структурные подразделения администрации города |
Цели Программы |
Повышение эффективности бюджетных расходов путем создания соответствующих условий и механизмов |
Задачи Программы |
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Разработка методологии и создание системы комплексной оценки эффективности бюджетных расходов. Совершенствование механизмов бюджетного планирования и процедур распределения бюджетных средств с учетом требований их обоснованности и эффективности. Развитие новых форм финансового обеспечения оказания услуг муниципальными учреждениями, реализация Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и реструктуризация бюджетного сектора. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств Стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности бюджетных расходов и эффективности деятельности. Создание современной информационной системы управления муниципальными финансами (электронный бюджет), системы мониторинга результатов и обратной связи в реализации задач бюджетной реформы. |
Целевые индикаторы и показатели |
- доля муниципальных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих муниципальные услуги, в общем числе муниципальных учреждений; - доля муниципальных учреждений, для которых объем бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ); - доля функций органов исполнительной власти, в отношении которых утверждены административные регламенты их исполнения; - доля муниципальных услуг по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме; |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов. Общий объем финансирования по Программе составляет 1275,7 тыс. руб.: средства местного бюджета в объеме: 2013 год - 300 тыс. руб.; 2014 год - 300 тыс. руб. Итого: 600 тыс. руб. средства областного бюджета в объеме: 2012 год - 675,7 тыс. руб. Итого: 675,7 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности |
Формирование расходов местного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в разрезе целевых программ города Бузулука; - формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг по всем услугам из утвержденного перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями; - переход на экономически обоснованные расчеты при определении объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий; - внедрение практики предоставления обоснований бюджетных ассигнований при планировании местного бюджета; - отсутствие избыточных и (или) дублирующих функций органов местного самоуправления. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Управление реализацией мероприятий Программы осуществляется ответственными исполнителями, указанными в приложении N 1 к Программе: - финансовый отдел администрации города обеспечивает взаимодействие структурных подразделений органов местного самоуправления, участвующих в реализации мероприятий Программы; - текущий (оперативный) мониторинг реализации плана-графика Программы осуществляется руководителями структурных подразделений администрации города Бузулука, участвующих в реализации мероприятий Программы; - контроль за результатами реализации плана-графика Программы осуществляет руководитель Программы - первый заместитель главы администрации города |
1. Характеристика проблемы
1.1. Предпосылки нового этапа реформ в бюджетной сфере, обоснование необходимости разработки Программы
На протяжении последних десяти лет в России проводились масштабные реформы во всех областях социально-экономического развития, в том числе и в бюджетной сфере. Результатом данных реформ стало формирование современной системы управления муниципальными финансами.
В городе Бузулуке серьезные преобразования в бюджетной сфере стали проводиться благодаря реализации долгосрочной целевой программы "Реформирование муниципальных финансов города Бузулука на 2009 - 2011 годы" (далее - программа реформирования финансов). В 2009 году она получила высокую оценку Министерства финансов Оренбургской области и поддержку за счет средств областного бюджета в размере 6,334 млн. рублей. Результатами реализации программы реформирования финансов стали широкомасштабные преобразования в сфере регулирования муниципальных финансов, принятие принципиально новой нормативно-правовой базы, внедрение в практику новых механизмов и инструментов управления финансами, формирование основы для повышения эффективности бюджетных расходов.
В 2010 году с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" начался очередной этап бюджетных реформ, направленных на реформирование бюджетной сети и повышение эффективности бюджетных расходов. В развитие указанных документов приняты приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 194н и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов" и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов", в которых были детализированы рекомендации по разработке и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов и предусмотрена финансовая поддержка на конкурсной основе в виде субсидий регионам из федерального бюджета.
В связи с этим, а также учитывая сложность и многоаспектность задач, которые необходимо решить в рамках нового этапа бюджетной реформы, очевидна необходимость разработки Программы.
1.2. Анализ проблемной ситуации
Проводимые в течение последних двух лет реформы в бюджетной сфере привели к тому, что город Бузулук достиг положительных результатов в области управления муниципальными финансами. Реализация мероприятий Программы реформирования финансов привела к достижению следующих результатов:
- сформирован Перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями города Бузулука, ежегодно проводится оценка потребности в услугах;
- ежегодно формируются муниципальные задания для всей сети муниципальных учреждений;
- создана нормативная база для оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений;
- осуществлен переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет);
- проект бюджета формируется на основе данных реестра расходных обязательств с разделением на действующие и принимаемые расходные обязательства;
- формируются развернутые обоснования бюджетных ассигнований с показателями непосредственных результатов использования бюджетных средств;
- доля программно-целевых расходов бюджета достигла 53,03 процентов;
- создана система оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;
- упорядочены процедуры управления муниципальным долгом.
В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления муниципальными финансами остается ряд проблем, требующих решения.
Для выявления проблем в финансовой сфере проведен анализ ситуации в городе Бузулуке по возможным направлениям повышения уровня отдельных показателей. Среди этих показателей:
- наличие дефицита бюджета города Бузулука;
- значительные колебания в объемах финансирования большинства целевых программ в течение финансового года;
- отсутствие практики проведения публичных обсуждений проектов долгосрочных целевых программ с участием общественности;
- необходимость пересмотра методических подходов к формированию реестра расходных обязательств, в том числе в увязке с перечнем муниципальных услуг;
- недостаточная практика процедуры распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;
- недостаточная увязка оплаты труда руководителей с показателями результативности профессиональной служебной деятельности;
- не всегда оправданный рост числа муниципальных служащих и расходов на содержание аппарата управления;
- качество имеющихся муниципальных заданий зачастую оставляет желать лучшего, особенно в части расчета нормативных затрат;
- недостаточна эффективность механизмов контроля исполнения заданий и контроля качества оказываемых услуг;
- недостаточный уровень открытости и публичности информации о деятельности муниципальных учреждений по оказанию муниципальных услуг.
Таким образом, подводя итоги анализа, можно сформулировать следующие основные проблемы, требующие системных решений:
- отсутствие действенной системы и методики оценки эффективности бюджетных расходов;
- отсутствие четкой увязки расходов на развитие с целями стратегического развития. При этом почти половина расходов бюджета не являются программными, что затрудняет переход на программную классификацию расходов бюджета;
- сохранение условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов при действующих процедурах и механизмах бюджетного планирования;
- отсутствие условий для мотивации органов местного самоуправления в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- отсутствие действенных инструментов контроля эффективности и результативности бюджетных расходов в системе муниципального финансового контроля;
- недостаточная адаптивность существующих автоматизированных информационных систем к постоянно меняющимся требованиям законодательства и новым задачам реформы бюджетного сектора. В том числе отсутствие автоматизированной системы мониторинга результатов и обратной связи в реализации задач бюджетной реформы и совершенствовании правового положения учреждений;
1.3. Анализ внутренних факторов, возможностей и угроз со стороны внешних факторов (SWOT-анализ)
Внутренние факторы успеха (сильные стороны):
- наличие воли к продолжению системных преобразований в бюджетной сфере;
- положительные итоги реализации программы реформирования муниципальных финансов в части формирования в бюджетном процессе новых инструментов и механизмов;
- высокий достигнутый уровень качества управления муниципальными финансами как база для реализации намеченных преобразований;
- наличие отдельных высококвалифицированных кадров в органах исполнительной власти;
- наличие возможности обучения и повышения квалификации муниципальных служащих, восприимчивость к обучению, наличие успешного опыта организации массового обучения специалистов.
Внутренние недостатки (слабые стороны):
- отсутствие четкого представления о сути и направлениях бюджетной реформы среди муниципальных служащих;
- недостаточно высокие уровень и качество автоматизации бюджетного процесса;
- сложность процедур контроля и получения обратной связи при внедрении новых инструментов и механизмов в бюджетный процесс.
Внешние возможности
- возможность обмена опытом среди муниципальных образований;
- правовая и методическая поддержка со стороны Министерства финансов Оренбургской области;
- возможность получения софинансирования из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы;
- постоянно развивающиеся IT-технологии, применяемые в финансовом и стратегическом менеджменте.
Внешние и внутренние угрозы (риски):
- несовершенство федерального бюджетно-налогового законодательства, в том числе в части правового положения муниципальных учреждений;
- появление дополнительных объемов работ и затрат времени участников реформ при реализации мероприятий Программы;
Проведенный анализ показывает, что имеющиеся сильные стороны и возможности позволяют частично ликвидировать либо сократить степень негативного влияния слабых сторон и угроз. Например, наличие успешного опыта по организации массового обучения специалистов а также правовая и методическая поддержка Министерства финансов Оренбургской области позволят повысить квалификацию специалистов, занимающихся реализацией мероприятий бюджетной реформы, совершенствованием правового положения учреждений и повышением эффективности бюджетных расходов.
1.4. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода. Обоснование необходимости решения проблемы программным способом
Необходимость разработки и реализации комплекса взаимоувязанных мер по созданию условий и механизмов повышения эффективности бюджетных расходов с помощью программно-целевого метода очевидна. Программный метод позволит обеспечить системный подход в решении имеющихся задач и осуществить координацию межведомственных мероприятий Программы. Кроме того, наличие утвержденной программы повышения эффективности бюджетных расходов является обязательным условием для участия в конкурсе Министерства финансов Оренбургской области на право получения соответствующей финансовой поддержки из федерального бюджета.
Таким образом, необходимость достижения стратегических целей социально-экономического развития города Бузулука в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает необходимость принятия и реализации системных мер по повышению эффективности бюджетных расходов и дальнейшей модернизации системы управления финансами путем реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий в рамках настоящей Программы.
2. Правовое обоснование разработки Программы
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 194н и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов".
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов".
Распоряжение администрации города Бузулука от 31.07.2012 г. N 14-р "О разработке долгосрочной целевой программы".
3. Основные цели и задачи Программы
3.1. Цель Программы - повышение эффективности бюджетных расходов путем создания соответствующих условий и механизмов.
3.2. Достижение цели Программы предполагает решение целого ряда задач:
3.2.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
3.2.2. Разработка методологии и создание системы комплексной оценки эффективности бюджетных расходов.
3.2.3. Совершенствование механизмов бюджетного планирования и процедур распределения бюджетных средств с учетом требований их обоснованности и эффективности.
3.2.4. Развитие новых форм финансового обеспечения оказания услуг муниципальными учреждениями, реализация Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и реструктуризация бюджетного сектора.
3.2.5. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города Бузулука.
3.2.6. Стимулирование главных распорядителей средств бюджета города Бузулука к повышению эффективности бюджетных расходов и эффективности деятельности.
3.2.7. Внедрение в систему муниципального финансового контроля инструментов контроля эффективности и результативности использования бюджетных средств.
3.2.8. Создание современной информационной системы управления муниципальными финансами (электронный бюджет), системы мониторинга результатов и обратной связи в реализации задач бюджетной реформы.
Реализация мероприятий Программы позволит создать необходимую базу для решения ключевых стратегических задач социально-экономического развития города Бузулука в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
4. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Ресурсное обеспечение программных мероприятий осуществляется в рамках текущей деятельности главных распорядителей средств бюджета города Бузулука.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов.
Общий объем финансирования по Программе составляет 1275,7 тыс. руб., в том числе:
средства местного бюджета в объеме 600 тыс. руб.:
2013 год -300 тыс. руб.;
2014 год - 300 тыс. руб.
средства областного бюджета в 2012 году в объеме 675,7 тыс. руб.
Основными направлениями финансирования мероприятий Программы являются:
- обучение и повышение квалификации муниципальных служащих, специалистов муниципальных учреждений, проведение семинаров и конференций, оплата консультационных услуг;
- разработка и сопровождение программного обеспечения, ведение баз данных, приобретение компьютерной техники и оборудования
Финансирование мероприятий Программы осуществляется путем:
- закупок товаров, работ, услуг - с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в сумме 1075,7 тыс. руб.;
- размещения муниципального задания муниципальным учреждениям на выполнение работ, оказание услуг - с соблюдением требований порядка формирования, финансового обеспечения выполнения муниципального задания в сумме 200 тыс. руб.
6. Механизм реализации программных мероприятий
Программа основана на следующих принципах:
- концентрация финансовых ресурсов на решении ключевых задач;
- обоснованность объемов финансирования каждой задачи;
- непрерывность повышения эффективности процессов бюджетного управления.
Соблюдение данных принципов позволит обеспечить постоянное повышение эффективности бюджетных расходов.
В числе мероприятий Программы будут:
- разработка новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, порядков и методик;
- внедрение в практику новых и совершенствование применяемых в бюджетном процессе инструментов и механизмов, анализ результатов внедрения с подготовкой соответствующих докладов и отчетов;
- разработка и внедрение программного обеспечения и средств автоматизации;
- организация обучения и повышение квалификации специалистов.
Большинство мероприятий Программы носит характер самостоятельных проектов, для реализации которых в рабочем порядке будут формироваться рабочие и проектные группы из штатных сотрудников и руководителей структурных подразделений администрации города Бузулука. К участию в таких группах могут привлекаться независимые консультанты и эксперты, общественные и научные организации.
7. Управление реализацией и контроль за ходом исполнения Программы
Реализация Программы будет осуществляться через реализацию проектов. Состав исполнителей и планы работ по исполнению проектов будут утверждаться ответственным исполнителем Программы.
Сроки и результаты выполняемых работ, ответственные за их достижение, разграничение полномочий и ответственность различных участников указаны в приложении N 1 к настоящей Программе.
Механизм управления реализацией Программы также предполагает обязательную актуализацию плана мероприятий Программы.
Текущий контроль за своевременной реализацией мероприятий Программы осуществляют:
- исполнители мероприятий Программы, руководители рабочих и проектных групп (в отношении конкретных мероприятий и проектов);
- финансовый отдел администрации города Бузулука (в отношении хода реализации Программы в целом).
В случае возникновения угрозы невыполнения мероприятий в установленные сроки куратор Программы совместно с исполнителями мероприятий Программы, руководителями рабочих и проектных групп принимают оперативные решения, направленные на преодоление возникших трудностей.
Итоговый контроль по каждому этапу реализации Программы и по итогам реализации Программы в целом осуществляется основе информации финансового отдела администрации города Бузулука. По итогам первого и второго этапов оценивается степень достижения непосредственных показателей хода реализации Программы, по итогам реализации Программы в целом оценивается достижение конечных результатов реализации Программы.
Отчетность о реализации Программы формируется ответственным исполнителем Программы на основе материалов, представляемых исполнителями и участниками Программы ежегодно в срок до 1 числа квартала, следующего за отчетным годом.
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Сроки реализации Программы 2012 - 2014 годы, в том числе по этапам:
1 этап: с даты принятия Программы до 31 декабря 2012 года;
2 этап: с 01 января до 31 декабря 2013 года;
3 этап: с 01 января до 31 декабря 2014 года.
Непосредственным результатом реализации мероприятий Программы станет создание целого ряда необходимых условий и механизмов для повышения эффективности бюджетных расходов. Наличие и/или степень достижения каждого из таких условий и механизмов измеряется соответствующими индикаторами, перечень которых приведен в приложении N 2 к Программе. По совокупности достижения всех индикаторов рассчитывается интегральный сводный показатель, отражающий степень приближения к идеальной ситуации, когда все необходимые условия и механизмы созданы на 100 процентов.
Конечный эффект от реализации Программы:
- разовый эффект по итогам реализации Программы, состоящий в повышении эффективности бюджетных расходов в 2014 году не менее чем на 10 процентов по сравнению с 2012 годом;
- обеспечение прироста эффективности бюджетных расходов не менее чем на 5 процентов ежегодно на период 2014 - 2016 годов;
<< Назад |
Приложение >> N 1. Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Постановление администрации муниципального образования г. Бузулук Оренбургской области от 31 июля 2012 г. N 227-п "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.