Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 20 августа 2010 г. N 552-пп
Областная целевая программа
"Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой"
на 2011 - 2016 годы
15 ноября 2010 г., 22 августа 2011 г., 7 марта, 19 июня, 29 августа, 23 ноября 2012 г., 30 марта, 23 июля, 6 ноября 2013 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 6 ноября 2013 г. N 960-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой" на 2011 - 2016 годы |
|
|
|
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Губернатора Оренбургской области от 1 декабря 2009 года N 457-р "О разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой" на 2011 - 2016 годы" |
|
|
|
Государственный заказчик Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
|
|
|
Основные разработчики Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, органы местного самоуправления муниципальных образований |
|
|
|
Исполнители Программы |
- |
министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, предприятия жилищно-коммунального хозяйства |
|
|
|
Цели и задачи Программы |
- |
улучшение качества питьевой воды и состояния водоснабжения, приведение их в соответствие с нормативами водопотребления и СанПиН; улучшение социально-экологической обстановки, влияющей на состояние здоровья населения. Основные задачи: повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения, развитие систем забора и транспортировки воды, совершенствование технологии очистки на водоочистных станциях и гарантированное обеспечение водой населения на случай чрезвычайной ситуации; предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечение их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
ввод в действие водозаборов - 40,958 тыс. куб. метров/сутки; ввод в действие водопроводов и водоводов - 342,4 километра; ввод станций водоочистки - 40,0 тыс. куб. метров/сутки; ввод очистных сооружений - 300,0 тыс. куб. метров/сутки; ввод в действие сетей канализации - 13,9 километра; доля населенных пунктов, обеспеченных водой надлежащего качества: 2010 год - 91,0 процента; 2016 год - 93,8 процента; доля проб питьевой воды, не отвечающих гигиеническим нормам: по микробиологическим показателям - 2010 год - 4,3 процента; 2016 год - 3,5 процента; по санитарно-химическим показателям - 2010 год - 9,2 процента; 2016 год - 7,7 процента |
|
|
|
Срок реализации Программы |
- |
2011 - 2016 годы |
|
|
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
объем средств областного бюджета - 2 409 587 тыс. рублей (прогнозно). Финансирование мероприятий осуществляется из областного бюджета в объемах, предусмотренных законом об областном бюджете на реализацию программы в соответствующем финансовом году, бюджетов муниципальных образований, а также с привлечением средств из внебюджетных источников (по согласованию) |
|
|
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- |
ввод мощностей: водозаборов - 40,958 тыс. куб. метров/сутки; водопроводов и водоводов - 342,4 километра; станций водоочистки - 40,0 тыс. куб. метров/ сутки; очистных сооружений - 300,0 тыс. куб. метров/ сутки; сетей канализации - 13,9 километра; локальных систем доочистки питьевой воды в дошкольных и лечебных учреждениях - 170 штук; обустройство водоохранных зон и зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений - 158 штук |
|
|
|
Организация управления и система контроля за исполнением Программы |
- |
управление и контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляются министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. В этом же министерстве рассматривается информация о ходе выполнения программных мероприятий, корректируется перечень мероприятий в зависимости от приоритетности, объема выделяемых бюджетных средств и достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы. Исполнители Программы несут ответственность за качество и своевременное исполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств |
Примечание. Привлечение в качестве исполнителей Программы органов местного самоуправления и предприятий жилищно-коммунального хозяйства допускается по согласованию или на договорной основе.
1. Характеристика проблемы
Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России.
В Оренбургской области на хозяйственно-питьевые нужды в основном используются подземные воды (до 89,0 процента), которые являются наиболее защищенными.
При ресурсных запасах подземных вод 6,26 млн куб. метров/сутки степень разведанности составляет 36,0 процента. Из 224 разведанных месторождений эксплуатируются 76, что составляет 33,9 процента.
Объем воды, использованной на хозяйственно-питьевые нужды, в 2009 году составил 138,21 млн куб. метров, или 8,5 процента всей использованной воды, в том числе 123,90 млн куб. метров воды использовано из подземных источников.
Вместе с тем в ряде территорий, испытывающих острый дефицит питьевой воды, существует потребность в проведении дополнительных изысканий по поиску подземных вод (Гайский, Новоорский районы, г. Сорочинск).
На случай возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо резервирование источников питьевого водоснабжения в гг. Оренбурге, Бузулуке, Новотроицке, Ясном, Соль-Илецке, Абдулино, Бугуруслане; пос. Светлом, пос. Акбулаке, пос. Новосергиевка, пос. Переволоцком, с. Ташла, с. Плешанове, с. Октябрьском.
По данным на 1 января 2009 года, добываемая скважинами вода используется в объеме 377,00 тыс. куб. метров/сутки на хозяйственно-питьевые нужды, что составляет 71,0 процента от общего объема отобранных подземных вод.
Удельное водопотребление в среднем по области составляет 173 литра/сутки. В городах с численностью населения более 100 тыс. человек - 238 литров/сутки, в городах с численностью населения менее 100 тыс. человек - 186 литров/сутки, в сельских населенных пунктах - 95 литров/сутки (данные на 1 января 2009 года).
Однако обстановка с обеспечением населения Оренбургской области водой питьевого качества остается напряженной.
Износ основных фондов водопроводной сети составляет около 60,0 процента.
Острый дефицит питьевой воды по удельным нормативам водопотребления испытывают свыше 50,0 процента сельского и 25,0 процента городского населения. Особенно это касается городов: Абдулино, Бугуруслан, Орск, Соль-Илецк, поселков: Переволоцкий, Саракташ, Первомайский, районов: Адамовский, Александровский, Гайский, Саракташский, Северный, сел: Асекеево, Беляевка, Илек, Октябрьское, Пономаревка, Тоцкое, Шарлык.
Наиболее неблагоприятная обстановка с качеством питьевой воды сложилась в 12 территориях области, в том числе в Беляевском, Кувандыкском, Соль-Илецком, Октябрьском, Оренбургском, Курманаевском, Тоцком, Бузулукском районах, гг. Ясном, Сорочинске и Бузулуке, пос. Светлом, где удельный вес проб воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превышает среднеобластной показатель (9,2 процента) в 1,5 - 9 раз; в 11 территориях, в том числе Бузулукском, Курманаевском, Оренбургском, Соль-Илецком, Светлинском, Илекском, Новосергиевском, Абдулинском, Матвеевском, Кувандыкском, Саракташском районах, где удельный вес проб воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, превышает среднеобластной показатель в 2 - 4 раза.
Ревизия и санация водопроводных сетей безотлагательно требуются в гг. Оренбурге, Абдулино, Бугуруслане, Гае, Медногорске; Бугурусланском, Первомайском, Сакмарском, Тоцком, Тюльганском районах и других, где выявлено ухудшение микробиологических показателей воды в сетях по сравнению с источником.
Для повышения эффективности очистки питьевой воды необходимо внедрение современных технологий водоподготовки и обеззараживания на существующих городских и поселковых водопроводах, локальных систем доочистки в дошкольных и лечебных учреждениях, блоках школьного питания.
Состояние многих подземных и поверхностных источников питьевого водоснабжения остается неудовлетворительным. В 15 из 40 территорий удельный вес водозаборов, не отвечающих санитарным требованиям, превышает среднеобластной (26,1 процента).
Отсутствие зон санитарной охраны водозаборов оказывает крайне негативное влияние на качество питьевой воды. Немаловажным фактором загрязнения водоисточников является отсутствие или неудовлетворительное техническое состояние очистных сооружений в ряде территорий области.
Объем водоотведения в поверхностные водные объекты загрязненных вод в 2009 году составил 135,85 млн куб. метров. Из них 109,30 млн куб. метров (80,1 процента) составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Необходима реконструкция существующих очистных сооружений и строительство новых, отвечающих современным требованиям обеззараживания и дегельминтизации сточных вод.
В целях гарантированного обеспечения населения Оренбургской области питьевой водой, отвечающей нормативным требованиям, по заданию администрации Оренбургской области закрытым акционерным обществом "ДАР/ВОДГЕО" были проведены комплексные исследования и разработана региональная программа "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2003 - 2010 годы", которая была утверждена Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 314/63-III-ОЗ (далее - региональная программа).
Основными направлениями региональной программы являлись:
развитие систем водоснабжения и водоотведения в городах и сельских населенных пунктах;
охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения;
мониторинг водных объектов - источников питьевого водоснабжения.
Согласно региональной программе общий объем финансирования в ценах 2003 года предполагался в сумме 17 175,50 млн. рублей.
Источники финансирования - федеральный, областной бюджеты и другие внебюджетные источники.
За период с 2003 по 2009 годы на выполнение мероприятий было выделено 2424,43 млн рублей, что составляет 18,0 процента от общего объема финансирования, в том числе 864,10 млн рублей из областного бюджета.
Введены в эксплуатацию 340 километров водопроводов и водоводов, водозаборов мощностью 16,50 тыс. куб. метров/сутки, водоочистных станций - 13,00 тыс. куб. метров/сутки, очистных сооружений - 6,00 тыс. куб. метров/сутки, зон санитарной охраны - 200 штук.
В связи с ограниченностью финансирования региональной программы не были достигнуты ее конечные результаты.
Разработанный в настоящее время проект Программы является продолжением реализации основных направлений ранее принятой региональной программы, выполненный с учетом решения современных, наиболее актуальных задач в области водообеспечения в соответствии с Водной стратегией России до 2020 года.
2. Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации
Основными целями Программы являются:
улучшение качества питьевой воды и состояния водоснабжения, приведение их в соответствие с нормативами водопотребления и СанПиН;
улучшение социально-экологической обстановки, влияющей на состояние здоровья населения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения, развитие систем забора и транспортировки воды, совершенствование технологии очистки на водоочистных станциях и гарантированное обеспечение водой населения на случай чрезвычайной ситуации;
предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечение их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
Программные мероприятия по обеспечению населения Оренбургской области питьевой водой намечается реализовать с 2011 по 2016 годы.
3. Перечень мероприятий Программы
1. В целях решения задач по повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения, развитию систем забора и транспортировки воды, совершенствованию технологии очистки на водоочистных станциях и гарантированному обеспечению водой населения на случай чрезвычайной ситуации предусмотрено выполнение следующих программных мероприятий в муниципальных образованиях Оренбургской области:
а) развитие системы водоснабжения:
поисково-разведочные работы;
строительство и реконструкция водозаборов подземных вод;
строительство и реконструкция водоводов и водопроводов;
строительство водоочистных станций;
б) внедрение локальных систем доочистки питьевой воды в дошкольных и лечебных учреждениях;
в) резервирование источников питьевого водоснабжения;
г) развитие и укрепление производственно-эксплуатационных баз.
2. Задачи предотвращения загрязнения источников питьевого водоснабжения в муниципальных образованиях Оренбургской области будут решаться реализацией следующих мероприятий:
а) развитие систем водоотведения;
б) обустройство водоохранных зон и зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений.
Кроме того, предполагается выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые представлены в приложении N 6 к настоящей Программе, а именно:
замена коагулянта сульфата алюминия на коагулянт нового поколения;
разработка блочных станций водоподготовки малой производительности для сельских населенных пунктов;
разработка блочных станций очистки сточных вод малой производительности для сельских населенных пунктов;
проведение комплексных исследований по оценке эффективности мероприятий с целью разработки программы на новый срок и определения положительной динамики изменения состояния заболеваемости населения, связанной с влиянием водного фактора.
Ежегодный перечень мероприятий предусматривает распределение бюджетных средств по двум направлениям: финансирование переходящих строительством объектов и выделение средств на вновь начинаемые стройки и объекты.
Перечень мероприятий Программы и объемы финансирования из областного бюджета представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Перечень мероприятий инвестиционного характера в объекты капитального строительства представлены в приложении N 3 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 6 ноября 2013 г. N 960-пп в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов в пределах объема средств, предусмотренных на их реализацию законом об областном бюджете и решениями о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год, а также внебюджетных источников, привлекаемых на договорной основе.
С этой целью Программой предусматривается софинансирование из областного бюджета мероприятий по развитию системы водоснабжения и предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения в объемах до 95,0 процента стоимости работ в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований:
Уровень бюджетной обеспеченности определяется в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области".
Муниципальные образования определяют объемы финансовых средств, направляемых из бюджетов на финансирование мероприятий Программы, с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, потребностей в проведении мероприятий и сроков их выполнения, установленных градостроительным законодательством.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 2 409 587 тыс. рублей (прогнозно) (приложение N 4 к настоящей Программе).
Объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета в очередном финансовом году бюджету муниципального образования, рассчитывается по следующей формуле:
Ci - объем субсидий бюджету i-го муниципального образования на софинансирование мероприятий Программы;
Si - стоимость работ по исполнению мероприятия в i-м муниципальном образовании;
Yi - уровень софинансирования i-го муниципального образования (дифференцирован в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 23 июля 2013 г. N 614-пп в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
5. Механизм реализации мероприятий Программы
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - министерство) при участии органов местного самоуправления муниципальных образований.
Мероприятия Программы предусматривают финансирование строительства и реконструкции объектов областной и муниципальной собственности. Субсидия из областного бюджета может быть выделена на софинансирование расходов по разработке проектно-сметной документации в отношении объекта капитального строительства муниципальной собственности, если предполагаемый объем инвестиций на подготовку проектной документации согласно заданию на проектирование превышает 40,0 млн рублей.
Реализация Программы осуществляется исполнителями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на основе государственных и муниципальных контрактов на строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной собственности, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий
Механизм реализации мероприятий Программы представляет собой систему отбора муниципальных образований, имеющих проекты строительства и задания на проектирование объектов муниципальной собственности, для софинансирования из областного бюджета.
Условиями предоставления муниципальным образованиям Оренбургской области субсидий на реализацию мероприятий являются:
наличие муниципальной программы по улучшению состояния водоснабжения и качества питьевой воды, реализуемой за счет средств местного бюджета;
наличие проектно-сметной документации, утвержденной в порядке, установленном действующим законодательством, задания на проектирование (в случае софинансирования расходов по разработке проектно-сметной документации);
наличие в местном бюджете ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования в объеме, соответствующем установленному уровню софинансирования из областного бюджета;
обязательство муниципального образования обеспечить достижение целевых показателей в результате реализации Программы.
Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета не может превышать 95,0 процента расходного обязательства с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Органы местного самоуправления ежегодно в установленном министерством порядке представляют предложения по реализации на территории муниципального образования инвестиционных проектов по двум направлениям: на переходящие строительством объекты, ранее финансировавшиеся за счет средств областного бюджета (при наличии), и на вновь начинаемые объекты муниципальной собственности.
Министерство в соответствии с условиями Программы и в пределах объема средств, предусмотренных в областном бюджете на ее реализацию на очередной год, производит отбор инвестиционных проектов муниципальных образований для предоставления субсидий.
Основными критериями отбора являются:
переходящие строительством объекты муниципальной собственности, ранее финансировавшиеся за счет средств областного бюджета;
высокая степень изношенности систем водоснабжения и водоотведения;
несоответствие гигиеническим нормам используемой питьевой воды;
способствование объектов опережающему освоению земельных участков под жилищное строительство.
Проекты, прошедшие отбор, в установленном порядке включаются в перечень строек и объектов, утверждаемый постановлением Правительства Оренбургской области.
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществляется на основании заключенных соглашений между министерством и администрациями городских округов и муниципальных районов области.
В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются:
целевое назначение субсидии;
сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию;
сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусматриваемых в местном бюджете на финансирование расходного обязательства;
обязательство уполномоченного органа муниципального района заключить соглашение с органами местного самоуправления сельских поселений о предоставлении субсидий местным бюджетам сельских поселений на софинансирование мероприятий;
порядок осуществления контроля за соблюдением условий, установленных для предоставления и расходования субсидии;
порядок, форму и сроки представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
обязательство муниципального образования по достижению установленных целевых показателей эффективности использования бюджетных средств в результате реализации мероприятий Программы;
порядок приостановления и прекращения предоставления субсидий в случае нарушения органами местного самоуправления условий и обязательств, предусмотренных указанным соглашением;
иные условия, определяемые по соглашению сторон.
6. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Управление и контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется министерством.
В министерстве рассматривается информация о ходе выполнения программных мероприятий, корректируется перечень мероприятий в зависимости от приоритетности и объема выделяемых бюджетных средств, достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы.
Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий, рациональное и эффективное использование выделяемых средств.
Ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным, в министерстве рассматривается информация об итогах выполнения мероприятий Программы за отчетный год. В министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области представляется доклад о ходе выполнения Программы и эффективности использования бюджетных средств.
Информация о ходе выполнения Программы размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 августа 2012 г. N 746-пп в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
Эффективность реализации программных мероприятий оценивается в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
В социальном аспекте эффективность достигается за счет устранения негативного влияния водного фактора на здоровье людей, удовлетворения потребности населения в качественной питьевой воде в количестве, соответствующем нормам потребления.
Оценка социально-экономической эффективности программных мероприятий осуществляется на основе следующих индикаторов и показателей:
прирост мощностей, вводимых в эксплуатацию, в том числе:
водозаборов - 40,958 тыс. куб. метров/сутки;
водоводов и водопроводов - 342,4 километра;
водоочистных станций - 40,0 тыс. куб. метров/сутки;
очистных сооружений - 300,0 тыс. куб. метров/сутки;
канализационных сетей - 13,9 километра;
рост доли населенных пунктов, обеспеченных водой надлежащего качества, с 91,0 процента до 93,8 процента;
снижение проб питьевой воды, не отвечающих гигиеническим нормам:
по микробиологическим показателям с 4,3 процента до 3,5 процента;
по санитарно-химическим показателям с 9,2 процента до 7,7 процента.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности представлена в приложении N 1 к настоящей Программе. Ожидаемые результаты реализации Программы представлены в приложении N 5 к настоящей Программе.
В экологическом аспекте эффективность достигается за счет комплекса водоохранных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения и оздоровление источников питьевого водоснабжения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.