Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе
"Экономическое развитие Оренбургской
области" на 2014 - 2015 годы
и на перспективу до 2020 года
Паспорт
подпрограммы "Развитие инвестиционной и инновационной деятельности"
(далее - подпрограмма)
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз развития
На протяжении последних лет посткризисного восстановления экономики в Оренбургской области наблюдается оживление инвестиционной активности. В 2012 году на развитие экономики и социальной сферы области направлено 151,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 125,0 процента к уровню 2011 года. По сравнению с 2000 годом объем инвестиций в основной капитал в 2012 году увеличился в 2,8 раза.
Наиболее привлекательными для вложения инвестиций отраслями экономики являются нефтегазовый комплекс, транспорт и связь.
По итогам 2012 года по крупным и средним предприятиям удельный вес инвестиций за счет собственных средств предприятий и организаций составил 75,5 процента, привлеченных - 24,5 процента, из них: 3,6 процента - кредиты банков, бюджетные средства - 6,5 процента, в том числе средства федерального бюджета - 2,1 процента, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 3,4 процента.
Правительство Оренбургской области ориентировано на обеспечение максимально комфортных условий для модернизации экономики, привлечения в область новых крупных инвесторов.
Основным документом, определяющим развитие Оренбургской области на перспективу, является постановление Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года" (далее - стратегия).
Стратегией определены основные целевые индикаторы экономического развития:
рост валового областного продукта (далее - ВРП) в 2,9 раза к 2030 году по сравнению с 2008 годом;
опережающий по отношению к динамике ВРП рост заработной платы населения в 3,5 раза.
Основой для таких темпов роста станет повышение производительности труда и формирование нового постиндустриального сегмента экономики.
С целью поэтапного выполнения стратегии развития Оренбургской области, утверждена Стратегия прорыва. План действий до 2015 года. Планом предусмотрены мероприятия по формированию нового инвестиционного облика Оренбургской области с разбивкой по годам и определением ответственных исполнителей.
Для организации системной работы по привлечению инвестиций, в том числе в инновационный сегмент экономики разработана и утверждена Концепция улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области (далее - Концепция) (постановление Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2011 года N 929-п).
Концепция предполагает проведение мероприятий по комплексному улучшению инвестиционного климата в области, стимулированию спроса, активизации государственных, предпринимательских и общественных усилий по развитию экономики Оренбуржья, созданию современных высокопроизводительных рабочих мест, развитию источников финансирования инвестиций, организации высокоэффективного инвестиционного процесса.
В Оренбургской области создана нормативная правовая база по стимулированию инвестиционной деятельности.
Законом Оренбургской области от 5 октября 2009 года N 3119/712-IV-ОЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений" установлены формы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Оренбургской области и порядок ее оказания органами государственной власти Оренбургской области.
При этом на основные виды государственной поддержки могут рассчитывать инвестиционные проекты, включенные на конкурсной основе в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области, по которым предоставляются меры государственной поддержки. Порядок отбора и формирования реестра приоритетных инвестиционных проектов утвержден постановлениями Правительства Оренбургской области от 23 января 2012 года N 35-п "О порядке формирования реестра приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области, по которым предоставляются меры государственной поддержки", от 27 июля 2012 года N 642-п "Об утверждении комплекса показателей оценки финансово-экономического состояния организации и критериев эффективности инвестиционного проекта в целях отбора инвестиционных проектов для включения в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области".
В 2012 году в результате конкурсного отбора в реестр включено 5 инвестиционных проектов, суммарный объем инвестиций по которым составит более 10,7 млрд. рублей, их реализация позволит создать более 900 новых рабочих мест.
Предоставление пониженной ставки по налогу на прибыль устанавливается ежегодно на основании принятия соответствующего закона, в 2013 году действует Закон Оренбургской области от 22 августа 2012 года N 1026/294-V-ОЗ "О ставке налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков на 2013 год".
Предоставление государственной поддержки в виде пониженной ставки налога на прибыль организаций действует уже 6 лет и пользуется все большей популярностью у инвесторов. В 2013 году заключили инвестиционные договоры не только нефтяные компании, но и строительные, машиностроительные, добывающие: открытое акционерное общество "Оренбургнефть", общество с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть", открытое акционерное общество "Гайский ГОК", открытое акционерное общество "Новотроицкий цементный завод", открытое акционерное общество "Руссоль", открытое акционерное общество "МК Ормето-ЮУМЗ". По условиям заключенных договоров данные предприятия должны перечислить в областной бюджет не менее 12,2 млрд. рублей налогов.
В 2013 году в рамках государственно-частного партнерства прорабатываются следующие проекты:
строительство сети фельдшерско-акушерских пунктов в Оренбургской области;
заключение концессионного соглашения с открытым акционерным обществом "Оренбургские минералы" по передаче в концессию жилищно-коммунального хозяйства г. Ясного;
строительство гостиничного комплекса государственного учреждения здравоохранения "Областная больница восстановительного лечения" (г. Оренбург);
строительство перинатального центра в г. Орске.
Эффективным механизмом, способствующим активизации инвестиционной деятельности в области, становится открытое акционерное общество "Корпорация развития Оренбургской области".
Корпорация является единым государственный оператором по развитию инвестиционных площадок и индустриальных парков на территории области, выполняет функции органов исполнительной власти области в части развития инвестиционной деятельности (предпроектную проработку инвестиционных предложений и их проектное сопровождение на территории Оренбургской области), осуществляет профессиональный консалтинг и бизнес-планирование, ведет реестр приоритетных инвестиционных проектов, выполняет функции координатора-оператора машиностроительного (г. Орск, г. Новотроицк, г. Гай) и туристско-рекреационного кластеров (г. Соль-Илецк).
Особое внимание в инвестиционной политике уделяется информационной поддержке инвесторов.
На интерактивном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.orbinvest.ru) представлена актуальная база инвестиционных проектов и инвестиционных площадок Оренбургской области, контакты организаций инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности, а также основные положения инвестиционного законодательства.
В целях повышения прозрачности и эффективности функционирования инвестиционной системы области проводится работа по мониторингу кредитного рейтинга Оренбургской области.
Благоприятным фактором для улучшения инвестиционного климата и обеспечения привлечения в области кредитных ресурсов стал высокий кредитный рейтинг, присвоенный международным рейтинговым агентством Fitch Ratings, в иностранной и национальной валюте на уровне "BB", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг "AA-(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "позитивный".
Реализуется комплекс мер, направленных на представление инвестиционного и инновационного потенциала области на межрегиональном и международном уровнях. С 2010 года официальная делегация Оренбургской области во главе с Губернатором Оренбургской области принимает участие в ежегодном Международном инвестиционном форуме "Сочи". В мае 2011 года состоялась презентация социально-экономического и инвестиционного потенциала Оренбургской области в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, а в ноябре 2012 года - в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
С 1997 года реализуется Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее - Президентская программа) (указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 1164 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года N 774 "О подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации").
За период с 1998 по 2012 годы в рамках Президентской программы в Оренбургской области подготовлено около 966 молодых управленцев, 13 ноября 2010 года в Оренбурге состоялся региональный форум "Вклад выпускников Президентской программы в экономическое и социальное развитие региона", 15 декабря 2011 года в Оренбурге состоялся семинар выпускников Президентской программы на тему "Профессиональная квалификация управленцев".
Проведен ряд семинаров совместно с немецким обществом In Went на темы: "Инвестиционная привлекательность региона с точки зрения немецкого бизнеса", "Маркетинг регионов: опыт и перспективы", "Технологии и управление в логистике. Опыт Германии".
В целях обеспечения получения потенциальными инвесторами полной и достоверной информации, необходимой при принятии решения об инвестировании в области ежегодно издается справочное издание "Инвестиционный паспорт Оренбургской области".
С 2011 года в области проводится ежегодный экономический форум "Оренбуржье". Основной акцент на форуме уделяется вопросам привлечения инвестиций на муниципальном уровне, в том числе на социальные объекты на условиях государственно-частного партнерства. Кроме того, в рамках форума проводится награждение лучших муниципальных образований, добившихся значительных результатов в привлечении инвестиций и предприятий области, внесших наибольший вклад в социально-экономическое развитие Оренбургской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы), описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы определены стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. К ним относятся:
формирование нового инвестиционного облика Оренбургской области;
привлечение инвестиций в основной капитал;
привлечение прямых иностранных инвестиций;
стимулирование роста спроса на инновации.
Цель подпрограммы - формирование благоприятного инвестиционного климата в области, увеличение притока инвестиционных средств, расширение инновационного сегмента экономики Оренбургской области.
Для достижения цели предусмотрено решение следующих задач:
внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;
разработка мер государственного регулирования в сферах инвестиционной и инновационной деятельности на территории Оренбургской области;
повышение эффективности деятельности организаций региональной инвестиционной и инновационной инфраструктуры, создание ее недостающих элементов;
поддержание имиджа инвестиционно-привлекательной области, продвижение Оренбургской области на российском и международном рынках инвестиций;
содействие подготовке высококвалифицированных кадров в сфере инвестиций и продвижения инноваций для муниципальных образований области;
содействие реализации экономически эффективных инвестиционных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) особо значимых для социально-экономического развития Оренбургской области;
привлечение средств федеральных институтов развития;
развитие государственно-частного партнерства в Оренбургской области.
Показателями (индикаторами) решения задач и достижения цели подпрограммы будут являться:
объем инвестиций в основной капитал - 368 325,5 млн рублей к 2020 году;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал - 104,5 процента в 2020 году;
объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя - 180 965 рублей к 2020 году;
удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, увеличение с 21,1 процента в 2015 году до 28,0 процента в 2020 году;
объем внешнеторгового оборота на душу населения - увеличение с 1,92 тыс. долл. США в 2015 году до 2,31 тыс. долл. США в 2020 году;
объем иностранных инвестиций на душу населения - 259,7 долл. США к 2020 году;
объем межобластного оборота на душу населения на душу населения - увеличение с 98,3 тыс. рублей в 2015 году до 130,9 тыс. рублей в 2020 году.
Перечень показателей (индикаторов) с разбивкой по годам приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Реализация подпрограммы позволит повысить инвестиционную привлекательность Оренбургской области, в том числе за счет продвижения позитивного имиджа области в Российской Федерации и за рубежом, увеличить объем инвестиций в основной капитал Оренбургской области, налоговые поступления в областной бюджет, объемы инвестиций, привлекаемых за счет средств федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных целевых программ, иных федеральных институтов развития, долю отгруженных инновационных товаров, работ, услуг по организациям промышленного комплекса в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг; создать и обеспечить функционирование информационного двуязычного интерактивного портала в сети Интернет, посвященного вопросам инвестиционного и инновационного развития, трансферту технологий.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма включает в себя ведомственную целевую программу "Развитие выставочно-презентационной деятельности в Оренбургской области на 2013 - 2015 годы", цель которой - содействие устойчивому социально-экономическому развитию Оренбургской области посредством формирования положительного имиджа области на международном и общероссийском уровнях. В числе ее задач - развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей Оренбургской области, позиционирование достижений Оренбургской области в отраслях экономики, науки и социальной сфере, привлечение внимания деловых кругов России и за рубежом к инвестиционному потенциалу области, создание условий для расширения рынков сбыта продукции местных товаропроизводителей, обеспечение профессионального общения и обмена опытом представителей органов государственной и муниципальной власти, различных отраслей экономики, бизнес-сообщества по актуальным проблемам и перспективам развития экономики.
Мероприятие по предоставлению грантов городским округам и муниципальным районам в целях повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований Оренбургской области осуществляется по результатам отбора городских округов и муниципальных районов в рамках ежегодно проводимого областного конкурса в номинации "Лучшее муниципальное образование Оренбургской области по инвестиционной привлекательности" (далее - конкурс).
Конкурс проводится по двум категориям:
I категория - городские округа;
II категория - муниципальные районы.
Порядок организации и проведения конкурса среди городских округов и муниципальных районов и порядок предоставления из областного бюджета грантов муниципальным образованиям в целях повышения их инвестиционной привлекательности устанавливаются Правительством Оренбургской области.
Сумма гранта победителям конкурса составляет:
первое место - 1 000,0 тыс. рублей;
второе место - 500,0 тыс. рублей;
третье место - 300,0 тыс. рублей.
Гранты, полученные городскими округами и муниципальными районами, направляются на следующие цели:
участие в выставках, форумах, направленных на повышение инвестиционной привлекательности;
изготовление выставочно-презентационной продукции, подготовка и печать полиграфической продукции, ориентированной на повышение инвестиционного потенциала и привлечение инвестиций в экономику муниципального образования;
премирование работников администрации городского округа, муниципального района (в пределах не более 20 процентов от общей суммы полученного гранта).
Распределение иных межбюджетных трансфертов на предоставление грантов между городскими округами и (или) муниципальными районами - победителями конкурса утверждается Правительством Оренбургской области.
Достижение целей и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса основных мероприятий подпрограммы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 5 к настоящей Программе.
4. Характеристика мер государственно-правового регулирования
Государственно-правовое регулирование подпрограммы осуществляется через систему нормативных правовых актов.
Предоставление преференции по налогу организации в отношении имущества, вновь созданного или приобретаемого нового (не бывшего в эксплуатации) в результате реализации инвестиционного проекта или инвестиционной программы, осуществляется в рамках Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций". Максимальный срок предоставления налоговой льготы составляет 5 лет с момента подписания инвестиционного договора между Правительством Оренбургской области и субъектом инвестиционной деятельности.
Предоставление инвестиционного налогового кредита регулируется Законом Оренбургской области от 3 мая 2012 года N 803/214-V-ОЗ "О дополнительных основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита в Оренбургской области".
Предоставление государственных гарантий инвесторам реализуется в рамках Закона Оренбургской области от 9 июля 2012 года N 923/283-V-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Оренбургской области" и постановления Правительства Оренбургской области от 24 августа 2012 года N 702-п "Об управлении государственным долгом Оренбургской области".
Закон Оренбургской области от 24 августа 2012 года N 1041/308-V-ОЗ "Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве" позволяет проводить эффективную политику по привлечению частных инвестиций в объекты инфраструктуры.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 5 октября 2009 года N 3119/712-IV-ОЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений" реализуются следующие меры государственной поддержки инвесторов:
предоставление льготы по налогу на имущество организаций на вновь вводимые объекты основных средств, сроком до 5 лет;
предоставление пониженной на 4 процентных пункта ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов или инвестиционных программ;
изменение сроков уплаты налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, и региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита;
предоставление субсидий из областного бюджета инвесторам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение части затрат в связи с реализацией инвестиционных проектов;
предоставление государственных гарантий Оренбургской области;
предоставление государственного имущества Оренбургской области для обеспечения обязательств субъектов инвестиционной деятельности;
предоставление грантов субъектам инвестиционной деятельности на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;
предоставление льгот по аренде имущества и объектов недвижимости, за исключением земельных участков;
оказание инвесторам информационной, организационной и правовой поддержки.
Предоставление налоговых льгот позволяет создавать дополнительные рабочие места. Объем недополученных в областной бюджет доходов в результате предоставления налоговых льгот восполняется по истечении срока окупаемости инвестиционных проектов за счет поступлений налогов. Коэффициент бюджетной эффективности, рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 30 июня 2009 года N 320-п "Об утверждении порядка оценки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств областного бюджета" составляет больше единицы.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
В рамках реализации мероприятий подпрограммы не планируется оказания государственными учреждениями государственных услуг юридическим и физическим лицам.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями
Так как подпрограмма не направлена на достижение целей, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного управления, раздел не заполняется.
7. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
Участие в реализации подпрограммы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов не планируется.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1 166 030 тыс. рублей. Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе по годам реализации:
2014 год - 217 690,0 тыс. рублей, в том числе на реализацию ведомственной целевой программы "Развитие выставочно-презентационной деятельности в Оренбургской области на 2013 - 2015 годы" - 9 700 тыс. рублей;
2015 год - 24 390,0 тыс. рублей, в том числе на реализацию ведомственной целевой программы "Развитие выставочно-презентационной деятельности в Оренбургской области на 2013 - 2015 годы" - 16 400 тыс. рублей;
2016 год - 24 390,0 тыс. рублей;
2017 год - 224 890,0 тыс. рублей;
2018 год - 224 890,0 тыс. рублей;
2019 год - 224 890,0 тыс. рублей;
2020 год - 224 890,0 тыс. рублей.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации мероприятий подпрограммы вероятно наступление неблагоприятных событий (рисков), которые способны повлиять на их успешную реализацию, а также на реализацию подпрограммы в целом. Риски систематизированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группа рисков |
Риски |
Уровень влияния |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внутренние риски |
необоснованное перераспределение средств, определенных подпрограммой, в ходе ее исполнения |
умеренный |
разработка и внедрение системы контроля и управления реализацией мероприятий подпрограммы, оценки эффективности использования бюджетных средств; мониторинг результативности реализации подпрограммы |
недостаточный профессиональный уровень кадров, необходимый для эффективной реализации мероприятий подпрограммы |
низкий |
проведение подготовки и переподготовки кадров |
|
Внешние риски |
снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, кризис банковской системы |
высокий |
проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы; использование кредитных схем, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий подпрограммы для частных инвесторов |
недостаточное финансирование (секвестирование) мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета |
высокий |
определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников |
|
возможные изменения федерального и областного законодательства |
умеренный |
проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве; своевременное внесение изменений в правовые акты и (или) принятие правовых актов Оренбургской области, касающихся сферы реализации подпрограммы |
|
недоверие субъектов экономической деятельности к доступности мероприятий подпрограммы |
низкий |
осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования субъектов экономической деятельности о видах государственной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления |
10. Методика оценки эффективности подпрограммы
Методика оценки эффективности подпрограммы представлена в приложении N 12 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.