Решение Оренбургского областного суда
от 23 апреля 2013 г. N 3-5/2013
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2013 г. N 47-АПГ13-3 настоящее решение остановлено без изменения
Оренбургский областной суд в составе: судьи областного суда Хакимовой О.В. при секретаре С.А.В. с участием прокурора У.Е.Т.
представителя; заявителя С.В.Л. - адвоката Д.Е.А., представителей Законодательного Собрания Оренбургской области Е.Т.М. и Е.О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.В.Л. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с 27 июля 2006 года пункта "г" части 1 статьи 4 Закона Оренбургской области от 8 июня 1998 года N 47/6-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области", установил:
С.В.Л. являлся депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва от 17 апреля 2013 года N 1422 "О досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Оренбургской области от областного избирательного округа С.В.Л." на основании подпункта "г" части 1 статьи 4 Закона Оренбургской области от 8 июня 1998 года N 47/6-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" его депутатские полномочия прекращены с 17 апреля 2013 года в связи со вступлением в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.
С.В.Л. обратился в Оренбургский областной суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта "г" части 1 статьи 4 Закона Оренбургской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области".
В обоснование требований заявитель указал, что в силу преамбулы, а также части 4 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 184-ФЗ), статус депутата законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется указанными Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "б" части 1 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
По мнению заявителя, регулирование статуса депутата Законодательного Собрания Оренбургской области должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством. Частичное воспроизведение норм федерального закона в правовом акте Оренбургской области, устанавливающем статус депутата Законодательного Собрания области, влечет его противоречие законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку устанавливает иное правовое регулирование не предусмотренное федеральным законодательством.
Так как Федеральный закон N 184-ФЗ не устанавливает правовое регулирование о конституционно-правовой ответственности депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации в виде досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в отношении этого лица, оспариваемая заявителем норма Закона Оренбургской области противоречит законодательству большей юридической силы и не подлежит применению.
Заявитель также указывал на противоречие оспариваемой им нормы Закона Оренбургской области Уставу (Основному Закону) Оренбургской области, так как с 24 марта 2002 г. - даты вступления в силу Закона Оренбургской области "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области" Законодательное Собрание обязано было привести Закон Оренбургской области от 8 июня 1998 года N 47/6-ОЗ в соответствие с принятыми нормативными актами: Федеральным законом N 184-ФЗ и Уставом Оренбургской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "14 марта 2002 г."
В судебном заседании представитель С.В.Л. - адвокат Д.Е.А. уточнила заявленные требования и просила признать норму о конституционно-правовой ответственности депутата Законодательного Собрания области в виде досрочного прекращения депутатских полномочий, в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в отношении этого лица, установленную пунктом "г" части 1 статьи 4 Закона Оренбургской области от 8 июня 1998 года "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" противоречащей Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и не действующей с 27 июля 2006 года, так как в этот день вступили в силу внесенные изменения в Федеральный закон N 184-ФЗ, а органы законодательной власти Оренбургской области не внесли изменения в оспариваемую норму закона.
Представители заинтересованного лица - Законодательного Собрания Оренбургской области Е.Т.М. и Е.О.Ю. с требованиями С.В.Л. не согласились, поскольку Закон Оренбургской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" принят в пределах компетенции и полномочий представительного органа области и соответствует федеральному законодательству.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявления С.В.Л. следует отказать, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Подпунктом "г" пункта 1 статьи 4 Закона Оренбургской области от 8 июня 1998 года N 47/6-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" установлено, что полномочия депутата Законодательного Собрания прекращаются досрочно в случае:
"г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Законодательного Собрания".
Закон Оренбургской области был опубликован в Бюллетене Законодательного Собрания Оренбургской области от 20 июня 2001 года, в газете "Южный Урал", N 146 от 3 августа 2001 года.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 10 вышеназванного Федерального закона статус депутата регулируется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 33 "Устава (Основного Закона) Оренбургской области", принятого решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 25 октября 2000 года N 724, статус депутата, порядок подготовки и проведения выборов, порядок отзыва депутата регулируются законами Оренбургской области.
Учитывая, что специальный Федеральный закон о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не принят, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам определения статуса депутата органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, порядка и форм деятельности указанного органа, его полномочий.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Закон Оренбургской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" принят в пределах полномочий законодательного органа государственной власти области.
Суд не соглашается с утверждением заявителя о том, что Федеральный закон N 184-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий депутата. В федеральном законе содержатся не все основания для досрочного прекращения полномочий, следовательно, этот перечень является открытым, а потому законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе ввиду отсутствия федерального закона о статусе депутатов принимать собственные законы, предусматривающие основания для досрочного прекращения полномочий своих депутатов.
Суд соглашается с мнением представителей Законодательного Собрания области о том, что если на федеральном уровне нормативно не урегулированы некоторые элементы правового статуса депутата, в частности, меры его публично-правовой ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний, то правовой статус депутата законодательного органа Российской Федерации, нельзя считать полностью урегулированным нормами федерального законодательства.
Следует также отметить, что федеральные законы, регулирующие деятельность депутатов Государственной Думы, а также депутатов местных органов самоуправления, предусматривают досрочное прекращение полномочий депутата в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом, следовательно, отсутствие этого основания для прекращения полномочий депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации ставит депутатов разного уровня в неравное положение в случаях, если в отношении их имеется вступивший в законную силу приговор суда.
Обжалуемая заявителем норма Закона Оренбургской области предусматривает в качестве необходимого условия наличие вступившего в законную силу приговора суда и преследует правомерную цель - конституционную ответственность выборного лица публичной власти за несоблюдение условий депутатской деятельности, которая среди прочих предусматривает обязанность депутатов соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы (п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
На основании изложенного, требования С.В.Л о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с 27 июля 2006 года, пункта "г" части 1 статьи 4 Закона Оренбургской области от 8 июня 1998 года N 47/6-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении заявления С.В.Л. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Оренбургского областного суда |
О.В. Хакимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 23 апреля 2013 г. N 3-5/2013
Текст решения официально опубликован не был