Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к порядку установления
организациям, осуществляющим
образовательную деятельность
по образовательным программам
среднего профессионального
и высшего образования, контрольных
цифр приема за счет средств
областного бюджета
Методика
проведения конкурсного отбора и критерии принятия решения об установлении организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, контрольных цифр приема за счет средств областного бюджета
I. Общие положения
1. Контрольные цифры приема граждан по специальностям и направлениям подготовки для обучения за счет средств областного бюджета по образовательным программам высшего образования (далее - контрольные цифры приема) в рамках каждой специальности и направления подготовки высшего образования устанавливаются образовательным организациям высшего образования (далее - образовательные организации) в объеме, не превышающем предложений по установлению контрольных цифр приема, указанных в заявке образовательной организации.
2. При установлении контрольных цифр приема в рамках конкурса, проводимого на уровне области, учитываются показатели деятельности образовательной организации, расположенной на территории Оренбургской области (без учета филиалов, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации), или филиалов образовательных организаций, расположенных на территории Оренбургской области.
3. Критерием принятия решения об установлении контрольных цифр приема по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) является показатель потенциала образовательной организации.
4. Принятие решения об установлении контрольных цифр приема по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в ординатуре и ассистентуре-стажировке осуществляется на основе экспертных оценок в соответствии с разделом IV настоящей Методики.
5. Значение показателя потенциала образовательной организации рассчитывается по следующей формуле:
, где:
PPV - показатель потенциала образовательной организации;
PEV - нормированное значение показателя эффективности деятельности образовательной организации, участвующей в конкурсе, проводимом на областном уровне;
T - удельный вес численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения в образовательной организации, в общем числе выпускников за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс.
Данный показатель используется при расчете показателя потенциала образовательной организации, участвующей в конкурсе на установление контрольных цифр приема по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, и рассчитывается по формуле:
, где:
- общее количество выпускников;
- количество выпускников, обратившихся в службу занятости в течение года после выпуска;
PEP - показатель эффективности реализуемых образовательной организацией образовательных программ бакалавриата и специалитета (), магистратуры () и программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) ();
R - показатель, характеризующий возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров с высшим образованием в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям и направлениям подготовки, который рассчитывается как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых экспертным путем этой образовательной организации по данному показателю. Максимальное значение данного показателя в баллах указывается в объявлении о проведении конкурса.
В случае применения критериев данного показателя баллы, присуждаемые заявке образовательной организации по указанному показателю, рассчитываются по формуле:
, где:
- сумма баллов, присуждаемая заявке образовательной организации по указанному показателю;
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое конкурсной комиссией заявке i-ой образовательной организации на участие в конкурсе по g-му критерию, где g - количество установленных критериев.
Данный показатель используется при установлении контрольных цифр приема по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры при проведении конкурса на областном уровне.
Максимальное значение данного показателя в баллах указывается в объявлении о проведении конкурса.
6. Показатель эффективности деятельности образовательной организации (PEV) рассчитывается в соответствии с разделом II настоящей Методики.
7. Показатель эффективности реализуемой образовательной организацией образовательной программы (PEP) рассчитывается в соответствии с разделом III настоящей Методики.
8. Все показатели деятельности образовательной организации, показатели, характеризующие реализуемые образовательными организациями образовательные программы, нормируются в следующем порядке:
нормировка значений по каждому показателю деятельности образовательной организации I осуществляется посредством рейтингования образовательных организаций.
Рейтинг по каждому показателю деятельности строится из уникальных значений соответствующего показателя из полного набора данных по указанному показателю для всех образовательных организаций, принимающих участие в расчете показателя потенциала образовательной организации.
Позиция образовательной организации в рейтинге I (начиная с первой) определяется в порядке убывания показателя деятельности образовательной организации Ii, содержащего только уникальные значения этого показателя.
Для каждого показателя определяется его интегральное значение как сумма значений показателей всех образовательных организаций по следующей формуле:
Образовательные организации в зависимости от рейтинга каждого показателя разбиваются на три группы:
первую группу составляют образовательные учреждения, для которых значения I меньше или равны 150. Для этих образовательных организаций распределяется 70 процентов суммарного интегрального значения показателя пропорционально месту образовательной организации в рейтинге I по данному показателю:
;
вторую группу составляют образовательные организации, для которых I меньше или равны 850 и больше 150. Для этих образовательных организаций распределяется 20 процентов суммарного интегрального значения показателя пропорционально месту образовательной организации в рейтинге I по данному показателю:
;
третью группу составляют образовательные организации, для которых I больше 850. Для этих образовательных организаций распределяется 10 процентов суммарного интегрального значения показателя пропорционально месту образовательной организации в рейтинге I по данному показателю:
.
Коэффициенты линейного преобразования выбираются из условия непрерывности полученной линии распределения.
При этом значение показателя для образовательной(ых) организации(ий), занимающей(их) первую позицию в рейтинге, принимается равным 100; значение показателя для образовательной(ых) организации(ий), занимающей(их) последнюю позицию в рейтинге, приравнивается к нулю.
9. Объем контрольных цифр приема по специальности или направлению подготовки для образовательной организации, участвующей в конкурсе, проводимом на уровне Оренбургской области, рассчитывается по формуле:
, где:
КЦП - объем контрольных цифр приема по специальности или направлению подготовки для образовательной организации, участвующей в конкурсе, проводимом на уровне Оренбургской области;
Z - объем предложений по установлению контрольных цифр приема по соответствующей специальности или направлению подготовки в заявке образовательной организации;
PPV - потенциал образовательной организации по соответствующей специальности или направлению подготовки;
b - коэффициент, который определяется из условия для , рассчитанное значение КЦП округляется до ближайшего целого. Суммирование КЦП проводится по заявкам всех образовательных организаций, подавших заявку на участие в конкурсе по данной специальности или направлению подготовки;
Q - объем контрольных цифр приема по соответствующей специальности или направлению подготовки, распределяемый в ходе проведения конкурса.
II. Расчет нормированного значения показателя эффективности деятельности образовательной организации
10. Расчет нормированного значения показателя эффективности деятельности образовательной организации осуществляется по следующей формуле:
, где:
PEV - нормированное значение показателя эффективности деятельности образовательной организации, участвующей в конкурсе, проводимом на областном уровне;
- нормированное значение по каждому показателю деятельности образовательной организации;
О - значение показателя образовательной организации по среднему баллу единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) студентов, рассчитанное по формуле:
, где:
- сумма средних баллов ЕГЭ студентов, принятых на обучение по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета по образовательным программам бакалавриата и специалитета в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс, умноженных на количество всех студентов, принятых на обучение по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета по образовательным программам бакалавриата и специалитета в соответствующем году;
- сумма средних баллов ЕГЭ студентов, принятых на обучение по очной форме обучения по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц по образовательным программ бакалавриата и специалитета в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс, умноженных на численность всех студентов, принятых на обучение по очной форме обучения по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц по образовательным программам бакалавриата и специалитета в соответствующем году;
- суммарная численность студентов, принятых на обучение по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета по образовательным программам бакалавриата и специалитета в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс;
- суммарная численность студентов, принятых на обучение по очной форме обучения по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц по образовательным программам бакалавриата и специалитета в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс;
- значение показателя, характеризующее научную деятельность образовательной организации, рассчитанное по формуле:
, где:
- количество публикаций в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 научно-педагогических работников (далее - НПР)*, приведенных к целочисленным значениям ставок, рассчитанное как отношение количества опубликованных статей в рецензируемых научных журналах мира, которые учитываются при расчете индекса цитируемости в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science, к численности НПР, приведенных к целочисленным значениям ставок, умноженное на 100;
- доходы образовательной организации от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного НПР, рассчитанные как отношение общего объема выполненных исследований и разработок к численности НПР, приведенных к целочисленным значениям ставок;
- удельный вес контингента иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в общем контингенте студентов, приведенном к очной форме обучения, рассчитанный как отношение приведенного к очной форме обучения контингента иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к общему приведенному к очной форме обучения контингенту студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования;
- значение показателя, характеризующее финансовую деятельность образовательной организации, рассчитанное по формуле:
, где:
- доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного НПР, рассчитанные как отношение бюджетных и внебюджетных средств, полученных образовательной организацией, к численности НПР, приведенных к целочисленным значениям ставок;
- отношение среднего заработка НПР в образовательной организации к средней заработной плате по экономике Оренбургской области, рассчитанное как отношение фонда начисленной заработной платы НПР, деленного на среднесписочную численность НПР и количество месяцев в году, к средней заработной плате по экономике области, выраженное в процентах. Среднесписочная численность НПР определяется путем суммирования среднесписочной численности НПР за все месяцы отчетного периода и деления полученной суммы на количество месяцев в отчетном периоде. Среднесписочная численность НПР за месяц исчисляется путем суммирования численности НПР списочного состава** за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число календарных дней месяца;
- общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений), находящихся на правах собственности и (или) в оперативном управлении, в расчете на одного студента (приведенного контингента), рассчитанная как отношение общей площади учебно-лабораторных зданий, находящихся на правах собственности и (или) в оперативном управлении, к численности приведенного контингента студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования.
____________________________________________
* Под численностью НПР здесь и далее понимают численность работников профессорско-преподавательского состава и научных работников (на 1 октября года, предшествующего году, в котором проводится конкурс), включая работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей), без работающих по договорам гражданско-правового характера.
** В численность НПР списочного состава включаются НПР, работавшие по трудовому договору и выполнявшие работу один день и более, как фактически работавшие, так и отсутствовавшие на работе по каким-либо причинам (находившиеся в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках, в служебных командировках; не явившиеся на работу по болезни).
Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на работу с неполным рабочим временем, при определении среднесписочной численности учитываются пропорционально отработанному времени.
Работники, получающие в одной организации две, полторы ставки или оформленные в одной организации как внутренние совместители, учитываются в списочной численности работников как один человек.
Не включаются в списочную и среднесписочную численность работники: находящиеся в отпусках по беременности, родам и в отпусках по уходу за ребенком; принятые на работу по совместительству из других организаций.
Средняя численность внешних совместителей исчисляется пропорционально фактически отработанному времени.
III. Расчет показателя эффективности реализуемой образовательной организацией образовательной программы
11. В качестве показателя, характеризующего эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы бакалавриата и специалитета, используется нормированное значение среднего балла ЕГЭ по соответствующей специальности или направлению подготовки образовательной организации, приведенное к единому виду распределения для выборки образовательных организаций, участвующих в конкурсе на уровне Оренбургской области.
Нормировка значений среднего балла ЕГЭ по соответствующей специальности или направлению подготовки осуществляется по формуле:
, где:
- среднее значение по выборке средних баллов ЕГЭ по соответствующей специальности или направлению подготовки для образовательных организаций, участвующих в конкурсе, проводимом на областном уровне, по соответствующей специальности или направлению подготовки;
- средний балл ЕГЭ для специальности или направления подготовки образовательной организации;
- среднеквадратичное отклонение по выборке средних баллов ЕГЭ по соответствующей специальности или направлению подготовки для образовательных организаций, участвующих в конкурсе, проводимом на областном уровне по соответствующей специальности или направлению подготовки;
- среднеквадратичное отклонение по выборке нормированных значений показателей деятельности образовательных организаций, участвующих в конкурсе, проводимом на областном уровне, по соответствующей специальности или направлению подготовки;
- среднее значение по выборке нормированных значений показателей деятельности для образовательных организаций, участвующих в конкурсе, проводимом на областном уровне, по соответствующей специальности или направлению подготовки.
Средний балл ЕГЭ для специальности или направления подготовки образовательной организации рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- средний балл ЕГЭ k-го студента, рассчитанный как отношение суммы результатов ЕГЭ k-го студента, признаваемых как результаты вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, на которую осуществляется прием, к числу таких предметов в году, предшествующему году, на который устанавливаются контрольные цифры приема.
Средние баллы ЕГЭ рассчитывают исходя из данных о ЕГЭ лиц, зачисленных на обучение по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц по соответствующей специальности или направлению подготовки, реализуемой образовательной организацией. Средние баллы ЕГЭ рассчитываются по специальностям и направлениям подготовки, на обучение по которым поступило не менее 10 человек. В случае если на обучение по специальности или направлению подготовки поступило менее 10 человек, средние баллы ЕГЭ рассчитываются по той укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, в которую входит соответствующая специальность или направление подготовки. Если прием на соответствующую укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки составлял менее 10 человек, средние баллы ЕГЭ рассчитываются по образовательной организации в целом.
К расчету принимаются данные о результатах ЕГЭ лиц, зачисленных по общему конкурсу, и лиц, имеющих право на прием без вступительных испытаний.
При расчете средних баллов ЕГЭ учитывают данные о результатах ЕГЭ лиц, зачисленных на первый курс в образовательную организацию, по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, на которую осуществлен прием.
При зачислении в образовательную организацию лиц, имеющих право на прием без вступительных испытаний, результаты таких студентов признаются как наивысшие результаты ЕГЭ (100 баллов) по указанным общеобразовательным предметам.
При зачислении в образовательную организацию лиц, имеющих право быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, результаты таких студентов признаются как наивысшие результаты ЕГЭ (100 баллов) по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников. По другим общеобразовательным предметам, соответствующим специальности и направлению подготовки, учитываются баллы ЕГЭ таких студентов в соответствии с их свидетельствами о результатах ЕГЭ.
Результаты победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, признаются образовательными организациями как наивысшие результаты ЕГЭ (100 баллов) по этим общеобразовательным предметам при приеме на специальности и направления подготовки, не соответствующие профилю олимпиады школьников;
- количество студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по соответствующей специальности и направлению подготовки.
12. В качестве показателя, характеризующего эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы магистратуры, используются показатели публикационной активности научно-педагогических работников образовательной организации и расходы образовательной организации на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки.
Показатель, характеризующий эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы магистратуры, рассчитывается по следующей формуле:
, где:
j - область науки;
- количество цитирований статей, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе данных Web of Science и Российском индексе научного цитирования (далее - РИНЦ) по соответствующей области науки в расчете на 100 НПР, приведенных к целочисленным значениям ставок, рассчитанное как отношение количества цитирований публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и РИНЦ, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, по соответствующей области науки, к численности НПР, умноженное на 100, по следующей формуле:
, где:
- количество цитирований статей, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в базе данных Web of Science отдельно по соответствующей области науки;
- количество цитирований статей, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в базе данных РИНЦ отдельно по соответствующей области;
NPR - количество НПР;
- расходы образовательной организации на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки в расчете на одного НПР, рассчитанные как отношение объема расходов образовательной организации на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки к численности НПР, приведенных к целочисленным значениям ставок.
13. В качестве показателя, характеризующего эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), используются показатели публикационной активности научно-педагогических работников образовательной организации, расходы образовательной организации на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки, а также показатель, характеризующий эффективность функционирования аспирантуры (адъюнктуры).
Показатель, характеризующий эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), рассчитывается по следующей формуле:
, где:
показатели и рассчитываются в соответствии с расчетом показателя, характеризующего эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы магистратуры;
эффективность функционирования аспирантуры (адъюнктуры) по областям подготовки, рассчитанная по следующей формуле:
, где:
- среднее количество защит диссертаций в срок за два года, предшествующих году, в котором проводится конкурс, рассчитанное как отношение количества защит в срок за два года, предшествующие году, в котором проводится конкурс, к численности выпуска аспирантов (адъюнктов) за два года, предшествующие году, в котором проводится конкурс, умноженное на 100;
- выполнение контрольных цифр приема граждан для обучения в аспирантуре (адъюнктуре), установленных в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс, рассчитанное как отношение количества принятых в аспирантуру (адъюнктуру) к установленным в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс, контрольным цифрам приема, умноженное на 100.
IV. Методика оценки конкурсных заявок для принятия решения об установлении контрольных цифр приема по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в ординатуре и ассистентуре-стажировке
14. Критерием принятия решения об установлении контрольных цифр приема по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в ординатуре и ассистентуре-стажировке является экспертная оценка потенциала образовательной организации по 100-балльной шкале.
Потенциал образовательной организации рассчитывается как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых экспертным путем i-ой образовательной организации.
Баллы, присуждаемые заявке i-ой образовательной организации, рассчитываются по формуле:
, где:
- сумма баллов, присуждаемая заявке i-ой образовательной организации;
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое конкурсной комиссией заявке i-ой образовательной организации на участие в конкурсе по g-му критерию;
g - количество установленных критериев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.