Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе
"Развитие здравоохранения
Оренбургской области"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма 4
"Охрана здоровья матери и ребенка"
(далее - Подпрограмма)
30 апреля, 15 мая, 2 июля, 14 ноября, 30 декабря 2014 г., 26 июня, 24 сентября, 24 декабря 2015 г., 24 октября, 29 декабря 2016 г., 13 февраля 2017 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 13 февраля 2017 г. N 110-пп в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
- |
минздрав |
Участники Подпрограммы |
- |
минстрой; ТФОМС |
Цель Подпрограммы |
- |
повышение эффективности службы родовспоможения и детства |
Задачи Подпрограммы |
- |
своевременная диагностика и коррекция нарушений развития плода и новорожденного; повышение выживаемости детей с экстремально низкой массой тела при рождении; повышение качества медицинской помощи детям; совершенствование профилактики ВИЧ-инфекции у новорожденных; повышение рождаемости за счет сохранения беременностей у женщин, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах; поддержка беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет |
Показатели (индикаторы) Подпрограммы |
- |
показатель ранней неонатальной смертности; доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах; доля беременных женщин, обследованных по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, в общем числе поставленных на учет в первый триместр беременности; охват неонатальным скринингом (доля новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, в общем числе родившихся живыми); охват аудиологическим скринингом (доля детей первого года жизни, обследованных на аудиологический скрининг, в общем числе детей первого года жизни); выживаемость в акушерском стационаре детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела (доля выживших в общем числе новорожденных, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре); больничная летальность детей (доля умерших детей в общем числе поступивших); охват пар "мать-дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами; результативность мероприятий по профилактике абортов (доля женщин, принявших решение вынашивать беременность, в общем числе женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности); смертность детей 0 - 17 лет |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы, реализуется в 1 этап |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы |
- |
общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит 15 715 627,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 1 807 617,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 870 092,3 тыс. рублей; 2016 год - 1 966 243,8 тыс. рублей; 2017 год - 2 103 259,8 тыс. рублей; 2018 год - 2 348 183,3 тыс. рублей; 2019 год - 2 460 115,4 тыс. рублей; 2020 год - 3 160 115,4 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
- |
снижение ранней неонатальной смертности к 2020 году до 1,8 случая на 1000 родившихся живыми; увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, к 2020 году до 92,0 процента; увеличение доли беременных женщин, обследованных по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, в общем числе поставленных на учет в первый триместр беременности к 2020 году до 94,0 процента; увеличение доли новорожденных, обследованных на неонатальный скрининг на наследственные заболевания, в общем числе родившихся живыми к 2020 году до 95,0 процента; увеличение доли новорожденных, обследованных на аудиологический скрининг, в общем числе детей первого года жизни к 2020 году до 95,0 процента; увеличение выживаемости в акушерском стационаре детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, к 2020 году до 730,0 промилле; снижение больничной летальности детей к 2020 году до 0,19 процента; увеличение доли охвата пар "мать-дитя" химиопрофилактикой ВИЧ-инфекции в соответствии с действующими стандартами к 2020 году до 99,0 процента; увеличение доли женщин, принявших решение вынашивать беременность, в общем числе женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, к 2020 году до 15,0 процента; снижение смертности детей 0 - 17 лет к 2020 году до 7,4 случая на 10 тыс. человек соответствующего возраста |
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения "Здоровье", Концепции демографической политики до 2025 года привела к позитивным изменениям демографической ситуации в Оренбургской области.
Количество родов, принимаемых в Оренбургской области, имеет тенденцию к росту: 2010 год - 28859, 2011 год - 28078, 2012 год - 29702.
По-прежнему высокой остается частота осложнений беременности и родов, что приводит к рождению недоношенных и маловесных детей, которые нуждаются в продолжительном лечении и реабилитации, доля нормальных родов остается на уровне 45,0 - 47,0 процента.
Показатели материнской смертности в пересчете на 100 тыс. родившихся живыми составляют:
2009 год - 32,0 (9 случаев),
2010 год - 28,0 (8 случаев),
2011 год - 35,5 (10 случаев),
2012 год - 16,8 (5 случаев).
Перинатальная смертность в связи с переходом Российской Федерации на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, выросла с 7,9 промилле в 2011 году до 11,77 промилле в 2012 году.
В 2012 году в области развернуты:
1201 акушерская койка (показатель обеспеченности на 10000 женщин фертильного возраста составил 22,7, по Российской Федерации в 2010 году - 20,9),
948 гинекологических коек (показатель обеспеченности на 10000 женщин фертильного возраста - 8,5, по Российской Федерации - 8,7);
67 коек реанимации для беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных (35 из них - в составе общебольничных отделений анестезиологии и реанимации).
Число коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных в акушерских стационарах третьего уровня - 37, в стационарах второго уровня - 12. В общебольничных отделениях реанимации и интенсивной терапии развернуто 25 коек для новорожденных.
Палаты интенсивной терапии для новорожденных организованы в 13 родильных домах и родильных отделениях Оренбургской области (суммарное количество коек - 31).
Все учреждения родовспоможения разделены на три группы оказания медицинской помощи:
1 группа (25 учреждений) - родильные отделения ЦРБ, в которых не обеспечено круглосуточное дежурство врача акушера-гинеколога, - 300 коек, количество родов - 4652 (15,0 процента в общем числе родов в 2012 году);
2 группа - 13 учреждений здравоохранения, имеющих в своей структуре палаты реанимации и интенсивной терапии для женщин и новорожденных, - 558 коек, количество родов - 17381 (59,0 процента в общем числе родов в 2012 году);
3 группа - 2 учреждения здравоохранения, имеющих в своем составе отделения реанимации для женщин и новорожденных (ГБУЗ "ООКПЦ" и областной перинатальный центр на базе ГАУЗ "ООКБ N 2") - 343 койки, количество родов - 7669 (26,0 процента в общем числе родов в 2012 году).
В соответствии с ОЦП "Модернизация здравоохранения Оренбургской области" на 2011 - 2013 годы на развитие службы родовспоможения и детства направлено 2,5 млрд. рублей, проведены капитальные ремонты во всех родовспомогательных учреждениях второго и третьего уровня, приобретено 1000 единиц дорогостоящего медицинского оборудования.
Для обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной, младенческой и материнской смертности, особенно с учетом перехода с 2012 года на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, необходимы модернизация существующих учреждений родовспоможения, строительство и реконструкция областных и межрайонных перинатальных центров, организация реанимационных коек для новорожденных, создание отделений патологии новорожденных и недоношенных детей, дооснащение учреждений детства и родовспоможения современным диагностическим и лечебным оборудованием.
Внедрение современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, возможно при совершенствовании системы реабилитационной помощи и подготовки достаточного количества высококвалифицированных специалистов в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии.
Распространение ВИЧ-инфекции среди беременных женщин способствовало росту рождаемости детей, имеющих перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции, и, как следствие, росту численности детей, страдающих ВИЧ-инфекцией. Медицинская помощь, оказываемая детям, страдающим ВИЧ-инфекцией, требует существенных затрат на диагностику, лечение и социальные выплаты на протяжении многих лет жизни ребенка, поэтому профилактика вертикальной передачи ВИЧ (от матери к ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания) приобретает особую значимость. Для обеспечения дальнейшего снижения детской смертности и инвалидности необходимы совершенствование организации и повышение эффективности единой системы лекарственной профилактики вертикальной передачи ВИЧ, повышение к 2020 году до 99,0 процента охвата пар "мать-дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами.
Одним из ведущих факторов, приводящих к возникновению гинекологических заболеваний у женщин, нарушению репродуктивной функции, бесплодию, являются аборты. Несмотря на снижение числа абортов за последние 3 года на 16,0 процента (2010 год - 20075, 2011 год - 19195, 2012 год - 16903) частота искусственного прерывания беременности остается высокой, что свидетельствует о необходимости продолжения комплекса мероприятий, направленных на их профилактику и снижение, включая создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью оказания медицинской и социально-психологической помощи женщинам в случаях незапланированной беременности.
Одним из резервов сохранения уровня рождаемости является увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий. Реализация мероприятий по повышению эффективности лечения бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий увеличит доступность данного вида помощи и будет способствовать повышению рождаемости на 30,0 процента в общем числе пролеченных с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.
В настоящее время первичная доврачебная помощь детям оказывается в 1005 ФАПах области (из них 5 - фельдшерские пункты). Первичная медико-санитарная помощь детям в амбулаторных условиях осуществляется в 69 участковых больницах и 104 врачебных амбулаториях, в 55 детских поликлинических отделениях (из них 35 - в ЦРБ, 20 - в городских ЛПУ). Самостоятельных детских поликлиник нет.
Первичная специализированная помощь детям в амбулаторных условиях оказывается в 7 ЛПУ (из них 4 - в городе Оренбурге, по 1 - в г. Бузулуке, г. Орске, г. Новотроицке). Имеется два консультативно-диагностических центра - в г. Оренбурге и г. Орске.
Специализированная амбулаторная медицинская помощь детям оказывается в консультативно-диагностической поликлинике ГБУЗ "Областная детская клиническая больница" на 200 посещений в смену по 21 специальности, а также в противотуберкулезных, дерматовенерологическом, онкологическом диспансерах.
Медицинская помощь в стационарных условиях первого уровня осуществляется в 39 ЛПУ (35 ЦРБ и 4 ЦГБ).
Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях второго уровня осуществляется в 7 городских ЛПУ (г. Оренбург, г. Бузулук, г. Орск, г. Новотроицк).
Специализированная медицинская помощь третьего уровня в стационарных условиях детям осуществляется в ГБУЗ "Областная детская клиническая больница" по 11 специальностям, а также в специализированных отделениях 9 учреждений здравоохранения (Детский хирургический центр, Детский онкоцентр, Детский аллергоцентр, психиатрическое отделение ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница N 1", противотуберкулезное отделение ГБУЗ "Оренбургский областной клинический противотуберкулезный диспансер", ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая инфекционная больница", ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая психоневрологическая больница", ГБУЗ "Оренбургский областной клинический наркологический диспансер").
Медицинская реабилитация детей осуществляется в отделениях реабилитации общесоматического профиля в ГАУЗ "Детская городская клиническая больница" г. Оренбурга, МУЗ "Центральная городская больница" г. Бузулука, МБУЗ "Бугурусланская центральная городская больница", ГБУЗ "Областная Соль-Илецкая больница восстановительного лечения", а также в специализированных санаториях: ГБУЗ "Областной фтизиатрический санаторий", ГБУЗ "Детский санаторий N 1" (кардиологический).
Всего в 2012 году для детей развернуто 2895 стационарных коек (950 педиатрических и 1945 специализированных), показатель обеспеченности койками в пересчете на 10000 детского населения составил 71,4.
В целях формирования навыков ЗОЖ в г. Оренбурге и г. Бузулуке открыты детские центры здоровья.
Одним из основных демографических показателей, применяющихся для характеристики и оценки экономического развития, уровня и доступности медицинской помощи, социальных изменений в территории, является показатель младенческой смертности.
Младенческая смертность в Оренбургской области в 2012 году составила 9,7 случая на 1000 родившихся, что выше уровня 2011 года (7,8) и связано с переходом на современные критерии регистрации новорожденных детей с 22 недели гестации и 500 граммов массы тела. Из 287 умерших детей 71 ребенок был из группы маловесных (25,0 процента).
Структура младенческой смертности в 2012 году соответствует структуре показателя в Российской Федерации: на первом месте - отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (63,07 процента), на втором - врожденные аномалии (17,08 процента), на третьем месте - болезни органов дыхания (6,97 процента), на четвертом месте - травмы и отравления (5,93 процента).
В 2012 году отмечено явное преобладание среди умерших детей новорожденных (2012 год - 71,0 процента, 2011 год - 50,5 процента, 2010 год - 54,7 процента). Соответственно, увеличились показатели ранней неонатальной смертности (0-168 часов жизни) с 2,8 на 1000 живорожденных в 2011 году до 4,53 на 1000 живорожденных в 2012 году. Недоношенные дети с экстремально низкой массой тела в структуре ранней неонатальной смертности составили 40,7 процента, в поздней неонатальной смертности - 33,3 процента.
Среди причин смертности от врожденных пороков развития можно выделить недостаточный охват современной пренатальной диагностикой всех беременных женщин. В течение 2012 года внедрялся пилотный проект пренатальной диагностики врожденных пороков развития ребенка. Создано 18 межмуниципальных кабинетов пренатальной ультразвуковой диагностики. С мая 2012 года диагностикой охвачены 41,0 процента женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности, выявлено 15 хромосомных аномалий, прервано 13 беременностей.
Внешние причины смертности являются, прежде всего, результатом ненадлежащего ухода родителей за грудным ребенком, что явилось основанием для инициализации минздравом в 2013 году мощной пропагандистской кампании в средствах массовой информации. В области ведется ежедневный мониторинг травматизма и смертности детей от внешних причин.
Смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет составила 1,1 на 1000 детского населения (2011 год - 0,92; 2010 год - 1,01). Структура смертности в указанной возрастной группе: на первом месте - отдельные состояния перинатального периода, на втором месте - травмы и отравления, на третьем месте - врожденные аномалии.
Ежегодно отмечается высокий показатель заболеваемости детей в возрасте от 0 до 17 лет (2374,9 промилле), в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, глаз, органов пищеварения, а также травмы и отравления. В структуре заболеваний детей первого года жизни преобладают заболевания органов дыхания, нервной системы, отдельные состояния перинатального периода и врожденные аномалии.
В соответствии со статьей 44 "Медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями" Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" минздрав осуществляет ведение регионального сегмента Федерального регистра. В настоящее время в данном регистре состоят 124 ребенка.
В 2012 году в федеральных клиниках пролечен 21 ребенок, 4 человека находятся в листе ожидания. В ГБУЗ "Областная детская клиническая больница" в кардиоревматологическом отделении оказывается высокотехнологичная помощь детям с орфанными заболеваниями: применяется лечение генно-инженерными препаратами, высокими дозами иммуноглобулинов и гормонов.
В медико-генетической консультации проводится диагностика врожденных, в том числе орфанных, заболеваний (фенилкетонурия, несовершенный остеогенез).
Дети с другими орфанными заболеваниями для подтверждения диагноза направляются в федеральные центры.
В целях реализации государственной политики в области иммунопрофилактики, направленной на предупреждение, ограничение распространенности и ликвидацию инфекционных заболеваний, было принято постановление Правительства Оренбургской области от 19 июля 2011 года N 619-п "Об обеспечении мероприятий по предупреждению и ограничению распространения инфекционных заболеваний в Оренбургской области", которым утвержден региональный календарь профилактических прививок, в который включены следующие прививки:
вакцинация против пневмококковой инфекции детей из домов ребенка, детских домов, детей с муковисцидозом, детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей (закуплено 709 доз вакцины на сумму 1 498,499 тыс. рублей);
вакцинация против ветряной оспы детей из домов ребенка, детских домов, детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей (закуплено 756 доз на сумму 715,263 тыс. рублей);
вакцинация против папилломатозной инфекции воспитанниц детских домов в возрасте 12 лет (закуплено 743 дозы на сумму 2 504,571 тыс. рублей).
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цель, задачи и показатели (индикаторы) их достижения
Приоритетными направлениями региональной политики в сфере реализации Подпрограммы являются сохранение и укрепление здоровья женского и детского населения, повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей), включая:
развитие перинатальной службы, обеспечивающей внедрение современных перинатальных технологий в оказании медицинской помощи беременным и новорожденным;
внедрение новых диагностических и репродуктивных технологий, укрепление службы планирования семьи и медико-генетической помощи населению;
совершенствование системы сопровождения детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
поддержку семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, с одновременным развитием системы их медицинского сопровождения.
Цель Подпрограммы - повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Задачи Подпрограммы:
развитие трехуровневой системы оказания медициной помощи матерям и детям;
своевременная диагностика и коррекция нарушений развития плода и новорожденного;
повышение выживаемости детей с экстремально низкой массой тела при рождении;
повышение качества медицинской помощи детям;
совершенствование профилактики ВИЧ-инфекции у новорожденных;
повышение рождаемости за счет сохранения беременностей у женщин, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах;
поддержка беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет.
Показатели (индикаторы) достижения цели и задач Подпрограммы, а также их значения, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограммы
Реализация ВЦП не предусмотрена в рамках Подпрограммы.
Перечень основных мероприятий приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Основное мероприятие 4.1 "Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи"
Важнейшими задачами здравоохранения в Оренбургской области являются повышение доступности и качества первичной, а также специализированной медицинской помощи во время беременности и родов, профилактика и снижение материнской заболеваемости и смертности. Развитие акушерско-гинекологической помощи предусматривает, в первую очередь, совершенствование деятельности учреждений родовспоможения третьего уровня и внедрение в практическое здравоохранение современных медицинских технологий.
В последние годы основным звеном в системе оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным высокого риска становятся перинатальные центры. В таких центрах, оснащенных современной медицинской аппаратурой, на основе объединения усилий различных специалистов, внедрения эффективных перинатальных, лечебно-диагностических технологий создаются условия для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии, а также амбулаторной консультативно-диагностической помощи женщинам в период беременности.
В связи с протяженность области максимальное расстояние от ЦРБ (акушерский стационар 1 уровня) до межмуниципального стационара второго уровня составляет до 150 км, а до областного центра - более 500 км, что диктует необходимость открытия на западе и востоке области межрайонных перинатальных центров, организовать на базе этих учреждений отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделения патологии новорожденных и недоношенных детей, оснастив их современным высокотехнологичным оборудованием.
Создание еще двух дистанционно-консультативных центров с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими и неонатологическими бригадами в структуре межрайонных перинатальных центров для оказания скорой медицинской помощи позволит реализовать основные функции перинатального центра.
В рамках мероприятия 4.1 на базе дистанционно-консультативного центра областного перинатального центра ГАУЗ "Оренбургская областная клиническая больница N 2" будет продолжено осуществление мониторинга беременных высокого риска.
С целью оптимизации структуры коечного фонда акушерских стационаров и интенсификации занятости койки для беременных и родильниц необходимо провести реструктуризацию коек акушерских стационаров, увеличив количество стационарозамещающих коек. При этом обеспечить возможность транспортировки беременной современным санитарным транспортом в сопровождении медицинского работника в акушерские стационары второго и третьего уровня, предусмотреть открытие коек сестринского ухода за беременными.
Основное мероприятие 4.2 "Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития плода и новорожденного"
Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, представляющая перспективное направление медицинской генетики и включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно-генетические, цитогенетические исследования, секвенирование). В рамках реализации этого мероприятия повысится выявляемость врожденных пороков развития, хромосомных аномалий, что приведет к снижению рождения детей с неизлечимыми пороками и их инвалидностью на 30,0 процента, снижению смертности от курабельных пороков развития на 50,0 процента.
В рамках Подпрограммы планируется продолжить исполнение мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье":
неонатальный скрининг (ранняя диагностика и терапия врожденных и наследственных заболеваний);
аудиологический скрининг (ранняя диагностика нарушений слуха новорожденных и детей первого года жизни с последующим проведением, при необходимости, операции кохлеарной имплантации).
Открытие коек неонатальной хирургии на базе ГБУЗ "ООКПЦ" позволит оказывать специализированную помощь новорожденным с врожденной патологией.
Основное мероприятие 4.3 "Выхаживание детей с экстремально низкой массой тела"
В рамках данного мероприятия планируется дальнейшее развитие коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных отделения патологии новорожденных и недоношенных детей в учреждениях родовспоможения. Для эффективной работы этих отделений необходимо оснастить их современным медицинским оборудованием: неонатальными мониторами, инкубаторами, аппаратами искусственной вентиляции легких, ультразвуковыми системами, цифровыми рентгеновскими аппаратами, открытыми реанимационными комплексами. В рамках этого мероприятия планируется реализовать и в дальнейшем совершенствовать маршруты движения пациентов, в том числе новорожденных, с целью предупреждения материнской и младенческой смертности.
Основное мероприятие 4.4 "Развитие специализированной медицинской помощи детям"
Цель структурных преобразований педиатрической службы заключается в повышении качества и доступности медицинской помощи детям на основе формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи с развитием многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров и внедрения четкой маршрутизации больных детей.
Предусматривается дальнейшее совершенствование службы, прежде всего - развитие организационных технологий.
На фоне сохранения первичной педиатрической помощи детям в центральных районных и городских больницах для оказания специализированной стационарной помощи второго уровня предусмотрена организация специализированных отделений (коек) в городских больницах г. Оренбурга, г. Орска, г. Бузулука, г. Новотроицка. При этом будут определены схемы маршрутизации пациентов по нозологическим формам и степени тяжести заболевания. В детских отделениях ЛПУ, имеющих в составе межмуниципальные акушерские центры, предусмотрено выделение 2 - 3 коек патологии новорожденных, в том числе для долечивания детей, переведенных из перинатальных центров.
В ЛПУ третьего уровня предусмотрено дальнейшее внедрение высоких медицинских технологий (кардиоревматология, эндокринология, челюстно-лицевая хирургия, неонатальная хирургия и др.).
В связи с переходом на новые критерии регистрации живорождения и возрастанием количества недоношенных детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, важное значение в системе реабилитации придается решению проблемы ретинопатий. Наряду с открытием кабинета ретинопатий в офтальмологическом отделении ГБУЗ "Областная детская клиническая больница" планируется создание системы маршрутизации детей из группы риска по данной патологии.
Предусмотрено дальнейшее развитие сурдологической помощи детям в сурдологическом центре, находящемся в структуре консультативно-диагностической поликлиники ГБУЗ "Областная детская клиническая больница", где осуществляются:
углубленное диагностическое обследование детей из групп риска по патологии слуха (второй этап аудиологического скрининга);
отбор детей для проведения кохлеарной имплантации;
разработка программ индивидуальной реабилитации для детей с нарушением слуха.
С целью оптимизации деятельности специализированной помощи детям, включая хирургические виды, предусматривается строительство многопрофильной областной детской клинической больницы. Помимо улучшения материально-технической базы ЛПУ, при строительстве больницы будут созданы условия для разработки и внедрения инновационных технологий в педиатрии.
Особое внимание будет уделяться подготовке кадров: неонатологов, реаниматологов, педиатров (включая участковых педиатров и врачей образовательных организаций), а также узких специалистов.
В области реализуется система мер, направленных на выхаживание детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела.
Согласно трехуровневой структуре службы родовспоможения, преждевременные роды преимущественно проводятся в учреждениях межтерриториального уровня и перинатальных центрах г. Оренбурга. В г. Новотроицке, г. Бузулуке, г. Орске имеются отделения выхаживания новорожденных и недоношенных детей. Выхаживание маловесных новорожденных детей относится к высокотехнологичным видам помощи и оплачивается из областного бюджета. За 2012 год данный вид помощи оказан 2405 новорожденным. На 2013 год из областного бюджета на выхаживание маловесных новорожденных детей было выделено более 161 млн. рублей.
Работа по бесплатному обеспечению детей, проживающих на территории Оренбургской области, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, при амбулаторном лечении данных заболеваний будет продолжена.
Вакцинация детей позволит сохранить благоприятную эпидемиологическую ситуацию в области по инфекционной заболеваемости, что, в конечном итоге, улучшит демографические показатели и показатели здоровья. Экономический эффект от иммунопрофилактики будет состоять в сокращении затрат государства на лечение инфекционных заболеваний и социальные выплаты.
Основное мероприятие 4.5 "Совершенствование методов борьбы с вертикальной передачей ВИЧ от матери к плоду"
В целях дальнейшего совершенствования организации системы профилактики вертикальной передачи ВИЧ и обеспечения условий для снижения заболеваемости ВИЧ-инфекции у детей планируются следующие конкретные меры:
обеспечение всех ВИЧ-инфицированных беременных женщин антиретровирусными препаратами;
информирование ВИЧ-инфицированных беременных женщин о средствах и методах химиопрофилактики ВИЧ во время беременности, в родах и послеродовый период;
индивидуальный подбор наиболее эффективных препаратов и схем химиопрофилактики для ВИЧ-инфицированных беременных женщин, уже получающих антиретровирусную терапию;
предотвращение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку при грудном вскармливании в послеродовой период;
повышение ответственности ВИЧ-инфицированных беременных женщин за свое здоровье в период беременности и обеспечение раннего обращения в учреждения родовспоможения.
В результате реализации этих мероприятий будет обеспечено увеличение охват пар "мать-дитя" химиопрофилактикой в соответствии с требованиями действующих стандартов с 95,0 процента в 2012 году до 99,0 процента к 2020 году, что позволит обеспечить снижение вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку до 5,0 процента.
Основное мероприятие 4.6 "Профилактика абортов. Развитие центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации"
На 2013 - 2015 годы было запланировано создание 13 кабинетов медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, при межмуниципальных акушерских стационарах второго уровня.
Первостепенными задачами центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, являются:
медицинская и социально-психологическая помощь женщинам в случаях незапланированной беременности, направленная на обеспечение позитивной альтернативы аборту;
оказание содействия в предоставлении временного приюта в учреждениях социальной защиты;
организация патронажа женщин, нуждающихся в медико-социальной помощи, реабилитации и поддержке.
Центры медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, также призваны оказывать медико-социальные услуги женщинам, подвергшимся психофизическому насилию, потерявшим родных и близких, имеющим детей-инвалидов, женщинам-инвалидам, одиноким матерям с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетним матерям.
Доабортное консультирование женщин специалистами по социальной работе и психологами, работающими в составе указанных кабинетов, обеспечит реализацию статьи 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и позволит увеличить число женщин, отказавшихся от искусственного прерывания беременности и принявших решение вынашивать беременность.
Реализация мероприятий по повышению эффективности лечения бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) увеличит доступность данного вида помощи и будет способствовать повышению рождаемости на 30,0 процента в общем числе пролеченных с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.
Основное мероприятие 4.7 "Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет"
В соответствии с Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1419/407-V-ОЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Оренбургской области и внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области" и в целях реализации мер социальной поддержки постановлением Правительства Оренбургской области от 25 апреля 2013 года N 344-п утверждены перечень медицинских показаний, порядок назначения и предоставления полноценного питания и обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Оренбургской области по заключению врачей.
Заключение врача о необходимости обеспечения полноценным питанием выдается при наличии следующих медицинских показаний:
для беременных женщин и кормящих матерей - анемия II степени;
для детей первого года жизни:
врожденное заболевание обмена веществ - муковисцидоз;
приобретенная (постнатальная) дистрофия типа гипотрофии II степени;
заболевания матери, требующие лечения препаратами, представляющими опасность для здоровья ребенка: антиметаболиты, цитостатики, радиоактивные вещества;
заболевание матери активной формой туберкулеза;
отсутствие грудного молока у матери, имеющей ребенка первого года жизни;
анемия средней степени тяжести;
болезни пищевода, желудка и 12-перстной кишки (гастроэзофагеальный рефлюкс, функциональное расстройство желудка);
для детей второго и третьего года жизни - приобретенная (постнатальная) дистрофия типа гипотрофии II степени.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы за счет средств областного бюджета
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета. Привлекаются средства федерального бюджета и средства, поступающие от страховых организаций, источником которых является бюджет ТФОМС.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы за счет средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Подробная характеристика объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы, представлена в приложениях N 3, N 4 к Программе.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 13 февраля 2017 г. N 110-пп в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
5. Значимость Подпрограммы для достижения цели Программы
В связи с равной значимостью для совершенствования системы охраны здоровья граждан задач по организации профилактики первичной заболеваемости населения Оренбургской области; лечения как вторичной профилактики хронических заболеваний; реабилитации после перенесенных острых заболеваний и обострений хронических заболеваний; лекарственного обеспечения граждан Подпрограмме присваивается коэффициент значимости 0,111.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.