Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства области
от 27 марта 2014 г. N 181-п
Положение
об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Оренбургской области
23 мая 2016 г.
I. Общие положения
Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Оренбургской области (далее - СНЛК ГО).
СНЛК ГО организационно объединяет в единую систему пункты (лаборатории) наблюдения и лабораторного контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории Оренбургской области.
СНЛК ГО состоит из функциональных и территориальных подсетей и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
К силам и средствам территориальной СНЛК ГО относятся силы и средства федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, научно-технического и производственного профиля с учетом их компетенции, предназначенные для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории Оренбургской области.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие структурные подразделения, осуществляющие наблюдение и лабораторный контроль, выполняют свои функции в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.
Выполнение стоящих перед СНЛК ГО задачи# и функций является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК ГО.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - Главное управление МЧС России по Оренбургской области) оказывает организационно-методическую помощь и осуществляет контроль за деятельностью СНЛК ГО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Координацию деятельности СНЛК ГО осуществляет главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (далее - главное управление ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области) в соответствии с положением о структуре и численности главного управления ГО, ПБ и ЧС Оренбургской области, утвержденным указом Губернатора Оренбургской области.
Органами повседневного (оперативного) управления СНЛК ГО являются:
на областном уровне - федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Оренбургской области (далее - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области");
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы городских округов и муниципальных районов Оренбургской области;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы объектов.
Взаимодействие учреждений СНЛК ГО строится на основе заключения соглашений об информационном взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Оренбургской области.
Основной задачей СНЛК ГО является защита в мирное и военное время населения, материальных и культурных ценностей на территории Оренбургской области от опасности, вызванной зараженностью (загрязненностью) территорий и объектов окружающей среды радиоактивными (далее - РВ), отравляющими (далее - ОВ), аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ) и биологическими средствами (далее - БС).
Основными функциями СНЛК ГО являются:
мониторинг и лабораторный контроль состояния радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановки на территории Оренбургской области;
своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) (далее - РХБЗ) объектов окружающей среды (почва, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, флоры и фауны), питьевой воды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, промышленных выбросов и сбросов отходов производства и потребления;
диагностика особо опасных и карантинных заболеваний человека, животных, птиц, рыбы и растений;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся РХБЗ и иному заражению (загрязнению);
принятия экстренных мер по защите населения от воздействия РВ, ОВ, АХОВ, возбудителей инфекционных заболеваний;
прогнозирование возникновения и развития чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
обеспечение органов исполнительной власти Оренбургской области, юридических и физических лиц достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее изменениях для организации и проведения мероприятий по предотвращению и (или) уменьшению неблагоприятных последствий таких изменений;
проведение длительных систематических наблюдений за состоянием окружающей среды, флоры и фауны на стационарных контрольных участках;
своевременное выявление процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды;
формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
обеспечение участия Оренбургской области в системе экологического мониторинга на территории Российской Федерации;
совершенствование методов наблюдения, диагностики и лабораторного контроля;
подготовка (переподготовка) специалистов по ведению радиационного и химического наблюдения (лабораторного контроля) и диагностике БС.
В СНЛК ГО входят головные организации и учреждения, наиболее подготовленные к выполнению основной задачи, согласно приложению N 2.
Головные организации СНЛК ГО являются подразделениями повышенной готовности с приведением в готовность в течение 6 - 8 часов.
II. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями СНЛК ГО
Функционирование СНЛК ГО осуществляется в трех режимах.
1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) учреждениями, входящими в СНЛК ГО, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми актами. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 23 мая 2016 г. N 349-п в пункт 2 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
2. В режиме повышенной готовности (прогнозирование чрезвычайной ситуации и угроза начала военных конфликтов, ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки) учреждениями, входящими в СНЛК ГО, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми актами, а также проводятся следующие мероприятия:
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
участие в уточнении планов действий (взаимодействия) и иных документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
приведение (при необходимости) сил и средств СНЛК ГО в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
введение (при необходимости) круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил СНЛК ГО на стационарных пунктах управления;
участие в проведении (при необходимости) эвакуационных мероприятий.
Критериями ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки являются регистрация обнаружения в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), а также ОВ и БС, регистрации случаев, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений, определяемых нормативными правовыми документами.
В режиме повышенной готовности информация об ухудшении обстановки, обнаружении в объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность, продовольствие, пищевое и фуражное сырье и другое) РВ, ОВ, АХОВ и БС в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК, о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений передается учреждениями СНЛК ГО в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области".
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее - с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК ГО вышестоящей организацией по согласованию с головной организацией и закрепляются соответствующей инструкцией.
3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) учреждениями, входящими в СНЛК ГО, наблюдение и лабораторный контроль осуществляются в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми документами, а также проводятся следующие мероприятия:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера и их последствий;
участие в проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
участие в организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
участие в проведении мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера.
Экстренная информация об обнаружении в промышленных выбросах, отходах производства и почвах, объектах окружающей среды (воздух, почва, вода), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, ПДК, а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК ГО в вышестоящую организацию и одновременно в постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области".
Передача экстренной информации (уведомление) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 2 часов (если иные сроки подобных сообщений не оговорены особо).
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным пунктом "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил СНЛК ГО устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным пунктом "б" вышеуказанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и учреждения СНЛК ГО функционируют с учетом особого правового режима деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Оренбургской области, а также организаций, предприятий и учреждений научно-технического и производственного профиля независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 23 мая 2016 г. N 349-п в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
III. Материально-техническое и финансовое обеспечение СНЛК ГО
Лабораториям, входящим в СНЛК ГО, рекомендуется иметь следующий комплект документации:
положение (инструкция) о работе учреждения СНЛК ГО;
штатное расписание и табель оснащения;
план перевода учреждения СНЛК ГО с мирного на военное положение;
план подготовки и развития учреждения СНЛК ГО на текущий год и перспективу;
схема оповещения (сбора) личного состава учреждения СНЛК ГО в рабочее и нерабочее время;
функциональные обязанности специалистов учреждения СНЛК ГО;
годовые программы и планы подготовки (переподготовки), повышения квалификации специалистов учреждения СНЛК ГО;
перечень особо опасных инфекций и поражений людей, животных и растений;
перечень АХОВ, нарабатываемых на химически опасных предприятиях и хранящихся на территории объекта;
перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
инструкция о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ;
нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, природной воде, поверхностных и подземных водах, продовольствии, в пищевом и фуражном сырье в мирное и военное время;
карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановок;
журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
журнал радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
инструкция по соблюдению мер безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, БС, АХОВ.
Учреждения СНЛК ГО поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
Оснащение учреждений СНЛК ГО лабораторным оборудованием, приборами, химическими реактивами, посудой, средствами индивидуальной, коллективной и медицинской защиты, другими техническими средствами для выполнения задач в мирное (военное) время производится за счет средств, выделяемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, научно-технического и производственного профиля с учетом их компетенции, предназначенными для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории Оренбургской области.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной, коллективной и медицинской защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач в военное время и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК ГО, используются только по прямому назначению и заменяются (освежаются) на новые в установленном порядке.
Лаборатории СНЛК ГО должны быть аккредитованы в единой национальной системе аккредитации в Российской Федерации.
Сведения о состоянии СНЛК ГО представляются ежегодно:
головными учреждениями СНЛК ГО, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области в Главное управление МЧС России по Оренбургской области;
организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, на территории которых они осуществляют свою деятельность.
Финансирование мероприятий с участием учреждений СНЛК ГО в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 23 мая 2016 г. N 349-п в раздел IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
IV. Подготовка кадров специалистов СНЛК ГО
Готовность учреждений СНЛК ГО к решению возложенной на них основной задачи обеспечивается федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, научно-технического и производственного профиля с учетом их компетенции, предназначенными для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории Оренбургской области:
путем подготовки (переподготовки), повышения квалификации специалистов в мирное время;
в ходе учений (тренировок) с выдачей контрольных проб.
За подготовку и переподготовку специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК ГО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.