Соглашение
между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области "О взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на 2011 - 2013 годы"
от 9 сентября 2010 г.
Настоящее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия
О взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области см. Соглашение между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области на 2014 - 2016 годы
Мы, нижеподписавшиеся, именуемые в дальнейшем Стороны, полномочные представители Правительства Оренбургской области (далее - Правительство), объединений работодателей Оренбургской области, представленных Оренбургским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - Работодатели), объединений организаций профсоюзов Оренбургской области, представленных Федерацией организаций профсоюзов Оренбургской области (далее - Профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами заключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию Оренбургской области, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостояния населения на 2011 - 2013 годы.
Стороны Соглашения считают, что главной целью социальной политики в области должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь населения, повышение его доходов и качества жизни на основе развития экономики области.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует по 31 декабря 2013 года.
С учетом вышеизложенного Стороны обязуются:
В области экономической политики
Правительство:
1.1. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив социально-экономического развития. Разрабатывает программы социально-экономического развития области и организует их реализацию.
1.2. Формирует заявки на участие в федеральных программах, способствующих экономическому и социальному развитию области, и организует реализацию мероприятий этих программ на территории области.
1.3. Совершенствует нормативно-правовую базу, регулирующую инвестиционную деятельность. Осуществляет меры государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты.
Принимает эффективные меры по проведению государственной научно-технической и инновационной политики, организует на конкурсной основе отбор инновационных и инвестиционных проектов, оказывает государственную финансовую поддержку победителям конкурса, взаимодействует с федеральными органами государственной власти по привлечению дополнительных источников финансирования.
1.4. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, в том числе через оснащение новейшей техникой и внедрение новейших технологий, повышение квалификации кадров работников и специалистов АПК.
1.5. Способствует развитию партнерских отношений между сельхозтоваропроизводителями, перерабатывающими и торговыми предприятиями.
1.6. В целях наращивания продовольственных ресурсов области, обеспечения социальных гарантий и занятости сельского населения оказывает финансовую поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и областных целевых программ.
1.7. Осуществляет мониторинг ситуации на региональном потребительском рынке, создает благоприятные условия для развития сферы торговли и бытового обслуживания. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами и услугами способствует совершенствованию системы продвижения и сбыта сельскохозяйственной продукции путем формирования внутреннего спроса на товары регионального производства, расширения заготовительной и активизации выставочно-ярмарочной деятельности.
1.8. С целью насыщения рынка товарами (услугами) регионального производства, создания дополнительных рабочих мест, увеличения вклада малого предпринимательства в пополнение доходной части областного и местных бюджетов в рамках областных программ оказывает поддержку малому предпринимательству во всех секторах экономики.
1.9. Развивает систему долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, принимает меры по обеспечению населения области социальным жильем, увеличению объемов жилищного строительства, способствует осуществлению приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Оренбургской области.
1.10. Принимает меры по повышению эффективности управления государственной собственностью.
1.11. Вносит в Законодательное Собрание области, законодательные и исполнительные органы Российской Федерации выработанные совместно с работодателями и профсоюзами предложения о создании благоприятных условий для товаропроизводителей области.
1.12. Осуществляет функции по государственному управлению и межотраслевой координации в сфере туризма и принимает меры по развитию туристской отрасли Оренбургской области.
1.13. Обеспечивает условия для участия областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда. Проекты указанных нормативных правовых актов направляет на рассмотрение в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. В обязательном порядке рассматривает решения областной трехсторонней комиссии по проектам законодательных, нормативных правовых и иных актов в сфере труда и социально-экономического развития области. Не допускает принятия указанных нормативных правовых актов без рассмотрения комиссией
Работодатели:
1.14. Участвуют в разработке и реализации программных документов по социально-экономическому развитию области, разработке стратегических программ развития предприятий.
1.15. Принимают меры по увеличению выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, налаживанию и развитию хозяйственных связей, укреплению связей науки и производства, расширению объемов услуг, оказываемых населению области, разработке на предприятиях программ модернизации производственных мощностей.
1.16. Обеспечивают безубыточную работу предприятий и организаций и разрабатывают программы финансового оздоровления предприятий и организаций.
1.17. Развивают внутриобластную кооперацию, средние и малые предприятия по производству конкурентоспособной продукции, предусматривая при этом создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и инвалидов.
1.18. В соответствии с действующим законодательством и коллективным договором (соглашением) информируют трудовые коллективы о хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, организаций.
1.19. В соответствии с действующим законодательством принимают меры по своевременной и полной уплате налогов и платежей предприятиями всех форм собственности в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды.
1.20. Обеспечивают использование инвестиционных средств, полученных из бюджета, по целевому назначению и исполнение обязательств по их возврату.
Профсоюзы:
1.21. Способствуют повышению деловой активности работников, стабилизации и развитию производства в области, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, реализации основных направлений социально-экономического развития области через коллективные договоры, отраслевые (межотраслевые) и территориальные трехсторонние соглашения, организацию трудового соперничества, конкурсы и общественные смотры.
1.22. Участвуют в работе областной и территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, а также в их рабочих группах по подготовке вносимых дополнений и изменений.
1.23. Участвуют в разработке программ социальной поддержки населения, реформирования коммунальной системы в области, оздоровления экологической обстановки и работе комиссии по контролю за целевым использованием бюджетных средств.
1.24. Участвуют в работе межведомственных комиссий, советов, рабочих групп и т.п. по проблемам социально-экономического развития области, в сфере оплаты и охраны труда, реализации приоритетных национальных проектов, повышения уровня жизни населения.
1.25. Организуют разработку, заключение и контроль за реализацией коллективных договоров и соглашений.
Стороны совместно:
1.26. Содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики, обеспечению надежного энергоснабжения, внедрению механизмов стимулирования инвестиций, инноваций, энергоснабжения, реализации мер по поддержке приоритетных отраслей экономики, развитию внутриобластной кооперации, повышению качества и уровня жизни населения.
1.27. Обеспечивают долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития, включая прогноз развития трудовых ресурсов.
1.28. Систематически обсуждают в рамках трехсторонней комиссии ход реализации приоритетных национальных проектов и контроль за эффективным использованием средств, выделяемых на эти цели.
1.29. Проводят консультации по вопросам установления предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства.
1.30. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий либо недружественных поглощений. Учитывают мнение областной организации отраслевого профсоюза и работников организации-должника при подготовке решения о ее продаже, ликвидации или банкротстве.
1.31. Разрабатывают условия и проводят областные смотры-конкурсы на лучшее предприятие и качество продукции, профессиональные конкурсы рабочих и инженерных профессий, организуют трудовое соревнование в территориях, отраслях и трудовых коллективах.
2. В сфере развития рынка труда и занятости населения, обучения кадров
Правительство:
2.1. Разрабатывает и утверждает областную программу содействия занятости населения, а также программу дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Организует контроль за их выполнением.
2.2. Проводит работу по подготовке кадров на бюджетной основе по целевому набору, разрабатывает и утверждает областную программу "Подготовка кадров для отраслей экономики Оренбургской области", обеспечивает контроль за ее реализацией.
2.3. Информирует население о положении на рынке труда, наличии вакантных рабочих мест на предприятиях и в организациях области, возможностях трудоустройства, в том числе в другой местности, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных граждан.
Доводит до работодателей сведения о предложениях рабочих кадров, заявленные в службы занятости населения.
2.4. Разрабатывает и реализует систему стимулирования работодателей, выделяющих (сохраняющих) рабочие места в счет установленных квот для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
2.5. Проводит работу по организации ежегодных студенческих трудовых отрядов области.
2.6. Регулирует в соответствии с законодательством использование работодателями иностранной рабочей силы, предусматривая при этом заключение договоров с иностранными фирмами с использованием не менее 70 процентов местной рабочей силы на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
2.7. Осуществляет переподготовку и повышение квалификации граждан, признанных в установленном порядке безработными, их подготовку по востребованным на рынке труда профессиям.
Обеспечивает организацию опережающего обучения и общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения.
Осуществляет деятельность по организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования
Работодатели:
2.8. Разрабатывают программы по работе с молодежью, стимулированию ее закрепления на предприятии, развивают наставничество, поддержку, оказывают содействие в работе молодежных организаций.
Способствуют трудоустройству молодых специалистов по окончанию обучения, создают условия для их профессионального роста и закрепления на рабочем месте.
2.9. Представляют заказ и оформляют договорами потребность в подготовке рабочих и специалистов по профессиям в учреждениях начального и среднего профессионального образования, обеспечивают им места практики и оплату работы за этот период.
2.10. Предусматривают затраты на выполнение мероприятий по подготовке и переподготовке кадров не менее 1,5% от фонда оплаты труда.
Осуществляют квотирование рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу, выпускники профессиональных учебных заведений, женщины, имеющие малолетних детей, лица, освобожденные из мест лишения свободы).
2.11. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение числа рабочих мест.
2.12. Предпринимают меры, направленные на недопущение сокращения численности работников.
2.13. Участвуют в проведении общественных работ для незанятых граждан, в том числе безработных, в организации временного трудоустройства несовершеннолетних в период летних каникул и в свободное от учебы время и реализации других форм обеспечения временной занятости граждан.
2.14. Оказывают содействие в организации производственной практики и стажировки учащихся и выпускников учреждений профессионального образования, развивают институт наставничества.
Участвуют в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства среди выпускников учреждений профессионального образования.
Профсоюзы:
2.15. Проводят работу по оказанию консультативной и правовой помощи профсоюзным организациям и гражданам по вопросам трудового законодательства, занятости, погашения задолженности по заработной плате и другим социальным вопросам.
2.16. Участвуют в работе структур, занимающихся вопросами занятости населения, в разработке и реализации областной, муниципальных программ занятости населения.
2.17. Принимают согласованные совместно с работодателями меры при угрозе массового высвобождения, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению, вносят предложения о переносе сроков или временном прекращении массового высвобождения работников.
Стороны совместно:
2.18. Ежегодно проводят мониторинг дефицита кадров необходимых профессий. Осуществляют мероприятия по содействию в развитии качества рабочей силы.
2.19. При определении критериев массового увольнения работников стороны руководствуются Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения". При заключении отраслевых и территориальных соглашений принимают иные нормативы высвобождения, обеспечивающие более высокую защищенность работников".
2.20. Проводят дополнительные мероприятия по содействию занятости населения в случае превышения среднероссийского уровня официально регистрируемой безработицы в территориях и по области.
2.21. Разрабатывают и реализуют программы первичной занятости выпускников школ, учреждений высшего, начального и среднего профессионального образования; развивают систему их взаимосвязи с рынком труда, проводят смотры конкурсы среди предприятий по работе с молодыми кадрами, используют средства массовой информации в формировании в молодежной среде престижа созидательного труда.
2.22. Разрабатывают программы по повышению правовой грамотности молодых работников в области трудовой деятельности и способствуют их реализации.
2.23. Организуют трудовое соперничество среди молодежи, проводят молодежные конкурсы профессионального мастерства по различным номинациям.
2.24. Участвуют в работе по заключению, реализации и контролю за исполнением коллективных договоров и соглашений, включению в них мероприятий, направленных на сохранение и увеличение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников. Рекомендуют включать в коллективные договоры и соглашения льготы, гарантии и компенсации сверх установленных законодательством. Готовят методические рекомендации по заключению коллективных договоров.
2.25. Способствуют включению в коллективные договоры и соглашения мероприятий по организации и проведению обучения: на производстве, через систему учебных заведений. До наступления срока расторжения трудового договора предоставляют высвобождаемым работникам возможность опережающего переобучения новым, востребованным на рынке труда профессиям.
2.26. Поддерживают и развивают учреждения начального и среднего профессионального образования, обеспечивают профессиональное обучение молодежи для востребованных профессий отраслей экономики, проводят политику профессиональной ориентации выпускников школ, развития кружков технического творчества, обеспечения условий для закрепления молодых рабочих и специалистов на производстве.
2.27. Обеспечивают участие сторон в определении потребностей в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами в Оренбургской области (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 декабря N 783).
3. В области оплаты труда, доходов, уровня жизни и социальной защиты населения
Правительство:
3.1. Принимает нормативные правовые акты, затрагивающие социально-трудовые права работников по согласованию с Федерацией организаций профсоюзов Оренбургской области.
3.2. Осуществляет координацию выполнения областных целевых программ, направленных на развитие и укрепление социальной сферы, обеспечение качества базовых социальных услуг.
3.3. Принимает меры, способствующие созданию условий для обеспечения повышения размеров оплаты труда работникам государственных учреждений, задействованных для оказания государственных услуг, оплачиваемых за счет средств областного бюджета.
3.4. Способствует принятию мер по дальнейшему поэтапному повышению размера оплаты труда работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета.
3.5. Ежегодно готовит проект Закона "О величине прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области" для установления социальной доплаты к пенсии.
Ежеквартально определяет и публикует в средствах массовой информации величину прожиточного минимума населения области.
3.6. Увязывает изменения в системе оплаты жилья и коммунальных услуг с уровнем денежных доходов населения. Осуществляет контроль за обязательным проведением экспертизы экономической обоснованности цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги перед принятием решения по их пересмотру.
Разрабатывает мероприятия, направленные на снижение издержек жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания населения.
3.7. Обеспечивает гласность информации, представляемой организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
3.8. Не допускает увеличения доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи выше уровня, соответствующего федеральному стандарту и областному нормативу. Предоставляет в установленном порядке субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг социально незащищенным и малоимущим слоям населения. Проводит разъяснительную работу о порядке предоставления жилищных субсидий, используя средства массовой информации.
3.9. Утверждает для муниципальных образований критерии доступности платежей граждан за коммунальные услуги и предельные индексы роста оплаты за жилищные и коммунальные услуги.
Через средства массовой информации, электронную информационную сеть "Интернет" обеспечивает информационный доступ населения области к нормативным документам, расчетным материалам по формированию тарифов на услуги ЖКХ.
3.10. Гарантирует жителям области бесплатную медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Оренбургской области бесплатной медицинской помощи.
3.11. Организует обязательное медицинское страхование неработающего населения Оренбургской области в соответствии с Федеральным Законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
3.12. Проводит государственную и региональную политику в реализации приоритетных направлений в области культуры и искусства, организации досуга населения, особенно детей и подростков.
3.13. Способствует сохранению объектов историко-культурного наследия, развитию профессионального искусства, традиционной народной культуры.
3.14. Проводит массовые физкультурно-спортивные и комплексные мероприятия. Создает условия для занятий физической культурой и спортом, роста спортивного мастерства.
3.15. Способствует сохранению и развитию сети детско-юношеских спортивных школ. Организует спортивно-оздоровительные лагеря для их воспитанников.
3.16. Предусматривает предоставление за счет средств областного бюджета субсидий, а также ипотечных кредитов, целевых займов на льготных условиях работникам областных и муниципальных учреждений бюджетной сферы в рамках реализации программ жилищного строительства.
3.17. Разрабатывает и утверждает областную программу оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков. Организует контроль за ее выполнением.
3.18. Способствует сохранению действующего порядка доставки пенсий неработающим пенсионерам за организациями почтовой связи.
3.19. Рекомендует администрациям муниципальных образований области устанавливать льготы по оплате проезда на городском и пригородном общественном транспорте для пенсионеров, школьников, учащихся профессиональных училищ и профессиональных лицеев, студентов техникумов и вузов дневной формы обучения, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из многодетных семей.
3.20. Разрабатывает и реализует областную молодежную программу и программу поддержки молодых семей, предусмотрев в областном бюджете средства на их реализацию.
3.21. Разрабатывает и реализует мероприятия по строительству жилья для молодых семей с использованием средств организаций, областного бюджета и внебюджетных источников, в том числе предоставлению жилья в рассрочку на льготных условиях, с привлечением молодежи к строительству жилья.
3.22. Принимает необходимые меры по развитию сети детских дошкольных образовательных учреждений.
3.23. Осуществляет финансовое обеспечение мероприятий по оздоровлению и отдыху детей, принимает необходимые меры по обеспечению сохранения и развития сети детских оздоровительных учреждений. Не допускает снижения установленных показателей оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом (по количеству оздоравливаемых).
Работодатели:
3.24. Своевременно и в полном объеме выплачивают работникам в порядке, установленном законодательством о труде и коллективным договором, заработную плату не ниже общероссийского минимального размера оплаты труда или установленного в области размера минимальной заработной платы.
В случае задержки заработной платы по вине работодателя индексируют задержанные выплаты в соответствии с действующим законодательством.
Не допускают выплат неоформленной официально заработной платы "в конвертах".
3.25. Предусматривают в коллективных договорах предприятий всех форм собственности мероприятия по увеличению размеров оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и ростом потребительских цен.
3.26. Формируют фонд оплаты труда в пределах всех средств, поступивших в их распоряжение, обеспечивая стимулирование работников к повышению эффективности труда за счет увеличения реальной заработной платы с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.
3.27. Ежемесячно бесплатно перечисляют на счета профсоюзных организаций членские профсоюзные взносы из заработной платы работников.
3.28. В целях обеспечения равных прав для работников, уходящих на пенсию, обеспечивают полную уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации до 31 декабря текущего года.
3.29. В целях защиты пенсионных прав граждан обеспечивают сохранность архивов, а в случае реорганизации, ликвидации, банкротства - их передачу правопреемникам, при их отсутствии - в государственные архивные органы.
3.30. Разрабатывают и внедряют эффективные системы оплаты труда, с учетом роста производительности труда, квалификации работника в порядке, установленном в коллективных договорах, локальных нормативных актах организаций, соглашениях в соответствии с законодательством.
Обеспечивают проведение ежегодной индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
3.31. Беспрепятственно предоставляют работникам информацию о начислении страховых взносов и возможность контроля за их уплатой в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
3.32. Предоставляют членам профсоюзных органов, представителям профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) оплачиваемое время для выполнения профсоюзных обязанностей и краткосрочной профсоюзной учебы в соответствии с условиями коллективного договора.
3.33. Оказывают материальное и финансовое содействие своим работникам по строительству индивидуального и корпоративного жилья в соответствии с коллективным договором, действующим на предприятии.
3.34. Принимают меры по сохранению, хозяйственному содержанию, отоплению, ремонту и использованию по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящегося на балансе предприятий и учреждений.
3.35. Принимают долевое участие в финансировании спортивных и культурно-массовых мероприятий. Создают условия для организации отдыха работников и оздоровления их детей.
3.36. Принимают долевое участие в софинансировании части стоимости путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для детей сотрудников предприятий (организаций, учреждений).
Принимают меры по сохранению и развитию состоящей на балансе предприятия базы отдыха и оздоровления детей.
Профсоюзы:
3.37. Инициируют решение вопросов по доведению размера минимальной заработной платы в области не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека, установленного в Оренбургской области.
3.38. Представляют интересы членов профсоюзов в органах по рассмотрению трудовых споров, осуществляют защиту социально-трудовых прав работников.
3.39. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду силами правовых и технических инспекций по труду профсоюзов, уполномоченных доверенных лиц профсоюзных комитетов.
3.40. Контролируют использование объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, в соответствии с законодательством.
3.41. Оказывают организационно-методическую и финансовую помощь клубным и спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лагерям предприятий и организаций области.
3.42. Участвуют в разработке и реализации программ по вопросам молодежной политики.
Стороны совместно:
3.43. Принимают меры по опережению темпов роста доходов населения относительно темпов роста потребительских цен.
3.44. На основании договоренности до принятия бюджета на следующий календарный год заключают соглашение об установлении минимальной заработной платы в области.
3.45. Не допускают снижения уровня жизни в Оренбургской области, принимают меры по росту доходов населения и повышению заработной платы.
3.46. Принимают меры по сокращению численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к уровню предшествующего года.
3.47. Принимают меры по полной ликвидации и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций.
3.48. Разрабатывают предложения и осуществляют практические действия по:
регулированию заработной платы работников различных отраслей на основе социального партнерства, настоящего соглашения, отраслевых соглашений, коллективных договоров;
обеспечению своевременной выплаты текущей заработной платы, стипендий, пособий и погашения задолженности в организациях независимо от форм собственности и источников финансирования.
3.49. При внесении изменений в систему оплаты труда работников областных государственных учреждений на очередной финансовый год руководствуются нормами, предусмотренными Едиными рекомендациями, утвержденными Российской трехсторонней комиссией.
Сотрудничают с органами местного самоуправления по вопросу изменений в системе оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы.
3.50. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий.
3.51. Заслушивают информацию об использовании страховых средств государственными внебюджетными фондами по итогам года.
3.52. Проводят мероприятия по организации досуга населения, особенно детей и подростков, развитию сети досуга, детского и юношеского спорта.
3.53. Принимают участие в работах по благоустройству и озеленению городов, населенных пунктов, обустройству в жилых микрорайонах простейших спортивных и детских площадок.
3.54. Принимают меры по изысканию средств на приобретение детских новогодних подарков.
3.55. Осуществляют взаимодействие с уполномоченными органами муниципального самоуправления в сфере детского отдыха и оздоровления и обеспечивают охват всеми формами отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период.
3.56. Проводят мероприятия, направленные на недопущение распространения наркотиков, пропаганду здорового образа жизни.
3.57. Принимают меры по обеспечению социально-медицинской помощи неработающим пенсионерам и инвалидам - бывшим работникам предприятий.
3.58. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях разделы по молодежной политике.
3.59. Оказывают содействие формированию и развитию структур по работе с молодежью в организациях, городах и районах области.
3.60. Осуществляют эффективное взаимодействие по реализации молодежной политики и совместный контроль за обеспечением правовых и социальных гарантий молодежи.
3.61. Рассматривают на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы в области реализации молодежной политики.
4. В части охраны труда, экологической безопасности населения, социального страхования и оздоровления работающих
Правительство:
4.1. Организует работу областной межведомственной комиссии по охране труда, оказывает методическую помощь в работе соответствующих комиссий муниципальных образований области.
4.2. Проводит консультации и оказывает практическую помощь руководителям, специалистам организаций области по вопросам трудового законодательства.
4.3. Организует обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций.
4.4. Осуществляет меры по реализации программ оздоровления экологической обстановки и населения в Оренбургской области.
4.5. Информирует население и работодателей о состоянии охраны труда и производственного травматизма на предприятиях и в организациях области; информирует население о состоянии окружающей природной среды.
4.6. Осуществляет уведомительную регистрацию организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
4.7. Совершенствует систему государственного управления охраной труда в Оренбургской области.
Разрабатывает и утверждает областную целевую программу улучшения условий и охраны труда и обеспечивает контроль за ее выполнением.
Осуществляет на территории области в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Совершенствует механизм экономической заинтересованности и повышения ответственности работодателей в создании безопасных условий труда.
Работодатели:
4.8. Активизируют работу по охране труда, обеспечивают аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с установленным порядком, обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда с учетом их финансирования в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
4.9. Обеспечивают соблюдение нормативных правовых актов по охране труда с учетом доведения до нормативной численности специалистов по охране труда. Поддерживают развитие института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях области.
4.10. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные, сверх предусмотренных законодательством, льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и тяжелых условиях труда за счет собственных средств предприятий и организаций.
4.11. Обеспечивают осуществление контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду и социальному страхованию.
4.12. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работающих, загрязнению окружающей среды. Ежегодно разрабатывают и реализуют планы природоохранных мероприятий.
4.13. Обеспечивают проведение за счет собственных средств обязательных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, проведение оздоровительных мероприятий.
4.14. Обеспечивают за счет собственных средств выдачу сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда.
4.15. Организуют совместно с государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области работу по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
4.16. Выделяют средства на санаторно-курортное лечение и оздоровление трудящихся на условиях, оговоренных коллективными договорами и соглашениями.
Профсоюзы:
4.17. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда с финансированием в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) и ответственности работодателей за реализацию этих мероприятий.
4.18. Защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.19. Продолжают работу по расширению и совершенствованию института уполномоченных по охране труда и совместных комитетов (комиссий) по охране труда на предприятиях и в организациях области и контролируют соответствие численности специалистов по охране труда нормативу.
4.20. Разрабатывают и доводят до профсоюзных организаций рекомендации по организации и осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды.
4.21. Проводят обучение профработников и профактива по проблемам охраны труда и окружающей среды.
4.22. Взаимодействуют с государственной службой охраны труда в проведении общественного контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, применением льгот и компенсаций за работу на вредном производстве.
4.23. Координируют деятельность комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, проводят их обучение, обеспечивают общественный контроль за состоянием охраны труда на рабочих местах.
4.24. На паритетных началах участвуют в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионного фонда и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, и осуществляют профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов.
Стороны совместно:
4.25. Принимают участие в реализации программы по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области.
4.26. Способствуют созданию комитетов (комиссий) по охране труда и созданию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях области в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом "Об охране труда в Оренбургской области".
4.27. Проводят с участием специалистов по охране труда "круглые столы" по обмену опытом, расследование несчастных случаев на производстве, заключение соглашений по вопросам охраны труда, осуществляют экологическое просвещение, воспитание и образование.
4.28. Содействуют развитию туризма и санаторно-курортного лечения, а также оздоровлению взрослого и детского населения на базе учреждений здравоохранения восстановительного лечения.
4.29. Проводят мероприятия по организации и проведению летнего оздоровления школьников.
4.30. Вырабатывают механизм финансирования и порядка обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение на льготных условиях работников бюджетных учреждений.
4.31. Разрабатывают и обеспечивают выполнение нормативно-правовых актов по охране труда на территории области.
Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда в организациях области.
5. В сфере развития системы социального партнерства
Стороны обязуются:
5.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне трехсторонней комиссии.
5.2. Оказывать практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров и соглашений.
5.3. Предварительно информировать друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение.
5.4. Взаимно обеспечивать возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес.
5.5. Способствовать недопущению и предотвращению коллективных трудовых споров при условии выполнения взаимных обязательств.
5.6. Организовывать и проводить обучение представителей социальных партнеров-работодателей, специалистов, профсоюзных работников по вопросам правового регулирования трудовых отношений, охраны труда, заключения коллективных договоров и соглашений на средства социальных партнеров.
5.7. Применять новые формы деятельности трехсторонней комиссии (выездные заседания, научно-практические конференции, смотры-конкурсы и т.д.).
5.8. Обеспечивать взаимную возможность участия в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в настоящее Соглашение, беспрепятственно включать по требованию любой из сторон ее представителя в состав рабочих групп областной трехсторонней комиссии.
5.9. Использовать и предоставлять друг другу в установленном законодательством порядке официальные статистические данные и другую необходимую информацию, в том числе по деятельности служб, ведомств, государственных внебюджетных фондов, организаций по вопросам, включенным в настоящее Соглашение.
5.10. Содействовать эффективной работе территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, оказывать методическую и практическую помощь соответствующим сторонам комиссий.
5.11. Создавать условия для уставной деятельности профсоюзов, не препятствовать организации безналичной системы уплаты профсоюзных взносов, а также перечислению на счета профсоюзов денежных средств с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
5.12. Проводить работу по дальнейшему развитию системы социального партнерства в Оренбургской области и совершенствованию ее нормативно-правовой базы.
5.13. Способствовать заключению региональных отраслевых соглашений и вовлечению в сферу их действия всех работодателей соответствующих отраслей.
5.14. Содействовать развитию социального партнерства и заключению соглашений в муниципальных образований области.
5.15. Участвовать в формировании списка лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве посредников и трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров, в обучении лиц, включенных в данный список, и обеспечивать участие посредников и трудовых арбитров в примирительных процедурах при урегулировании коллективных трудовых споров.
5.16. Рекомендовать при заключении соглашений и коллективных договоров предусматривать предоставление членам выборного профсоюзного органа, иным представителям работников время с сохранением заработной платы (среднего заработка) для выполнения общественных обязанностей, участия в работе выборных органов, обучения по вопросам трудовых отношений.
Работодатели:
5.17. Обеспечивают гарантии деятельности на предприятиях профсоюзных организаций, их выборных органов, а также освобожденных и не освобожденных членов выборных профсоюзных органов в соответствии с действующим трудовым законодательством и законодательством о профессиональных союзах. Не препятствуют восстановлению деятельности профсоюзных организаций, временно приостановивших свою работу по каким-либо причинам, созданию профсоюзных организаций на предприятиях там, где их нет.
Профсоюзы:
5.18. Создают в отраслевых и первичных профсоюзных организациях молодежные советы, молодежные комиссии и иные молодежные структуры.
5.19. Организуют работу по мотивации профсоюзного членства среди молодежи.
5.20. Организуют обучение председателей молодежных советов, комиссий, молодых профсоюзных активистов.
6. Порядок реализации и контроля за выполнением Соглашения
6.1. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, соответствующим органом по труду в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами.
6.2. Областные объединения работодателей и объединения профсоюзных организаций, не имеющие своих представителей в составе областной трехсторонней комиссии, имеют право присоединяться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия.
6.3. В период действия Соглашения переговоры сторон о внесении изменений и дополнений в Соглашение должны быть проведены в течение одного месяца со дня поступления предложения координатору областной трехсторонней комиссии.
Изменения и дополнения вносятся по решению областной трехсторонней комиссии.
От Правительства Оренбургской области -
Губернатор - председатель |
Ю.А. Берг |
От работодателей Оренбургской области -
Директор исполнительной дирекции |
В.К. Лагуновский |
От профсоюзов Оренбургской области -
Председатель Федерации организаций |
В.К. Антонов |
Соглашение одобрено на заседании
областной трехсторонней комиссии
по регулированию социально -
трудовых отношений
09.09.2010 года протокол N 3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области "О взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на 2011 - 2013 годы" от 9 сентября 2010 г.
Настоящее соглашение вступает в силу с 1 января 2011 г. и действует по 31 декабря 2013 г.
Текст соглашения официально опубликован не был