Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к муниципальной программе
"Экономическое развитие
Бузулукского района"
на 2014 - 2017 годы
Паспорт
подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Бузулукском районе"
на 2014 - 2017 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
отдел экономики |
Соисполнители подпрограммы |
отдел по управлению муниципальным имуществом, МАУ "ЦПМиСП в Бузулукском районе" |
Программно-целевые инструменты |
в подпрограмме отсутствуют ведомственные целевые программы |
Цели подпрограммы |
реализация государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Бузулукском районе, направленной на создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности как механизм решения задач социально-экономического развития района |
Задачи подпрограммы |
совершенствование нормативно-правовой базы Бузулукского района, регулирующей деятельность субъектов МСП; совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов МСП; равноправное взаимодействие субъектов МСП и органов местного самоуправления, защита прав и законных интересов субъектов МСП; сокращение административных барьеров при развитии МСП, обеспечение улучшения внешней среды организации деятельности субъектов МСП; пропаганда предпринимательской деятельности, рост привлекательности предпринимательства для населения; оказание содействия в повышении профессионализма кадров в предпринимательской среде, а также работников организаций инфраструктуры поддержки МСП; развитие механизмов финансовой и имущественной поддержки субъектов МСП. |
Основные мероприятия подпрограммы |
пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса, создание позитивного отношения к предпринимательской деятельности; подготовка информации о состоянии и прогноз развития МСП на основе анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей; организация, проведение и участие в заседаниях общественного совета предпринимателей; организация проведения публичных мероприятий по вопросам предпринимательства: семинаров, совещаний, конференций, "круглых столов", конкурсов, "горячих линий", мероприятий, посвященных празднованию профессиональных праздников субъектов МСП; подготовка и тиражирование информационных материалов для субъектов МСП; содействие продвижению продукции субъектов МСП Бузулукского района на региональные рынки; содействие в обеспечении деятельности объектов инфраструктуры поддержки субъектов МСП на муниципальном уровне; содействие развитию молодежного предпринимательства в Бузулукском районе. |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Бузулукского района, процентов; прирост оборота продукции (услуг), производимой малыми (в том числе микро), средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями, процентов; прирост налоговых поступлений в местный бюджет по таким специальным налоговым режимам, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, процентов. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2014 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 800,0 тыс. руб. Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета, в том числе по годам реализации: 2014 год - 200,0 тыс. руб.; 2015 год - 200,0 тыс. руб.; 2016 год - 200,0 тыс. руб.; 2017 год - 200,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
в результате реализации мероприятий подпрограммы к 2017 году планируется достичь следующих показателей: прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Бузулукского района более чем на 0,5 процента; прирост оборота продукции (услуг), производимой малыми (в том числе микро), средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями, более чем на 5,0 процентов; прирост налоговых поступлений в местный бюджет по таким специальным налоговым режимам, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения, - более чем на 10,0 процентов. |
1. Характеристика проблемы
Малое и среднее предпринимательство является важнейшим сектором рыночной экономики. Особую роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, нерентабельные для крупного производства, способствует развитию потребительского рынка;
малое и среднее предпринимательство создает значительное количество рабочих мест;
становление и развитие малого и среднего предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров населения, предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства;
развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет важное значение и для района, поскольку данный сектор экономики как никакой другой способен быстро реагировать на потребности рынка во всех сферах экономики, обеспечить самозанятость граждан.
Выполнить свою социально-экономическую и политическую роль сектор МСП сможет лишь при наличии благоприятных условий для его деятельности, что в конечном итоге определяет задачи органов муниципальной власти в отношении МСП.
Основной задачей на предстоящий период должно стать не только поддержание сложившегося уровня количественного воспроизводства субъектов МСП, но и осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности их деятельности и статуса, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса.
По состоянию на 01.01.2014 на территории района зарегистрировано 90 малых предприятий с учетом микропредприятий, 82 крестьянско-фермерских хозяйства и 840 индивидуальных предпринимателей. Всего на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей занято более 1,2 тыс. человек, что составляет 21,8% от численности работников всех предприятий и организаций муниципального образования.
В структуре малых предприятий по видам экономической деятельности 55,7% составляют предприятия, осуществляющие деятельность в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, 23,9% - предприятия, осуществляющие деятельность в сельском хозяйстве, 5,7% составляют малые предприятия, работающие в обрабатывающем производстве, 3,4% в строительстве и 11,3% в прочих сферах деятельности.
В 2012 году оборот МСП составил 505,2 млн. рублей, в том числе малых предприятий - 112,7 млн. рублей, индивидуальных предпринимателей - 392,5 млн. рублей.
Оценка деятельности малого и среднего предпринимательства в Бузулукском районе позволяет определить следующие основные проблемы:
- сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов, связанная с высокой стоимостью кредитных ресурсов, отсутствием у предпринимателей достаточного ликвидного обеспечения, неразвитостью инструментов самофинансирования бизнеса;
- невысокое качество предпринимательской среды. У субъектов малого предпринимательства недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний, необходимых для более эффективного развития. Предприниматели зачастую ограничены в доступе к деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах;
- социальная незащищенность наемных работников в сфере МСП, допущение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающих текучесть кадров в предпринимательской среде;
- низкий уровень конкурентоспособности продукции, производимой субъектами предпринимательской деятельности;
- наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях малого бизнеса и органов местного самоуправления, сдерживающих развитие МСП;
- отсутствие явно выраженного позитивного общественного мнения о сфере малого и среднего предпринимательства.
Программный метод поддержки МСП обеспечит комплексное решение проблемных вопросов в предпринимательстве, а также определит приоритеты в развитии МСП района.
Муниципальная программа позволит скоординировать действия заинтересованных сторон, сконцентрировать ресурсы на наиболее приоритетных направлениях решения проблем и согласовать необходимые мероприятия по целям, задачам, срокам и ресурсам. Она позволит:
продолжать работу по формированию благоприятных правовых, экономических и организационных условий, стимулирующих развитие предпринимательства в Бузулукском районе;
повышать эффективность системы финансовой, организационной, информационной, консультационной, юридической, образовательной поддержки, адекватной потребностям предпринимательства;
укреплять социальный статус, повышать престиж и этику предпринимательства;
вовлекать представителей бизнеса в процессы формирования и реализации государственной (муниципальной) политики по развитию малого и среднего предпринимательства, повышать общественную активность субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Стимулирование малого и среднего предпринимательства в сфере услуг и переработки - задачи, определенные Стратегией развития Бузулукского района до 2020 года и на период до 2030 года. В приоритетном порядке муниципальную поддержку смогут получить субъекты МСП, осуществляющие деятельность в следующих сферах:
- производство товаров народного потребления, продуктов питания;
- производство строительных материалов;
- переработка вторсырья;
- бытовое обслуживание населения, оказание сервисных услуг;
- общественное питание;
- инновационная деятельность.
Цель подпрограммы - реализация государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Бузулукском районе, направленной на создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития района.
Для достижения цели предусмотрено решение задач:
совершенствование нормативно-правовой базы Бузулукского района, регулирующей деятельность субъектов МСП;
совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов МСП;
равноправное взаимодействие субъектов МСП и органов местного самоуправления, защита прав и законных интересов субъектов МСП;
сокращение административных барьеров при развитии МСП, обеспечение улучшения внешней среды организации деятельности субъектов МСП;
пропаганда предпринимательской деятельности, рост привлекательности предпринимательства для населения;
оказание содействия в повышении профессионализма кадров в предпринимательской среде, а также работников организаций инфраструктуры поддержки МСП;
развитие механизмов финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства.
Выполнение Подпрограммы рассчитано на четыре календарных года с 2014 по 2017 год.
3. Перечень и описание подпрограммных мероприятий
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
Достижение целей и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий, который включает следующие направления:
совершенствование внешней среды для развития предпринимательства;
информационное обеспечение субъектов МСП.
Подробный перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков реализации представлен в приложении N 2 к настоящей муниципальной программе.
Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
В рамках реализации мероприятий подпрограммы не предусмотрены ведомственные целевые программ.
Характеристика мер нормативно-правового регулирования
Нормативно-правовое регулирование подпрограммы осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Закон Оренбургской области от 29 сентября 2009 года N 3118/691-IV-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области".
Кроме того, будет осуществляться постоянный мониторинг федеральной и региональной нормативно-правовой базы и по мере необходимости будут проводиться мероприятия по актуализации нормативно-правовой базы Бузулукского района, регулирующей деятельность субъектов МСП и предусматривающей реализацию основных направлений поддержки МСП, равноправное взаимодействие субъектов МСП и органов местного самоуправления, защиту прав и законных интересов предпринимателей.
4. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Показателями (индикаторами) решения задач и достижения цели подпрограммы будут являться:
прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Бузулукского;
прирост оборота продукции (услуг), производимой малыми (в том числе микро), средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями;
прирост налоговых поступлений в местный бюджет по таким специальным налоговым режимам, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентная система налогообложения.
Перечень показателей (индикаторов) с разбивкой по годам приведен в приложении N 1 к муниципальной программе.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 800,0 тыс. руб. Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета, в том числе по годам реализации:
2014 год - 200,0 тыс. руб.;
2015 год - 200,0 тыс. руб.;
2016 год - 200,0 тыс. руб.;
2017 год - 200,0 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение в разрезе мероприятий с разбивкой по годам представлено в приложении N 2 к настоящей муниципальной программе.
6. Механизм реализации, система управления реализацией подпрограммы и контроль хода ее реализации
Механизм реализации, система управления реализацией Подпрограммы и контроль хода ее реализации осуществляются в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Бузулукского района.
7. Ожидаемый (планируемый) эффект от реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы в 2014 - 2017 годах позволит увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Бузулукского района более чем на 0,5 процента, оборот продукции (услуг), производимой малыми (в том числе микро), средними предприятиями и индивидуальными предпринимателями, - более чем на 5 процентов; объем налоговых поступлений в местный бюджет по таким специальным налоговым режимам, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентная система налогообложения, - более чем на 2 процента.
Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации мероприятий подпрограммы вероятно наступление неблагоприятных событий (рисков), которые способны повлиять на их успешную реализацию, а также на реализацию подпрограммы в целом. Риски систематизированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группа рисков |
Риски |
Уровень влияния |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внутренние риски |
Необоснованное перераспределение средств, определенных подпрограммой, в ходе ее исполнения |
умеренный |
- разработка и внедрение системы контроля и управления реализацией мероприятий подпрограммы, оценки эффективности использования бюджетных средств; - мониторинг результативности реализации подпрограммы |
Недостаточный профессиональный уровень кадров, необходимый для эффективной реализации мероприятий подпрограммы |
низкий |
- проведение подготовки и переподготовки кадров |
|
Внешние риски |
Снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, кризис банковской системы |
высокий |
- проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы; - использование кредитных схем, подготовка и проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности реализации мероприятий подпрограммы для частных инвесторов |
Недостаточное финансирование (секвестирование) мероприятий подпрограммы за счет средств местного бюджета |
высокий |
- определение приоритетов для первоочередного финансирования; - привлечение средств областного бюджета и внебюджетных источников |
|
Возможные изменения федерального и регионального законодательства |
умеренный |
- проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве; - своевременное внесение изменений в действующие правовые акты и (или) принятие новых правовых актов Бузулукского района, касающихся сферы реализации подпрограммы |
|
Недоверие субъектов экономической деятельности к доступности мероприятий Подпрограммы |
низкий |
- осуществление активного сотрудничества со СМИ в целях информирования субъектов экономической деятельности о видах государственной (муниципальной) поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.