Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к муниципальной программе
"Экономическое развитие
Бузулукского района"
на 2014 - 2017 годы
Паспорт
подпрограммы "Развитие торговли в Бузулукском районе"
на 2014 - 2017 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
отдел экономики |
Соисполнители подпрограммы |
управление сельского хозяйства |
Цели подпрограммы |
развитие торговли на территории Бузулукского района с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах торговли |
Задачи подпрограммы |
создание благоприятных условий для развития торговли; удовлетворение потребностей населения в качественных товарах и услугах; поддержка местных товаропроизводителей с целью повышения конкурентоспособности |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
ежегодное повышение индекса физического объема оборота розничной торговли; ежегодное увеличение оборота розничной торговли на душу населения; обеспеченность населения района площадью торговых объектов |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2014 - 2017 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 200,0 тыс. руб. Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета, в том числе по годам реализации: 2014 год - 50,0 тыс. руб.; 2015 год - 50,0 тыс. руб.; 2016 год - 50,0 тыс. руб.; 2017 год - 50,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
ежегодное повышение индекса физического объема оборота розничной торговли - не менее 7,0 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году; увеличение оборота розничной торговли на душу населения в 2017 году до 25500 рублей; увеличение обеспеченности населения района в 2017 году площадью торговых объектов до 445 кв. метров на 1000 жителей. |
1. Характеристика проблемы
Торговля на протяжении последних лет является динамично развивающейся отраслью экономики Бузулукского района. На потребительском рынке района отмечается положительная динамика показателей развития.
В течение 2012 года темпы оборота розничной торговли уверенно росли и в итоге составили 120,6 процента к 2011 году (Российская Федерация - 105,9 процента, Приволжский федеральный округ - 107,6 процента, Оренбургская область - 109,1 процента, Бузулукский район - 109,1).
Ведущее место в формировании оборота розничной торговли занимают торгующие организации и индивидуальные предприниматели - 96,4 процента (в 2012 году - 95,9 процента).
Структура оборота розничной торговли формируется следующим образом: продовольственные товары - 60,5 процента, непродовольственные товары - 39,5 процента.
В 2012 году оборот розничной торговли на душу населения составил 15800 рублей. В 2012 году оборот розничной торговли на душу населения составил 16500 рублей.
На 01.01.2014 в Бузулукском районе розничную торговлю осуществляют: 191 магазин, имеющий торговую площадь 5,169 тыс. кв. м, из них: 69 - реализуют продтовары (2,339 тыс. кв. м); 105 - смешанные товары (3,3403 тыс. кв. м); 17 - непродовольственные товары (0,6897 тыс. кв. м); 12 магазинов принадлежат юридическим лицам (0,8848 кв. м), 179 магазинов - индивидуальным предпринимателям (4,2842 кв. м).
С начала года открыто 10 магазинов с торговой площадью 632,2 кв. м, из них: 9 - смешанных (602,2 кв. м); 1 - непродовольственный (30 кв. м). Закрыт 1 магазин смешанных товаров (274,3 кв. м, п. Колтубановский). С 2010 г. на территории района открыт 1 магазин (300 кв. м) в п. Колтубановский торговой сети "Магнит".
Вновь открытые магазины размещены в помещениях:
- в частном доме (жилое помещение переведено в нежилое) - 1;
- используемые по договору аренды - 5;
- вновь отстроенное - 1.
Обеспеченность населения района площадью торговых объектов на 1 января 2013 года составила 424,0 кв. м на 1000 жителей, что на 38,0 кв. м меньше среднеобластного показателя. При достаточно высоком показателе имеет место неравномерность размещения торговых объектов в разрезе поселений района.
При высоких темпах развития инфраструктура торговой сети в разрезе Бузулукского района размещена неравномерно. Развитие современных форматов торговли на территории района неоднородно.
Снижается доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в общем объеме оборота розничной торговли: в 2011 году она составила 4,2 процента, в 2012 году - 3,6 процента (Оренбургская область - соответственно 13,5 процента и 12,2 процента).
В результате сокращения объектов социально-культурной инфраструктуры в сельской местности отсутствуют необходимые условия для развития торговли. 45 сельских населенных пунктов района являются отдаленными, труднодоступными и малонаселенными. Имеются населенные пункты, в которых отсутствуют торговые объекты. Организация торгового обслуживания в данном сегменте рынка остается серьезной проблемой.
Высокие тарифы на энергоресурсы, транспортные расходы, низкая платежеспособность сельского населения, дефицит отраслевых кадров не позволяют организациям и предпринимателям развивать свою деятельность на селе, модернизировать и укреплять материально-техническую базу и, соответственно, повысить уровень торгового обслуживания.
Необходимо дальнейшее развитие сельскохозяйственных ярмарок выходного дня на территории района, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников, в целях обеспечения населения района продукцией высокого качества по доступным ценам.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" и переданными Законом Оренбургской области от 24.08.2012 N 1037/304-V-ОЗ органам местного самоуправления государственными полномочиями в Бузулукском районе организована работа по формированию и ведению областного торгового реестра.
По состоянию на 1 января 2014 года на алкогольном рынке Бузулукского района осуществляют розничную продажу алкогольной продукции 25 лицензиатов в 19 торговых объектах.
В 2012 году началась реализация муниципальной целевой программы "Развитие торговли в Бузулукском районе" на 2012 - 2014 годы. На ее реализацию из местного бюджета были выделены средства в объеме 69,1 тыс. рублей на реализацию мероприятий по предоставлению субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение стоимости горюче-смазочных материалов при доставке социально значимых товаров в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты Бузулукского района.
В отрасли сохраняется дефицит и недостаточная квалификация кадров. Недостаток трудовых ресурсов отмечается в низшем и среднем звеньях: продавцы, кассиры, руководители отделов. Решение данной проблемы возможно путем переподготовки и повышения квалификации кадров, проведения обучающих семинаров.
Развитие торговли в Бузулукском районе сдерживает ряд факторов:
недостаток собственных финансовых средств;
рост налоговых платежей, арендной платы, тарифов на энергоносители и коммунальные услуги;
высокий процент кредитной ставки;
увеличение транспортных расходов в связи с ростом цен на горюче-смазочные материалы;
недостаточная платежеспособность населения.
Для развития потребительского рынка района необходима реализация комплекса мер, направленных на стимулирование дальнейшего развития торговой инфраструктуры, поддержку местных производителей потребительских товаров и решение отраслевых проблем.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Реализация Подпрограммы будет способствовать выполнению задач, определенных Стратегией развития Бузулукского района до 2020 года и на период до 2030 года, и позволит наиболее полно удовлетворять потребности населения района в товарах и услугах, обеспечить их экономическую и физическую доступность, улучшить торговое обслуживание сельских жителей.
К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории района относятся следующие:
стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры в Бузулукском районе;
оптимизация размещения торговых объектов на территории района, повышение эффективности их деятельности;
изучение и внедрение передового опыта по обеспечению населения услугами торговли;
стимулирование деловой активности торговых предприятий и организации взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.
Цель подпрограммы - развитие торговли на территории Бузулукского района с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах торговли.
Для достижения цели предусмотрено решение следующих задач:
создание благоприятных условий для развития торговли;
удовлетворение потребностей населения в качественных товарах и услугах;
поддержка местных товаропроизводителей с целью повышения конкурентоспособности.
Выполнение Подпрограммы рассчитано на четыре календарных года с 2014 по 2017 год.
3. Перечень и описание подпрограммных мероприятий
Подпрограмма не включает в себя ведомственные целевые программы.
Достижение целей и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса основных мероприятий, которыми предусмотрено проведение мониторинга состояния торговой отрасли с целью оптимизации и формирования современной торговой инфраструктуры, обеспечение экономической и территориальной доступности товаров и услуг торговли населению района.
Для решения задачи по созданию благоприятных условий для развития торговли в Подпрограмме предусмотрены мероприятия по совершенствованию правового регулирования в сфере торговли и развитию торговой инфраструктуры.
Подробный перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков реализации представлен в приложении N 2 к настоящей муниципальной программе.
Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
В рамках реализации мероприятий подпрограммы не предусмотрены ведомственные целевые программы.
Характеристика мер правового регулирования
Правовое регулирование в рамках подпрограммы осуществляется через систему действующих нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- Закон Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4325/1014-IV-ОЗ "Об организации торговой деятельности в Оренбургской области".
Также применяется экономическая форма регулирования, оказывающая ограничивающее воздействие на проблемы территорий - предоставление субсидий организациям торговли и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым к организации торгового обслуживания на возмещение стоимости горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) при доставке автомобильным транспортом социально значимых товаров в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты Бузулукского района, а также населенные пункты, в которых отсутствуют торговые объекты.
К отдаленным населенным пунктам относятся населенные пункты, расположенные на расстоянии более 5 километров от административного центра муниципального района и сообщающиеся с ним по автомобильным дорогам без асфальтобетонного покрытия.
К труднодоступным населенным пунктам относятся населенные пункты, которые находятся на значительном удалении от административного центра муниципального района и расположены вдали от транспортных путей, а также в силу природных и климатических условий, отсутствия элементов инфраструктуры оказываются исключенными на определенный период от транспортного сообщения или труднодоступными и по этим причинам требующие для доставки социально значимых товаров значительных финансовых и материальных затрат.
К малонаселенным населенным пунктам относятся пункты с численностью населения до 50 человек.
Количество отдаленных, труднодоступных, малонаселенных пунктов Бузулукского района, а также населенных пунктов, в которых отсутствуют торговые объекты, и общее расстояние до них в разрезе сельских поселений района ежегодно корректируется отделом экономики совместно с администрациями поселений района (приложение к настоящей подпрограмме).
Принятие подпрограммы потребует принятия нормативного правового акта, определяющего порядок и условия предоставления субсидий из местного бюджета организациям торговли и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым к организации торгового обслуживания на возмещение стоимости горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) при доставке автомобильным транспортом социально значимых товаров в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты Бузулукского района, а также населенные пункты, в которых отсутствуют торговые объекты.
Перечень нормативных правовых актов, планируемых к разработке в рамках настоящей подпрограммы, приведен в приложении N 3.
Кроме того, будет осуществляться постоянный мониторинг федеральной и региональной нормативно-правовой базы и по мере необходимости будут проводиться мероприятия по актуализации нормативно-правовой базы Бузулукского района, регулирующей торговую деятельность и предусматривающей реализацию основных направлений развития торговли на территории района.
4. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Показателями (индикаторами) решения задач и достижения цели подпрограммы будут являться:
ежегодное повышение индекса физического объема оборота розничной торговли - не менее 3,0 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году;
увеличение оборота розничной торговли на душу населения в 2017 году до 53146 рублей;
увеличение обеспеченности населения района в 2017 году площадью торговых объектов до 445 кв. метров на 1000 жителей.
Перечень целевых показателей (индикаторов) с разбивкой по годам приведен в приложении N 1 к настоящей муниципальной программе.
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 200,0 тыс. руб. Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета, в том числе по годам реализации:
2014 год - 50,0 тыс. руб.;
2015 год - 50,0 тыс. руб.;
2016 год - 50,0 тыс. руб.;
2017 год - 50,0 тыс. руб.
Ресурсное обеспечение в разрезе мероприятий с разбивкой по годам представлено в приложении N 2 к настоящей муниципальной программе.
6. Механизм реализации, система управления реализацией Подпрограммы и контроль хода ее реализации
Механизм реализации, система управления реализацией Подпрограммы и контроль хода ее реализации осуществляются в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Бузулукского района.
7. Ожидаемый (планируемый) эффект от реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы в 2014 - 2017 годах позволит осуществлять повышение индекса физического объема оборота розничной торговли, увеличить оборот розничной торговли на душу населения, увеличить обеспеченность населения области площадью торговых объектов.
Принимая во внимание, что торговля является одной из сфер экономики, стимулирующих функционирование других отраслей (туризм, транспорт, связь, производство потребительских товаров, строительство и другие), реализация подпрограммы будет способствовать укреплению и развитию экономики района, сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.
Социально-экономический эффект реализации Программы - создание условий для удовлетворения потребностей населения района в товарах и услугах торговли, повышение конкурентоспособности потребительских товаров.
Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации мероприятий подпрограммы вероятно наступление неблагоприятных событий (рисков), которые способны повлиять на их успешную реализацию, а также на реализацию подпрограммы в целом. Риски систематизированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Группа рисков |
Риски |
Уровень влияния |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внутренние риски |
Необоснованное перераспределение средств, определенных подпрограммой, в ходе ее исполнения |
умеренный |
- разработка и внедрение системы контроля и управления реализацией мероприятий подпрограммы, оценки эффективности использования бюджетных средств; - мониторинг результативности реализации подпрограммы |
Недостаточный профессиональный уровень кадров, необходимый для эффективной реализации мероприятий подпрограммы |
низкий |
- проведение подготовки и переподготовки кадров |
|
Внешние риски |
Снижение темпов экономического роста, ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, кризис банковской системы |
высокий |
- проведение комплексного анализа и прогнозирования внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы |
Недостаточное исполнение организациями и индивидуальными предпринимателями мероприятий подпрограммы |
высокий |
- проведение анализа и прогнозирования исполнения мероприятий подпрограммы; своевременное внесение изменений в подпрограмму |
|
Недостаточное финансирование (секвестирование) мероприятий подпрограммы за счет средств местного бюджета |
высокий |
- определение приоритетов для первоочередного финансирования; - привлечение средств областного бюджета и внебюджетных источников |
|
Возможные изменения федерального и регионального законодательства |
умеренный |
- проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве; - своевременное внесение изменений в действующие правовые акты и (или) принятие новых правовых актов Бузулукского района, касающихся сферы реализации подпрограммы. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.