Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Оренбурга
от 21 ноября 2014 г. N 2806-п
(с изменениями от 31 марта, 27 апреля,
5 июня, 26 августа, 9 ноября,
14, 15 декабря 2015 г., 9 марта, 12 апреля,
30 июня, 6 октября, 30 декабря 2016 г.,
9 марта, 3 мая, 4 июля, 2, 30 октября,
27 декабря 2017 г.)
Паспорт изменен с 30 декабря 2017 г. - Постановление администрации города Оренбурга от 27 декабря 2017 г. N 5128-п
Паспорт
муниципальной программы
"Доступное образование в городе Оренбурге" на 2015 - 2020 годы
Основание для разработки программы |
1. Статья 43 Конституции Российской Федерации. 2. Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 3. Статья 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 4. Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 5. Статья 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". 6. Статья 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". 7. Статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". 8. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". 9. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 731-пп "Об утверждении государственной программы Оренбургской области "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы". 10. Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 N 553-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие системы образования Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы". 11. Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". 12. Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 N 551-пп "О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года". 13. Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 N 553-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие системы образования Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы. 14. Постановление Правительства Оренбургской области от 04.04.2016 N 241-пп "Об утверждении государственной программы "Содействие созданию новых мест с целью ликвидации второй смены в общеобразовательных организациях Оренбургской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" на 2016 - 2025 годы". 15. Решение Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 N 232 "Об утверждении "Стратегии социально-экономического развития города Оренбурга до 2030 года". |
Заказчик программы |
Управление образования администрации города Оренбурга |
Ответственный исполнитель программы |
Управление образования администрации города Оренбурга |
Соисполнители программы |
Муниципальные бюджетные и автономные учреждения города Оренбурга, подведомственные управлению образования администрации города Оренбурга, муниципальное казенное учреждение "Управление по организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений", комитет по управлению имуществом города Оренбурга |
Цели программы |
Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей. |
Задачи программы |
1. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования. 2. Обеспечение доступности качественного начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. 3. Обеспечение отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, оказание методической и психолого-педагогической помощи, обеспечение функций и полномочий учредителя образовательных организаций города Оренбурга и обеспечение финансового сопровождения деятельности муниципальных организаций, подведомственных управлению образования администрации города Оренбурга. 4. Обеспечение реализации функций органов местного самоуправления в сфере образования. |
Основные мероприятия программы |
1. Предоставление дошкольного образования и осуществление присмотра и ухода за детьми (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). 2. Предоставление начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детям (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). 3. Организация отдыха и сопровождение деятельности образовательных организаций, оздоровление детей в каникулярное время, оказание методической, психолого-педагогической помощи (часть 5 статьи 28, статья 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). 4. Обеспечение деятельности управления образования по исполнению функций органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). |
Целевые показатели (индикаторы) программы |
1. Численность детей, которым предоставлена возможность получения дошкольного образования. 2. Количество муниципальных дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО). 3. Численность педагогических работников ДОО, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку. 4. Количество ДОО, в которых улучшено техническое состояние зданий и (или) их территорий. 5. Количество дополнительно созданных дошкольных мест. 6. Количество ДОО, оснащенных оборудованием автоматической пожарной сигнализацией (далее - АПС), системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ). 7. Количество ДОО, оснащенных оборудованием, дублирующим сигнал на пульт подразделения пожарной охраны без участия работника объекта или транслирующей этот сигнал организации (далее - ОДС). 8. Количество ДОО, в которых выполнен ремонт систем электроснабжения. 9. Количество ДОО, в которых пути эвакуации и эвакуационные выходы приведены в соответствие с требованиями пожарной безопасности. 10. Количество ДОО, оснащенных системами видеонаблюдения. 11. Количество ДОО, в которых восстановлена целостность ограждения либо устроено новое. 12. Численность детей, которым предоставлена возможность получать услуги начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. 13. Количество образовательных организаций, применяющих программы, соответствующие требованиям стандартов начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. 14. Численность педагогических работников образовательных организаций начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детей, получивших дополнительное профессиональное образование (прохождение повышения квалификации и (или) профессиональной подготовки). 15. Количество учащихся общеобразовательных организаций (далее - ОБО), которым назначена муниципальная именная стипендия для талантливых и одаренных детей. 16. Количество ОБО, прошедших конкурсный отбор и признанных победителями по его результатам и получившим муниципальный грант "Лучшая школа города Оренбурга". 17. Количество награжденных именными премиями Заслуженных учителей РФ, ветеранов педагогического труда В.М. Барбазюка и А.И. Морозова. 18. Количество учителей, которым присвоен муниципальный грант "Лучший учитель (педагог) города Оренбурга". 19. Количество руководителей образовательных организаций, получивших премию администрации города Оренбурга. 20. Количество приобретенных диагностических тестов для проведения добровольного экспресс-тестирования школьников на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. 21. Количество образовательных организаций, участвующих в экологической акции. 22. Количество ОБО и ОДОД, в которых улучшено техническое состояние зданий и (или) их территорий. 23. Количество зданий ОБО, в которых проведены текущий и (или) капитальный ремонт, противоаварийные мероприятия и иные мероприятия, направленные на восстановление целостности конструкций зданий. 24. Количество зданий ОБО и ОДОД, оснащенных оборудованием АПС, СОУЭ. 25. Количество ОБО и ОДОД, оснащенных ОДС. 26. Количество ОБО и ОДОД, в которых выполнен ремонт систем электроснабжения. 27. Количество ОБО и ОДОД, в которых пути эвакуации и эвакуационные выходы приведены в соответствие с требованиями пожарной безопасности. 28. Количество ОБО и ОДОД, оснащенных системами видеонаблюдения. 29. Количество ОБО и ОДОД, в которых восстановлена целостность ограждения либо устроено новое. 30. Количество ОБО и ОДОД, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. 31. Общее количество команд, принимающих участие в соревнованиях "Школьная баскетбольная Лига" - (далее ШБЛ). 32. Общая аудитория всех турниров ШБЛ. 33. Количество команд ОБО, ежегодно награждаемых по итогам соревнований ШБЛ. 34. Количество задействованных спортивных залов во время проведения соревнований ШБЛ. 35. Численность детей, которым предоставлена возможность получать в каникулярное время услуги отдыха и оздоровления, а также методической, психолого-педагогической помощи. 36. Количество образовательных организаций, применяющих программы, соответствующие требованиям стандартов по организации отдыха, оздоровлению детей в каникулярное время и осуществляющих методическую, психолого-педагогическую помощь. 37. Численность организаций, получающих методическую и психолого-педагогическую помощь. 38. Количество детей и подростков, охваченных организованной и безопасной формой отдыха. 39. Количество проведенных методических объединений для руководителей и педагогических работников образовательных организаций. 40. Количество оказанных консультативно-диагностических, коррекционно-развивающих услуг по запросу образовательных организаций. 41. Количество организованных курсов повышения квалификации для педагогических работников. 42. Количество лагерей, в которых улучшено техническое состояние зданий и (или) их территорий. 43. Количество лагерей, оснащенных ОДС. 44. Количество лагерей, в которых выполнен ремонт систем электроснабжения. 45. Количество лагерей, в которых пути эвакуации и эвакуационные выходы приведены в соответствие с требованиями пожарной безопасности. 46. Количество лагерей, оснащенных системами видеонаблюдения. 47. Количество муниципальных организаций города Оренбурга, в отношении которых муниципальное казенное учреждение "Управление по организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений" осуществляет финансовое сопровождение деятельности. 48. Количество ДОО, в которых улучшено техническое состояние зданий и (или) их территорий в рамках наказов избирателей депутатам Оренбургского городского Совета и социально значимых мероприятий. 49. Количество ДОО, которыми приобретены основные средства, оборудование, материалы, производственный и хозяйственный инвентарь в рамках наказов избирателей депутатам Оренбургского городского Совета и социально значимых мероприятий. 50. Количество ОБО и ОДОД, в которых улучшено техническое состояние зданий и (или) их территорий в рамках наказов избирателей депутатам Оренбургского городского Совета и социально значимых мероприятий. 51. Количество ОБО и ОДОД, которыми приобретены основные средства, оборудование, материалы, производственный и хозяйственный инвентарь в рамках наказов избирателей депутатам Оренбургского городского Совета и социально значимых мероприятий. 52. Количество финансируемых организаций, обеспечивающих реализацию функций органов местного самоуправления в сфере образования. 53. Количество детей, находящихся под опекой. 54. Количество детей, находящихся в приёмной семье. 55. Количество детей, впервые устроенные в приёмную семью или оформленные под опеку. 56. Количество педагогических работников, пользующихся льготами по оплате за жилые помещения, отопление и освещение. 57. Количество детей, посещающих образовательные организации, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования и имеющие право на компенсацию части родительской платы. 58. Количество ДОО, в которых выполнены мероприятия по формированию универсальной безбарьерной среды. 59. Количество ОБО, расположенных в сельской местности, в которых отремонтированы спортивные залы. 60. Количество созданных новых мест в ОБО. 61. Количество муниципальных загородных детских оздоровительных лагерей, в которых улучшено техническое состояние зданий и (или) их территорий в рамках наказов избирателей депутатам Оренбургского городского Совета. |
Результаты реализации программы |
1) удельный вес ДОО, применяющих программы, соответствующие требованиям стандартов дошкольного образования в общем объеме ДОО; 2) удельный вес численности педагогических работников ДОО, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку в общей численности педагогических работников; 3) отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена; 4) удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций; 5) отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников ОБО к среднемесячной заработной плате в Оренбургской области; 6) удельный вес ОБО, в которых оценка деятельности их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности муниципальных общеобразовательных организаций, в общей численности ОБО; 7) удельный вес численности обучающихся в ОБО, получающих горячее питание, к общей численности обучающихся; 8) удельный вес численности учащихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности учащихся по программам общего образования; 9) доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет; 10) отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников ОДОД к среднемесячной заработной плате учителей в Оренбургской области; 11) удельный вес численности педагогических работников ОДОД в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников ОДОД; 12) мониторинг состояния и развития системы образования города Оренбурга; 13) удельный вес своевременно выявленной численности детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением; 14) удельный вес численности организаций, получивших методическую и психолого-педагогическую помощь в общей численности образовательных организаций; 15) доля обучающихся в ОБО, занимающихся во вторую смену, к общей численности обучающихся в ОБО |
Сроки реализации программы |
2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования - 33 641 831,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 - 4 488 237,8 тыс. руб.; 2016 - 5 862 163,9 тыс. руб.; 2017 - 6 614 434,1 тыс. руб.; 2018 - 5 390 108,7 тыс. руб.; 2019 - 5 465 802,1 тыс. руб.; 2020 - 5 821 084,9 тыс. руб. Из них за счет средств местного бюджета - 14 608 102,9 тыс. руб., в том числе: 2015 - 1 983 208,0 тыс. руб.; 2016 - 2 443 780,9 тыс. руб.; 2017 - 2 489 927,2 тыс. руб.; 2018 - 2 483 788,0 тыс. руб.; 2019 - 2 426 058,0 тыс. руб.; 2020 - 2 781 340,8 тыс. руб. За счет средств федерального бюджета - 1 030 585,8 тыс. руб., в том числе: 2016 - 539 406,4 тыс. руб.; 2017 - 477 812,6 тыс. руб.; 2018 - 4 455,6 тыс. руб.; 2019 - 4 455,6 тыс. руб.; 2020 - 4 455,6 тыс. руб. За счет средств областного бюджета - 18 003 142,8 тыс. руб., в том числе: 2015 - 2 505 029,8 тыс. руб.; 2016 - 2 878 976,6 тыс. руб.; 2017 - 3 646 694,3 тыс. руб.; 2018 - 2 901 865,1 тыс. руб.; 2019 - 3 035 288,5 тыс. руб.; 2020 - 3 035 288,5 тыс. руб. |
Список сокращений, используемых в Программе:
Программа - муниципальная программа "Доступное образование в городе Оренбурге" на 2015 - 2020 годы";
УО - управление образования администрации города Оренбурга;
УСДХ - управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга;
КФ - комитет по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга;
ОО - муниципальные бюджетные и автономные образовательные учреждения города Оренбурга, подведомственные управлению образования администрации города Оренбурга;
ОБО - общеобразовательные организации города Оренбурга, подведомственные управлению образования администрации города Оренбурга;
ОДОД - организации дополнительного образования детей города Оренбурга, подведомственные управлению образования администрации города Оренбурга;
ПО - муниципальное автономное учреждение "Ресурсный научно-методический центр", муниципальное бюджетное учреждение "Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Оренбурга"; муниципальное образовательное бюджетное учреждение "Межшкольный учебный комбинат";
МКУ "УОФХДОУ" - муниципальное казенное учреждение "Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений";
БГО - бюджет города Оренбурга;
ФБ - федеральный бюджет;
БОО - бюджет Оренбургской области;
ДОО - дошкольные образовательные организации;
КУИ - комитет по управлению имуществом города Оренбурга.
1. Характеристика проблемы
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Обеспечение условий для получения качественного образования является одной из основных задач управления образования администрации города Оренбурга.
Муниципальная система образования города Оренбурга на 01.01.2014 представляет собой развитую сеть образовательных организаций, в том числе:
- 136 дошкольных образовательных организаций с охватом более 29 тыс. детей. Статус автономных организаций имеют 19 дошкольных организаций;
- 85 школ, в которых обучается более 52 тыс. учащихся. Из общего числа школ 2 школы начальные, 4 школы - основные, 3 вечерние сменные школы, 76 средних школ. Статус автономных организаций имеют 35 общеобразовательных организаций;
- 16 организаций дополнительного образования детей, в которых занимается более 70% воспитанников от общего числа обучающихся. Статус автономных организаций имеют 6 учреждений дополнительного образования детей;
- 3 организации, обеспечивающие иные услуги в сфере образования. Статус автономной организации имеет одна организация, обеспечивающая предоставление иных услуг в сфере общего образования.
Важным приоритетом модернизации дошкольного образования остается обеспечение доступности дошкольного образования. В 2014 году приступили к функционированию после ввода в эксплуатацию 5 детских садов на 800 мест:
- детский сад N 44 (пер. Сырейный, 3) на 80 мест;
- детский сад N 144 (ул. Дружбы, 5/1) на 220 мест;
- детский сад N 140 (ул. Мира, 2б) на 100 мест;
- детский сад N 181 (ул. Салмышская, 4/1) на 220 мест;
- детский сад N 156 (ул. Родимцева, 5/1) на 180 мест.
Кроме того, открыты 5 дополнительных групп на 125 мест в ранее действующих детских садах.
Принятые меры способствовали увеличению доли детей в возрасте от 3 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в городе Оренбурге, до 77%, уменьшению доли детей в возрасте с 3 до 6 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные организации, до 18% и увеличению на 12% показателя численности детей в возрасте 1 - 6 лет, посещающих дошкольные образовательные организации.
Однако эта проблема не решена полностью. Необходимо продолжить работу по строительству новых детских садов и возврату в систему дошкольного образования объектов образования, ранее перепрофилированных под другие услуги.
В дошкольном образовании создаются равные (стартовые) возможности получения качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Обеспечение условий для получения качественного общего образования является одной из основных задач УО. Из 85 школ присвоен статус:
- "гимназия" - 8 общеобразовательным организациям;
- "лицей" - 9 общеобразовательным организациям;
- "школа с углубленным изучением предметов" - 10 общеобразовательным организациям.
По адаптированным программам обучается 765 детей с ограниченными возможностями здоровья в 65 специальных классах в 18 общеобразовательных организациях города Оренбурга.
Три образовательные организации работают в режиме полного дня. В 53 школах города организованы группы продленного дня с общим охватом учащихся более 4 тыс. человек.
По состоянию здоровья 193 ребенка школьного возраста обучаются индивидуально на дому по общеобразовательным программам.
Удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей обеспечивает вариативность образовательных организаций и образовательных программ. В 29 общеобразовательных организациях города Оренбурга осуществляется углубленное изучение предметов, в 67 - профильное обучение. Профильная подготовка ведется по 12 профилям, включая универсальное обучение. Наиболее востребованными являются: социально-экономический профиль (783 учащихся), физико-математический профиль (894 учащихся), социально-гуманитарный профиль (430 учащихся), информационно-технологический профиль (307 учащихся), химико-биологический (181 учащийся).
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся общеобразовательных организаций возможно за счет увеличения охвата горячим питанием, повышения качества и безопасности питания, развития системы организации питания обучающихся, основанной на принципах централизации и индустриализации.
С целью стимулирования инновационной деятельности общеобразовательных организаций, распространения образцов работы педагогических коллективов необходимо дальнейшее проведение конкурсных отборов лучших образовательных организаций города.
Особое место в работе с кадрами уделяется поощрению и стимулированию труда педагогов и обучающихся.
Сложившаяся система работы с талантливыми детьми и подростками требует дальнейшего совершенствования через назначение муниципальных стипендий для такой категории обучающихся.
Для поддержки участников олимпиадного движения на территории города Оренбурга необходимо расширять участие одаренных детей в областных, межрегиональных всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, конференциях.
Важнейшим фактором устойчивого развития общества, совершенствования общественных отношений является развитие системы дополнительного образования детей, которой ежегодно уделяется большое внимание.
Патриотическое воспитание формирует любовь к родному краю, способствует развитию у детей духовной, эстетической культуры, развивает творческие способности и исполнительское мастерство. Приобщение к произведениям литературы и искусства повышает уровень художественного вкуса у детей.
Благодаря межведомственному взаимодействию в городе Оренбурге сохранена сеть учреждений, на базе которых организовывается отдых, оздоровление и занятость детей и подростков.
Скомплектована сеть лагерей дневного пребывания. В период летней оздоровительной кампании 2015 - 2020 года будут работать 7 муниципальных лагерей, 8 ведомственных лагерей, 2 палаточных лагеря, 90 лагерей дневного пребывания детей. Планируется охватить более 137 тыс. детей и подростков.
При этом на текущий момент в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей, а также в сфере обеспечения отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и оказания методической психолого-педагогической помощи сохраняются проблемы, требующие решения:
- дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;
- недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению развития от 0 до 3 лет;
- высокая доля школьников, не достигших удовлетворительного уровня функциональной грамотности;
- низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
- недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения;
- повышение заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в соответствии с выполнением Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
- несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг учреждений дополнительного образования детей и изменяющихся потребностей населения;
- низкий уровень вовлечения детей в неформальное и информационное образование.
Одной из причин такого положения дел является недостаточность средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание образовательных учреждений города.
В некоторых организациях согласно техническим паспортам зданий капитальный ремонт кровель за годы эксплуатации не проводился ни разу. Это обуславливается низким уровнем финансирования в постперестроечный период и недостаточностью средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание образовательных организаций города Оренбурга в наши дни.
Однако, в соответствии с рекомендуемым приложением 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации, например, покрытия крыш (кровли) до капитального ремонта (замены) составляет от 10 до 30 лет (в зависимости от материала покрытия крыш (кровли).
На сегодняшний день техническое состояние кровель ряда муниципальных образовательных организаций специалистами инженерной группы УО и МБУ "Управление капитального строительства" оценивается как недопустимое.
В результате постоянного протекания кровель в период дождей и таяния снега в организациях происходит намокание электропроводки и электрораспределительных щитов, затопление учебных помещений, замыкание автоматической пожарной сигнализации, выходит из строя оборудование, ученическая мебель и другое имущество учреждений.
Из-за нарушения целостности систем водоотведения происходит разбитие отмостки здания и размытие фундамента, разрушение парапетных плит, выпадает кирпичная кладка стен. В результате техническое состояние всего здания ухудшается и оценивается как "ограниченно работоспособное", "недопустимое", "аварийное". Соответственно, на ликвидацию последствий протекания кровель приходится направлять колоссальные средства.
Безопасность образовательного процесса - это условие сохранности жизни и здоровья воспитанников и обучающихся, педагогических работников и обслуживающего персонала, а также материальных ценностей образовательных организаций от пожаров, несчастных случаев и других чрезвычайных ситуаций.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных организаций, вероятности возникновения тех или иных угроз. Приоритетными направлениями безопасности для образовательных организаций являются пожарная, электрическая и конструкционная безопасность.
Все образовательные организации города Оренбурга являются объектами массового пребывания людей, что требует особого внимания при рассмотрении вопросов пожарной безопасности и укрепления огнестойкости зданий образовательных организаций.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самой современной техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, то есть от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных организаций и учебного процесса, слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, подготовленности обучающихся и работников образовательных организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность по обеспечению безопасности.
Наиболее проблемными являются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными нарушениями требований пожарной безопасности в муниципальных образовательных организациях города Оренбурга являются:
- отсутствие оборудования АПС, СОУЭ, ОДС;
- эксплуатация электроустановок с нарушениями нормативных требований;
- несоответствие путей эвакуации людей, эвакуационных выходов и пожарных водоемов требованиям пожарной безопасности.
Таким образом, приоритетность обеспечения безопасного пребывания детей и работников в муниципальных образовательных организациях очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой.
Особого внимания требует организация отдыха и оздоровления детей и подростков. Материальная база значительной части загородных учреждений детского отдыха все еще не располагает достаточными возможностями для организации полноценного отдыха и оздоровления детей, подростков, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования является одной из важнейших составляющих государственной политики и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой.
Обозначенные проблемы могут быть решены с применением программно-целевого метода.
В рамках реализации программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы" (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.10.2015 N 2145-р), для обеспечения высокого качества общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения необходимо совершенствовать условия и организацию обучения в общеобразовательных организациях. Эта потребность диктуется санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Для повышения доступности и качества общего образования необходимо обеспечить возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность их осуществления. Организация образовательного процесса в одну смену позволит также существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня.
Развитие инфраструктуры общего образования является организационной основой для реализации муниципальной политики в системе развития общего образования.
В связи с тем, что в сельской местности спортивные залы и спортивные площадки общеобразовательных организаций в большинстве случаев являются единственной спортивной инфраструктурой, приоритетным является создание условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности.
2. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Целью реализации Программы является создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования.
2. Обеспечение доступности качественного дошкольного общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
3. Обеспечение отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, оказание методической и психолого-педагогической помощи, обеспечение полномочий учредителя образовательных организаций города Оренбурга и обеспечение финансового сопровождения деятельности муниципальных организаций, подведомственных управлению образования администрации города Оренбурга.
4. Обеспечение реализации функций органов местного самоуправления в сфере образования.
Срок реализации Программы - 2015 - 2020 годы.
3. Перечень и описание программных мероприятий
Мероприятия Программы разработаны исходя из необходимости решения задач по созданию в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.
Мероприятия Программы объединены в соответствии с их содержанием и направленностью:
1. Мероприятие 1 "Предоставление дошкольного образования и осуществление присмотра и ухода за детьми".
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации образовательных программ дошкольного образования в части финансового обеспечения расходов на оплату труда работников дошкольных образовательных организаций, расходов на учебные и наглядные пособия, средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы (за исключением расходов на содержание зданий, хозяйственные нужды и коммунальные расходы, осуществляемые из местных бюджетов) в соответствии с нормативными затратами на образовательную деятельность.
Одновременно планируется оказание содействия гражданам в получении дошкольного образования в частных образовательных организациях. Финансовое обеспечение будет предоставляться в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения государственных образовательных организаций. Развитие негосударственного сектора вариативных услуг дошкольного образования на муниципальном уровне может осуществляться также через систему налоговых льгот, льготную арендную плату, субсидирование затрат частных предпринимателей на содержание имущества.
Обновление содержания и технологий дошкольного образования будет обеспечиваться за счет поддержки инновационных образовательных организаций дошкольного образования и их сетевых объединений, а также за счет передовых научных разработок, в том числе с учетом передового опыта.
Будут создаваться специализированные центры, отделения и программы для раннего развития при организациях дошкольного образования, а также лекотеки, информационно-консультационные сервисы.
Большое внимание следует уделить обеспечению благоприятных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Для увеличения охвата услугами дошкольного образования предполагается:
- проведение анализа и обновление регулирующих нормативов для обеспечения инновационного, гибкого развития современной инфраструктуры дошкольного образования;
- возврат в систему дошкольного образования объектов образования, ранее перепрофилированных под другие услуги в микрорайонах с высоким уровнем дефицита мест;
- реализация областных и муниципальных программ развития дошкольного образования, включающих создание дошкольных групп в общеобразовательных организациях, создание организаций типа "детский сад - школа", развитие форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций, семейных и корпоративных детских садов;
- формирование инфраструктуры услуг по сопровождению раннего развития детей (0 - 3 года), включая широкую информационную поддержку семей;
- привлечение лучших управленческих и педагогических кадров, повышение квалификации персонала, непосредственно участвующих в воспитании детей.
Обеспечение безопасного пребывания детей и сотрудников муниципальных ДОО предполагается достигнуть за счет мероприятий, направленных на:
- улучшение технического состояния зданий и территорий;
- обеспечение пожарной безопасности;
- обеспечение антитеррористической защищенности.
2. Мероприятие 2 "Предоставление начального общего, среднего общего и дополнительного образования детям".
Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.
На ступени начальной школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ведущее значение имеет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и организовывать свою деятельность. Это значит, что в начальной школе педагогам необходимо освоить технологии развития самоорганизации и самооценки.
На ступени основной школы федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание уделяет формированию способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, умениям самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Достижение указанных результатов потребует введения новых форм социальной и учебной деятельности подростков, предполагающей интенсивное общение, получение практического социального опыта.
В старшей школе среди образовательных результатов центральное место занимают способности к построению индивидуальной образовательной траектории, навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Для этого на ступени среднего (полного) общего образования будет обеспечена возможность выбора старшеклассниками учебных курсов в зависимости от профиля обучения.
Важнейшей особенностью структуры новых федеральных государственных образовательных стандартов является нормативное закрепление требований к условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим, учебно-методическим, информационным и другим), в совокупности ориентированным на создание развивающей, комфортной образовательной среды.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" оказывается содействие гражданам в получении начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъекта РФ.
Во исполнение пункта 4 статьи 77 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для обучающихся, проявивших выдающиеся способности в городе Оренбурге, предусмотрены специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц.
Согласно решению Оренбургского городского Совета от 11.06.2013 N 630 "Об учреждении муниципальной именной стипендии" муниципальная именная стипендия для обучающихся города Оренбурга учреждается в целях социальной поддержки лиц, которые проявили выдающиеся способности и к которым относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте. Муниципальная именная стипендия направлена на сохранение и повышение интеллектуального потенциала города Оренбурга, поднятие престижа научной и культурной деятельности обучающихся.
Значительно возрос интерес Оренбургских педагогов к профессиональному общению в различных формах с целью обмена перспективным опытом и повышения педагогического мастерства. Особое значение приобретают в этих условиях профессиональные конкурсы педагогов.
Важное место занимают конкурсный отбор лучших учителей, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", конкурсы профессионального мастерства работников муниципальной системы образования "Учитель города Оренбурга", "Сердце отдаю детям", "Педагогический дебют", "Лидер в образовании", конкурсные отборы лучших общеобразовательных организаций.
В канун Дня учителя присуждаются именные премии Заслуженных учителей РСФСР, первопроходцев педагогического творчества В.М. Барбазюка и А.И. Морозова. Традиционным стал муниципальный конкурс "Лучший учитель города Оренбурга".
Важным звеном в поддержке одаренной молодежи является социальное партнерство управления образования и образовательных организаций с высшими учебными заведениями области, России, активно включающимися в проведение интеллектуальных состязаний старшеклассников.
Продолжит работу система связи с вузами, позволяющая реализовывать программы профильного обучения.
Для выравнивания образовательных возможностей учащихся предполагается:
- создание системы учета обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие и совершенствование системы обеспечения горячим питанием обучающихся в общеобразовательных организациях путем предоставления финансового обеспечения за счет областного и местного бюджета из расчета 13 рублей в день на одного ребенка (в том числе 5 рублей - за счет средств местного бюджета, 8 рублей - за счет средств областного бюджета) и модернизации материально-технической базы школьных столовых;
- внедрение механизмов предоставления дополнительных образовательных ресурсов для детей из семей с низким социально-экономическим и культурным капиталом, отстающих учащихся;
- внедрение моделей повышенного финансового обеспечения малокомплектных школ, школ в сложном социальном контексте, оплаты труда педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, проводящих дополнительные занятия с детьми, сталкивающимися со сложностями в освоении школьных предметов;
- перевод в эффективный режим работы школ с устойчиво низкими образовательными результатами, в том числе через привлечение лучших управленческих и педагогических кадров, повышение квалификации персонала, создание партнерств между школами, привлечение родителей и местного сообщества к поддержке школ;
- осуществление комплекса мер, направленного на формирование в школах современной технологической среды;
- развитие потенциала организаций дополнительного образования детей в формировании мотивации к познанию и творчеству, создание среды и ресурсов открытого образования для позитивной социализации и самореализации детей и молодежи.
В рамках данных мероприятий также будут обеспечены формирование и финансовое обеспечение муниципальных заданий на реализацию программ дополнительного образования детей. Финансовое обеспечение реализации муниципального задания осуществляется с учетом показателей по объему и качеству оказываемых услуг. Будет реализовано мероприятие по распространению современных моделей успешной социализации детей, интегрированных моделей общего и дополнительного образования, которые станут основой для дальнейшего развития дополнительного образования детей.
Одновременно будут введены механизмы поддержки доступа к услугам дополнительного образования для детей из семей с низким доходом.
Будут реализованы меры по повышению заработной платы труда педагогических работников организаций дополнительного образования детей. Заработная плата педагогических работников с высоким уровнем квалификации будет доведена до уровня, сопоставимого с уровнем квалификации учителей школ.
Для развития художественного творчества детей и подростков будет сохранена сеть художественных и музыкальных школ, а также будут внедряться гибкие организационные формы занятости с детьми и подростками, позволяющие оперативно усваивать знания, умения и навыки музыкальной и художественной деятельности.
Одной из главных задач государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта. В г. Оренбурге наибольшей популярностью пользуются игровые виды спорта, среди которых баскетбол занимает одно из первых мест. Его популярность продолжает расти с каждым годом. Принимая во внимание особое значение задачи государственной важности - всемерного развития и популяризации в школьной среде здорового образа жизни, товарищества, патриотизма, - развитие и поддержка занятий баскетболом в школах является важным инструментом обеспечения названных тенденций.
Именно поэтому в 2007 году по инициативе генерального директора филиала ОАО "МРСК Волги" - "Оренбургэнерго" при поддержке управления образования и комитета по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга среди школьников города стали проводиться соревнования ШБЛ, в которых принимают участие сильнейшие команды общеобразовательных организаций города.
Создание городской ШБЛ - жизненная необходимость для привлечения к занятиям спортом детей различного возраста, не занимающихся баскетболом в детских юношеских спортивных школах и относящихся по состоянию здоровья к основной группе детей, допущенных к занятиям физической культурой. Таким образом, повышается ответственность детей за звание лучшего класса, лучшей команды в школе, округе, городе, воспитывается чувство товарищества и взаимовыручки.
Основным направлением государственной политики Российской Федерации и Оренбургской области в сфере социальной защиты детей-инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция) инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество детей-инвалидов.
Государство гарантирует ребенку-инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.
Конвенцией определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности.
Первый принципиальный подход определен как принцип "универсального дизайна", который предусматривает "дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей". В этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности. В полной мере исполнить требования "универсального дизайна" возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. "Универсальный дизайн" не исключает использования ассистивных устройств для конкретных групп детей-инвалидов, где это необходимо, то есть "универсальность" и "безбарьерность" могут быть обеспечены путем применения вспомогательных устройств и технологий.
Второй принципиальный подход определяется Конвенцией как "разумное приспособление" или "внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем" для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода является понятие "адаптивная" ("адаптированная") среда жизнедеятельности, когда речь идет о необходимости и возможности приспособления окружающей обстановки под нужды ребенка-инвалида, но с обязательным учетом его потребностей и имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа детей-инвалидов к общеобразовательным услугам и услугам дополнительного образования детей. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае "адаптивной" среды) должны стать:
результаты изучения потребностей детей-инвалидов с объективной оценкой этих потребностей специалистами управления образования администрации города Оренбурга и муниципальных общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей;
имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на образовательном объекте и предусмотренные для этого средства).
Адаптация общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования детей для детей-инвалидов может достигаться двумя путями:
архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;
организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.
С этой целью в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования детей будет сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Обеспечение безопасного пребывания детей и сотрудников муниципальных ОБО и ОДОД предполагается достигнуть за счет мероприятий, направленных на:
- улучшение технического состояния зданий и территорий;
- обеспечение пожарной безопасности;
- обеспечение антитеррористической защищенности.
В ходе реализации мероприятий по ликвидации второй смены будут решены задачи по переводу к концу 2020 года 1 - 4 классов на обучение в одну смену и удержание односменного режима обучения, а также создание новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа. Начиная с 2017 года планируется строительство школ с использованием типовых проектов, предусматривающих соответствие архитектурных решений современным требованиям к организации образовательного процесса, возможность трансформации помещений, позволяющей использовать помещения для разных видов деятельности.
Приоритетными направлениями комплекса мероприятий по созданию условий для занятий физической культуры и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, являются:
1) развитие материально-технической базы спортивных залов общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности;
2) приведение в соответствии с современными требованиями состояния спортивных залов общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности;
3) создание современных условий организации образовательного процесса общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности;
3. Мероприятие 3 "Организация отдыха и сопровождение деятельности образовательных организаций, оздоровление детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, оказание методической, психолого-педагогической помощи".
Предусматривает комплекс мероприятий, направленных на эффективное использование потенциала каникулярного времени для образования и социализации детей: создание сервисов открытого образования в сети Интернет (обучающие игры и игры-симуляторы, сервисы для создания и презентации творческих продуктов и проектов, сетевые конкурсные площадки для презентации способностей, интерактивные системы тестирования знаний и компетенций, видеолекции и мастер-классы педагогов, сетевые проектные сообщества и сообщества по обмену знаниями), создание и внедрение программ обучения навыкам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, рисков вовлечения в противоправную деятельность.
Обеспечения безопасного пребывания детей и сотрудников в оздоровительных лагерях предполагается достигнуть за счет:
- улучшения технического состояния зданий лагерей и их территорий;
- обеспечения пожарной безопасности в муниципальных загородных детских оздоровительных лагерях;
- обеспечения антитеррористической защищенности.
Повышение качества отдыха и оздоровления детей будет достигнуто за счет выполнения мероприятия, направленного на улучшение технического состояния и обеспечения безопасности муниципальных загородных детских оздоровительных лагерей.
Оказание методической, психолого-педагогической помощи предусматривает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение научно-методического и информационно-аналитического сопровождения образовательных организаций, а также своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психофизическом развитии и (или) отклонениями в поведении.
Научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение деятельности образовательных организаций муниципальной системы образования включает:
- анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы в муниципальных образовательных организациях города Оренбурга;
- изучение потребностей, обобщение предложений и обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся;
- прогнозирование и планирование повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также оказание организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, координация этой работы с институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- выявление, изучение, оценка и создание банков педагогического опыта в образовательных организациях;
- оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной деятельности, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, образовательных программ;
- работу с педагогическими кадрами и руководителями образовательных организаций, осуществляемую в индивидуальных и групповых формах: консультирование, анализ уроков и внеурочных занятий, организация стажировки, проведение занятий творческих групп, методических объединений, научно-практических конференций, школ педагогического опыта, конкурсов профессионального мастерства;
- создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к информации в соответствии с принципами оперативности, полноты, адресности, дифференциации.
Своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций включает следующие мероприятия:
- психолого-педагогическое и социально-психологические исследования, разработка и апробация инструментария для обследования детей;
- формирование информационной базы данных, осуществление учета детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, а также нуждающихся в психолого-педагогической и медицинской помощи, и внесение предложений по комплектованию и развитию детских реабилитационных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- диагностику развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательной организации требует специальной психолого-педагогической и соответствующей медицинской помощи;
- определение специальных образовательных потребностей и условий адаптации детей с проблемами в развитии; создание информационной среды для деятельности центров, служб, работающих с детьми, в том числе создание банка данных методического материала;
- направление детей с проблемами в развитии для консультирования в учреждения других ведомств, с целью обеспечения сопутствующей или основной помощи вне системы образования;
- консультирование по вопросам развития детей и подростков, обучения и воспитания лиц, представляющих интересы детей (родителей, законных представителей, педагогических работников), а также самих детей старше 12 лет, обратившихся самостоятельно.
Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности управления образования администрации города Оренбурга и муниципальных организаций, подведомственных управлению образования, и обеспечение реализации отдельных полномочий управления образования предполагает комплекс мероприятий:
- формирование и исполнение бюджета города Оренбурга по отрасли "Образование", контроль его исполнения;
- формирование муниципальных заданий, реестра муниципальных услуг, плана финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций;
- предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности;
- выплату компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающих образовательные организации, реализующих программы дошкольного образования;
- выплату денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), единовременного пособия при передачи ребенка на воспитание в семью, оплаты труда патронатного воспитателя;
- ведение бухгалтерского и бюджетного учета и отчетности, налогового учета и статистической отчетности обслуживаемых учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ;
- начисление и выплату заработной платы работникам образовательных организаций;
- проведение инвентаризации материальных ценностей и материальных запасов образовательных организаций;
- проведение расчетов с контрагентами по договорам (контрактам), заключенными образовательными организациями;
- обеспечение оздоровления и отдыха детей в каникулярное время;
- воспитание и обучение детей-инвалидов.
4. Мероприятие 4 "Обеспечение деятельности управления образования по исполнению функций органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным образовательным программам в муниципальных образовательных организациях дополнительного образования детей; в муниципальных образовательных организациях;
- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в образовательных организациях;
- организация отдыха детей в каникулярное время;
- разработка проектов муниципальных правовых актов города Оренбурга;
- организация приема заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные организации дошкольного образования;
- ведение учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
- оказание в пределах своей компетенции помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- создание в пределах своей компетенции необходимых условий для получения дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; реализует обеспечение переданных государственных полномочий.
Перечень мероприятий, необходимые ресурсы (объемы финансирования) с указанием направлений расходования средств, источники финансирования и сроки реализации каждого мероприятия приведены в приложении 1 к настоящему приложению.
Раздел 4 изменен с 30 декабря 2017 г. - Постановление администрации города Оренбурга от 27 декабря 2017 г. N 5128-п
4. Результаты реализации Программы
Результат реализации Программы выразится в следующем:
- удельный вес ДОО, применяющих программы, соответствующие требованиям стандартов дошкольного образования в общем объеме ДОО - 100%;
- удельный вес численности педагогических работников ДОО, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку в общей численности педагогических работников составит 100%;
- отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена составит 1,58%;
- удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей ОБО составит 23,5%;
- отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников ОБО к средней заработной плате в Оренбургской области составит 100%;
- удельный вес ОБО, в которых оценка деятельности их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности муниципальных общеобразовательных организаций, в общей численности муниципальных общеобразовательных организаций составит 100%;
- удельный вес численности обучающихся в ОБО, получающих горячее питание, к общей численности обучающихся сохранится в размере 100%;
- удельный вес численности учащихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности учащихся по программам общего образования достигнет 84%;
- доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет увеличится до 90,5%;
- отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников ОДОД к среднемесячной заработной плате учителей в Оренбургской области достигнет 100%;
- удельный вес численности педагогических работников ОДОД в возрасте до 35 лет в общей численности педагогов ОДОД достигнет 29%;
- 100% мониторинг состояния и развития системы образования;
- удельный вес своевременно выявленной численности детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением сохранится на уровне 99%;
- удельный вес численности организаций, получивших методическую и психолого-педагогическую помощь в общей численности образовательных организаций сохранится на уровне 100%.
Доля обучающихся в ОБО, занимающихся во вторую смену, к общей численности обучающихся в ОБО достигнет 15%.
Для достижения вышеуказанных результатов программы необходимо выполнить следующие показатели:
- ежегодно более 30 000 детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность получения дошкольного образования в муниципальных и частных дошкольных образовательных организациях;
- количество муниципальных ДОО вырастет с 136 до 140 к 2020 году;
- повышение квалификации и (или) профессиональной переподготовки 2 280 педагогических работников системы дошкольного образования 1 раз в 5 лет;
- в 64 ДОО будет улучшено техническое состояние зданий и (или) их территорий;
- повышение доступности школьных услуг будет достигнуто за счет создания 305 дополнительных дошкольных мест, из них за счет осуществления капитального ремонта и реконструкции 2 объектов дошкольного образования на 280 мест, перепрофилирования помещений в действующих ДОО на 25 мест;
- безопасность в ДОО будет обеспечена за счет оснащения: АПС и СОУЭ 10 ОО, оборудованием ОДС - 77, ремонта систем электроснабжения в 1 ОО, приведения путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности в 1 ОО, системами видеонаблюдения и домофонами - 41 ОО, восстановления целостности ограждения либо устройства нового в 1 ОО;
- в 35 ДОО будут выполнены мероприятия по формированию универсальной безбарьерной среды;
- ежегодно более 100 000 детям будет предоставлена возможность получать услуги начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования в муниципальных и частных общеобразовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования;
- 99 образовательных организаций применят программы, соответствующие требованиям стандартов начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования;
- за 6 лет 3 469 педагогам образовательных организаций начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детей будет предоставлена возможность получить дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку);
- 175 учащимся общеобразовательных организаций за 6 лет будет выплачена муниципальная стипендия для талантливых и одаренных детей;
- 15 ОО, прошедшие конкурсный отбор и признанных победителями и по его результатам, получат муниципальный грант "Лучшая школа города Оренбурга";
- 10 человек наградят именными премиями Заслуженных учителей РФ, ветеранов педагогического труда В.М. Барбазюка и А.И. Морозова;
- 20 учителям будет присвоен муниципальный грант "Лучший учитель (педагог) города Оренбурга";
- 10 руководителей ОО получат премию администрации города Оренбурга;
- для проведения добровольного экспресс-тестирования школьников на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, будет приобретено 1 500 тестов;
- будет привлечено к участию в экологической акции 5 ОО, которыми будут высажены саженцы деревьев и кустарников;
- в 42 ОБО и ОДОД будет улучшено техническое состояние зданий и (или) их территорий;
- в 5 зданиях муниципальных ОБО будут проведены противоаварийные мероприятия и мероприятия по развитию инфраструктуры;
- безопасность в ОБО и ОДОД будет обеспечена за счет оснащения: АПС и СОУЭ 9 ОО, оборудованием ОДС - 87 ОО, ремонта систем электроснабжения в 1 ОО, приведения путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности в 1 ОО, системами видеонаблюдения - 37 ОО, восстановления целостности ограждения либо устройства нового в 1 ОО;
- в 14 ОБО и ОДОД будет сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;
- 72 команды учащихся школ примут участие в соревнованиях ШБЛ, при этом общая аудитория турниров составит 2 300 человек и для этих целей задействуются 32 спортивных зала, количество команд ОБО, ежегодно награждаемых по итогам соревнований ШБЛ, составит 2 шт.;
- в 2 ОБО, расположенной в сельской местности, будет отремонтирован спортивный зал;
- дополнительно будет создано 3 405 школьных мест;
- 32 097 детям будет предоставлена возможность получать в каникулярное время услуги отдыха и оздоровления, а также методической, психолого-педагогической помощи;
- в 8 образовательных организациях будут применяться программы, соответствующие требованиям стандартов по организации отдыха, оздоровлению детей в каникулярное время и осуществляться методическая, психолого-педагогическая помощь;
- научно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение деятельности 241 образовательных организаций муниципальной системы образования;
- обеспечение активного интеллектуального, эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности 136,6 тыс. детей и подростков на основе их вовлечения в общественно полезную, оздоровительную деятельность и досуг;
- повышение качества представляемых образовательных услуг будет достигнуто посредством:
- проведения 388 методических объединений для руководителей и педагогических работников образовательных организаций;
- оказания 2810 консультативно-диагностических, коррекционно-развивающих услуг по запросу образовательных организаций;
- повышения числа педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации до 370;
- в 7 лагерях загородного пребывания будет улучшено техническое состояние зданий и их территорий;
- безопасность в лагерях будет обеспечена за счет оснащения: оборудованием ОДС в 1 лагере, ремонта систем электроснабжения в 1 лагере, приведения путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности в 1 лагере, системами видеонаблюдения в 7 лагерях;
- финансового сопровождения деятельности управления образования и 244 муниципальных организаций, подведомственных управлению образования администрации города Оренбурга;
- 872 ребенка, находящихся под опекой;
- 77 детей, находящихся в приёмной семье;
- 160 детей, впервые устроенные в приёмную семью или оформленные под опеку;
- 310 педагогических работников, пользующихся льготами по оплате за жилые помещения, отопление и освещение;
- 32,6 тыс. детей, посещающих образовательные организации, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования и имеющие право на компенсацию части родительской платы;
- в рамках наказов избирателей депутатам Оренбургского городского Совета и социально-значимых мероприятий будут приобретены основные средства, оборудование, материалы, производственный и хозяйственный инвентарь для 6 ДОО, 17 ОБО и ОДОД.
Целевые показатели (индикаторы) Программы приведены в приложение 2 к настоящему приложению. Методика расчета конечных результатов Программы приведена в приложении 3 к настоящему приложению.
Раздел 5 изменен с 30 декабря 2017 г. - Постановление администрации города Оренбурга от 27 декабря 2017 г. N 5128-п
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования - 33 641 831,5 тыс. руб., в том числе по годам:
2015 - 4 488 237,8 тыс. руб.;
2016 - 5 862 163,9 тыс. руб.;
2017 - 6 614 434,1 тыс. руб.;
2018 - 5 390 108,7 тыс. руб.;
2019 - 5 465 802,1 тыс. руб.;
2020 - 5 821 084,9 тыс. руб.
Из них за счет средств местного бюджета - 14 608 102,9 тыс. руб., в том числе:
2015 - 1 983 208,0 тыс. руб.;
2016 - 2 443 780,9 тыс. руб.;
2017 - 2 489 927,2 тыс. руб.;
2018 - 2 483 788,0 тыс. руб.;
2019 - 2 426 058,0 тыс. руб.;
2020 - 2 781 340,8 тыс. руб.
За счет средств федерального бюджета - 1 030 585,8 тыс. руб., в том числе:
2016 - 539 406,4 тыс. руб.;
2017 - 477 812,6 тыс. руб.;
2018 - 4 455,6 тыс. руб.;
2019 - 4 455,6 тыс. руб.;
2020 - 4 455,6 тыс. руб.
За счет средств областного бюджета - 18 003 142,8 тыс. руб., в том числе:
2015 - 2 505 029,8 тыс. руб.;
2016 - 2 878 976,6 тыс. руб.;
2017 - 3 646 694,3 тыс. руб.;
2018 - 2 901 865,1 тыс. руб.;
2019 - 3 035 288,5 тыс. руб.;
2020 - 3 035 288,5 тыс. руб.
Источник финансирования - средства бюджета города Оренбурга, федерального бюджета и бюджета Оренбургской области.
6. Механизм реализации, система управления реализацией Программы и контроль хода ее реализации
Текущее управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем - управлением образования администрации города Оренбурга.
Ответственный исполнитель Программы:
1) разрабатывает в пределах своих полномочий проекты муниципальных правовых актов, иных документов, необходимых для выполнения Программы (составление планов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с перечнем мероприятий и объемами финансирования Программы);
2) обеспечивает подготовку документов для осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
3) осуществляет экспертный и финансовый контроль, общую координацию выполнения подпрограммы с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств, ежегодно уточняет затраты по мероприятиям Программы, оценочные показатели и состав исполнителей, имеет право устанавливать соисполнителям Программы сроки представления информации, необходимой для подготовки отчета о ходе реализации Программы;
4) проводит оценку эффективности и результативности реализации Программы в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Оренбурга, утвержденным постановлением администрации города Оренбурга от 22.05.2012 N 1083-п;
5) готовит отчет о ходе реализации Программы по итогам отчетного финансового года и направляет в управление экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга до 01 марта года, следующего за отчетным, для анализа оценки эффективности Программы;
6) по запросам управления экономики и перспективного развития администрации города Оренбурга и/или финансового управления администрации города Оренбурга подготавливает дополнительную статистическую, справочную, аналитическую и иную информацию по специфике Программы;
7) вносит в финансовое управление администрации города Оренбурга предложения о перераспределении бюджетных средств между мероприятиями Программы для достижения целей Программы
Соисполнители Программы:
1) обеспечивают реализацию мероприятий Программы, в отношении которых являются соисполнителями;
2) несут ответственность за целевое и эффективное использование денежных средств в рамках программных мероприятий;
3) несут ответственность за достижение целевых показателей (индикаторов) Программы, в отношении которых являются соисполнителями и за достоверность предоставляемой информации;
4) по запросу ответственного исполнителя готовят и направляют до 01 февраля года, следующего за отчетным, отчет о ходе реализации Программы по итогам отчетного финансового года для анализа оценки эффективности Программы;
5) вносят в управление образования администрации города Оренбурга предложения о перераспределении бюджетных средств между мероприятиями Программы для достижения целей Программы.
По согласованию с главным распорядителем бюджетных средств в пределах выделенного объема финансирования на очередной финансовый год наименование программного мероприятия может меняться.
Корректировка плановых объемов финансирования программных мероприятий может производиться на основании:
- решения главного распорядителя бюджетных средств;
- уведомлений по расчетам между бюджетами;
- правовых актов органов местного самоуправления;
- правовых актов органов государственной власти Оренбургской области;
- правовых актов федеральных органов государственной власти;
- соглашений о выделении субсидии (субвенции) из вышестоящих бюджетов;
- соглашений об оказании спонсорской помощи.
При этом источник финансирования показателей определяется правовым актом или иным документом, на основании которого проводится корректировка.
При реализации программных мероприятий по результатам предоставления актов выполненных работ по формам КС-2, КС-3 в случае высвобождения средств, не затрагивая показателя результативности мероприятия, по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, допускается перераспределение объема финансирования между объектами внутри одного мероприятия, при этом общий объем финансирования мероприятия остается неизменным.
Допускается финансирование кредиторской задолженности, возникшей в результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой в период реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.