Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 декабря 2014 г. по делу
N А47-4197/2013
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи А.Ю. Карева, судей Сердюк Т.В., Третьякова Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гамовой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Манукяна Айказа Патвакановича (Оренбургская область, Оренбургский район, п. Первомайский, ОГРНИП 310565834300182, ИНН 561202597136), индивидуального предпринимателя Маринина Алексея Петровича (Московская область, г. Лобня, ОГРНИП 306504731300010, ИНН 564200072731)
к Правительству Оренбургской области (ОГРН 105561011010401, ИНН 5610013786)
о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области N 537-п от 16.10.2009 г. "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в части:
- пункта 5.3 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции от 16.10.2009 г.,
- пунктов 5.21, 5.22 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 06.11.2012 г. N 959-п.
- пунктов 5.2, 5.18, 5.19 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции постановления N 79-п от 31.01.2013 г. (требования с учетом уточнений),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Администрации г. Оренбурга,
при участии прокуратуры Оренбургской области,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Карабанова Галина Николаевна - представитель (доверенность N 2-1383 от 04.04.2013 г., паспорт),
от заинтересованного лица: Смирнова Виктория Евгеньевна - консультант (доверенность N 01/22-1050 от 22.10.2014 г.),
от Администрация г. Оренбурга: не явился, извещен.
от прокуратуры: Филипповская Ольга Николаевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе (служебное удостоверение).
Информация о времени и месте проведения судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Оренбургской области.
В соответствии со ст.ст. 156 АПК РФ, судебное заседание проводится в отсутствие представителя Администрации г. Оренбурга, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 11.12.2014 года до 18.12.2014 года.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил:
индивидуальный предприниматель Манукян Айказ Патваканович (Оренбургская область, Оренбургский район, п. Первомайский, ОГРНИП 310565834300182, ИНН 561202597136) и индивидуальный предприниматель Маринин Алексей Петрович (Московская область, г. Лобня, ОГРНИП 306504731300010, ИНН 564200072731) (далее по тексту - Заявители) обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Правительству Оренбургской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Правительство) о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области N 530-п от 12.10.2009 г. "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в редакции постановления Правительства Оренбургской области N 958-п от 06.11.2012 г. в части:
- абзаца 2 пункта 7 Порядка,
- абзаца 4 пункта 7 Порядка,
- абзаца 4 пункта 8 Порядка,
- абзаца 2 пункта 10 Порядка;
о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области N 537-п от 16.10.2009 г. "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в части:
- пункта 5.3 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции от 16.10.2009 г.,
- пунктов 5.21, 5.22 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 06.11.2012 г. N 959-п.
- пунктов 5.2, 5.18, 5.19 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции постановления N 79-п от 31.01.2013 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация города Оренбурга. К участию в деле также привлечена Прокуратура Оренбургской области.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 года производство по делу прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2014 года Определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 года оставлено без изменения.
25.06.2014 г. индивидуальный предприниматель Манукян Айказ Патваканович и индивидуальный предприниматель Маринин Алексей Петрович обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам определения Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 года по делу А47-4197/2013, указав в заявлении в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.03.2014 N 16256/13 по делу N А50-9813/2013.
Решением суда от 06.08.2014 года заявление индивидуального предпринимателя Манукяна Айказа Патвакановича и индивидуального предпринимателя Маринина Алексея Петровича о пересмотре по новым обстоятельствам определения Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 года о прекращении производства по делу N А47-4197/2013 удовлетворено. Определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2014 года о прекращении производства по делу N А47-4197/2013 отменено.
В ходе рассмотрения дела от представителя заявителей поступило уточнение заявленных требований, в соответствии с которым Заявители отказались от требования по признанию недействующим постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, при этом, настаивая на признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области N 537-п в части
- пункта 5.3 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции от 16.10.2009 г.,
- пунктов 5.21, 5.22 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 06.11.2012 г. N 959-п.
- пунктов 5.2, 5.18, 5.19 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции постановления N 79-п от 31.01.2013 г.
Уточнения приняты судом, требования рассматриваются с учетом уточнений.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
12 октября 2009 года Правительством Оренбургской области было принято постановление N 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (далее - постановление N 530-п). В Приложениях к постановлению N 530-п приведен указанный порядок и примерная форма для установления значений ставок арендной платы, устанавливаемых в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановление опубликовано 15 октября 2009 года в газете "Оренбуржье" N 157. Вступило в силу 01.01.2010 г. согласно пункту 6 постановления N 530-п.
Порядок, установленный постановлением N 530-п, определяет способы расчета арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области.
Из пояснений представителя Заявителей следует, что плату за земельные участки предприниматели на основании п. 6 Порядка, утвержденного постановлением N 530-п, оплачивают исходя из формулы расчета: А = Кст * Ст, где Кст - кадастровая стоимость участка, Ст - ставка арендной платы, %.
Значения указанных в настоящем пункте станок утверждаются Правительством Оренбургской области (абз. 6 п. 6).
В соответствии с постановлением N 530-п, Правительством Оренбургской области было принято постановление N 537-п от 16.10.2009 "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (далее - постановление N 537-п), Приложением N 6 к которому, установлены ставки для земель населенных пунктов муниципального образования "Город Оренбург". Данное постановление опубликовано в газете "Оренбуржье" N 184 от 03.12.2009, Приложение N 6 к постановлению N 537-п опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" N 51 от 23.12.2009.
Предприниматель Манукян А.П. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.04.2010 г. серии 56-АБ N 098681 владеет на праве собственности зданием кафе-бара, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой/ул. Ноябрьская, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:44:0305003.
Из пояснений представителя Манукяна А.П. следует, что в летний период участок им также используется под летнее кафе.
Согласно п. 5.3 Приложения 6 к постановлению N 537-п в редакции от 16.10.2009 г., ставка арендной платы земельных участков, на которых расположены летние кафе составляет 15% от кадастровой стоимости.
Согласно п. 5.4 Приложения 6 к постановлению N 537-п в редакции от 16.10.2009 г., ставка арендной платы земельных участков, на которых расположены кафе, рестораны, бары составляет 13% от кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Оренбургской области N 959-п от 06.11.2012 г. пункт 5.4 Приложения 6 к постановлению N 537-п исключен.
Согласно пункту 5.22 Приложения 6 к постановлению N 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области N 959-п от 06.11.2012 г., ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания, за исключением пункта 5.5., предусматривающего ту же деятельность без реализации алкогольной продукции, составляет 13%.
Согласно п. 5.19 Приложения 6 к постановлению N 537-п в редакции от 31.01.2013 г., ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания, за исключением пункта 5.4., предусматривающего ту же деятельность без реализации алкогольной продукции, составляет 11,1%.
Согласно п. 5.2 Приложения 6 к постановлению N 537-п в редакции от 31.01.2013 г. ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения летних кафе, составляет 12,81%.
Представитель Маринина А.П. пояснил, что он фактически использует земельный участок с кадастровым номером 56:44:01090003:48 для размещения и эксплуатации здания торгового комплекса, расположенного но адресу: г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 22/1.
Право общей долевой собственности на торговый комплекс подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.03.2012 г. серии 56-ЛБ N 620816.
Из представленного в материалы дела предпринимателем Марининым А.П. соглашения N 653-фз от 13.06.2013 г. об оплате за фактическое использование земельного участка следует, что он обязан в разные периоды времени производить плату за землю в соответствии со ставками, установленными пунктами 5.21, 5.18 Приложения 6 к постановлению N 537-п в соответствующим периодам пользования редакциях.
При этом согласно пункту 5.21 Приложения 6 к постановлению N 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области N 959-п от 06.11.2012 г., ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, составляет 7,5%.
Согласно п. 5.18 Приложения 6 к постановлению N 537-п в редакции от 31.01.2013 г., ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, составляет 6,4%. При этом, представитель предпринимателей Манукяна А.П. и Маринина А.П. настаивает, что плата за участки того же вида разрешенного использования иным группам арендаторов установлена в меньшем размере.
Из раздела 5 Приложения 6 постановления N 537-п в редакции от 16.10.2009 г. и N 959-п от 06.11.2012 г. следует, что ставки дифференцированы по видам объектов, расположенных на участках, или вида деятельности арендаторов, диапазон ставок составляет от 1,5 до 50%.
Из раздела 5 Приложения 6 к постановлению N 537-п в редакции от 31.01.2013 г. следует, что диапазон ставок составляет от 1,28 до 42,69%.
Данная дифференциация ставок, по мнению Заявителей, ставит отдельные группы предпринимателей в дискриминационные условия, а другим необоснованно предоставляет льготные условия аренды земель, имеющих один и тот же вид разрешенного использования. Введение разных ставок нивелирует экономическую зависимость между размером арендной платы и доходностью земельного участка, поскольку именно при определении кадастровой стоимости учитывается его доходность.
Кроме того, представитель предпринимателей Манукяна Л.П. и Маринина А.П. указывает на произвольность размера ставок, отсутствие их экономического обоснования, что является нарушением принципов экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, обязательных при установлении органами государственной и муниципальной власти при установлении порядка расчета платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Представитель Заявителей полагает, что оспариваемые ими нормы постановления N 537 в указанных выше редакциях не соответствуют ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в связи с чем, обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании вышеуказанного нормативного акта (отдельных его положений) не соответствующим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и частично недействующим.
Правительство Оренбургской области не признало заявленных требований, считая их безосновательными по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Прокуратура Оренбургской области, участвующая в рассмотрении спора, считает требования общества законными и обоснованными по мотивам, изложенным в отзыве.
Заслушав доводы представителей, участвовавших в рассмотрении спора, изучив представленные в дело документы, суд считает, что требования Заявителей подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
Нормами пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ определено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Оренбургской области обладало правом на издание порядка определения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Оренбургской области, в том числе утверждать ставки арендной платы.
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в п. 3 мотивировочной части Определения от 11.05.2004 N 209-О указал, что судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не должны ограничиваться установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, но и должны проверить правильность расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к установлению ставок земельного налога, подлежит применению и к установлению ставок арендной платы за землю и предполагает анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Согласно ст. 22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанным полномочием Правительством Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, устанавливающие единые начала определения арендной платы, среди которых указаны:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Постановлением N 530-п от 12.10.2009 Правительство Оренбургской области установило Порядок расчета арендной платы, пункт 6 которого предусматривает определение арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Суд считает, что Правительство не учло, что предельно допустимая простота расчета арендной платы, обеспечивается за счет включения в формулу расчета такой величины как кадастровая стоимость земельных участков, как экономической составляющей, учитывающей доходность участка в зависимости от местоположения участка, вида разрешенного использования, иных факторов, способных повлиять на ценность участка, учтенных при массовой рыночной оценке участков при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель.
Введение кадастровой стоимости в формулу расчета арендной платы позволяет избежать необходимости введения корректирующих коэффициентов, обеспечить прямую зависимость арендной платы от кадастровой стоимости.
Судом принят во внимание тот факт, что на федеральном уровне во всех случаях применения для расчета арендной платы кадастровой стоимости участков, дополнительная корректировка не производится, за исключением случаев, регулирования платы социально значимых видов деятельности. Например, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования для всех видов разрешенного использования установлена единая ставка арендной платы - 2%.
Установленные в постановлении N 537-п ставки арендной платы должны соответствовать вышеуказанным указанным принципам определения арендной платы. Между тем Правительством Оренбургской области экономическое обоснование оспариваемых предпринимателями ставок в дело не представлено, какие-либо пояснения оснований для дифференцирования ставок и принцип деления арендаторов на конкретные группы также не представлены.
Анализ иных приложений к постановлению N 537-п в последней редакции показывает, что в них также сохраняется дифференциация ставок как по видам, так и в рамках самого вида разрешенного использования земель торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Однако, наименования и количество групп земельных участков в каждом из Приложений N 1 - 44 к постановлению N 537-п различны.
Так в г. Оренбурге их количество составляет 20 подвидов, в г. Медногорске - 4, г. Орске - 7, г. Сорочинске - 7.
При этом, судом установлено, что только в г. Оренбурге (приложение N 6) и МО "Абдулинский район" (Приложение N 9) участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания, разделены на участки, с реализацией и без реализации алкогольной продукции.
В то же время, согласно абз. 1 подпункта "в" пункта 7 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 26.07.2007 N 256-п (в ред. от 12 октября 2009 года N 529-п) "Об утверждении порядка определения размеров и условий внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области" следует, что арендная плата за земли, на которых находятся здания, строения, сооружения, предоставляются их собственникам по цене 2% от кадастровой стоимости участков.
Дифференциация по группам арендаторов в зависимости от деятельности арендаторов, видов объектов на них расположенных, согласно указанному постановлению N 256-п не производится, хотя указанные участки находятся в том же регионе.
Кроме того, судом установлено, что взятая за основу расчета арендной платы кадастровая стоимость участков, утверждается и устанавливается одним и тем же нормативным актом, определяется вне зависимости от принадлежности участков к виду собственности: частной, государственной, муниципальной.
Данные обстоятельства, по мнению суда, подтверждают довод Заявителей об отсутствии экономического, иного обоснования разделения одного вида разрешенного использования на подвиды и установления каждому из подвидов собственной ставки арендной платы.
Довод Правительства, что данный нормативный акт (постановление - N 256-п) не регулирует арендные отношения в отношении земельных участков, на которых находятся торговые объекты, поскольку на них размещаются исключительно объекты, находящиеся в собственности Оренбургской области, судом признан несостоятельным, поскольку из пункта 3 постановления, вытекает, что он распространяется также на земельные участки, приобретенные в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ, а также в порядке статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" при переоформлении права постоянного бессрочного пользования на земельные участки на право аренды.
Применяя принцип экономической обоснованности, допускающий дифференцирования ставок арендной платы земель, находящихся в одном и том же населенном пункте, предоставленных по одним и тем же основаниям, имеющих одну и ту же категорию и вид разрешенного использования, Заявители настаивают на том, что они, как лица, владеющие землями, находящимися в государственной собственности, также вправе оплачивать их аренду по ставке 2% от кадастровой стоимости.
Также, по мнению суда, заявители обоснованно указывают на то, что в решении от 31.08.2012 по делу N А47-8602/2012 Арбитражный суд Оренбургской области уже ранее давал оценку нормам абз. 6 п. 6, абз. 8 п. 6, абз. 11 п. 6, п. 7, абз. 2 п. 9 Порядка утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, и признал недействующими те положения, которые позволяли вводить в формулу расчета одновременно с кадастровой стоимостью, уже дифференцированной по видам разрешенного использования участков, применять ставки, дополнительно дифференцирующие эти виды, указанные нормы судом признаны не соответствующими ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и не подлежащим применению. - Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п. Этим же решением Арбитражный суд Оренбургской области признал не соответствующим ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 17, пунктам 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и не подлежащим применению Постановление Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в части пункта 2 постановления N 537-п от 16.10.2009 г. в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 18.10.2010 г. N 751-п, в части подпунктов 5.1, 5.4, 5.6, 5.9, 5.19, 9.1, 9.15 Приложения N 6.
Постановлением N 958-п от 06.11.2012 г., опубликованным 15.11.2012 г. в газете "Оренбуржье", Правительство Оренбургской области внесло изменения в постановление N 530-п, привело нормативный акт в соответствие с нормами действующего законодательства.
Постановлениями N 959-п от 06.11.2012 г., N 79-п от 31.01.2013 г. Правительство Оренбургской области внесло изменения в постановление N 537-п, сохранив при этом дифференциацию ставок арендной платы; постановлением N 959-п от 06.11.2012 был исключен пункт 5.4, устанавливающий ставку 13% для земельных участков, на которых расположены рестораны, кафе, бары, но был включен аналогичный пункт 5.22, с той же ставкой 13% для участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания (с продажей алкогольной продукции).
Заявители считают, что данные действия Правительства области нарушают положение п. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающего обязанность органа, издавшего нормативный акт, привести его в соответствии с законом, иным актом, имеющим большую силу.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 6).
Издание органом государственной власти нормы права, по содержанию аналогичному норме, признанной судом не соответствующей закону, является, по сути, преодолением решения суда, его неисполнением.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Одним из способов защиты гражданских прав, установленных в статьях 12, 13 Гражданского кодекса РФ, является признание недействующим нормативного акта. Данный способ не имел бы никакого правового значения, если бы предоставлял право органу, издавшему признанный недействующим правовой акт, издавать подобный акт, с теми же нарушениями норм закона, иного акта, имеющего большую юридическую силу.
Нормами статьи 15 Конституции Российской Федерации предписано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане них объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, и обеспечивать ее применение.
Положениями частей 1, 2 статьи 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от любых обстоятельств.
Эти положения могут быть изменены только в случае необходимости социальной защиты или государственной, муниципальной поддержки отдельных категорий населения или поддержки социально значимых видов деятельности.
Нормой абзаца 4 пункта 1 статьи 1 Закона Оренбургской области 16 ноября 2002 года N 317/64-III-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" установлено, что управление и распоряжение земельными участками на территории Оренбургской области должно осуществляться на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности.
Аналогичные принципы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации": принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Принцип справедливости, как и конституционный принцип равенства всех перед законом (ст. 19), означает, что за аренду имущества одной ценности или доходности должна быть назначена одна и та же плата, а при аренде имущества меньшей ценности плата должна быть более низкой.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" установлено, что 4. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категории земель) и виду функционального использования.
Из содержания пункта 4 постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и согласно п. 1 1 осуществляется в соответствии с нормативными актами, разработанными и утвержденными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 были утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, согласно пункту 2.2 которых кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 16 видов разрешенного использования, в том числе: 5 - предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, установлен состав видов разрешенного использования (Приложение N 1), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Оренбургской области в зависимости от 15 видов разрешенного использования земель (Приложение N 2); удельный показатель по 16 виду установлен в размере 1 руб./кв. м вне зависимости от места нахождения участка.
Руководствуясь теми же нормативными актами в рамках Закона "Об оценочной деятельности в РФ" в 2012 году были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Оренбургской области, результаты которых утверждены постановлением Правительства Оренбургской области N 1122-п от 24.12.2012 г.
Поскольку из вышеперечисленных нормативных актов следует, что кадастровая стоимость, применяемая как базовая для расчета арендной платы, уже является дифференцированной величиной, учитывающей ценность земель в зависимости от их категории и вида разрешенного использования, а также их местоположения, то одновременное применение для расчета арендной платы в формуле пункта 6 Порядка постановления N 530-п от 12.10.2009 года, такого показателя как дифференцированная ставка, зависящая от вида разрешенного использования земельных участков, является необоснованным.
Нормой статьи 15 Федерального закона Российской Федерации N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" устанавливается запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Одной из форм устранения конкуренции является принятие актов и (или) совершение действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении N 15837/11 от 17.04.2012 г. указал, что нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суде в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса, в том числе и по мотивам несоответствия принципам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 г.
Поскольку оспариваемые Заявителями отдельные пункты постановления N 537-п не соответствуют вышеперечисленным требованиям законов и правовых актов, они подлежат признанию их недействующими и не подлежащими применению.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Заявителей следует удовлетворить.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенный Заявителями, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию с него в качестве судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
1. Уточнения требований принять.
2. Заявленные индивидуальным предпринимателем Манукян Айказом Патвакановичем (Оренбургская область, Оренбургский район, п. Первомайский, ОГРНИП 310565834300182, ИНН 561202597136), индивидуальным предпринимателем Марининым Алексеем Петровичем (Московская область, г. Лобня, ОГРНИП 306504731300010, ИНН 564200072731) требования удовлетворить.
3. Признать Постановление Правительства Оренбургской области N 537-п от 16.10.2009 г. "Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" в части пункта 5.3 Приложения N 6 к Постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции от 16.10.2009 г., пунктов 5.21, 5.22 Приложения N 6 к Постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 06.11.2012 г. N 959-п, пунктов 5,2, 5.18, 5.19 Приложения N 6 к постановлению Правительства Оренбургской области N 537-п в редакции постановления N 79-п от 31.01.2013 г. не соответствующим части 2 статьи 4, части 1, 2 статьи 15, части 1, 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 г. "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и недействующим.
4. Взыскать с Правительства Оренбургской области (ОГРН 1055610110401, ИНН 5610013786) в пользу Манукян Айказа Патвакановича (Оренбургская область, Оренбургский район, п. Первомайский, ОГРНИП 310565834300182, ИНН 561202597136) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
5. Взыскать с Правительства Оренбургской области (ОГРН 1055610110401, ИНН 5610013786) в пользу Маринина Алексея Петровича (Московская область, г. Лобня, ОГРНИП 306504731300010, ИНН 564200072731) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительные листы выдать заявителям в порядке ст. 318, 319 АПК РФ.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
Т.В. Сердюк; Н.А. Третьяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 декабря 2014 г. по делу N А47-4197/2013
Текст решения официально опубликован не был