Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к муниципальной программе
"Эффективное управление муниципальной
казной и муниципальным долгом
на 2015 - 2020 годы"
(с изменениями от 21 декабря 2015 г.,
23 марта, 16 августа 2016 г., 26 июля 2017 г.)
Постановлением администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области от 16 августа 2016 г. N 1405-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт подпрограммы
"Управление муниципальной собственностью муниципального образования город Новотроицк"
(далее - Подпрограмма)
Характеристика проблемы
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью предполагает как решение вопросов местного значения путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальными образованиями, так и извлечения максимального дохода от распоряжения ею. Реализация правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом требует объективных и точных сведений о его составе, количестве и характеристиках. Учет муниципального имущества осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк путем формирования электронного банка данных об объектах. Основной проблемой учета муниципальной собственности является отсутствие надлежащего оформления права муниципальной собственности на объекты недвижимости, что затрудняет оперативное принятие решений по вопросам управления и распоряжения имуществом. Для решения данной проблемы необходимо проведение технической инвентаризации объектов недвижимости и государственной регистрации прав муниципальной собственности.
В настоящее время регистрация прав на недвижимое имущество, поступающее в муниципальную собственность, осуществляется КУМИ в плановом порядке, однако, многие объекты недвижимости были приняты в муниципальную собственность города Новотроицка без технической документации и надлежащего оформления перехода прав собственности на них, а зачастую с произведенными перепланировками и реконструкцией. Для решения обозначенных проблем возникает необходимость обращаться в суд о признании права собственности, узаконивании перепланировки, реконструкции или постановке объектов на учет, как бесхозяйных, а также проведение кадастрового учета объекта недвижимости.
В плановом периоде КУМИ планируется продолжить работу по инвентаризации, постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объекты муниципальной собственности и уделять особое внимание объектам инженерной инфраструктуры. По состоянию на 01.01.2014 года доля объектов муниципальной недвижимости города, имеющих надлежащую техническую документацию, составляет 84,0%, доля объектов муниципальной недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано, составляет 81%.
В отношении объектов нежилого недвижимого муниципального имущества города Новотроицка, находящихся в муниципальной казне и не закрепленных за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, на КУМИ возложена обязанность по содержанию, оплате коммунальных услуг и охране вышеуказанных объектов недвижимости, на что требуется финансирование. Зачастую затраты связанные с охраной, содержанием, ремонтом на объекты недвижимости, принятые в муниципальную собственность города и не переданные балансодержателю в пользование, попадают под категорию стихийных неплановых расходов, что вызывает серьезные сложности с финансированием данных мероприятий.
В рамках выполнения мероприятий по реализации муниципальной и областной адресных программ по переселению граждан города Новотроицка из аварийного и ветхого жилищного фонда комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк приобретались жилые помещения для расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Выполнение вышеуказанных мероприятий по расселению граждан требует подготовки пакета документов для регистрации перехода права собственности, в частности изготовление технической документации на объекты недвижимости, проведение оценки объектов недвижимости, выдача заключений о техническом состоянии и т.д. Бремя финансовых затрат по исполнению процедуры ложится на орган местной администрации в лице КУМИ.
Одним из основных источников неналоговых доходов местного бюджета является арендная плата за пользование муниципальным имуществом и земельными участками.
В связи с проведением мероприятий по передаче основного муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП "ППАБ", а также вследствие физического износа и списания, перечень имущества, составляющего арендный фонд муниципальной собственности Новотроицка сократился.
Поступление арендных платежей за земельные участки снизилось из-за обращения арендаторов в Арбитражные суды о снижении кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с перечисленными факторами происходит постоянное снижение доходов муниципального образования от аренды имущества и земельных участков. Данная тенденция в связи с сокращением арендного фонда сохранится и в плановом периоде.
В целях повышения доходности от аренды КУМИ на постоянной основе проводится претензионно-исковая работа по взысканию задолженностей с недобросовестных арендаторов муниципального имущества и земельных участков. По оценке специалистов КУМИ основным риском при решении данной проблемы является низкая платежеспособность пользователей муниципального имущества и невозможность взыскания задолженности перед бюджетом в связи с банкротством юридических лиц.
Приватизация, предоставление муниципального имущества в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям являются одними из ключевых процессов в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" КУМИ осуществляется приватизация муниципального имущества. Доходы от приватизации имущества в полном объеме поступают в местный бюджет. Необходимо отметить, что проводимые мероприятия по продаже муниципального имущества показали низкую активность потенциальных покупателей. Доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются хорошей поддержкой местного бюджета, однако при одномоментности получения финансовых средств от продажи имущества муниципалитет лишается такого постоянного источника неналоговых доходов, как сдача имущества в аренду.
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Оренбургской области в целом, в том числе муниципального образования город Новотроицк является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Очевидно, что только использование современных методов ведения государственного земельного кадастра может обеспечить всех заинтересованных пользователей, и, в первую очередь, органы местного самоуправления достоверной земельно-кадастровой информацией.
Неотъемлемой частью управления земельно-имущественным комплексом является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. Без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, планирование поступлений и сбор платежей за землю, и недвижимость, а также развитие и стимулирование инвестиционных процессов.
Основополагающим фактором в создании основы для ведения кадастра недвижимости, разграничении земель, обеспечении регистрации прав собственности, владения, пользования землей, увеличении поступлений от налоговых и неналоговых платежей в доходную часть бюджета муниципального образования город Новотроицк является выполнение работ по формированию земель населенных пунктов и постановки их на государственный кадастровый учет.
Разграничение государственной собственности на землю обеспечит на уровне муниципального образования целостность управления и распоряжения земельными участками и объектами недвижимости как единым объектом налогообложения.
Выполнение Подпрограммных мероприятий даст возможность получать достоверную информацию о количественном и качественном состоянии земель на территории муниципального образования, активизировать вовлечение земли как объекта экономических отношений в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью.
Выполнение подпрограммных мероприятий позволит эффективно исполнять Закон Оренбургской области от 22 сентября 2011 года N 413/90-V-ОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
Выполнение подпрограммных мероприятий позволит эффективно исполнить Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами.
Достижение целей в области управления и распоряжения муниципальной собственностью невозможно без обеспечения эффективного управления. В связи с этим повышение эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью является основным приоритетом КУМИ в рамках данной Подпрограммы.
Приоритетные направления политики в сфере имущественных отношений установлены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие земельного Кодекса Российской Федерации";
Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 138-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "178-ФЗ"
Реализация положений вышеперечисленных нормативных правовых актов позволит наметить пути решения многих проблем сферы имущественных и земельных отношений и решать некоторые из них.
Реализация Программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
обеспечение эффективного использования земли, вовлечение ее в оборот;
улучшение работы по сдаче в аренду или приватизации пустующих помещений, что позволит уменьшить расходы по оплате за содержание имущества;
поддержание муниципального имущества в надлежащем техническом состоянии и оптимизация структуры муниципальной собственности;
проведение организационных работ по изготовлению межевых планов земельных участков, постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, а также регистрация права муниципальной собственности на земельные участки;
изготовление технических и кадастровых паспортов на объекты муниципальной собственности и регистрация права муниципальной собственности на имущество.
Все это позволит обеспечить поступления в местный бюджет дополнительных доходов от продажи и использования имущества и земельных участков.
Описание основных целей и задач Подпрограммы
Подпрограмма направлена на реализацию мероприятий в области эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования город Новотроицк в 2015 - 2020 годах с целью максимального извлечения прибыли и доходности от использования имущественных ресурсов муниципального образования город Новотроицк.
Целью Подпрограммы является обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью города Новотроицка.
Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения следующих задач:
1. Обеспечение полноты и достоверности учета муниципального имущества.
Организация системы учета муниципальной собственности осуществляется путем подготовки документации, необходимой для учета объектов недвижимого имущества, управления ими и сделок с указанными объектами, что в свою очередь предполагает проведение технической инвентаризации объектов недвижимости, регистрации права муниципальной собственности на них. Реализация данной задачи осуществляется с целью обеспечения ведения Единого реестра объектов муниципальной собственности, полного учета объектов собственности расположенных на территории города Новотроицка, получения достоверных и систематизированных сведений о них;
2. Осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества.
Эффективное использование муниципального имущества заключается в вовлечении объектов муниципальной собственности в хозяйственный оборот, контролировании экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий, сохранности и использовании по целевому назначению муниципального имущества.
3. Разработка и участие в реализации мер, направленных на увеличение доходов местного бюджета от использования муниципальной собственности.
Повышение уровня доходности основано на осуществлении оценки объектов муниципальной собственности и взимании арендной платы за использование объектов муниципальной собственности, а также обеспечении защиты имущественных интересов муниципального образования в судах общей юрисдикции и Арбитражном суде;
4. Разграничение государственной собственности на землю, обеспечивающее эффективное использование земли, вовлечение ее в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
5. Приобретение объекта недвижимости в целях обеспечения бесперебойных пассажирских перевозок муниципальным транспортом в муниципальном образовании город Новотроицк.
Городской пассажирский транспорт общего пользования является неотъемлемой инфраструктурной частью современного города, позволяя связать его территорию в единое жизненное пространство, а также необходимым условием обеспечения повышения качества жизни населения.
Учитывая, что недвижимый объект "здание ДЕПО" выполняет функции социально значимого объекта (хранение и ремонт городского пассажирского транспорта), его приобретение является для муниципального образования город Новотроицк острой необходимостью.
Для достижения целей Подпрограммы КУМИ руководствуется в своей работе следующими принципами:
1. Открытости и доступности оказываемых услуг;
2. Прозрачности, публичности, справедливости и профессионализма;
3. Обеспечения законных прав и интересов жителей города.
Сроки реализации Подпрограммы
Сроки реализации Подпрограммы - 2015 - 2020 годы, контрольные этапы не выделяются.
Перечень показателей (индикаторов) Подпрограммы
Перечень целевых индикаторов Подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении 1 к Программе.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы
Перечень основных мероприятий представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
Информация о ресурсном обеспечении реализации программ, подпрограмм программы представлены в приложении N 3 к настоящей программе.
Методика оценки эффективности Подпрограммы
Оценка эффективности Программы проводится в соответствии с разделом V "Реализация муниципальных программ и оценка их эффективности" Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 18 августа 2014 года N 1398-п.
Постановлением администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области от 26 июля 2017 г. N 1219-п настоящее приложение дополнено разделом "Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы", вступающим в силу после официального опубликования названного постановления
Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы
Наибольшую опасность представляют внешние риски, которыми сложно управлять в рамках действия муниципальной программы:
- риски, связанные с изменением законодательства в сфере управления имуществом на федеральном и региональном уровне;
- высокая зависимость от цен на проведение землеустроительных, инвентаризационных, кадастровых и оценочных работ;
- риски, связанные с судебными спорами;
- принятие нормативных правовых актов органами федеральной и региональной власти, приводящих к необходимости увеличения расходов местного бюджета, принятию новых расходных обязательств.
В целях минимизации последствий данных рисков будут приниматься следующие меры:
- проведение мониторинга изменений (проектов изменений) законодательства Российской Федерации и Оренбургской области;
- своевременное определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств, перераспределение бюджетных ассигнований в целях обеспечения финансирования первоочередных задач.
К внутренним рискам, оказывающим влияние на реализацию Подпрограммы, относятся:
- риски неэффективного использования муниципального имущества, как следствие увеличение расходов на его содержание;
- риски, связанные с ошибками в управлении программой, несвоевременной разработкой, согласованием и принятием нормативных правовых актов и иных документов, обеспечивающих выполнение основных мероприятий;
- риски, связанные с финансированием программы в неполном объеме.
Управление рисками реализации Подпрограммы будет осуществляться на основе следующих мер:
- решения стратегических и тактических задач в работе по управлению муниципальным имуществом, принятием управленческих решений, влияющих на реализацию Программы (привлечение инвесторов путем предоставления льгот, преференций по передаче муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование и др.);
- повышения квалификации и ответственности специалистов для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий, а также координации их деятельности;
- принятия мер по эффективному распределению имеющихся финансовых средств;
- своевременной корректировки основных мероприятий, сроков их исполнения и индикаторов с сохранением ожидаемых результатов реализации муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.