Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к муниципальной программе
"Развитие системы образования
на территории муниципального
образования город Новотроицк
на 2015 - 2020 годы"
(с изменениями от 18 марта, 29 апреля,
11 августа, 10 сентября,
12 ноября, 25 декабря 2015 г., 29 марта,
19 октября, 1, 23 декабря 2016 г.,
28 марта, 11 сентября, 20 октября 2017 г.)
Паспорт изменен с 28 октября 2017 г. - Постановление администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области от 20 октября 2017 г. N 1768-п
Паспорт подпрограммы
"Обеспечение доступности и качества дополнительного образования"
муниципальной программы "Развитие системы образования на территории муниципального образования город Новотроицк на 2015 - 2020 годы"
(далее - Подпрограмма N 3)
1. Характеристика проблемы обеспечения доступности и качества дополнительного образования
В системе образования администрации муниципального образования город Новотроицк функционирует 3 образовательных учреждений дополнительного образования детей (МОАУ ДОД "ЦРТДЮ", МОАУ ДОД "СДЮТурЭ", МОАУ ДОД "СЮТ"), на базе которых в 704 объединениях обучаются более 11000 человек по программам дополнительного образования, что составляет 65% от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях города без учета посещения детьми 2 или более творческих объединений.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
- создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Серьезное внимание уделяется развитию научного творчества учащихся. В городе сложилась практика проведения городских научно - исследовательских и научно-практических конференций. В 2014 году 39% старшеклассников приняли участие в городской научно-практической конференции старшеклассников "Интеллектуалы 21 века" на базе МОАУ "Лицей N 1".
В городе работает очно-заочная школа "Перспектива", преподавание предметов ведется старшими преподавателями кафедр НФ НИТУ "МИСиС".
Образовательные учреждения города более десяти лет сотрудничают с филиалом ОГУ Орским государственным технологическим институтом, с ВУЗами г. Оренбурга. За эти годы накоплен определенный опыт.
Кроме этого на базе МАУДО "Центр развития творчества детей и юношества" работают 4 группы научного общества учащихся по физике с охватом 40 человек.
Ежегодно осуществляется поддержка высокомотивированных и творчески одаренных детей: в рамках праздника "Талантливые дети" учащиеся - победители и призеры олимпиад награждаются дипломами и ценными призами, педагоги - благодарственными письмами муниципального управления образования и министерства образования области.
Члены городского Актива лидеров отделения ОООО "ФДО" "Единство плюс" МАУДО "ЦРТДЮ" входят в состав областной Детской общественной Правовой Палаты и областного Совета лидеров Ученического самоуправления.
Воспитанники "Центра дорожного контроля" городского Штаба ЮИД - ежегодные победители и призеры областных конкурсов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в том числе 2015 года, и участники Всероссийского слета отрядов ЮИД-2014 в Анапе.
Педагогами и обучающимися МАУДО "СДЮТурЭ" за последний год совершено 8 спортивных туристских походов 1 - 4 категории сложности с участием 89 спортсменов-туристов (в 2014-9). В походах выходного дня ежегодно принимают участие до 1029 человек. За год выполнено и присвоено 241 спортивно-массовый разряд по спортивному туризму и 14 кандидатов в мастера спорта. МКК была выпущена на маршрут 21 группа туристов с охватом 167 человек для проведения лыжных, пеших, водных и комбинированных походов.
Традиционно проводятся социально-значимые массовые мероприятия среди детей и педагогов, профилактические акции и операции, в их числе:
- конкурсы "Сердце отдаю детям", "Ученик года" под девизом: "Горжусь, что я - новотройчанин!", "Лидер XXI века";
- участие образовательных организаций в фестивале самодеятельного творчества "Новотроицкая весна" с охватом 2 826 детей и педагогов, из которых в 2015 году 219 награждены дипломами комитета по культуре и 136 - грамотами управления образования;
- слеты юных туристов-краеведов и ориентировщиков, "Школа безопасности", "Туристёнок", "Золотая осень", "Новогодняя снежинка", "Подснежник" и др.;
- мероприятия в рамках областного Дня детства (программа "Играй город", праздничная акция "Счастливый день детства", патриотическая акция "Птица мира - птица счастья!", развлекательная программа "Это твой мир!", праздничный флешмоб на улицах города и др.), участие в областном марафоне добрых дел "Вселенная! Россия! Дети!";
- городской фестиваль самодеятельного творчества "Звездопад" под девизом: "Здравствуй, лето красное!" (среди 17 лагерей дневного пребывания при образовательных учреждениях);
- конкурс программ в сфере летнего отдыха и оздоровления школьников среди лагерей дневного пребывания;
- межведомственные акции и операции: "Аллея славы", "Подросток", "Помоги ребенку", "Внимание, дети!", "Скажи, где торгуют смертью", и др.;
- месячники правовых знаний, профилактики наркомании, правонарушений, правилам безопасности в быту и на дорогах и другие.
В последние годы в среднем на 20% отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеозанятий.
Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.
Инфраструктура современного дополнительного образования детей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.
Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
Благодаря программному подходу произошел рост участников соревнований, олимпиад и конкурсов областного, зонального и всероссийского уровня с 43% до 60%. Наряду с этим, при наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющий реализовать ее потенциал как механизма мотивации семей, выявления талантливых детей, и мониторинга эффективности работы организаций дополнительного образования.
Меры, принимаемые государством по развитию системы дополнительного образования детей, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", согласно которому Правительству Российской Федерации к 2020 году поручено обеспечить увеличение числа детей в возрасте от 5 лет до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75%.
Во всех учреждениях дополнительного образования детей согласно приказу Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" проведено обновление нормативно-правовой основы. Их деятельность направлена на реализацию мероприятий "Дорожной карты" в части дополнительного образования в соответствии с таблицами Всероссийского мониторинга. В настоящее время:
- охват детей программами дополнительного образования составляет - 85%, что на 2% выше планового показателя "Дорожной карты"; наблюдается динамика качества освоения общеобразовательной программы в системе работы УДО,
- увеличивается средняя наполняемость групп и объединений с 13,7 (чел./мест) в 2012 году до 17,7 в 2015 году;
- имеет тенденцию к увеличению процент мальчиков, занимающихся в объединениях по интересам по месту жительства, за последние три года: с 57,7% до 58,6%;
- незначительно снизился процент охвата детей кружками технической направленности (с 7,1% в 2014 году до 7,0%), более значительно - туристско-краеведческой направленности (с 7,8% в 2014 году до 3,3%) по причине занятости педагогов-совместителей во внеурочной деятельности по их основному месту работы в рамках ФГОС и изменения штатного расписания УДО в связи с сокращением бюджетного финансирования;
- увеличился процент программ дополнительного образования, реализуемых с использованием ИКТ - с 10% в 2014 году до 14%, но остается на 9% ниже требуемого уровня;
- доля педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет 25,3% (2014 - 25,6%) в сравнении с нормой в 31%.
На 5% снизилось количество подростков, состоящих на учете за употребление наркотических и токсических веществ. Однако, систематическая занятость обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета, в творческих объединениях, в том числе в системе дополнительного образования, на данный момент не является стопроцентной. С учетом занятости этой категории детей и подростков в социально-значимой деятельности на школьном и муниципальном уровнях их общая занятость составляет всего 89%.
Остается острой проблемой сохранение видового многообразия системы дополнительного образования, в том числе туристско-краеведческой и технического направленности.
Отмечая позитивные изменения в работе с одаренными детьми, необходимо решать задачу по изучению и распространению сложившегося в городе положительного опыта по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями как основы интеллектуального, творческого и культурного потенциала города.
2. Основная цель и задачи Подпрограммы N 3
Основной целью Подпрограммы является обеспечение качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.
Приоритетными задачами развития сферы дополнительного образования детей являются:
- Обеспечение современного качества, доступности и эффективности воспитания и дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования;
- Обеспечение сохранения и развития единого культурного и информационного пространства города при создании условий и механизмов устойчивого развития системы воспитания и дополнительного образования детей;
- Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и обучению одарённых и талантливых детей, поддержка педагогов;
- Обеспечение подготовки и проведения в учреждениях дополнительного образования детей аттестации рабочих мест по условиям труда;
- Создание условий для укрепления здоровья учащихся, снижение уровня преступности, повышение качества подготовки молодежи к службе в вооруженных силах Российской Федерации; создание целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья учащихся;
- Обеспечение реализации проекта Школа приемных родителей "Добро пожаловать домой!".
3. Сроки реализации Подпрограммы N 3
Сроки реализации Подпрограммы: 2015 - 2020 годы.
4. Объем финансирования Подпрограммы N 3
Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств муниципального бюджета (Приложение N 9 к настоящей муниципальной Программе). Иных средств Подпрограммой не предусмотрено.
5. Целевые индикаторы Подпрограммы N 3
Перечень целевых индикаторов Подпрограммы N 3 представлен в Приложении N 7 к настоящей муниципальной Программе.
6. Основные мероприятия Подпрограммы N 3
Перечень основных мероприятий Подпрограммы N 3 представлен в Приложении N 9 к настоящей муниципальной Программе.
7. Анализ рисков реализации Подпрограммы N 3 и описание мер управления рисками реализации Подпрограммы N 3
К основным рискам Подпрограммы N 3 относятся:
- финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Подпрограммы N 3, в том числе, в рамках областного и местного бюджетов, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению цели Подпрограммы N 3.
Мерами по снижению финансовых рисков является обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям в соответствии с ожидаемыми результатами.
- нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия Подпрограммы N 3.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Подпрограммы N 3, обеспечением мониторинга ее реализации, оперативным (своевременным) внесением необходимых изменений в Подпрограмму N 3 (корректировка индикаторов и показателей, а также мероприятий Подпрограммы N 3; перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленной цели), путем повышения ответственности должностных лиц, ответственных за своевременное и высокопрофессиональное исполнение мероприятий Подпрограммы N 3.
- организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Подпрограммы N 3, отставание от сроков реализации мероприятий, недостаточная подготовка управленческого потенциала.
Устранение данных рисков возможно за счет организации постоянного и оперативного мониторинга реализации Подпрограммы N 3, а также за счет корректировки Подпрограммы N 3 на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Подпрограммы N 3.
- социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности цели и этапам реализации Подпрограммы N 3. Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в СМИ, целей, задач и планируемых в рамках Подпрограммы N 3 результатов, с ошибками в реализации мероприятий Подпрограммы N 3, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия.
8. Методика оценки эффективности Подпрограммы N 3
Оценка эффективности Подпрограммы N 3 проводится в соответствии с разделом V "Реализация муниципальных программ и оценка их эффективности" Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 18 августа 2014 года N 1398-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Новотроицк".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.