Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министерства
образования Оренбургской области
от 23 декабря 2014 г. N 01-21/1876
Порядок
проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области
1. Общие положения
Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении образовательной деятельности организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях:
- определения соответствия предоставляемого образования:
потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам), в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации), в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
потребностям учредителя образовательных организаций, общественных объединений и др., в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ;
- осуществления деятельности в интересах потребителей образовательных услуг и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
координацию действий ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций и утверждает положение о нем.
По-видимому, в предыдущем абзаце после слов "в сфере образования" пропущено слово - "который"
Инициатором проведения сравнительных оценочных процедур может выступать общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области (далее - общественный совет), созданный министерством образования Оренбургской области.
Министерство образования Оренбургской области, органы местного самоуправления могут инициировать проведение оценочных процедур с учетом перспективы их применения в интересах граждан.
Инициативу по проведению оценочных процедур, направленных на получение результатов, значимых для отдельных граждан, могут проявлять сами граждане при обращении с соответствующим заказом в общественный совет или организации (к экспертам), осуществляющие такие процедуры.
Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.
Нормативной базой проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Оренбургской области, являются следующие федеральные и региональные нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования", ст. 95.1, 95.2 в новой редакции от 21 июля 2014 г.);
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги";
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации";
Указ Губернатора Оренбургской области от 25.09.2013 г. N 885-ук "О мерах по формированию независимой оценки качества работы государственных учреждений Оренбургской области, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы";
Постановление Правительства Оренбургской области "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области" на 2013 - 2018 годы от 30.04.2013 г. N 348-п (с учетом внесенных изменений согласно постановлению Правительства Оренбургской области N 359-п от 30.05.2014 г. "О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2013 года N 348-п").
2. Основные принципы функционирования независимой оценки качества образовательной деятельности
Основными принципами функционирования независимой оценки качества образовательной деятельности организаций являются:
- объективность оценки качества образования, обеспечиваемая структурами, независимыми от системы управления образованием;
- учет социально-экономических и этнокультурных особенностей региона;
- открытость и прозрачность процедур независимой оценки качества образования;
- открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;
- гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов независимой оценки качества образования.
3. Объект независимой оценки качества образовательной деятельности
Объектом независимой оценки качества образовательной деятельности могут быть:
- образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
- условия реализации образовательного процесса;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ;
- деятельность министерства образования Оренбургской области и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в части организации текущего функционирования и развития региональной и муниципальных систем образования.
4. Инструменты независимой оценки качества образовательной деятельности
Инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг могут быть:
рейтинги в сфере образования, при составлении которых должны быть соблюдены следующие рекомендации:
- информация об осуществляемых процедурах независимой оценки качества образования была размещена в открытом доступе и содержать:
описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций;
сведения о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов;
- при формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся);
- все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей, и т.п.);
- результаты рейтинга должны быть направлены на удовлетворение запросов целевой аудитории (участников получения, предоставления образовательной услуги, заинтересованных организаций, ведомств) и представлены в открытом доступе в сети Интернет;
- рейтинг, представленный в открытом доступе, должен содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии;
- публичные доклады, которые размещаются на официальных сайтах образовательных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования;
- открытые статистические данные, характеризующие результаты, условия и процесс образовательной деятельности в образовательных организациях, подготовка и размещение которых соответствует Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г, N 582);
- измерительные материалы, которые ориентированы на:
требования соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ;
измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования;
требования заказчика.
5. Заказчики независимой оценки качества образовательной деятельности
В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образовательной деятельности могут выступать:
- общественные советы, общественные объединения, региональная общественная палата - формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования;
- учредитель образовательной организации - обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации, др.);
- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления - согласовывают с общественным советом инициативу по проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;
- руководитель образовательной организации - обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, а также экспертам в области оценки качества образования с целью независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;
- педагогический работник образовательной организации - имеет право обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории;
- родители обучающихся - обращаются непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося (выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам которых формирует рекомендации родителям обучающегося);
- обучающиеся старших классов - имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.
6. Участники независимой оценки качества образовательной деятельности
6.1. Образовательные организации:
- обеспечивают сбор информации по показателям деятельности, подготовку публичных докладов и размещение их в открытом доступе на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет;
- предоставляют в открытом доступе в сети Интернет отчет о результатах самообследования, а также информацию в соответствии с принципами открытости согласно действующему Федеральному закону;
- по результатам участия в процедурах независимой оценки качества образования разрабатывают, согласовывают с органами государственно-общественного управления образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
- используют результаты независимой оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах;
- могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.
6.2. Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образовательной деятельности:
- формируют перечень показателей деятельности образовательных организаций, предлагаемых для оценки, предложения по периодичности, механизмам получения информации;
- разрабатывают порядок проведения оценочных процедур, контрольно-измерительные инструменты, методики и другие инструменты, с помощью которых организуется работа по проведению независимой оценки качества образования;
- анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, региональной системы образования;
- разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры;
- проводят по заказу образовательных организаций экспертизу качества образования, которая заключается в систематическом, независимом и документированном процессе, экспертной оценке качества работы образовательной организации, ее подразделений, реализуемых ею отдельных образовательных программ на основе представленных материалов и установление соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям оценки;
- участвуют в работе общественных советов для обсуждения общей стратегии развития независимой оценки качества в регионе, результатов оценочных процедур;
- участвуют в разработке или разрабатывают электронную среду для организации оценочных процедур с использованием с целью повышения эффективности и прозрачности этих процедур;
- участвуют (по согласованию) в процедурах государственной аккредитации образовательной деятельности;
- готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур.
Организации и отдельные эксперты осуществляют свою деятельность в соответствии со сформированным заказом на проведение независимой оценки качества образования.
К осуществлению независимой системы оценки качества образовательной деятельности организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:
- некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
- коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
- региональные центры оценки качества образования;
- отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.
Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи: разработка методики оценочных процедур, проведение оценки, создание базы данных, статистико-математическая обработка результатов, анализ результатов оценочных процедур; подготовка материалов к публикации и публикация.
6.3. Общественный совет:
- участвует по поручению министерств образования в подготовке проектов распорядительных документов, вносит в них свои предложения и замечания;
- вносит в органы государственной власти Оренбургской области в установленном порядке предложения по совершенствованию нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере общего образования и закрепляющих выбранные приоритеты развития образования Оренбургской области;
- разрабатывает предложения по развитию общественного участия в оценке качества общего образования, организации и проведению общественного наблюдения деятельности общеобразовательных организаций, обеспечению участия представителей общественности в процедурах аккредитации и лицензирования общеобразовательных организаций, аттестации педагогических кадров, в том числе готовит предложения в открытый перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить независимую оценку качества образования в регионе, а также рекомендует широкой общественности кандидатов в список физических лиц - экспертов регионального уровня;
- разрабатывает мероприятия и программы содействия общественности, общественным объединениям и благотворительным организациям в создании здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательных организациях, содействия в привлечении системой общего образования средств из внебюджетных источников;
- проводит общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества образования при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовит предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
- оказывает содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур независимой оценки качества образования;
- координирует деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования;
- информирует средства массовой информации о деятельности Совета;
- заслушивает, согласовывает и представляет общественности ежегодный публичный отчет о функционировании системы образования Оренбургской области по итогам учебного и финансового года;
- размещает информацию о деятельности общественного совета, о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности на официальных сайтах министерства образования Оренбургской области и ГБУ РЦРО.
Председатель/секретарь общественного совета:
- принимает участие в заседаниях коллегий министерства образования при рассмотрении вопросов, подготовленных с учетом предложений и рекомендаций Совета, а также других вопросов, связанных с его деятельностью;
- принимает участие в областных мероприятиях, проводимых министерством образования: совещаниях, конференциях, выставках, образовательных и культурных мероприятиях;
- представляет по поручению министра интересы министерства в общественных организациях;
6.4. Министерство образования Оренбургской области:
- содействует созданию условий для формирования и развития в регионе независимых организаций, обеспечивающих проведение объективных, независимых оценочных процедур в отношении результатов и качества образования;
- формирует и координирует деятельность общественных советов;
- вносит на рассмотрение общественных советов предложения по планам мероприятий, направленных на проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организации, в том числе рейтингов, на муниципальном, региональном уровнях, по содержанию технического задания на разработку методики оценки, в том числе рейтингов;
- развивает региональные центры оценки качества образования;
- обеспечивает подготовку и размещение в открытом доступе на официальных электронных ресурсах в сети Интернет информации о деятельности региональной системы образования, публичных докладов, содержащих описание результатов независимой оценки качества образования;
- способствует проведению рейтингов для образовательных организаций, содействует их многообразию и учету их результатов при проведении региональных и муниципальных оценочных процедур;
- координирует деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости образовательных организаций;
- формирует и размещает открытый список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц - экспертов регионального уровня на сайте министерства образования Оренбургской области,
- обеспечивает открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций, при согласовании набора критериев оценки, методологии оценочных процедур.
В качестве форматов переговорных площадок рекомендуется использовать официальные электронные ресурсы в информационно-коммуникационной сети "Интернет", общественные слушания, заседания общественного совета, др.
6.5. Государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования Оренбургской области".
Государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования Оренбургской области" (далее - ГБУ РЦРО) является подведомственной организацией министерства образования Оренбургской области, среди направлений деятельности которого является:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "которого является" имеется в виду "которой"
- информационное и организационно-методическое обеспечение и организация итоговых аттестаций выпускников образовательных организаций начального, основного общего и среднего общего образования, региональных экзаменов в 4, 7, 8 классах, среднего профессионального образования, мониторинговых исследований по оценке качества образования;
- обеспечение процедур контроля за соответствием уровня и качества образования учащихся и подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования:
- информационно-технологическое сопровождение деятельности по проведению мониторинговых и социологических исследований в сфере образования.
В рамках проведения независимой оценки качества образовательной деятельности, ГБУ РЦРО осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности общественного совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций Оренбургской области (далее - Общественный совет):
- организует заседания членов Общественного совета;
- участвует в разработке нормативной и инструктивно-методической документации Общественного совета;
- обеспечивает взаимодействие Общественного сонета, министерства образования Оренбургской области и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- оказывает консалтинговую помощь Общественному совету, а также организациям и отдельным экспертам, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования;
- размещает на своем официальном сайте:
нормативно-правовую и инструктивно-методическую документацию о проведении независимой оценки качества образования;
информацию о деятельности Общественного совета по проведению независимой оценки качества образования;
рейтинги в сфере образования и открытые статистические данные, характеризующие результаты, условия и процесс образовательной деятельности в образовательных организациях.
7. Использование инструментов независимой оценки качества образовательной деятельности
Процедуры независимой оценки качества образования осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг и призваны способствовать:
- развитию конкурентной среды;
- выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса:
- сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
При подготовке управленческих решений на уровне региона на основе результатов независимой оценки качества образования (за исключением перечисленных в части 6 статьи 95 Федерального закона) необходимо обеспечить соблюдение ряда условий:
- министерство образования Оренбургской области и ГБУ РЦРО обсуждают возможность использования результатов независимой оценки качества образования для соответствующих управленческих решений, обеспечивают открытость информации о результатах обсуждения;
- при разработке предложений (методологии, инструментария) по проведению оценочных процедур учитываются актуальные интересы потребителей образовательных услуг;
- пакет предложений по проведению процедур независимой оценки качества образования, включая инструменты оценки качества образования, согласовываются с Общественным советом, протоколы согласования размещаются на официальном электронном ресурсе министерства образования и ГБУ РЦРО.
Министерство образования Оренбургской области и ГБУ РЦРО:
- размещают информация о деятельности общественного совета, о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций на официальных сайтах министерства образования Оренбургской области и ГБУ РЦРО, которые и являются ответственными за ее содержание и размещение.
- обеспечивают открытость, доступность и прозрачность предоставляемой информации, не противореча законодательству РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.