Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства области
от 30 сентября 2015 г. N 770-пп
Основные направления
налоговой политики Оренбургской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Основные направления налоговой политики Оренбургской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - основные направления налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, бюджетного прогноза Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года. Кроме того, при определении налоговой политики на ближайшую перспективу использованы сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Основные направления налоговой политики подготовлены с целью составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Основные направления налоговой политики также необходимо учитывать при подготовке проектов бюджетов муниципальных образований Оренбургской области (далее - муниципальных образований).
Главными задачами основных направлений налоговой политики являются обеспечение сбалансированности бюджета и развитие предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность области на внутреннем и внешнем рынках.
Цель реализации налоговой политики Оренбургской области - дальнейшее повышение эффективности налоговой системы.
В Оренбургской области предстоит в очередном году и плановом периоде интегрировать положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в региональные нормативные правовые акты.
При этом налоговая политика должна быть направлена на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Оренбургской области.
Основные итоги реализации налоговой политики
Величина налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области в объеме валового регионального продукта (далее - ВРП) на протяжении последних семи лет остается неизменной. В 2012 - 2014 годах наблюдалось снижение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме валового регионального продукта по причине инфляционных процессов. Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о стабильной налоговой нагрузке в области.
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Оренбургской области в 2008 - 2014 годах
(процентов к валовому региональному продукту) | ||||||||
N |
Наименование доходов |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Доходы - всего (налоговые и неналоговые) |
10,82 |
10,05 |
10,85 |
10,6 |
10,73 |
10,37 |
9,49 |
2. |
Налоговые доходы - всего, в том числе: |
10,04 |
9,27 |
10,09 |
9,84 |
9,99 |
9,6 |
8,81 |
налог на прибыль организаций |
4,18 |
3,23 |
3,79 |
4,15 |
4,08 |
3,44 |
3,56 |
|
налог на доходы физических лиц |
3,14 |
3,15 |
3,4 |
3,09 |
3,23 |
3,33 |
2,88 |
|
акцизы |
0,37 |
0,54 |
0,72 |
0,71 |
0,73 |
0,75 |
0,56 |
|
имущественные налоги |
1,22 |
1,46 |
1,62 |
1,39 |
1,45 |
1,59 |
1,37 |
В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета наибольший удельный вес занимает налог на прибыль организаций.
Несмотря на влияние в 2014 году неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, фактическое исполнение по налогу на прибыль с учетом высокого курса иностранных валют значительно превысило показатели 2013 года.
В первом полугодии 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поступления налога на прибыль снизились в результате возврата (зачета) переплаты по предоставленным организациями налоговым декларациям к уменьшению за предыдущий налоговый период.
Кроме того, на фактическое исполнение налога на прибыль непосредственное влияние оказывает создание консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). Данные по поступлению налога на прибыль организаций в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков представлены в таблице 2.
Таблица 2. Изменение поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков
|
|
|
|
|
|
|
(млн. рублей) |
Наименование |
2011 год |
2012 год |
Отклонение - 2012 год от 2011 года (+, -) |
2013 год |
Отклонение - 2013 год от 2012 года (+, -) |
2014 год |
Отклонение - 2014 год от 2013 года (+, -) |
Поступило налога в бюджет области от организаций, входящих в КГН |
4 737 |
5 041 |
304 |
3 261 |
-779 |
3 968 |
707 |
По итогам проведенного Министерством финансов Российской Федерации анализа, основанного на данных ФНС России по результатам 2013 и 2014 годов, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН функционирование КГН привело к росту поступлений в бюджет Оренбургской области.
В абсолютном выражении в 2014 году наблюдался рост поступлений от КГН в сравнении с 2013 годом, что, тем не менее, не позволило достигнуть показателей 2012 года. Исполнение по налогу на прибыль организаций в 2014 году на 1 073 млн. рублей ниже поступлений 2012 года.
Существенным недостатком действующего режима КГН является сложность анализа и прогнозирования бюджетных доходов на уровне Оренбургской области в связи с отсутствием доступа должностных лиц министерства финансов области к некоторым сведениям о налогоплательщиках, входящих в КГН, которые составляют налоговую тайну.
В целях активизации инвестиционного и инновационного процесса, создания благоприятных условий инвесторам в 2014 году установлен порядок принятия решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по уплате налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, и по региональным налогам в Оренбургской области.
В рамках совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства внесены изменения в Закон Оренбургской области от 14 ноября 2012 года N 1156/343-V-ОЗ "О патентной системе налогообложения", в соответствии с которыми с 1 января 2015 года предусмотрена дифференциация потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода исходя из группы муниципальных образований (3 группы), что позволяет оптимально распределить налоговую нагрузку на предпринимателей, осуществляющих деятельность на менее экономически развитых территориях.
Законом также предоставлена возможность дифференциации потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от:
средней численности наемных работников;
площади сдаваемых в аренду жилых и нежилых помещений, земельных участков.
Исполнение областного бюджета по доходам в 2014 году осуществлялось с учетом положений, установленных постановлением Правительства Оренбургской области от 10 января 2014 года N 2-п "О плане мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики в Оренбургской области на 2014 - 2017 годы (по оздоровлению государственных финансов Оренбургской области)", а также указом Губернатора Оренбургской области от 25 декабря 2014 года N 907-ук "О мерах по реализации Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
С 1 января 2015 года налог на доходы физических лиц с доходов, полученных иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании патента, зачисляется в областной бюджет по нормативу 100,0 процента.
На 2015 год установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Оренбургской области, применяемый для исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации иностранными гражданами, работающими на основании патентов по найму у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой в Российской Федерации.
По налогу на имущество организаций и по налогу на имущество физических лиц в Оренбургской области в 2015 году не осуществлен переход к исчислению соответствующих сумм налогов на имущество исходя из кадастровой стоимости, за исключением налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
По имущественным налогам с 1 января 2015 года предусмотрены единые сроки уплаты физическими лицами транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В рамках содействия развитию малого и среднего предпринимательства принят Закон Оренбургской области от 28 апреля 2015 года N 3105/843-V-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы", в соответствии с которым устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Оренбургской области в отношении видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах.
Индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность в вышеуказанных сферах деятельности, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов при применении упрощенной системы налогообложения и непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет при применении патентной системы налогообложения. Данные положения применяются до 31 декабря 2020 года.
Налоговые расходы консолидированного бюджета Оренбургской области
Налоговыми расходами консолидированного бюджета Оренбургской области являются выпадающие доходы бюджета, обусловленные применением налоговых льгот и иных инструментов (преференций), установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таблица 3. Налоговые расходы консолидированного бюджета Оренбургской области в 2011 - 2014 годах по видам налогов
Наименование налога |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||||||
льготы, установленные на |
льготы, установленные на |
льготы, установленные на |
льготы, установленные на |
|||||||||
федеральном уровне |
региональном уровне |
местном уровне |
федеральном уровне |
региональном уровне |
местном уровне |
федеральном уровне |
региональном уровне |
местном уровне |
федеральном уровне |
региональном уровне |
местном уровне |
|
Налог на прибыль организаций |
296,9 |
3 230,5 |
х |
453,5 |
3 432,2 |
х |
289,7 |
3 104,2 |
х |
854,6 |
4 356,7 |
х |
Налог на имущество организаций |
1 120,8 |
1 323,7 |
х |
1 198,0 |
1 296,9 |
х |
29,3 |
1 268,9 |
х |
40,4 |
1 378,9 |
х |
Налог на имущество физических лиц |
101,4 |
х |
0,6 |
120,9 |
х |
1,4 |
136,3 |
х |
1,2 |
169,2 |
х |
1,3 |
Транспортный налог |
1,1 |
213,7 |
х |
1,3 |
179,7 |
х |
8,2 |
189,4 |
х |
2,3 |
225,6 |
х |
Земельный налог |
8,1 |
х |
538,5 |
10,6 |
х |
308,6 |
47,0 |
х |
447,8 |
52,3 |
х |
450,9 |
Итого |
1 528,3 |
4 767,9 |
539,1 |
1 784,3 |
4 908,8 |
310,0 |
510,5 |
4 562,5 |
449,0 |
1 118,8 |
5 961,2 |
452,2 |
ВРП |
553 804,5 |
629 369,8 |
632 244,9 |
772 525,2 |
||||||||
В процентах к ВРП |
0,3 |
0,9 |
0,1 |
0,3 |
0,8 |
0,0 |
0,1 |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
0,8 |
0,1 |
Стратегические направления налоговой политики Оренбургской области на 2016 - 2018 годы
Налоговая политика Оренбургской области направлена на безусловное соблюдение законодательства Российской Федерации.
В процесс составления, утверждения и исполнения бюджета в ближайшее время предстоит интегрировать процесс ведения перечня и реестра источников доходов бюджета, для чего необходимо разработать и утвердить порядки их формирования.
В течение очередного трехлетнего периода поддержка благоприятного инвестиционного климата будет осуществляться с использованием соответствующих механизмов государственной поддержки в виде пониженной ставки налога на прибыль организаций или льготы по налогу на имущество организаций, установленных налоговым законодательством Российской Федерации.
В основу налогообложения доходов физических лиц должен быть положен принцип совершенствования контроля за полнотой и своевременностью его уплаты.
Необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг динамики фонда заработной платы, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы как в целом по экономике в Оренбургской области, так и в муниципальных образованиях, а также сумм налоговых вычетов.
В современном налоговом законодательстве огромное внимание уделяется кадастровой оценке имущества. Наиважнейшей задачей для всех уровней власти в Оренбургской области является актуализация кадастровой стоимости объектов имущества. От качества этой работы зависят доходная часть бюджетов и реальная налоговая нагрузка на налогоплательщиков.
В целях реализации положений НК РФ планируется принять ряд принципиальных решений по определению налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Для перехода на определение налоговой базы исходя из кадастровой оценки имущества по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц, используемое для предпринимательской деятельности, необходимо утвердить перечень в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Установление даты перехода на определение налоговой базы исходя из кадастровой оценки имущества по налогу на имущество физических лиц на уровне Оренбургской области как субъекта Российской Федерации потребует от муниципальных образований пересмотра местных нормативных правовых актов по налогу на имущество физических лиц (налогооблагаемая база, налоговые ставки и т.д.).
В целях дальнейшего налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается существенно расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения по всем видам деятельности, предусмотренным НК РФ.
В качестве поддержки бизнеса предполагается рассмотреть следующие вопросы:
о распространении права на применении двухлетних "налоговых каникул" по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;
об особенностях применения патентной системы налогообложения (в части патента для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников) после установления соответствующих положений на федеральном уровне;
о снижении ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, с 1 января 2016 года.
В целях оптимизации налоговых льгот, не влияющих на стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, а также не имеющих социального эффекта, органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо ежегодно производить оценку их эффективности. При этом должны соблюдаться принципы адресности и нуждаемости получателей налоговых льгот.
Приоритетным направлением налоговой политики Оренбургской области на 2016 - 2018 годы является интегрирование предоставляемых в соответствии с законодательством Оренбургской области налоговых льгот в государственные программы области.
В целях обеспечения бюджетной устойчивости в Оренбургской области с учетом реализации государственной политики Российской Федерации в части недопущения налоговой нагрузки особое значение имеют повышение эффективности мер урегулирования налоговой и неналоговой задолженности и снижение рисков образования новой задолженности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.