Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к порядку проведения конкурса
по отбору сельскохозяйственных
потребительских кооперативов
для предоставления грантов на развитие
материально-технической базы
I. Структура бизнес-плана
(сельскохозяйственного потребительского кооператива)
1. Краткое резюме бизнес-плана.
2. Характеристика инициатора проекта и бизнес-идеи (приводятся описание кооператива, дата и место его регистрации; фамилии, имена, отчества членов кооператива).
3. Описание товара или услуги (указываются физические свойства продукции, преимущества и недостатки, чьи потребности удовлетворяет).
4. План маркетинга. Анализ рынка (приводятся анализ отрасли, к которой относится кооператив, предполагаемый объем продаж по периодам). Схема продвижения товаров (услуг) (логистика, каналы сбыта продукции).
5. Производственный (организационный) план. Технология производства (описывается производственный процесс, в том числе мероприятия по охране труда и пожарной безопасности). Ресурсы (рассматриваются материальные и человеческие ресурсы предприятия).
6. Инвестиционный план (представляется систематизированная информация о затратах инвестиционной стадии, отражаются источники средств). В рамках разработки инвестиционного плана готовится план расходов.
7. Финансовый план (все изложенное в предыдущих разделах представляется в цифровом выражении: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчет показателей эффективности проекта).
II. Структура бизнес-плана
8. Краткое резюме бизнес-плана (таблица 1).
9. Характеристика инициатора проекта и бизнес-идеи. Указать, начата ли новая деятельность, расширяется ли производственная деятельность. Указать статус, дату и место регистрации кооператива, ее владельцев и управленческий персонал со всеми изменениями перечисленных позиций за последние 5 лет (по возможности).
Дать краткое описание бизнеса: направление деятельности (производство, переработка, снабжение, сбыт); состояние отрасли в целом и место, которое данный кооператив в ней занимает; кто является потребителем продукции кооператива; является ли бизнес сезонным, ориентирован он на производство небольшого количества высококачественных товаров (услуг) или на массовое производство дешевых.
10. Описание товара или услуги. Описать продукцию своего кооператива: обрисовать ее физические свойства, объяснить, какие потребности удовлетворяют его товары (услуги), что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар. Указать, какой интеллектуальной собственностью располагает кооператив: патенты, лицензии, секреты производства.
11. План маркетинга. Составить на основе сбора, обработки и анализа информации. При их осуществлении рынок делить на секторы, выбирая наиболее подходящие из них, и проводить позиционирование товара на выбранных секторах. Под позиционированием подразумевать выделение своего товара из ряда конкурентных, сформулировать его преимущества и отличительные черты с точки зрения покупателя, то есть указать причины, по которым покупатель выберет товар или услугу.
Разъяснить, как сельскохозяйственный потребительский кооператив намерен воздействовать на рынок и потребителя, чтобы обеспечить сбыт своей продукции. В зависимости от товара, региона, размера бизнеса и прочих факторов план маркетинга может выглядеть по-разному, но, как правило, в нем необходимо указать следующие разделы: маркетинговая стратегия, анализ рынка, ценообразование, система продвижения товара.
Анализ рынка. Раздел начать с анализа состояния отрасли, к которой относится данный сельскохозяйственный потребительский кооператив. По итогам анализа отрасли выявить основных конкурентов и показать остроту конкуренции, сильные и слабые стороны конкурентов, а также их предполагаемое воздействие на данный кооператив. Результаты сравнительного анализа конкурентов представить в виде таблиц или диаграмм. По возможности, кроме выявления настоящих конкурентов, дать прогноз развития конкуренции в будущем. Помимо конкурентов на развитие рынка оказывают влияние и другие внешние факторы: государственное регулирование, политика поставщиков, политическое положение в стране и общественное мнение. В случае если какой-то из этих факторов играет для данного производства особо важную роль, его следует рассмотреть подробным образом.
Рассчитать предполагаемый объем продаж, при этом отдельно по:
периодам с учетом сезонности продаж;
товарам и услугам;
группам потребителей.
По каждому из указанных критериев целесообразно рассчитать долю рынка и сделать не один, а несколько вариантов расчетов и прогнозов: консервативный, наиболее вероятный и оптимистический.
Схема продвижения товаров (услуг). Представить разработку оптимальных схем транспортировки и складирования, создания каналов сбыта (магазинов, посредников, дилерской сети) и методов стимулирования продаж, организации послепродажного обслуживания, рекламной кампании и формирования общественного мнения.
12. Производственный (организационный) план. Показать способность качественно и в надлежащий срок производить товар, то есть обосновать эффективность предприятия. Раскрыть организацию процесса производства, включая мероприятия по охране труда и пожарной безопасности.
Осуществить выбор технологического процесса и необходимого оборудования.
В производственный план включить разделы с описанием технологии производства, ресурсов сельскохозяйственного потребительского кооператива и менеджмента.
Технология производства. Описать процесс разработки продукта и результат в виде производственных патентов, лицензий, товарных знаков. Описать производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность), структура издержек производства, перспектива их снижения и организация сервиса; внешние факторы, оказывающие влияние на производственную деятельность (доступ к экономическим ресурсам, поставщики, клиенты, изменения в технологии, а также изменения в законодательстве).
Риски. Описать виды рисков и меры по их снижению. Для этого произвести перечень рисков, присущих данной отрасли бизнеса, определить вероятность каждого из них, дать оценку убытков в случае их наступления, установить допустимый уровень убытков, ниже которого риски не принимаются во внимание, и определить организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков. Перечислить все виды страховок с указанием названий страховых компаний, номеров страховых полисов, сроков и условий страховки.
Ресурсы. Рассмотреть материальные и человеческие ресурсы сельскохозяйственного потребительского кооператива.
К материальным ресурсам (фондам) отнести производственные помещения, транспортные средства, машины и оборудование, сырье и материалы, запасы готовой продукции. Рассмотреть местоположение кооператива, наличие транспортной и коммуникационной инфраструктур, производственные площади, количество и технический уровень оборудования.
К человеческим ресурсам отнести раскрытие вопросов по доступности членов сельскохозяйственного потребительского кооператива, будущего персонала, его профессионального и социального качества. Отдельно рассмотреть такие группы, как сотрудники на ключевых постах (директора по производству, маркетингу, кадрам, финансам и другие), юрисконсульт и другие.
13. Инвестиционный план. Обосновать потребность в инвестировании. Представить информацию о затратах инвестиционной стадии, об инвестиционных мероприятиях (этапах), отраженных в календарном плане. К таким мероприятиям отнести организационные и другие издержки подготовительного периода (все издержки до момента пуска производства и сбыта продукции и услуг), приобретение участков земли, приобретение и строительство зданий и сооружений, приобретение и изготовление оборудования; представить их в виде сетевых графиков или диаграмм (должны содержать номер этапа, наименование этапа, дату начала этапа, длительность этапа в днях, стоимость работ, ответственных исполнителей).
Подготовить и утвердить план расходов с перечислением наименований приобретаемого имущества выполняемых работ, оказываемых услуг с указанием их количества, цены за единицу и полной стоимости (таблица 2).
14. Финансовый план. Все изложенное в предыдущих разделах может быть представлено в цифровом выражении:
оперативные планы (отчеты) за каждый период и по каждому товару;
планы (отчеты) о доходах и расходах по производству продукции;
движение поголовья и план (отчет) о движении денежных средств (показать поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности предприятия) (таблица 3);
балансовый отчет, подводящий итоги деятельности; структура себестоимости (таблица 4).
Приложение (документы юридического характера, копии контрактов, лицензии, права на владение ресурсами и другое).
Таблица 1
Краткое резюме бизнес-плана
_______________________________________________________________
(наименование проекта)
Инициатор проекта: ______________________________________________
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Стоимость проекта - всего, в том числе: |
тыс. рублей |
|
собственные средства |
|
|
|
средства гранта |
|
|
|
2. |
Чистый дисконтированный доход (NPV) |
тыс. рублей |
|
3. |
Внутренняя норма рентабельности (IRR) |
тыс. рублей |
|
4. |
Ставка дисконтирования |
процентов |
|
5. |
Период планирования: с по |
лет |
|
6. |
Выручка от реализации |
тыс. рублей |
|
7. |
EBITDA (прибыль до уплаты налогов амортизации) |
тыс. рублей |
|
8. |
EBIT (прибыль до уплаты налогов) |
тыс. рублей |
|
9. |
Чистая прибыль |
тыс. рублей |
|
10. |
Рентабельность на последний год рентабельности |
процентов |
|
11. |
Срок окупаемости |
лет |
|
12. |
Количество создаваемых рабочих мест |
мест |
|
13. |
Наличие в сельскохозяйственном потребительском кооперативе специалистов с высшим профессиональным образованием |
единиц |
|
14. |
Наличие у кооператива или его членов в собственности или аренде земельных участков, обеспечивающих производство более 50 процентов годовой потребности в кормах |
гектаров |
|
15. |
Наличие в собственности членов сельскохозяйственного потребительского кооператива помещения фермы, подлежащей реконструкции, либо земельного участка под строительство (указать площадь) |
кв. метров |
|
Председатель |
|
|
|
|
(фамилия, имя, отчество) |
|
(подпись) |
М.П. |
|
|
|
Таблица 2
План расходов
(единовременные затраты)
N |
Наименование и количество товара, оказываемой услуги, выполняемых работ*) |
Общая стоимость |
Оплата стоимости (источники финансирования) за счет |
Срок оплаты (месяц, год) |
|
гранта |
собственных средств |
||||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
*) Совпадает с бюджетом проекта, указанным в презентации проекта при его защите на конкурсе по отбору сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Председатель |
|
|
|
|
(фамилия, имя, отчество) |
|
(подпись) |
М.П. |
|
|
|
Таблица 3
План доходов и расходов
(по годам - не менее 5 лет)
N |
Показатели |
Год |
Итого |
||||
|
|
|
|
|
|||
1. |
Денежные средства на начало периода |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Выручка от реализации продукции |
|
|
|
|
|
|
4. |
Прочие доходы - расшифровать |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Расходы - всего (стр. 7 + стр. 8 + стр. 9 + стр. 10 + стр. 11+ стр. 12 + стр. 13) |
|
|
|
|
|
|
7. |
Заработная плата с начислениями |
|
|
|
|
|
|
8. |
Сырье и материалы |
|
|
|
|
|
|
9. |
Затраты на помещение |
|
|
|
|
|
|
10. |
Затраты на транспорт |
|
|
|
|
|
|
11. |
Отчисления в фонды |
|
|
|
|
|
|
12. |
Прочие расходы - расшифровать |
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
15. |
Проценты за кредит |
|
|
|
|
|
|
16. |
Страхование |
|
|
|
|
|
|
17. |
|
|
|
|
|
|
|
18. |
Прибыль (убыток) от налогов (стр. 14 - стр. 15 - стр. 16 - стр. 17) |
|
|
|
|
|
|
19. |
Налоги (стр. 18 х процентов) |
|
|
|
|
|
|
20. |
|
|
|
|
|
|
|
21. |
Привлечение (+) / погашение (+) кредита |
|
|
|
|
|
|
22. |
Получение финансовой помощи |
|
|
|
|
|
|
23. |
Амортизация |
|
|
|
|
|
|
24. |
Прочие выплаты (-) / поступление (+) |
|
|
|
|
|
|
25. |
Денежные средства на конец периода (стр. 1 + стр. 20 + стр. 21 + стр. 22 + стр. 23 + стр. 24) |
|
|
|
|
|
|
26. |
Рентабельность продаж (процентов) (стр. 14 / стр. 2 х 100 процентов) |
|
|
|
|
|
|
27. |
Рентабельность производства (процентов) (стр. 20 / стр. 6 х 100 процентов) |
|
|
|
|
|
|
28. |
Среднемесячный доход |
|
|
|
|
|
|
Председатель |
|
|
|
|
(фамилия, имя, отчество) |
|
(подпись) |
М.П. |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.