Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к государственной программе
"Развитие культуры
Оренбургской области"
Подпрограмма 1
"Наследие"
1 апреля 2019 г.
Паспорт изменен с 6 апреля 2019 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 1 апреля 2019 г. N 199-пп
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 22 марта 2019 г.
Паспорт подпрограммы 1
"Наследие"
(далее - подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
На территории Оренбургской области на государственной охране состоит 2921 объект культурного наследия, из них: 1774 объекта, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и 1147 выявленных объектов культурного наследия (в том числе 754 памятника архитектуры и градостроительства, истории и монументального искусства, 2167 памятников археологии).
В настоящее время в сфере сохранения объектов культурного наследия Оренбургской области выделяются следующие проблемы:
1. Неудовлетворительное состояние, возможность реальной угрозы утраты объектов культурного наследия Оренбургской области.
Основной массив памятников составляют сооружения XVIII - XIX веков и начала XX века. Это культовые постройки, жилые дома, общественные и административные здания, торговые и промышленные сооружения, инженерно-техническое состояние которых требует проведения срочных мер по их спасению от разрушения, повреждения и уничтожения.
Ежегодно потребность в реставрации объектов культурного наследия Оренбургской области повышается, что связано как с выявлением новых памятников, так и с недостаточным развитием реставрационной деятельности и финансированием реставрационных работ.
2. Несоответствие условий содержания и использования памятников архитектуры и градостроительства современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В первую очередь, к данным объектам относятся памятники и выявленные объекты культурного наследия, используемые под государственный и муниципальный жилищный фонд.
В большинстве случаев указанные здания и сооружения имеют большой амортизационный износ. При несвоевременном выполнении работ по комплексной их реставрации возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей, элементов декора, предметов внутренней отделки, что влечет в дальнейшем значительное удорожание ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия Оренбургской области.
3. Процессы естественного старения объектов культурного наследия Оренбургской области под воздействием неблагоприятных климатических условий.
Более половины объектов культурного наследия Оренбургской области утратили свои потребительские свойства под воздействием неблагоприятных климатических условий (влажность, загазованность атмосферы, длительность залегания снега, подтопления и другое), а также из-за отсутствия необходимой защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции.
4. Утрата своеобразия историко-архитектурного облика объектов культурного наследия Оренбургской области в связи с интенсивным хозяйственным освоением территорий исторических поселений регионального значения.
В Оренбургской области находятся 4 исторических поселения: гг. Оренбург, Орск, Бузулук, Бугуруслан. Наибольший урон объектам культурного наследия, расположенным на территории исторических поселений регионального значения, наносится ремонтными и строительными работами, выполняемыми без учета интересов сохранения историко-культурной среды указанных поселений.
Установление зон охраны объектов культурного наследия, требований к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон является одним из основных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и природной среде.
5. Остается нерешенной проблема большого количества выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Оренбургской области, что не позволяет актуализировать перечень объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
6. Отсутствие необходимого объема финансовых средств на содержание объектов культурного наследия и разработку правоустанавливающих документов для осуществления их государственной охраны.
Сохранение объектов культурного наследия требует значительных инвестиций, объем которых превышает стоимость нового строительства. Средства, выделяемые на работы по сохранению объектов культурного наследия, не позволяют предотвратить ухудшение состояния большей части объектов культурного наследия, находящихся в собственности Оренбургской области, и поддерживать их в надлежащем эксплуатационном состоянии.
Кроме того, значительные средства требуются на подготовку правоустанавливающих документов, отсутствие которых препятствует осуществлению в полноценном объеме контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление, пресечение, предупреждение и профилактику случаев нарушений законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Вышеуказанные проблемы напрямую связаны с обеспечением доступности и использованием потенциальных возможностей объектов культурного наследия в инвестиционной привлекательности Оренбургской области.
Реализация намеченных мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:
высокий уровень сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия;
наличие полной и исчерпывающей информации о каждом объекте культурного наследия;
установление предметов охраны, границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия, режимов их использования, что обеспечит снижение количества правонарушений в отношении памятников истории и культуры.
Общедоступные библиотеки Оренбургской области выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры региона. По итогам 2017 года на одну библиотеку приходится в среднем 2177 жителей региона. Охват населения региона библиотечным обслуживанием составил 35,7 процента, число читателей - 710 тыс. человек, количество посещений - почти 7 млн. человек. Совокупный фонд общедоступных библиотек составляет 12,7 млн. единиц.
В условиях активного развития информационных технологий библиотеками реализуются инновационные подходы для привлечения читателей. Наблюдается стабильный рост основных показателей информатизации библиотечной отрасли: увеличивается парк компьютерной техники, растет доля библиотек, подключенных к сети "Интернет" и имеющих свой сайт и "страницы" в социальных сетях.
С целью организации доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья на сайтах 15 библиотек установлена версия для слабовидящих.
Свободный доступ граждан к правовой информации обеспечивают 32 публичных центра правовой информации. Собственные базы данных (141 базу данных различных тематик) имеют 56 общедоступных библиотек муниципальных образований.
Библиотеки области участвуют в реализации федеральных проектов модернизации библиотек: ЛИБНЕТ (создание сводного электронного каталога библиотек России), создание системы доступа к Национальной электронной библиотеке, "Модельные библиотеки", "Мобильное библиотечной обслуживание отдаленных населенных пунктов", "Книжные памятники" и др.
В регионе успешно работает информационный портал "Библиотеки Оренбуржья", который является многофункциональной площадкой профессионального библиотечного сообщества Оренбургской области и содержит информацию обо всех общедоступных библиотеках региона, статистические данные, информационные материалы, новости о профессиональных и культурно-массовых событиях и т.д.
В 2017 году библиотеками области проведено более 53 тыс. мероприятий, в которых приняли участие более 1,8 млн. человек. Среди наиболее масштабных мероприятий, направленных на продвижение книги и чтения, следует отметить ежегодные всероссийские социально-культурные акции "Библионочь - 2017", "Ночь искусств", "Войди в природу другом", "Летние каникулы в библиотеке", "Лето в парке", "Дни защиты от экологической опасности" и др. Все мероприятия ежегодно получают широкий общественный резонанс и высокую оценку жителей региона.
Библиотеки области являются центрами неформального общения и досуга как для подрастающего поколения, так и для взрослых, являясь порой единственным центром культурной жизни в отдаленной сельской местности.
В деятельности оренбургских библиотек достаточно проблем, которые значительное влияние оказывают на снижение доступности библиотечных услуг для населения региона. Серьезной проблемой остается реформирование библиотечного обслуживания, сопровождающееся сокращением библиотек, сотрудников, ставок.
По-прежнему актуальна проблема комплектования фондов общедоступных библиотек и оцифровки библиотечного фонда.
Сохраняется проблема кадрового обеспечения, тенденция сокращения притока в библиотеки молодых специалистов и старения библиотечных коллективов.
На решение ключевых проблем, определение перспективных и стратегических целей и задач библиотечной сферы направлена "Концепция развития библиотечного дела в Оренбургской области на период до 2025 года", утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области 28 июля 2017 года N 567-п. В соответствии с данной концепцией приоритетными стратегическими целями являются создание системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей свободный и оперативный доступ к информации, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в фондах государственных библиотек Оренбургской области и библиотек муниципальных образований области.
Для развития библиотечного дела необходимо:
создание нормативных условий хранения и использования библиотечных фондов;
внедрение прогрессивных информационных технологий в деятельность библиотек;
укрепление материально-технической базы, модернизация и техническое переоснащение библиотек.
Музейный фонд Российской Федерации - это "золотой" запас страны.
Миссия музеев Оренбургской области заключается в сохранении и достойной презентации на основе современных музейных технологий материального и нематериального культурного наследия Оренбургской области.
Музеи в общественной жизни Оренбургской области занимают особое место, являясь одним из самых доступных и демократичных видов учреждений культуры, совмещая в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий.
Оренбургская область принадлежит к числу российских регионов, обладающих значительным историко-культурным наследием.
Музейная сеть Оренбургской области по итогам 2017 года - это 2 государственных, 25 муниципальных музеев и 14 музеев, входящих в структуру муниципальных культурно-досуговых учреждений.
В государственных и муниципальных музеях сосредоточено более 460,7 тыс. единиц хранения музейных фондов. За 2017 год областными музеями проведена 91 выставка.
Одним из основных направлений деятельности государственных и муниципальных музеев Оренбургской области является культурно-образовательная деятельность. Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны. Традиционные экскурсии и лекции в последние годы сочетаются с уроками мужества, мастер-классами, флеш-мобами#, музейными праздниками. Большой популярностью населения области пользуются массовые мероприятия "Ночь музеев", "Ночь искусств", Дни Оренбургского пухового платка, "День инклюзии в музее", "День рождения в музее", Новогодние театрализованные представления для детей.
Сегодня государственные и муниципальные музеи проводят большую работу по реабилитации целевой аудитории: инвалидов, детей-аутистов, трудных подростков. Основной аудиторией по-прежнему остается молодое поколение.
Вместе с тем в настоящее время музеи сталкиваются с рядом проблем, наиболее важной из них является законодательный аспект, связанный с правоприменительной практикой в музейном законодательстве. Большинство предусмотренных норм, государственных функций и полномочий в отношении Музейного фонда Российской Федерации реализуются не в полной мере. Дальнейшее развитие музейной деятельности невозможно без создания современного базового закона "О культуре в Российской Федерации", который должен быть построен на понимании культуры, искусства, образования, эстетического воспитания как основы государства и общества.
На сегодняшний день одна из главных проблем - нехватка площадей для музейных фондов. Острой остается проблема недостаточности средств на охрану музеев, реставрацию музейных предметов и музейных коллекций. Из-за недостаточного финансирования медленно проводится работа по оснащению музеев современным программным обеспечением и специализированным оборудованием для автоматизации музейного учета и фотофиксации музейных предметов с целью регистрации музейных предметов и музейных коллекций в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации и его дальнейшего ведения. Сохраняется кризис кадрового обеспечения отрасли, связанный с несовершенством действующей системы подготовки и переподготовки музейных кадров.
Реализация Программы направлена на:
превращение музейной деятельности в значимый фактор социального и экономического развития;
укрепление единого культурного пространства Оренбургской области на основе сохранения духовно-нравственных ценностей и исторических традиций;
обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для широких слоев населения;
повышение социального статуса работников музеев Оренбургской области;
возрастание роли музеев в системе культурно-познавательного туризма и развитие музейно-туристического потенциала;
обеспечение инновационного развития музейного дела, внедрение в музейную практику современных информационных технологий.
Архивный фонд Оренбургской области хранит ценнейшие документальные памятники XVIII - XXI веков, отражающие историю Оренбуржья и соседних регионов; является неотъемлемой частью Архивного фонда Российской Федерации, частью исторического, политического, экономического, научного, социального, культурного, материального и духовного наследия, информационного и интеллектуального достояния государства.
Реализация единой государственной политики в сфере архивного дела на территории Оренбургской области осуществляется комитетом по делам архивов Оренбургской области, двумя государственными бюджетными учреждениями - "Государственный архив Оренбургской области" (далее - ГБУ "ГАОО") и "Оренбургский государственный архив социально-политической истории" (далее - ГБУ "ОГАСПИ") и 51 муниципальным архивом Оренбургской области.
Объем документальных массивов, сосредоточенных в ГБУ "ГАОО" и его филиалах в гг. Бузулуке, Бугуруслане, Орске, ГБУ "ОГАСПИ", составляет около 2 млн. единиц хранения. Из них около 25 тыс. единиц хранения, датированных 1734 - 1991 годами, выделены как особо ценные документы, имеющие непреходящую культурно-историческую и научную ценность. В ГБУ "ГАОО" хранится единственный в Оренбургской области уникальный документ "Привилегия г. Оренбургу, данная императрицей Анной Иоанновной 7 июня 1734 года", состоящий на государственном учете в Государственном реестре уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.
Комплектование Архивного фонда Оренбургской области государственные и муниципальные архивы осуществляют в условиях формирования и применения нового законодательства в архивной сфере. Значимой деятельностью архивов в Оренбургской области является формирование личных фондов, которые отражают локальную историю на индивидуальном уровне, делают историю объемной. Кроме того, в государственных и муниципальных архивах Оренбургской области находятся на хранении свыше 630 тыс. дел по личному составу, которые являются важным источником информации о трудовых отношениях и выступают гарантом социальных прав и интересов граждан.
Такой большой объем документов по личному составу предопределил и самые востребованные государственную и муниципальную услуги в сфере архивного дела - предоставление архивных справок, архивных копий, архивных выписок, информационных писем, связанных с реализацией законных прав и свобод граждан и исполнением государственными органами и органами местного самоуправления своих полномочий, предоставление информации из документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Ежегодно архивисты области исполняют свыше 80 тыс. запросов социально-правового характера.
В связи с развитием электронного документооборота и увеличением количества электронных документов в делопроизводственной практике организаций, одним из приоритетных направлений развития архивного дела является постепенное видовое изменение состава Архивного фонда Оренбургской области (подготовка архивов к приему, сохранению и использованию электронных документов, обеспечению их аутентичности).
Государственные архивы Оренбургской области на постоянной основе проводят работу по созданию автоматизированного научно-справочного аппарата, в основном в виде тематических баз данных, являются не только хранилищами документов, но и научно-исследовательскими учреждениями, располагающими широким спектром возможностей для изучения и популяризации исторических источников в целях патриотического и нравственного воспитания населения Оренбургской области.
Количество информационных мероприятий (выставки, экскурсии, школьные уроки, публикации, лекции, выступления на научно-практических, научно-исследовательских конференциях, участие в теле, радиосюжетах и другое), осуществляемых государственными архивами, в том числе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.