Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к государственной программе
"Воспроизводство и использование
природных ресурсов
Оренбургской области"
Подпрограмма 4
"Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области"
Паспорт подпрограммы 4
"Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Оренбургская область расположена в бассейнах двух крупных рек - Урала - 78,2 тыс. кв. километров (63,0 процента) и Волги - 38,2 тыс. кв. километров (31,0 процента). Водосборная площадь реки Тобол, входящей в состав бассейна реки Оби, составляет 2,2 тыс. кв. километров (2,0 процента) территории. На бессточную зону области приходится 4,9 тыс. кв. километров (4,0 процента).
Речной фонд Оренбургской области представлен 3492 водотоками общей протяженностью 31584 километра, из них 23,3 процента - мельчайшие водотоки длиной менее 10 километров, 21,7 процента - самые малые реки длиной от 10 до 25 километров, 21,1 процента - малые реки длиной от 26 до 100 километров, 16,3 процента - средние реки длиной от 101 до 500 километров и 17,6 процента - большие реки длиной более 500 километров.
К большим рекам относятся реки: Урал (2428 километров, в том числе в границах Оренбургской области - 856 километров), Сакмара (798 километров, в том числе в границах Оренбургской области - 412 километров), Илек (623 километра), Самара (594 километра, в том числе в границах Оренбургской области - 290 километров).
В Оренбургской области расположены более 250 озер (22,0 га). Большинство озер области - это небольшие пойменные водоемы основных рек. Наиболее богат озерами юго-восточный Светлинский район Оренбургской области.
Большая доля водных ресурсов области приходится на искусственные водоемы. Самым крупным является Ириклинское водохранилище на реке Урал, остальные созданы на его притоках и других реках.
Водные объекты, расположенные на территории Оренбургской области, используются на нужды промышленности, сельского хозяйства и населения, а также для рекреации и рыборазведения.
В последние десятилетия наблюдается обострение экологических проблем, обусловленных мощным антропогенным воздействием на природные системы. Множество технических и социальных факторов приводят к количественным и качественным изменениям природных и техногенных систем, влекущих за собой изменения условий жизнедеятельности человека как в природной среде, так и в социально-экономической сфере.
Естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов, неудовлетворительное состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос приводят к заилению поверхностных водных объектов, что в свою очередь приводит к уменьшению глубин в поверхностных водных объектах и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков вода выходит за пределы границ поверхностных водных объектов (береговой линии), что приводит к затоплению и подтоплению промышленных предприятий, жилого фонда, объектов инфраструктуры, сельскохозяйственных угодий, в результате чего повреждаются здания и сооружения, разрушаются инженерные коммуникации с причинением значительного материального ущерба. Вследствие этого создаются чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей.
В настоящее время на территории Оренбургской области затоплению (подтоплению) подвергаются 230 населенных пунктов в 39 городских округах и муниципальных районах Оренбургской области. Наиболее часто затапливаемые населенные пункты: города Бузулук, Кувандык, Оренбург, Сорочинск, село Краснохолм Оренбургского городского округа, поселки Родинский Сорочинского городского округа, Адамовка Адамовского муниципального района, Переволоцкий Переволоцкого муниципального района, села Кирсановка, Тоцкое, Погромное Тоцкого муниципального района.
Серьезной проблемой, требующей особого внимания, является размыв берегов, основными причинами которого являются меандрирование русел рек, переотложение руслового материала, легкая размываемость песков, слагающих надпойменные террасы, оврагообразование и площадной смыв почвенного покрова. Наиболее интенсивно берегопереработка проявляется на крупных реках: Урал, Сакмара, Илек, Большой Ик, Большой Юшатырь, Кумак, Самара, Большой и Малый Кинель, Ток, Большой Уран.
Переработка берегов водохранилищ области вызывается деятельностью волн и прибрежных течений. Разрушаются, как правило, береговые участки, сложенные литологически неустойчивыми образованиями: глинистой корой выветривания, песками и глинами периодов неогена и квартера. Размытый материал отлагается на пологих склонах вблизи берегов, вызывая обмеление водохранилищ.
Обострение проблемы подтоплений в Оренбургской области непосредственно связано и с прогрессирующим старением основных фондов водного хозяйства. Значительная часть гидротехнических сооружений имеет высокую степень износа в результате длительной эксплуатации и несвоевременного проведения плановых ремонтно-восстановительных работ, находится в нерабочем или аварийном состоянии, что создает потенциальную угрозу окружающей среде, населению и объектам экономики.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области не всегда имеют средства для выполнения водоохранных мероприятий.
Эффективное решение проблем защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, расчистки поверхностных водных объектов и обеспечения безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений возможно с применением программного метода - комплексного и системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь научного обоснования приоритетных мероприятий, их проектирования и реализации, а также мониторинг ситуации и достигнутых результатов.
В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, основными задачами, определяющими направления развития водохозяйственного комплекса, являются:
повышение рациональности использования водных ресурсов;
ликвидация локальных вододефицитов за счет строительства и реконструкции гидроузлов водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения их водоотдачи, а также за счет увеличения объемов использования водных ресурсов из подземных источников;
сохранение и восстановление водных объектов на основе снижения антропогенной нагрузки на них, в том числе за счет экологической реабилитации водных объектов;
предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий;
обеспечение высокого уровня безопасности и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений.
В период с 2014 по 2018 год основным инструментом реализации государственной политики в сфере водного хозяйства за счет средств федерального, областного и местных бюджетов была подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области" государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 N 732-пп.
В 2014 - 2018 годах в рамках подпрограммы за счет средств федерального бюджета завершено строительство дамбы для защиты города Орска от затоплений в период весенних половодий, осуществлен капитальный ремонт:
комплекса гидротехнических сооружений Красночабанского водохранилища;
шлюза на реке Большой Уран в совхозе "Уран" Новосергиевского района Оренбургской области;
комплекса гидротехнических сооружений, находящихся в 0,5 км северо-западнее села Чесноковка Переволоцкого района Оренбургской области;
двух прудов на территории муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области.
В 2017 году за счет средств областного и местного бюджетов разработана проектная документация объекта "Капитальный ремонт гидротехнических сооружений Донгузского водохранилища Оренбургского района Оренбургской области", гидротехнические сооружения которого превысили нормативный срок эксплуатации и находятся в аварийном техническом состоянии с 2003 года, вызывают опасения возникновения аварийных ситуаций и могут привести к тяжелым последствиям.
С 2015 года Правительством Оренбургской области во взаимодействии с Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и муниципальными образованиями Оренбургской области ведется работа по снижению численности бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Благодаря работе межведомственной комиссии по координации деятельности по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений на территории Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 24 ноября 2015 N 909-п, в 2016 - 2018 годах удалось актуализировать список гидротехнических сооружений на территории Оренбургской области, который насчитывает с настоящее время 1135 гидротехнических сооружений, в том числе 146 бесхозяйных.
В результате предпринятых мер по охране водных объектов в 2015 - 2017 годах в пределах Оренбургской области проведены работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов протяженностью 5674,61 км. В 2018 году выполнены работы по закреплению на местности информационными знаками указанных границ общей протяженностью 3606 км. Установлен 341 знак "Водоохранная зона" и "Прибрежная защитная полоса".
Для обеспечения защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод требуется дальнейшая реализация мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты, расчистке, дноуглублению и русловыпрямлению рек.
Для защиты населения от затопления паводковыми водами в целях увеличения пропускной способности рек необходимо проведение защитных мероприятий по расчистке русел реки Черной, в зоне затопления которой оказывается около 400 домов поселка Краснохолм Оренбургского городского округа, реки Сороки в селе Тоцком Тоцкого муниципального района на участке протяженностью 2,9 км, русла реки Джарлы (Жарлы), паводковыми водами которой затапливаются населенные пункты Адамовка, Брацлавка, Джарлинский Адамовского муниципального района.
Необходимо проведение противопаводковых мероприятий с устройством защитных дамб на реке Кураганке в Кувандыкском городском округе, реке Сороке у села Кирсановка Тоцкого муниципального района, реки Донгуз у поселка Экспериментальный Оренбургского муниципального района, реке Джарлы (Жарлы) в поселке Адамовка Адамовского муниципального района, реке Большой Кинель у села Красноярка Бугурусланского муниципального района, реке Кондузле в Бугурусланском городском округе. В качестве мероприятий по защите от затопления поселка Кушкуль Оренбургского городского округа необходимо предусмотреть мероприятия по реконструкции существующей дамбы.
В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории области, для предотвращения возникновения аварийных ситуаций требуют капитального ремонта гидротехнические сооружения Донгузского водохранилища Оренбургского муниципального района, Верхне-Кумакского водохранилища Ясненского городского округа, Ушкатинского водохранилища Домбаровского муниципального района, пруда на реке Большой Бугурусланке в селе Аксаково Бугурусланского муниципального района, защитной дамбы реки Салмыш у села Марьевка Октябрьского муниципального района.
Подверженность отдельных территорий Оренбургской области периодическому подтоплению (затоплению) обусловила необходимость выполнения работ по актуализации информации о территориях, подверженных негативному воздействию вод.
В рамках охраны водных объектов необходимо продолжить работу по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов для предотвращения их загрязнения.
Полномасштабная реализация указанных мероприятий будет продолжена в рамках подпрограммы и позволит максимально ослабить проявление негативного воздействия вод, значительно сократить ущерб от вредного воздействия вод в паводковый период, повысить водность рек и существенно улучшить условия жизнедеятельности значительного количества жителей Оренбургской области на паводкоопасных территориях и на участках возможных берегообрушений.
Улучшение экологического состояния поверхностных водных объектов, восстановление их народно-хозяйственного значения и увеличение водности, уменьшение негативного воздействия паводков на прибрежные территории - важные проблемы, решение которых необходимо для сохранения уровня благосостояния и комфортности проживания населения и создания условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию Оренбургской области.
Государственная политика в сфере реализации подпрограммы направлена на обеспечение рационального использования и воспроизводства природоресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, включая снижение рисков и минимизацию ущербов от негативного воздействия вод, обеспечение надежности гидротехнических сооружений, регулирование и регламентацию хозяйственного использования территорий, подверженных периодическому затоплению и воздействию других опасных гидрологических явлений;
охрана и восстановление водных объектов;
обеспечение эффективного использования водных ресурсов в рамках исполнения полномочий Оренбургской области и переданных полномочий Российской Федерации для удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы.
Целью подпрограммы является обеспечение безопасности водохозяйственных систем, гидротехнических сооружений и защищенности населения, объектов экономики от негативного воздействия вод.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решение следующих задач:
реализация государственной политики в сфере водных отношений на территории Оренбургской области;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты;
выявление и прогнозирование негативного воздействия вод;
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем приведения в безопасное техническое состояние;
сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты и его последствий;
просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов
Решение задач подпрограммы позволит обеспечить высокий уровень защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и, как следствие, снижение размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены в приложении N 1 к Программе.
2. Показатели (индикаторы) подпрограммы
Показателями (индикаторами) достижения цели подпрограммы являются:
1. Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукреплений.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается ежегодно нарастающим итогом путем суммирования проектных параметров введенных в эксплуатацию и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления.
Используются данные представленной ответственному исполнителю подпрограммы органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области отчетности об осуществлении расходов муниципальных образований Оренбургской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению строительства/реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в срок, установленный министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
2. Количество населенных пунктов, в отношении которых подготовлены предложения по установлению границ зон затопления, подтопления.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается ежегодно нарастающим итогом путем суммирования общего количества населенных пунктов, в отношении которых подготовлены предложения по определению границ зон затопления, подтопления.
Используются данные первичных учетных документов, актов приемки-сдачи выполненных работ (актов об оказании услуг), представленных исполнителями (подрядчиками) государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по подготовке предложений по определению границ зон затопления, подтопления, заключенных министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) определяется ежегодно путем подсчета нарастающим итогом количества потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Оренбургской области, приведенных в безопасное техническое состояние в отчетном году.
Используются данные представленной ответственному исполнителю подпрограммы органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области отчетности об осуществлении расходов муниципальных образований Оренбургской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Оренбургской области по осуществлению капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в срок, установленный министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
4. Снижение численности населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, опасный.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
А - В, где:
А - общая численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, опасный;
В - численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, опасный (по объектам отремонтированным в текущем году).
Используются данные о вероятном ущербе, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, проживающих на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, представленные органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области ответственному исполнителю подпрограммы.
5. Доля бесхозяйных гидротехнических сооружений в общем количестве гидротехнических сооружений, находящихся на территории Оренбургской области.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
А / В * 100%, где:
А - количество бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории Оренбургской области согласно протоколу межведомственной комиссии по координации деятельности по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на территории Оренбургской области, образованной в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24 ноября 2015 года N 909-п;
В - общее количество гидротехнических сооружений на территории Оренбургской области согласно протоколу межведомственной комиссии по координации деятельности по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на территории Оренбургской области, образованной в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24 ноября 2015 года N 909-п# и данными Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Оренбургской области.
6. Протяженность вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) ежегодно рассчитывается путем суммирования нарастающим итогом протяженности вынесенных в натуру водоохранных зон.
Используются данные отчетов о расходах областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субвенция, которые составляются на основании первичных учетных документов, актов приемки-сдачи выполненных работ (актов об оказании услуг), представленных исполнителями (подрядчиками) государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по закреплению на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, заключенных министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Значения показателей (индикаторов) подпрограммы "Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, в общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности", "Доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон" аналогичны значениям целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ежегодно утверждаемым приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Используются данные, размещенные на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предусматривается.
Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения основных мероприятий подпрограммы.
Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса Оренбургской области подпрограммой предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:
защита от негативного воздействия вод населения и объектов экономики;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление отдельных полномочий в области водных отношений.
Реализация основного мероприятия 1 "Защита от негативного воздействия вод населения и объектов экономики" предполагает обеспечение защищенности населения Оренбургской области и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрен комплекс мер по:
строительству/реконструкции гидротехнических сооружений государственной собственности;
софинансированию расходов муниципальных образований Оренбургской области по строительству/реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Оренбургской области (включая расходы на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, проверку достоверности определения сметной стоимости);
подготовке предложений по определению границ зон затопления, подтопления в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления".
Капитальные вложения в объекты государственной собственности Оренбургской области осуществляются на основании решений о подготовке и реализации капитальных вложений в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
Реализация основного мероприятия 2 "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" предусматривает сокращение бесхозяйных гидротехнических сооружений и утверждение планов мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которого неизвестен либо от прав собственности на которое собственник отказался. Реализация данного основного мероприятия предполагает обеспечение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений.
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрен комплекс мер по:
капитальному ремонту гидротехнических сооружений государственной собственности;
софинансированию расходов муниципальных образований Оренбургской области по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Оренбургской области (включая расходы на разработку проектной документации).
Реализация основного мероприятия 3 "Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений" предполагает осуществление мер по:
охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Оренбургской области;
предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Оренбургской области.
В рамках данного основного мероприятия планируются установление (нанесение на землеустроительные карты и вынос в натуру) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии и проведение работ по спрямлению и расчистке русел рек с целью повышения их пропускной способности и недопущения затопления прилегающих территорий в период паводка.
В рамках регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" будут осуществляться природоохранные мероприятия по расчистке русла реки Урал, направленные на улучшение экологического, санитарно-гигиенического состояния водного объекта, обеспечивающего благоприятные условия проживания населения, а также увеличение пропускной способности русла реки Урал.
Реализация данного регионального проекта планируется в рамках Федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах".
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к Программе.
Перечень планируемых мероприятий подпрограммы и их прогнозное ресурсное обеспечение представлены в приложении к настоящей подпрограмме.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Финансирование расходов на реализацию мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета, планируется привлечение средств из федерального бюджета. Привлечение внебюджетных источников в рамках подпрограммы не предусмотрено.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 3 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию подпрограммы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к Программе.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,1.
6. Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области из областного бюджета в рамках подпрограммы
Настоящие Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Оренбургской области (далее - муниципальное образование (муниципальные образования) на поддержку муниципальных программ в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований полномочий по вопросам местного значения.
В рамках реализации основных мероприятий 1, 2 подпрограммы бюджетам муниципальных образований предоставляются субсидии в целях софинансирования работ (услуг) (далее - субсидия(и)) по:
строительству/реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований (включая расходы на разработку проектной документации, в случае если предполагаемый объем инвестиций на разработку такой документации превышает 3,0 млн. рублей), в случае реконструкции гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований и являющихся объектами культурного наследия (включая расходы на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, проверку достоверности определения сметной стоимости, в случае если общий предполагаемый объем инвестиций на выполнение работ и оказание услуг превышает 3,0 млн. рублей);
капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований (включая расходы на разработку проектной документации, в случае если предполагаемый объем расходов на разработку такой документации превышает 3,0 млн. рублей) (далее - проекты).
Субсидии предоставляются при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:
наличие правового акта муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляются субсидии;
наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в объеме, соответствующем установленному уровню софинансирования из областного бюджета;
наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, аналогичные мероприятиям подпрограммы;
заключение соглашения о предоставлении субсидии между министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - минстрой области) и органом местного самоуправления муниципального образования (далее - соглашение).
Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет средств областного бюджета устанавливается в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований до выравнивания:
на строительство и (или) реконструкцию, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований: для городских округов, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых до выравнивания составляет свыше 1,5, - 90 процентов, до 1,5, - 95 процентов, для муниципальных районов и сельских поселений - 99 процентов;
на разработку проектной документации по строительству и (или) реконструкции, капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований: для городских округов - 50 процентов, для муниципальных районов и сельских поселений - 70 процентов.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования до выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований определяется в порядке, установленном Законом Оренбургской области от 30 ноября 2005 года N 2738/499-III-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области".
Муниципальные образования определяют объемы финансовых средств, направляемых из бюджетов муниципальных образований на финансирование основных мероприятий подпрограммы, с учетом установленного уровня софинансирования из областного бюджета, потребностей в проведении основных мероприятий подпрограммы и сроков их реализации.
Объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета, в том числе за счет средств, источником которой являются средства федерального бюджета, в очередном финансовом году бюджету муниципального образования на реализацию каждого проекта, рассчитывается по следующей формуле:
Ci = Si x Yi, где:
Ci - объем субсидии бюджету i-го муниципального образования на софинансирование проекта;
Si - стоимость работ (услуг) по реализации проекта в i-м муниципальном образовании, предлагаемых к финансированию в текущем финансовом году;
Yi - предельный уровень софинансирования i-го муниципального образования (дифференцирован в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования).
Объемы финансирования подпрограммы подлежат ежегодному уточнению с учетом состава основных мероприятий подпрограммы, достижения значений показателей (индикаторов) подпрограммы, сроков реализации проектов и других факторов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований ежегодно, в срок, установленный минстроем области с учетом соблюдения сроков, установленных нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, представляют в минстрой области предложения по реализации на территориях муниципальных образований проектов в целях их отбора для предоставления субсидий.
К отбору проектов для предоставления субсидий (далее - отбор) допускаются муниципальные образования, представившие:
копию муниципальной программы, включающей мероприятия, аналогичные основным мероприятиям подпрограммы, реализуемые за счет средств бюджета муниципального образования;
копию правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия;
титульные списки вновь начинаемых и переходящих объектов капитального строительства на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных муниципальным заказчиком;
копию документа об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации (при софинансировании работ по строительству/реконструкции и капитальному ремонту объектов);
копию проектной документации (при софинансировании работ по строительству/реконструкции и капитальному ремонту объектов);
копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (при софинансировании работ по строительству/реконструкции объектов);
копию экспертного заключения государственной экспертизы проектной документации (при софинансировании работ по капитальному ремонту объектов);
копию положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы (в случае предоставления субсидии на софинансирование работ по реконструкции/капитальному ремонту объектов, являющихся объектами культурного наследия);
копию положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости (при софинансировании работ (услуг) по строительству/реконструкции объектов);
копию задания на проектирование;
копию документа, подтверждающего соответствие сметной стоимости проектных работ по объекту нормативам, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства (при софинансировании работ (услуг) на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий);
письменное обязательство муниципального образования о выделении из местного бюджета ассигнований на исполнение расходного обязательства по реализации проекта;
письменное обязательство муниципального образования по обеспечению достижения значений показателей (индикаторов) подпрограммы;
копию документа о постановке объекта муниципальной собственности в реестр объектов культурного наследия (при софинансировании работ (услуг) по реконструкции/капитальному ремонту объектов, являющихся объектами культурного наследия (включая расходы на разработку проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, проверку достоверности определения сметной стоимости).
Муниципальные образования не допускаются к участию в отборе в следующих случаях:
предложения поданы по истечении срока приема предложений, указанного в объявлении о проведении отбора;
документы и материалы представлены не в полном объеме.
Первоочередное право на получение субсидий имеют муниципальные образования, проекты которых являются (с убыванием по степени значимости):
объектами культурного наследия;
переходящими строительством объектами, а также объектами капитального ремонта, по которым ремонт не завершен, софинансируемые ранее с привлечением средств федерального и (или) областного бюджетов.
Минстрой области производит отбор в пределах объема бюджетных ассигнований, определенного минстроем области на цели предоставления субсидии на очередной финансовый год исходя из предельного объема бюджетных ассигнований, доведенного министерством финансов Оренбургской области в срок и порядке, установленные нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
В ходе проведения отбора в целях достижения наибольших значений показателей (индикаторов) подпрограммы доля средств областного бюджета, указанная в настоящем разделе, может быть уменьшена минстроем области в одинаковой пропорции по всем муниципальным образованиям в случае недостаточности объема субсидий областного бюджета на софинансирование отобранных проектов.
Проекты (за исключением проектов по капитальному ремонту), прошедшие отбор в установленном порядке, включаются в областную адресную инвестиционную программу, которая утверждается Правительством Оренбургской области.
Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В случае если в течение текущего финансового года образуется остаток субсидий по результатам реализации проектов и увеличивается объем бюджетных ассигнований, минстрой области распределяет дополнительные средства между муниципальными образованиями, на реализацию проектов которых предоставляется субсидия, но ее размер был рассчитан исходя из уровня софинансирования ниже установленного, либо проекты которых отобраны для предоставления субсидии, но муниципальные образования не вошли в число получателей субсидии.
Распределение дополнительного объема (изменение распределения) субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается постановлением Правительства Оренбургской области с последующим внесением изменений в закон Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период в случае, если это предусмотрено указанным законом.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, заключенных в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области, утвержденными постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п (далее - правила).
В целях заключения соглашения в срок, установленный минстроем области (с соблюдением срока, определенного правилами), органами местного самоуправления муниципальных образований представляется в минстрой области выписка из решения представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования на очередной год, подтверждающая наличие бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в объеме, соответствующем установленному уровню софинансирования из областного бюджета. В случае если в решении о местном бюджете предусмотрены ассигнования в меньшем объеме, объем субсидии, предоставляемой из областного бюджета, подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования.
Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется на основании представленных минстрою области:
контрактов (договоров) на проведение работ (оказание услуг) по строительству/реконструкции, капитальному ремонту, проектированию, проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной историко-культурной экспертизы, проверке достоверности определения сметной стоимости объектов муниципальной собственности, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
документов о стоимости фактически выполненных и принятых объемов работ и затрат за отчетный период;
документов о выполнении муниципальными образованиями обязательств по финансированию проектов на их реализацию за счет средств бюджетов муниципальных образований (копии платежных документов и иных документов, подтверждающих произведенные расходы).
Не использованные на 1 января очередного финансового года остатки субсидий подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность за достоверность представляемых отчетных данных, целевое использование субсидий, соблюдение условий предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае нецелевого использования субсидий, несоблюдения условий предоставления субсидий средства субсидий подлежат возврату в доход областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
Оценка эффективности использования муниципальными образованиями субсидий осуществляется минстроем области в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области".
В случае если по результатам оценки эффективности использования субсидии минстроем области выявлено недостижение значений показателей (индикаторов) подпрограммы, муниципальное образование обязано возвратить в областной бюджет средства субсидии в порядке, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2016 года N 430-п "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Оренбургской области".
В случае если муниципальным образованием не исполнена обязанность по возврату средств в областной бюджет вследствие неисполнения обязательств по соглашению, и основание для освобождения от применения мер ответственности отсутствует, субсидия на те же цели в очередном финансовом году такому муниципальному образованию не предоставляется до момента исполнения муниципальным образованием обязанности по возврату указанных средств в областной бюджет.
Контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований условий, цели и порядка предоставления субсидий осуществляется минстроем области, иными уполномоченными органами в соответствии с установленными полномочиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.