Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9 изменено с 25 марта 2020 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 19 марта 2020 г. N 185-пп
Приложение N 9
к государственной программе
"Реализация региональной политики
в Оренбургской области"
Подпрограмма 2
"Реализация государственной национальной политики в Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
25 декабря 2019 г., 19 марта 2020 г.
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство региональной и информационной политики Оренбургской области |
Участники подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений в Оренбургской области |
Задачи подпрограммы |
- |
содействие укреплению гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений; сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, проживающих на территории Оренбургской области |
Показатели (индикаторы) Подпрограммы |
- |
уровень толерантного отношения к представителям других национальностей; количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства; численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России |
Приоритетные проекты Программы, реализуемые в рамках подпрограммы |
- |
"Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений в Оренбургской области" |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
2019 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
22 375,9 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 2 446,3 тыс. рублей; 2020 год - 17 324,0 тыс. рублей; 2021 год - 651,4 тыс. рублей; 2022 год - 651,4 тыс. рублей; 2023 год - 651,4 тыс. рублей; 2024 год - 651,4 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
сохранение этнополитической стабильности в обществе; укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации. |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Рост этнического самосознания, характерный для современного мира, - естественное явление, и, как показывает мировая практика, несмотря на развивающиеся процессы глобализации, этнический и религиозный факторы, приобретает все большую значимость.
Мировой опыт свидетельствует о том, что регулирование общественных отношений в государствах и регионах с полиэтничным составом населения достигается путем интеграции и этнокультурного взаимодействия. Разработка норм толерантного поведения и навыков цивилизованного межкультурного взаимодействия является непременным условием конструктивного взаимодействия социальных и этнических групп, имеющих различные ценностные, религиозные, политические ориентиры и культурные отличия.
В современном мире национальные культуры плодотворно взаимодействуют, поэтому важно научиться уважать ценности как своего народа, так и представителей других культур, религий, находить с ними взаимопонимание. Несоблюдение принципов общения, неприятие языка, традиций, обычаев, обрядов, являющихся привычной нормой существования для других людей, может привести к возникновению различного рода конфликтов на национальной почве, в том числе межкультурных и межнациональных. В крайних формах своего проявления эти явления находят выражение в экстремизме и терроризме, которые, в свою очередь, усиливают деструктивные процессы в обществе и ведут к его разобщению, нагнетанию социальной напряженности, препятствуют развитию демократических институтов.
В последние десятилетия именно сфера межэтнических и конфессиональных отношений актуализируется и становится одним из основных дестабилизирующих факторов. Внимание к этой сфере социальных отношений со стороны органов государственной власти Оренбургской области, институтов гражданского общества, общественности не должно ослабевать. Лишь непрерывно совершенствуя систему обеспечения конституционных гарантий на свободное национально-культурное развитие народов Российской Федерации, можно противостоять основным вызовам современности: этническому сепаратизму, религиозному экстремизму и международному терроризму.
Задача совершенствования сферы регулирования межэтнических и конфессиональных отношений особенно актуальна для многонациональных и поликонфессиональных регионов, одним из которых является Оренбургская область. Здесь исторически произошло слияние славянских, тюркских и финно-угорских культур, имеющих глубокие корни, богатые своими историческими традициями и самобытной культурой. При этом Оренбургская область - приграничный регион, через который активно проходят миграционные потоки. Это существенно влияет на демографическую и этнополитическую ситуацию в Оренбургской области.
В Оренбургской области, по данным переписи 2010 года, проживают представители 126 национальностей. Самая многочисленная из них - русские, они составляют 75,9 процента в общей численности населения области. Второе по численности место занимают татары - 7,6 процента, затем казахи - 6,0 процента, украинцы - 2,5 процента, башкиры - 2,3 процента, мордва - 1,9 процента, чуваши, немцы, армяне и другие этнические группы - менее 1,0 процента. В Оренбургской области действуют 600 религиозных организаций, представляющих 18 конфессий. На протяжении многих лет не наблюдались межнациональные конфликты. Межэтнические и этноконфессиональные отношения остаются стабильными, но по-прежнему требуют к себе самого пристального внимания. Процессы трансформации, происходящие в последние годы в российском обществе, террористические угрозы прямо или косвенно влияют на этнополитический климат в области. Возникают некоторые элементы скрытой напряженности.
Распространенность негативных этноконтактных установок в оренбургском социуме вызывает определенную тревогу. Ощущается присутствие в массовом сознании негативных стереотипов в восприятии религиозного фактора. Особую тревогу вызывает развитие негативных этноконтактных установок в молодежной среде.
Межнациональная напряженность и сложная этноконтактная ситуация в области требуют применения различных управленческих стратегий. Особую актуальность приобретают расстановка приоритетов, адекватная решению насущных задач, и совершенствование механизмов деятельности, нацеленной на поддержание социальной стабильности, в том числе формирование оптимальной информационной среды, способствующей преодолению негативных установок в сфере межэтнического взаимодействия.
Постоянное внимание органов государственной власти Оренбургской области к проблемам межэтнических и межконфессиональных отношений является залогом бесконфликтного развития общества, а удовлетворение национально-культурных запросов населения способствует снижению уровня ксенофобии, преодолению экстремистских тенденций и позволяет сохранить в области этнополитическую стабильность.
Только при условии сохранения межнационального мира, объединения усилий органов государственной власти Оренбургской области и институтов гражданского общества, направленных на сохранение и развитие этнокультурного наследия народов Оренбуржья, возможно создание благоприятных условий для поэтапной консолидации российской нации.
Подпрограмма является конкретным инструментом реализации основных направлений региональной национальной политики.
Гармонизация межнациональных отношений невозможна без четко определенной политики взаимодействия государственных структур с общественными национально-культурными организациями, учеными и специалистами в области этноконфессиональных отношений. Подпрограмма учитывает как позитивный опыт регулирования межнациональных отношений, так и этнокультурный потенциал, специфичность этнокультурных проблем в Оренбургской области.
Для такого многонационального и поликонфессионального региона, как Оренбургская область, вопросы сохранения и развития этнокультурного наследия, создания условий для реализации прав граждан на сохранение этнокультурной самобытности, пользование родным языком, формирования установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им имеют особую актуальность. Стратегия реализации региональной модели государственной национальной политики заключается в удовлетворении этнокультурных потребностей жителей области, содействии деятельности национально-культурных общественных объединений, направленной на сохранение этнокультурного наследия, содействии процессам формирования региональной и общероссийской идентичности на основе органичного сочетания этнического и гражданского самосознания.
Объектами регулирования подпрограммы являются межэтнические и этноконфессиональные отношения в Оренбургской области.
Реализация подпрограммы позволит сохранить стабильность в области этноконфессиональных отношений, будет способствовать формированию толерантности у населения, сохранению и развитию системы конституционных гарантий, направленных на обеспечение прав и свобод граждан в сфере межнациональных отношений. Основные мероприятия подпрограммы направлены на осуществление мониторинга, прогнозирование и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве, результатом реализации которых может стать снижение уровня конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях. Достижение цели и решение задач подпрограммы позволит сформировать условия для социализации этнокультурных обществ, их интеграции в структуру гражданского общества, снижения уровня протестных настроений в национальной и религиозной среде, преодоления этнического и религиозного изоляционизма и экстремизма.
Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
обеспечение:
межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в Оренбургской области;
равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан, проживающих на территории Оренбургской области, в сфере государственной национальной политики;
социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Оренбургской области;
оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Оренбургской области;
совершенствования государственного управления в сфере государственной национальной политики в Оренбургской области;
информационного сопровождения реализации государственной национальной политики Оренбургской области;
создание условий для:
обеспечения прав народов Российской Федерации, проживающих на территории Оренбургской области, в социально-культурной сфере;
укрепления единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) на территории Оренбургской области;
сохранения и развития этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Оренбургской области;
совершенствования взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества в Оренбургской области.
Целью подпрограммы является гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений в Оренбургской области.
К основным задачам, направленным на достижение цели подпрограммы, относятся:
сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, проживающих на территории Оренбургской области;
укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие многонационального народа Российской Федерации;
обеспечение права на сохранение родного языка из числа языков народов России, его изучение и развитие;
снижение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.
2. Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы
Показателями (индикаторами) подпрограммы являются:
уровень толерантного отношения к представителям других национальностей определяется по результатам проведения ежегодного социологического исследования сферы межнациональных и межконфессиональных отношений, который рассчитывается по формуле:
, где:
- уровень толерантного отношения к представителям других национальностей;
- численность граждан, положительно и скорее положительно относящихся к представителям других национальностей, по итогам социологического опроса;
- численность населения, участвовавшего в социологическом опросе;
количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, определяется на основе выборочного наблюдения участия населения в проводимых мероприятиях и поступающей административной информации;
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, определяется на основе выборочного наблюдения участия населения в проводимых мероприятиях и поступающей административной информации.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях представлены в приложении N 1 к Программе.
3. Перечень и характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы реализуются приоритетный проект "Гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений в Оренбургской области" и следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1 "Проведение мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений". В рамках реализации данного основного мероприятия планируется проведение этнологического мониторинга, конкурсов, семинаров, совещаний со специалистами муниципальных образований Оренбургской области и руководителями религиозных организаций, конференций, заседаний круглых столов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, издание информационно-аналитических материалов, журналов, буклетов, книг.
Планируются проведение этнокультурных и организационных мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, осуществление комплекса мер, направленных на профилактику национального и религиозного экстремизма, негативных этноконтактных установок;
основное мероприятие 2 "Содействие этнокультурному многообразию народов России, проживающих на территории Оренбургской области". В рамках реализации данного основного мероприятия предполагается оказание поддержки национально-культурным общественным объединениям в проведении этнокультурных и организационных мероприятий, в том числе праздников и фестивалей национальных культур, а также в организации и проведении мероприятий в сфере этнокультурного образования.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы представлено в приложении N 3 к настоящей Программе.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию подпрограммы средств федерального бюджета представлены в приложении N 4 к настоящей Программе.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.