Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к государственной программе
"Воспроизводство и использование
природных ресурсов
Оренбургской области"
Подпрограмма 1
"Развитие лесного хозяйства Оренбургской области"
25 декабря 2019 г., 19 марта 2020 г.
Паспорт изменен с 31 декабря 2019 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. N 1024-пп
Паспорт подпрограммы 1
"Развитие лесного хозяйства Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области; министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области |
Участники подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
обеспечение устойчивого управления лесами, пожарной безопасности, повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов в Оренбургской области |
Задачи подпрограммы |
- |
повышение эффективности профилактики, обнаружения, оперативности реагирования и тушения лесных пожаров; сокращение потерь площади лесов от пожаров; повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов; повышение продуктивности и качества лесов на основе их гарантированного воспроизводства, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений; получение актуализированной информации о лесных ресурсах, рациональное и эффективное использование лесов |
Приоритетные проекты (программы), региональные проекты, реализуемые в рамках подпрограммы |
- |
"Сохранение лесов" |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушений лесного законодательства; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда; доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров; доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда; отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины; доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями; динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года; средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда; доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченный в области лесных отношений, за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги; отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений; ущерб от лесных пожаров по годам; площадь лесовосстановления и лесоразведения; количество выращенного посадочного материала лесных растений; запас семян лесных растений для лесовосстановления; доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда; площадь погибших лесных насаждений; доля выездов на автомобилях, в отношении которых применяется льгота, в общем количестве выездов на мероприятия, направленные на осуществление государственного лесного контроля, государственного пожарного надзора на землях лесного фонда |
Срок и этапы реализации подпрограммы |
- |
2019 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
1 709 087,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 279 935,9 тыс. рублей; 2020 год - 337 389,0 тыс. рублей; 2021 год - 258 476,4 тыс. рублей; 2022 год - 264 602,9 тыс. рублей; 2023 год - 284 341,7 тыс. рублей; 2024 год - 284 341,7 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
отсутствие снижения количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушений лесного законодательства; увеличение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда; увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров; увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда; отсутствие отклонения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины; уменьшение доли площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями; достижение положительной динамики предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года; увеличение средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда; сохранение доли выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченный в области лесных отношений, за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги; достижение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 100 процентов; снижение ущерба от лесных пожаров путем обеспечения оснащения подведомственных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров; увеличение площади лесовосстановления и лесоразведения; увеличение количества выращенного посадочного материала лесных растений; поддержание запаса семян лесных растений для лесовосстановления на уровне 850 кг; увеличение доли лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда; снижение площади погибших лесных насаждений; достижение доли выездов на автомобилях, в отношении которых применяется льгота, в общем количестве выездов на мероприятия, направленные на осуществление государственного лесного контроля, государственного пожарного надзора на землях лесного фонда, 100 процентов |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма направлена на развитие охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Оренбургской области, совершенствование системы учета лесных ресурсов, использования лесов, контроля за их освоением и воспроизводством.
Подпрограмма определяет цель, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, кадрового и ресурсного обеспечения лесного хозяйства Оренбургской области, механизмы реализации предусматриваемых основных мероприятий подпрограммы, показатели (индикаторы) их результативности.
Леса области выполняют защитные, водоохранные, противоэрозионные и рекреационные функции. Сохранение и приумножение лесного богатства области - одна из приоритетных задач Правительства Оренбургской области.
Сущность лесного хозяйства Оренбургской области - не простое пользование лесом, но и его сохранность и воспроизводство. Усиление экологической функции лесов - одно из основных направлений развития области. Общая площадь Оренбургской области составляет 12 370,0 тыс. гектаров, из них площадь земель лесного фонда составляет 631,2 тыс. гектаров, площадь занятых лесными насаждениями земель - 572,5 тыс. гектаров, что составляет 4,6 процента.
Лесное хозяйство Оренбургской области в настоящее время продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современной инновационной научно-технической политики.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования лесных ресурсов, повышения продуктивности лесов, сохранения их биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Оренбургской области.
Главной задачей развития лесного хозяйства Оренбургской области является разработка и реализация региональной лесной политики с учетом экологических, экономических и социальных условий.
Наиболее острыми проблемами являются:
1. Охрана лесов от пожаров - одно из направлений государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность и сохранение ресурсного потенциала лесов.
Высокая хозяйственная освоенность территории Оренбургской области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно вблизи границ земель лесного фонда, повышение рекреационной нагрузки, выжигание сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения (палы сухой травы) зачастую самими землепользователями, часто повторяющиеся засухи, вызывающие иссушение травяного покрова, лесной подстилки, влекут за собой длительные периоды высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесных насаждениях.
Прилегающие к лесному фонду области земли имеют высокий и обильный травянистый покров и представляют чрезвычайную пожарную опасность из-за наличия огромной массы горючего материала. Принятые в состав лесничеств участки лесного фонда лесов, ранее находившиеся в ведении сельскохозяйственных организаций, вследствие отсутствия в них длительного времени хозяйственных мероприятий также представляют чрезвычайную пожарную опасность и требуют обустройства.
В условиях систематического дефицита финансирования лесного хозяйства невозможно обеспечить необходимый уровень противопожарной охраны лесов. На протяжении ряда последних лет не осуществляется установка новых и ремонт имеющихся пожарно-наблюдательных вышек, отсутствуют средства на организацию новых пожарно-химических станций и модернизацию действующих.
Одной из проблем, требующих решения, является тушение природных пожаров угрожающих переходу огня в лесной фонд.
Повышению пожарной опасности лесов способствует фактор примыкания лесных массивов к дорогам общего пользования, сельскохозяйственным угодьям и населенным пунктам.
Пройденные лесными пожарами, непогибшие, ослабленные древостои подвергаются нападению стволовых вредителей, способствуют их массовому распространению.
Ежегодные средние затраты на тушение лесных пожаров не превышают 2 млн. рублей.
2. Выполнение лесами средообразующих функций, их благоприятное влияние на экологическую обстановку области существенно зависит от биологического и санитарного состояния насаждений.
В настоящее время в связи с запрещением рубок обновления (рубок спелого и перестойного леса) наблюдается накопление в лесах значительных площадей спелых и перестойных насаждений с пониженной естественной возобновительной способностью. Это ослабляет насаждения и приводит к возникновению очагов опасных заболеваний леса.
Согласно сведениям государственного лесопатологического мониторинга филиала федерального бюджетного учреждения "Российский центр защиты леса" "Центр защиты леса Оренбургской области", лесные участки на площади около 30 тыс. гекторов# нуждаются в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий. Наличие больших участков поврежденных и погибших насаждений в виде завалов, захламленности и сухостойной древесины создает угрозы высокой пожарной опасности в лесах, возникновения и распространения очагов вредителей леса.
Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации требуется проведение организованных мероприятий по расчистке и лесовосстановлению погибших насаждений. На большей части поврежденных пожарами насаждений находится неликвидная древесина, которая не пользуется спросом у населения. Разработка горельников убыточна и требует больших финансовых вложений.
При сохранении существующего уровня организации и финансирования мероприятий по защите леса площадь очагов вредителей и болезней в лесах Оренбургской области до 2024 года может значительно увеличиться.
3. Одним из главных направлений региональной лесной политики является лесовосстановление. Задачами воспроизводства лесов на современном этапе являются своевременное восстановление леса на не покрытых лесом землях, улучшение породного состава древостоев, повышение продуктивности, устойчивости и биологического разнообразия лесов с учетом изменившихся лесорастительных условий.
В целях повышения эффективности лесного хозяйства Оренбургской области необходимо не допускать снижения объемов искусственного лесовосстановления, повысить устойчивость лесных насаждений к неблагоприятным факторам и снизить долю гибели лесных культур старших возрастов, увеличивать кратность и качество уходов за лесными культурами.
Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием соответствующей технологической инфраструктуры, лесохозяйственной техники. Ее использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов, к тому же серийное производство техники для лесного хозяйства прекратилось в 80-х годах прошлого века. Очевидно, что без кардинального изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция дальнейшего ухудшения качества воспроизводимых лесов усилится.
4. К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
С 2016 года проведена работа по устройству лесов на площади 132 тыс. гектаров. Лесоустройство необходимо провести на всей площади лесного фонда, поскольку давность действующих документов составляет 19 лет и на часть лесов, ранее находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, какие-либо документы отсутствуют.
Решение всех перечисленных проблем возложено на лесничества, которые осуществляют управление в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, государственное бюджетное учреждение "Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области", исполнителей работ по контрактам и арендаторов лесных участков.
На реализацию основных мероприятий подпрограммы выделяются субвенции, предоставляемые из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений.
Реализация подпрограммы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, позволит выстроить единую систему управления использования, охраной, защитой и воспроизводством лесов в области.
Целью подпрограммы является обеспечение устойчивого управления лесами в Оренбургской области, обеспечение пожарной безопасности лесов, повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов в Оренбургской области.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решение следующих задач:
1) повышение эффективности профилактики, обнаружения, оперативности реагирования и тушения лесных пожаров.
Решение данной задачи осуществляется путем организации:
выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда, и лесах, расположенных на землях иных категорий;
тушения природных пожаров, угрожающих распространением в лесном фонде;
эффективной природоохранной пропаганды и экологического воспитания;
совершенствования системы обнаружения лесных пожаров на основе использования научно-технических достижений и развития мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
повышения оперативного реагирования и эффективности тушения лесных пожаров;
укомплектования существующих пожарно-химических станций до нормативного уровня технического оснащения и замены изношенной пожарной техники и оборудования для повышения оперативности тушения лесных пожаров.
Показателем решения данной задачи подпрограммы является уменьшение доли крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров;
2) повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов.
Основная задача лесозащиты - предупреждение и профилактика вспышек массового размножения и распространения вредных организмов, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение качества древесины. Эффективность профилактической работы зависит от состояния надзора за появлением вредных организмов, своевременности назначения и проведения истребительных мер борьбы с ними.
Решение данной задачи осуществляется путем обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Показателем выполнения данной задачи подпрограммы является увеличение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, в общей площади погибших и поврежденных лесов;
3) повышение продуктивности и качества лесов на основе их гарантированного воспроизводства.
В малолесных регионах, какой является Оренбургская область, наряду с рациональным использованием древесных запасов и других продуктов леса решается задача по сохранению и усилению защитных функций леса, повышению его продуктивности, облесению неиспользуемых земель.
Решение данной задачи осуществляется путем повышения качества выращиваемого посадочного материала.
Выращивая леса из улучшенного посадочного материала, можно улучшить экологическую комфортность проживания жителей области за счет увеличения продуктивности лесов.
Показателем решения данной задачи подпрограммы является увеличение доли лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда;
4) получение актуализированной информации о лесных ресурсах, рациональное и эффективное использование лесов.
Решение данной задачи осуществляется путем проведения лесоустройства и получения актуализированной информации о лесных ресурсах.
В результате реализации подпрограммы предполагается:
создание в Оренбургской области эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, населенных пунктов и объектов экономики;
дальнейшее развитие системы мониторинга пожарной опасности в лесах на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов, что существенно улучшит информированность населения, скорость его оповещения и противопожарных служб об угрозе лесных пожаров, оперативность их реагирования;
осуществление комплекса профилактических мероприятий.
Раздел 2 изменен с 31 декабря 2019 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. N 1024-пп
2. Показатели (индикаторы) подпрограммы
Значения показателей (индикаторов) подпрограммы рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом имеющихся тенденций в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении уровня финансирования лесного хозяйства.
Ухудшение значений показателей (индикаторов) подпрограммы может быть вызвано экстремальными природными ситуациями (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов стихийными метеорологическими факторами), метеорологическими условиями, определяющими возможность проведения мероприятий по использованию лесов (заготовка древесины, недревесная продукция лесов, осуществление рекреационной деятельности, другое).
Показателями (индикаторами) подпрограммы являются:
1. Доля лесных культур в общем объеме лесовосстановления на землях лесного фонда.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
А / В * 100%, где:
А - сумма площади посадки лесных культур и площади содействия естественному возобновлению лесов;
В - площадь посадки лесных культур.
2. Отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушений лесного законодательства.
Фактическое значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
А / В * 100%, где:
А - общее количество нарушений лесного законодательства, выявленных в отчетном периоде (протоколы об административных правонарушениях, постановления о возбуждении уголовных дел по статьям 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации) (учет осуществляется органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным в сфере лесного контроля, государственного пожарного надзора на землях лесного фонда);
В - количество нарушений лесного законодательства, по которым установлены виновные лица (протоколы об административных правонарушениях, постановления о возбуждении уголовных дел по статьям 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации), количество возбужденных дел об административных правонарушениях в области нарушений лесного законодательства (учет осуществляется органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным в сфере лесного контроля, государственного пожарного надзора на землях лесного фонда).
Значения показателей (индикаторов) "Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины", "Доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями", "Динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года", "Средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда", "Доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченный в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги", "Отношение площади лесовос
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.