Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Оренбургской области
от 9 января 2001 г. N 753/127-ПЗС
Программа
сохранения ресурсов диких копытных животных и регулирования
численности волка в Оренбургской области на 2001-2005 годы
г. Оренбург, 2000 год
Паспорт
программы сохранения ресурсов диких копытных животных и
регулирования численности волка в Оренбургской области
на 2001-2005 годы
(далее - Программа)
Заказчик Программы Администрация Оренбургской области
Основания для Программа подготовлена в соответствии со
разработки статьями 17, 18, 22, 27 Закона Российской
Программы Федерации N 52-ФЗ от 24 апреля 1995 года "О
животном мире"
Цель Программы Создание условий для сохранения популяций,
последующего увеличения численности и
обеспечения неистощительного использования
ресурсов копытных животных в Оренбургской
области
Задачи Программы Создать нормативно-правовую базу для охраны
и рационального использования популяций
диких копытных животных;
обеспечить научно обоснованное управление
популяциями;
обеспечить охрану диких копытных животных
от браконьеров;
провести комплекс мероприятий по сокращению
численности волка;
изменить систему подкормки диких копытных
животных;
обеспечить экологическое просвещение
работников организаций-охотпользователей и
населения
Предприятия, Организации-исполнители:
организации- комитет природных ресурсов по Оренбургской
участники области (далее - Комитет);
реализации Оренбургоблохотуправление
Программы Организации- соисполнители:
Департамент администрации области по
вопросам агропромышленного комплекса;
институт степи УрО РАН;
областное общество охотников и рыболовов
Российской ассоциации общественных
объединений охотников и рыболовов;
другие охотпользователи
Срок реализации 2001-2005 годы
Программы
Этапы реализации Реализацию Программы предполагается осуще-
Программы ствить в два этапа.
Первый этап (2001-2003 годы) -
первоочередные мероприятия по сохранению и
стабилизации численности диких копытных
животных:
разработка и принятие соответствующих
нормативных правовых актов, обеспечивающих
юридическую базу системы охраны и
рационального использования популяций;
совершенствование системы охраны диких
копытных животных;
сокращение численности волка;
изучение современного состояния популяции
диких копытных животных и основных факторов
динамики их численности;
определение оптимальной плотности населения
копытных животных и научно обоснованных
норм их добычи (по видам);
разработка научно обоснованных
биотехнических мероприятий;
экологическое просвещение населения и
охот-пользователей.
Второй этап (2004-2005 годы) - практическая
реализация научных разработок как основы
для увеличения численности копытных
животных и обеспечения неистощительного
использования их ресурсов.
I. Анализ актуальности и исходного состояния проблемы
Дикие копытные животные: лось, европейский олень, кабан, косуля (сибирский подвид), обитающие на территории области, составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, входят в состав биологического разнообразия и используются, как объекты спортивной охоты.
В последние годы численность лося в области резко сократилась, в некоторых районах почти в 2 раза. Снизилось поголовье кабана, косули, оленя. Основные причины этого явления - нерациональность использования ресурсов, резкий рост браконьерства и численности волка. Из-за крайне сложных экономических условий и отсутствия необходимой нормативно-правовой базы общества охотников и рыболовов другие охотпользователи ослабили охрану закрепленных за ними охотничьих угодий, сократили объемы вложений в воспроизводственные мероприятия. Планирование добычи диких копытных животных проводилось без дифференцирования по полу и возрасту. Отстреливались преимущественно взрослые особи, составляющие репродуктивное ядро популяций.
II. Организация, форма и методы управления Программой
1. Организация мониторинга и определение оптимальной плотности населения диких копытных животных как основы для принятия решений по управлению популяциями.
2. Решения по использованию ресурсов копытных животных принимаются после обсуждения с научными организациями, ответственными за выполнение II раздела таблицы.
3. Учет численности копытных животных охотпользователями и службой госохотнадзора, учет добычи (с дифференциацией по полу и возрасту), актирование случаев гибели и учет смертности копытных животных от хищников, браконьеров, болезней и других причин.
4. Сокращение сроков охоты на копытных животных (общий сезон охоты не более 1,5 месяца до достижения оптимальной плотности).
5. Запрещение охоты на копытных животных в охотхозяйствах и на территориях государственного резервного фонда охотничьих угодий, где плотность их населения менее оптимального уровня.
6. Снижение норм промысловой нагрузки (от 1 до 5 процентов после промысловой численности в зависимости от фактической плотности населения) до достижения оптимальной плотности.
7. Переход к дифференцированному по полу и возрасту выборочному и селекционному отстрелу. Временное запрещение добычи взрослых самок. Увеличение доли сеголеток в добыче:
лося - не менее 40 процентов,
косули - не менее 50 процентов,
кабана - не менее 75 процентов от плана отстрела (до достижения оптимальной плотности населения популяции).
8. Применение научно обоснованных методов и способов охоты на копытных животных. Переход от загонных охот к способам, позволяющим производить выборочный отстрел копытных животных (с подхода, с вышек, из засидки и т.п.). Запрещение применения для отстрела копытных животных самозарядного нарезного оружия, дроби и картечи. Проведение охоты на копытных животных в бесснежный период только при наличии собак, работающих по кровяному следу. Проведение коллективных охот только в присутствии контролирующих лиц.
9. Задействование системы поощрений за добычу волка и выявление факторов браконьерства на копытных животных.
10. Применение комплексных мер по охране охотугодий.
11. Изменение системы подкормки копытных животных. Переход от заготовки веников и низкокалорийного лесного и лугового сена к созданию кормовых полей из высокостебельных культур - люцерны, топинамбура, подсолнечника, рапса, вико-овсяно-гороховой смеси и использованию этих кормов для выкладки в кормушки. Увеличение объемов подкормки копытных животных.
III. Механизм реализации Программы. Контроль за ее выполнением
Программой предусмотрено целевое финансирование конкретных проектов и мероприятий. Распределение средств, выделяемых из областного бюджета и внебюджетного экологического фонда Оренбургской области (далее - Фонд) на реализацию мероприятий Программы, уточняется ежегодно ее координаторами с учетом приоритетности соответствующих мероприятий.
Средства на реализацию Программы выделяются целевым назначением непосредственно организациям-исполнителям в соответствии с разделом VII по их заявкам, согласованным с ее координаторами.
Финансовое управление администрации области (в отношении средств, выделяемых из областного бюджета) и правление Фонда (в отношении средств, выделяемых из этого Фонда) заключают с исполнителями договора о выполнении мероприятий, указанных в разделе VII.
В случае невыполнения или некачественного выполнения работ выделенные организации-исполнителю средства подлежат возврату в областной бюджет или в Фонд.
Государственный заказчик Программы по итогам первого полугодия года до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в правление Фонда информацию о ходе работ по реализации мероприятий Программы.
Контроль за выполнением мероприятий Программы возлагается на комитет природных ресурсов по Оренбургской области.
IV. Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты на Программу составят 4198,0 тыс. рублей, в том числе:
на выполнение 1 этапа - 2553 тыс. рублей, из них:
(тыс. руб.)
Источник финансирования |
2001 год | 2002 год | 2003 год | Итого |
Бюджет области | 235,0 | 419,0 | 401,0 | 1055,0 |
Фонд | 566,0 | 476,0 | 456,0 | 1498,0 |
Всего | 801,0 | 895,0 | 857,0 | 2553,0 |
На выполнение 2 этапа - 1645,0 тыс. рублей, в том числе:
(тыс. руб.)
Источник финансирования |
2004 год | 2005 год | Итого |
Бюджет области | 400,0 | 393,0 | 793,0 |
Фонд | 456,0 | 396,0 | 852,0 |
Всего | 856,0 | 789,0 | 1645,0 |
Всего на выполнение Программы необходимо выделить из бюджета области 1848,0 тыс. рублей, из Фонда - 2350,0 тыс. рублей.
V. Координация программных мероприятий
Координация программных мероприятий возлагается по разделам:
1, 2, 3, 7 - на Комитет; 4, 5, 6 - на Оренбургоблохотуправление.
Научный руководитель Программы - член-корреспондент РАН Чибилев А.А.
VI. Оценка эффективности осуществления Программы
Выполнение Программы позволит в течение двух лет остановить снижение численности копытных животных и сберечь национальное природное достояние - генофонд популяций, ценность которого невозможно выразить в денежном эквиваленте.
К 2005 году ожидается увеличение численности лося до 2,0-2,5 тысячи голов, косули до 9,0 тысячи голов, кабана до 2,5 тысячи голов, что позволит ежегодно охотникам области добывать по 200-250 голов лося и по 400 голов косули и кабана.
Интенсификация борьбы с волком позволит не только сберечь диких копытных животных, но и сохранить сотни домашних животных, предотвратить распространение бешенства и других заразных болезней.
В ходе реализации Программы охотничье хозяйство приобретет навыки научно обоснованного управления популяциями и рационального неистощительного пользования ресурсами.
VII. Система программных мероприятий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.