Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Главы
администрации Оренбургской области
от 12 июля 2000 г. N 815-р
Правила
торговли на розничных рынках Оренбургской области
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями), от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (с изменениями и дополнениями), Санитарными правилами для предприятий продовольственной торговли, утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 30 декабря 1994 г. N 14, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области по вопросам, относящимся к организации торговли на розничных рынках.
1.2. Настоящие Правила являются обязательными для:
- организаций (юридических лиц) всех организационно-правовых форм и форм собственности;
- граждан (физических лиц), осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), которые осуществляют торговлю на розничных рынках области;
- граждан (физических лиц), не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю:
а) сельскохозяйственной продукцией и продукцией растениеводства собственного производства;
б) непродовольственными товарами промышленного производства, ранее приобретенными для личного пользования или бывшими в употреблении;
в) непродовольственными товарами кустарного производства;
г) дикорастущими грибами, ягодами, а также рыбой, пойманной в местных водоемах.
1.3. Розничный рынок (далее именуется - рынок) представляет собой имущественный комплекс, действующий на постоянной или временной основе в местах, определенных органами местного самоуправления, предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам, отвечающий требованиям к содержанию территории и оборудованию рынка в соответствии с разделом 3 настоящих Правил.
1.4. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары покупателям по договору купли-продажи;
покупатель - гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
субъекты рынка - администрация рынка, продавцы, покупатели, обслуживающие фирмы и др.;
торговые места - места без права аренды земельного участка и без размещения объектов стационарной мелкорозничной торговой сети;
мелкорозничная торговая сеть - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли;
передвижные средства развозной и разносной торговли - торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления;
пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые и биологически активные добавки.
1.5. Классификация рынков:
по специализации:
продовольственный - рынок по реализации продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции;
вещевой - рынок по реализации непродовольственных товаров промышленного и кустарного производства, как новых, так и бывших в употреблении;
специализированный - рынок по реализации отдельных групп товаров (автомототранспортных средств и запасных частей к ним, книг, животных и др.);
универсальный (смешанный) - рынок по реализации продовольственных и непродовольственных товаров в специализированных торговых зонах;
по форме собственности:
муниципальный;
частный,
в том числе
потребительской кооперации;
по времени действия:
постоянно действующий (стационарный);
временный (сезонный).
1.6. Решение об организации рынка, вводе (приемке) в эксплуатацию и прекращении его деятельности принимается органами местного самоуправления по месту его расположения по согласованию с территориальными органами госсанэпиднадзора и госветнадзора.
Эксплуатация рынка до оформления в установленном порядке акта его ввода в эксплуатацию (приемки) запрещается.
1.7. При организации рынков учитываются следующие факторы:
достаточное количество потенциальных пользователей, степень развитости потребительского рынка, транспортной инфраструктуры, отсутствие факторов, способствующих ухудшению условий проживания граждан, экологической и санитарно-гигиенической ситуации.
1.8. Вход на территорию рынка бесплатный.
1.9. Специализация рынка и зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров определяются администрацией рынка по согласованию с органами местного самоуправления, органами госсанэпиднадзора и госветнадзора (при организации торговли пищевыми продуктами).
1.10. Рынки осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Правилами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области и органов местного самоуправления.
2. Управление рынком и режим работы
2.1. Управление рынком осуществляется юридическим лицом (далее именуется - управляющая компания), являющимся собственником или арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка.
2.2. Организационно-оперативное управление рынком осуществляет администрация, назначаемая управляющей компанией.
2.3. Все отношения предпринимательских структур, работающих на рынке, с его администрацией строятся на договорной основе.
2.4. Управляющая компания обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с нормативными правовыми актами по осуществлению торговой деятельности и общим регламентом, который определяет систему взаимоотношений субъектов рынка.
2.5. Регламент рынка разрабатывается управляющей компанией в соответствии с действующим законодательством, уставными документами, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами и в обязательном порядке освещает вопросы:
режим работы и порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего автотранспорта;
характеристика предоставляемых продавцам торговых мест и объектов, условия и стоимость их аренды, порядок, обеспечивающий учет продавцов;
порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов (с учетом специализации рынка);
перечень дополнительных услуг;
права, обязанности, ответственность субъектов рынка.
2.6. Разрешение споров и разногласий, не оговоренных регламентом и договором аренды, осуществляется в установленном законом порядке.
2.7. Режим работы муниципальных рынков устанавливается по решению органов местного самоуправления.
Режим работы рынков иной организационно-правовой формы устанавливается управляющей компанией по согласованию с органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут вносить коррективы по режиму работы рынков в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения общероссийских, областных, городских и районных мероприятий.
2.8. Время работы продавцов регламентируется общим режимом работы рынка.
2.9. В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) администрация рынка предварительно информирует продавцов, население и органы местного самоуправления о причинах и сроках приостановления деятельности.
2.10. В случае необходимости закрытия обособленного объекта торговли (павильон, палатка, киоск и т.п.) во время работы рынка продавец обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о причинах и периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, кроме объявления для покупателей, письменно известить об этом администрацию рынка.
2.11. В случае закрытия рынка для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и других чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и органов местного самоуправления доводится незамедлительно.
3. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка
3.1. При организации рынка должны быть соблюдены действующие архитектурные, санитарные, ветеринарные, противопожарные нормы и правила, а также правила по охране труда и технике безопасности и требования к рекламно-художественному оформлению.
3.2. Территория рынка должна разграничиваться на зоны:
торговая;
административно-складская;
хозяйственная площадка, оборудованная средствами пожаротушения;
площадка для сбора мусора;
стоянка для индивидуального транспорта, оборудованная в соответствии с требованиями ГИБДД.
3.3. На территории рынка в специально отведенных местах размещаются:
лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, аттестованная в установленном порядке уполномоченным органом госветнадзора (кроме вещевых и специализированных непродовольственных рынков);
помещение для временного хранения изъятых из оборота товаров;
предприятия общественного питания, имеющие сертификат соответствия на оказываемые услуги, и предприятия сервисного обслуживания;
средства пожаротушения и средства оповещения населения на случай чрезвычайных ситуаций;
общественные туалеты, водопровод;
мусоросборники.
В торговой зоне должны быть установлены в необходимом количестве урны, на торговых объектах - индивидуальные средства пожаротушения.
3.4. В торговой зоне отводятся площади:
для реализации непродовольственных товаров;
для реализации сырой пищевой продукции;
для реализации готовой к употреблению пищевой продукции;
для реализации картофеля, овощей и фруктов.
3.5. Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей территории ограждением и оборудована специальными сооружениями (торговыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля (типа).
Схема размещения на территории рынка торговых объектов утверждается комиссией по вводу (приемке) рынка в эксплуатацию, созданной при администрации города, района.
3.6. Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспечивать покупателям свободный доступ к торговым местам, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае чрезвычайных ситуаций.
Запрещается организация дополнительных торговых мест, ограничивающих свободное передвижение по рынку, в том числе в вестибюлях, входных тамбурах, а также в проходах между установленными в соответствии со схемой размещения торговыми рядами.
3.7. Проезд автотранспорта через торговую зону в часы работы рынка категорически запрещается.
Завоз товаров осуществляется до открытия рынка, механизированная уборка территории производится после закрытия рынка. Ручная уборка осуществляется в течение рабочего дня.
3.8. При входе на территорию рынка должна быть оформлена вывеска на русском языке с указанием его названия, управляющей компании, места ее нахождения (юридический адрес), специализации рынка, режима работы.
3.9. В доступных для обозрения местах устанавливаются:
а) указатели торговых зон по специализации ("Овощи и фрукты", "Мясо", "Рыба" и т.п.);
б) стенд с указанием схемы размещения специализированных торговых зон, предприятий общественного питания и сервисного обслуживания, административных помещений, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, автостоянки, туалета и других объектов;
в) информационный стенд, где для сведения продавцов и покупателей вывешиваются:
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
настоящие Правила;
другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Оренбургской области, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
действующие нормативные правовые документы по применению контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением, в том числе реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации;
перечень документов, которые продавец должен иметь при торговле на торговом месте;
информация о порядке и условиях предоставления торговых мест и услуг на рынке;
информация о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений;
номера телефонов руководителя управляющей компании, администрации района, города, контролирующих органов, куда можно обратиться по вопросам работы рынка и защите прав потребителей.
4. Обязанности и права администрации рынка
4.1. Администрация рынка обязана:
4.1.1. Организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами в сфере торговой деятельности и нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды и экологическую безопасность в районе его расположения.
4.1.2. Содержать в надлежащем санитарном и техническом состоянии площадь рынка, торговые объекты, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования и другие.
Обеспечивать своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории.
Проводить санитарный день в соответствии с графиком, согласованным с администрацией города, района и территориальными органами госсанэпиднадзора и госветнадзора.
4.1.3. Оформить надлежащим образом вывеску, указатели и стенды согласно пунктам 3.8. и 3.9. настоящих Правил.
4.1.4. Обеспечить наличие книги отзывов и предложений, контрольного и санитарного журналов по установленным формам.
4.1.5. Вести:
а) журнал регистрации всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на рынке;
б) паспорт торгового объекта;
в) журнал регистрации или компьютерный учет торговых мест.
Форма журналов и паспорта утверждаются главой администрации города, района.
4.1.6. Выделить и за свой счет оборудовать на рынке помещения: для размещения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (на продовольственных и универсальных рынках); для временного хранения изъятых из оборота контролирующими органами товаров, в том числе оборудованное холодильной камерой.
4.1.7. Обеспечить сервисное обслуживание торговых объектов и мест на территории рынка в части энерго-, водо- и теплоснабжения, а также потребность продавцов в торгово-технологическом и холодильном оборудовании, инвентаре, весоизмерительных приборах, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам.
Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны иметь ясные клейма и представляться на поверку органам государственной метрологической службы в установленные сроки согласно действующему порядку. Использование бытовых весоизмерительных приборов запрещается.
4.1.8. Обеспечить установку контрольных весов с необходимым комплектом поверенных гирь, на специально отведенных, доступных для покупателей местах.
4.1.9. Обеспечить условия для проведения экспертизы пищевых продуктов по показателям ветеринарно-санитарной безопасности и качества за счет средств их владельцев в соответствии с действующими правилами ветсанэкспертизы продукции животного и растительного происхождения.
4.1.10. Устанавливать дислокацию торговых мест при строгом соблюдении правил товарного соседства, размещая виды и группы товаров по определенным рядам (непродовольственные товары: хозяйственные товары, парфюмерно-косметические товары и т.д., продовольственные товары: мясо и мясопродукты, птица, рыба, молоко и молочные продукты и т.д.).
4.1.11. Обеспечить наличие и эксплуатацию общественных туалетов (биотуалетных кабин) в соответствии с санитарными нормами. При этом услуги по их пользованию предоставляются посетителям бесплатно.
4.1.12. Принимать оперативные меры по разрешению конфликтных ситуаций с продавцами и покупателями, назначив для этого ответственного работника администрации рынка и определив его постоянное местонахождение.
4.1.13. Принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, противопожарной безопасности, организации охраны.
Рекомендуется при организации охраны рынков привлекать силы вневедомственной охраны при территориальных органах внутренних дел.
4.1.14. Проводить мероприятия по минимальной профессиональной подготовке продавцов.
4.2. Администрация рынка имеет право определять стоимость аренды торговых объектов и мест и стоимость дополнительных услуг, предоставляемых в соответствии с договором.
4.3. Администрация рынка может оказывать продавцам следующие платные услуги:
прокат весов, гирь, мерной тары, санитарной одежды (фартуки, нарукавники, куртки, халаты);
разруб мяса;
взвешивание на товарных весах;
хранение товаров и личных вещей в специальных помещениях (холодильниках, овощехранилищах, камерах хранения);
погрузо-разгрузочные работы;
транспортные услуги;
другие виды услуг по усмотрению администрации.
5. Организация торговли на розничных рынках и порядок
предоставления торговых мест
5.1. Организация торгового процесса на рынке должна производиться в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (ГОСТов, ТУ, Особых условий, ветеринарных, санитарных и других правил), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза, приемки, хранения, реализации товаров и соблюдение прав и интересов покупателей.
5.2. Ассортимент товаров, реализация которых на рынках запрещена:
огнестрельное, газовое и пневматическое оружие - винтовки, пистолеты, револьверы, боеприпасы, аэрозольные баллончики, электрошокеры, пиротехнические и т.п. изделия;
холодное оружие - кинжалы, финские ножи и т.п.;
взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества;
драгоценные металлы и камни, а также изделия из них;
готовое армейское снаряжение, а также ткани, используемые для его изготовления, другие товары военного ассортимента, форменное обмундирование, белье со штампом учреждений, организаций и предприятий, спецсредства и спецснаряжение, применяемые в органах внутренних дел, государственные награды, почетные знаки, бланки строгой отчетности (дипломы, трудовые книжки, пенсионные удостоверения и т.д.);
растения, животные и птицы, добыча и реализация которых запрещена действующим законодательством;
снасти, орудия лова, использование которых запрещено действующим законодательством;
шкурки ценных пород зверей без соответствующей маркировки предприятия-изготовителя;
другие товары, запрещенные к свободной реализации в соответствии с действующим законодательством;
пищевые продукты домашнего приготовления, указанные в пунктах 6.17. и 6.20. настоящих Правил;
валюта и ценные бумаги (кроме обменных пунктов, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями Центрального банка Российской Федерации и других органов, регламентирующих данный вид деятельности);
лекарства, лекарственные растения (кроме специализированных аптечных киосков, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями органов, регламентирующих данный вид деятельности);
непродовольственные товары для детей в возрасте до 3-х лет и детское питание (кроме павильонов, изолированных секций (боксов) в крытых рыночных помещениях, специально оборудованных в соответствии с требованиями госсанэпиднадзора и обеспечивающих условия хранения и реализации данной продукции);
продукция, являющаяся объектом авторского права, в том числе программы для ЭВМ и аудиовизуальные произведения без документов, подтверждающих, что данная продукция не является контрафактной;
товары без документов:
- содержащих информацию о подтверждении их соответствия требованиям безопасности для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды,
- содержащих информацию о номере, сроке действия лицензии и об органе, ее выдавшем (если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию),
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
продукты питания животного и растительного происхождения, не подвергнутые ветеринарно-санитарной экспертизе по показателям безопасности и качества (на продовольственных и универсальных рынках);
алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции;
товары, для реализации которых на рынке не создано надлежащих условий в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области в сфере торговой деятельности.
5.3. Продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 13 процентов объема готовой продукции производится в строгом соответствии с требованиями и правилами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
5.4. Запрещается продажа продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, контейнеров, предназначенных для перевозки грузов, кроме специализированных автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.
5.5. На специально выделенных на рынке площадках допускается продажа с автомашин картофеля, плодоовощной продукции и бахчевых культур.
5.6. Торговля на рынке производится в местах, определенных администрацией рынка, при строгом соблюдении товарного соседства с учетом специализации торговых рядов и мест.
5.7. Продавцы осуществляют торговлю на территории рынка через мелкорозничную торговую сеть, а также на столах и прилавках, расположенных в помещениях и на открытой территории рынка.
5.8. Все объекты стационарной и передвижной мелкорозничной сети должны быть оборудованы в соответствии с санитарными требованиями и иметь оформленный в установленном порядке санитарный паспорт.
5.9. Продавец обязан предоставить информацию о себе в форме вывески или представительско-идентификационной карточки с указанием:
юридическое лицо - полного наименования организации, юридического адреса;
физическое лицо (индивидуальный предприниматель) - информации о государственной регистрации (номера и даты выдачи свидетельства о регистрации) и наименования зарегистрировавшего его органа.
5.10. Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются в соответствии с договоренностью между продавцом и покупателем, кроме уровня цен на товары промышленного производства, регулируемого нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.11. Товары, реализуемые на рынке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должны иметь единообразные и четко оформленные ценники с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации (для юридических лиц), даты оформления ценника.
О порядке оформления ценников на реализуемые товары см. Письмо Роскомторга от 13 марта 1995 г. N 1-304/32-2
5.12. Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин и выдачей кассового чека, за исключением предусмотренных действующим законодательством случаев.
При продаже непродовольственных товаров в случаях, установленных Правилами продажи отдельных видов товаров, выдается товарный чек.
5.13. Необходимая и достоверная информация о товаре и его изготовителе, в том числе инструкция по применению и использованию импортных товаров, должна быть предоставлена покупателю в наглядной и доступной форме на русском языке.
5.14. В случае продажи товаров ненадлежащего качества, если оно не оговорено продавцом, покупатель действует в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
5.15. Торговые места предоставляются индивидуальному предпринимателю, его представителю или представителю юридического лица при обязательном предъявлении:
паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
документа о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
документа налогового органа о постановке на учет;
карточки регистрации контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр;
документа, подтверждающего оплату торгового места.
Граждане (физические лица), не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие торговлю продукцией и товарами, указанными в пункте 1.2. настоящих Правил, при предоставлении торговых мест освобождаются от предъявления вышеперечисленных документов, кроме документов, удостоверяющих личность продавца и подтверждающих оплату торгового места.
5.16. Рекомендуется предоставление торговых мест осуществлять:
на период от 1 до 10 дней - по устному соглашению между администрацией рынка и продавцом, при этом выдается квитанция с указанием необходимых реквизитов (номера торгового места, срока пользования, стоимости и пр.);
на период более 10 дней - по договору, заключаемому в письменной форме.
Оплата торгового места производится до начала торговли.
Получение от продавцов денежных средств оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, о применении контрольно-кассовых машин, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины.
При предоставлении торгового места администрация рынка в обязательном порядке доводит до сведения продавца настоящие Правила и регламент работы.
5.17. При осуществлении торговли товарами промышленного производства продавец должен иметь на торговом месте в обязательном порядке следующие документы:
а) свидетельство о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или документ, подтверждающий трудовые или гражданско-правовые отношения лица, осуществляющего торговлю на рынке, с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (владельцем товара);
б) личную медицинскую книжку единого образца (в случаях, предусмотренных действующим законодательством);
в) документ об оплате торгового места; договор о предоставлении торгового места (в соответствии с пунктом 5.16 настоящих Правил);
г) информацию о номере, сроке действия лицензии и органе ее выдавшем (если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством);
д) товарно-сопроводительные документы (накладная, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, счет или счет-фактура) или таможенная декларация (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей);
е) документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, а также заключения ветеринарно-санитарной экспертизы (при реализации продукции животноводства, рыбоводства и растениеводства);
ж) ветеринарное регистрационное удостоверение, выдаваемое органами государственного ветеринарного надзора (при реализации продукции животноводства и рыбоводства);
з) карточку регистрации контрольно-кассовой машины;
и) информацию о товарах на русском языке;
к) ценники на товары, оформленные в установленном порядке.
Лица, осуществляющие продажу непродовольственных товаров промышленного производства, ранее приобретенных для личного пользования или бывших в употреблении, а также кустарного производства, при осуществлении торговли должны иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и квитанцию об оплате торгового места.
5.18. Граждане, осуществляющие торговлю сельскохозяйственной продукцией собственного производства, а также дикорастущими грибами и ягодами , при себе должны иметь:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
б) заключение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы о безопасности реализуемой продукции животноводства и растениеводства;
в) документ о владении (пользовании) земельным (дачным) участком (при реализации растениеводческой продукции);
г) квитанцию об оплате торгового места;
д) личную медицинскую книжку (лица, торгующие молоком и молокопродуктами).
5.19. Документы, перечисленные в пунктах 5.17. и 5.18. настоящих Правил, находятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов.
Администрация рынка в течение рабочего дня осуществляет оперативный контроль за наличием у продавцов требуемых документов. Отсутствие у продавцов документов влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5.20. Передача торгового места третьему лицу возможна только по согласованию с администрацией рынка.
5.21. При осуществлении администрацией рынка наличных денежных расчетов с продавцами (кроме юридических лиц) за оказанные ею платные услуги (согласно пункту 4.3. настоящих Правил) прием денег производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
6. Требования к продаже отдельных видов пищевых продуктов
6.1. Не могут находиться в продаже пищевые продукты, которые:
не соответствуют требованиям нормативных документов;
имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений при проверке у представителей органов государственного надзора и контроля;
не имеют документов, подтверждающих качество и безопасность товаров: удостоверений о качестве, сертификатов соответствия или их копий, заверенных в установленном законом порядке, или сведений о сертификации в товарно-сопроводительных документах;
не соответствуют предоставленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты признаются некачественными и не подлежат реализации, они утилизируются или уничтожаются.
6.2. На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана информация на русском языке:
о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского и диетического питания, биологически активных добавок);
о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.
6.3. Реализация пищевых продуктов животноводства и растениеводства допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами соответствующих заключений.
6.4. Не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов, за исключением определенных видов пищевых продуктов, перечень которых устанавливается федеральным законодательством.
6.5. Развесные пищевые продукты передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Для упаковки используются материалы, соответствующие требованиям стандартов.
6.6. Запрещается взвешивание пищевых продуктов непосредственно на весах без упаковочных материалов.
При этом продавец обязан пользоваться щипцами, лопатками, совками и прочим инвентарем.
6.7. При пользовании средств измерений запрещается:
использовать неповеренные (неклейменные) в установленном порядке весоизмерительные приборы;
устанавливать весы в положении, затрудняющем считывание информации покупателем;
подкладывать под ножки и чаши весов различные предметы (щепки, картон и т.п.);
производить взвешивание на весах, незащищенных от прямого воздействия дождя, снега, ветра;
привязывать гири к весам, связывать их между собой, использовать условные гири (расфасованные товары, другие предметы).
6.8. В палатках, киосках, ларьках, где производится торговля пищевыми продуктами, прилавки должны быть покрыты пластиком или другими водонепроницаемыми материалами, ежедневно по окончании торговли промываться дезинфицирующими средствами, разрешенными к использованию.
6.9. Не допускается продажа на одном прилавке продовольственных и непродовольственных товаров, сырых продуктов и полуфабрикатов.
6.10. Хлеб и хлебобулочные изделия продаются только в упакованном виде.
6.11. Мясо и мясопродукты при продаже размещают по видам в обособленных павильонах на столах, прилавках или в подвешенном состоянии на специальных крюках.
6.12. Торговля молоком и молочными продуктами производится только в закрытых помещениях на отдельных прилавках.
6.13. Продажа яиц производится с предварительной проверкой их качества на овоскопе. Запрещается продажа яиц рядом с продуктами, готовыми к употреблению (молоко и молочные продукты, колбасы и др.)
6.14. Продажа овощей, фруктов, зелени, грибов свежих, находящихся в транспортной таре (корзинах, ящиках, мешках и др.), производится только с прилавков и столов. При этом транспортная тара с продукцией должна находиться на подтоварниках.
6.15. Разрешается торговля в развал с поддонов бахчевыми культурами, картофелем.
6.16. При продаже картофеля, овощей, фруктов, грибов свежих допускается взвешивание в инвентарной таре, на которой четко, на видном месте должен быть обозначен вес тары.
6.17. Грибы свежие и сушеные должны быть рассортированы по ботаническим видам, очищены от земли, неповрежденные, с ножками.
Категорически запрещается продажа на рынках грибов вареных, соленых, маринованных, грибных консервов, изготовленных в домашних условиях.
6.18. Опробование пищевых продуктов (масла, сметаны, меда и др.) должно производиться только при помощи приборов (ложек, вилок, лопаточек) разового использования.
Продавец должен иметь на торговом месте емкость для сбора использованных приборов.
6.19. Продажа соленых овощей производится только из стеклянной, деревянной и эмалированной посуды, отпуск покупателю осуществляется специальными лопатками, ложками, черпаками.
6.20. На рынке запрещается продажа кондитерских и кулинарных изделий, мясных, рыбных и овощных полуфабрикатов, салатов и герметически упакованных консервированных продуктов домашнего приготовления.
6.21. Категорически запрещается реализация скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов при температуре воздуха выше нуля градусов без холодильного оборудования.
6.22. Замороженную продукцию разрешается продавать только при наличии низкотемпературного оборудования. Повторное замораживание таких продуктов запрещается.
6.23. Майонез в процессе реализации должен находиться в затемненном помещении (таре) при температуре воздуха от -3 до +18 С. При более высокой температуре его продажа разрешается при наличии холодильного оборудования.
6.24. Запрещается продажа шоколада и шоколадных изделий, масла животного, маргарина, пищевых топленых жиров при температуре воздуха выше +20 С без холодильного оборудования.
7. Требования к продаже отдельных видов непродовольственных товаров
7.1. Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных
и меховых товаров, обуви
7.1.1. Указанные товары должны иметь ярлыки с указанием наименования, артикула, размера (одежда, белье, обувь, головные уборы) и роста (одежда и белье).
Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха.
7.1.2. Продавец швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви обязан предоставить покупателю условия для примерки товаров.
Допускается оборудование отдельно стоящих примерочных кабин с зеркалами, оснащенных банкетками или скамейками, подставками. При этом услуги по примерке изделий оказываются покупателям бесплатно.
7.1.3. Продажа тканей может осуществляться только в закрытых помещениях.
Отмеривание тканей производится на прилавках (столах) с использованием поверенных (клейменных) в установленном порядке жесткого стандартного метра или вмонтированной в стол металлической мерной ленты.
Использовать складные и мягкие метры категорически запрещено.
7.1.4. Реализация пальто и полупальто цельномеховых из ценных видов пушно-мехового сырья и дубленой овчины разрешается только в крытых помещениях рынков при обязательном применении контрольно-кассовых машин.
7.1.5. Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю только в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
7.1.6. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.
7.2. Особенности продажи технически сложных товаров
бытового назначения
7.2.1.Продажа технически сложных товаров бытового назначения может осуществляться только в закрытых помещениях.
7.2.2. Образцы предлагаемых для продажи товаров должны иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.
7.2.3. По требованию покупатель должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров. Для этого помещение должно быть оборудовано надлежащим образом.
7.2.4. При передаче технически сложных товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей, документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации на русском языке и др.) и товарный чек, содержащий сведения, указанные в пункте 7.1.6. настоящих Правил.
См. Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575
8. Особенности продажи животных, птиц, аквариумных рыб
и кормов для них
8.1. Продажа животных, птиц, аквариумных рыб и кормов для них, яиц, предназначенных для инкубации, осуществляется в специально отведенных и огороженных местах с соблюдением ветеринарно-санитарных правил.
8.2. Продавцы животных, птиц, аквариумных рыб должны иметь ветеринарную справку или ветеринарное свидетельство, выданные государственной ветеринарной службой (срок действия документа - 3 дня), с соответствующими отметками о проведенных клинико-диагностических исследованиях и вакцинациях:
для собак и кошек до 3-х месяцев - люминесцентная диагностика, дегельминтизация или исследования на гельминтозы;
для собак свыше 3-х месяцев - вакцинация против бешенства, лептоспироза, чумы, энтерита, дегельминтизация или исследования на гельминтозы;
для кошек свыше 6-ти месяцев - люминесцентная диагностика, вакцинация против бешенства, дегельминтизация или исследования на гельминтозы и саркоптоидозы;
для птиц - исследования в государственной ветеринарной лаборатории на сальмонеллез;
для птиц отряда куриных - дополнительно вакцинация против болезни Ньюкасла;
для аквариумных рыб - исследования в государственной ветеринарной лаборатории на исключение инфекционных и инвазионных заболеваний;
для мелкого рогатого скота - исследования на туберкулез, бруцеллез и лептоспироз, вакцинация против сибирской язвы и ящура;
для свиней - вакцинация против чумы, рожи и лептоспироза;
для кроликов - вакцинация против миксоматоза и вирусной геморрагической болезни, исследования на саркоптоидозы, люминесцентная диагностика;
для плотоядных пушных зверей - вакцинация против бешенства, чумы, энтерита, исследования на саркоптоидозы, люминесцентная диагностика;
для грызунов - люминесцентная диагностика.
8.3. Продажа минерально-витаминных подкормок и полнорационных кормов для животных, птиц и аквариумных рыб осуществляется при температуре воздуха не ниже нуля и не выше двадцати пяти градусов.
8.4. Торгующие зерновыми кормами для животных и птиц должны иметь качественное удостоверение, а при его отсутствии - заключение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждающее качество кормов.
8.5. Торгующие живыми и сухими кормами для рыб должны иметь ветеринарную справку или ветеринарное свидетельство с отметками об исследовании в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на безопасность и качество.
8.6. Торгующие яйцом для инкубации должны иметь ветеринарные свидетельства (срок действия документа - 3 дня), оформленные органами госветнадзора по месту выпуска яиц, с отметками об исследовании яйца на сальмонеллез.
8.7. Администрация рынка имеет право предоставлять торговые места лицам, имеющим ветеринарную сопроводительную документацию только с отметками территориального государственного ветеринарного врача.
8.8. Торговля собаками должна осуществляться из боксов, оборудованных решетками или сетками безопасности. Собаки старше 6 месяцев должны быть на коротких поводках, исключающих выход животных за пределы бокса.
Продавцы животных при показе и продаже их покупателям должны соблюдать меры предосторожности, исключающие возможность травмирования потребителя, и правила содержания живых животных, птиц, аквариумных рыб.
9. Контроль за работой рынков
9.1. Контроль за соблюдением настоящих Правил, требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами и общественными объединениями потребителей, зарегистрированными в установленном порядке, в пределах своей компетенции.
9.2. Работники контролирующих органов проводят проверки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, при предъявлении служебных удостоверений, а представители общественных объединений потребителей - при предъявлении выданных им направлений от объединений.
9.3. На рынке ведется контрольный журнал и санитарный журнал установленных форм, в которые контролирующими органами в обязательном порядке вносятся записи о результатах проводимых проверок.
9.4. Администрация рынка несет ответственность за непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений и обязана оказывать содействие представителям контролирующих органов в ходе проверок.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы администрации Оренбургской области от 12 июля 2000 г. N 815-р "Об утверждении правил торговли на розничных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.