Закон Оренбургской области
от 24 апреля 1996 г.
"О местном референдуме в Оренбургской области"
(принят Законодательным Собранием Оренбургской области 24 апреля 1996 г.)
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 9)
Глава 2. Назначение референдума (ст.ст. 10-17)
Глава 3. Подготовка к местному референдуму (ст.ст. 18-25)
Глава 4. Проведение референдума (ст.ст. 26-29)
Глава 5. Установление результатов местного референдума (ст.ст. 30-32)
Глава 6. Ответственность за нарушение закона "О местном (ст.ст. 33-30)
референдуме"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие местного референдума
Местный референдум в Оренбургской области - голосование граждан, проживающих в границах муниципальных образований по наиболее важным вопросам местного значения.
Статья 2. Компетенция местного референдума
1. На местный референдум могут выноситься вопросы непосредственно затрагивающие интересы местных жителей:
- строительство социально-культурных и промышленных объектов;
- запрещение строительства к эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;
- планы развития территорий;
- досрочное прекращение полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления;
- изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности;
- отчуждение муниципальной собственности;
- иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией Российской Федерации и законодательством к компетенции местного самоуправления.
2. На местные референдумы не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией, законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области к компетенции органов государственной власти.
Статья 3. Полномочия местного референдума
Решения, принятые на референдуме, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также для граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке в случае противоречия закону или нарушения законности при проведении референдума.
Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме
В местном референдуме имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отнесения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.
Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума
- отчуждение муниципальной собственности;
- иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией Российской Федерации и законодательством к компетенции местного самоуправления.
На местные референдумы не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией, законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области к компетенции органов государственной власти.
Граждане участвуют в референдуме лично. Участие в местном референдуме является свободным.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается, граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
Статья 6. Контроль за соблюдением Закона о местном референдуме
Контроль за соблюдением настоящего Закона о местном референдуме осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, в осуществлении контроля имеют право участвовать представители политических партий, иных общественных объединений, зарегистрированных в установленном порядке, инициативных групп по проведению местного референдума, депутаты представительного органа местного самоуправления.
Статья 7. Агитация по поводу местного референдума
Политическим партиям, другим общественным объединениям и гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проекта вопроса или решения выносимого на местный референдум. В день проведения местного референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается.
Статья 8. Гласность при подготовке и проведении местного референдума
Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов или иных решений, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей и подлежат опубликованию местными средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.
Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.
Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
На заседаниях комиссий по проведению местного референдума вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствии со статьей 13 настоящего Закона, и представители средств массовой информации.
В день проведения местного референдума в помещении участков с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, а также представители средств массовой информации.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и местонахождения участка, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление комиссий по проведению местного референдума о предполагаемом присутствии наблюдателя на участке по проведению местного референдума не требуется.
Статья 9. Материальное обеспечение местного референдума
Расходы, связанные с подготовкой к проведением местного референдума с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет средств местного бюджета.
Предприятия, учреждения и организации, государственные органы, органы местного самоуправления предоставляют в распоряжение комиссии по проведению местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями по проведению местного референдума.
Глава 2. Назначение референдума
Статья 10. Назначение референдума
Право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит представительным органам местного самоуправления соответствующей территории.
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 11. Реализация гражданами права требования местного референдума
Право инициативы в сборе подписей под предложением о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы по проведению местного референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованием настоящего Закона.
Статья 12. Образование инициативной группы по проведению референдума
Для решения вопроса о необходимости проведения местного референдума и образования инициативной группы по инициативе граждан могут проводиться собрания граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее, чем за 10 дней уведомить главу муниципального образования о месте и времени проведения собрания.
Собрание правомочно, если в сельских населенных пунктах на ней присутствует не менее 15 граждан, имевших право на участие в референдуме, а в городах не менее 50 граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Перед собранием проводится регистрация его участников; собрание избирает председателя и секретаря, обсуждает необходимость проведения референдума.
В случае принятия простым большинством решения о необходимости проведения местного референдума собрание открытым голосованием утверждает формулировку вопроса, выносимого на референдум, избирает инициативную группу по проведению местного референдума в составе не менее 8 человек и поручает ей организацию сбора подписей.
Статья 13. Регистрация
Инициативная группа обращается в местную администрацию с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указывается:
1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменявших их документов членов инициативной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума.
Глава муниципального образования не позднее семи дней с момента получения администрацией ходатайства и приложенного к нему протокола собрания инициативной группы принимает решение о регистрации инициативной группы или мотивированном отказе в регистрации инициативной группы.
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений настоящего Закона.
Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован заинтересованными лицами в суд.
При принятии решения о регистрации инициативной группы глава муниципального образования выдает представителям инициативной группы решение о регистрации и свидетельство о регистрации инициативной группы в трехдневный срок с момента принятия данного решения.
Общее количество создаваемых инициативных групп не ограничивается.
Статья 14. Порядок и сроки сбора подписей группами по проведению местного референдума
С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.
Общий период сбора подписей по вопросу о данном местном референдуме не должен превышать 30 дней со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
В случае, если в течение этого срока не было собрано пяти процентов голосов граждан, обладающих избирательным правом, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.
Статья 15. Подписной лист местного референдума
Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, и утверждаются областной избирательной комиссией по Оренбургской области.
Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: полностью свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства и дату подписания.
Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы, собиравшим подписи, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта или заменяющего его документа.
На каждом подписном листе наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума производится запись об общем числе заверенных подписей.
Статья 16. Рассмотрение предложения местного референдума
По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата ее регистрации, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование местной администрации, которой переданы на хранение подписные листы.
Подписные листы и итоговый протокол по акту передаются на хранение местной администрации, зарегистрировавшей инициативную группу, и хранятся в течение трех месяцев после опубликования решения референдума.
При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина они не учитываются.
Статья 17. Срок проведения референдума
Местный референдум может проводиться не ранее 60 дней со дня принятия решения о его проведении.
Глава 3. Подготовка к местному референдуму
Статья 18. Комиссии по проведению местного референдума
Организацию подготовки и проведения местного референдума осуществляют следующие комиссии:
- территориальные комиссии по проведению местного референдума
- участковые комиссии по проведению референдума.
Полномочия комиссий по проведению местного референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.
Статья 19. Образование комиссий по проведению местного референдума
1. Территориальная комиссия по проведению местного референдума формируется выборным органом местного самоуправления в составе 5-9 членов одновременно с принятием решения о назначении местного референдума не позднее, чем за 55 дней до дня проведения местного референдума.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. При определении кандидатур в состав территориальной комиссии при проведении местного референдума выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению местного референдума в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной комиссии производится избирательной комиссией Оренбургской области.
2. Участковая комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5-10 членов выборным органом местного самоуправления не позднее, чем за 40 дней до дня проведения местного референдума.
При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению местного референдума выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.
В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, либо, если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой комиссии производится соответствующей территориальной комиссией по проведению местного референдума.
Статья 20. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума
Территориальная комиссия по проведению местного референдума:
- осуществляет контроль за подготовкой и проведением местного референдума на соответствующей территории, информирует население об адресах и о номерах телефонов участковых комиссий по проведению местного референдума;
- организует работу участковых комиссий по проведению местного референдума на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
- распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение местного референдума распределяет их между участковыми комиссиями по проведению местного референдума;
- организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям по проведению местного референдума;
- оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям по проведению местного референдума в организации голосования на участках местного референдума;
- устанавливает итоги голосования местного референдума на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в Избирательную комиссию Оренбургской области;
- обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением местного референдума в архив;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 21. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума
Участковая комиссия по проведению местного референдума:
- оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии по проведению местного референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;
- составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума;
- проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;
- обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;
- контролирует размещение агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом;
- организует голосование на участке местного референдума;
- производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению местного референдума;
- рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 22. Образование участков местного референдума
Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума. Участки местного референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с территориальной комиссией по проведению местного референдума из расчета не более 3000 граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, с учетом местных и иных условии и с целью создания максималььных удобств для граждан, не позднее, чем за 45 дней до дня проведения местного референдума. Территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в труднодоступных и отдаленных районах могут образовываться участки местного референдума в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня проведения местного референдума.
Списки участков местного референдума с указанием их и адресов участковых комиссий по проведению местного референдума публикуются в местной печати соответствующей территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее, чем за 40 дней до дня проведения местного референдума.
Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии по проведению местного референдума главой соответствующей местной администрации.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на местном референдуме не допускается.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия по проведению местного референдума оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на местном референдуме как за, так и против вопроса, вынесенного на местный референдум.
Статья 23. Организация работы комиссий по проведению местного референдума
Территориальные и участковые комиссии по проведению местного референдума должны провести свои первые заседания не позднее, чем в течение двух дней с момента их образования. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают участие большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии. Надлежаще заверенные копии указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.
Решения и действия участковой комиссии по проведению местного референдума могут быть обжалованы в территориальную комиссию или в суд, который принимает решение в течение 3-х дней с момента поступления жалобы. Жалобы и заявления, поступившие в территориальную комиссию за 5 дней до проведения референдума, рассматриваются немедленно.
Член комиссии по проведению местного референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Органы местного самоуправления, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению местного референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссия по проведению местного референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы и организации, в органы местного самоуправления, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее, чем в 3-х дневный срок.
Член комиссии с правом peшающего голоса может быть освобожден от обязанностей плана комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначавшего, в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссия производится в порядке, установленном настоящим Законом.
Участковые комиссии по проведению местного референдума передают протоколы и иные документы включая бюллетени для голосования, в территориальную комиссию в пятидневный срок со дня проведения референдума.
Протоколы заседаний территориальной комиссии и другие документы по референдуму по окончании работы территориальной комиссии передаются на хранение в архив местной администрации.
По истечении одного года после официального опубликования результатов местного референдума бюллетени для голосования уничтожаются в установленной порядке.
Статья 24. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме
Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются в двух экземплярах по каждому участку референдума и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии по проведению местного референдума.
Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума не позднее, чем за 16 дней до дня проведения местного референдума.
В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме и на момент составления списков проживающие на территории данного участка. Гражданин может быть включен в список только на одном участке местного референдума.
Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии референдума не позднее, чем за десять дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.
Каждый гражданин, проживающий на территории муниципального образования, вправе заявить в участковую комиссию по проведению местного референдума о невключении егo в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.
Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность, либо, не позднее, чем через 24 часа, а в день референдума - немедленно выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения.
Решение участковой комиссии может быть обжаловано в территориальную комиссию по проведению местного референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.
Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.
Статья 25. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования воспроизводится текст вынесенного на местной референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" и "против", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на местном референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции пунктов нормативно-правовых актов также последовательно нумеруются.
В случае проведения местного референдума в один день с референдумом Российской Федерации или областным референдумом бюллетени для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.
Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются территориальной комиссией не позднее, чем за 28 дней до дня проведения референдума.
Территориальная комиссия обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее, чем за 3 дня до дня референдума.
В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии (двух членов территориальной комиссии в случае досрочного голосования в территориальной комиссии) по проведению местного референдума, которые заверяются печатью соответствующей комиссии. Незаверенные участковой комиссией или территориальной комиссией (в случае досрочного голосования в территориальной комиссии) бюллетени признаются бюллетенями не установленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Глава 4. Проведение референдума
Статья 26. Время проведения местного референдума
На всех участках для голосования голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее, чем за 20 дней до дня проведения местного референдума.
Статья 27. Досрочное голосование
В случае, если гражданин не имеет возможности принять участие в голосовании в день референдума, он имеет право проголосовать досрочно, но не ранее, чем за 15 дней до его проведения в территориальной комиссии (за 15-1 дня до дня голосования) в участковой комиссии по проведению местного референдума (за 3-1 день до дня голосования).
При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме. После заполнения бюллетеня для голосования гражданин вкладывает его в конверт, который для обеспечения тайны голосования заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до дня проведения референдума.
Статья 28. Голосование в день референдума
В 8 часов по местному времени в день проведения референдума председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в референдуме, приступить к голосованию.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.
В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии их письменного заявления поручает двум членам, комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан. При проведении голосования вне помещения участка местного референдума вправе присутствовать наблюдатели.
Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий по проведению референдума и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в референдуме, о получении бюллетеня для голосования.
Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати комиссии и соответствие количества конвертов отметкам в списке для голосования.
Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против внесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против".
Статья 29. Подсчет голосов
По истечении времени голосования на местном референдуме председатель участковой комиссии по проведению местного референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии по проведению местного референдума в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на местном референдуме.
Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей и пломб на ящиках для голосования и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем - стационарных.
Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на местном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на местном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число письменных заявлений граждан о проведении голосования вне помещения участка местного референдума.
В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на местном референдуме, чем число письменных заявлений граждан с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению местного референдума. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
При подсчете голосов граждан прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме. Бюллетенями неустановленной формы считаются бюллетени, не изготовленные официально, либо не заверенные участковой комиссией по проведению местного референдума. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности, такие, в которых знак "плюс" или другой любой знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них.
При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии.
Бюллетени для голосования на местном референдуме неустановленной формы при определении числа граждан, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
Подсчет голосов граждан, имевших право на участие в местном референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии по проведению местного референдума, а также наблюдатели.
Участковая комиссия по проведению местного референдума составляет протокол об итогах голосования.
В протокол об итогах голосования по участку местного референдума вносятся следующие данные:
- число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку местного референдума, включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме дополнительно;
- число бюллетеней, выданных участковой комиссией;
- число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией;
- число погашенных бюллетеней;
- число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно и вне помещения для голосования;
- число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;
- число действительных бюллетеней;
- число бюллетеней, признанных недействительными;
- число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум;
- число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум.
Протокол участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии по проведению местного референдума и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии по проведению местного референдума. Член участковой комиссии по проведению местного референдума, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения местного референдума, а также прянятые по ним решения участковой комиссией. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению местного референдума. Второй остается на хранении в участковой комиссии по проведению местного референдума. Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования представляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
Территориальная комиссия по проведению местного референдума суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в трех экземплярах, заверенный печатью.
Глава 5. Установление результатов местного референдума
Статья 30. Подведение итогов местного референдума
Территориальная комиссия по проведению местного референдума на основании протоколов участковых комиссий определяет результаты местного референдума.
Территориальная комиссия по проведению местного референдума составляет протокол, который подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии, в который вносятся следующие данные:
число зарегистрированных в списках граждан и число граждан, дополнительно внесенных в список;
число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями;
число бюллетеней, выданных гражданам на участках референдума в день голосования;
число избирательных бюллетеней выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения участков местного референдума;
число граждан, проголосовавших досрочно;
число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней, содержащихся к переносных ящиках для голосования;
число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
число бюллетеней, признанных недействительными:
число граждан, принявших участие в голосовании;
число действительных бюллетеней;
число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;
число голосов, поданных против вынесенного на референдум вопроса.
Территориальная комиссия по проведению местного референдума принимает одно из следующих решений:
а) признание местного референдума состоявшимся;
б) признание местного референдума не состоявшимся;
в) признание местного референдума недействительным.
Местный референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений результаты местного референдума могут быть обжалованы в суд в течение месяца.
Статья 31. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме
Итоги референдума доводятся до населения через местные средства массовой информации территориальной комиссией не позднее трех дней со дня получения протоколов участковых комиссий.
В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными территориальная комиссия решает вопрос о назначении повторного голосования, которое проводится не позднее, чем в двухнедельный срок с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом для проведении голосования. При этом она вправе принять решение о проведении повторного голосования участковой комиссией в новом составе. Решения территориальной комиссии могут быть обжалованы в суд в течение недели со дня их принятия.
Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты голосования и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.
Статья 32. Изменение и отмена решения, принятого местным референдумом
Изменение либо отмена решения, принятого на местном референдуме, производится путем проведения нового референдума.
Решения, принятые на местном референдуме, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.
Глава 6. Ответственность за нарушение закона "О местном референдуме"
Статья 33. Ответственность за нарушение закона "О местном референдуме"
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подкупа и другими способами свободному осуществлению гражданином или группой граждан в области их права участвовать в референдуме, осуществлению работы комиссий местного референдума, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий референдума, должностные лица органов местного самоуправления, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 34. Сроки вступления настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.
Глава администрации области |
В.В.Елагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Оренбургской области от 24 апреля 1996 г. "О местном референдуме в Оренбургской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Южный Урал" от 25 мая 1996 г., в Бюллетене Законодательного Собрания Оренбургской области от 24 апреля 1996 г. (16 заседание)
Законом Оренбургской области от 14 сентября 2004 г. N 1420/239-III-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Оренбургской области от 18 сентября 2000 г. N 676/195-ОЗ