Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 18. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата при наличии заявления кандидата о его согласии баллотироваться и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей или внесенного избирательного залога осуществляется Избирательной комиссией Оренбургской области.
2. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.
3. Избирательная комиссия Оренбургской области проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
4. Избирательная комиссия Оренбургской области обязана обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представленных в подписных листах в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а за 10 и менее дней до дня голосования - в срок, установленный Избирательной комиссией Оренбургской области, сообщить Избирательной комиссии Оренбургской области о результатах проверки.
5. Избирательная комиссия Оренбургской области для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключение может служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
6. Проверке подлежат 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При обнаружении среди проверяемых подписей 25 или более процентов недостоверных и недействительных подписей подлежат проверке все представленные подписи.
Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при проверке, составит 25 и более процентов от количества подписей, представленных для регистрации кандидата, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и регистрация кандидата не производится
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в Избирательную комиссию Оренбургской области.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории Оренбургской области;
б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается: недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
г) подписи избирателей, данные о которых внесены нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлением даты ее внесения и подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей, и кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом;
з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления Избирательной комиссии Оренбургской области о выдвижении кандидата;
и) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
л) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в приложениях 4, 5 к настоящему Закону.
При обнаружении в подписном листе заполненных строк, не соответствующих настоящему Закону, не учитывается только подпись в данных строках, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "ж" и "т" пункта 8 настоящей статьи.
Регистрация кандидата не производится также в случае, если количество представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
9. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, непрепятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
10. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока.
11. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 10 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
12. По решению кандидата сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется на основании внесенного в Избирательную комиссию Оренбургской области этим кандидатом избирательного залога.
13. Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку его выдвижения не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
14. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. В случае регистрации кандидата на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.
15. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход областного бюджета.
16. Избирательный залог перечисляется в доход областного бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, если отзыв приводит к наступлению обстоятельств, указанных в пункте 27 настоящей статьи, или назначению повторных выборов и в случае отмены регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 58 настоящего Закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.
17. Для регистрации кандидата, выдвинутого на должность главы администрации (губернатора) Оренбургской области, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в Избирательную комиссию Оренбургской области следующие избирательные документы:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Оренбургской области (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
в) сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате;
г) первый финансовый отчет кандидата.
18. При приеме избирательных документов Избирательная комиссия Оренбургской области заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Избирательная комиссия Оренбургской области не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены до истечения указанного в пункте 17 настоящей статьи времени.
19. Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а избирательное объединение, избирательный блок - в поддержку кандидата, а также не представлять в Избирательную комиссию Оренбургской области собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата может производиться Избирательной комиссией Оренбургской области на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных кандидатом на специальные счет Избирательной комиссии Оренбургской области. Указанный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации по Оренбургской области. Внесение кандидатом избирательного залога должно сопровождаться представлением в Избирательную комиссию Оренбургской области копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации по Оренбургской области о принятии к исполнению, а также других документов, необходимых для регистрации кандидата, указанных в пункте 17 настоящей статьи и не связанных со сбором подписей избирателей.
20. Избирательная комиссия Оренбургской области в течение 10 дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются средствам массовой информации для опубликования.
21. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
22. В случае отказа в регистрации кандидата Избирательна комиссия Оренбургской области обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", выдвинутых иными общественными объединениями, - требований пункта 2 статьи 16 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 1 статьи 34 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
23. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный пунктом 22 настоящей статьи, является исчерпывающим.
24. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
25. Кандидат вправе представить не позднее чем за 3 дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в Избирательную комиссию Оренбургской области письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае Избирательная комиссия Оренбургской области обязана принять решение об отмене его регистрации.
26. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в Избирательную комиссию Оренбургской области не позднее чем за 5 дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае Избирательная комиссия Оренбургской области обязана принять решение об отмене его регистрации.
27. Если ко дню голосования не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, проведение голосования (или выборы) по решению Избирательной комиссии Оренбургской области откладывается на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
В случае наступления указанных обстоятельств при повторном голосовании голосование проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
28. В случае наступления указанных в пункте 27 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные Избирательной комиссией Оренбургской области при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
29. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.