Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Оренбургской области
от 4 июля 2002 г. N 96-п
Положение
о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными и (или)
крупногабаритными автотранспортными средствами при проезде по
автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области
(далее именуется - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Оренбургской области (далее именуются - дороги), размер и порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по дорогам, в целях компенсации ущерба, наносимого дорогам, порядок учета поступления и использования указанных средств, организацию работы постов весового контроля, весовые параметры тяжеловесных автотранспортных средств (далее именуются - АТС).
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие термины и определения:
тяжеловесный груз - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в пунктах 10.1.-10.5. настоящего Положения;
крупногабаритный груз - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из значений, установленных в пункте 10.6. настоящего Положения;
международная перевозка - перевозка, маршрут которой пересекает государственную границу Российской Федерации;
межрегиональная перевозка - перевозка, маршрут которой пересекает административные границы Оренбургской области;
местная перевозка - перевозка, маршрут которой проходит в пределах Оренбургской области;
перевозчик груза (грузоперевозчик) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза. Им могут быть организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане Российской Федерации, лица без гражданства, а также международные организации, иностранные юридические лица и граждане, имеющие соответствующую лицензию и сертифицированный подвижной состав;
организация, согласовавшая перевозку - юридическое лицо, являющееся владельцем или балансодержателем искусственных сооружений или коммуникаций (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды, линии метро, подземные трубопроводы и кабели, воздушные линии энергоснабжения и связи и т.п.) на маршруте перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза, а также государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее именуется - ГИБДД);
автомобиль прикрытия - автомобиль, выделяемый перевозчиком груза или грузоотправителем для сопровождения крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза;
патрульный автомобиль ГИБДД - автомобиль ГИБДД, сопровождающий крупногабаритный и тяжеловесный груз с целью обеспечения безопасности движения на маршруте перевозки.
1.3. Крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, пропуск которых разрешается по дорогам, исходя из несущей способности дорожных одежд и сооружений, в зависимости от массы и размеров подразделяются на две категории:
категория 1 - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось, а также габариты по высоте, ширине или длине превышают значения, установленные в разделе 10 настоящего Положения, но не относится к категории 2;
категория 2 - транспортное средство, весовые параметры которого с грузом или без груза соответствуют величинам, приведенным в пункте 10.7. настоящего Положения.
1.4. Движение по дорогам Оренбургской области крупногабаритных и (или) тяжеловесных автотранспортных средств допускается в исключительных случаях при перевозках неделимых грузов, которые не могут быть разделены на две или более части без чрезмерных затрат или порчи таких грузов, и только при наличии специальных разрешений, выдаваемых государственным учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области".
Не требуется получать разрешения для крупногабаритных и тяжеловесных автобусов и троллейбусов, движущихся по установленным маршрутам пассажирского сообщения.
1.5. Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в настоящем Положении, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
1.6. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, в том числе иностранных, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы по сети дорог, взимается плата за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами. Методика расчета платы за провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по дорогам приведена в приложении 2 к настоящему Положению.
В указанную плату не включаются расходы, связанные с оказанием услуг перевозчику по обследованию и усилению сооружений, сопровождению транспортных средств, выдаче разрешений, пропусков и т.п.
1.7. Расчет сумм за провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов и проезд тяжеловесных АТС по дорогам в целях компенсации ущерба, наносимого дорогам, осуществляется согласно ставкам, приведенным в приложении 1 к настоящему Положению.
1.8. Размер суммы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам зависит от полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности маршрута движения, габаритных размеров транспортного средства с грузом или без груза.
Плательщиками этой суммы являются владельцы или пользователи тяжеловесного автомобильного транспорта, в том числе иностранные.
1.9. Проезд большегрузного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в случае чрезвычайных ситуаций на территории области (постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), осуществляется без взимания платы.
1.10. Средства, полученные за провоз тяжеловесных грузов по дорогам, зачисляются в территориальный дорожный фонд Оренбургской области и направляются на ремонт, реконструкцию, строительство указанных дорог, а также на возмещение затрат, связанных с организацией весового контроля и осуществлением надзора за состоянием дорог и сооружений на них.
1.11. В случае непосредственно нанесенного ущерба (разрушение моста, труб, элементов обустройства дороги, деформация проезжей части) грузоперевозчик производит их восстановление или оплату восстановительных работ.
2. Порядок подачи заявлений на выдачу разрешений
2.1. Заявления для получения разрешений на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов подаются в государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области".
2.2. Заявления для получения разрешений на международные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов всех категорий подаются в Государственную службу дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (далее именуется - ГСДХ Минтранса России) или в орган, уполномоченный этой службой.
Сведения, приведенные в заявлении, заверяются подписью руководителя или заместителя руководителя и печатью организации или подписью физического лица, осуществляющих перевозку.
2.3. Заявление должно содержать все необходимые организациям, согласовывающим перевозку, сведения о характере и категории груза, параметрах массы и габаритах транспортного средства, предполагаемых сроках перевозки, маршруте движения и другую информацию.
В заявлении должен быть указан вид разрешения (разовое или на срок), которое необходимо заявителю.
2.4. В зависимости от категории перевозимых грузов, вида и характера перевозок владельцы или пользователи транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, могут получать разовые разрешения или разрешения на определенный (конкретный) срок.
Разовые разрешения выдаются на одну перевозку груза по определенному (конкретному) маршруту в указанные в разрешении сроки.
Разрешения на определенный срок выдаются только для перевозки грузов категории 1 на срок от одного до трех месяцев или на определенное количество данного вида перевозок в течение указанного в заявлении времени, но не более чем на 3 месяца.
2.5. Вместе с заявлением на получение разрешения для перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов представляется схема автопоезда с изображением на ней всех участвующих в перевозке транспортных средств, количества осей и колес на них, их скатности, взаимного расположения колес и осей, распределения нагрузки по осям и на отдельные колеса с учетом возможного неравномерного распределения нагрузки по длине оси.
3. Порядок рассмотрения заявлений и выдачи разрешений
3.1. Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", уполномоченное выдавать разрешения на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам, при получении заявления должно зарегистрировать его в специальном журнале, проверить правильность заполнения заявления, соответствие технических характеристик тягача и прицепа возможности осуществления данного вида перевозки и достаточность представленных данных для принятия решения о выдаче соответствующего разрешения.
В случаях, когда в заявлении содержатся ошибки или информация представлена не в полном объеме, она должна быть дополнительно запрошена у заявителя.
3.2. Если при рассмотрении заявления на осуществление данного вида перевозки установлено, что государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", получившее это заявление, не уполномочено согласно настоящему Положению принимать решение о выдаче разрешения на осуществление требуемого заявителем вида перевозки, то оно должно в 5-дневный срок переадресовать это заявление для рассмотрения уполномоченному на это органу с соответствующим уведомлением об этом заявителя.
3.3. При выборе маршрута перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза должны быть оценены прочность дорожной одежды, грузоподъемность и габариты инженерных сооружений на предлагаемом маршруте, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность дороги и инженерных сооружений, оценена необходимость принятия иных мер по обеспечению безопасности движения на маршруте перевозки.
В необходимых случаях возможность перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза категории 2 по дорогам может определяться специальным проектом, предусматривающим проведение специальных мероприятий по усилению дорожной одежды и инженерных сооружений и обеспечению мер безопасности перевозок.
3.4. Для оценки прочности дорожной одежды, грузоподъемности и несущей способности инженерных и других сооружений по маршруту следования крупногабаритного и тяжеловесного груза используются методы, установленные действующими нормами, автоматизированная база данных о состоянии дорог и искусственных сооружений, а также материалы дополнительных обследований дорог и сооружений.
3.5. В случае, если будет установлено, что по маршруту, предложенному заявителем, перевозка данного груза не представляется возможной или для осуществления такой перевозки требуется составление специального проекта или проведение обследования, государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", рассматривающее заявление, обязано уведомить об этом заявителя и предложить ему другой маршрут или разработку специального проекта.
3.6. В случае несогласия заявителя с решением государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", рассматривающего заявление об изменении маршрута движения или отказе в выдаче разрешения, эти решения могут быть обжалованы:
в Государственную службу дорожного хозяйства Российской Федерации;
в администрацию Оренбургской области;
в суд.
3.7. Согласование всех перевозок крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по всему маршруту движения с органами управления автомобильными дорогами и балансодержателями искусственных сооружений (мосты, путепроводы) осуществляет орган управления дорогами, выдающий разрешение.
Согласование маршрута перевозки грузов категории 1 должно производиться в срок до 7 дней, а категории 2 - до 20 дней.
3.8. После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с ГИБДД УВД Оренбургской области. При согласовании определяются специальные требования к порядку перевозки груза исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения, и заполняется специальный пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства.
Согласование производится в срок до 5 дней.
При международной перевозке пропуск выдается Главным управлением ГИБДД МВД России.
3.9. При прохождении маршрута перевозки груза через железнодорожные переезды, по железнодорожным мостам, путепроводам или по автодорожным путепроводам, находящимся на балансе железной дороги, согласование производится с начальником дистанции пути железной дороги, если:
ширина транспортного средства с грузом или без груза составляет 5 м и более и высота от поверхности дороги 4,5 м и более;
длина транспортного средства с одним прицепом превышает 20 м или автопоезд имеет два и более прицепа;
транспортное средство относится к категории 2;
скорость движения транспортного средства менее 8 км/ч.
На электрифицированных участках согласование пропуска груза через железнодорожный переезд с превышением только габарита по высоте 4,5 м производится начальником дистанции электроснабжения.
3.10. Разрешения на осуществление международных перевозок крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов выдаются ГСДХ Министерства транспорта Российской Федерации.
3.11. Разрешение на осуществление перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов категории 1 на определенный срок дает право осуществлять многократные перевозки груза в течение указанного в разрешении срока по указанному в нем маршруту с учетом пункта 2.4. настоящего Положения.
Разовое разрешение дает право на выполнение одной перевозки по указанному в нем маршруту в течение указанного в разрешении срока.
3.12. Разрешение на осуществление международных и межрегиональных перевозок крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов категории 2 допускает одну перевозку только по указанному в разрешении маршруту.
3.13. Разрешение на местные перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов дает право на осуществление этих перевозок по указанным в маршруте дорогам общего пользования Оренбургской области.
3.14. Разрешения на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов категории 1 выдаются в течение 10 дней, а для грузов категории 2 - до 30 дней со дня регистрации заявления при условии предъявления заявителем копии платежного поручения, подтверждающего оплату за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
3.15. Бланки разрешений изготавливаются типографским способом со специальной защитой от подделки.
Все полученные заявления и выданные разрешения регистрируются в специальном журнале.
3.16. Заявления по экстренному пропуску крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, направляемых по решению администрации Оренбургской области для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), рассматриваются в оперативном порядке.
4. Организация движения транспортных средств,
перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы
4.1. При согласовании разрешения на перевозку груза ГИБДД определяет необходимость и вид сопровождения. Сопровождение может осуществляться:
автомобилем прикрытия и (или) тягачом;
4.2. Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно во всех случаях, когда:
ширина транспортного средства с грузом превышает 3,5 м;
длина автопоезда - более 24,0 м;
в других случаях, когда в разрешении в графе "Особые условия движения" записано, что движение через какое-либо искусственное сооружение разрешается в одиночном порядке либо указаны другие условия, требующие оперативного изменения организации движения на маршруте перевозки груза.
Автомобиль (автомобили) прикрытия, а также тягачи (в зависимости от перевозимого груза и дорожных условий) выделяются перевозчиком груза или грузоотправителем.
4.3. Участие в сопровождении патрульного автомобиля ГИБДД необходимо, если:
ширина транспортного средства превышает 4,0 м;
длина автопоезда превышает 30,0 м;
транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения;
в процессе перевозки предполагается необходимость оперативного изменения организации движения с целью обеспечения безопасности проезда;
груз относится к категории 2.
В иных случаях необходимость сопровождения определяется ГИБДД исходя из дорожных условий, интенсивности движения и состава транспортного потока.
Сопровождение патрульным автомобилем ГИБДД осуществляется на договорной основе.
4.4. В качестве автомобиля прикрытия используется автомобиль с проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета. Автомобиль прикрытия должен двигаться впереди на расстоянии 10-20 м уступом с левой стороны по отношению к сопровождаемому транспортному средству, перевозящему крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз, то есть таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства. При проезде по мостовым сооружениям движение автомобиля прикрытия (дистанция, положение на мосту и т.п.) осуществляется в соответствии с согласованной схемой.
4.5. Скорость движения во время перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов устанавливается ГИБДД с учетом требований других организаций, согласовавших перевозку.
Скорость движения не должна превышать по дорогам 60 км/ч, а по мостовым сооружениям - 15 км/час. При этом разрешенный режим движения может иметь переменный характер на различных участках маршрута.
4.6. Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается:
отклоняться от установленного маршрута;
превышать указанную в разрешении скорость движения;
осуществлять движение во время гололеда, а также при метеорологической видимости менее 100,0 м;
двигаться по обочине дороги, если такой порядок не определен условиями перевозки;
останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами дороги;
продолжать перевозку при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности движения;
выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным разрешением на перевозку, при отсутствии подписей, указанных в нем должностных лиц;
вносить в разрешение на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза дополнительные записи.
4.7. Если во время движения возникнут обстоятельства, требующие изменения маршрута, перевозчик должен получить разрешение на движение по новому маршруту в установленном порядке.
5. Дополнительные требования к техническому состоянию,
оборудованию транспортных средств и обозначению груза
5.1. Техническое состояние транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, должно отвечать требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 9 декабря 1970 года, инструкций заводов-изготовителей, приказа ФДС России от 15 марта 1999 года и настоящего Положения.
5.2. Для перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Оренбургской области запрещается использовать в качестве тягачей колесные и гусеничные трактора.
5.3. Не допускается транспортировка тяжеловесных грузов транспортным средством (тягачом), если:
масса буксируемого прицепа (полуприцепа) с грузом превышает технические нормативы, установленные заводом-изготовителем;
вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля (тягача) в составе автопоезда или комбинированного транспортного средства, меньше 25% от суммарного веса автопоезда или комбинированного транспортного средства.
5.4. Тормозная система автопоезда должна работать от педали тормоза автомобиля-тягача и обеспечивать такое распределение тормозных усилий, между его звеньями, чтобы при торможении исключалась возможность "складывания" автопоезда.
5.5. Автомобили-тягачи, предназначенные для работы с прицепами, должны быть оборудованы устройством, позволяющим в случае разрыва соединительных магистралей между тягачом и его прицепом (полуприцепом) затормозить автомобиль рабочим или аварийным тормозом.
5.6. Прицепы (полуприцепы) должны быть оборудованы стояночным тормозом, обеспечивающим удержание отсоединенного от автомобиля груженого прицепа (полуприцепа) на уклоне не менее 16% рабочим тормозом, действующим на все колеса, и устройством, обеспечивающим автоматическую остановку в случае разрыва соединительных магистралей с автомобилем-тягачом.
5.7. При перевозке тяжеловесных грузов необходимо иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда в целях дополнительной фиксации колес в случае вынужденной остановки на уклоне.
5.8. Кабина транспортного средства должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые должны обеспечивать водителю достаточный обзор как при прямолинейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритов транспортного средства и перевозимого груза.
5.9. На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, должны быть установлены опознавательные знаки "Автопоезд", "Крупногабаритный груз" и "Длинномерное транспортное средство" в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и Правилами дорожного движения.
5.10. Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета.
5.11. При высоте транспортного средства более 4,0 м грузоперевозчик обязан проводить контрольный промер высоты под путепроводами и другими искусственными сооружениями и коммуникациями на маршруте перевозки.
6. Контроль за соблюдением допустимых весовых параметров
и габаритов транспортных средств
6.1. Контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы Российской транспортной инспекции, ГИБДД и государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области".
6.2. Работники ГИБДД обязаны контролировать у водителей транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, наличие оформленных в установленном порядке разрешений на перевозку и пропусков, лицензий на пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом (у иностранных водителей - разрешений) и соблюдение водителями правил перевозки грузов, включая выполнение изложенных в разрешениях требований перевозки грузов, соответствие указанному маршруту движения и сроки осуществления перевозок.
6.3. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов сотрудник ГИБДД принимает меры в соответствии с действующим законодательством.
6.4. В случае отсутствия у водителя разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза оформляется протокол, который подписывается должностными лицами, осуществляющими контроль за перевозкой и соблюдением весовых параметров и габаритов транспортных средств, а также водителем.
6.5. Должностные лица, осуществляющие весовой контроль или контроль за перевозкой по дорогам крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, допустившие недобросовестные действия или бездействие при исполнении своих обязанностей, повлекшие за собой ущерб в результате повреждения дорог, дорожных сооружений, грузов, возникновение аварийных ситуаций, несут ответственность в установленном порядке.
7. Обязанности и ответственность органов,
осуществляющих выдачу и согласование разрешений
7.1. Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", осуществляющее выдачу разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, обязано:
а) руководствоваться настоящим Положением и другими нормативными актами Российской Федерации и Оренбургской области, регламентирующими безопасность и организацию перевозок автомобильным транспортом;
б) оформлять разрешения на перевозку грузов в установленные сроки;
в) соблюдать установленный настоящим Положением порядок согласования маршрутов движения с заинтересованными организациями;
г) контролировать правильность оформления заявлений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов и определять стоимость компенсации ущерба в установленном порядке;
д) вести регистрацию выдаваемых разрешений и учет денежных средств, полученных за их выдачу;
е) информировать перевозчиков крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов о правилах и порядке перевозки таких грузов и порядке определения величины ущерба, наносимого автомобильным дорогам;
ж) требовать от заявителей предоставления информации, необходимой для выдачи разрешений на перевозку и пропусков.
7.2. Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" и его должностные лица несут в установленном законом порядке ответственность за безопасность предложенного маршрута, правильность оформления разрешений, определение размеров платы за них, своевременное проведение необходимых мероприятий по подготовке и обустройству маршрутов для пропуска таких грузов.
7.3. Владельцы (балансодержатели) инженерных сооружений и коммуникаций, согласовавшие движение крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по данному маршруту, организации, проводившие обследования этих сооружений и подготовку заключений об их грузоподъемности, а также должностные лица перечисленных выше организаций несут ответственность в установленном законом порядке.
8. Обязанности и ответственность перевозчиков
тяжеловесных и крупногабаритных грузов
8.1. Перевозчики крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов обязаны:
а) соблюдать требования, изложенные в настоящем Положении;
б) предоставлять по требованию инспектора ГИБДД транспортные средства для проведения весового контроля;
в) предъявлять по требованию контролирующих органов, указанных в разделе 6 настоящего Порядка, разрешения на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, лицензии и иные документы, предусмотренные в пункте 2.1., а участвующие в международном движении - в пункте 2.2. Правил дорожного движения;
г) строго руководствоваться дополнительными требованиями и маршрутом движения, указанными в разрешении;
д) не допускать повреждения дорожных и других инженерных сооружений по пути следования;
е) выполнять требования органов, осуществляющих контроль за перевозкой по дорогам крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, в пределах полномочий этих органов, установленных настоящим Положением и действующим законодательством.
8.2. Водители и должностные лица, владельцы или пользователи транспортных средств несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение правил перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, изложенных в настоящем Положении, и установленных заводами-изготовителями правил эксплуатации транспортных средств.
8.3. В случае, если нарушение установленного порядка перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза привело к повреждению дорог, дорожных сооружений и коммуникаций по пути следования груза, владельцы или пользователи транспортных средств обязаны по требованию государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" или владельцев (балансодержателей) сооружений и коммуникаций возместить им убытки в установленном законодательством порядке.
8.4. Водители, владельцы или пользователи транспортных средств могут обжаловать незаконные действия должностных лиц, осуществляющих контроль за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в установленном порядке.
9. Организация работы постов весового контроля
9.1. Задачами стационарных и передвижных постов весового контроля (далее именуются - ПВК) являются:
выявление фактов нарушения правил перевозок тяжеловесных грузов;
исчисление и взимание платы за ущерб в соответствии с настоящим Положением.
9.2. Определение фактических весовых параметров АТС производится работниками ПВК с помощью специальных весоизмерительных систем контроля.
9.3. В случае определения факта превышения допустимых весовых параметров работники ПВК немедленно информируют об этом сотрудников ГИБДД для принятия ими необходимых мер к остановке данного АТС и совместно с ними проверяют наличие у перевозчика разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза.
9.4. В случае превышения допустимых весовых параметров работники ПВК совместно с сотрудниками ГИБДД имеют право требовать от грузоперевозчика представления документов о принадлежности транспортного средства для документального оформления данного факта.
9.5. При выявлении факта нарушения требований специальных правил перевозки тяжеловесных грузов (отсутствие разрешения и пропуска, выявление несоответствия реальных весовых параметров транспортного средства установленным в ранее выданном разрешении, отклонение от маршрута движения, установленного в разрешении и пропуске) работник ПВК:
осуществляет взимание сумм за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого дорогам;
составляет акт в 4-х экземплярах о нарушении правил перевозки тяжеловесных грузов, который представляет в государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", органы ГИБДД УВД Оренбургской области и Российской транспортной инспекции для решения о принятии мер гражданско-правовой и (или) уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
осуществляет контрольное взвешивание на специальной площадке, оборудованной контрольными весами, в случае возникновения спорных ситуаций.
9.6. Сотрудник ГИБДД УВД Оренбургской области:
принимает меры по недопущению дальнейшего проезда тяжеловесного транспортного средства по автомобильным дорогам до устранения выявленных нарушений;
в случае возникновения спорных ситуаций направляет транспортное средство на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания;
составляет административный протокол на водителя транспортного средства (должностное лицо, ответственное за перевозку) для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
9.7. Контроль за работой стационарных и передвижных пунктов весового контроля осуществляет отдел инженерного обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области".
10. Параметры тяжеловесных АТС
10.1. В зависимости от величин осевых нагрузок АТС подразделяются на две группы:
группа "А" - автотранспортные средства, у которых осевая масса наиболее нагруженной оси составляет свыше 6,0 тонн и до 10,0 тонн включительно. Эксплуатация этих автотранспортных средств допускается на автомобильных дорогах общего пользования I-III категории, а также IV категории, дорожные одежды которых построены или усилены под осевую нагрузку 10 тонн;
группа "Б" - автотранспортные средства, у которых осевая масса наиболее нагруженной оси составляет до 6,0 тонн включительно. Эксплуатация этих автотранспортных средств допускается на всех автомобильных дорогах.
10.2. Предельные значения полной массы:
Виды АТС | Полная масса (тонны) | Расстояние между крайними осями АТС группы "А", не менее (метров) |
|
группа "А" | группа "Б" | ||
Одиночные автомобили, автобусы, троллейбусы: двухосные трехосные четырехосные Седельные автопоезда (тягач с полуприцепом) трехосные четырехосные пятиосные и более Прицепные автопоезда: трехосные четырехосные пятиосные и более Сочлененные автобусы и троллейбусы: двухзвенные |
18 25 30 28 36 38 28 36 38 28 |
12 16,5 22 18 23 28,5 18 24 28,5 - |
3,0 4,5 7,5 8,0 11,2 12,2 10,0 11,2 12,2 10,0 |
Примечания:
1. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение фактической массы более 30 тонн.
2. Предельные значения общей массы автотранспортных средств допустимы только в случае равномерного распределения нагрузки по осям.
10.3. Предельные значения полной массы АТС при движении по мостовым сооружениям:
Расстояние между крайними осями (м) | Полная масса (тонн) |
свыше 7,5 до 10,0 включительно свыше 10,0 до 11,2 включительно свыше 11,2 до 12,2 включительно свыше 12,2 |
30 34 36 38 |
Примечания:
1. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение фактической массы более 30 тонн.
2. Предельные значения общей массы автотранспортных средств допустимы только в случае равномерного распределения нагрузки по осям.
3. Промежуточные между табличными значениями параметры определяются методом линейной интерполяции.
10.4. Предельные значения осевой массы двухосных АТС и двухосных тележек:
Расстояние между осями(в метрах) | Осевая масса на каждую ось не более (в тоннах) |
|
АТС группы "А" | АТС группы "Б" | |
Свыше 2,00 Свыше 1,65 до 2,00 включительно Свыше 1,35 до 1,65 включительно Свыше 1,00 до 1,35 включительно До 1,00 |
10,0 9,0 8,0 "*" 7,0 6,0 |
6,0 5,7 5,5 5,0 4,5 |
"*" для контейнеровозов - 9,0 |
Примечание. Допускается увеличение осевой массы для автотранспортных средств групп А и Б, спроектированных до 1995 года, с расстоянием между осями не более 1,32 м соответственно 8,0 т и 5,5 т.
10.5. Предельные значения осевой массы трехосных тележек:
Расстояние между осями(в метрах) | Осевая масса на каждую ось не более (в тоннах) |
|
АТС группы "А" | АТС группы "Б" | |
Свыше 5,00 Свыше 3,20 до 5,00 включительно Свыше 2,60 до 3,20 включительно Свыше 2,00 до 2,60 включительно До 2,00 |
10,0 8,0 7,5 6,5 5,5 |
6,0 5,5 5,0 4,5 4,0 |
Примечание. Данные, приведенные в таблице, распространяются на трехосные тележки, у которых смежные оси находятся на расстоянии не менее чем 0,4 м расстояния между крайними осями.
10.6. Габариты автотранспортных средств
10.6.1. Габарит автотранспортных средств по длине не должен превышать:
одиночные автомобили, автобусы, троллейбусы и прицепы - 12,0 м;
автопоезда в составе "автомобиль-прицеп" и "автомобильполуприцеп" - 20,0 м;
двухзвенные сочлененные автобусы и троллейбусы - 18,0 м.
10.6.2. Габарит автотранспортных по ширине не должен превышать 2,5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м.
За пределы разрешенного габарита по ширине могут выступать:
приспособления против скольжения, надетые на колеса;
зеркала заднего вида, элементы крепления тента, сконструированные таким образом, что они могут отклоняться, входя при этом в габарит;
шины вблизи контакта с дорогой, эластичные крылья, брызговики колес и другие детали, выполненные из эластичного материала, при условии, что указанные элементы конструкции или оснастки выступают за габариты не более 0,05 м с любой стороны.
10.6.3. Габарит АТС по высоте не должен превышать 4,0 м.
К крупногабаритным относятся также АТС, имеющие в своем составе два и более прицепа (полуприцепа), независимо от ширины и общей длины автопоезда.
10.7. Параметры автотранспортного средства, по которым оно относится к категории 2.
При движении автотранспортных средств по мостовым сооружениям с массами и нагрузками на ось, указанными в таблице, они относятся к категории 2.
Проектная нормативная нагрузка на мостовое сооружение |
Параметры автотранспортных средств | ||
общая масса, (тонн) |
нагрузка на ось (тонн) |
база (м) |
|
АК-11, Н-30, НК-80 Н-18 и НК-80 АК-8, Н-13, НГ-60 Н-10 и НГ-60 Н-8 и НГ-30 |
более 80,0 более 80,0 более 60,0 более 60,0 более 30,0 |
более 20,0 более 20,0 более 16,0 более 9,5 "*" более 12,0"*" более 7,6 "*" |
менее 3,60 менее 3,60 менее 5,00 менее 5,00 менее 4,00 |
-------------------------------
* Значение осевой нагрузки относится к случаям движения по деревянным мостам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.