Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Обеспечение ресурсами сферы образования
2.1. Кадровое обеспечение
Основные задачи Программы - обеспечение принципа непрерывности образования педагогов, развития профессионального потенциала системы образования, создание организационно-содержательных условий для обеспечения города педагогическими кадрами, обладающими профессиональной компетентностью как предпосылкой личностно-ориентированного образования.
Основные направления развития обеспечения системы образования кадрами:
- развитие системы подготовки и переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования;
- разработка механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других работниках образовательных учреждений всех типов и видов;
- разработка механизмов межведомственного сотрудничества в подготовке и переподготовке педагогических работников;
- разработка и реализация мер финансовой и социальной поддержки педагогических работников;
- повышение эффективности системы аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования;
- совершенствование правовой основы трудовых отношений в системе образования;
- внедрение в образовательную практику новых технологий подготовки и переподготовки педагогов, способных работать в изменяющихся условиях вариативного образования, с учетом индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- осуществление информатизации образования, внедрение прогрессивных коммуникационных технологий, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, повысить его социально-педагогическую и экономическую эффективность;
- активизация профессиональных коммуникаций (проведение Педагогических чтений, научно-практических конференций, круглых столов, конкурсов "Учитель года", "Педагогический дебют", "Сердце отдаю детям", "Лидер образования", "Конкурс методических идей", создание городских творческих лабораторий учителей-предметников);
- организация и проведение в образовательных учреждениях психологических консультаций, тренингов и других мероприятий, направленных на релаксацию и сохранение профессионального долголетия;
- развитие и подготовка резерва руководителей.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение образовательных учреждений всех типов и видов педагогическими работниками необходимой квалификации;
- обеспечение занятости педагогических и других работников сферы образования;
- создание научно-методической базы для работы с кадрами;
- мониторинг обеспечения кадрами системы образования;
- предотвращение оттока педагогических работников из сферы образования;
- повышение квалификации педагогических работников, в том числе через системы послевузовского образования;
- повышение профессионального мастерства и качества труда работников сферы образования.
2.2. Информатизация образования
См. муниципальную целевую Программу информатизации образования города Оренбурга на 2008 - 2010 годы, утвержденную решением Оренбургского городского Совета от 25 апреля 2008 г. N 551
Современные тенденции информатизации образования характеризуются тем, что постепенно осуществляется переориентация и переход от изолированного использования компьютеров на отдельных учебных предметах и рабочих местах к созданию на их основе информационно-компьютерной среды образовательной и практической направленности.
Основные направления информатизации:
- формирование общего образовательного пространства с прямым доступом для всех субъектов образовательного процесса, имеющих потребность в самосовершенствовании и развитии;
- обеспечение для разных категорий педагогических работников муниципальной системы образования, учащихся, родителей и общественности оперативного доступа к учебной, научно-методической и управленческой информации;
- формирование информационно-коммуникативной инфраструктуры системы образования;
- создание новой и совершенствование имеющейся базы компьютерного и программного обеспечения учреждений образования;
- изменение организации учебного процесса, характера деятельности учения и преподавания на основе усовершенствованной базы компьютеризации образовательного процесса;
- автоматизация деятельности по управлению образованием;
- развитие корпоративной сети, объединяющей управление образования и образовательные учреждения города.
Ожидаемые результаты:
- создание и развитие школьных медиацентров на базе библиотек образовательных учреждений;
- автоматизация составления школьных расписаний и организационно-плановой работы;
- использование ресурсов Интернет в образовательной деятельности;
- создание Web-сайтов муниципальных образовательных учреждений;
- повышение информационной культуры педагогов и обучающихся;
- переоснащение и обновление компьютерной базы в ОУ.
2.3. Материально-техническое обеспечение
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления образовательного процесса.
Основные направления развития:
- сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
- постепенный переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием новых форм хозяйствования согласно Федеральной программе развития системы образования;
- строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений организаций системы образования;
- оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими безопасность работников, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций;
- реализация программы энергосбережения в образовательных учреждениях;
- благоустройство пришкольных дворов и двориков детских садов;
- обеспечение безопасности пешеходных переходов для школьников путем создания "лежачих полицейских".
Ожидаемые результаты:
- развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
- создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;
- увеличение числа подготовленных зданий и сооружений к осуществлению реализуемых ими задач;
- реконструкция и капитальный ремонт аварийных и ветхих зданий школ города;
- использование в образовательном процессе перспективных моделей технических средств обучения, наглядных пособий, научных приборов и оборудования;
- повышение уровня обеспечения образовательных учреждений учебно-лабораторными площадями, современной научной аппаратурой, приборами, компьютерной техникой;
- постепенный переход к обучению в одну смену;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе интернатов для детей-сирот.
2.4. Финансовое обеспечение
Общие финансовые расходы, необходимые для развития сферы образования и реализации инновационных мероприятий Программы (комплексно-целевые программы и локальные проекты), рассчитываются исходя из нормативов, заложенных в законодательстве об образовании в части финансирования образования и мер по обеспечению государственных гарантий участникам образовательного процесса.
Средства бюджетного финансирования, выделяемые сфере образования города в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи и не обеспечивают покрытие части затрат на оплату коммунальных услуг, текущее содержание существующих зданий и сооружений. Средств на развитие учреждений, укрепление их материально-технической базы в бюджете практически нет. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства об образовании по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, государственных гарантий обучающимся и работникам системы образования, реализации социальных норм и нормативов.
Финансовое обеспечение сферы образования и установленных Программой мероприятий необходимо осуществлять по направлениям:
- увеличение бюджетного финансирования при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям и другим организациям системы образования бюджетных средств;
- создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования;
- разработка нормативно-методической базы для работы с внебюджетными средствами, обучение руководителей ОУ финансово-хозяйственной и маркетинговой деятельности;
- усиление контрольных функций Управления образования по направлению оказания платных дополнительных образовательных услуг;
Структура расходов из бюджета города и внебюджетных источников на установленные Программой мероприятия и проекты (инновации), капитальные вложения по годам приведены в разделе "Мероприятия" в пределах выделенных ассигнований.
Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей бюджета города и иных не запрещенных законом источников.
Ожидаемые результаты:
- расширение возможностей финансирования образования за счет привлечения денежных средств из не запрещенных законом источников;
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
2.5. Развитие системы управления образованием
Совершенствование системы управления образованием - важное условие реализации Программы. Основное направление деятельности Управления образования - проведение на территории города единой образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечение эффективного функционирования и развития образовательного комплекса города.
Цель управления развитием сферы образования города - развитие комплекса условий, обеспечивающих ответственность всех субъектов сферы образования за достижение образованности (социальной компетенции) граждан.
В свете вышеизложенного в планируемый период Управление образования предполагает решение следующих основных задач:
- разработка комплексных программ и проектов развития подсистем образования города и их реализация;
- оптимизация системы управления образованием на основе межведомственного и межотраслевого взаимодействия;
- развитие государственно-общественных форм управления образованием (Общественный Совет, управляющие Советы ОУ, общественные организации родителей);
- реструктуризация сети ОУ (создание ресурсных центров, профильных школ, закрытие малочисленных школ);
- разработка комплексных программ и проектов развития подсистем образования города и их реализация;
- создание системы мониторинга реализации Программы развития сферы образования и обеспечение ее функционирования;
- развитие комплекса условий, обеспечивающих способность каждого педагога к практической реализации государственных образовательных стандартов;
- реализация кадровой политики в сфере образования, обеспечивающей получение гражданами общедоступного и качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам и образовательному уровню населения;
- взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями города независимо от их ведомственной подчиненности по вопросам развития образовательной сферы города;
- координация и стимулирование деятельности органов управления образованием по всем вопросам функционирования и развития образовательного комплекса города.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение конституционных прав личности на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;
- сохранение единого городского образовательного пространства;
- реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
- функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, включая лицензирование, аттестацию, государственную аккредитацию;
- создание условий для повышения объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
- привлечение общественности к совместному решению проблем в области образования (Общественный Совет, управляющие Советы ОУ, общественные организации родителей, Ассоциации предпринимателей, спонсоры);
- здание условий для осуществления образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности учреждений и организаций системы образования; обеспечение экономии бюджетных средств.
2.6. Управление процессом реализации программы
Предлагаемая Программа является инструментом управленческой деятельности, направленной как на людей, так и на образовательные учреждения.
Программа развития образования города построена в логике теории и методологии управления проектами и рассматривается как совокупность комплексных целевых программ и локальных проектов, объединенных едиными концептуальными подходами, общими целями и ресурсами.
Согласованность действий всех заинтересованных сторон по реализации программы обеспечивается деятельностью Общественного совета по образованию.
Управление процессом реализации Программы развития образования города предусматривает:
- осмысление назначения Программы всеми участниками образовательного процесса;
- последовательный анализ способности Программы и каждого проекта стимулировать, организовывать и обеспечивать развитие образования города;
- постоянную экспертизу программ и проектов, определение социальной значимости и экономической доступности предполагаемых результатов;
- обоснованность необходимых затрат на реализацию программ и проектов;
- определение возможных источников финансирования, стимулирования инвестиционных проектов;
- создание условий, необходимых для реализации программ и проектов;
- подбор и организацию труда исполнителей;
- создание необходимой управленческой (нормативно-правовой и ресурсно-кадровой) базы Программы;
- организацию поэтапного ресурсного обеспечения принятых к реализации проектов;
- выявление отклонений от заявленных целей, анализ причин их возникновения, внесение необходимых корректив.
Основным механизмом движения программы является конкретная деятельность администрации города, органов управления образования, образовательных учреждений, родительской общественности, представителей общественных организаций, СМИ и других заинтересованных лиц.
Базовые принципы механизма управления программой:
Партнерство и сотрудничество.
Качество процессов обучения и воспитания.
Мотивация социально-значимой образовательной деятельности.
Корректировка задач по результатам этапов реализации программы.
Обоснование принятия управленческих решений на основе мониторинговой информации.
Составляющие механизма реализации Программы:
- мониторинг сферы образования - совокупность исследований деятельности образовательных учреждений, Управлений образования и культуры, администрации города Оренбурга, отдельных специалистов, экспертов ориентированных на получение, хранение и обработку информации о состоянии, прогнозе и тенденциях развития сферы образования города;
- конкурсы инновационных разработок (технологических, организационных) - конкурс по муниципальным заказам, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы на звание "Школа года", "Детский сад года" участие в областных, общероссийских и международных конкурсах, объявляемых различными фондами - как средство выявления и изучения творческого потенциала образовательных учреждений города, поддержки инициатив, сохранения и умножения ресурсов сферы образования города;
- конференции представителей творческой интеллигенции города - форма общественной экспертизы по вопросам реализации городской образовательной политики и Программы развития сферы образования города;
- институт договорных обязательств между органами местного самоуправления, авторами и авторскими коллективами, организациями и учреждениями реализующими социально-значимые проекты в сфере образования;
- маркетинг сферы образования - деятельность, ориентированная на привлечение инвестиций и других видов ресурсов, внедрение технологий фандрайзинга для финансирования инноваций в системе образования города;
- единое информационно-коммуникационное пространство города - информационное поле созданное СМИ при участии работников системы образования, органов управления образованием города для продвижения проектов и мероприятий Программы, баланса спроса и предложения в сфере образования.
На основании выводов анализа мониторинговой информации определяются
- приоритеты городской образовательной политики по программным областям и направлениям деятельности;
- приоритеты определяют направленность и тематику проводимых конкурсов на соискание бюджетных грантов в сфере образования;
- режим проектно-программной деятельности обеспечивающий развитие отрасли и сферы образования города, результаты фиксируются в показателях качества процессов обучения и воспитания.
Механизм реализации Программы развития сферы образования на 2005-2009 г.г. будет формироваться и корректироваться поэтапно с учетом изменений социально-экономической ситуации и приоритетов образовательной политики в программных областях.
В рамках реализации программы предполагается ежегодно заслушивать Доклад начальника Управления образования администрации города в преддверии нового учебного года о промежуточных итогах реализации основных направлений, изложенных в Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.