Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
Муниципальная целевая подпрограмма
"Педагогические кадры"
(2004-2008 г.г.)
Подпрограмма "Педагогические кадры" является организационной основой реализации "Концепции социально-экономического развития г.Оренбурга до 2006 года", региональной Программы "Педагогические кадры Оренбуржья на 2004-2008 г.г."
Паспорт
муниципальной целевой подпрограммы
"Педагогические кадры"
(2004-2008 годы)
Цель: совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, социальная защита и государственная поддержка педагогических работников муниципальной системы образования г.Оренбурга.
Задачи:
- обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами;
- создание правовых, экономических и организационных условий для развития профессиональной культуры работников образования;
- подготовка педагогического корпуса к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания;
- совершенствование управленческой компетенции руководителей образовательных учреждений;
- подготовка резерва управленческого корпуса;
- создание эффективной системы социальной поддержки и стимулирования деятельности педкадров;
- улучшение системы работы управления образования администрации г.Оренбурга, отделов образования административных округов;
- развитие демократического уклада школьной жизни.
Разработчики и исполнители подпрограммы:
- Управление образования администрации г.Оренбурга,
- отделы образования административных округов,
- образовательные учреждения г.Оренбурга,
- Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования,
- Оренбургский государственный педагогический университет,
- Оренбургский государственный университет;
- городской комитет Профсоюза работников образования и науки,
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
- максимально полное удовлетворение потребности образовательных учреждений города в высококвалифицированных педагогических кадрах;
- разработка механизмов формирования прогнозируемой потребности государственного заказа на подготовку специалистов для системы образования;
- дифференцированная переподготовка и повышение квалификации работников образования различных видов и типов образовательных учреждений;
- готовность педагогического корпуса к инновационным преобразованиям в системе образования;
- координация действий учреждений системы непрерывного педагогического образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений;
- формирование управленческого корпуса, способного решать вопросы интегративного развития системы образования города;
- повышение статуса и усиление социальной защищенности работников системы образования;
- демократичный, открытый характер преобразований муниципальной системы образования.
Объем и источники финансирования: общий объем необходимых финансовых средств для реализации подпрограммы в 2005 - 2009 гг. - в пределах муниципального бюджета.
Введение
Актуальность создания подпрограммы "Педагогические кадры" обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества, преобразованиями в экономической и социальной жизни и самое главное - раскрепощением личности человека, провозглашением основной задачей переустройства общества создание условий для свободного проявления и развития способностей каждого человека.
Данные перемены выдвигают новые требования к системе повышения квалификации (ПК) работников образования. Они предъявляются системе ПК со стороны педагога, пользующегося ее услугами и желающего, чтобы эти услуги соответствовали его потребностям; общества, взявшего ориентир на создание условий для развития личности каждого своего члена и, в первую очередь, личности самого педагога, а также самой системы образования, желающей, чтобы уровень образования педагогических кадров опережал уровень ее развития.
В Федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые должны решаться в системе образования, являются: повышение уровня профессионального мастерства педагогов; активизация научно-педагогических исследований; улучшение методического обеспечения образовательного процесса; создание условий для непрерывного совершенствования педагогической деятельности.
В настоящее время российская система образования нуждается:
- в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее преобразования, использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта;
- в руководителе, обладающим не только высоким уровнем профессиональной квалификации, но и способным быстро адаптироваться в динамично изменяющейся ситуации, владеющим современными техниками менеджмента (администрирование, правовая компетентность, управление человеческими ресурсами, краткосрочное и долгосрочное планирование, проектирование, управление финансами, принятие решений и др.).
Выполнение образовательного социального заказа предполагает глубокую и всестороннюю реорганизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, направленную на оптимизацию процесса становления профессиональной карьеры работников образования, удовлетворение потребностей общества в квалифицированных кадрах (педагогах, менеджерах).
Таким образом, генеральной целью разработанной целевой подпрограммы "Педагогические кадры" оренбургской системы образования является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, социальная защита и государственная поддержка педагогических работников муниципальной системы образования. Основные задачи и направления подпрограммы сориентированы на:
- Оказание государственной поддержки, стимулирования и повышения статуса педагогических работников;
- Подготовку педкадров, развитие профессиональной культуры и компетенции работников образования, включающей кадровое обеспечение модернизации педагогического образования, совершенствование муниципальной системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, модернизацию институтов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров, обновление структуры и содержания методической службы образовательных учреждений с учетом основных направлений муниципальной кадровой политики и модернизации системы образования;
- Совершенствование системы работы с руководящим корпусом образовательных учреждений, предполагающей развитие управленческой компетенции руководящих кадров образовательных учреждений, подготовку резерва руководящих кадров;
- Сохранение и укрепление здоровья педработников.
В подпрограмме представлена концепция вариативной системы непрерывного повышения квалификации как средства управления профессиональным ростом работников образования.
Претворение в жизнь разработанного в Программе комплекса мер по реализации вышеуказанных ориентиров позволит обеспечить успешность инновационных преобразований в муниципальной системе повышения квалификации путем повышения качества ее кадрового потенциала.
Аналитическое обоснование
муниципальной целевой подпрограммы
"Педагогические кадры"
Повышение профессионального мастерства и социального статуса, улучшение материального положения работников муниципальной системы образования относятся к числу постоянных и традиционных приоритетов образовательной политики администрации г.Оренбурга.
Высокий профессионализм педагогического корпуса - залог успешной модернизации муниципальной системы образования.
В образовательных учреждениях города работает около 10 тысяч педагогических работников, в том числе в общеобразовательных учреждениях - 4765, из которых 80,7% имеют высшее образование. Проблема повышения образовательного ценза остается актуальной для учителей начальных классов - 50,6% специалистов с высшим образованием, технологии - 55,1%, музыки - 55,6%, информатики 80,5%, преподавателей-организаторов ОБЖ - 80,8%. Положительная динамика образовательного уровня наблюдается среди учителей ИЗО (61% в 2003 г. сравнительно с 58,7% в 2000 г.), физической культуры (соответственно 71% и 68%).
В системе дополнительного образования детей число педагогических работников с высшим образованием - возросло до 48% (2003 г.) против 45% (2000 г.). Количественная картина образовательного уровня педагогов с незаконченным высшим образованием и средним специальным стабильна и составляет 6% и 39% соответственно.
Более критическая ситуация наблюдается в системе дошкольного образования. Так, среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений высшее образование имеют только 26,2% педагогов (в 2001 г. - 19,8%). Вместе с тем увеличилось число работающих педагогов ДОУ с незаконченным высшим образованием (14% в 2003 г. против 4,41% в 2001), за счет открытия в ОГПУ факультета заочного обучения "Дошкольное образование".
В кадровом обеспечении системы общего образования г. Оренбурга, как и в целом по России, наблюдаются и другие тревожные тенденции - старение педагогического корпуса и его феминизация. 43,7% от общего числа работников образования имеют педагогический стаж более 20 лет. Увеличилось число педагогических работников пенсионного возраста: школьных педагогов - с 13,2% (2002 г.) до 14,6% (2003 г.); воспитателей дошкольных образовательных учреждений - с 8,1% (2002 г.) до 8,4 % (2003 г.). В среде руководящих кадров имеет место положительная, хотя еще и незначительная динамика сокращения количества административных работников-пенсионеров в общеобразовательных учреждениях с 14,9% (2002 г.) до 13,1% (2003 г.). К сожалению, среди руководящего корпуса дошкольных образовательных учреждений наблюдается увеличение руководителей пенсионного возраста с 32,7 % (2002 г.) до 37,7 % (2003 г.). Количество педагогов-женщин в 2003 году в дошкольном образовании составило 100%, в школьном образовании - 93,3%. Аналогичная ситуация в среде руководителей школ - 85% женщин, 100% в ДОУ, 75% в учреждениях дополнительного образования.
По-прежнему остается достаточно актуальной проблема пополнения оренбургского педагогического корпуса молодыми специалистами: В 2003 году только 74 дипломированных молодых педагогов пополнили ряды оренбургского учительства.
Количественная и качественная динамика состава молодых
специалистов общеобразовательных учреждений
Год |
Прибыли |
Всего молодых специалистов (до 3 лет) |
Аттестованы |
Ушли в другие отрасли |
||
ВУЗ |
ССУЗ |
|
1 категория |
2 категория |
|
|
2003 |
42 |
32 |
254 |
4 |
36 |
23 |
2002 |
63 |
22 |
265 |
11 |
52 |
20 |
2001 |
50 |
32 |
246 |
6 |
67 |
20 |
Причины данного факта хорошо известны: низкая заработная плата (7 разряд ЕТС - 1110 рублей, 8 разряд - 1220 рублей); выплата надбавок к ставкам заработной платы молодых педагогов, в общем, картины не меняет.
Наряду с обозначенными проблемами кадрового ресурса, в муниципальном образовательном пространстве наблюдаются и положительные тенденции. Растет число педагогических работников, имеющих квалификационные категории: в 2003 году в образовательных учреждениях города работало 74% педагогов со второй, первой и высшей квалификационными категориями (для сравнения - в 2000 г. - 59,6%, в 2001 - 67,5%, в 2002 - 75,1%).
Эффективным средством социальной защиты работников образования выступает аттестация педагогических и руководящих работников. За период с 2000 по 2003 г.г. наблюдается положительная динамика квалификационного роста педагогических кадров г.Оренбурга - с 59,6% от общего числа педработников в 2000 году до 76% аттестованных в 2003 году.
Динамика повышения уровня квалификации педагогических работников
общеобразовательных учреждений г. Оренбурга
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Число педагогических работников, в том числе: |
5473 |
5305 |
5079 |
4864 |
- с высшей категорией (чел.) |
549 |
618 |
749 |
764 |
- с первой категорией (чел.) |
1263 |
1540 |
1623 |
1442 |
- со второй категорией (чел.) |
1452 |
1426 |
1443 |
1392 |
Всего |
59,6% |
67,5% |
75% |
76% |
Положительная тенденция роста профессионального уровня педагогических работников учреждений общего образования подтверждается итогами аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории.
Итоги аттестации педагогических работников
общеобразовательных учреждений г. Оренбурга
(количество человек)
"Итоги аттестации педагогических работников"
Из приведенной диаграммы видно, что в 2003 году число учителей, аттестованных на высшую категорию, составило 180 человек (против 80 в 2000 г.). Наблюдается количественный рост аттестованных учителей, имеющих первую категорию - 448 в 2003 году, что почти в два раза превышает показатель 2000 года (230).
Аналогична ситуация и в части аттестации педагогических работников учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждений. Нижеприведенные диаграмма и таблица наглядно демонстрируют положительную динамику роста уровня квалификации педагогов данного профиля.
Динамика квалификационного уровня педагогических
работников учреждений дополнительного образования
"Динамика квалификационного уровня педагогических работников"
Квалификационный уровень педагогических
работников дошкольных образовательных учреждений
|
Всего |
высшая категория |
первая категория |
вторая категория |
2000 г. |
267 |
4 |
103 |
160 |
2001 г. |
342 |
6 |
155 |
181 |
2002 г. |
279 |
2 |
116 |
161 |
2003 г. |
350 |
8 |
170 |
172 |
Особое внимание управление образования администрации г.Оренбурга уделяет аттестации руководящих работников образовательных учреждений, что приводит к достаточно позитивным результатам. Так, в 2003 году первая категория была присвоена 104 руководящим работникам, высшая - 30 (показатели 2000 г. соответственно 24 и 9).
Итоги аттестации руководителей образовательных учреждений
на первую и высшую квалификационные категории
(количество человек)
"Итоги аттестации руководителей образовательных учреждений"
Дифференцированная аттестация педагогических кадров изменила подходы к управлению муниципальной системой образования, оптимизировала формы и методы контроля содержания и качества образовательного процесса, выступила инновационным механизмом реализации кадровой политики, эффективным способом закрепления и молодых, и более опытных специалистов в школе, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности. Планомерно накапливается опыт организации и проведения педагогической аттестации, усиливается ее индивидуальная направленность, помогающая всесторонне раскрывать творческий потенциал учителя, объективно оценивать качество его труда в зависимости от уровня квалификации, профессионализма и продуктивности.
За период с 2000 года курсовую подготовку при Оренбургском государственном педагогическом университете, Областном институте повышения квалификации работников образования прошли 7272 педагога (соответственно: в 2000 г. - 1552 чел.; 2001 г. - 1674; 2002 г. - 1983; 2003 г. - 2063).
В аспекте повышения управленческой компетентности руководящих работников образования активно используются такие формы работы, как семинары-практикумы, круглые столы, консультации и др. Для руководителей образовательных учреждений со стажем работы до 3-х лет организован практико-ориентированный семинар "Формирование управленческой компетентности", функционирует "Школа молодого руководителя".
Как следствие, 19 руководителей образовательных учреждений в возрасте до 45 лет получили региональный диплом "Менеджер образования".
Согласно Договору о совместных действиях между городской администрацией, управлением образования и Оренбургским государственным педагогическим университетом, осуществляется научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях города, организуется курсовая переподготовка работников образования, оказываются консалтинговые услуги, проводятся мастер-классы. В течение учебного года педагоги имеют возможность посещать читальный зал библиотеки ОГПУ.
В рамках проекта "Научная школа - общеобразовательной школе" и Плана совместных мероприятий Управления образования администрации г.Оренбурга и ОГПУ, составленному на основе вышеуказанного Договора, в образовательных учреждениях города с 2001-2002 учебного года плодотворно осуществляется совместная научно-практическая деятельность.
Начиная с 2001 года, успешно работает Ассоциация "Оренбургский университетский (учебный) округ", созданная по инициативе Оренбургского государственного университета. В ее состав входит почти половина образовательных учреждений города Оренбурга. Деятельность Ассоциации позволила объединить научно-педагогический потенциал вузов и образовательных учреждений города в работе с одаренными детьми, проведении олимпиад и конкурсов для учащихся, организации научного консалтинга. В Интернет-центре ОГУ созданы условия для совместного проведения научно-практических конференций, форумов, телемостов, а также для работы педагогов в глобальной сети Интернет с целью самообразования и подготовки к учебным занятиям.
Основной организационно-педагогической единицей в системе методического обеспечения процесса повышения профессионализма кадров являются методические центры опорных школ (гимназия N 4; лицей N 1; ОУ NN 64, 69, 15; ВСШ-1; школа-интернат N 3; Совет УДО). Они объединяют на основе проблемного рассмотрения методических вопросов около 70 учреждений общего и дополнительного образования г.Оренбурга. Деятельность методических центров объединяет педагогическую науку, в лице ООИПКРО, ОГПУ, ОГУ, управленческие структуры и педагогическую практику образовательных учреждений, характеризуется многообразием и эффективностью подходов к повышению профессионализма работников образования, стимулирующей поддержки инноваций и нововведений.
Под патронажем и финансовой поддержке администрации города проводятся ежегодные конкурсы профессионального мастерства педагогов "Учитель года", "Сердце отдаю детям". В 2003 году дан старт конкурсу среди молодых специалистов "Педагогический дебют", сразу получившему позитивные отклики не только в среде молодых педагогов, но и у представителей городской общественности.
Конкурсанты - педагоги и руководители достойно представляют родной город на областных и Всероссийских конкурсах профессионального мастерства: О.Н. Гуркалова - учитель истории гимназии N 1; О.А. Гурина - учитель биологии лицея N 1; С.Н. Краснушкин - учитель музыки и МХК лицея N 3; М.Н. Перунова - учитель физики гимназии N 1; Е.И.Иванова - учитель русского языка и литературы гимназии N 1, Пахомова О.Н., Клименко А.Н. - педагоги дополнительного образования ДТДиМ и др.
Победителями областных конкурсов "Лидер образования-2001, 2002, 2003 г." стали: С.Б.Попцов - директор МУДОД "Центр внешкольной работы "Подросток"; Е.А.Белоусов - директор МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15"; Н.Г.Корнева - директор МУДОД "Дворец творчества детей и молодежи"; В.П.Тучина - директор МУДОД "Центр детского творчества" Дзержинского района г.Оренбурга. (2004 г. III место).
В областном конкурсе "Школа Оренбуржья-2001, 2002, 2003 г.г." победителями признаны следующие педагогические коллективы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики и химии N 77" (директор В.Г.Стернов); МОУ "Гимназия N 2" (директор Т.О.Губарева); МОУ "Гимназия N 4" (директор Т.В.Шамардина); МОУ "Гимназия N 3" (директор Л.Л.Михайленко).
Одним из значимых факторов повышения статуса педагогических работников и усиления социальной поддержки учителя является система стимулирования и поощрения:
- 75 педагогических работников имеют Почетное звание "Заслуженный учитель школы РСФСР", "Заслуженный учитель РФ";
- 19 - удостоены награды Медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени;
- 73 - награждены Почетной грамотой МО РФ;
- 529 - нагрудным знаком "Почетный работник общего образования" и значком "Отличник просвещения".
В городе Оренбурге, в одном из немногих городов Уральского региона, учреждены муниципальные награды: "Заслуженный учитель г.Оренбурга"; именные премии Заслуженных учителей РФ, ветеранов педагогического труда В.М.Барбазюка и А.И.Морозова; премии администрации города руководителям образовательных учреждений.
За период с 2000 - 2004 г.г. муниципальные награды вручены:
- 8 педагогам (премии им В.М.Барбазюка и А.И.Морозова);
- 8 руководителям образовательных учреждений (премии администрации города Оренбурга);
- 20 педагогическим работникам (почетное звание "Заслуженный учитель г.Оренбурга").
Муниципальный знак отличия "За добросовестную службу" III степени получили два педагога; три представителя муниципального образования награждены медалью "За заслуги перед Оренбургом" II степени, 36 - Благодарственным письмом администрации г.Оренбурга; 45 - отмечены Благодарностью администрации г.Оренбурга; 656 - удостоены Почетной грамотой управления образования администрации г.Оренбурга.
В городе пролонгирован Указ Главы администрации Оренбургской области от 26.11.01 г. N 36 УК "Об установлении доплат и надбавок педагогическим работникам", разработан порядок продления категории педагогам, имеющим определенные заслуги в обучении и воспитании учащихся.
Выплачиваются надбавки к зарплате молодым специалистам в размере 20% в течение первых двух лет работы.
Установлены надбавки к зарплате педагогов за классное руководство, проверку тетрадей; директорам ОУ, ДОУ и интернатных учреждений, учителям, имеющим звание "Заслуженный учитель".
Напряженная ситуация возникла при решении вопросов укрепления и оздоровления педагогических работников г.Оренбурга за счет отсутствия финансирования Фондом социального страхования. С 2002 года прекращено предоставление путевок для профилактического, санаторно-курортного лечения педработникам.
Таким образом, говоря об эффективности кадрового обеспечения муниципальной системы образования г.Оренбурга, можно отметить следующие позитивные результаты:
- создана система оперативного замещения вакансий в образовательных учреждениях;
- сформирована муниципальная система повышения квалификации и переподготовки кадров;
- организовано научно-методическое сопровождение непрерывного образования педкадров;
- отработана система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;
- осуществляется мониторинг роста профессионального мастерства педагогических и руководящих работников;
- разработаны и законодательно закреплены социальные гарантии и льготы работников образования.
Вместе с тем, наряду с очевидными достижениями в системе кадрового обеспечения отмечены основные проблемы:
- низкая оплата труда в системе образования, продолжающееся падение престижа профессии педагога, сохраняющийся дефицит и старение педагогических кадров;
- недостаточный образовательный уровень работников дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учителей начальных классов, технологии, музыки, информатики, преподавателей-организаторов ОБЖ;
- неподготовленность большей части учителей к осуществлению продуктивных изменений в области содержания образования, образовательных технологий, индивидуализации процесса обучения, решения воспитательных задач;
- недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, прежде всего в экономической, юридической, психологической, коммуникативной областях;
- слабая технологическая оснащенность и невысокая эффективность деятельности методических служб в решении проблем обновления образования, крайне недостаточный уровень использования современных информационных технологий в образовательном процессе;
- отсутствие статуса юридического лица и хозяйственной самостоятельности у значительной части образовательных субъектов; неподготовленность большинства руководителей образовательных учреждений к ведению хозяйственной деятельности и профессиональному менеджменту в рыночных условиях.
На устранение вышеуказанных проблем в кадровой политике системы образования г.Оренбурга направлена подпрограмма "Педагогические кадры (2004-2008)" и разработанная на ее основе система мер по модернизации кадрового обеспечения городских образовательных учреждений.
Концепция
муниципальной целевой подпрограммы
"Педагогические кадры"
Анализ многолетнего опыта практической деятельности в системе повышения квалификации, позволяет выявить противоречие между ориентацией традиционной системы повышения квалификации на средний уровень готовности педагогических работников к профессиональной деятельности, на усредненный комплекс их потребностей в повышении квалификации и разнообразными и разноуровневыми образовательными потребностями всего педагогического сообщества. Названное противоречие стало особенно актуальным в условиях гуманизации, демократизации, опережающего и непрерывного педагогического образования.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы подпрограммы: какой должна быть система повышения квалификации педагогических работников муниципальной системы образования с учетом их разнообразных и разноуровневых потребностей в профессиональном росте?
Повышение квалификации работников образования представлено как:
- разноуровневая форма активности с определенной видовой и процессуальной структурой, которая не носит абсолютного характера и зависит от предмета и субъекта профессионального роста;
- часть жизненного пути (жизнедеятельности) педагога и руководителя, в ходе которого на основе комплекса субъективных (личностных) и объективных (социальных) факторов они осуществляют альтернативный выбор необходимости профессионального роста, его целей и средств достижения;
- целостный, непрерывный, необратимый, ступенчатый процесс развития, результатом которого является формирование целостного опыта профессиональной деятельности, представленного единой в рамках конкретной ступени совокупностью четырех элементов: знаний, опыта деятельности, в том числе реальной (практической) и интеллектуальной (мыслительной), и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Профессиональный опыт есть часть жизненного опыта и частичка социального опыта человечества.
Опыт интеллектуальной деятельности (мышление), являясь интегративным компонентом профессионального опыта, определяет ключевой элемент содержания профессионального развития на каждом уровне (ступени), являющийся одновременно основным критерием сформированности этого уровня развития, и уровень готовности педагога и руководителя к профессиональной деятельности, в том числе готовность к профессиональному росту (эффективность повышения квалификации). Чем выше ступень профессионального развития работника образования, тем важнее роль надситуативного мышления относительно ситуативного, тем более рефлексивный, творческий и личностный характер имеет мышление и, соответственно, менее предметный и операционный;
- специфическая форма социализации, в ходе которой при наличии необходимого комплекса субъективных и объективных факторов педагог может пройти путь от адаптации в педагогической профессии - к индивидуализации своей деятельности, затем к признанию обществом его индивидуальности.
Движущей силой выхода педагога на ту или иную ступень профессионального развития является опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности (в том числе потребности и мотивы). Чем выше ступень профессионального развития, тем важнее роль познавательных мотивов в общей структуре мотивов профессионального роста.
Результат профессионального роста педагога зависит от характера (уровня) его активности и наоборот: чем выше уровень активности (познавательной, ценностно-ориентировочной, преобразовательной, коммуникативной и эстетической), тем выше ступень профессионального развития педагога, тем выше уровень превращения процесса профессионального образования в самообразование, процесса актуализации - в самоактуализацию, процесса развития - в саморазвитие.
В зависимости от индивидуальных особенностей педагога: его базового образования, информационно-содержательных интересов, условий жизнедеятельности, формы и временные рамки преодоления ступеней могут и должны быть вариативными.
Представленное таким образом понятие профессионального роста привело разработчиков подпрограммы к необходимости рассматривать потребности педагогических и руководящих работников в повышении квалификации не в одной плоскости (как обычно делается в традиционной системе повышения квалификации), а в трехвекторном образовательном пространстве. Наличие не только разнообразных, но и разноуровневых потребностей в повышении квалификации требует разноуровневых педагогических условий:
- наличия взаимосвязи между целевыми, содержательными и процессуальными характеристиками всех ступеней, направлений и форм повышения квалификации с уровнями профессионального развития работников образования (уровень действий, сущностный уровень, уровень локального преобразования педагогической системы, уровень авторской системы);
- формирования содержания повышения квалификации каждой ступени в качестве целостного профессионального опыта как совокупности четырех компонентов: знаний о мире и способах деятельности, опыта реальной (практической) деятельности, опыта интеллектуальной деятельности (мышления), опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности (в том числе мотивов и потребностей профессионального роста), единых в рамках конкретной ступени профессионального развития;
- использования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности в качестве движущей силы перехода с одной ступени на другую, а опыта интеллектуальной деятельности (мышления) - в качестве интегративного компонента профессионального опыта, который определяет ключевой элемент содержания - цель повышения квалификации, основной критерий сформированности профессионального опыта данной ступени и уровень готовности педагога к педагогической деятельности, в том числе - к повышению квалификации;
- учете и оптимальном использовании особенностей и потенциала муниципальной системы образования.
Вариативный подход к повышению квалификации работников образования муниципальной системы образования означает, с одной стороны, многообразие, разноуровневость (в том числе фиксирование ступеней профессионального развития), дифференцированность и преемственность образовательных подпрограмм в трехвекторном образовательном пространстве, возможность непрерывного и опережающего образования, многообразие и преемственность форм обучения в разнообразных образовательных учреждениях; с другой стороны - право личности на профессиональное развитие в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами, то есть вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории в трехвекторном образовательном пространстве, выбор целей и средств профессионального развития, учреждений дополнительного профессионального образования, преподавателей, научных руководителей и т.п. Первый вектор - это качественные изменения в мотивационной, функциональной и операционной сферах личности педагогического работника. Второй означает развитие профессионального опыта в своей предметно-профессиональной (по базовому образованию) области. Третий вектор - развитие профессионального опыта в смежных относительно базового образования областях.
Эффективное использование вариативного подхода в системе повышения квалификации работников образования основано на следующих принципах:
1. Право каждого педагогического работника двигаться в трехвекторном образовательном пространстве по своей траектории и своим темпом.
2. Развитие педкадров как субъектов учебной деятельности, субъектов взаимодействия с другими людьми и субъектов собственного профессионального развития.
3. Единство, преемственность и интеграция целевых, содержательных и процессуальных характеристик всех ступеней, направлений и форм повышения квалификации; взаимосвязь их с уровнями профессионального развития педагога и руководителя.
4. Органическое единство четырех компонентов содержания (знаний, опыта реальной и интеллектуальной деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности) в рамках каждой ступени профессионального развития, причем, опыт эмоционально-ценностного отношения (в том числе мотивы) должен использоваться в качестве движущей силы освоения данного содержания, а опыт интеллектуальной деятельности (мышление) - в качестве интегративного компонента, определяющего ключевой элемент содержания, основной критерий его усвоения и уровень готовности к педагогической деятельности, в том числе к профессиональному росту.
5. Оптимальное использование информационной, учебно-методической и материальной базы, кадрового потенциала учреждений образования, научного потенциала города.
6. Учет особенностей социально-экономической сферы жизнедеятельности города; традиций, сложившихся в сфере образования; условий дальнейшего развития системы повышения квалификации, в том числе потенциала новаторских педагогических коллективов и механизмов взаимодействия всех компонентов системы повышения квалификации: внутренних и внешних.
Реализация вышеназванных принципов вариативного подхода позволяет обеспечить возможность постоянного движения педагогических работников в направлении увеличения уровня обобщения знаний от эмпирического к теоретическому; осуществить деятельностную направленность от совершенствования знаний как средства освоения реальных и интеллектуальных умений деятельности, - к знаниям-умениям (тактическим и стратегическим, практическим и интеллектуальным) как средству реализации деятельности и средству формирования творческого мышления; и далее, к творческому мышлению как средству преобразования деятельности.
Механизмом реализации многоступенчатого процесса роста профессиональной компетентности является "построение объективно необходимых этапов учебно-познавательной деятельности" (В.В.Юдин), в ходе которого продуктивные и репродуктивные элементы деятельности тесно взаимосвязаны, опыт творческой деятельности в целом и отдельные его элементы формируются, вырастают из репродуктивного опыта, из сущностных знаний-умений, самостоятельного мышления и соответствующих эмоционально-ценностных отношений. На каждой ступени профессионального развития должны быть свои "условия проблемности" (М.М.Кашапов). Вместе с педагогом и руководителем должны вырастать проблемы, которые они видят, осмысливают, понимают, распознают и решают. Значимые и доступные для них проблемы являются своеобразным учебным материалом, дидактическая обработка которого должна соответствовать их уровню активности. Соответственно, методы формы повышения квалификации педагогических работников должны обеспечивать нужный характер их познавательной деятельности, в том числе в ходе коллективной деятельности для быстрейшей ее интериоризации. Тем самым, обеспечивается, с одной стороны, посильность содержания процесса повышения квалификации, а с другой - непрерывный последовательный рост уровня профессиональной компетентности, движение педагогических работников в трехвекторном образовательном пространстве, их самоактуализация и саморазвитие.
Основные задачи и направления кадрового
обеспечения модернизации муниципальной
системы образования на 2004-2008 годы
I. Государственная поддержка, стимулирование и повышение статуса
педагогических работников:
- обеспечение нормативной, правовой, специальной системы надбавок и доплат стимулирующего характера педагогическим работникам:
-- за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными комиссиями, заведование учебными кабинетами и др.) к ставкам заработной платы и должностным окладам педагогических работников муниципальных государственных образовательных учреждений;
-- доплат в размере 20 процентов ставки (должностных окладов) молодым специалистам в течение двух лет работы;
-- надбавок в к должностным окладам руководящим работникам образовательных учреждений;
-- доплат в к ставкам (должностным окладам) педагогическим работникам, имеющим государственные награды и отраслевые почетные звания;
-- повышение ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам лицеев и гимназий, педагогическим работникам по профильным дисциплинам общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений;
- регулирование системы трудоустройства выпускников педагогических учебных заведений в общеобразовательных учреждениях города;
- аттестация педагогических кадров на квалификационные категории;
- представление и награждение лучших работников образования государственными, муниципальными и отраслевыми наградами и знаками отличия;
- свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием; обеспечение доступа и возможности использования фондов библиотек высших учебных заведений и Интернет центра ОГУ;
- свободное создание профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) и их участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений муниципальной образовательной политики;
- прохождение на бюджетной основе гарантированного Законом РФ "Об образовании" повышения квалификации педагогическим работником один раз в пять лет;
- льготное посещение музейных и клубных муниципальных учреждений культуры и бесплатное их посещение с группой детей;
- бесплатное посещение педагогическими работниками премьерных постановок Оренбургского драматического театра и театра музыкальной комедии;
- оказание материальной помощи педагогическим работникам, перенесшим сложные хирургические операции (платные), а также потерпевшим чрезвычайные происшествия (пожар дома) и оказавшиеся в крайне затруднительном положении;
- субсидирование, ипотечное кредитование на улучшение жилищных условий работников образования.
II. Подготовка педкадров, развитие профессиональной культуры
и компетенции работников образования
2.1. Кадровое обеспечение модернизации педагогического образования:
- составление перспективного плана прогноза потребности в педагогических кадрах и формирование на его основе заказа на подготовку педагогических кадров;
- организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения образовательных учреждений города;
- создание педагогических университетских комплексов как модели многоуровневого непрерывного педагогического образования с включением в них педагогических вузов и колледжей, общеобразовательных школ и закреплением кафедр вузов за базовыми дошкольными и общеобразовательными учреждениями (организация в них творческих мастерских, мастер-классов, педагогических практик студентов и др.);
- разработка и экспериментальная апробация модели всестороннего реформирования системы подготовки педагогических кадров - ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в муниципальном образовании;
- интенсификация подготовки специалистов с высшим образованием из числа работающих учителей, имеющих среднее специальное образование; профессиональная педагогическая переподготовка специалистов других отраслей.
2.2. Совершенствование муниципальной системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:
- разработка и реализация комплексной подпрограммы обновления системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- организация научно-методического сопровождения развития кадрового потенциала городских образовательных учреждений;
- предоставление возможностей общения педагогических работников с видными научными деятелями в области образования;
- теоретическая подготовка педагогического корпуса к инновационным преобразованиям в системе образования, его интеграции, дифференциации и диверсификации;
- развитие открытой системы информационно-методической поддержки повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров с учетом приоритетов модернизации дошкольного, школьного, дополнительного педагогического образования;
- совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и становления молодых педагогов: организация стажировок, обязательные базовые курсы повышения квалификации при ООИПКРО, консультации методистов и опытных педагогов и др.;
- развитие конкурсного движения педагогов;
- реорганизация методической службы органов управления образованием; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик;
- создание разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и педагогических практик;
- осуществление практической подготовки педагогических работников по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности обучающихся (воспитанников) и семьи.
2.3. Модернизация институтов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров:
- удовлетворение социального заказа работников образования на образовательные услуги учреждениям, занимающимся профессиональной переподготовкой и повышением квалификации педкадров;
- соответствие содержания курсовой подготовки педагогических работников тенденциям развития современной системы образования;
- индивидуализация аттестации работников образования;
- организация стажировок в инновационных образовательных учреждениях города, мастер-классов лучших представителей педагогической профессии.
2.4. Обновление структуры и содержания методической службы образовательных учреждений с учетом основных направлений муниципальной кадровой политики и модернизации системы образования:
- осуществление перехода от линейной структуры методической службы к матричной, как наиболее динамичной, демократичной и адекватной требованиям модернизации образования;
- интеграция достижений педагогической науки и образовательной практики в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов;
- практико-ориентированная подготовка педагогического корпуса к инновационным преобразованиям в системе образования, его дифференциации и диверсификации;
- содействие росту педагогического потенциала и творчества; поддержка конкурсного движения педагогов;
- совершенствование форм методической работы с педагогическим корпусом образовательного учреждения, придание им личностно-ориентированного характера;
- распространение передового педагогического опыта и инновационной практики.
III. Совершенствование системы работы с руководящим корпусом
образовательных учреждений
3.1. Развитие управленческой компетенции руководящих кадров образовательных учреждений:
- разработка комплекса программ для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников образования, обеспечивающих финансово-экономическую, нормативную правовую, психолого-педагогическую и управленческую компетентность;
- осуществление консалтинга руководящего корпуса по вопросам педагогического менеджмента;
- организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих кадров;
- формирование ежегодного заказа на обучение руководящих работников при ООИПКРО и ФППК ОГПУ по категориям и уровням:
а) вновь назначенные руководящие работники на соответствие занимаемой должности;
б) руководящие работники образовательных учреждений на плановое повышение квалификации и прохождение категорийных (аттестационных) курсов как одно из направлений аттестации;
в) руководящие работники образовательных учреждений на получение специальности 06.12.00 "Менеджмент в социальной сфере" (квалификация "Менеджер образования").
- изучение и распространение опыта работы лучших руководителей образовательных учреждений города, организация стажировок начинающих руководителей, проведение "управленческих мастерских";
- оказание информационно-методической поддержки руководящего корпуса по вопросам оптимизации руководства образовательным учреждением, развитию форм государственно-общественного управления образованием;
3.2. Подготовка резерва руководящих кадров:
- разработка педагогических, психолого-коммуникативных требований к кандидату в резерв на выдвижение руководящих работников;
- разработка и апробация диагностического инструментария по отбору резерва руководящих кадров;
- формирование информационного банка резерва руководителей;
- обновление информационного банка руководящих работников;
- формирование ежегодного заказа на обучение резерва руководящих работников при ООИПКРО и ФППК ОГПУ:
на должность директора образовательного учреждения при ООИПКРО;
на должность заместителя директора по УВР и ВР при ФППК ОГПУ;
IV. Сохранение и укрепление здоровья педработников
- создание оптимальных санитарно-гигиенических и психологических условий в образовательных учреждениях для укрепления здоровья работников образования (наличие комнат отдыха, психологической разгрузки, рациональной педагогической нагрузки и расписания, спортивных залов и т.д.);
- стимулирование создания любительских спортивных команд работников образования, проведение среди них муниципальных спартакиад;
- проведение Дней здоровья для педагогических работников;
- проведение ежегодного бесплатного медицинского осмотра педагогическими работниками на базе муниципальных медицинских учреждений;
- ежегодная медицинская диагностика и профилактика заболеваний педагогических работников;
- предоставление педагогическим работникам, имеющим тяжелые хронические заболевания, возможности профилактики их обострения в муниципальной больнице восстановительного лечения (Караваева роща);
- организация и проведение в образовательных учреждениях психологических консультаций, тренингов и других мероприятий, направленных на релаксацию и сохранение профессионального долголетия.
Мероприятия по реализации подпрограммы
"Педагогические кадры" на 2004-2005 годы
N п/п |
Направление подпрограммы |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Источники финансирования |
Планируемый результат |
1. |
Государственная поддержка, стимулированиеи повышение статусапедагогических работников |
Выплата специальной системы надбавок и доплат стимулирующего характера педагогическим работникам (за работу, не входящую в круг основных обязанностей педагогов, молодым специалистам, педагогам, имеющим государственные награды и отраслевые звания, педагогам, работающим в учреждениях повышенного уровня обучения, профильных классах) |
Управление образования, администрация г. Оренбурга |
1-4 кварталы 2004 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Социальная поддержка и стимулирование педагогического труда |
Выполнение соцзаказа на трудоустройство выпускников высших и средних педагогических заведений в ОУ города |
Управление образования, отделы образования административных округов, ОГПУ, педколледжи |
2-3 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Трудоустройство молодых специалистов на вакантные места в ОУ города |
||
Аттестация педагогических и руководящих работников |
Управление образования, ОУ |
20042005 гг |
Муниципальный бюджет |
Аттестация педкадров на вторую и первую квалификационные категории |
||
Представление и награждение лучших работников образования государственными и муниципальными наградами |
Управление образования, отделы образования административных округов, ГК профсоюзов РО |
20042005 гг |
Муниципальный бюджет |
Поощрение и стимулирование педагогических кадров |
||
Проведение фестиваля творчества работников образования "Вдохновение" |
Управление образования, ГК профсоюзов РО, управление по культуре |
|
Муниципальный бюджет, внебюджетные источники |
Стимулирование творчества педагогов, повышение статуса и материальная поддержка педагогических работников |
||
Пролонгирование Договоров о совместных действиях городской администрации и ОГПУ, ОГУ в вопросах удовлетворения потребностей педкадров в профессиональной информации в библиотеках и Интернет центре. |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Удовлетворение информационнопрофессиональных потребностей педагогов |
||
Осуществление медицинского и социального страхования работников образования. |
Управление образования, ГК профсоюзов РО, |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Социальная поддержка учительства |
||
Устройство детей педагогов на отдых в каникулярное время |
Управление образования, ГК профсоюзов РО, ФСС |
2-3 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Социальная поддержка учительства |
||
|
|
Создание профессиональных Ассоциаций: "Молодых директоров", "Молодых специалистов "Ориентир", участников и победителей конкурсов профессионального мастерства "Диалог", руководителей методических центров опорных школ "Эврика" |
Управление образования |
1-2 квартал 2004 г. |
|
Развитие инновационного движения педагогических работников |
Составление социального заказа на повышение квалификации работников образования |
Управление образования, ОГПУ, ООИПКРО |
2 квартал 2004, 2005 гг |
Федеральный, региональный муниципальный бюджеты |
Выполнение норм Закона РФ "Об Образовании" |
||
Проведение праздников "День пожилого человека", "День Учителя", "День Матери" |
Управление образования, СМИ |
4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет, внебюджетные источники |
Социальная поддержка ветеранов педагогического труда, учительства, повышение статуса профессии в обществе |
||
|
|
Бесплатный просмотр работниками образования премьерных постановок оренбургских театральных учреждений |
Управление образования, Управление по культуре |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Повышение культурного уровня работников образования |
Бесплатное или льготное посещение постановок оренбургских театральных учреждений, лекториев, выставок с группой детей (класс) |
Управление образования, Управление по культуре |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Социальная поддержка, повышение культурного уровня работников образования |
||
Создание комиссии по рассмотрению вопросов оказания материальной помощи работникам образования, перенесшим сложные хирургические операции (платные), а также потерпевшим чрезвычайные происшествия (пожар дома) и оказавшиеся в крайне затруднительном положении |
Управление образования, ГК профсоюзов РО, Управление соцзащиты населения |
4 квартал 2004 г. |
Муниципальный бюджет |
Социальная защита и поддержка учительства |
||
2. |
Подготовка педкадров, развитие профессиональной культуры и компетенции работников образования |
2.1. Кадровое обеспечение модернизации педагогического образования |
||||
Обновление банка данных потребностей образовательных учреждений города в педкадрах |
Управление образования, отделы образования административных округов |
2 квартал 2004, 2005 гг |
|
Закрытие вакансий трудовых мест |
||
Проведение мониторинга кадрового обеспечения образовательных учреждений города |
Управление образования, отделы образования административных округов |
2, 4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Динамика тенденций в муниципальной кадровой политике |
||
Разработка и экспериментальная апробация модели всестороннего реформирования системы подготовки педагогических кадров |
Управление образования, отделы образования административных округов, ОГПУ, ОГУ |
1 квартал 2005 г. |
|
Модернизация модели повышения квалификации работников образования |
||
Включение образовательных учреждений в Ассоциацию "Университетский (учебный) округ" ОГУ |
Управление образования, ОГУ |
1-4 квартал 2005 г. |
Внебюджетные средства |
Взаимодействие педагогической науки и образовательной практики |
||
Проведение "Дня открытых дверей" в ОГПУ, ОГУ, педколледжах |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ, педколледжи |
2 квартал 2004, 2005 гг |
|
Ориентация будущих абитуриентов на педагогическую профессию |
||
Организация педагогической практики студентов высших и средних педагогических заведений в образовательных учреждениях города |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ, ОГИМ |
3-4 квартал 2004 г. |
Внебюджетные средства |
Взаимодействие педагогической науки и образовательной практики |
||
Организация подготовки специалистов с высшим образованием из числа работающих учителей, имеющих среднее и среднее специальное образование; профессиональной переподготовки специалистов других отраслей с высшим образованием на педагогическую профессию |
Управле - ние образования, ОГПУ |
2-3 квартал 2004, 2005 гг |
|
Повышение образовательного ценза педагогических работников |
||
2.2. Модернизация муниципальной системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров | ||||||
Разработка модели непрерывного образования и повышение квалификации педагогических кадров г. Оренбурга |
Управление образования |
2 квартал 2004 г. |
|
Демократический характер преобразований в кадровой политике |
||
Разработка и реализация плана оперативных действий по реализации подпрограммы "Педагогические кадры" |
Управление образования |
2-3 квартал 2004 г. |
|
План оперативных Действий по реализации подпрограммы "Педагогические кадры" |
||
Осуществление проекта "Научная школа - общеобразовательной школе" |
Управление образования, ОГПУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Реализация Договора о совместных действиях администрации г. Оренбурга и ОГПУ |
||
Осуществление научного руководства учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях города |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Научнометодическое сопровождение УВП в образовательных учреждениях |
||
Проведение "Дня науки" в образовательных учреждениях города |
Управление образования, ОГПУ |
2 квартал 2005 г. |
Муниципальный бюджет |
Взаимодействие педагогической науки и образовательной практики |
||
Организация встреч видных российских ученых с лучшими представителями педагогической профессии |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Внебюджетные средства |
Взаимодейвие педагогической науки и образовательной практики |
||
Проведение теоретических семинаров для педагогических работников по актуальным вопросам модернизации содержания образования |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ, ООИПКРО |
1,4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Готовность педагогического корпуса к инновационным преобразованиям в системе образования |
||
Организация семинаров, консультаций специалистов для педагогических работников по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности обучающихся (воспитанников) и семьи |
Управление образования, органы соцзащиты, опеки и попечительства, УВД, ПМПК |
2-3 квартал 2005 г. |
|
Эффективное взаимодействие педагогических работников с семьями обучающихся (воспитанников), соблюдение их прав, профилактика социального сиротства |
||
Проведение конкурсов профессионального мастерства: "Педагогический дебют", "Учитель г. Оренбурга", "Сердце отдаю детям" |
Управление образования, ГК профсоюзов РО |
1 квартал 2005 г. |
Муниципальный бюджет, внебюджетные источники |
Стимулирование роста мастерства педагогов, повышение статуса и материальная поддержка педагогических работников |
||
Педагогический консалтинг руководителей методических объединений педагогов |
Управление образования, ОГПУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Повышение профессиональной компетенции руководителей методических объединений учителейпредметников |
||
Проведение "Школы молодого специалиста "Ориентир" |
Управление образования, ОГПУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Методическое сопровождение процессов становления молодых педагогов |
||
|
|
Проведение единых методических дней в образовательных учреждениях города |
Управление образования, отделы образования административных округов |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Повышение профессиональной компетенции педагогов |
Организация научно-практических конференций |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ, ООИПКРО |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет, внебюджетные средства |
Интеграция педагогической науки и образовательной практики |
||
Создание и нормативное обоснование творческих лабораторий, педагогических мастерских педагогов |
Управление образования, отделы образования административных округов |
4 квартал 2004 г. |
|
Развитие профессионального творчества педагогических работников |
||
Создание банка данных педагогических работников для работы в профильных классах старшей ступени образования |
Управление образования, отделы образования административных округов |
3 квартал 2004 г. |
|
Кадровое обеспечение профилизации старшей школы |
||
Проведение "Педагогического марафона" по организации профильного обучения на старшей ступени образования |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ, ООИПКРО |
4 квартал 2004 г. |
Муниципальный бюджет |
Теоретическая подготовка педагогов к работе в условиях профилизации обучения школьников |
||
Расширение сети методических центров опорных школ |
Управление образования |
3-4 квартал 2004 г. |
|
Развитие профессионального творчества педагогических работников |
||
Обновление банка данных о состоянии кадрового обеспечения, о квалификационном уровне, о результатах повышения квалификации |
Управление образования |
2 квартал 2004, 2005 гг |
|
Получение объективной информации о состоянии кадрового обеспечения ОУ |
||
Издание информационно-аналитических бюллетеней о состоянии и динамике кадрового потенциала |
Управление образования |
3 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Информирование педагогического сообщества и общественности о состоянии кадрового обеспечения ОУ |
||
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых технологиях, инновационных процессах в образовательных учреждениях города. |
Управление образования, отделы образования административных округов |
2 квартал 2005 г. |
|
Информационный банк педагогических новаций в системе образования города |
||
Создание городского банка педагогической информации о новых исследованиях в области педагогики, дидактики и психологии, инноваций в пегогической и управленческой деятельности. |
Управление образования, ИМЦ |
3 квартал 2005 г. |
|
Информационный банк педагогических новаций в системе образования |
||
Проведение конкурсов методических и учебных кабинетов образовательных учреждений. |
Управление образования, отделы образования административных округов, ОГПУ, ООИПКРО, ОГУ |
2 квартал 2004, 2005 гг |
Внебюджетные средства |
Развитие педагогической инициативы и творчества |
||
Организация и проведение деловых игр, тренингов для быстрого освоения учителями новых педагогических технологий. |
Управление образования, отделы образования административных округов, ОГПУ, ОГУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Повышение профессиональной компетенции педагогических работников |
||
Формирование творческих проблемных групп педагогов для осуществления их поисковой деятельности и повышений профмастерства. |
Управление образования, отделы образования административных округов |
4 квартал 2004 г. |
|
Развитие педагогической инициативы и творчества |
||
2.3. Модернизация институтов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров | ||||||
Изучение спроса педагогических и руководящих работников на образовательные услуги |
Управление образования, отделы образования административных округов, ОГПУ, ОГУ, ООИПКРО |
3,4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Соответствие предоставляемых образовательных услуг институтов дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров их образовательным запросам |
||
Составление социального заказа работников образования на образовательные услуги учреждениям, занимающимся профессиональной переподготовкой и повышением квалификации педкадров. |
Управление образования, отделы образования административных округов |
2 квартал 2005 г. |
|
Соцзаказ педагогических работников городских ОУ на повышение квалификации |
||
Подготовка рекомендаций к корректировке образовательных программ ООИПКРО, ФППК ОГПУ в целях их оперативного реагирования на основные тенденции модернизации системы образования. |
Управление образования ОГПУ, ООИПКРО |
2-3 квартал 2004, 2005 гг |
|
Соответствие содержания курсовой подготовки педагогических работников тенденциям развития современной системы образования |
||
Прохождение теоретического направления аттестации работниками образования на ФППК ОГПУ, в ООИПКРО. |
Управление образования ОГПУ, ООИПКРО |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Региональный муниципальный бюджеты, внебюджетные средства |
Аттестация педагогических кадров |
||
Организация стажировок слушателей курсов повышения квалификации в инновационных образовательных учреждениях города, мастер-классы лучших представителей педагогической профессии |
Управление образования ОГПУ, ООИПКРО |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Повышение профессиональной компетенции педагогических работников |
||
3. |
Совершенствование системы работы с руководителями ОУ |
3.1. Развитие управленческой компетенции руководящих кадров образовательных учреждений |
||||
Диагностика профессиональных затруднений руководящих работников |
Управление образования |
2 квартал 2004 г. |
|
Информация об образовательных потребностях руководящих работников |
||
Разработка уровневой программы системы повышения квалификации руководящих работников образования, обеспечивающих их финансово-экономическую, нормативную правовую, психолого-педагогическую и управленческую компетентность. |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ |
3 квартал 2004 г. |
|
Дифференцированное повышение квалификации руководителей ОУ |
||
Организация и проведение семинаров, мастер-классов лучших директоров ОУ, научных работников для руководителей образовательных учреждений сети методических опорных центров. |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Повышение квалификации руководителей ОУ сети методических опорных центров |
||
Проведение занятий Школы молодого директора. |
Управление образования |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Повышение управленческой компетенции начинающих руководителей ОУ |
||
Организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих кадров. |
Управление образования, ОГУ |
1,2 квартал 2005 г. |
Муниципальный бюджет |
Использование информационных технологий в управленческой деятельности |
||
Обучение руководящих работников ОУ по специальности "Менеджер образования", "Менеджер в социальной сфере" |
Управление образования, ОГПУ, ООИПКРО |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Региональный бюджет |
Получение руководителями ОУ управленческого образования |
||
Проведение консалтинга руководящих работников по вопросам педагогического менеджмента |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Повышение управленческой компетенции руководителей ОУ |
||
Создание информационно-методического банка по вопросам оптимизации руководства образовательным учреждением, развитию форм государственно-общественного управления образованием. |
Управление образования, ИМЦ |
3 квартал 2005 г. |
|
Оказание информационнометодической поддержки руководящего корпуса по вопросам оптимизации руководства образовательным учреждением, развитию форм государственно-общественного управления образованием |
||
Организация и проведение деловых игр, тренингов для быстрого освоения управленцами новых управленческих технологий. |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Моделирование вариантов управленческих действий |
||
Формирование творческих проблемных групп руководителей для осуществления их поисковой деятельности и повышений профмастерства. |
Управление образования, отделы образования административных округов |
4 квартал 2004 г. |
|
Развитие профессионального творчества руководящих работников |
||
3.2. Подготовка резерва руководящих кадров | ||||||
Обновление информационного банка резерва руководителей. |
Управление образования, отделы образования административных округов. |
3 квартал 2004, 2005 гг |
|
Объективная информация о резерве руководящих кадров |
||
Разработка педагогических, психолого-коммуникативных требований к кандидату в резерв на выдвижение руководящих работников. |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ. |
3 квартал 2004 г. |
|
Критериальный аппарат к кандидату на руководящую должность |
||
Разработка и апробация диагностического инструментария по отбору резерва руководящих кадров. |
Управление образования, ОГПУ, ОГУ |
4 квартал 2004 г |
|
Входная диагностика резерва руководящих кадров |
||
Формирование ежегодного заказа на обучение резерва руководящих работников при ООИПКРО и ФППК ОГПУ: - на должность директора ОУ при ООИПКРО; - на должность заместителя директора по УВР и ВР при ФППК ОГПУ. |
Управление образования, ОГПУ, ООИПКРО |
2 квартал 2005 г. |
Региональный бюджет, Муниципальный бюджет |
Теоретическая подготовка резерва руководящих кадров |
||
Организация наставничества по работе с резервом руководящих кадров образовательных учреждений. |
Управление образования |
2 квартал 2005 г. |
|
Практическая помощь потенциальным руководителям |
||
Привлечение резерва к работе комиссий, инициативных групп управления образования и отделов образования административных округов. |
Управление образования, отделы образования административных округов |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Погружение в управленческую деятельность |
||
Организация стажерских площадок в образовательных учреждениях города. |
Управление образования, отделы образования административных округов |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Знакомство с лучшим управленческим опытом руководителей ОУ города, приобретение практических навыков руководства ОУ |
||
Привлечение резерва к экспертизе практической деятельности в аттестации педагогических кадров. |
Управление образования, отделы образования административных округов |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Обучение технологиям работы с кадрами, экспертизы деятельности педагогов |
||
4 |
Сохранение и укрепление здоровья педработников |
Создание комнат отдыха, психологической разгрузки, спортивных залов и т.д. в ОУ для педагогических работников. |
Управление образования, отделы образования административных округов, ОУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Внебюджетные средства |
Создание оптимальных санитарно -гигиенических и психологических условий в образовательных учреждениях для укрепления здоровья работников образования |
Обеспечение рационального сочетания педагогической нагрузки и расписания занятий. |
ОУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Валеологизация педагогической деятельности |
||
Создания любительских школьных и межшкольных спортивных команд работников образования. |
Управление образования, отделы образования административных округов, ОУ |
4 квартал 2004 г. |
Внебюджетные средства |
Приобщение работников образования к ЗОЖ |
||
Проведение муниципальной спартакиады любительских школьных и межшкольных спортивных команд работников образования. |
Управление образования, отделы образования административных округов, ОУ |
2 квартал 2005 г. |
Внебюджетные средства |
Приобщение работников образования к ЗОЖ |
||
День здоровья для педагогических работников. |
Управление образования, отделы образования административных округов, ОУ |
2 квартал 2005 г. |
Внебюджетные средства |
Приобщение работников образования к ЗОЖ |
||
Ежегодный бесплатный медицинский осмотр педагогических работников на базе муниципальных медицинских учреждений. |
Администрация г. Оренбур - га, Управление образования, управление здравоохранения |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Сохранение и укрепление здоровья педработников |
||
Ежегодная медицинская диагностика и профилактика заболеваний педагогических работников. |
администрация г. Оренбурга, Управление образования, управление здравоохранения |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Сохранение и укрепление здоровья педработников |
||
Профилактика хронических заболеваний работников образования их обострения в муниципальной больнице восстановительного лечения (Караваева роща). |
Администрация г. Оренбурга, Управление образования, управление здравоохранения |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
Муниципальный бюджет |
Сохранение и укрепление здоровья педработников |
||
Организация и проведение в образовательных учреждениях психологических консультаций, тренингов и других мероприятий. |
Управление образования, ПМПК, ОУ |
1-4 квартал 2004, 2005 гг |
|
Психологические мероприятия, направленные на релаксацию и сохранение профессионального долголетия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.