Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Основные направления реализации программы
и ожидаемые результаты
1.1. Дошкольное детство
Стратегия развития дошкольного образования, как составной части периода детства в Программе, направлена на ее сохранение и преобразование в соответствии с новыми требованиями к дошкольному образованию, с потребностями города и населения.
Обновление образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) с учетом принципов гуманизации и регионализации предполагает:
- совершенствование содержания дошкольного образования, форм и методов его реализации на основе взаимодействия с семьей и общественностью;
- сохранение и укрепление здоровья, воспитание и образование детей дошкольного возраста на основе совершенствования межведомственного подхода;
- формирование новых подходов к обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
Задачи:
- обеспечение доступности дошкольного образования и равных возможностей его получения;
- создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода.
Основные направления деятельности:
- Определение комплекса мер по повышению уровня обеспеченности населения дошкольными образовательными учреждениями;
- Стимулирование развития сети новых форм и структур дошкольного образования, экспериментальная апробация новых организационно-правовых форм деятельности, в частности автономных некоммерческих организаций;
- Совершенствование содержания дошкольного образования в следующих направлениях: оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях; оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки и консультативно-практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста;
- Усиление внимания воспитанию и развитию детей раннего возраста (до 3-х лет);
- Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста на отечественных традициях с учетом современного опыта в этой области;
- Экспериментальная апробация моделей Примерных общеобразовательных программ воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разных видов;
- Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- Приведение нормативно-правовой базы дошкольной ступени образования в соответствие с задачами модернизации российского образования:
-- совершенствование системы оценки качества дошкольного образования;
-- разработка проектов документов по оплате родителями содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
- Обновление содержания научно-методического обеспечения дошкольного образования и методической поддержки педагогических кадров, повышение образовательного уровня управленческих кадров;
- Совершенствование системы управления и оказание содействия развитию общественных структур управления ДОУ;
- Содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в том числе не посещающих ДОУ.
Ожидаемыми результатами являются:
- стабилизация сети дошкольных образовательных учреждений;
- расширение спектра образовательных услуг населению города в сфере дошкольного детства;
- улучшение эмоционально-психологического состояния детей в детских садах;
- соблюдение интересов каждого ребенка в процессе его обучения и воспитания;
- укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
- повышение социально-экономической и педагогической эффективности деятельности ДОУ;
- рост управленческой культуры руководителей ДОУ;
- активизация психолого-педагогического просвещения родителей.
1.2. Общее образование
За предшествующие годы в городе накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме повышения качества общего образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с другой.
Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров, созданные научные заделы, успешно действующие модели образовательных учреждений и модели новых организационно-экономических механизмов, апробированные методики оценки качества образования - все это позволяет ставить задачу "каждому ребенку - полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями".
Цель управления развитием основного общего образования - создание организационно-содержательных условий, обеспечивающих формирование у каждого выпускника основной школы готовности и способности осуществить осознанный выбор своего жизненного пути.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- создать условия для осознанного выбора учащимися своего дальнейшего жизненного пути: выбор формы получения дальнейшего образования, оснований формирования системы нравственных ценностей, адекватных уровню развития конкретной личности и требованиям социума, правовой культуры;
- реализовывать подходы к индивидуально-ориентированному образованию, соответствующему психологическим, физиологическим и другим особенностям учащихся;
- определить дифференцированные результаты образования на уровне выпускника основной школы в условиях разных типов образовательных учреждений;
- сформировать систему профессиональных ценностей и технологий работы педагога с детьми и подростками, адекватную целям и задачам основной школы;
- активизировать потенциал общественных организаций и других сообществ детей в решении образовательных задач основной школы.
Цель среднего (полного) образования - развитие комплекса условий, обеспечивающих выпускникам необходимый и достаточный уровень образованности (социальной компетентности) для успешной адаптации в условиях сложного жизненного пространства крупного города.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- определить характерные черты и особенности отдельных образовательных учреждений, адекватных запросам конкретных потребителей образовательных услуг;
- обеспечить субъектность средней школы в рамках процесса стандартизации образования;
- определить результат образования выпускника средней школы, разработать и внедрить в практику работы школ систему оценки и мониторинга уровня образованности;
- создать условия для решения проблем преемственности учебных программ ОУ и программ для абитуриентов, поступающих в вузы города.
Основные направления деятельности:
- дальнейшая оптимизация сети общеобразовательных учреждений, развитие инновационных учреждений (гимназий, лицеев, профильных школ различной направленности);
- обеспечение прав и гарантий молодежи на получение образования, в том числе образования по выбору;
- дальнейшее развитие новых форм организации образовательного процесса;
- обновление содержания образования, обеспечение органичного сочетания федерального, областного и школьного образовательных компонентов. Активное внедрение в образовательный процесс развивающих технологий обучения, передового педагогического опыта. Обеспечение на этой основе высокого уровня образовательной подготовки учащихся;
- планомерное изучение и анализ качества знаний учащихся, внедрение новых форм контроля (тестирование, мониторинг и т.п.);
- обеспечение перехода к единому государственному экзамену как форме независимого контроля качества знаний;
- организация предпрофильного и профильного обучения;
- развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;
- постоянное формирование у учащихся представления о культуре здоровья как части общей культуры;
- осознание здорового образа жизни как актуального веления времени;
- усиление внимания к осуществлению непрерывного образования, в том числе в области физической культуры;
- научно-методическое обеспечение образовательного процесса, организация исследовательской и экспериментальной работы. Обеспечение взаимодействия и сотрудничества с ВУЗами;
- оказание помощи и поддержки негосударственным образовательным учреждениям;
- обеспечение взаимодействия и совершенствования деятельности всех звеньев управленческой вертикали;
- поддержка и сопровождение инновационной деятельности в ОУ, оценка промежуточных итогов экспериментов с точки зрения их социальной и педагогической эффективности.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- получение гражданами общедоступного общего начального, основного, среднего образования;
- совершенствование системы лицензирования, аттестации общеобразовательных учреждений и повышение на этой основе качества и эффективности образования;
- отработка нового содержания образования на базе учреждений, являющихся федеральными и муниципальными экспериментальными площадками;
- осуществление перехода к ЕГЭ как форме независимого контроля качества образования;
- организации предпрофильного обучения учащихся 9 классов школ города;
- создание сети профильного обучения;
- введение и отработка гибкой системы профилей обучения в старшей школе, в том числе и путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
- создание образовательной карты города.
1.3. Специальное коррекционное образование
Цели управления развитием специального коррекционного образования:
- создание условий, гарантирующих детям с проблемами в развитии получение образования, позволяющего им успешно адаптироваться в обществе;
- создание оптимальной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для удовлетворения потребностей в образовании детей с проблемами в развитии (регулирование сети МОУ и ДОУ по принципам вариативности, разноуровневости, адаптивности).
Необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативно-правовых основ управления системой специальных (коррекционных) школ, классов и групп в ДОУ;
- систематическое прогнозирование развития оптимальной сети специальных (коррекционных) учреждений, классов и групп в ДОУ;
- приведение содержания специального (коррекционного) образования в соответствие с требованиями муниципальной политики в сфере образования;
- разработка системы воспитательной работы, дополнительного образования и социализации детей с проблемами в развитии;
- обеспечение взаимодействия между специалистами органов управления образованием, сотрудниками психолого-медико-педагогической комиссии, руководителями специальных (коррекционных) ОУ всех типов и видов, центров коррекции и реабилитации с целью координации деятельности по реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для введения в действие Федерального закона "Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования" и полного комплекса федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе и специальных;
- создание системы воспитательной работы, дополнительного образования и социализации детей с проблемами в развитии;
- подготовка и издание методических материалов, распространение опыта работы специальных (коррекционных) учреждений.
1.4. Дополнительное образование
Цель развития системы дополнительного образования - создание условий для достижения социально-необходимого и личностно-значимого уровня образованности детей, подростков и молодежи на основе их интересов и потребностей через оптимальное использование возможностей дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, задачи состоят в следующем:
- обеспечение развития вариативной системы дополнительного образования, адекватной запросам и особенностям социума;
- создание условий для развития правовой культуры субъектов системы дополнительного образования;
- создание оптимальных условий для выявления и развития индивидуальных и социально-значимых потребностей, склонностей и интересов детей, подростков и молодежи посредством развития содержания и форм организации УДО;
- обеспечение интеграции общего и дополнительного образования на основе стандартов;
- повышение уровня информационной культуры субъектов системы дополнительного образования;
- развитие форм семейного досуга в дополнительном образовании;
- активизация работы со средствами массовой информации по вопросам воспитания, социализации и дополнительного образования;
- организация работы по постоянному обновлению содержания образования и повышению квалификации работников системы дополнительного образования.
Ожидаемые результаты:
- удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
- расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг учреждений дополнительного образования;
- обеспечение целевого финансирования учреждений дополнительного образования детей согласно нормативам из бюджетов всех уровней;
- подготовка и издание методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования.
1.5. Воспитание юных граждан
Многообразие и сложность проблем в стране являются устойчивыми причинами, по которым возобновлена государственная заинтересованность в воспитании детей и молодежи. Потребность общественного прогресса в духовно-нравственном патриоте и гражданине, способном созидательно трудиться и нести социальную ответственность за семью и детей побудила придать воспитанию приоритетное начало. Сегодня как никогда раньше в России важно какой человек вооружен знаниями, куда эти знания будут направлены, какое место в жизни человека занимает служение Отечеству. Понимание зависимости "национального достоинства" России с прочными устоями ее граждан определяют всю направленность воспитательной деятельности.
Стержневые личностные отношения, как интегральная связь отдельного человека с окружающим его миром, предполагают внутреннюю гармонию составляющих отношение компонентов - познавательно-мировоззренческих, эмоционально-волевых и действенно-практических. Это единство знаний, чувств и действий является показателем воспитанности, целостности личности, исключающей двойной стандарт морали.
Воспитание позволит обогатиться знаниями и выстроить их в мировоззренческую позицию, закрепленную осознанной мотивацией и социальным опытом реальных поступков на пользу и радость людям.
Цель - обеспечить единство систем обучения и воспитания, повысить статус воспитания в образовательном учреждении.
Развитие системы воспитания. Воспитание должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности. Реализация данного положения предполагает обеспечение необходимых финансовых, программно-методических, управленческих, кадровых и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов.
Гражданственность и патриотизм. Проектирование и организация учебного и воспитательного процессов должны обеспечивать формирование у детей чувства любви к Отечеству, уважения к другим народам и государствам, стремление участвовать в делах общества.
Перед образовательными учреждениями сегодня стоит задача воспитания гражданина России и гражданина Оренбурга в равной мере: гражданин России должен чувствовать свою ответственность перед сообществом родного города, а гражданин Оренбурга должен принять на себя ответственность за судьбу страны. Только в этом диалектическом сочетании двух ответственностей может быть обеспечена продуктивная самоактуализация личности, принявшей демократические и гуманистические ценности.
Организационное и методическое обеспечение деятельности общественных детских и молодежных организаций. Развитие взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями - одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений. В условиях возрождения и становления разнообразных детских, молодежных объединений руководители органов управления образованием и образовательных учреждений должны создавать условия для их деятельности в стенах образовательных учреждений во внеурочное и внешкольное время.
Совершенствование деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Реализация данного приоритета основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, взаимодействия с семьей. Основные ориентиры в этом направлении должны быть следующие: предупреждение, выявление и устранение причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Совершенствование деятельности по антинаркотической профилактике в подростковой среде. Содержание данной работы предполагает вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования; улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок; совершенствование консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи; привлечение к антинаркотической профилактической работе членов семей учащихся; создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы и семьи.
Повышение эффективности работы, обеспечивающей координацию педагогов и родителей в воспитании, обучении и развитии детей. Работа образовательных учреждений в этом направлении должна основываться на реализации в соответствии с законом "Об образовании" прав родителей на информацию об образовательных услугах, на выбор образовательных услуг, на гарантию качества получаемых услуг.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества воспитанности детей.
- Развитие в образовательных учреждениях гуманистических воспитательных систем.
- Научное сопровождение воспитательных процессов в образовательных учреждениях.
- Практическое взаимодействие различных социальных институтов (школы, семьи, образовательных учреждений, средств массовой информации) в создании единой досугово-деятельностной среды.
- Поддержка и развитие детских и молодежных неполитизированных объединений и организаций.
- Снижение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
- Повышение качества социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, совершающими противоправные действия.
1.6. Охрана прав детей, социальная защита детства
Приоритетной целью системы государственного воспитания является развитие системы через создание комплекса условий (нормативных, кадровых, информационных, материальных и др.), обеспечивающих полноценную социализацию и интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные направления деятельности:
- координация деятельности органов управления образованием по вопросам профилактики социального сиротства;
- создание эффективной системы контроля за реализацией прав и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация работы по постановке на первичный учет и оформление документов для постановки на региональный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для последовательной интеграции системы государственного воспитания в городское социокультурное пространство;
- развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, патронатное воспитание и др.);
- расширение возможностей для свободного творчества, развития духовного потенциала детей, социализации и социальной адаптации воспитанников к жизни в современных условиях, совершенствование системы трудовой подготовки на базе производственных участков;
- создание механизмов социального и межведомственного партнерства с целью реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение образования;
- контроль за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, воспитанников учреждений интернатного типа;
- формирование банка данных о детях из семей социального риска, нуждающихся в организации летнего отдыха;
- организация работы по реализации психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями через систему учреждений дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования;
- формирование и реализация комплексной целевой программы "Дети Оренбурга на период 2005-2009 г.г.",
- составление годового доклада "О положении женщин и детей в г.Оренбурге";
- организация летнего отдыха воспитанников школ-интернатов и детских домов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие кадрового потенциала руководителей и педагогических работников системы государственного воспитания;
- закрепление и поддержка выпускников учреждений педагогического образования в системе государственного воспитания.
Реализация основных направлений осуществляется в соответствии с нормативными документами:
- ФЗ РФ от 16.04.2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
- ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Областная программа "Дети Оренбуржья" на 2003-2005 годы, утвержденная распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 11.04.2003 г. N 71-п;
- Комплексная целевая программа "Дети Оренбурга";
Распоряжение Главы города от 02.04.2001 г. N 1060-р "Об утверждении "Системы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями".
Ожидаемые результаты:
- выполнение норм законодательства об образовании по предоставлению государственных и социальных гарантий обучающимся;
- развитие социальной инфраструктуры образовательных учреждений государственного воспитания;
- совершенствование развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с укреплением материально-технической базы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подростков с отклонениями в развитии;
- повышение эффективности профилактической работы по предупреждению социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение условий отдыха и санитарно-курортного лечения обучающихся с компенсацией части затрат из различных фондов в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.