Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 6 сентября 2004 г. N 1455/233-III-ОЗ
Областная программа
неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний на 2005-2010 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Основание Постановление администрации Оренбургской
для разработки области от 19.02.2004 N 32-п "О дальнейшем
совершенствовании работы с федеральными и
областными целевыми программами";
постановление Законодательного Собрания
Оренбургской области от 30.12.2003 N 740 "О
плане работы Законодательного Собрания
Оренбургской области третьего созыва на 2004
год"
Заказчики Оренбургский территориальный федеральный орган
по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, главное управление
здравоохранения Оренбургской области
Разработчики Оренбургский территориальный федеральный орган
по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, главное управление
здравоохранения Оренбургской области,
областное управление ветеринарии
Исполнители Главное управление здравоохранения
Оренбургской области, областное управление
ветеринарии, Оренбургский областной фонд
обязательного медицинского страхования,
департамент общего и профессионального
образования Оренбургской области, главное
управление социальной защиты населения
Оренбургской области, комитет по физической
культуре, спорту и туризму администрации
Оренбургской области
Основная цель Обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, снижение вредного
воздействия на здоровье человека
неблагоприятных факторов среды его обитания,
предупреждение инфекционных и неинфекционных
заболеваний, массовых отравлений
Основные задачи Совершенствование надзора в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
обеспечение его химической и биологической
безопасности;
профилактика инфекционных, паразитарных
заболеваний и охрана территорий от завоза
особо опасных инфекционных заболеваний людей,
животных, а также токсичных веществ;
создание благоприятных условий воспитания,
обучения и отдыха детей;
охрана здоровья населения от неблагоприятного
влияния факторов окружающей среды;
развитие и совершенствование системы
социально-гигиенического мониторинга
Срок реализации 2005-2010 годы
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы - 460,885
финансирования млн. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 156,890 млн. рублей;
из областного бюджета - 144,922 млн. рублей;
из областного фонда обязательного медицинского
страхования - 1,947 млн. рублей;
из внебюджетных средств Федерального
государственного учреждения "Центр
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Оренбургской области" - 1,010 млн.
рублей;
из бюджетов муниципальных образований -156,058
млн. рублей;
из внебюджетных средств муниципальных
образований - 0,058 млн. рублей
Система организации Контроль осуществляется администрацией
контроля области, ход и результаты реализации Программы
рассматриваются на заседаниях Законодательного
Собрания области
Ожидаемые конечные Снижение инфекционной и неинфекционной
результаты заболеваемости, преждевременной смертности
населения, предотвращение завоза на территорию
области возбудителей инфекционных заболеваний
людей и животных
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Актуальность разработки Программы обоснована напряженной санитарно-эпидемиологической обстановкой, негативными тенденциями к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации, ростом общей смертности (в 1993 году - 12,9 случая; в 2003 - 15,1 случая на 1000 населения).
Заболеваемость населения остается на высоком уровне и превышает показатели по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.
Отмечаются опережающие темпы роста социально значимой патологии. Заболеваемость анемиями среди беременных женщин возросла с 1997 года на 44,7 процента, ежегодный темп прироста онкологической заболеваемости составляет 7,6 процента.
Основными медико-социальными факторами, определяющими распространение неинфекционной заболеваемости, являются неблагоприятное влияние вредных факторов окружающей среды, неудовлетворительные условия обитания.
С 2001 по 2003 год не улучшено качество питания населения.
В 2003 году 5,3 процента исследованных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям и 6,5 процента по микробиологическим показателям не отвечали гигиеническим нормативам.
Осуществление федерального надзора за качеством питания населения сдерживается отсутствием в учреждениях госсанэпидслужбы современных приборов по обнаружению, идентификации и количественному определению загрязнителей продовольствия. Требуется дальнейшее изучение их влияния на состояние здоровья.
Не решены вопросы улучшения материально-технической базы общеобразовательных школ. В 26 процентах школ занятия проходят в две смены. 14,8 процента учащихся занимаются во вторую смену.
Не созданы оптимальные условия внутришкольной среды. Школы и другие образовательные учреждения не обеспечены мебелью в соответствии с ростом детей, достаточным электроосвещением.
Комплексное воздействие этих факторов ведет к росту заболеваемости костно-мышечной системы и патологии органов зрения.
За период обучения в школе число учащихся с нарушением зрения возросло в 1,9 раза, со сколиозом - в 6,3 раза, с нарушением осанки - в 1,7 раза.
Строительство жилых и общественных зданий осуществляется без учета возможного вредного воздействия физических факторов - электромагнитных полей, шума. Шумовые и энергетические карты в городах области не разработаны.
В строительстве и ремонте жилых и общественных зданий широко используются полимерные строительные и отделочные материалы с содержанием токсичных веществ до 50 наименований. Большинство из них оказывают не только выраженное токсическое действие, но и способны накапливаться в организме, вызывать аллергические заболевания и отдаленные эффекты. Из-за недостаточной приборной оснащенности лабораторий госсанэпидслужбы соответствующий контроль ведется не в полном объеме.
Отсутствие единого программно-аппаратного обеспечения с субъектами мониторинга, недостаточное оснащение техническими средствами электронной связи, резервного копирования сдерживают выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, оценку и анализ наблюдаемых изменений в состоянии здоровья населения под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды, определение неотложных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на здоровье человека.
Остается актуальной проблема расширения перечня контролируемых веществ в окружающей среде, оптимизации методического обеспечения мониторинга, разработки и внедрения методов гигиенической донозологической диагностики, критериев медицинской и экономической эффективности профилактических мероприятий.
Ежегодно в области регистрируется 450-495 тысяч случаев инфекционных заболеваний. Среди них самыми массовыми являются грипп и острые респираторные вирусные инфекции, на их долю приходится 88 процентов от всех инфекционных болезней. Ежегодно в области регистрируются эпидемические подъемы заболеваемости. Общий экономический ущерб области от этих заболеваний составляет до 702,4 млн. рублей.
В настоящее время в связи с прекращением поставок гриппозных вакцин за счет средств федерального бюджета остро обозначились вопросы, связанные с профилактикой гриппа.
В 2003 году количество закупленных гриппозных вакцин за счет средств областного и муниципальных бюджетов, других источников финансирования позволило привить только 214 тысяч человек из групп повышенного риска заражения и последствий инфекции, что составило лишь 32 процента от необходимого объема.
В 2004 году значительно усилилась угроза завоза кори на территорию области и ее эпидемического распространения среди взрослых, что подтверждается резким ростом заболеваемости корью в 2002-2003 годах в Республике Башкортостан, на территориях Южного и Центрального федеральных округов.
Кроме того, Всемирной организацией здравоохранения поставлена глобальная задача по ликвидации кори к 2010 году, что требует дальнейшего совершенствования вакцинопрофилактики этого заболевания.
Распространение инфекционных заболеваний среди животных и людей зависит от соблюдения ветеринарно-санитарных правил по захоронению трупов животных, уничтожению и утилизации биологических отходов.
Построенные для этих целей 25-30 лет назад биотермические ямы Беккари в районах области пришли в негодность, что способствует разносу инфекций.
Ухудшению эпизоотической обстановки способствует изношенный парк дезинфекционной техники. За последние 5 лет количество дезустановок в области уменьшилось на 30 процентов, в результате чего дезинфекция в полном объеме не проводится.
Требуется оснащение ветеринарных лабораторий диагностическим оборудованием.
Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, снижение вредного воздействия на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания, предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний, массовых отравлений.
Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечение химической и биологической его безопасности;
профилактика инфекционных, паразитарных заболеваний и охрана границ от завоза особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных;
создание благоприятных условий воспитания, обучения и отдыха детей;
охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды;
развитие системы социально-гигиенического мониторинга.
Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2005-2010 годы. Для реализации Программы по годам необходимо (в ценах 2004 года):
на 2005 год - 121,716 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 42,490 млн. рублей;
областной бюджет - 51,642 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,089 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 27,277 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУ "ЦГСЭН в области" - 0,160 млн. рублей;
внебюджетные средства муниципальных образований - 0,058 млн. рублей;
на 2006 год - 118,287 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 48,970 млн. рублей;
областной бюджет - 47,046 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,573 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 21,048 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУ "ЦГСЭН в области" - 0,650 млн. рублей;
на 2007 год - 80,682 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 33,410 млн. рублей;
областной бюджет - 23,566 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,367 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 23,289 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУ "ЦГСЭН в области" - 0,050 млн. рублей;
на 2008 год - 58,537 млн. рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 18,080 млн. рублей;
областной бюджет - 14,236 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,306 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 25,865 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУ "ЦГСЭН в области" - 0,050 млн. рублей;
на 2009 год - 41,730 млн. рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 7,970 млн. рублей;
областной бюджет - 4,716 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,556 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 28,438 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУ "ЦГСЭН в области" - 0,050 млн. рублей;
на 2010 год - 39,933 млн. рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 5,970 млн. рублей;
областной бюджет - 3,716 млн. рублей;
областной фонд обязательного медицинского страхования - 0,056 млн. рублей;
бюджеты муниципальных образований - 30,141 млн. рублей;
внебюджетные средства ФГУ "ЦГСЭН в области" - 0,050 млн. рублей.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер, направлены на решение конкретных задач, взаимоувязанных и сконцентрированных во времени, по ресурсам, исполнителям и финансовым средствам, и включают в себя следующие разделы:
совершенствование надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обеспечение химической и биологической его безопасности (приложение 1);
профилактика инфекционных, паразитарных заболеваний и охрана территорий от завоза особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, а также токсичных веществ (приложение 2);
создание благоприятных условий воспитания, обучения и отдыха детей (приложение 3);
охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния факторов окружающей среды (приложение 4);
развитие и совершенствование системы социально-гигиенического мониторинга (приложение 5).
Механизм реализации программных мероприятий
Программой предусмотрено целевое финансирование конкретных мероприятий. Распределение средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, ежегодно планируется в бюджетной заявке, направляемой в департамент экономического развития и внешних связей Оренбургской области, финансовое управление Оренбургской области.
Финансовое управление Оренбургской области по представлении соответствующих документов о выполнении мероприятий, предусмотренных Программой на текущий год, осуществляет перечисление средств.
Финансирование мероприятий из федерального бюджета, бюджетов городов и районов, а также организациями, учреждениями, не входящими в структуру органов исполнительной власти Оренбургской области, производится по согласованию или на договорной основе.
Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования на выполнение программных мероприятий на 2005-2010 годы в ценах 2004 года составляет 460,885 млн. рублей. Источниками финансирования являются средства федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетные средства ФГУ "ЦГСЭН в области", муниципальных образований и областного фонда обязательного медицинского страхования (таблица).
Объемы и источники финансирования Программы
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. рублей) | ||||||
всего | в том числе | ||||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
Всего | 460,885 | 121,716 | 118,287 | 80,682 | 58,537 | 41,730 | 39,933 |
в том числе: | |||||||
федеральный бюджет |
156,890 | 42,490 | 48,970 | 33,410 | 18,080 | 7,970 | 5,970 |
областной бюджет |
144,922 | 51,642 | 47,046 | 23,566 | 14,236 | 4,716 | 3,716 |
бюджеты муниципальных образований |
156,058 | 27,277 | 21,048 | 23,289 | 25,865 | 28,438 | 30,141 |
внебюджетные средства ФГУ "ЦГСЭН в области" |
1,010 | 0,160 | 0,650 | 0,050 | 0,050 | 0,050 | 0,050 |
областной фонд обязательного медицинского страхования |
1,947 | 0,089 | 0,573 | 0,367 | 0,306 | 0,556 | 0,056 |
внебюджетные средства муниципальных образований |
0,058 | 0,058 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Расходы на финансирование программных мероприятий ежегодно корректируются с учетом индекса цен и включаются в закон о бюджете области на соответствующий финансовый год.
Расходы за счет федерального бюджета предусматриваются для завершения строительства межрайонного центра госсанэпиднадзора в г.Бузулуке к 2006 году в соответствии с федеральной инвестиционной программой (непрограммная часть). По учреждениям образования средства из федерального бюджета выделяются в соответствии с федеральной целевой программой "Дети России" (подпрограмма "Дети-сироты") для завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов, перечисленных в приложении 3 к Программе (пункты 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит снизить инфекционную и неинфекционную заболеваемость, преждевременную смертность населения, предотвратить завоз и распространение на территории Оренбургской области особо опасных инфекционных заболеваний людей и животных.
Система организации контроля
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется администрацией области, ход и результаты их выполнения рассматриваются на заседаниях Законодательного Собрания области.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на их реализацию.
Список сокращений
ГУЗО - главное управление здравоохранения Оренбургской области.
ФГУ "ЦГСЭН в области" - Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской области".
ГУ - государственное учреждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.