Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Оренбургского
городского Совета
от 9 июня 2006 г. N 5
Отчет
о работе Счетной Палаты города Оренбурга за 2005 год
1. Вводные положения
1.1. Компетенция Счетной Палаты
Компетенция Счетной Палаты г.Оренбурга (далее - Счетная Палата) определена Уставом города Оренбурга, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Оренбурге, Положением о Счетной Палате города Оренбурга.
В соответствии со ст. 44 Устава города Оренбурга, Оренбургский городской Совет образует Счетную Палату для осуществления финансового контроля за исполнением бюджета г.Оренбурга.
В соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Оренбурге, Счетная Палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями. В ее компетенцию входят вопросы внешней проверки бюджета, а также подготовка заключений по проектам Постановлений городского Совета "О бюджете города Оренбурга" на очередной финансовый год "Об исполнении бюджета города" за отчетный финансовый год.
Уставом города Оренбурга определена компетенция Счетной Палаты как постоянно действующего органа местного самоуправления, организующего и осуществляющего контроль за исполнением местного бюджета и использованием муниципальной собственности.
1.2. Задачи Счетной Палаты
В соответствии с определенной компетенцией задачами Счетной Палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета города Оренбурга, внебюджетных фондов и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, предприятий и организаций и образований других форм собственности, имеющих в уставном капитале долю муниципальной собственности, определения эффективности и целесообразности расходов муниципальных средств и использования муниципальной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов бюджета города;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета города и бюджетов внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
1.3. Виды, формы и методы деятельности Счетной Палаты
Счетная Палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением бюджета города и внебюджетных фондов, что предполагает проведение целого комплекса контрольных и экспортно-аналитических мероприятий.
В соответствии с Положением о Счетной Палате города Оренбурга данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, реализуемого на трех последовательных стадиях - стадии предварительного контроля проекта бюджета на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненного бюджета за отчетный финансовый год.
Городской бюджет |
/---------------------\ /-------------------\ /-------------------\
| Предварительный | | Оперативный | | Последующий |
|контроль формирования|--|контроль исполнения|--|контроль исполнения|
| проекта бюджета | | бюджета | | бюджета |
\---------------------/ \-------------------/ \-------------------/
В течение каждого календарного года Счетная Палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджеты каждого финансового года находятся на одном из этапов трехлетнего цикла.
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, является основной составляющей единой системы контроля Счетной Палаты за формированием и исполнением бюджета города.
1.4. Приоритетные направления деятельности Счетной Палаты в 2005 году
В 2005 году Счетная Палата строила свою работу в соответствии с целями и задачами, возложенными на нее Положением о Счетной Палате города Оренбурга и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и органов местного самоуправления, на основе годового плана работы, утвержденного Постановлением Оренбургского городского Совета, на таких основополагающих принципах, как законность, систематичность, объективность, независимость и гласность. Приоритетным направлением в реализации задач, определенных Положением о Счетной Палате в отчетном году являлось: повышение эффективности контрольной деятельности, направленной на оценку рациональности, экономичности и использования бюджетных средств, оценку результативности их вложения, а также повышения финансовой дисциплины.
1.5. Основные итоги работы Счетной Палаты в 2005 году
В 2005 году Счетной Палатой проведено 26 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе по поручениям Оренбургского городского Совета проведено 9 контрольных мероприятий.
В обязательном порядке Счетная Палата осуществляла контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в целях непосредственного обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения бюджета города Оренбурга.
По итогам проведенных контрольных мероприятий распорядителям средств бюджета, руководителям проверяемых учреждений и предприятий направлены предложения и представления по устранению выявленных нарушений.
Всего по итогам проведенных Счетной Палатой контрольных мероприятий главным распорядителям средств бюджета города, иным участникам бюджетного процесса, руководителям проверяемых объектов направлено 14 представлений и предложений Счетной Палаты.
Объем финансовых нарушений, выявленных Счетной Палатой в 2005 году оценивается в сумме 185506,1 тыс. рублей, в том числе: невозместимые потери бюджета в сумму 11960,6 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2006 года по предложениям и представлениям Счетной Палаты устранено нарушений на сумму 53822,6 тыс. рублей или 29% от общего объема выявленных нарушений. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 108,0 тыс. рублей, из которых восстановлено 108,0 тыс. рублей.
2. Контроль за формированием и исполнением бюджета города
В 2005 году Счетной Палатой обеспечен весь необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших осуществить предварительный контроль за формированием бюджета города на 2006 год, оперативный контроль исполнения бюджета города за 2005 год, последующий контроль исполнения бюджета за 2004 год.
2.1. Предварительный контроль
Проведен весь необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных в рамках предварительного контроля за формированием бюджета города на 2006 год.
Осуществлен анализ соответствия законопроекта действующему законодательству, оценены состояние нормативной и методической базы, регламентирующей порядок формирования законопроекта, и обоснованность расчетов параметров основных показателей прогноза и бюджета.
По итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлены заключения Счетной Палаты по проекту Постановления Оренбургского городского Совета "О бюджете города Оренбурга на 2006 год".
2.2. Оперативный контроль
Оперативный контроль осуществлялся на основании анализа данных отчетности Финансового управления по исполнению бюджета города за 2005 год, а также результатов контрольных мероприятий за отчетный период.
2.3. Последующий контроль
В рамках последующего контроля осуществлен необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших подготовить заключения Счетной Палаты по проекту Постановления Оренбургского городского Совета "Об исполнении городского бюджета за 2004 год".
3. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной Палаты
Контрольно-ревизионная деятельность в 2005 году являлась основным видом деятельности Счетной Палаты. Она осуществлялась в соответствии с Планом проведения ревизий и проверок Счетной Палатой города Оренбурга на 2005 год, утвержденным Оренбургским городским Советом.
Наибольшее количество контрольных мероприятий проведено в Муниципальных унитарных предприятиях, относящихся к отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
В числе наиболее значимых могут быть названы следующие контрольные мероприятия:
- ревизия финансово-хозяйственной деятельности МУ "Оренбургское городское управление пассажирского транспорта";
- ревизия финансово-хозяйственной деятельности МУП "Оренбурггортепло";
- ревизия финансово-хозяйственной деятельности УЖКХ администрации г.Оренбурга.
Проведенные проверки главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им учреждений, муниципальных унитарных предприятий выявили наличие нарушений законодательства, в том числе: Бюджетного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ; Федерального закона "О бухгалтерском учете", Положений по бухгалтерскому учету и других нормативных актов. Так, в частности:
По результатам проведенной ревизии финансово-хозяйственной деятельности в Муниципальном учреждении "Оренбургское городское управление пассажирского транспорта" установлено, что учреждением нарушались нормы бюджетного законодательства, повлекшие за собой искажение финансовой отчетности, выразившихся в необоснованном завышении убытков учреждения по результатам хозяйственной деятельности на сумму 61172,0 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ Управление является бюджетным учреждением и обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, установленного по ведению бухгалтерского учета для бюджетных учреждений. Фактически в МУ "ОГУПТ" ведение бухгалтерского учета осуществлялось по нормам, принятым для ведения учета, предназначенного для хозяйствующих субъектов, что явилось основной причиной искажения финансовой отчетности.
Так, по статье расходов "Амортизация основных средств" необоснованно отнесена на расходы сумма начисленной амортизации - 57464,0 тыс. рублей. Согласно пункту 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. N 34Н, не подлежат амортизации основные средства бюджетных учреждений.
Необоснованно отнесено на расходы без отражения в доходах компенсации начисленного транспортного налога за 2004 год - 1 полугодие 2005 года по имуществу, переданному в безвозмездное пользование в сумме 3708,0 тыс. рублей. Исходя из условий договоров безвозмездного пользования, транспортный налог уплачивается из средств финансирования из городского бюджета. При отсутствии финансирования начисление транспортного налога компенсируют предприятия пассажирского транспорта из доходов от городских перевозок.
В ходе ревизии выявлено, что из денежных средств, поступивших из городского бюджета по статье 130 140, на которую относятся расходы по выплате субсидий на оплату проезда на городском транспорте отдельных категорий граждан, в соответствии с законодательством РФ, были необоснованно уплачены налоги МУ "ОГУПТ" (НДС, транспортный налог, налог на имущество) в общей сумме 5549,0 тыс. рублей. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 11.12.02 г. N 127н, расходы по уплате налогов и сборов в бюджеты относятся на статью 111 040 "Прочие текущие расходы". Финансирование МУ "ОГУПТ" по данной статье в 2004 - 2005 годах не осуществлялось. Кроме того, выявлено не целевое расходование средств в сумме 108,0 тыс. рублей, которые были израсходованы на приобретение автомобиля "Шевроле". По результатам ревизии указанные средства (108,0 тыс. руб.) восстановлены.
Приказами Минфина РФ от 10 декабря 2004 г. N 114н и от 27 августа 2004 г. N 72н приказ Минфина РФ от 11.12.02 г. N 127н признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
МУ "ОГУПТ", имея статус бюджетного учреждения, не получает финансирование из городского бюджета. Расходы на содержание учреждения компенсируют городские предприятия пассажирского транспорта на возмездной договорной основе, увеличивая при этом свои убытки. Необходимо осуществлять финансирование МУ "ОГУПТ" по разделу 0100 "Государственное управление и местное самоуправление" из городского бюджета, что позволит контролировать осуществление финансово-хозяйственной деятельности учреждения в полном объеме.
По Распоряжению городского Совета, в целях полного анализа деятельности пассажирских предприятий дополнительно были проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности МУП "Пассажирский автотранспорт-1", МУП "Пассажирский автотранспорт-3", МУПП N 4 и МУП "Электротранспорт N 2". Проведенными ревизиями установлено, что деятельность всех предприятий была убыточной. МУП "Пассажирский автотранспорт-1" и МУП "Электротранспорт N 2" на момент проведения контрольных мероприятий находились в стадии банкротства.
В ходе ревизии МУПП N 4 было выявлено совершение расходов по заведомо убыточной для предприятия сделке - приобретение дебиторской задолженности предприятия (МУП "Электротранспорт N 2"), объявленного на момент заключения договора банкротом. Сумма договора составила 1192,9 тыс. рублей. В нарушение ФЗ "О бухгалтерском учете" операция по переуступке права требования не отражена в бухгалтерском учете МУПП N 4.
Проведенными ревизиями в транспортных предприятиях также выявлено, что руководителям МУП "Пассажирский автотранспорт-3" и МУП "Пассажирский автотранспорт-4" в нарушение условий трудового договора, заключенного между КУИ города Оренбурга и руководителями предприятий, при наличии убытка необоснованно выплачена премия в сумме 53,5 тыс. рублей.
В 2004 году, 1 полугодии 2005 года по сравнению с аналогичными периодами 2003 - 2004 года во всех проверенных предприятиях пассажирского транспорта финансово-производственные показатели ухудшились.
Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 68021,9 тыс. рублей. Устранены нарушения в сумме 108,0 тыс. рублей.
Проведенной ревизией финансово-хозяйственной деятельности в МУП "Оренбурггортепло" МО "город Оренбург" в связи с задолженностью перед ООО "Оренбургрегионгаз" установлено, что кредиторская задолженность МУП "ОГТ" за поставленный газ на 01 сентября 2005 года составляла 81720,0 тыс. рублей, в том числе сумма претензий - 41237,0 тыс. рублей. С 2003 года акты приемки-передачи газа, ОГТ подписывались с разногласиями в части полученного объема газа. МУП "ОГТ" производило оплату по показаниям счетчиков газа установленных в МУП "ОГТ", которые не прошли поверку на соответствие новым ГОСТам, в связи с чем ООО "Оренбургрегионгаз" рассчитал плату за полученный газ по проектной мощности. На момент ревизии стороны к соглашению не пришли. ООО "Оренбургрегионгаз" обратился в Арбитражный суд с иском о признании правомерным расчетов отпущенного газа по проектной мощности, суд удовлетворил исковые требования ООО "Оренбургрегионгаза" к МУП "ОГТ", признав правомерным расчеты по проектной мощности. В результате сумма претензий увеличилась с 14615,0 тыс. рублей в 2003 году до 41237,0 тыс. рублей в 2005 году.
В ходе ревизии также выявлено, что в нарушение Распоряжения Главы города Оренбурга от 23.06.03 г. N 2568-Р "О перечислении части прибыли муниципальных предприятий в бюджет г.Оренбурга", отчисления от прибыли в бюджет города не производились. По состоянию на 01.01.2005 года кредиторская задолженность предприятия по отчислениям в городской бюджет в части отчислений от чистой прибыли составляет 5163,0 тыс. рублей.
Бухгалтерские операции по учету целевого бюджетного финансирования отражаются в регистрах учета с нарушениями методологии ведения бухгалтерского учета и не формирует полную и достоверную информацию о деятельности предприятия в части учета данных средств. Выявлены расхождения данных Финансового управления города Оренбурга и МУП "Оренбурггортепло" по размеру финансирования за 2004 год в сумме 600 тыс. рублей. В финансовой отчетности МУП "Оренбурггортепло" не отразило полученные бюджетные средства в 1 полугодии 2005 года в сумме 49100 тыс. рублей на возмещение убытка за 2004 год в составе внереализационных доходов за отчетный период, тем самым, исказив отчетные данные за 1 полугодие 2005 года. Нарушения устранены в ходе проверки.
Выявлено необоснованное списание денежных средств предприятия в сумме 2437,5 тыс. рублей на расходы за счет прибыли. Средства были вложены на приобретение трех служебных квартир для сотрудников МУП "ОГТ" по договору с ГУП "Дирекция строящегося Оренбургского мясного комбината". Служебные квартиры были выделены трем сотрудникам МУП "ОГТ", при этом следует отметить, что двум сотрудникам квартиры предоставлены с условием того, что они передали МУП "ОГТ" квартиры, ранее принадлежавшие им на правах собственности. На балансе МУП "ОГТ" не числится ни одна из пяти квартир, в бухгалтерском учете финансовые операции, относящиеся к приобретению и передаче квартир, не отражались. Счетной Палатой был направлен запрос в КУИ г.Оренбурга о наличии данных квартир в составе муниципального имущества. Согласно полученного ответа, КУИ г.Оренбурга располагает информацией только по одной из пяти квартир, которая до 16.05.05 года должна была находиться на правах хозяйственного ведения в МУП "ОГТ". Руководство МУП отказалось предоставить какие-либо документы или пояснения по данному факту.
Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 57300,5 тыс. рублей. Устранены нарушения в сумме 49700,0 тыс. рублей.
Проведенными контрольными мероприятиями в Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга выявлено, что соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ, управление имеет статус бюджетного учреждения и обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, установленного по ведении бухгалтерского учета для бюджетных учреждений. Фактически в управлении ведение бухгалтерского учета осуществлялось по нормам, принятым для ведения учета в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, кроме бюджетных.
УЖКХ администрации г.Оренбурга является главным распорядителем и получателем бюджетных средств. В нарушение статей 220, 223 Бюджетной кодекса РФ в 2004 году уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимиты бюджетных обязательств не утверждались и до получателей бюджетных средств не доводились.
В нарушение статьи 225 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой, получатель бюджетных средств имеет право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей только в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов, Управлением ЖКХ допущено образование несанкционированной кредиторской задолженности в сумме 42013,3 тыс. рублей, в том числе:
по статье "Благоустройство" - 27892,0 тыс. рублей;
по статье "Капитальный ремонт" - 13709,0 тыс. рублей;
по статье "Содержание мостов и путепроводов" - 412,3 тыс. рублей.
За счет бюджетных средств неправомерно произведены выплаты по заработной плате и перечислены суммы единого социального налога и страховых взносов в общей сумме 70,0 тыс. рублей.
В результате завышения норм расхода топлив,# сумма необоснованно использованных бюджетных средств составила 58,4 тыс. рублей.
Необоснованно отнесена на расходы по благоустройству стоимость выполненных работ на сумму 203,6 тыс. рублей.
В 2004 году общий объем поступлений средств пени, поступивших от населения за несвоевременную оплату услуг ЖКХ, составил 2834,4 тыс. рублей. В нарушение распоряжения Главы города от 24.10.1994 года N 1371-Р "О пени с просроченных платежей за жилищно-коммунальные услуги", определяющего целевое направление данных средств на пополнение основных и оборотных средств управления, часть полученных средств сумме 1198,7 тыс. рублей использованы не по целевому назначению.
Общая сумма допущенных финансовых нарушений составила 42345,3 тыс. рублей, в том числе сумма неправомерно использованных бюджетных средств и подлежащих восстановлению, составила 332,0 тыс. рублей. Представление по устранению выявленных нарушений, направленное Счетной Палатой по результатам ревизии, УЖКХ администрации г.Оренбурга в установленные сроки не исполнено.
Проведенной ревизией финансово-хозяйственной деятельности в МУП "Причал" установлено, что за 2004 год деятельность предприятия была убыточной. У предприятия отсутствуют собственные оборотные средства для финансирования оборотных активов и осуществления текущих затрат в полном объеме, показатели ликвидности ниже предельных значений, что свидетельствует о низкой платежеспособности и неблагоприятной финансовой ситуации. Балансовый убыток за 2004 год составил 736,0 тыс. рублей. Кредиторская задолженность предприятия на 01.01.05 года составляла 5724,0 тыс. рублей. В сумме кредиторской задолженности числится задолженность частному лицу Полуяновой Е.А. в сумме 2399,0 тыс. рублей, что составляет более 40% от общей суммы задолженности.
В 2004 году одним из источником# доходов МУП "Причал" являлись доходы от сдачи в аренду бань-саун и имущества предприятия. Доходы и расходы учитывались в составе основной деятельности как прочие. Уставом предприятия данный вид деятельности не предусмотрен как основной.
Следует отметить, что при наличии убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности, бани-сауны сдавались в аренду МУП "Причал" по согласованию с КУИ г.Оренбурга на льготных условиях. Разница между фактически начисленными арендными платежами МУП "Причал" (1206, тыс. рублей) и начислениями платежей с учетом методики, утверждение Оренбургским городским Советом (6291,1 тыс.рублей) составила 5084,2 тыс. рублей.
Кроме того, в договорах на аренду, заключенных с ООО "Юрком" баня N 3 по ул.Кирова и ООО "Прилив" сауна по ул.Липовая, предусмотрено соблюдении тарифов на банные услуги лишь на мытье в общем отделении, таким образом арендатором было представлено право самостоятельно устанавливать плату за остальные виды услуг. Договорами не предусмотрен порядок сдачи арендаторами помещений в субаренду, так ООО "Юрком" сдает в субаренду прачечную, доходы от субаренды поступают арендатору.
В течение 2004 года МУП "Причал" сдавались небольшие площади в аренду под услуги парикмахерской, обувщика, магазина частным предпринимателям. Сумма арендной платы рассчитывалась произвольно, без учета методики, утвержденной Оренбургским городским Советом.
В течение 2003 - 2004 года предприятием проводился капитальный ремонт бань-саун. Источником финансирования данных расходов были денежные средства, выделенные из бюджета города. Сумма бюджетного финансирование составила 4909,0 тыс. рублей и использована по целевому назначению.
Проведенной ревизией финансово-хозяйственной деятельности в МУП ЖКХ "Альтернатива" выявлены нарушения по ведению бухгалтерского учета основных средств в сумме 506,4 тыс. рублей. В составе основных средств предприятия числятся объекты, которые не являются таковыми.
На предприятии по данным бухгалтерского учета на 01.01.05 года числится необоснованная дебиторская задолженность в сумме 1356,8 тыс. рублей ООО "Сомил", которое выполняло на основании договора подряда текущий ремонт помещений. В соответствии с договором, оплата за выполненные работы должна производится на основании актов приема выполненных работ. МУП "Альтернатива" рассчиталась с ООО "Сомил" авансом, в полном объеме, выплатив 1620,2 тыс. рублей, в соответствии с предварительной сметой. Объем выполненных работ за 2004 год составил лишь 263,4 тыс. рублей. Таким образом, МУП ЖКХ "Альтернатива" фактически произвело скрытое кредитование коммерческой структуры ООО "Сомил", тем самым необоснованно отвлекая средства из оборота. В нарушение ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" МУП ЖКХ "Альтернатива" предоставила ООО "Сомил" на время действия договора помещение общей площадью 2529,5 кв. м. и оборудование на сумму 124,1 тыс. рублей, без согласия собственника. Кроме того, следует отметить, что движимое и недвижимое имущество предоставлено в пользование коммерческой структуре бесплатно.
Общая сумма допущенных финансовых нарушений составила 1863,2 тыс. рублей.
По Распоряжениям Оренбургского городского Совета было проведено две проверки в Управлении землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга.
Проверкой обоснованности предоставления льгот по арендной плате за землю на территории города Оренбурга за 2004 год установлено, что льготы предоставлялись в соответствии с Положением "О порядке предоставления льгот по арендной плате за землю на территории г.Оренбурга" (с изменениями) на основании решений Комиссии по предоставлению льгот по арендной плате за землю. Всего за 2004 год льготы предоставлены 109 получателям. Общая сумма выпадающих доходов бюджета города за 2004 год составила 4737,0 тыс. рублей.
Проверкой полноты поступлений в бюджет арендной платы за земли, находящихся в муниципальной собственности и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков в бюджет города Оренбурга выявлено, что по состоянию на 1 декабря 2005 года действует 6466 договоров аренды. Сумма поступлений в городской бюджет арендной платы в 2004 году составила 43306,5 тыс. рублей, за 11 месяцев 2005 года - 47099,9 тыс. рублей, Поступления от продажи права на заключение договоров аренды за 2005 год составили 19301,6 тыс. рублей. Задолженность по арендной плате на 01.11.05 года составила 19822,4 тыс. рублей.
Выборочной проверкой правильности начисления арендных платежей за земли установлено, что специалистами Управления при расчете суммы арендных платежей допускалось неправильное применение методики расчета арендной платы, утвержденной Оренбургским городским Советом. Так, из 85 договоров, взятых на проверку, установлены замечания по 10 договорам. Сумма недоначисленной арендной платы в бюджет города Оренбурга составила 5393,5 тыс. рублей (Приложение 3). При этом Счетная Палата отмечает, что взыскать недоначисленную арендную плату с арендаторов не представляется возможным, так как согласно п. 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ "... размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год". В связи с тем, что по всем договорам размер арендной платы уже был изменен, перерасчет невозможен. Следовательно, невозместимые потери бюджета города в виде доходов от поступлений арендной платы за земли городов составили 5393,5 тыс. рублей.
Проверкой финансово-хозяйственной деятельности МУ "Агентство жилищного фонда" установлено, что Агентство, в соответствии со статьей 161 БК РФ, имея статус бюджетного учреждения, в нарушение Приказа Минфина России от 26.08.04 г. N 70Н ведет бухгалтерский учет на основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденного Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. N 94Н, разработанным не для бюджетных учреждений, а для коммерческих организаций.
Приказом Минфина России от 10.02.2006 г. N 25н приказ Минфина России от 26.08.04 г. N 70Н признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
Учреждением неправомерно произведены начисления и выплаты по заработной плате, перечислены суммы единого социального налога и страховых взносов в общей сумме 18,6 тыс. рублей. Кроме того, в 2004 году были начислены и выплачены поощрения работникам Управления жилищного фонда (координирующая организация), которые не состоят в трудовых отношениях с Учреждением, в сумме 223,5 тыс. рублей.
Общая сумма допущенных финансовых нарушений составила 242,1 тыс. рублей. По Представлению Счетной Палаты устранены нарушения в сумме 242,1 тыс. рублей.
По результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проведенной в МУП "Спецавтохозяйство N 1" выявлено, что в нарушение Федерального закона "О государственных унитарных предприятиях", отчисления от прибыли в бюджет города не производились. Задолженность предприятия по отчислениям в бюджет составила 1249,0 тыс. рублей. В нарушение условий Трудового договора, заключенного между руководителем МУП "Спецавтохозяйство N 1" и УЖКХ администрации г.Оренбурга, директору предприятия, при наличии задолженности по отчислениям части прибыли в бюджет города, необоснованно выплачена премия в сумме 8,6 тыс. рублей. Вместе с тем, проверкой выявлено необоснованное списание на затраты производства стоимости материальных ценностей на сумму 14,3 тыс. рублей, также установлено занижение предъявленной к оплате суммы арендной платы, в результате чего объем недополученного дохода от сдачи имущества в аренду составил 11,9 тыс. рублей.
Общая сумма допущенных финансовых нарушений составила 1275,2 тыс. рублей. Устранены нарушения в сумме 1275,2 тыс. рублей.
По результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проведенной в МУП "Управление капитального строительства" МО "город Оренбург", выявлено следующее. В соответствии с Распоряжением Главы города "О перечислении части прибыли муниципальных предприятий в бюджет г.Оренбурга", 50% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, подлежит перечислению в доход местного бюджета. Так, сумма чистой прибыли, подлежащая перечислению в бюджет на момент проведения проверки составляла 6356,0 тыс. рублей. По Распоряжению Главы города от 18.09.03 г. N 4214-р МУП "УКС", начиная с 2003 года, в доход бюджета, отчисления не производят, а направляют на развитие инфраструктуры города и на капитальный ремонт жилых и нежилых объектов. Всего использовано за счет фонда отчислений 3134,8 тыс. рублей. Однако, следует отметить, что затраты в сумме 2497,3 тыс. рублей неправомерно произведены предприятием за счет средств, подлежащих перечислению в бюджет города.
Общая сумма нарушений составила 2497,3 тыс. рублей, в том числе нецелевое использование средств, подлежащих перечислению в бюджет средств 2497,3 тыс. рублей. В ходе проверки данное нарушение устранено в полном объеме, средства восстановлены на соответствующие счета бухгалтерского учеты#.
На основании данных Финансового управления администрации города Оренбурга и КУИ города Оренбурга в соответствии с Планом ревизий и проверок на 2005 год проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности МУП "Рос-Алкос-Оренбург" в связи с задолженностью по ссуде, предоставленной из бюджета города в 2003 году. Счетная Палата не имела возможности провести ревизию в полном объеме, так как первичная документация МУП "Рос-Алкос-Оренбург" была утеряна. По данным Финансового управления по состоянию на 07.06.05 года за предприятием числится задолженность в сумме 618,8 тыс. рублей в том числе: основной долг - 342,8 тыс. рублей, проценты - 276,0 тыс. рублей. На момент проведения ревизии Распоряжением КУИ г.Оренбурга от 24.04.02 N 702 (с изменениями и дополнениями) утверждены мероприятия по ликвидации МУП "Рос-Алкос-Оренбург".
Планом ревизий и проверок на 2005 год были предусмотрены проверки по использованию средств городского бюджета, выделенных МУП "Дормостремонт" и МУП "УПТК ЖКХ г.Оренбурга" МО "город Оренбург". Проверкой выявлено, что из бюджета города данным предприятиям средства не выделялись.
В соответствии с Планом ревизий и проверок на 2005 год проведены проверки в Комитете по управлению имуществом г.Оренбурга и Управлении здравоохранения администрации г.Оренбурга. В ходе проверок нарушений не установлено.
По Распоряжениям Оренбургского городского Совета были проведены проверки в МУП "Оренбург-Водоканал" МО "город Оренбург" и ФГУП ГТРК "Оренбург". В ходе проверок нарушений не установлено.
4. Экспертно-аналитическая деятельность
Основные направления экспертно-аналитической деятельности Счетной Палаты определены статьями 2, 12 и 17 Положения о Счетной Палате города Оренбурга.
4.1. Предварительные контроль
В рамках предварительного контроля Счетной Палатой была проведена экспертиза проекта Постановления о городском бюджете на 2006 год.
Следует отметить, что особенностью городского бюджета является его формирование в условиях реформирования бюджетного процесса, создания новой модели бюджетного планирования, постепенного перехода от управления бюджетными ресурсами к бюджетированию, ориентированному на результат.
Экспертизой проекта Постановления установлено, что формирование доходной части бюджета города на 2006 год осуществлялось в условиях внесенных изменений в действующее налоговое законодательство, с учетом изменений в рамках принятия последующих глав части второй Налогового кодекса РФ, а также других законодательных актов Российской Федерации. Расчеты прогнозных доходов городского бюджета произведены с учетом налогового и бюджетного законодательства, вступающего в силу с 1 января 2006 года.
В заключении отмечалось, что дополнительным резервом пополнения доходной части городского бюджета может служить взыскание задолженности по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням.
Увеличение расходной части городского бюджета 2006 года по сравнению с 2005 годом составило 893273 тыс. руб. или 32,1%. При этом увеличены расходы по разделу 1000 "Социальная политика" на 567558 тыс. руб., по разделу 0700 "Образование" на 216527 тыс. руб., по разделу 1100 "Межбюджетные трансферты" на 114732 тыс. руб., по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" на сумму 71271 тыс. руб.
Согласно экономической классификации расходов в 2006 году планируется рост расходов по заработной плате в связи с ее повышением работникам бюджетных учреждений и органов местного самоуправления и расходы на коммунальные услуги.
4.2. Оперативный контроль
В рамках оперативного контроля в течение 2005 года проводился контроль за ходом исполнения бюджета города. Контроль осуществлялся на основании анализа данных финансовой отчетности, а также результатов контрольных мероприятий за отчетный период. В ходе оперативного контроля анализировались основные экономические и социальные показатели, сложившиеся в городе на отчетную дату, доходные и расходные статьи бюджета города, состояние дефицита.
4.3. Последующий контроль
В рамках последующего контроля проведена экспертиза проекта Постановления об исполнении бюджета за 2004 год, которой установлено, что основным источником формирования бюджета являются налоговые доходы, на их долю приходится 76,4% всех поступлений.
Исполнение бюджета по налоговым доходам в основном обеспечено за счет 5 видов налогов: налога на прибыль организаций - 20,5%; налога на доходы физических лиц - 43,3%; налога на имущество организаций - 8,3%; земельного налога - 7,7%; акцизов по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья - 6,4%.
Наибольший вес в составе неналоговых поступлений (83,8%) приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, исполнение которых составило 161753,0 тыс. руб.
Анализ исполнения городского бюджета показал, что при ведении бюджетного процесса требования федерального и местного бюджетного законодательства, в основном, соблюдались. Утвержденные Постановлением о городском бюджете на 2004 год бюджетные назначения по расходам не выполнены по 14 разделам из 15 функциональной классификации расходов. Кредиторская задолженность по городскому бюджету на конец года по сравнению с началом года возросла на 48846 тыс. руб., или ее рост составил 18,8%.
В рамках проведении# проверки исполнения бюджета, в соответствии с планом, Счетной Палатой проведена проверка порядка и условий выдачи и возврата кредитов, выделенных из бюджета в 2004 году. В результате установлено: в период с 2000 по 2004 годы кредиты юридическим и физический лицам не предоставлялись. В проверяемом периоде производилось погашение задолженности по кредитам, выданным до 2000 года, общий объем погашения составил 7652,4 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2005 года задолженность по ссудам, выделенным из бюджета города составила 55706,1 тыс. рублей, в том числе по основному долгу 33893,6 тыс. рублей.
Также, в рамках проверки исполнения бюджета, проведена проверка использования средств резервного фонда администрации города Оренбурга. В результате нарушений по расходованию средств фонда не установлено.
5. Выводы и задачи на перспективу
Деятельность Счетной Палаты в 2005 году была направлена на отражение итоговых результатов, влияющих на укрепление экономики города, в частности: повышение устойчивости доходной части бюджета; оптимизации бюджетных расходов и обеспечению их эффективного и целевого использования; возможное предотвращение финансовых нарушений в сфере экономики.
В отчетном периоде Счетной палатой обеспечена реализация целей и задач, возложенных на нее Уставом города Оренбурга, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Оренбурге, Положением о Счетной Палате города Оренбурга и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем, динамично меняющиеся социально-экономические условия, развитие налоговой, банковской, бюджетной и финансовой систем страны требуют дальнейшего совершенствования форм и методов деятельности Счетной палаты, использования опыта, накопленного в прошедшие годы, поиска и задействования всех имеющихся резервов повышения качества контрольной и экспертно-аналитической работы.
Особое внимание следует уделить совершенствованию форм и методов предварительного контроля, дальнейшему повышению качества заключения Счетной палаты на проект решения Оренбургского городского Совета о бюджете города на очередной финансовый год.
На основе расширения информационных ресурсов Счетной палаты и повышения качества их обработки необходимо расширить набор методов оперативного контроля исполнения городского бюджета текущего финансового года, обеспечить своевременность, актуальность и необходимое качество предоставляемой информации. С этой целью следует усилить информационное взаимодействие Счетной палаты, Финансового управление администрации города и иных участников бюджетного процесса в ходе оперативного контроля исполнения бюджета текущего финансового года.
Следует продолжить работу по совершенствованию процесса подготовки заключения Счетной палаты по отчету Финансового управления администрации города об исполнении городского бюджета за отчетный финансовый год, имея в виду, что оно должно не только отражать результаты финансовой проверки представляемого Управлением отчета, но и содержать оценку качества исполненного бюджета, анализ эффективности и результативности осуществленных бюджетных расходов.
Требуется сформировать эффективную систему контроля за использованием муниципальной собственности. При этом особое внимание необходимо уделить определению критериев эффективного использования муниципальной собственности, форм и методов контроля.
Требует более четкого определения система взаимоотношений между органами внешнего и внутреннего финансового контроля, органами финансового контроля, образуемыми законодательными органами власти и органами финансового контроля, образуемыми органами исполнительной власти.
Требует дальнейшего совершенствования методологическое и методическое обеспечение контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.
Особое внимание следует уделить совершенствованию и внедрению методологического инструментария осуществления аудита эффективности расходования бюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного, задачи, определяемые на 2006 год, будут нацелены на эффективность и результативность использования бюджетных средств, а именно:
совершенствование методов финансового контроля;
внедрение и использование аудита эффективности;
эффективное взаимодействие с органами прокуратуры и органами финансового контроля в вопросах предупреждения и выявления правонарушений в бюджетной сфере;
повышение профессиональной квалификации сотрудников, предусматривающее ознакомление с новыми стандартами и рекомендуемыми методами работы.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что повысить эффективность деятельности Счетной палаты позволило бы предусмотрение в штате должности юриста. Штатные работники имеют высшее профессиональное финансово-экономическое образование, но при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий возникают вопросы, требующие не только экономических, но и профессиональных юридических знаний.
И.о. председателя Счетной Палаты
города Оренбурга |
Г.А. Карецкая |
Приложение 1
Отчет
Счетной Палаты города Оренбурга за 2005 год
Показатель | 2005 год |
Проведено контрольных и экспортно-аналитических мероприятий | 26 |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий | 2 |
Проведено контрольных мероприятий | 24 |
в т.ч. по Распоряжению Оренбургского городского Совета | 9 |
Количество актов по результатам контрольных мероприятий | 24 |
Количество направленных представлений и предложений | 14 |
Выявлено финансовых нарушений (тыс. руб.), в том числе | 185506,1 |
Невозместимые потери бюджета (тыс. руб.) | 11960,6 |
Сумма нецелевого использования бюджетных средств (тыс. руб.) | 108,0 |
Сумма нарушений бюджетного законодательства (тыс. руб.) | 57045,7 |
Сумма нарушений бухгалтерского законодательства (тыс. руб.) | 116391,8 |
Устранено выявленных нарушений (тыс. руб.) | 53714,6 |
Восстановлено средств, использованных не по целевому назначению (тыс. руб.) |
108,0 |
Фактические затраты на содержание Счетной Палаты (тыс. руб.) | 1762,0 |
Состав сотрудников Счетной Палаты (чел.) в т.ч. имеющих высшее профессиональное образование |
4 4 |
Приложение 2
Нарушения, выявленные контрольными мероприятиями в 2005 году, тыс. руб.
Наименование предприятия | Нарушения ведения бухгалтерского учета |
Устранено нарушений на 01.01.06 г. |
Нарушение бюджетного законодательства |
Устранено нарушений на 01.01.06 г. |
МУП "Дормостремонт" | - | - | - | - |
МУП "УПТК ЖКХ г.Оренбурга" | - | - | - | - |
Резервный фонд администрации города |
- | - | - | - |
МУП "Спецавтохозяйства" | 26,2 | 26,2 | 1249,0 | 1249,0 |
МУП "Причал" | - | - | - | - |
МУП ЖКХ "Альтернатива" | 1863,2 | - | - | - |
Бюджетные кредиты | - | - | 6567,1 | - |
МУП "Управление капитального строительства" |
- | - | 2497,3 | 2497,3 |
МУП "Оренбург-Водоканал" | - | - | - | - |
ФГУП ГТРК "Оренбург" | - | - | - | - |
Муниципальном учреждении "Оренбургское городское управление пассажирского транспорта" |
61172,0 | - | 5657,0 | 108,0 |
МУП "Пассажирский автотранспорт-1" |
- | - | - | - |
МУП "Пассажирский автотранспорт-3" |
- | - | - | - |
МУПП N 4 | 1192,9 | - | - | - |
МУП "Электротранспорт N 2" | - | - | - | - |
Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга |
- | - | - | - |
Управлении здравоохранения администрации г.Оренбурга |
- | - | - | - |
МУП "Оренбурггортепло" | 52137,5 | 49700,0 | 5163,0 | - |
УЖКХ администрации г.Оренбурга | - | - | 42345,3 | - |
МУ "Агентство жилищного фонда" | - | - | 242,1 | 242,1 |
Управлении землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга |
- | - | 5393,5 | - |
Итого | 116391,8 | 49726,2 | 69114,3 | 4096,4 |
Приложение 3
Результаты выборочной проверки правильности начисления
арендных платежей за земли в Управлении землепользования и
развития пригородного хозяйства администрации г. Оренбурга
Наименование арендатора, договор |
Нормативный акт | Данные Управления, применяемые для расчета арендной платы |
Данные Счетной Палаты, применяемые для расчета арендной платы |
Недополучено в бюджет города, тыс. рублей |
ООО "Автогаз", договор N 1810 от 20.01. 98 г. |
Постановление Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 г. N 229 |
Коэффициент дифференциации ставки по зоне - 1,86 (6-ая зона) |
Коэффициент дифференциации ставки по зоне - 2,18 (7-ая зона) |
22,3 |
ЗАО "Оренбургский областной "Вторчермет", договор N 758 от 04.11.1995 г. |
1) Распоряжение Главы города Оренбурга от 10.02.2003 г. N 430-р 2) Постановление Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 г. N 229 |
1) Коэффициент категории арендаторов - 2 (прочие виды деятельности - размещение производственной базы); 2) Коэффициент дифференциации ставки по зоне - 2,18 (7-ая зона) |
1) Коэффициент категории арендаторов - 7 (заготконторы по сбору металлолома и утиля); 2) Коэффициент дифференциации ставки по зоне - 2,47 (8-ая зона) |
2662,3 |
ОАО "Оренбургэнерго" |
Распоряжение Главы города Оренбурга от 10.02.2003 г. N 430-р |
Коэффициент категории арендаторов - 1, предусмотренный для объектов транспортных систем естественных монополий. |
Коэффициент категории арендаторов - 3,5 (электроэнергетика) |
1876,7 |
ООО "Инвест-сервис", договор N 3704 от 07.04.2000 г. |
П. 5 Методики расчета арендной платы за землю на территории г.Оренбурга, утвержденной Постановлением Оренбургского городского Совета от 25.06.1998 г. N 101 |
Коэффициент категории арендаторов - 2 (прочие виды деятельности - размещение производственной базы) |
Сумма арендной платы рассчитана пропорционально целям использования площади зданий (сооружений), расположенных на арендуемом участке |
349,7 |
ООО "Такелаж", договор N 3/466-юр от 30.06.2003 г. |
Распоряжение Главы города Оренбурга от 10.02.2003 г. N 430-р |
Коэффициент категории арендаторов - 2 (прочие виды деятельности - размещение производственной базы) |
Коэффициент категории арендаторов - 4 (прочие виды деятельности - административные здания) |
175,1 |
ООО "Нико-транс", договор N 5/д-32-юр от 20.06.2005 г. |
Распоряжение Главы города Оренбурга от 10.02.2003 г. N 430-р |
Коэффициент категории арендаторов - 1, предусмотренный для строительства |
Коэффициент категории арендаторов - 3,5 (платная автостоянка). На арендуемом участке действует платная автостоянка, строительная деятельность никогда не осуществлялась. |
307,4 |
Итого | 5393,5 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Оренбургского городского Совета от 9 июня 2006 г. N 5 "Об утверждении отчета о работе Счетной Палаты города Оренбурга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.