Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 29 августа 2005 г. N 2537/461-III-ОЗ
Областная целевая Программа
реализации модели региональной национальной политики
Оренбургской области на 2006 - 2010 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Основания для разработки Распоряжение главы администрации
(губернатора) Оренбургской области
от 14.03.2005 N 101-р
Государственный заказчик Администрация Оренбургской области
Программы
Основные разработчики Органы исполнительной власти
Программы Оренбургской области, структурные
подразделения администрации области,
органы местного самоуправления,
научно-методический совет при
комитете администрации области по
делам национальностей и связям с
религиозными организациями, совет по
делам национальностей при главе
администрации Оренбургской области
Исполнители Управление администрации области по
информации и общественным связям,
комитет администрации области по
делам национальностей и связям с
религиозными организациями,
управление по культуре и искусству
Оренбургской области, департамент
общего и профессионального
образования Оренбургской области,
комитет по физической культуре,
спорту и туризму Оренбургской
области, комитет по средствам
массовой информации и полиграфии
Оренбургской области, департамент
экономического развития и внешних
связей Оренбургской области,
национальные общественные
объединения области
Цель Реализация государственной
национальной политики и модели
региональной национальной политики
для сохранения этноконфессионального
согласия в регионе и гармонизации
межнациональных отношений;
формирование в оренбургском обществе
духовно-нравственной атмосферы
уважения прав человека,
непримиримости к проявлениям
расизма, ксенофобии и экстремизма,
снижение уровня конфликтности в
межнациональных и
этноконфессиональных отношениях;
этнокультурное и духовное развитие
народов Оренбуржья; объединение
усилий органов исполнительной
власти Оренбуржья и институтов
гражданского общества, направленных
на утверждение в общественном
сознании жителей Оренбургской
области ценностей гуманизма,
отвечающих традициям солидарности и
межнационального согласия
Задачи Создание целостной системы
регулирования национальными
процессами и совершенствование
механизмов реализации основных
направлений региональной
национальной политики, выработка,
учет и реализация мер раннего
предупреждения межнациональных и
этноконфессиональных конфликтов на
основе научных исследований
этноконфессиональных и национальных
отношений; обеспечение прав и свобод
граждан по развитию институтов
гражданского общества и
этнокультурного развития; повышение
уровня национальной безопасности
через снижение рисков
террористических угроз, связанных с
этническим и религиозным фактором;
формирование единого этнокультурного
пространства; последовательная
работа с мигрантами, ведение
аналитического мониторинга в целях
разработки социально ориентированных
проектов, интеграция мигрантов в
оренбургский социум, воспитание
культуры межнационального общения у
всего населения; воспитание уважения
к истории и культуре народов России
Срок реализации 2006 - 2010 годы
Объемы и источники Областной бюджет в пределах
финансирования средств, выделенных на проведение
национальной политики в регионе,
федеральный бюджет (средства,
выделенные на финансирование
федеральных программ), внебюджетные
средства (средства национальных
организаций, спонсоров)
Система организации Контроль за исполнением мероприятий
контроля Программы осуществляется
администрацией области. Исполнители
мероприятий Программы несут
ответственность за их качественное и
своевременное выполнение,
рациональное использование
выделяемых на их реализацию
финансовых средств
Ожидаемые результаты Повышение роли общественных
институтов, в том числе национальных
и религиозных объединений;
гармонизация межнациональных и
этноконфессиональных отношений,
снижение уровня проявления
ксенофобии, религиозной и этнической
нетерпимости, политического и
религиозного экстремизма, сохранение
этнополитической стабильности в
обществе
Основное содержание Программы
1. Содержание проблемы
К началу XXI века, особенно после череды террористических актов в России, США, Европе, на Ближнем Востоке, стало очевидно, что этнический и религиозный факторы являются для нашей области, как и в целом для России, факторами национальной безопасности, а традиционные формы духовности и национальной культуры - основанием общероссийской идентичности. Усиление социально-политической и социокультурной роли религиозных и этнических традиций обозначает важность государственного регулирования сферы межнациональных, этноконфессиональных и межконфессиональных отношений, необходимость постоянного мониторинга и прогнозирования этнополитических и религиозно-политических конфликтов.
Оренбургская область - приграничный регион, который во многом специфичен своей многонациональностью и поликонфессиональностью.
Оренбуржье граничит с такими национальными субъектами Российской Федерации, как Башкортостан и Татарстан, с Республикой Казахстан. Процессы роста этнического самосознания, активизация деятельности национальных элит и усиление этнического фактора в развитии политических процессов в странах Центральной Азии в постсоветские годы привели к усилению миграционных потоков, которые стали одним из важнейших факторов развития этнополитических процессов в регионе.
По данным переписи населения 2002 года, в Оренбургской области проживают 2 млн. 179 тыс. 500 человек. Общая численность населения, по сравнению с данными переписи 1989 года увеличилась на 0,4 процента, что в абсолютном выражении составляет 8 тыс. 859 человек.
По-прежнему абсолютное большинство населения составляют русские (73,9 процента). Удельный вес русских в общей численности населения области по сравнению с 1989 годом увеличился на 1,6 процента (43 тыс. человек). Рост численности русского населения объясняется не естественным приростом, а продолжающейся на протяжении 90-х годов миграцией русского населения из республик Центральной Азии. Еще больший рост численности населения по сравнению с данными 1989 года показывают татары (4,7 процента) и казахи (12,6 процента). Наибольшие показатели роста численности населения отмечаются у армян - в 5,1 раза, таджиков - в 6,0 раза, азербайджанцев - в 2,3 раза, узбеков - в 1,9 раза, даргинцев - в 2,2 раза, аварцев и чеченцев - в 1,7 раза. Таким образом, численность выходцев с Северного Кавказа и Закавказья в основном за счет миграционного прироста увеличилась в 2,8 раза и население национальностей, проживающих в республиках Центральной Азии (таджиков и узбеков), увеличилось в 3,9 раза.
Относительно стабильна численность населения области башкирской (98,8 процента относительно данных 1989 года) и марийской (97,3 процента к 1989 году) национальностей.
Уменьшение количества белорусов на 1621 человека (что соответствует снижению общей численности белорусов области на 15 процентов по сравнению с 1989 годом), а также украинцев на 25096 человек (снижение на 24,6 процента по сравнению с численностью украинского населения области в 1989 году) связано с процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и естественной ассимиляции. По этим же причинам мордовского населения в области стало меньше более чем на 16 тысяч человек, количество чувашей уменьшилось на 4 тысячи. В области вдвое сократилась численность евреев, с 4,2 тысяч человек до 2 тысяч, а также немцев, с 47 тысяч человек до 18 тысяч. Причина - эмиграция в Германию, Израиль и другие страны.
Результаты переписи населения 2002 года показали значительное увеличение количества национальных групп населения в Оренбуржье. Если в 1989 году в Оренбургской области были зарегистрированы представители 80 национальностей, то по последней переписи населения в Оренбуржье проживают представители более 100 национальностей. Из них 6 этнических общностей населения имеют в своем составе свыше пятидесяти тысяч человек каждая (русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, мордва). Представители этих национальностей составляют основную массу населения области (95,6 процентов). Еще три национальные группы - немцы, чуваши и армяне - имеют в составе своей диаспоры свыше десяти тысяч человек. Удельный вес этих групп населения в общей численности оренбуржцев находится в пределах от 1 до 0,5 процента. Представители четырех национальных групп населения - белорусы, азербайджанцы, узбеки и таджики - составляют от 0,5 до 0,1 процента в общей численности населения области. Семнадцать национальных групп, проживающих в Оренбуржье, имеют удельный вес в общей численности населения в пределах от 0,1 до 0,01 процента каждая. Менее 0,01 процента в общей численности населения области имеют представители 71 национальности.
Перепись еще раз подтвердила важность и значимость этнического фактора. Лишь 2,9 тыс. человек (0,01 процента) не ответили на вопрос переписного листа о национальной принадлежности. Это подтверждает факт того, что национальные отношения в Оренбуржье представляют один из наиболее важных типов социальных отношений.
Основная цель данной Программы заключается в создании необходимых условий для сохранения этнополитической стабильности в области.
В Оренбуржье на протяжении многих лет не наблюдались межнациональные конфликты. Межэтнические и этноконфессиональные отношения в Оренбуржье остаются стабильными, но тем не менее по-прежнему требуют к себе самого пристального внимания. Процессы трансформации, происходящие в последние годы в российском обществе, события на Северном Кавказе, террористические акты прямо или косвенно влияют на этнополитический климат региона. Возникают некоторые элементы скрытой напряженности. В России по данным социологических исследований, проведенных в 2002 - 2004 годах, 60,0 процента опрошенных испытывают неприязнь к представителям различных национальностей. В Оренбуржье в первую очередь это отражается в сознании людей, высказываниях на бытовом уровне. В области, по данным социологического опроса, проведенного в августе 2004 года, недоброжелательное отношение к представителям иной этнической группы испытывают 35,0 процента респондентов, что значительно меньше общероссийских показателей. Повышение уровня толерантности объясняется работой, проводимой структурами исполнительной власти по удовлетворению национально-культурных запросов различных этнических групп. Осуществление комплекса мероприятий, закрепленных в предыдущих программах реализации региональной национальной политики, позволило создать стройную организационную систему взаимодействия органов власти с различными этническими группами населения области, благодаря которой в полной мере удовлетворяются конституционные права и свободы последних.
В Оренбуржье в последние годы наблюдается тенденция консолидации диаспор на этнической основе: функционирует 91 национально-культурное объединение (центры, общества, автономии). Зарегистрировано 373 местных и централизованных религиозных организаций, представляющих 21 конфессию.
Программа по реализации модели региональной национальной политики на 2006 - 2010 годы является логическим продолжением предыдущих четырех программ (1994 - 1995 годы), (1996 - 1997 годы), (1998 - 2000 годы), (2001 - 2005 годы). Она разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентирующими национальную политику, и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации. При этом учтен опыт разработки аналогичных программ в других субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем вызывает тревогу распространенность негативных этноконтактных установок в оренбургском социуме. Ощущается присутствие в массовом сознании негативных стереотипов в восприятии религиозного фактора на общественную жизнь региона.
Настоящая Программа является конкретным инструментом реализации основных направлений региональной национальной политики.
Гармонизация национальных и межнациональных отношений невозможна без четко определенной политики взаимодействия всех властных структур с общественными национальными организациями, учеными и специалистами в области этноконфессиональных отношений. Этот принцип нашел свое отражение в разделах данной Программы. Данная Программа учитывает как позитивный опыт регулирования межнациональных отношений, так и этнокультурный потенциал, а также специфичность этнокультурных проблем в регионе.
Реализация Программы позволит сохранить стабильность в сфере этноконфессиональных отношений, будет способствовать развитию принципов толерантности у населения области, а также позволит сохранить и развивать систему конституционных гарантий, направленных на обеспечение прав и свобод граждан в сфере межнациональных отношений. Достижение основной цели и задач, заложенных в Программе, позволит сформировать условия для социализации этнокультурных обществ, их интеграции в структуру гражданского общества, снижения уровня протестных настроений в национальной и религиозной среде, преодоления этнического и религиозного изоляционизма и экстремизма.
Кроме того, комплекс мероприятий, заложенных в Программе, направлен на осуществление мониторинга, прогнозирования и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве и предполагает снижение уровня конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях.
2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является реализация государственной национальной политики и модели региональной национальной политики для сохранения этноконфессионального согласия в регионе и гармонизации межнациональных отношений; противодействие этническому и религиозному экстремизму, снижение уровня конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях; этнокультурное и духовное развитие народов Оренбуржья.
К основным задачам, направленным на достижение указанной цели, относятся:
совершенствование механизмов реализации основных направлений региональной национальной политики;
учет и предупреждение межнациональных и этноконфессиональных конфликтов на основе научных исследований этноконфессиональных и национальных отношений;
обеспечение прав и свобод граждан по развитию институтов гражданского общества и этнокультурного развития;
повышение уровня национальной безопасности через снижение угрозы террористических актов, связанных с этническим и религиозным фактором;
формирование единого этнокультурного пространства.
Реализация программных мероприятий рассчитана на срок с 2006 по 2010 год.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия группируются в зависимости от основных направлений деятельности по реализации поставленных задач (приложение 4). В Программе выделяется девять разделов, каждый из которых содержит перечень конкретных мероприятий, реализация которых направлена на достижение общей цели.
Комплексная работа по основным направлениям Программы позволит решить основные задачи и достигнуть общую цель, стоящую перед Программой.
4. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Организация работы по выполнению Программы и контроль за ее реализацией осуществляются комитетом администрации Оренбургской области по делам национальностей и связям с религиозными организациями.
Ежегодно на заседаниях совета по делам национальностей при главе администрации Оренбургской области заслушиваются отчеты исполнителей о выполнении программных мероприятий.
Общественные национальные формирования содействуют реализации Программы, а также активному участию населения в реализации Программы.
Правовой базой Программы являются:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Федеративный договор Российской Федерации от 31 марта 1992 года "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации";
Федеративный договор Российской Федерации от 31 марта 1992 года "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации";
Федеративный договор Российской Федерации от 31 марта 1992 года "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации";
Декларация съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 года N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики";
Декларация Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1991 года N 1808-1 "О языках народов России";
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года N 3612-1;
Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
Федеральный закон от 26 сентября 1996 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого Федерального закона N 125-ФЗ следует читать как "26 сентября 1997 года"
Федеральный закон от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года N 881 "Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык".
Постановление Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1991 года N 1808-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О языках народов РСФСР";
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909;
Устав (Основной Закон) Оренбургской области.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования мероприятий, заложенных в Программе, составляет 15500 тыс. рублей.
Источники финансирования: 14500 тыс. рублей - областной бюджет; 1000 тыс. рублей - другие источники финансирования (приложение 2).
Программа не предусматривает привлечение инвестиций в основной капитал и имеет социальную направленность. В связи с этим оценка эффективности Программы не проводилась.
Примечание. Финансирование мероприятий из бюджетов муниципальных образований и их выполнение администрациями муниципальных образований, а также организациями, объединениями, не входящими в состав администрации области, производятся по согласованию.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Особенностью этнокультурной сферы общественных отношений является сочетание глубинных многовековых национальных и религиозных традиций с современными социальными и политическими процессами. Основным результатом проведения этнокультурной политики является сохранение и развитие позитивного опыта межкультурного взаимодействия в условиях трансформации и модернизации российского социума. Реализация комплекса мероприятий, предложенных в Программе, позволит сохранить стабильность в такой важной социальной сфере, как межнациональные и этноконфессиональные отношения.
Комплекс мероприятий, обобщенных в Программе, направлен на укрепление единого этнокультурного пространства Оренбургской области как одного из основных факторов устойчивого развития региона. В ходе реализации Программы ожидается дальнейшее развитие процессов социализации этнокультурных сообществ, а также формирование у граждан различной этнической и вероисповедной принадлежности, общероссийской идентичности, гражданской солидарности, культуры, мира и согласия, духовного единства оренбуржцев.
Реализация комплекса мероприятий, вошедших в Программу, будет способствовать преодолению негативных этностереотипов, связанных с экономической миграцией, позволит уменьшить межнациональную напряженность и существенно снизить число оренбуржцев, негативно относящихся к представителям других национальностей.
Распространение и пропаганда базовых позитивных установок духовной культуры каждого народа позволит создать необходимые условия для цивилизованного этнокультурного взаимодействия жителей Оренбуржья, основанного на знании и уважительном отношении к этнической истории и культуре каждого народа. Все это в конечном счете приведет к укреплению атмосферы межнационального согласия.
Сохранение стабильности в такой важной социальной сфере как межнациональные и этноконфессиональные отношения, позволит успешно решать социально-экономические задачи, станет благоприятным фактором для успешного развития экономики области и решения острых социальных проблем.
Сокращения, применяемые в Программе
ГУК "ОМЦНТ" - государственное учреждение культуры "Областной методический центр народного творчества"
ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа
МО - муниципальное образование
НКА - национально-культурная автономия
ОДТДМ - областной дом творчества детей и молодежи им. Поляничко
ОДЮСШОР - Оренбургская детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва
ООИПКРО - Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования
ОУНБ им. Н.К.Крупской - областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской
ОЦДЮТурК - Оренбургский центр детского и юношеского туризма и краеведения
СМИ - средства массовой информации
ТВ - телевидение
ЦБС - центральная библиотечная система
<< Статья 4 Статья 4 |
Приложение 1. >> Программные мероприятия |
|
Содержание Закон Оренбургской области от 29 августа 2005 г. N 2537/461-III-ОЗ "Об областной целевой программе реализации модели... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.