Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 23 ноября 2005 г. N 2732/488-III-ОЗ
Областная целевая миграционная Программа
на 2006 - 2010 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Основание для Распоряжение главы администрации области от
разработки 11.04.2005 N 151-р "О разработке региональной
миграционной программы на 2006 - 2010 годы"
Заказчик Департамент экономического развития и внешних связей
Оренбургской области
Основные Департамент экономического развития и внешних связей
разработчики Оренбургской области, управление по делам миграции УВД
Оренбургской области
Исполнители Департамент экономического развития и внешних связей
Оренбургской области;
УВД Оренбургской области;
управление по делам миграции УВД Оренбургской
области;
главное управление здравоохранения Оренбургской
области;
департамент общего и профессионального образования
Оренбургской области;
Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Оренбургской области;
комитет администрации области по делам
национальностей и связям с религиозными организациями;
главное управление социальной защиты населения
Оренбургской области;
управление администрации области по информации и
общественным связям;
паспортно-визовое управление УВД Оренбургской
области;
Управление Федеральной службы безопасности Российской
Федерации по Оренбургской области;
Пограничное управление Федеральной службы
безопасности Российской Федерации по Оренбургской
области;
Управление Федеральной государственной службы
занятости населения по Оренбургской области;
Территориальное управление Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Оренбургской области;
Федеральное государственное учреждение
здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в
Оренбургской области";
администрации городов и районов области
Основная цель Совершенствование системы регулирования и контроля за
миграционными процессами на территории области,
обеспечение соответствия их параметров стратегии
социально-экономического и демографического развития
области
Основные задачи Оптимизация объема и структуры миграционных потоков,
использование потенциала мигрантов в интересах
социально-экономического и демографического развития
области;
совершенствование системы регистрации иностранных
граждан, прибывающих на территорию области, борьба с
незаконной миграцией;
предупреждение возникновения и распространения
инфекционных и паразитарных заболеваний в связи с
прибытием мигрантов, в том числе из регионов
повышенного эпидемиологического риска;
обеспечение приемлемых социально-бытовых условий
пребывания мигрантов в области
Срок реализации 2006 - 2010 годы
Объем и источник Всего на 2006 - 2010 годы 1867,8 тыс. рублей,
финансирования из них
средства областного бюджета - 1867,8 тыс. рублей
Система Контроль за исполнением мероприятий Программы
организации осуществляется департаментом экономического развития и
контроля внешних связей Оренбургской области, ход и результаты
их выполнения рассматриваются на заседаниях
Законодательного Собрания Оренбургской области.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность
за их качественное и своевременное выполнение,
рациональное использование выделяемых на их реализацию
финансовых средств
Ожидаемые Комплексная реализация мероприятий Программы
конечные позволит:
результаты повысить устойчивость и эффективность контроля за
миграционной ситуацией;
оптимизировать эффективность использования объемов
миграции в социально-экономическом и демографическом
развитии области;
создать единую и эффективно действующую систему
миграционного контроля, свести до минимума незаконную
миграцию;
повысить степень координации и взаимодействия органов
исполнительной власти в процессе регулирования
миграционных потоков;
снизить риск возникновения и распространения
инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения
области в результате миграции населения
Список сокращений
СНГ - Содружество Независимых Государств
ФМС России - Федеральная миграционная служба России
ДЭРиВС - департамент экономического развития и внешних
связей Оренбургской области
УВД области - управление внутренних дел Оренбургской области
УДМ УВД области - управление по делам миграции управления внутренних
дел Оренбургской области
ПВУ УВД области - паспортно-визовое управление управления внутренних
дел Оренбургской области
УФГСЗН - Управление Федеральной государственной службы
занятости населения по Оренбургской области
ИЦ УВД области - информационный центр управления внутренних дел
Оренбургской области
ГУЗО - главное управление здравоохранения Оренбургской
области
ДОиПО - департамент общего и профессионального образования
Оренбургской области
Госкомстат - Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Оренбургской области
УГСиРПМСУ - управление государственной службы и региональной
политики по вопросам местного самоуправления
администрации области
УИиОС - управление администрации области по информации и
общественным связям
УФСБ области - Управление Федеральной службы безопасности по
Оренбургской области
ПУ ФСБ РФ - Пограничное управление Федеральной службы
безопасности Российской Федерации по Оренбургской
области
ТУ Роспотребнадзора - Территориальное управление Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Оренбургской области
ФГУЗ "ЦГиЭ" - Федеральное государственное учреждение
здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в
Оренбургской области"
ГУСЗН - главное управление социальной защиты населения
Оренбургской области
КДНиСРО - комитет администрации области по делам
национальностей и связям с религиозными
организациями
1. Содержание проблемы
Миграция играет все более заметную роль в развитии общества как одна из основных составляющих рыночных отношений, обеспечивая наряду с товарными и финансовыми потоками перемещение населения в едином экономическом пространстве. Она оказывает существенное влияние на социально-экономическую и демографическую ситуацию в Оренбургской области так же, как и в других регионах России.
Миграционная привлекательность Оренбуржья объясняется приграничным положением, прохождением традиционных транспортных путей, связывающих государства Центральной Азии и центр России, а также стабильностью экономического развития региона.
С начала 90-х годов прошлого века на территорию Оренбургской области прибыло около 200 тыс. человек, в основном из центральноазиатских государств (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения). Пик миграции в область пришелся на 1993 - 1994 годы: около 100 тыс. человек. Статус вынужденного переселенца и беженца с 1993 года получили 82,5 тыс. человек.
На 1 января 2005 года статус вынужденного переселенца имеют 11848 человек. Это третий показатель в России и первый в Приволжском федеральном округе.
По-прежнему не решена проблема их жилищного обустройства. На учете нуждающихся в постоянном жилье состоят 6199 человек. Для решения этого вопроса требуется выделение из федерального бюджета 1,12 млрд. рублей.
Оренбургская область превратилась в своеобразный санитарный кордон, сдерживающий проникновение во внутренние регионы России наркотиков, контрабанды, нелегальной миграции. Важной мерой в борьбе с нелегальной миграцией является осуществление на границе качественного иммиграционного контроля. В области в настоящее время имеется только один пост иммиграционного контроля "Оренбург-аэро", сотрудниками которого в порядке эксперимента осуществляется иммиграционный контроль и на железнодорожной станции Илецк-1.
Серьезной проблемой для области сегодня является внешняя, в том числе трудовая, миграция. За последние пять лет количество иностранных граждан, зарегистрированных в области в режиме временного пребывания, увеличилось в 10 раз (в 2004 году - более 76,0 тыс. человек); в Приволжском федеральном округе больше зарегистрировано только в Самарской области. Граждане этой категории приезжают в область для осуществления трудовой деятельности и пополняют ряды нелегальных мигрантов.
Вместе с тем с учетом складывающейся сложной демографической ситуации миграционный приток в область желателен и важен, но его необходимо регулировать.
В 2004 году в области на законных основаниях работало 2474 иностранных гражданина, что составило 0,2 процента от численности занятых в экономике области и не оказало существенного влияния на рынок труда. Вместе с тем значительное количество (по экспертным оценкам, от 10 до 15 тысяч) иностранных граждан работает незаконно.
За 2004 год проверено 5700 работодателей и 8799 иностранных граждан. Среди работодателей выявлено 612 нарушений установленного порядка привлечения иностранной рабочей силы, вынесено 274 судебных постановления о штрафах на сумму 254,0 тысячи рублей. Среди иностранных работников выявлено 2072 нарушения установленных правил трудовой деятельности (23,5 процента от числа всех проверенных), вынесено 883 судебных постановления о штрафах на сумму 525,9 тысячи рублей.
Нелегальная трудовая деятельность иностранных граждан создает напряженность на рынке труда и в социальной сфере, опасность распространения инфекционных заболеваний, обострение криминогенной ситуации, отток финансовых средств из области. Отсутствие подразделений миграционного контроля не позволяет вести систематический контроль за трудовой деятельностью иностранных граждан.
Настоятельным требованием экономического развития, вхождением в международный рынок труда становится необходимость создания действенной системы контроля и регулирования использования иностранной рабочей силы.
На решение указанных проблем направлена областная целевая миграционная программа на 2006 - 2010 годы.
2. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий (приложение 1) представляет собой комплекс согласованных мер, призванных обеспечить осуществление цели и задач Программы, и характеризуется конкретным содержанием цели мероприятий, сроками их исполнения, ответственными исполнителями. Мероприятия спланированы в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации в сфере миграции, Концепции регулирования миграционных процессов, одобренной Правительством Российской Федерации, реализации целей и задач программы социально-экономического развития Оренбургской области на 2006 - 2010 годы.
См. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
3. Механизм реализации Программы
Реализация цели и задач Программы осуществляется комплексом мероприятий по организационному, экономическому и правовому обеспечению.
Организационное обеспечение
Эффективность достижения цели и задач Программы возможна только при условии активного взаимодействия структур исполнительной власти как Оренбургской области, так и федерального уровня, участвующих в пределах своей компетенции в регулировании и контроле за миграционными процессами в области.
Программа не является сугубо административным барьером на пути движения миграционных потоков. Ее основное назначение - это повышение устойчивости регулирования и контроля за миграционными процессами, основанными на учете балансов интересов области и мигрантов, общественных организаций и диаспор, представляющих интересы мигрантов.
В целях проведения информационной кампании по разъяснению миграционной политики администрация области осуществляет через средства массовой информации (печать, радио, телевидение) информирование населения.
Правовое обеспечение
Решение задач Программы основывается на существующей нормативно-правовой базе в сфере миграции и Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, а также предусматривает принятие правовых актов Оренбургской области, обеспечивающих повышение устойчивости системы регулирования и контроля за миграционными процессами на территории области.
См. постановление администрации Оренбургской области от 24 мая 2004 г. N 110-п "О создании межведомственной комиссии по вопросам миграции"
Экономическое обеспечение
Реализация мероприятий областной миграционной Программы обеспечивается соответствием параметров стратегии социально-экономического и демографического развития области, определяемых целями, задачами и комплексом мероприятий программы социально-экономического развития Оренбургской области на 2006 - 2010 годы.
4. Финансовое обеспечение Программы
Расходы по финансовому обеспечению Программы включают в себя затраты на реализацию мероприятий федеральной программы по социальному обеспечению беженцев и вынужденных переселенцев и по другим мероприятиям регулирования миграции, средства областного бюджета и средства текущего финансирования исполнителей программных мероприятий, а также могут быть использованы и иные источники финансирования. Объемы финансирования программных мероприятий указаны в приложении 1.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Осуществление комплекса исследований влияния миграционных процессов на социально-экономическое и демографическое развитие области позволит выявлять структуру, объемы и направленность миграционных потоков как межрегиональной, так и внутриобластной миграции и принимать действенные меры по повышению устойчивости системы регулирования и контроля за миграционной ситуацией.
Реализация мероприятий по обеспечению социально-бытовых условий размещения мигрантов (содействие в жилищном обустройстве, трудоустройстве, медицинском и социальном обеспечении) окажет стимулирующее воздействие на активное участие мигрантов в социально-экономическом развитии области.
Осуществление действенного контроля исполнения нормативных актов в сфере привлечения иностранной рабочей силы, оперативно-профилактических мероприятий по предотвращению незаконной миграции, создание миграционной инспекции УВД Оренбургской области, дополнительных постов иммиграционного контроля позволят регулировать объем и структуру внешней миграции и свести к минимуму незаконную миграцию, нелегальный вывоз финансовых средств.
Осуществление комплекса мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля за условиями размещения и проживания мигрантов будет способствовать снижению риска возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения области в результате миграции.
Налаживание и поддержание тесного взаимодействия с соответствующими службами государств СНГ и представительствами Федеральной миграционной службы России по структуре, объемам, направленности миграции будет способствовать совершенствованию системы регулирования миграционными потоками и разрешению проблемных вопросов, связанных с миграцией.
Развитие инфраструктуры и организационно-кадровое обеспечение управления по делам миграции УВД Оренбургской области позволит повысить действенность и оперативность контроля за законностью пребывания иностранных граждан на территории области, их трудовой деятельностью и в целом контроля за миграционной ситуацией.
6. Организация управления и контроля за исполнением Программы
Глава администрации (губернатор) области совместно с департаментом экономического развития и внешних связей Оренбургской области организует контроль за исполнением Программы.
Департамент экономического развития и внешних связей Оренбургской области:
организует управление и контроль за ходом реализации Программы;
проводит постоянный мониторинг миграционных процессов и вносит предложения в соответствующие органы, департаменты, управления, комитеты и отделы администрации области, комитеты Законодательного Собрания области;
обеспечивает постоянный текущий контроль за ходом реализации Программы всеми исполнителями, анализирует проблемы и причины невыполнения мероприятий Программы, разрабатывает рекомендации по устранению этих причин;
координирует деятельность всех исполнителей Программы и запрашивает информацию о ходе ее исполнения;
представляет информацию главе администрации (губернатору) области о ходе реализации Программы.
Департаменты, управления, комитеты и отделы администрации области обеспечивают реализацию мероприятий Программы по направлениям своей деятельности.
Комитет Законодательного Собрания Оренбургской области по вопросам военнослужащих, казачества, законности, правопорядка и прав человека осуществляет контроль за ходом реализации Программы.
Управление по делам миграции УВД Оренбургской области осуществляет управление и контроль за миграционными потоками, информирует об этих процессах администрацию области.
Территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти участвуют в исполнении мероприятий Программы, предоставляют необходимую информацию и вносят предложения по решению проблемных вопросов миграции.
Привлечение в качестве исполнителей настоящей Программы федеральных органов, предприятий и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации области, осуществляется по согласованию или на договорной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.