Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Оренбургского городского Совета от 22 августа 2006 г. N 58 в настоящее положение внесены изменения
Приложение
к постановлению Оренбургского
городского Совета
от 19 мая 2005 г. N 122
Положение
О порядке предоставления земельных участков
гражданам и юридическим лицам на территории
муниципального образования "город Оренбург"
27 апреля, 22 августа 2006 г.
О предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области см. Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. N 317/64-III-ОЗ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "город Оренбург" разработано в соответствии с Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Гражданским кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О землеустройстве", законодательством Оренбургской области, Уставом города Оренбурга и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы земельных правоотношений.
1.2. Настоящее Положение направлено на обеспечение рационального и наиболее эффективного использования земель в городе Оренбурге в условиях рыночных отношений, создание единого архитектурного облика города, равноправное развитие различных субъектов хозяйствования, привлечение инвестиций и пополнение бюджета.
1.3. Предметом регулирования настоящего Положения является определение и установление задач, функций и схемы взаимодействия администрации города, ее структурных подразделений в области земельных правоотношений на территории муниципального образования "город Оренбург", а также установление порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки в соответствии с действующим законодательством.
1.4. Администрация города Оренбурга распоряжается земельными участками на территории муниципального образования "город Оренбург" до разграничения государственной собственности на землю в пределах установленных законодательством полномочий. После разграничения государственной собственности на землю администрация города Оренбурга осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
1.5. Настоящее Положение регламентирует:
- порядок предоставления земельных участков для строительства;
- порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством;
- порядок приобретения прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения;
- порядок установления сервитутов и ограничений на земельный участок;
- основания и порядок прекращения прав на земельный участок и изъятия земельного участка.
Примерные формы договоров аренды, купли-продажи и безвозмездного срочного пользования утверждаются постановлением Главы города Оренбурга.
2. Порядок предоставления земельных участков для строительства
2.1. Предоставление земельных участков для строительства зданий, строений, сооружений, в том числе некапитальных (временных), осуществляется с проведением работ по их формированию:
без предварительного согласования места размещения объектов;
с предварительным согласованием места размещения объектов.
См. Порядок формирования земельных участков для целей предоставления гражданам и юридическим лицам, утвержденный распоряжением Главы города Оренбурга от 22 марта 2005 г. N 1257-р
2.2. Предметом договоров купли-продажи, аренды и безвозмездного срочного пользования, права постоянного (бессрочного) пользования могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Гражданскому кодексу РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка
2.3. Без предварительного согласования места размещения объекта предоставление земельных участков осуществляется:
- при размещении объекта в соответствии с генеральным планом города, правилами застройки г.Оренбурга, планами детальной планировки микрорайонов;
- для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства;
- гражданину для индивидуального жилищного строительства;
- для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
Постановлением Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. N 57 в пункт 2.3.1. настоящего приложения внесены изменения
2.3.1. Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в аренду или в собственность. Предоставление земельных участков в собственность осуществляется исключительно на торгах (конкурсе, аукционе).
Предоставление земельных участков для жилищного строительства и для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется только на аукционах, с учетом особенностей, предусмотренных статьями 30.1, 30.2, 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
2.3.2. Предоставление свободных земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке.
Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга (далее по тексту КГА) организует работу:
по подготовке проекта границ свободных земельных участков;
по подготовке заключения о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плате за их подключение, сроках предоставления земельного участка под строительство некапитальных (временных) сооружений;
по подготовке заключения о дополнительных требованиях к использованию земельного участка: возмещение убытков и иных затрат за снос зданий, строений, сооружений, переселение жителей, перенос строений, сооружений, коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования; строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; соблюдение сроков строительства объектов недвижимости; благоустройство территорий общего пользования;
по подготовке проектов постановлений Главы города Оренбурга о формировании земельного участка и утверждении проекта его границ;
по проведению оценки стоимости земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка;
См. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. N 568-р
по информированию населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство путем публикации в газете "Вечерний Оренбург" информации о земельном участке (местоположение, площадь, разрешенное использование), условиях предоставления земельного участка; сроках приема заявлений от заинтересованных в приобретении прав лиц или иных лиц, чьи интересы могут быть затронуты данным предоставлением;
по установлению утвержденных границ на местности;
по постановке земельного участка на кадастровый учет.
2.3.3. Для выполнения работ по формированию земельных участков КГА привлекает организации, отобранные по конкурсу. Положение о комиссии по размещению муниципального заказа в городе Оренбурге утверждается постановлением Главы города Оренбурга.
Постановлением Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. N 57 в пункт 2.3.4. настоящего приложения внесены изменения
2.3.4. В случае, если в течение месяца с момента публикации о возможном предоставлении земельного участка под строительство (кроме жилищного строительства) поступила только одна заявка, КГА до проведения работ по установлению утвержденных границ на местности и постановке земельного участка на кадастровый учет передает на рассмотрение Комиссии по выбору земельных участков, предназначенных под застройку в г.Оренбурге (далее по тексту Комиссия), документы, полученные в результате уже произведенных работ, а также в необходимых случаях заключения соответствующих органов. Комиссии также передаются поступившая в ответ на публикацию заявка от заинтересованного в приобретении прав лица и заявления иных лиц, чьи интересы могут быть затронуты данным предоставлением.
Положение о Комиссии утверждается постановлением Оренбургского городского Совета.
2.3.5. По результатам рассмотрения представленных документов Комиссия в недельный срок с момента получения документов принимает решение о предоставлении земельного участка под строительство в аренду без проведения торгов (конкурса, аукциона), или о проведении конкурса или аукциона по продаже земельных участков, или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
2.3.6. В случае принятия Комиссией решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов КГА организует работу по:
подготовке в двухнедельный срок проекта постановления Главы города Оренбурга о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурса, аукциона);
установлению утвержденных границ на местности;
постановке земельного участка на кадастровый учет.
Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков см. Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808
Постановлением Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. N 57 в пункт 2.3.7. настоящего приложения внесены изменения
2.3.7. При поступлении на публикацию о возможном предоставлении земельного участка под строительство более одной заявки, при предоставлении земельных участков для жилищного строительства и для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также в случае принятия Комиссией решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) КГА в недельный срок после окончания работ, указанных в пункте 2.3.2. настоящего Положения, передает в Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга (далее Управление) решение Комиссии, землеустроительное дело, кадастровый план, расчет затрат на проведение работ по формированию земельного участка, его оценке и постановке на кадастровый учет, в необходимых случаях заключения соответствующих органов, предложения о способе проведения торгов и их условиях, а также поступившие в ответ на публикацию заявления от заинтересованных в приобретении прав лиц или иных лиц, чьи интересы могут быть затронуты данным предоставлением.
2.3.8. Управление:
в двухнедельный срок с учетом решения Комиссии и заключения КГА определяет условия проведения торгов (конкурса, аукциона), подготавливает проект постановления Главы города Оренбурга о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды;
публикует в газете "Вечерний Оренбург" сообщение о проведении торгов (конкурса, аукциона). Публикация о проведении торгов (конкурса, аукциона) должна содержать информацию в соответствии с требованиями действующего законодательства;
проводит торги (конкурс, аукцион), подписывает протокол торгов. Управление имеет право привлекать в качестве организатора торгов специализированную организацию;
подписывает в двухнедельный срок с победителем торгов договор купли-продажи земельного участка при продаже на торгах земельного участка, осуществляет совместно с покупателем государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок;
подписывает в двухнедельный срок договор аренды земельного участка с победителем торгов при продаже на торгах права аренды, согласовывает договор в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области.
Средства, поступающие в бюджет города Оренбурга от продажи земельного участка или продажи права на заключение договора аренды земельного участка по результатам торгов (конкурса, аукциона) в размере 10% направляются в установленном порядке на финансирование проведения торгов, а также мероприятий по становлению и развитию земельно-имущественных отношений на территории г.Оренбурга.
Постановлением Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. N 57 в пункт 2.3.9. настоящего приложения внесены изменения
2.3.9. Управление в случае признания торгов несостоявшимися по причине участия в торгах менее двух участников:
подписывает в десятидневный срок с единственным участником торгов договор купли-продажи земельного участка при продаже на торгах земельного участка, осуществляет совместно с покупателем государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок;
подписывает в двухнедельный срок договор аренды земельного участка с единственным участником торгов при продаже на торгах права аренды, согласовывает договор в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области.
Постановлением Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. N 57 в пункт 2.4. настоящего приложения внесены изменения
2.4. Предоставление земельных участков для строительства (кроме жилищного строительства) с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в аренду; лицам, указанным в пункте 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование; религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
2.4.1. Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка для строительства, обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в КГА города Оренбурга. Порядок приема заявлений устанавливается постановлением Главы города Оренбурга.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается руководителем и заверяется печатью. В заявлении указываются:
адрес проживания (для гражданина и индивидуального предпринимателя),
адрес фактического местонахождения (для юридического лица);
предполагаемое местоположение земельного участка;
примерная площадь земельного участка;
испрашиваемое право на земельный участок и срок использования;
предполагаемая цель и вид использования;
основные данные объекта строительства.
К заявлению прилагаются:
копия удостоверения личности (для гражданина) или копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявки представителем заявителя);
копия свидетельства о постановке на налоговый учет индивидуального предпринимателя;
копия учредительного документа (устав и учредительный договор) юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
выписка из Единого реестра юридических лиц;
копия информационного письма об учете в ЕГРПО.
При необходимости может быть приложено технико-экономическое обоснование проекта строительства, необходимые расчеты или эскизные предпроектные проработки.
2.4.2. КГА организует работу по:
выбору земельного участка;
информированию населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство путем публикации в газете "Вечерний Оренбург" информации о земельном участке (местоположение, ориентировочная площадь, разрешенное использование), сроках приема заявлений лиц, чьи интересы могут быть затронуты данным предоставлением;
формированию земельного участка;
составлению заключения о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, возможных сроках строительства, технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за их подключение, требованиях к благоустройству прилегающей территории и дополнительных требованиях, установленных в соответствии с действующими на территории города Оренбурга нормативными правовыми актами, сроках предоставления земельного участка под строительство некапитальных (временных) сооружений.
2.4.3. Документы, подготовленные в результате работ, указанных в пункте 2.4.2. настоящего Положения, поступившие в ответ на публикацию заявления от лиц, чьи интересы могут быть затронуты данным предоставлением, а также, в необходимых случаях, заключения соответствующих органов КГА передает на рассмотрение Комиссии.
2.4.4. По результатам рассмотрения представленных документов Комиссия в недельный срок с момента получения документов принимает решение о согласовании акта выбора земельного участка или отказе в согласовании с указанием причин отказа.
2.4.5. При положительном решении Комиссии о согласовании акта выбора земельного участка КГА организует работу:
по подготовке проекта постановления Главы города Оренбурга о формировании земельного участка, утверждении проекта его границ, предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка;
по оценке права на заключение договора аренды земельного участка.
Копия постановления Главы города Оренбурга о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка направляется заявителю в семидневный срок со дня принятия постановления.
2.4.6. Постановление Главы города Оренбурга о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего предоставления земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По истечению срока действия постановление Главы города о предварительном согласовании места размещения объекта может быть продлено на срок до трех лет на основании решения Комиссии по заключению КГА.
2.4.7. Постановление Главы города Оренбурга о формировании земельного участка, утверждении проекта его границ, предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка, проект границ земельного участка являются основаниями для обращения граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка под строительство, в землеустроительные организации для установления утвержденных границ на местности и государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
2.4.8. После постановки земельного участка на государственный кадастровый учет граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в КГА с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство, к которому прилагается кадастровый план.
КГА в двухнедельный срок осуществляет подготовку проекта постановления Главы города Оренбурга о предоставлении земельного участка заявителю в соответствии с пунктом 2.4. настоящего Положения.
2.4.9. В случае принятия Комиссией решения об отказе в согласовании акта выбора земельного участка и размещения объекта КГА в семидневный срок с момента принятия такого решения направляет заявителю отказ в размещении объекта.
2.4.10. При обращении органа государственной власти, государственного учреждения и государственного унитарного предприятия с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта КГА в течение 3-х месяцев со дня поступления заявления обеспечивает выбор земельного участка и направляет заявителю, в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) или Комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области оформленный в установленном порядке перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта, с приложением к нему необходимых документов.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта в данном случае принимает соответственно Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) или Комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области с учетом мнения заявителя.
Данное решение является основанием для подготовки КГА в двухнедельный срок проекта постановления Главы города Оренбурга о предоставлении земельного участка заявителю в соответствии с пунктом 2.4. настоящего Положения. Принятое постановление о предоставлении земельного участка КГА в течение семи дней направляет заявителю, в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) или Комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области.
В случае отсутствия на территории города Оренбурга свободных от прав третьих лиц земельных участков КГА в течение 3 месяцев со дня поступления заявления представляет в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) или Комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области оформленный в установленном порядке перечень земельных участков, предлагаемых для изъятия в установленном порядке для государственных нужд с приложением к нему необходимых документов. В данном случае решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимает соответственно Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) или Комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области с учетом мнения заявителя и установленного законодательством порядка для изъятия земельного участка.
Вышеуказанные решения являются основанием для подготовки КГА в двухнедельный срок проекта постановления Главы города Оренбурга о предоставлении земельного участка заявителю в соответствии с пунктом 2.4. настоящего Положения.
2.4.11. В двухнедельный срок с момента принятия постановления Главы города Оренбурга о предоставлении земельного участка КГА передает в Управление решение Комиссии, постановление Главы города о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и документы, представленные заявителем в соответствии с пунктом 2.4.1. настоящего Положения.
2.4.12. Лицо, заинтересованное в представлении земельного участка под строительство, после получения постановления Главы города Оренбурга о предоставлении земельного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование, обращается в Управление с заявлением о заключении договора аренды или безвозмездного срочного пользования.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается руководителем и заверяется печатью. В заявлении указываются:
адрес проживания (для гражданина и индивидуального предпринимателя);
адрес фактического местонахождения (для юридического лица);
местоположение приобретаемого земельного участка;
срок договора аренды, безвозмездного срочного пользования.
К заявлению прилагается кадастровый план земельного участка, землеустроительное дело.
2.4.13. Управление:
в двухнедельный срок заключает договор аренды, безвозмездного срочного пользования;
в месячный срок согласовывает в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области договор аренды земельного участка.
2.4.14. Предоставление земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта возможно путем изъятия земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также путем выкупа земельных участков у собственников в соответствии с требованиями земельного, гражданского законодательства, а также Закона Оренбургской области "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Оренбургской области или муниципальных нужд".
2.4.15. В том случае, когда для предоставления земельного участка под строительство предполагается изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка, то КГА дополнительно к мероприятиям, указанным в пункте 2.4.2. настоящего Положения, обеспечивает:
информирование собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков о возможном изъятии (выкупе) для государственных и муниципальных нужд, находящихся, соответственно, в их собственности, пользовании или владении земельных участков;
подготовку расчетов убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.
2.4.16. Решение об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд города Оренбурга принимается главой администрации (губернатором) Оренбургской области по ходатайству Главы города Оренбурга или заинтересованных лиц. К ходатайству прилагается постановление Главы города Оренбурга о предварительном согласовании места размещения объекта, акт выбора земельного участка и другие документы в соответствии с законом Оренбургской области "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Оренбургской области и муниципальных нужд".
2.4.17. После принятия главой администрации (губернатором) Оренбургской области решения об изъятии (выкупе) земельного участка КГА обеспечивает:
государственную регистрацию решения об изъятии (выкупе) земельных участков в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
направление собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков зарегистрированного в установленном порядке решения об изъятии (выкупе) земельных участков не позднее, чем за год до предстоящего изъятия (выкупа);
публикацию в газете "Вечерний Оренбург" решения об изъятии (выкупе) земельных участков.
2.4.18. Изъятие (выкуп) земельного участка до истечения года допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
2.4.19. По истечению года или до истечения года, в случае, предусмотренном п. 2.4.18., Управление заключает с собственником земельного участка договор о выкупе земельного участка, а с землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков соглашение об изъятии и прекращении прав на земельный участок, а также организует выполнение всех иных мероприятий, связанных с изъятием (выкупом) земельного участка.
2.4.20. После оформления изъятия (выкупа) земельного участка, осуществляются мероприятия, предусмотренные пунктами 2.4.8., 2.4.11. - 2.4.13. настоящего Положения.
2.5. Оформление всех документов по предоставлению земельных участков для строительства, его формированию и оценке производится за счет средств заинтересованного лица.
2.6. Земельные участки, зарезервированные в порядке, установленном законом Оренбургской области N 1534/260-III-O3 от 09.11.2004 "О резервировании земель на территории Оренбургской области", не подлежат предоставлению в собственность под строительство.
2.7. Норма для предоставления земельных участков гражданам устанавливается:
для строительства индивидуального жилого дома - от 0,02 до 0,12 га при наличии земель и правовых оснований;
для строительства индивидуального гаража под легковой автомобиль - от 0,0018 до 0,004 га;
для строительства гаража под грузовой автомобиль - от 0,002 до 0,005 га согласно паспорту транспортного средства;
для ведения личного подсобного хозяйства - от 0,02 до 0,15 га;
для иных целей - согласно строительным нормам и правилам планировки и застройки города Оренбурга.
О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Оренбургской области см. Закон Оренбургской области от 31 декабря 2002 г. N 459/79-III-ОЗ
2.8. Норма площади земельных участков, предоставляемых юридическим лицам и предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, для строительства определяется согласно строительным нормам и правилам планировки и застройки города Оренбурга.
2.9. Использование земельного участка, отведенного для строительства, возможно только после оформления права на земельный участок в установленном порядке и получения соответствующего разрешения, на строительство и производство строительно-монтажных работ.
2.10. Продление срока договора аренды, если иное не предусмотрено договором аренды, возможно по инициативе Управления путем направления Арендатору (землепользователю) дополнительного соглашения или по инициативе Арендатора (землепользователя) в следующем порядке:
2.10.1. Заинтересованное лицо обращается в Управление с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается руководителем и заверяется печатью. В заявлении указываются:
адрес проживания (для гражданина и индивидуального предпринимателя);
адрес фактического местонахождения (для юридического лица);
срок, на который предполагается продлить договор аренды.
К заявлению прилагаются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность, копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем) - для физического лица;
копия свидетельства о постановке на налоговый учет индивидуального предпринимателя;
договор аренды или постановление о представлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
заключение КГА о возможности продления договора аренды, сроках, на который можно продлить договор, дополнительных требованиях к использованию земельного участка и сроках строительства.
2.10.2. Управление:
в двухнедельный срок подготавливает дополнительное соглашение о продлении срока предоставления земельного участка в аренду;
в месячный срок согласовывает в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области дополнительное соглашение о продлении срока договора аренды земельного участка.
3. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных
со строительством
3.1. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется:
- для коллективного и индивидуального садоводства;
- для коллективного и индивидуального огородничества;
- для дачного строительства;
- для животноводства;
- для размещения временных автостоянок;
- для производства сельскохозяйственной продукции;
- для иных целей, не связанных со строительством.
3.2. Предоставление земельных участков (в т.ч. из земель сельскохозяйственного назначения) для целей, не связанных со строительством, осуществляется в аренду или в собственность. Предоставление земельных участков в собственность осуществляется заплату или бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Оренбургской области.
3.3. Лица, заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в Управление.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается руководителем и заверяется печатью. В заявлении указываются:
адрес проживания (для гражданина и индивидуального предпринимателя);
адрес фактического местонахождения (для юридического лица);
предполагаемое местоположение земельного участка;
примерная площадь земельного участка;
испрашиваемое право на земельный участок и срок использования;
предполагаемая цель и вид использования.
К заявлению прилагаются:
копия удостоверения личности (для гражданина) или копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявки представителем заявителя);
копия свидетельства о постановке на налоговый учет индивидуального предпринимателя;
копия учредительного документа (устав или учредительный договор), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия информационного письма об учете в ЕГРПО, выписка из Единого реестра юридических лиц.
3.4. Предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке.
3.4.1. КГА (по землям поселений), Управление (по землям сельскохозяйственного назначения) по поручению Главы города Оренбурга (иного уполномоченного лица) или на основании поступивших заявлений лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, организуют работу по:
формированию земельного участка, подготовке в месячный срок проекта границ земельных участков;
подготовке заключения о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, сроках, на который может быть предоставлен земельный участок;
подготовке проекта постановления Главы города Оренбурга о формировании земельного участка и утверждении проекта его границ;
информированию населения о возможном предоставлении земельного участка путем публикации в газете "Вечерний Оренбург" информации о земельном участке (местоположение, ориентировочная площадь, цель предоставления, разрешенное использование), о сроках для приема заявлений от заинтересованных в приобретении прав лиц или иных лиц, чьи интересы могут быть затронуты данным предоставлением;
установлению утвержденных границ на местности;
постановке земельного участка на кадастровый учет;
проведению оценки стоимости земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка;
подготовке расчета затрат на проведение работ по формированию земельного участка его оценке и постановке на кадастровый учет.
3.4.2. Для выполнения работ по формированию земельных участков КГА и Управление привлекают организации, отобранные по конкурсу. Положение о комиссии по размещению муниципального заказа в городе Оренбурге утверждается постановлением Главы города Оренбурга.
3.4.3. Документы, подготовленные КГА в результате работ, указанных в п.3.4.1. настоящего Положения, в т.ч. землеустроительное дело, кадастровый план, расчет затрат на проведение работ по формированию, оценке и постановке на кадастровый учет земельного участка, в необходимых случаях заключения соответствующих органов, а также поступившие в ответ на публикацию заявления от заинтересованных в приобретении прав лиц или иных лиц, чьи интересы могут быть затронуты данным предоставлением, передаются в Управление.
3.4.4. Управление в случае поступления на публикацию более одной заявки на один земельный участок:
определяет условия проведения торгов (аукциона, конкурса);
подготавливает в двухнедельный срок проект постановления Главы города Оренбурга о проведении аукциона или конкурса;
публикует в газете "Вечерний Оренбург" сообщение о проведении торгов (конкурса, аукциона). Публикация о проведении торгов (конкурса, аукциона) должна содержать информацию в соответствии с требованиями действующего законодательства;
проводит торги (конкурс, аукцион), подписывает протокол торгов. Управление имеет право привлекать в качестве организатора торгов специализированную организацию;
подписывает в двухнедельный срок с победителем торгов договор купли-продажи земельного участка, если предметом торгов был земельный участок, осуществляет совместно с покупателем государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок;
подписывает в двухнедельный срок договор аренды земельного участка с победителем торгов, если предметом торгов было право аренды, согласовывает его в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области.
3.4.5. В случае поступления только одной заявки Управление:
в двухнедельный срок подготавливает проект постановления Главы города Оренбурга о продаже земельного участка или предоставлении его в аренду;
в двухнедельный срок с момента принятия постановления заключает договор купли-продажи и совместно с покупателем осуществляет государственную регистрацию перехода права собственности;
в месячный срок подготавливает и согласовывает в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области договор аренды земельного участка.
3.5. Оформление прав садоводов, огородников, дачников на земельные участки, ранее предоставленных садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям (товариществам, кооперативам), производится в следующем порядке.
3.5.1. Граждане, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (товарищества, кооператива), либо уполномоченные ими лица, действующие по надлежащем образом оформленной доверенности, обращаются в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом. В заявлении указываются:
адрес проживания;
местоположение используемого земельного участка;
площадь используемого земельного участка;
испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению должны быть приложены:
справка садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (товарищества, кооператива), что заявитель является его членом, с указанием номера и адреса земельного участка, даты вступления в объединение (товарищество, кооператив);
документы о проведении оценки стоимости земельного участка;
кадастровый план земельного участка, землеустроительное дело.
Копия решения об отводе земельного участка садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению (товариществу, кооперативу) предоставляется соответствующим объединением (товариществом, кооперативом).
В случае непредставления всех необходимых документов Управление направляет заявителю дополнительный запрос о предоставлении документов с указанием срока их представления.
3.5.2. Управление после рассмотрения поступившего заявления и приложенных к нему документов:
в двухнедельный срок подготавливает проект постановления Главы города Оренбурга о продаже земельного участка или предоставлении его в аренду;
в двухнедельный срок с момента принятия постановления заключает договор купли-продажи и совместно с покупателем осуществляет государственную регистрацию перехода права собственности;
в месячный срок подписывает и согласовывает в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области договор аренды земельного участка.
3.5.3. В случае непредставления в срок, указанный в дополнительном запросе необходимых документов или представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, в предоставлении земельного участка может быть отказано.
3.6. Не подлежат передаче в собственность земельные участки, изъятые из оборота, зарезервированные в установленном порядке, общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами; земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах (в т.ч. предоставленные для размещения временных автостоянок, некапитальных (временных) строений, сооружений), водоохранного и санитарно-защитного назначения.
3.7. Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции осуществляется в порядке, определенном в пунктах 3.3. - 3.4.4. настоящего Положения с учетом особенностей, указанных в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Оренбургской области.
3.8. Оформление всех документов по формированию земельного участка, его оценке и постановке на кадастровый учет производится за счет средств заинтересованного лица.
Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет см. приказ Госземкадастра от 2 октября 2002 г. N П/327
3.9. Нормы предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, устанавливаются:
- для коллективного и индивидуального садоводства - от 0,05 до 0,15 гектара;
- для коллективного и индивидуального огородничества - от 0,04 до 0,15 гектара;
- для дачного строительства - от 0,06 до 0,15 гектара;
- для животноводства - от 0,06 до 0,15 гектара;
- для иных целей, не связанных со строительством или размещением капитальных объектов - согласно градостроительной документации, строительным нормам и правилам планировки и застройки города Оренбурга.
3.10. Продление срока договора аренды, если иное не предусмотрено договором аренды, возможно по инициативе Управления путем направления Арендатору дополнительного соглашения или по инициативе Арендатора в следующем порядке:
3.10.1. Заинтересованное лицо обращается в Управление с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается руководителем и заверяется печатью. В заявлении указываются:
адрес проживания (для гражданина и индивидуального предпринимателя);
адрес фактического местонахождения (для юридического лица);
срок договора аренды.
К заявлению прилагаются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность, копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем) - для физического лица;
копия свидетельства о постановке на налоговый учет индивидуального предпринимателя;
договор аренды;
выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
заключение КГА о возможности продления договора аренды, о сроках, на который можно продлить договор, дополнительных требованиях к использованию земельного участка.
3.10.2. Управление:
в месячный срок заключает и согласовывает в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области дополнительное соглашение о продлении срока договора аренды земельного участка.
4. Порядок приобретения прав на земельные участки, на которых
расположены здания, строения, сооружения
4.1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения (в т.ч. некапитальные (временные), расположенные на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение земельных участков на соответствующем праве.
4.2. Земельные участки под зданиями, строениями, сооружениями могут быть приобретены в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации. Предоставление земельных участков в собственность осуществляется за плату. Бесплатно предоставляются земельные участки в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Оренбургской области.
4.3. Предметом договора купли-продажи, аренды и безвозмездного срочного пользования, а также права постоянного (бессрочного) пользования могут быть только сформированные земельные участки с утвержденными границами и прошедшие государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Лица, заинтересованные в приобретении прав на земельные участки, обращаются с заявлением в Управление.
Граждане и юридические лица с заявлениями о приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, приобретенные ранее в процессе приватизации муниципального имущества, обращаются в Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга (далее по тексту КУИ г.Оренбурга).
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается руководителем и заверяется печатью. В заявлении указываются:
адрес проживания (для гражданина, индивидуального предпринимателя);
адрес фактического местонахождения юридического лица;
местоположение земельного участка;
испрашиваемое право на земельный участок (при оформлении земельного участка в общую долевую собственность указывается размер доли в праве собственности), срок договора аренды.
К заявлению прилагаются:
копия удостоверения личности (для гражданина) или копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявки представителем заявителя);
копия свидетельства о постановке на налоговый учет индивидуального предпринимателя;
копии учредительных документов юридического лица, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выписка из Единого реестра юридических лиц, копия информационного письма об учете в ЕГРПО;
копия постановления Главы города Оренбурга об утверждении проекта границ земельного участка;
кадастровый план земельного участка, выданный в установленном порядке и землеустроительное дело;
справка налоговых органов об отсутствии задолженности по земельному налогу;
заключение КГА о возможности выкупа земельного участка;
копии правоустанавливающих и (или правоудостоверящих#) документов на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом земельном участке.
При обращении собственников помещений в многоквартирном доме о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность необходимо представление соглашения об определении долей собственников помещений в праве собственности на земельный участок.
В случае непредставления всех необходимых документов Управление или КУИ г.Оренбурга направляют заявителю дополнительный запрос с указанием срока представления документов.
4.5. В случае отсутствия у заявителя кадастрового плана земельного участка и отсутствия дежурной кадастровой карты со сведениями о местоположении испрашиваемого земельного участка и соответствующей градостроительной документации заявитель обращается в землеустроительную организацию, которая проводит работы по подготовке проекта границ, утверждению их в установленном порядке, установлению утвержденных границ земельного участка на местности, постановке его на кадастровый учет.
Проект постановления Главы города Оренбурга о формировании земельного участка и утверждении проекта его границ подготавливает КГА.
4.6. Заявления граждан и юридических лиц о приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами в процессе приватизации государственного имущества, рассматриваются в порядке, определенном нормативными актами Российской Федерации и Оренбургской области.
4.7. Заявления граждан и юридических лиц о приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, приобретенные ранее в процессе приватизации муниципального имущества, рассматриваются Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга.
4.8. Заявления граждан и юридических лиц о приобретении прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, за исключением заявлений, указанных в пунктах 4.6. и 4.7. настоящего Положения, рассматриваются Управлением.
4.9. КУИ г.Оренбурга после получения документов, указанных в пункте 4.4. настоящего Положения:
в двухнедельный срок подготавливает проект постановления Главы города о продаже испрашиваемого земельного участка;
в двухнедельный срок с момента принятия постановления заключает договор купли-продажи земельного участка, совместно с покупателем осуществляет государственную регистрацию перехода права собственности.
4.10. Управление:
в двухнедельный срок подготавливает проект постановления Главы города Оренбурга о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование;
в двухнедельный срок заключает договор купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельным участком;
в месячный срок согласовывает в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области договор аренды земельного участка.
4.11. Не подлежат передаче в собственность земельные участки, изъятые из оборота, зарезервированные в установленном порядке; земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах (в т.ч. предоставленные для строительства или размещения некапитальных (временных) зданий, строений и сооружений); водоохранного и санитарно-защитного назначения, земельные участки, предоставленные для строительства до его окончания.
4.12. В случаях, когда испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не представлены в срок, указанный в дополнительном запросе, документы или представленные документы не свидетельствуют о наличии у заявителя прав на предоставление заявленного земельного участка, а также в иных случаях, когда заявленные требования или представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, в предоставлении земельного участка должно быть отказано. Мотивированный отказ подготавливают КУИ г.Оренбурга или Управлением по рассматриваемым ими заявлениям в двухнедельный срок.
4.13. Оформление всех документов по формированию земельного участка, постановке на кадастровый учет производится за счет средств заинтересованного лица.
4.14. Приобретение прав на земельные участки гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится по нормам, устанавливаемым согласно градостроительной документации, строительным нормам и правилам, правилам застройки города Оренбурга, либо в размере, указанном в документах о предоставлении земельного участка под здание, строение, сооружение, а в целях недопущения образования свободных межполосных земельных участков - по факту использования.
4.15. Продление срока договора аренды и безвозмездного срочного пользования, если иное не предусмотрено договором, возможно по инициативе Управления путем направления Арендатору (землепользователю) дополнительного соглашения или по инициативе Арендатора (землепользователя) в следующем порядке:
4.15.1. Заинтересованное лицо обращается в Управление с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды безвозмездного срочного пользования.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается руководителем и заверяется печатью. В заявлении указываются:
адрес проживания (для гражданина и индивидуального предпринимателя);
адрес фактического местонахождения (для юридического лица);
срок договора аренды, безвозмездного срочного пользования.
К заявлению прилагаются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность, копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем) - для физического лица;
копия свидетельства о постановке на налоговый учет индивидуального предпринимателя;
договор аренды или безвозмездного срочного пользования;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
выписка из Единого государственного реестра прав;
договор безвозмездного срочного пользования зданием, строением, сооружением (религиозным организациям для продления договора безвозмездного срочного пользования).
4.15.2. Управление:
в двухнедельный срок заключает соглашение о продлении срока предоставления земельного участка в аренду, безвозмездное срочное пользование;
в месячный срок согласовывает в установленном порядке с Комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области дополнительное соглашение о продлении срока договора аренды земельного участка.
5. Порядок установления публичных сервитутов и ограничений на земельный
участок
5.1. Публичный сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом Оренбургской области, нормативным правовым актом города Оренбурга в пользу неограниченного круга лиц. Публичный сервитут может устанавливаться только в случаях необходимости обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения с учетом результатов общественных слушаний.
5.1.1. Публичный сервитут может устанавливаться только для:
- прохода или проезда через земельный участок;
- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ на земельном участке;
- забора воды и водопоя;
- прогона скота через земельный участок;
- сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
- использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
- временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- свободного доступа к прибрежной полосе.
5.1.2. Публичный сервитут может устанавливаться в отношении прав собственника, землепользователя и землевладельца.
5.1.3. С заявлением (обращением) о необходимости установления публичного сервитута может обратиться в администрацию города Оренбурга собрание (сход) граждан, органы территориального общественного самоуправления, администрации сельских населенных пунктов, входящих в состав города Оренбурга, инициативные группы граждан.
5.1.4. Рассмотрение заявлений (обращений) поручается: КГА - по землям поселений и Управлению - по землям сельскохозяйственного назначения.
5.1.5. КГА и Управление организуют работу по:
подготовке проекта постановления Главы города о создании комиссии по проведению общественного обсуждения необходимости установления публичного сервитута и проведении общественного обсуждения. Порядок участия граждан, их объединений в общественном обсуждении вопросов установления публичных сервитутов устанавливается нормативным актом Оренбургского городского Совета;
проведению научных, экологических, строительных и иных необходимых экспертиз о возможности и необходимости установления публичных сервитутов;
всестороннему изучению результатов общественного обсуждения;
формированию земельного участка, установлению его границ с указанием части земельного участка, обремененного публичным сервитутом;
установлению границ на местности и постановке земельного участка на кадастровый учет;
подготовке проекта распоряжения администрации города Оренбурга об установлении публичного сервитута или мотивированного отказа в установлении публичного сервитута;
регистрации публичных сервитутов в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5.1.6. Публичные сервитуты могут быть срочными или постоянными и осуществляются безвозмездно.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
См. Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Федеральной службой замельного кадастра 17 марта 2004 г.
5.1.7. Публичные сервитуты подлежат государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с действующим законодательством.
5.1.8. Публичный сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на земельный участок, смене землепользователя, землевладельца.
5.1.9. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия постановления Главы города Оренбурга.
5.2. Порядок установления ограничений на земельный участок.
5.2.1. Ограничения прав на земельные участки устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления города Оренбурга или решением суда.
5.2.2. Ограничения прав на использование земельных участков могут затрагивать не только права собственников этих участков, но и права субъектов права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды.
5.2.3. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
- особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
- особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
- условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
- иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
5.2.4. Ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в установленном действующим законодательством порядке и могут быть установлены как бессрочно, так и на определенный срок.
5.2.5. Ограничения прав на земельные участки сохраняются при переходе прав собственности на эти участки другим лицам, а также при смене землепользователя, землевладельца.
6. Основания и порядок прекращения прав на земельные участки
и изъятие земельных участков
6.1. Основания и порядок прекращения прав собственности на земельные участки (его части).
6.1.1. Основаниями прекращения прав собственности на земельные участки у физических и юридических лиц являются:
- отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам;
- отказ собственника от права собственности на земельный участок;
- принудительное изъятие.
6.1.2. Прекращение права собственности на земельные участки при отчуждении и принудительном их изъятии осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.
Об особенностях принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ
6.1.3. Прекращение прав собственности на земельные участки на основании отказа собственника от своих прав осуществляется в следующем порядке.
6.1.3.1. Собственник земельного участка обращается в Управление с соответствующим заявлением.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление от имени юридического лица подписывается руководителем и заверяется печатью. В заявлении указываются:
адрес проживания (для гражданина);
адрес фактического местонахождения (для юридического лица);
местоположение земельного участка.
К заявлению прилагаются:
копия удостоверения личности (для гражданина), копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявки представителем заявителя);
копии учредительных документов, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия информационного письма о постановке на учет в ЕГРПО, выписка из Единого реестра юридических лиц (для юридического лица);
подлинник и копия документа, подтверждающего право собственности на земельный участок. При наличии зданий, строений и сооружений в границах земельного участка - копии документов, подтверждающих права на них;
кадастровый план земельного участка;
справка из налоговых органов об отсутствии задолженности по оплате за землю;
согласие супруга в случаях, предусмотренных действующим законодательством (для граждан).
О владении, пользовании и распоряжении совместной собственностью супругов см. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
При непредставлении всех необходимых документов Управление направляет заявителю дополнительный запрос с указанием срока представления документов.
В случаях, если земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности, то с заявлением об отказе от права собственности обращаются все сособственники одновременно.
Подача заявления не влечет за собой прекращения права собственности на земельный участок.
6.1.3.2. Управление имеет право проводить мероприятия по обследованию земельного участка. При необходимости направляет соответствующие запросы в органы, осуществляющие регистрацию и учет объектов недвижимости.
6.1.3.3. В двухнедельный срок после представления всех необходимых документов Управление обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для постановки на учет земельного участка как бесхозяйной вещи.
См. Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580
В случае, если не представлены в срок, указанный в дополнительном запросе необходимые документы или представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, в удовлетворении заявления может быть отказано.
См. Методические рекомендации о порядке исчисления сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и принятии решений о приостановлении регистрации, утвержденные решением Методического совета Минюста РФ от 18 апреля 2000 г.
6.1.3.4. По истечении года со дня постановки на учет земельного участка, от которого отказался собственник как бесхозяйного, по решению суда данный земельный участок может быть признан муниципальной собственностью.
Право собственности лица, обратившегося с заявлением об отказе, прекращается со дня вступления решения суда о признании муниципальной собственности на этот земельный участок.
6.2. Основания и порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его части).
6.2.1. Основаниями прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком являются:
отказ землепользователя, землевладельца от прав на земельный участок;
принудительное прекращение прав.
6.2.2. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании отказа осуществляется в следующем порядке.
6.2.2.1. Землепользователи, землевладельцы обращаются в Управление с соответствующим заявлением.
Заявление гражданина должно быть подписано лично или доверенным лицом, заявление юридического лица должно быть подписано руководителем и заверено печатью. В заявлении указываются:
адрес проживания (для гражданина);
адрес фактического местонахождения (для юридического лица);
местоположение земельного участка.
К заявлению прилагаются:
копия удостоверения личности (для гражданина), копия доверенности, оформленной надлежащим образом (в случае подачи заявки представителем заявителя);
копии учредительных документов, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия информационного письма о постановке на учет в ЕГРПО, выписка из Единого реестра юридических лиц (для юридического лица);
копии документов, подтверждающих права собственности на земельный участок. При наличии зданий, строений и сооружений в границах земельного участка - копии документов, подтверждающих права на них;
кадастровый план;
справка из налоговых органов об отсутствии задолженности по оплате за землю.
Подача заявления не влечет за собой прекращение соответствующих прав на земельный участок. В случае непредставления всех необходимых документов Управление направляет заявителю дополнительный запрос с указанием срока представления документов.
6.2.2.2. Управление при необходимости проводит обследование земельного участка, направляет соответствующие запросы в органы, осуществляющие регистрацию и учет объектов недвижимости.
В случае отказа органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридических лиц от права постоянного (бессрочного) пользования на незастроенные земельные участки в двух недельный срок с момента поступления заявления и необходимых документов уведомляет о таких случаях:
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданной органами государственной власти Российской Федерации;
Комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданной органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
6.2.2.3. Последующее предоставление незастроенных земельных участков осуществляется администрацией города Оренбурга исключительно в соответствии с решением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) или Комитета по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области.
При этом Управление и вышеуказанные органы руководствуются постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 7 августа 2002 г. и Методическими рекомендациями Министерства имущественных отношений от 25.09.2002 3 ФГ-9/17090.
6.2.2.4. Управление не позднее месячного срока с момента подачи заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения подготавливает проект постановления Главы города Оренбурга о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельного участка.
В случае отказа органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридических лиц от права постоянного (бессрочного) пользования на незастроенные земельные участки срок рассмотрения документов может быть увеличен до трех месяцев.
В случае, если в указанные выше сроки не будут представлены необходимые документы или представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения может быть отказано.
6.2.3. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком осуществляется в случаях, указанных в пункте 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ, и в следующем порядке:
Об административной ответственности за использование земель не по целевому назначению и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
При получении от уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего государственный земельный контроль, материалов о прекращении права на этот земельный участок ввиду его ненадлежащего использования, Управление обращается в суд с заявлением о прекращении права на земельный участок.
Об изъятии земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением, у собственника см. Гражданский кодекс РФ
После принятия решения суда о прекращении соответствующего права и вступлении данного решения в законную силу Управление направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о государственной регистрации прекращения прав на земельный участок.
6.3. Основания и порядок прекращения прав безвозмездного срочного пользования земельным участком (его части).
6.3.1. Основаниями прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком являются:
истечение срока, на который земельный участок был предоставлен;
отказ землепользователя;
принудительное прекращение права пользования.
6.3.2. С заявлением об отказе от права безвозмездного срочного пользования Землепользователь обращается в Управление в порядке, определенном в пункте 6.2.2.1. настоящего Положения.
6.3.3. Управление:
при необходимости проводит обследование земельного участка, направляет соответствующие запросы в органы, осуществляющие регистрацию и учет объектов недвижимости;
не позднее месячного срока с момента подачи заявления подготавливает проект постановления Главы города Оренбурга о прекращении права безвозмездного срочного пользования земельным участком.
6.3.4. Принудительное прекращение права безвозмездного срочного пользования производится в случаях, предусмотренных земельным законодательством, и в порядке, определенном в пункте 6.2.3. настоящего Положения.
6.4. Основания и порядок прекращения аренды земельного участка (его части).
6.4.1. Основаниями прекращения аренды земельного участка являются:
- соглашение сторон;
- решение суда о досрочном расторжении договора аренды;
- истечение срока договора аренды.
6.4.2. Прекращение аренды земельного участка по соглашению сторон или в связи с истечением срока договора осуществляется в порядке, определенном в договоре аренды.
6.4.3. Прекращение аренды земельного участка по решению суда осуществляется в случаях, предусмотренных гражданским и земельным законодательством.
6.5. Изъятие земельного участка (их части).
6.5.1. Изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд, осуществляется исключительно в случаях, связанных с:
- выполнением международных обязательств Российской Федерацией;
- размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
- застройкой в соответствии с генеральным планом города, правилами землепользования и застройки;
- иными обстоятельствами в установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации случаях.
6.5.2. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Оренбургского городского Совета от 19 мая 2005 г. N 122 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.