Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению администрации
г. Орска Оренбургской области
от 4 июля 2003 г. N 2482-р
Временные правила
по организации перевозок пассажиров на
городских автобусных маршрутах в г. Орске
15 сентября, 3 ноября 2003 г.
Настоящие Временные правила разработаны в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках и обеспечения прав пользователей услугами городского пассажирского транспорта, на основании Конституции Российской Федерации, Закона РФ от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РФ", Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", других федеральных законов, Устава города Орска, устанавливает правовые и экономические принципы пассажирских перевозок в г.Орске, развития и функционирования пассажирского автомобильного транспорта, формирования и эксплуатации его инфраструктуры, а также порядок взаимоотношений участников пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах.
I. Общие положения
1. Сфера действия Временных правил
Временные правила по организации перевозок пассажиров на городских маршрутах в г.Орске (далее - Правила) действует на всей территории г.Орска и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами на городских автобусных маршрутам.
Настоящие Правила распространяются на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению и пользованию услугами городского пассажирского автомобильного транспорта, выполнению работ в области обеспечения деятельности городского пассажирского автомобильного транспорта, в осуществлении которых участвуют органы местного самоуправления, автотранспортные предприятия, пользователи услугами городского пассажирского транспорта.
См. Правила пользования муниципальным пассажирским транспортом в г.Оренбурге, утвержденные постановлением Оренбургского городского Совета от 10 мая 1999 г. N 55
2. Основные понятия и термины
Маршрутное транспортное средство - общественный транспорт (автобус, в том числе автобус малой вместимости), предназначенный для перевозки людей и движущийся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
Автобус - автотранспортное средство, предназначенное заводом-изготовителем для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более восьми (в соответствии с принятой классификацией автотранспортных средств).
Дотационный режим работы на городских маршрутах - маршрутное транспортное средство работает в режиме выполнения социального заказа, осуществляет перевозки на основе договора по выполнению муниципального заказа на перевозку льготных пассажиров. Посадка и высадка пассажиров производится только на конечных (начальных) и остановочных пунктах. Тарифы утверждаются Администрацией города. Действуют все виды проездных документов, утвержденных Администрацией города.
Автобусный маршрут - утвержденный в процессе организации перевозок путь следования автобуса между начальным и конечным пунктами движения.
Нормирование скоростей - установление норм времени (скорости) движения автобусов между остановочными пунктами.
Нормативы маршрута - предельные значения характеристик движения пассажирского транспорта, установленные с целью обеспечения безопасности дорожного движения на маршрутах, такие как: пропускная способность дороги, пропускная способность остановки, интервал движения на маршруте и другие.
Пропускная способность дороги - максимальное количество транспортных средств, которое может проехать по определенному участку дороги в течение определенного времени при обеспечении безопасности и заданной скорости движения
Пропускная способность остановки - максимальное количество пассажирских транспортных средств, которое может проехать через определенный остановочный пункт маршрута, осуществив посадку-высадку пассажиров, в течение определенного времени при обеспечении безопасности дорожного движения, а также при обеспечении заданных значениях скорости и интервала движения.
Автотранспортные предприятия - организации, независимо от организационно-правовой формы, и индивидуальные предприниматели, выполняющие функции перевозчика или осуществляющие деятельность по обеспечению работы перевозчика (техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; изготовление запасных частей к подвижному составу; диспетчерское управление движением и прочее).
Автомобильный пассажирский транспорт общего пользования - автобусы и легковые автомобили, осуществляющие перевозки пассажиров по обращению любого гражданина или юридического лица и функционирующие в соответствии с установленными правилами;
Перевозки по государственному или муниципальному заказу - перевозки, осуществляемые на основании заключенных государственных или муниципальных контрактов на перевозку за счет средств соответствующих бюджетов;
Автотранспортные органы - структурные подразделения администрации области и органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять функции управления и координации деятельности автомобильного транспорта на территории области, а также органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением требований законодательства в сфере функционирования транспортно-дорожного комплекса Российской Федерации и обеспечивающие безопасность дорожного движения;
Организатор автомобильных пассажирских перевозок - физическое или юридическое лицо, предоставляющее на договорной основе услуги перевозчикам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по организации перевозок в соответствии с законодательством, нормами и правилами в области обеспечения безопасности дорожного движения, качества и культуры обслуживания пассажиров;
Заказчик перевозок - государственный (муниципальный) заказчик, заключивший государственный (муниципальный) контракт на перевозки, а также любое юридическое или физическое лицо, заключившее с перевозчиком договор перевозки;
Перевозчик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель) в сфере транспортного и экспедиционного обслуживания пассажиров на маршрутах автомобильного транспорта;
Маршрут - установленный заказчиком и соответствующим образом оборудованный путь следования транспортного средства автомобильного пассажирского транспорта между определенными пунктами;
Расписание движения - график, таблица, содержащие сведения о времени, месте и последовательности выполнения рейса;
Тариф - установленная величина оплаты перевозки пассажиров и багажа на один километр;
Городской маршрут - маршрут, проходящий в пределах черты города (другого населенного пункта);
Безопасность дорожного движения - состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
Коммерческие пассажирские перевозки - перевозки, осуществляемые на коммерческой основе в режиме повышенной комфортности;
Распоряжением администрации города Орска Оренбургской области от 3 ноября 2003 г. N 4503-р в пункт 3 раздела I настоящего Приложения внесены изменения
3. Маршрутные перевозки пассажирским транспортом
Маршрутные перевозки пассажирским транспортом осуществляются по городским маршрутам (одним транспортным средством без пересадок на участках путей с начальным, конечным и, как правило, промежуточными остановочными пунктами).
Маршрутные перевозки перевозчиками вне утвержденных администрацией города маршрутов запрещаются.
4. Остановочные и конечные (начальные) пункты
Остановочные и конечные (начальные) пункты городских маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов.
Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждаются органами исполнительной власти соответствующей территории.
Остановочный пункт должен быть оснащен:
- указателем с информацией о номерах маршрутов, наименовании данного пункта, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 20 мин. - расписания отправления через этот пункт (оборудуют автотранспортные предприятия);
- посадочной площадкой, ограниченной бордюрным камнем со стороны проезжей части.
Конечный (начальный) пункт должен быть оснащен площадкой для отстоя транспорта.
Для обеспечения порядка на конечных пунктах ДС (диспетчерская служба) вправе привлечь третьих лиц, заключив с ними договоры на уборку территории, вывоз мусора и другие услуги.
5. Обеспечение безопасности движения на маршрутах
Основные требования по безопасности движения на маршрутах определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения", другими нормативными и правовыми актами.
Технологические процессы перевозок, технического обслуживания и ремонта подвижного состава в автотранспортных предприятиях осуществляются с учетом повышенной опасности транспорта и требований по обеспечению безопасности движения и перевозок пассажиров, действующих в Российской Федерации. Автотранспортные предприятия обязаны иметь в штате должностных лиц, ответственных за состояние и организацию безопасности движения на обслуживаемых маршрутах и выпуск на линию технически исправного подвижного состава, обеспечение выполнения нормативов технической безопасности при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, охраны труда на предприятиях.
Безопасность движения на городских маршрутах обеспечивается соблюдением автотранспортными предприятиями и их должностными лицами требований эксплуатации маршрутов (далее правила эксплуатации маршрутов), основными из которых являются:
- укомплектование транспортных средств водителями, имеющими соответствующую квалификацию, стаж работы, подтвержденные соответствующими документами;
- проведение в установленные сроки медицинского переосвидетельствования; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- своевременное проведение стажировки, инструктажа и обеспечение водителей схемами городских маршрутов;
- соблюдение транспортной дисциплины и норм вместимости, а также использование типа транспортных средств, соответствующего виду перевозок, согласно инструкции завода-изготовителя;
- обеспечение установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей;
- выделение количества транспортных единиц и обеспечение выходов на маршруты, определенных расписанием движения;
- нормирование скоростей движения транспорта на маршруте;
- движение транспортных средств по маршрутам по расписаниям, составленным в соответствии с установленным порядком на основе материалов обследований пассажиропотоков при обязательном обеспечении координированного движения на эксплуатируемом маршруте с движением другого пассажирского транспорта и заданными нормативами маршрута;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения на маршруте;
- соблюдение водителями маршрутных транспортных средств правил дорожного движения;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности пассажирских перевозок;
- содержание транспорта в технически исправном состоянии и обеспечение проведения государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
- обязательность выполнения диспетчерской службой своих функций: содействие выполнению диспетчером своих функций;
- соблюдение порядка на остановочных и конечных (начальных) пунктах и прилегающей территории.
При наличии на маршрутах перевозок железнодорожных переездов руководители автотранспортных предприятий проводят инструктажи водителей об обеспечении безопасности движения через железнодорожные переезды.
За нарушение требований безопасности движения на городских маршрутах автотранспортные предприятия и их должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжением администрации города Орска Оренбургской области от 3 ноября 2003 г. N 4503-р в пункт 6 раздела I настоящего Приложения внесены изменения
6. Порядок организации городских маршрутов
Организация новых городских маршрутов или их изменение производится Администрацией города в установленном порядке. Маршруты утверждаются распоряжением мэра города.
Решение вопроса об открытии маршрута рассматривается Межведомственной комиссией по формированию сети городских маршрутов и организации пассажирских перевозок. Новые городские маршруты открываются при наличии условий, обеспечивающих безопасность движения, а также требований, указанных в правилах эксплуатации маршрута.
На каждый городской маршрут составляется паспорт. Паспорт маршрута является основным документом, характеризующим маршрут (наличие сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, состояние дороги с указанием опасных участков). Паспорт составляется автотранспортным предприятием в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в отделе по строительству, транспорту и связи.
О тарифах на услуги в подготовке и оформлению документов на утверждение маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта в городе Орске см. решение Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27 апреля 2005 г. N 553
При открытии городских маршрутов должны учитываться:
- расположение конечных (начальных) остановочных пунктов маршрутов в крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах;
- использование типа транспортных средств, соответствующего виду перевозок;
- средства контроля за регулярностью движения.
Выбор трассы маршрута производится при соблюдении требований по обеспечению безопасности движения на маршрутах:
- соответствие типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог требованиям нормативных документов;
- соответствие весовых параметров и габаритов транспортных средств технической категории автомобильных дорог;
- содержание автомобильных дорог, железнодорожных переездов, дорожных указателей и других средств регулирования движения в технически исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение;
- иных требований.
Оказание услуг по перевозке пассажиров маршрутными перевозчиками вне утвержденных администрацией города маршрутов запрещается.
II. Управление городским пассажирским автомобильным транспортом
7. Управление городским пассажирским автомобильным транспортом
Администрация города осуществляет полномочия по формированию единой общегородской политики в сфере городского автомобильного пассажирского транспорта с целью удовлетворения потребностей пассажиров в поездках, обеспечения безопасности движения, соблюдения установленных правил, стандартов и нормативов обслуживания пассажиров, обеспечения прав пассажиров, как потребителей услуг.
Администрация города:
- организует транспортное обслуживание населения и чрезвычайные перевозки на территории муниципального образования;
- разрабатывает, утверждает и реализует программы развития муниципального автомобильного пассажирского транспорта, обеспечения безопасности пассажирских перевозок;
- создает муниципальные предприятия автомобильного пассажирского транспорта;
- на территории муниципального образования выполняет функции заказчика пассажирских перевозок, осуществляет мероприятия по организации дорожного движения, утверждают маршруты движения пассажирского транспорта, привлекает на договорной основе в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации к транспортному обслуживанию населения на территории муниципального образования организации всех организационно-правовых форм и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- в установленном порядке размещает муниципальный заказ на пассажирские перевозки (транспортное обслуживание) населения на территории муниципального образования;
- в пределах компетенции, определенной законодательством, регулирует тарифы на городские (поселковые) автомобильные пассажирские перевозки (за исключением маршрутных такси);
- принимает меры финансовой поддержки деятельности автомобильного пассажирского транспорта и компенсации перевозчикам части доходов, выпадающих в связи с предоставлением льгот на проезд отдельных категорий граждан;
- взаимодействует с администрацией Оренбургской области по вопросам автомобильного пассажирского транспорта;
- координирует совместную работу организаций всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров по маршрутам муниципального образования;
- обеспечивает использование перевозчиками транспортной сети муниципального образования.
Контроль за соблюдением требований по безопасности перевозок на городском пассажирском транспорте осуществляется уполномоченными государственными органами.
8. Лицензирование на городском пассажирском транспорте
Для осуществления отдельных видов пассажирских перевозок требуется лицензия уполномоченных органов, выдаваемая перевозчику в установленном законодательством порядке. Порядок выдачи, приостановления действия и аннулирования лицензии установлен законодательством Российской Федерации.
См. Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402
Обслуживание пассажиров маршрутными перевозчиками, не имеющими лицензии на право осуществления пассажирских перевозок, не допускается.
Распоряжением администрации города Орска Оренбургской области от 15 сентября 2003 г. N 3714-р в пункт 9 раздела II настоящего Приложения внесены изменения
9. Межведомственная комиссия по формированию сети
городских маршрутов и организации пассажирских перевозок
Межведомственная комиссия по формированию сети городских маршрутов и организации пассажирских перевозок создается по распоряжению мэра города в составе первого заместителя мэра, начальника отдела строительства, транспорта и связи администрации города, а также представителей уполномоченных государственных органов. Также в состав комиссии (с совещательным голосом) могут быть включены лица, являющиеся экспертами по техническим и иным вопросам.
Комиссия вправе:
- в установленном порядке обследовать условия организации перевозок на городских маршрутах;
- организовывать и контролировать проведение систематического изучения пассажиропотоков;
- устанавливать нормативы (интервал движения по маршруту, предельная частота движения транспортных средств по маршруту, пропускная способность остановок, критическое значение часового пассажиропотока и другое) определенных маршрутов с целью обеспечения безопасности движения и направлять их ответственному за организацию движения на маршруте;
- давать заключение на сводное расписание движения по сети маршрутов с учетом нормативов и правил эксплуатации маршрута;
- проводить проверки на остановочных и конечных (начальных) пунктах и на маршруте следования;
- устанавливать нарушения правил эксплуатации маршрутов и составлять по выявленным нарушениям акт;
- получать объяснения перевозчиков в случаях выявления фактов нарушений требований эксплуатации маршрута;
- подготавливать предложения по реорганизации сети маршрутов.
Заседания вышеназванной Комиссии проводятся, как правило, ежемесячно. Решения принимаются большинством голосов при наличии на заседании комиссии не менее двух третей ее состава и носят рекомендательный характер.
III. Организация пассажирских перевозок
10. Организация пассажирских перевозок
Организация маршрутной сети, движения автомобильного транспорта по маршрутам и мероприятия по совершенствованию транспортного процесса осуществляются на основе настоящих Правил, нормативно-технологической документации и должны быть направлены на улучшение обслуживания пассажиров.
Организация маршрутной сети и обеспечение условий безопасного движения городского пассажирского транспорта возлагается на Администрацию города.
Непосредственная организация перевозок и координация движения на маршрутах возлагается на ДС. Работа всех городских маршрутов контролируется Администрацией города и уполномоченными государственными органами. Деятельность ДС контролируется Администрацией города
Распоряжением администрации города Орска Оренбургской области от 3 ноября 2003 г. N 4503-р в пункт 11 раздела III настоящего приложения внесены изменения
11. Права и обязанности перевозчика
Перевозчик имеет право:
- на получение средств, предусмотренных в городском бюджете на возмещение расходов по перевозке пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, по городским маршрутам, в установленном порядке;
- на прекращение движения на маршрутах при угрозе безопасности движению и оперативное изменение режима движения при возникновении независящих от перевозчика помех (авария, неблагоприятные дорожно-климатические условия).
Перевозчик обязан:
- выполнять перевозки пассажиров в соответствии с действующими нормативными требованиями;
- выпускать на линию транспорт в технически исправном состоянии (прошедшим государственный технический осмотр, техническое обслуживание и ремонт в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами);
- организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определенном Министерством здравоохранения РФ;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- регулярно обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения работы на маршруте, схемой маршрута с указанием опасных участков;
- контролировать соблюдение водителями требований по обеспечению безопасности пассажирских перевозок;
- обеспечивать безопасность движения и перевозки пассажиров, выполнение правил эксплуатации маршрута.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.