Решение Совета депутатов муниципального образования
Октябрьский район Оренбургской области
от 22 февраля 2008 г. N 237
"О выполнении решения Совета депутатов муниципального
образования Октябрьский район от 02.04.2004. N 251
"Об утверждении комплексного плана модернизации дошкольного образования
Октябрьского района на 2004 - 2007 годы"
23 мая 2008 г.
Заслушав и обсудив отчет начальника управления образования, опеки и попечительства Попова О.А. о выполнении "Комплексного плана модернизации дошкольного образования Октябрьского района на 2004 - 2007 годы", Совет депутатов отмечает, что реализация комплексного плана способствовала совершенствованию дошкольного образования и повышению его качества. Создана система образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе: группы по подготовке детей к школе в образовательных учреждениях, дошкольные группы при ДП и Ш, группы кратковременного пребывания в двух ДОУ. Значительно повысился профессиональный уровень педагогов: 96% имеют соответствующее педагогическое образование, 56% прошли аттестацию. В воспитательно-образовательном процессе широко используются новые программы и передовые образовательные технологии.
В целях социальной поддержки детей из многодетных, малообеспеченных семей установлена муниципальная льготная оплата за содержание детей в ДОУ.
На выполнение мероприятий комплексного плана израсходовано 3925 тыс. рублей из запланированных 5220,5 тыс. рублей.
Вместе с тем, не открыто дошкольное учреждение в селе Новотроицкое и не обеспечена передача ведомственного Нижнегумбетовского детского сада в муниципальную собственность. Не в полной мере проведено улучшение материально-технической базы.
Совет депутатов муниципального образования Октябрьский район решил:
1. Утвердить информацию начальника управления образования, опеки и попечительства Попова О.А. о выполнении решения Совета депутатов МО Октябрьский район от 02.04.2004. N 251 "Об утверждении комплексного плана модернизации дошкольного образования в Октябрьском районе на 2004 - 2007 годы".
2. Снять с контроля решение Совета депутатов муниципального образования Октябрьский район от 02.04.2004. N 251 "Об утверждении комплексного плана модернизации дошкольного образования Октябрьского района на 2004 - 2007 годы.
Решением Совета депутатов муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области от 23 мая 2008 г. N 250 в часть 3 настоящего решения внесены изменения
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава муниципального образования |
А.С.Кромский |
Отчет
о выполнении решения Совета депутатов муниципального образования
Октябрьский район от 02.04.2004 г. N 251 "Об утверждении
комплексного плана модернизации дошкольного образования
Октябрьского района на 2004 - 2007 г.г.
В целях поддержки и развития системы дошкольного образования в районе в интересах формирования физически здоровой, гармонично развитой, творческой личности был разработан комплексный план модернизации дошкольного образования Октябрьского района на 2004 - 2007 гг.
Работа по дошкольному образованию Управлением образования, опеки и попечительства и дошкольных учреждений была направлена на реализацию основных направлений, обозначенных в комплексном плане.
За период реализации комплексного плана количество дошкольных учреждений остается на прежнем уровне (8), а количество в них групп сократилось: с 24 в 2004 г. до 20 в 2008 г. (2004 г. - закрыт Успенский детский сад, 2005 - 2006 г.г. - сокращены 3 группы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях "Булановский детский сад", "Уранбашский детский сад"; "Междугорный детский сад"). Остается проблемой передача ведомственного Нижнегумбетовского детского сада в муниципальную собственность. Не был открыт детский сад в с. Новотроицкое.
По состоянию на 1 января 2008 г. дошкольные учреждения посещают 441 ребенок в возрасте от 1,5 до 7 лет, то есть только 27% (в условиях повышения рождаемости и соответственно роста общей численности детей дошкольного возраста) всех детей имеют реальную возможность развивать свои умственные способности, творческий потенциал, индивидуальные склонности и задатки в системе дошкольного образования.
Численность детей дошкольного возраста в возрасте от 1 года до 6 лет к 2008 году увеличилась с 1306 в 2004 году (2005 г. - 1317 детей, 2006 г. - 1307 детей, 2007 г. - 1470 детей) до 1640, что значительно усугубило проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ). На сегодняшний день очередь в ДОУ районного центра составляет 210 детей.
В результате реализации комплексного плана на 2004 - 2007 г.г. средняя укомплектованность детских садов увеличилась с 98 до 110 детей на 100 проектных мест. Сегодня с перегрузкой сверх санитарных нормативов работают 14 групп. Переуплотненность в группах: "Березка" составляет от 13 до 55%, "Светлячок" - от 30 до 45%, в Междугорном, Булановском, Уранбашском (одна разновозрастная группа) - до 80%.
В решении данной проблемы на первый план выдвигается задача расширения сети дошкольных учреждений и создания дополнительных мест в действующих ДОУ.
Одним из приоритетных направлений решения проблемы обеспечения реальной доступности дошкольного образования для детей из всех слоев населения и выравнивания стартовых возможностей при поступлении в первый класс школы стала реализация различных моделей предшкольной подготовки детей 5 - 7 лет, в частности открытие групп кратковременного пребывания в Булановском и Уранбашском дошкольных учреждениях (15 детей), функционирование групп для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе на базе общеобразовательных учреждений (19 групп, 100 детей), "Школа раннего развития" при Доме пионеров и школьников для детей 3 - 4 и 5 - 6 лет (4 группы, 71 ребенок). С учетом всех этих групп охват детей дошкольным образованием составляет: от 1 года до 6 лет - 38%, от 3 до 6 лет - 75%.
В детских садах для групп кратковременного пребывания выделены специальные помещения для занятий, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, получено разрешение Роспотребнадзора на открытие групп кратковременного пребывания, организована предметно-развивающая среда, отвечающая интересам и потребностям ребенка.
Для организации групп кратковременного пребывания подготовлена нормативно-правовая основа их функционирования в дошкольных образовательных учреждениях:
- "Положение о порядке организации и функционирования групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях";
- Приказ об организации ГКП в МДОУ;
- Договор с родителями.
Разработаны:
- учебный план;
- режим работы;
- перспективное планирование.
Посещение групп кратковременного пребывания в этом году было бесплатное. Воспитательно-образовательную работу с детьми в Булановском дошкольном образовательном учреждении ведет учитель начальных классов, в Уранбашском дошкольном образовательном учреждении - педагог с дошкольным образованием. В общеобразовательных школах приказом руководителя назначены учителя начальных классов, ведущие подготовку детей к школе.
Целью подготовительного курса является развитие детей, позволяющее в дальнейшем успешно усваивать программу начальной школы.
В учебный план включены: обучение грамоте, развитие элементарных математических представлений, ИЗО, знакомство со школьной жизнью, музыка и физкультура.
Все занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с применением яркой наглядности, с использованием технических средств обучения, игровых технологий, сюрпризных моментов.
При Доме пионеров и школьников для детей 5 - 6 лет организуются общеразвивающие занятия (обучение грамоте, развитие речи, математика, экология, специализированные занятия, направленные на развитие специальных способностей (английский язык, декоративно-прикладное искусство, ритмика).
Проблема доступности дошкольного образования тесно связана с проблемами его качества и соответствия разнообразным потребностям семей. Качество дошкольного образования является одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования в районе, которая ориентирована на содержание образовательного процесса, на условия содержания детей в ДОУ, на результат работы педагогов.
Следует отметить, что традиционно педагогический процесс в ДОУ района строится на основе комплексных программ: "Детство", "Из детства - в отрочество", "Программа обучения и воспитания в детском саду", "Юный эколог", "Азбука общения", "Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста", "Росток".
Одной из задач управления качеством дошкольного образования является кадровая политика.
Создаются условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольных учреждений. Профессиональное совершенствование педагогов осуществляется по следующим направлениям:
1. Аттестация педагогических кадров.
Повышаются квалификационные категории, увеличивается число аттестованных на первую категорию.
Из общего числа педагогов (45) аттестовано 25:
на высшую - 1 (зав. ДОУ);
на 1 кв. категорию - 19 (4 зав. ДОУ, 2 старших воспитателя, 13 воспитателей);
на 2 кв. категорию - 5 педагогов.
2. Прохождение курсов повышения квалификации:
2004 г. - 7 педагогов 2006 г. - 5 педагогов;
2005 г. - 6 педагогов 2007 г. - 6 педагогов.
Педагоги были направлены на все заявленные курсы.
3. Заочное обучение:
Восточный Экономический Гуманитарный Институт, факультет "Педагогика и методика дошкольного обучения" - 3 (2 - заведующие ДОУ, 1 - педагог).
ОГПУ - 3,
ВОУК - 1.
4. Семинары, консультации, районные методические объединения для педагогов ДОУ.
5. Самообразование педагогов на основе выявленных проблем каждый воспитатель определяет для себя тему, над которой будет работать, и составляет план.
В течение года воспитатели отчитываются на педагогических совещаниях о наиболее эффективных методах, удачных формах работы. Результат работы по самообразованию - творческие отчеты, методические рекомендации, консультации, для педагогов района, выступления на заседаниях районные методические объединения.#
6. "Школа эффективного педагога", созданная в 2006 г.
Занятия ведут специалисты: психолог, логопед, социальные педагог, врач-инфекционист, педиатр.
7. Участие в районных и областных конкурсах.
Педагоги и воспитанники ДОУ принимают активное участие в районных и областных мероприятиях: спортивные семейные соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", конкурс детских рисунков "Пусть всегда будет солнце!" (работа д/с "Березка" была отмечена поощрительным призом и благодарственным письмом на областном уровне), конкурс "Детский сад года - 2005" (была отмечена "Программа развития" комплекса "Октябрьская начальная школа - детский сад", д/с "Светлячок" был отмечен Дипломом), "Детский сад года - 2006" (Октябрьский детский сад "Березка" был отмечен Дипломом и поощрительным призом), театрализованное представление детских коллективов "Маска".
Одна из систем качества в дошкольном учреждении - мониторинг качества образования, который предполагает проведение диагностики для оценки результатов образовательного процесса. Внедрение диагностической работы в деятельность ДОУ обусловлено: реализацией личностно-ориентированного подхода, предполагающего построение педагогического процесса на основе индивидуально-психологических особенностей; квалификационной характеристикой воспитателя включающей умения планировать и проводить коррекционно-развивающую работу; получением реалистической картины уровня подготовленности к школе.
В дошкольных учреждениях "Березка" и "Светлячок" проводится входящая, промежуточная диагностика и в конце года по следующим направлениям: диагностика игровой деятельности, развития элементарных математических представлений, диагностика по изодеятельности, исследование межличностных отношений детей в группе. Специалистами по музыке и физической культуре - диагностика уровня физического развития, музыкальных способностей. Диагностика проводится в ходе наблюдений за детьми на занятиях и в специально дидактических играх. В начале года - изучается исходный уровень детей, в конце учебного года проводится контрольная диагностика. Ее цель - определение уровня выполнения программы и личностное достижение каждого ребенка.
В ходе диагностики наблюдается положительная динамика роста по всем параметрам.
Во всех дошкольных учреждениях обследуется речь детей по следующим разделам:
1. Звукопроизношение
2. Речевой слух.
3. Словарь.
4. Грамматический строй речи.
5. Связная речь.
6. Развитие мелкой моторики руки.
Каждый воспитатель в зависимости от результатов обследования составляет перспективное планирование, определяет вопросы для фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Психологом проводится диагностика интеллектуальных способностей детей подготовительных групп: словарный запас, понимание количественных и качественных соотношений, логическое мышление, математические способности, диагностика психического развития дошкольника (школьная готовность: мотивационная, социальная, личностная, познавательная, ведущая рука), изучение навыков культуры общения.
Одной из актуальнейших проблем, стоящих сегодня перед всеми коллективами дошкольных учреждений, является и укрепление здоровья детей.
За период реализации комплексного плана:
- в каждом дошкольном учреждении спланирована физкультурно-оздоровительная работа. В ДОУ "Светлячок" - программа "Здоровый ребенок".
- в работе с детьми используется# оздоровительные технологии, ведуться# профилактические мероприятия.
- в ДОУ "Светлячок", "Березка" созданы группы "здоровья" по предупреждению сколиоза и плоскостопия. С ними проводятся занятия по специально разработанным комплексам 2 раза в неделю под наблюдением медицинской сестры;
- в программу введено третье занятие физической культуры;
- в ДОУ "Березка" и "Светлячок" введены ставки инструктора по физической культуре и логопеда;
- ежегодно проводятся районные спортивные соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья";
- осуществляется практика согласования количества занятий с органами Роспотребнадзора в соответствии с СанПиНами.
В то же время продолжает оставаться актуальной проблема отсутствия медицинской сестры в Уранбашском, Булановском, Междугорном ДОУ. 56 детей лишены квалифицированной медицинской помощи (в случаях травм, приступов, вспышки любой инфекции).
За период реализации плана была установлена дифференциация родительской платы за содержание детей в ДОУ. На сегодняшний день она составляет 350 руб.
Действуют несколько видов муниципальных льгот для некоторых категорий семей.
Муниципальными льготами пользуются 48 детей, что составляет 11% от общего числа детей, посещающих ДОУ.
3 детей пользуются 19%-ой (многодетные семьи), 30 - 14%-ой предоставляемой льготой (малообеспеченные семьи, одинокие матери), 2 - 57%-ой предоставляемой льготы (дети-инвалиды), 13 - 50%-ой льготой (участники боевых действий).
С 1 января 2007 года выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ: на первого ребенка 20% размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательное учреждении; на второго ребенка - в размере 50%; на третьего ребенка и последующих - в размере 70%:
20% - 250 детей
50% - 151 детей
70% - 17 детей.
Проблема дифференциации родительской платы требует дальнейшей разработки и поиска вариантов эффективных решений.
Продолжает оставаться актуальной проблема финансирования дошкольного образования. По-прежнему высокий удельный вес в общей структуре затрат занимают расходы ДОУ на коммунальные ресурсы. На развитие материально-технической базы было израсходовано средств из местного бюджета - 786888 руб., внебюджетных средств - 414456 руб.
Всего на выполнение мероприятий комплексного плана израсходовано 3925,0 тыс. рублей из запланированных 5220,5 тыс. рублей.
Недостаточное финансирование не позволяет организовать предметно-развивающую среду на более высоком современном уровне.
В дошкольных учреждениях не хватает раскладушек, стульчиков, детских столов и шкафчиков для одежды. Износ перечисленного инвентаря составляет до 80%.
Для обеспечения государственных гаранта и доступности дошкольного образования требуется продолжение модернизации системы дошкольного образования Октябрьского района: расширение сети ДОУ, развитие предшкольного образования, повышение качества образования и улучшение условий содержания дошкольников.
При недостатке всех видов ресурсов требуется определение приоритетов в решении основных проблем дошкольного образования на ближайший период, а также объединения усилий органов местного самоуправления района и поселений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области от 22 февраля 2008 г. N 237 "О выполнении решения Совета депутатов муниципального образования Октябрьский район от 02.04.2004. N 251 "Об утверждении комплексного плана модернизации дошкольного образования Октябрьского района на 2004 - 2007 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования
Текст решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области от 23 мая 2008 г. N 250