Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 25. Регистрация кандидата
1. Для регистрации кандидата кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
б) протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 21 настоящего Закона;
г) копия платежного документа о перечислении избирательного залога с отметкой филиала (отделения филиала) Сберегательного банка Российской Федерации (если выдвижение кандидата обеспечивается избирательным залогом);
д) первый финансовый отчет кандидата.
2. При приеме избирательных документов окружная избирательная комиссия заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема, количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей. Окружная избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены до истечения указанного в пункте 1 настоящей статьи времени.
3. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению окружной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться эксперты. Их заключения могут служить основанием для признания сведений в подписных листах недостоверными.
4. Проверке подлежат 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При обнаружении среди проверяемых подписей 25 или более процентов недостоверных и недействительных подписей проверке подлежат все представленные подписи. Проверке подлежат также все подписи, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одну тысячу подписей.
Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при проверке, составит 10 и более процентов от количества подписей, представленных для регистрации кандидата, комиссия отказывает в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата также не производится, если количество представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
5. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, избирательным объединением, включая проведение выборки подписей для проверки вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов. Окружная комиссия обязана заблаговременно сообщить кандидатам, представившим установленное для регистрации количество подписей, о времени проведения проверки подписей.
6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись, остальные считаются недействительными.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом.
Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа;
б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел;
в) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем получения окружной комиссией уведомления о выдвижении кандидата;
г) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей с исправлением даты ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, собиравшем подписи, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, собиравшим подписи, кандидатом;
и) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, собиравшим подписи избирателей, внесенные в этот подписной лист - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
л) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 4, 5 к настоящему Закону.
9. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
10. Для определения достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, окружная избирательная комиссия вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему регистрации (учета) избирателей.
11. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата рабочей группой составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы (членом окружной комиссии с правом решающего голоса) и представляется окружной избирательной комиссии для принятия соответствующего решения.
В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными. Протокол прилагается к решению окружной избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей, кандидату, избирательному объединению в указанный срок одновременно с копией протокола должны быть представлены заверенные руководителем рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов с указанием основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными.
12. Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а избирательное объединение - в поддержку выдвижения кандидата, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных кандидатом, - на специальный счет избирательной комиссии муниципального образования. Указанный счет открывается в филиале (отделении филиала) Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом должно сопровождаться представлением им в соответствующую окружную избирательную комиссию вместе с другими документами, необходимыми для регистрации кандидата, указанными в пункте 1 настоящей статьи и не связанными со сбором подписей избирателей, копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой филиала (отделения филиала) Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению. Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 46 настоящего Закона.
13. исключена.
См. текст части 13 статьи 25
14. Если кандидат после представления в окружную избирательную комиссию подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации кандидата, перечислит на специальный счет избирательной комиссии муниципального образования избирательный залог и (или) представит в окружную избирательную комиссию копию платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на указанный специальный счет, избирательная комиссия муниципального образования возвращает избирательный залог кандидату, а окружная избирательная комиссия отказывает в приеме указанной копии платежного документа. Если кандидат после поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии муниципального образования и (или) представления в окружную избирательную комиссию копии платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на указанный специальный счет представит подписные листы, окружная избирательная комиссия отказывает в приеме подписных листов. В случае одновременного представления кандидатом в окружную избирательную комиссию подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и копии платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии муниципального образования, окружная избирательная комиссия отказывает в приеме подписных листов.
15. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход местного бюджета.
Избирательный залог перечисляется в доход местного бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению указанных в пункте 27 настоящей статьи обстоятельств или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Закона.
16. Представление в окружную избирательную комиссию подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидата, выдвинутого политическими партиями, не требуется, если по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о выдвижении, принятое политической партией, в порядке, установленном настоящим Законом.
17. Окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.
18. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующим избирательным объединением.
19. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем по одному избирательному округу.
20. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации.
21. Окружная избирательная комиссия передает в средства массовой информации сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации.
22. В случае отказа в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; выдвинутых иными общественными объединениями - требований пункта 3 статьи 23 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата;
г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
е) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 21 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 44 настоящего Закона);
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом пункта 1 статьи 41 настоящего Закона;
л) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
м) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах;
н) внесение кандидатом избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено настоящим Законом, либо внесение кандидатом избирательного залога за счет средств, поступивших в его избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
23. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный пунктом 22 настоящей статьи, является исчерпывающим.
24. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
25. Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования, снять свою кандидатуру, подав в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное заявление. Указанное заявление не подлежит отзыву. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об аннулировании его регистрации.
26. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному или многомандатному избирательному округу, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения. В этом случае, окружная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, принимает решение об аннулировании регистрации кандидата. Отзыв может быть произведен не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
27. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, голосование в таком избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В этом случае голосование проводится в ближайший установленный статьей 7 настоящего Закона день, на который могут назначаться выборы.
Если в одномандатном избирательном округе ко дню голосования окажется один зарегистрированный кандидат, то голосование проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
28. При наступлении указанных в пункте 27 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные окружной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов по многомандатному округу, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения.
29. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.