Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 1 сентября 2005 г. N 2526/466-III-O3
Областная Программа
"Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области
в 2005 - 2010 годах"
(далее - Программа)
См. протест прокурора Оренбургской области от 16 марта 2006 г. N 7/97-2006
Паспорт Программы
Основание для Федеральный закон от 10 января 2002 года
разработки N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 4 июля 2004 года
N 95-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов власти субъектов
Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка.
Вероятно, имеется в виду Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
распоряжение главы администрации области
(губернатора) от 20.01.2004 N 17-р "О
разработке областной целевой программы
"Оздоровление экологической обстановки в
Оренбургской области в 2005 - 2010 годах"
Заказчик Комитет по природоохранной деятельности и
мониторингу окружающей среды администрации
области
Основные Комитет по природоохранной деятельности и
разработчики мониторингу окружающей среды администрации
области;
ГУ "Государственная инспекция по охране
окружающей среды Оренбургской области"
Исполнители ГУ "Государственная инспекция по охране
окружающей среды Оренбургской области";
региональный центр наземно-
аэрокосмического мониторинга;
органы местного самоуправления;
промышленные организации, организации АПК
и иные организации
Основная цель Оздоровление экологической обстановки и
обеспечение экологической безопасности на
территории Оренбургской области
Основные задачи Участие в строительстве и реконструкции
объектов природоохранного назначения,
проведение мероприятий, имеющих целевой
природоохранный характер
Срок реализации 2005 - 2010 годы
Объем и источники Общий объем финансирования на 2005 - 2010
финансирования годы - 6069,50 млн. рублей, в том числе:
областной бюджет -146,06 млн. рублей;
местные бюджеты -113,65 млн. рублей;
внебюджетные источники - 5809,75 млн.
рублей
Система организации Контроль за исполнением Программы
контроля осуществляется администрацией области в
соответствии с действующим
законодательством
Ожидаемые конечные Снижение выбросов вредных веществ в
результаты атмосферный воздух на 96,7 тыс. т/год,
сбросов загрязненных сточных вод в водные
объекты на 563,2 тыс. куб. м/сутки,
оздоровление экологической обстановки на
территориях муниципальных образований с
наиболее высоким уровнем загрязнения
окружающей среды, развитие государственной
системы экологического мониторинга
состояния окружающей среды
I. Содержание проблемы
Анализ состояния окружающей природной среды дает основание характеризовать территорию области как зону со сложной экологической обстановкой. По объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Оренбургская область находится среди регионов России с наибольшими объемами выбросов (более 500,0 тыс. тонн). Валовой выброс загрязняющих веществ по области за 2004 год составил 902,8 тыс. тонн, по сравнению с 2003 годом отмечается увеличение на 200,9 тыс. тонн. Объем выбросов на 1 кв км территории области составляет 7,3 тонны загрязняющих веществ, на одного жителя области - 406,7 кг загрязняющих веществ. Остается низким уровень утилизации вредных веществ - 46,2 процента. Практически не улавливаются оксиды азота и оксиды углерода. Крайне мала степень очистки таких веществ, как фтористый водород, никель, кобальт, медь, пятиокись ванадия, бенз(а)пирен и других.
В городах Орске и Новотроицке уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий. В городе Медногорске уровень загрязнения - повышенный. Даже небольшие увеличения объемов производства в 2000 - 2004 годах существенно сказались на загрязнении окружающей среды.
В сфере водоотведения и водопотребления отмечается слабое внедрение безводных технологических процессов производства, недостаточная мощность существующих систем оборотного водоснабжения, низкая степень оснащения очистными сооружениями.
Основные природные водные объекты области отнесены к 3 классу и оцениваются как умеренно загрязненные. Негативное воздействие на них оказывают как трансграничный перенос загрязняющих веществ из Республики Казахстан, Челябинской области и Республики Башкортостан, так и сбросы сточных вод промышленных объектов и систем хозяйственно-бытовых канализаций населенных пунктов.
Объем неочищенных сточных вод составляет менее 10 процентов от общего объема сброса. Необходимая потребность в очистных сооружениях составляет 1260,0 тыс. куб. м/сутки.
При этом долгостроями в настоящее время являются очистные сооружения в городах Орске, Оренбурге, Бузулуке, поселках Новоорск, Саракташ, Плешаново общей мощностью более 600,0 тыс. куб. м/сутки. Завершение строительства очистных сооружений является крайне важным, так как это позволит сократить сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водоемы в объеме 41,133 тыс. тонн.
В конце 90-х годов был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.
Начавшийся рост промышленного производства в России может обострить экологическую обстановку. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий охраны окружающей среды.
Об охране окружающей среды см. Закон Оренбургской области от 29 августа 2005 г. N 2531/452-III-ОЗ
На решение указанных проблем направлена областная программа "Оздоровление экологической обстановки в Оренбургской области в 2005 - 2010 годах".
II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью Программы является оздоровление экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности на территории Оренбургской области. Для достижения основной цели в процессе реализации Программы необходимо решение природоохранных задач и выполнение мероприятий, имеющих целевой природоохранный характер на промышленных объектах области. Основными задачами Программы являются:
долевое участие в строительстве и реконструкции очистных сооружений и других природоохранных объектов;
участие в создании и совершенствовании автоматизированных систем мониторинга окружающей природной среды и технических средств для них;
охрана и рациональное использование природных ресурсов, мониторинг состояния животного и растительного мира;
развитие экологического образования и воспитания, пропаганда экологических знаний, проведение мероприятий экологической направленности и издательская деятельность;
приобретение оборудования для областных природоохранных учреждений и промышленными организациями для ведения экологического мониторинга.
Срок реализации Программы - 2005 - 2010 годы.
III. Система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на решение поставленных задач и включают в себя несколько разделов.
1. Природоохранные мероприятия промышленных организаций, организаций АПК и иных организаций
В раздел включены мероприятия по крупным организациям-загрязнителям металлургического (строительство и реконструкция газопылеочистного оборудования, очистных сооружений, реконструкция цеха серной кислоты на ООО "ММСК", строительство печи "ПЖВ" на ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат"), топливно-энергетического (строительство и реконструкция очистных сооружений, факельных систем), транспортного (реконструкция систем пылеочистки, перевод печей на газ), машиностроительного (реконструкция очистных сооружений, перевод котельных на газ), агропромышленного (строительство очистных сооружений, реконструкция циклонов) комплексов, оздоровительного и курортного комплексов (Приложение 1).
2. Межмуниципальные природоохранные мероприятия
В раздел включены межмуниципальные мероприятия по объектам, оказывающим влияние на территории двух и более муниципальных образований, а также строительство объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов (Приложение 2).
3. Мероприятия по контролю за состоянием природной среды
В раздел включены мероприятия по экологическому образованию и воспитанию населения, приобретение оборудования областными природоохранными учреждениями и промышленными организациями для ведения экологического мониторинга (Приложение 3).
4. Научно-исследовательские работы
В раздел включены научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды по оценке воздействия на окружающую среду и здоровье населения, созданию экологически чистых технологий, других работ, ориентированных на решение экологических проблем (Приложение 4).
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников на договорной основе или по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и организациями. Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 6069,50 млн. рублей, в том числе 146,06 млн. рублей из областного бюджета, 113,65 млн. рублей из местных бюджетов, 5809,75 млн. рублей из внебюджетных источников (Приложение 5).
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является комитет по природоохранной деятельности и мониторингу окружающей среды администрации области. Для организации управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения образуется исполнительная дирекция, которая с привлечением независимых экспертов определяет очередность выполнения мероприятий с учетом реального финансирования.
Механизм реализации Программы предусматривает использование всех экономических рычагов, включая ассигнования из областного и местных бюджетов, а также внебюджетные средства.
Расходы на выполнение мероприятий, предусмотренных приложением 2 Программы, источниками финансирования которых являются средства областного бюджета, включаются в проект областного бюджета на очередной финансовый год при условии подтверждения включения расходов на выполнение этих мероприятий и за счет средств местных бюджетов.
Реализация программных мероприятий, финансируемых из областного бюджета, осуществляется на основе договоров, заключаемых заказчиком (комитетом по природоохранной деятельности и мониторингу окружающей среды администрации области) с исполнителями природоохранных мероприятий на конкурсной основе либо с администрациями городов и районов области. Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях посредством заключения государственных контрактов на конкурсной основе. Важной задачей проведения открытых конкурсов является привлечение средств частных инвесторов для проведения работ по отдельным объектам и проектам Программы.
Заказчик периодически рассматривает материалы о ходе выполнения Программы, проводит проверку выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств.
Оплата работ, предусмотренных Программой, осуществляется в соответствии с заключенными договорами, утвержденными сметами и актами сдачи-приемки выполненных работ в пределах средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета.
Учитывая приоритетность финансирования Программы за счет внебюджетных средств, администрация области разрабатывает и утверждает механизм корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду предприятиям, выполнившим природоохранные мероприятия Программы в полном объеме за истекший год.
7. Ожидаемые результаты Программы
Осуществление программных мероприятий будет способствовать снижению на 96,7 тыс. т/год выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод на 563,2 тыс. куб. м/сутки, оздоровлению экологической обстановки на территории области с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды, развитию государственной системы экологического мониторинга состояния окружающей среды; организации природных заказников, памятников природы. Планируется задействовать 569 рабочих мест, в том числе создать 239 новых рабочих мест.
8. Организация управления и система контроля за ходом исполнения Программы
Организация управления и контроль за исполнением Программы осуществляется комитетом по природоохранной деятельности и мониторингу окружающей среды администрации области (заказчик Программы) в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик координирует работу организаций, участвующих в выполнении мероприятий Программы.
В сроки, установленные для представления отчета об исполнении бюджета, заказчик представляет в соответствующие финансовые органы отчеты об использовании бюджетных средств.
В случае выявления использования не по целевому назначению бюджетных средств средства взыскиваются с применением штрафных санкций за весь период их использования не по целевому назначению в соответствии с законодательством.
В случае невыполнения или некачественного выполнения работ исполнитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.