Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
МО Оренбургский район Оренбургской области
от 14 марта 2007 г. N 165
Районная целевая Программа
"Создание системы государственного земельного кадастра
и управления комплексом на территории
муниципального образования Оренбургский район
Оренбургской области"
Паспорт Программы
Наименование Районная целевая программа "Создание
Программы системы государственного земельного
кадастра и управления земельно-
имущественным комплексом на территории
МО Оренбургский район Оренбургской
области на 2007 - 2011 годы" (далее -
Программа)
Основание для Постановление Правительства Оренбургской
разработки области от 14.09.2006 N 312-п "О проекте
Закона Оренбургской области "О внесении
изменений и дополнений в Закон
Оренбургской области "Об областной
целевой программе "Создание системы
государственного земельного кадастра и
управления земельно-имущественным
комплексом на территории Оренбургской
области на 2005 - 2007 годы";
письмо Министерства природных ресурсов,
земельных и имущественных отношений
Оренбургской области от 26.09.2006
N МК-27/10-7049 "О разработке целевых
программ" с приложением.
Заказчики Администрация муниципального образования
Оренбургский район, администрации
муниципальных образований - поселений
ТО N 5 Управления Роснедвижимости
по Оренбургской области
Основные ТО N 5 Управления Роснедвижимости по
разработчики Оренбургской области
Отдел по управлению муниципальным
имуществом и земельным отношениям
администрации муниципального образования
Оренбургский район. Администрации МО -
поселений
Исполнители Юридические лица, имеющие лицензию на
данный вид работ, расположенные на
территории Российской Федерации,
прошедшие конкурсный отбор
Основная цель Создание системы государственного
земельного кадастра и учета объектов
недвижимости
Основные задачи Обеспечение эффективного использования
земли и иной недвижимости, вовлечение их
в оборот и стимулирование инвестиционной
деятельности на рынке недвижимости в
интересах удовлетворения потребностей
общества и граждан;
обеспечение пополнения доходной части
консолидированного бюджета
муниципального образования Оренбургский
район Оренбургской области, бюджетов
муниципальных образований - поселений;
проведение разграничения государственной
собственности на землю на собственность
муниципального образования - район и
собственность муниципальных образований -
поселений, повышение эффективности
использования земли, обоснованное
установление платы за землю, создание
условий для увеличения социального
инвестиционного и производственного
потенциала земли
Основные Создание цифровой картографической
мероприятия основы ведения государственного кадастра
недвижимости (сгущение и создание
опорно-межевой сети, изготовление
ортофотопланов на поселения с созданием
электронных карт М 1:2000, создание
электронных цифровых карт М 1:2000 на
поселения, на которые имеются
ортофотопланы);
Землеустроительные работы при
разграничении государственной
собственности на землю и регистрация
права муниципальной собственности на
земельные участки;
Оснащение средствами вычислительной и
информационно-коммуникативной техники;
Подготовка и переподготовка кадров.
Срок реализации 2007 - 2011 годы
Объемы и источники Общий объем финансирования составляет
финансирования 17035,92 тыс. рублей (семнадцать
миллионов тридцать пять тысяч девятьсот
двадцать рублей),
в том числе:
бюджет муниципального образования
Оренбургский район - 1254,72 тыс. рублей
бюджеты муниципальных образований -
поселений - 15781,20 тыс. рублей,
Распределение затрат по годам:
2007 год - 4299,00 тыс. рублей;
2008 год - 6730,82 тыс. рублей;
2009 год - 3988,11 тыс. рублей;
2010 год - 1490,77 тыс. рублей;
2011 год - 527,22 тыс. рублей.
Система Контроль за ходом выполнения Программы
организации осуществляют заказчики, ход и результаты
контроля реализации Программы рассматриваются на
заседаниях Совета депутатов МО
Оренбургский район
Ожидаемые конечные Планомерная и последовательная реализация
результаты государственной политики по эффективному
использованию земли и иной недвижимости;
увеличение поступлений земельного налога
и арендной платы за землю в бюджеты всех
уровней за счет реализации программных
мероприятий в 2007 - 2011 годах;
вовлечение земли и иной недвижимости в
хозяйственный оборот;
создание системы ведения государственного
земельного кадастра и учета объектов
недвижимости на уровне МО Оренбургский
район Оренбургской области;
создание системы управления и
регулирования земельных и имущественных
отношений;
проведение разграничения государственной
собственности на землю и регистрация
права собственности на земельные участки
МО Оренбургский район Оренбургской
области и муниципальных образований -
поселений, ввод полученной информации в
автоматизированную базу данных
государственного кадастра;
подготовка кадров в области управления
недвижимостью, ведения государственного
земельного кадастра и учета недвижимости;
обеспечение государственной защиты прав
собственников, владельцев, пользователей
землей.
Введение
Программа разработана во исполнение Постановления Правительства Оренбургской области от 14.09.2006 N 312-п "О проекте Закона Оренбургской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области "Об областной целевой программе "Создание системы государственного земельного кадастра и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области на 2005 - 2007 годы"; письма Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области от 26.09.2006 N МК-27/10-7049 "О разработке целевых программ" с приложением.
1. Обоснование разработки Программы
Программа предусматривает создание и функционирование системы государственного земельного кадастра и учета объектов недвижимости на территории МО Оренбургский район Оренбургской области как государственной информационной структуры, которая обеспечивает становление земельных отношений, основанных на различных формах собственности на землю, и поддерживает функционирование современного механизма общественного производства.
Кадастровая информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов позволит обеспечить ведение государственного земельного кадастра на современном техническом и технологическом уровнях, будет способствовать увеличению поступления платежей за землю в бюджеты всех уровней, защите прав граждан и юридических лиц на землю, обосновывать установление правового режима пользования земельными участками (сервитуты, обременения), принимать более эффективные решения на всех уровнях, более точно прогнозировать и моделировать уровень рыночных цен на землю.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости и его территориальным органам (комитетам по земельным ресурсам и землеустройству) поручено провести государственную кадастровую оценку земель (ГКОЗ) всех категорий для целей налогообложения. В проекте Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение с 1 января 2006 года новой системы налогообложения земель на основе кадастровой стоимости земельных участков. Такой подход к исчислению земельного налога дает возможность стимулировать социально-экономическое развитие регионов в зависимости от существующей структуры земельного фонда.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой или иной оценки земель. Обязательным условием для выполнения в полном объеме расчета кадастровой стоимости земельных участков для внесения в документы государственного земельного кадастра является привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, так как средства от земельного налога поступают в областной и муниципальные бюджеты.
27 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в статье 17 которого говорится об определении на местности границ, находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Для выполнения этого требования надо провести работы по созданию электронной цифровой карты области масштаба 1:25000, используя которую можно выполнять работы по составлению проектов территориального землеустройства (проектов перераспределения земель), а также межевание земель картометрическим методом, что значительно удешевит эти виды работ.
Предусматриваемые Программой мероприятия по разграничению муниципальной собственности и проведение землеустроительных работ позволят реализовать полноценные договорные отношения с землепользователями, предоставят возможность защищать интересы в судах, вести кадастровый учет, осуществлять регистрацию прав, увеличить поступления средств от аренды и продажи областных и муниципальных земель, а также от использования неразграниченных земельных участков.
2. Основные мероприятия Программы
Программные мероприятия направлены на решение конкретных задач по эффективному использованию земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан и приведены в приложении 1.
Инвентаризация земель и разграничение
государственной собственности на землю
Инвентаризация земель населенных пунктов проводится с целью создания основы для ведения государственного земельного кадастра, разграничения земель, обеспечения регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды), увеличения поступлений от платежей в доходную часть бюджетов различных уровней.
Работы по инвентаризации земель составляют комплекс мероприятий:
- аэрофотосъемка;
- создание ортофотопланов на населенные пункты;
- создание опорной межевой сети;
- сбор и систематизация существующих планово-картографических и других материалов;
- получение инвентаризационного плана;
- составление списков пользователей земли;
- создание электронной кадастровой карты.
Создание опорной межевой сети планируется из расчета 4 знака на 1 кв. километр. Опорная межевая сеть создается в населенном пункте для обеспечения требуемой точности определения площади земельных участков, удешевления стоимости работ по межеванию земель и необходима для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Опорная межевая сеть создана по всем сельским населенным пунктам Оренбургского района. Затраты по программе учитывают восстановление порушенных межевых знаков.
По материалам аэрофотосъемки и инвентаризации земель создаются планово-картографические материалы масштаба 1:2000, по сельским населенным пунктам - ортофотопланы. Ортофотоплан представляет собой план местности, составленный из трансформированных аэрофотоснимков, имеющий координатную сетку и являющийся картографической основой для автоматизированного ведения земельного кадастра. В Программе заложено создание ортофотопланов на все населенные пункты по району в электронном виде.
В целях инвентаризации земель необходимо собрать, изучить и проанализировать землеотводные, планово-картографические материалы, генеральные планы, планы застройки, обследования государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", исполнительные съемки законченного строительства, строительные паспорта, декларации о фактах использования земельных участков и другие материалы. Затем на рабочий инвентаризационный план на квартал наносятся по собранным документам границы участков землепользований, и составляются поименные списки.
Далее проводятся:
- обследование на местности границ землепользований, проверка имеющихся у землепользователей документов, подтверждающих право на землю;
- нанесение на план уточненного местоположения границ;
- составление единого на квартал акта с отражением фактов самовольного занятия земель, случаев нерационального использования земель и спорных границ;
- нанесение результатов обследования на планово-картографический материал, вычисление площадей участков землепользований;
- составление ведомости сравнения результатов вычисления с учетными данными, списка пользователей земли без оформления права на землю или с просроченными правами, списков самовольного занятия земель, земель, не используемых или используемых не по целевому назначению, занесение результатов инвентаризации в автоматизированный банк данных. На 2005 - 2007 годы запланировано провести полный комплекс работ по всем поселениям района.
Материалы инвентаризации используются в полном объеме при разграничении государственной собственности. Комплекс организационных мероприятий по разграничению государственной собственности на землю включает в себя подготовку, сбор, экспертизу, согласование, утверждение перечней и регистрацию права собственности на земельные участки, в том числе незастроенные, на которые в установленном порядке возникает право собственности у МО Оренбургский район Оренбургской области и муниципальных образований - поселений.
Указанный комплекс мероприятий сопровождается проведением землеустроительных работ (если не выполнялись работы по инвентаризации земель в населенном пункте), в состав которых входят анализ правоустанавливающих документов, подбор планово-картографических материалов, составление плана земельного участка, вычисление площадей земельных участков (при необходимости - проведение работ по межеванию).
Заключительными этапами по формированию государственной собственности на земельные участки, подлежащие отнесению к собственности МО Оренбургский район Оренбургской области и муниципальных образований - поселений, являются государственная регистрация права собственности Оренбургской области и муниципальных образований в установленном законом порядке и учет их в реестре МО Оренбургский район Оренбургской области и реестрах муниципального имущества муниципальных образований - поселений.
Кадастровая оценка земель
Платное землепользование и регулирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Опыт оценочных работ, проведенных в других регионах, показывает, что осуществление работ по оценке земель позволяет увеличить бюджетные поступления от земельного налога и арендной платы за землю в среднем на 28 процентов.
Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель позволит создать механизмы, обеспечивающие проведение рациональной налоговой и инвестиционной политики, повысить эффективность управления земельными ресурсами, вовлечь землю в хозяйственно-экономический оборот и, таким образом, добиться увеличения доходной части бюджетов всех уровней.
По Оренбургскому району Оренбургской области проведена кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, земель поселений, земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, особо охраняемых территорий и объектов, земель промышленности и иного специального назначения.
Программой предусматривается выполнение работ по актуализации (корректировке) государственной кадастровой оценки земель в связи с изменением рынка земли и уточнением методик расчета кадастровой стоимости. Результатом работ по государственной кадастровой оценке земель является получение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. Введение новой системы налогообложения земель требует не только полного завершения оценочных работ, их согласования и утверждения, но и проведения комплекса мероприятий по актуализации сведений о налогоплательщиках и объектах налогообложения, установления конструктивного порядка взаимодействия между учреждениями по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой и налоговой службами.
Результаты кадастровой оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра.
Землеустройство земель сельскохозяйственного назначения
Для упорядочения земельных отношений в рамках реализации Программы предусматривается ряд мероприятий, направленных на землеустроительное обеспечение осуществляемых преобразований, связанных с формированием землепользований новых форм хозяйствования, закреплением и оформлением прав на землю, проведением межевания границ земельных участков при купле-продаже и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства. Однако после наделения граждан долевой собственностью в составе земель общедолевой собственности произошли значительные изменения. Часть земельных долей была передана гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, продана сельскохозяйственным организациям, другим юридическим лицам и гражданам, использована для расширения личных подсобных хозяйств.
В связи с этим для решения задач, определенных Федеральным законом, Программой предусмотрена разработка специальных землеустроительных проектов (составление проектов перераспределения земель или корректировка ранее составленных), в которых с учетом произошедших изменений будут установлены или уточнены размеры долевой земельной собственности, определено ее местоположение, рассчитаны размеры земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, с учетом качества земель (в балло-гектарах) и запроектировано их местоположение.
Оснащение средствами вычислительной
и информационно-коммуникативной техники
Приобретение средств вычислительной и информационно-коммуникационной техники позволит вывести управление земельными ресурсами на качественно новый уровень, повысит оперативность принятия управленческих решений и эффективность использования земельных ресурсов.
Подготовка и переподготовка кадров
Специалисты органов по управлению государственным и муниципальным имуществом и земельными ресурсами пройдут обучение по вопросам организации и методологии проведения работ по разграничению государственной собственности на землю, правовым основам учета недвижимости, приобретению и прекращению прав на землю, государственному регулированию оборота земель; по вопросам информационно-технического обеспечения в сфере управления земельными ресурсами, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений, включая подготовку операторов и администраторов автоматизированной системы. Обучение специалистов производится за счет средств, предусмотренных настоящей Программой, только на территории Российской Федерации.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет и в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в консолидированном бюджете МО Оренбургский район и бюджетах муниципальных образований - поселений.
Объем финансирования Программы составляет 17035,92 млн. рублей.
Объемы финансирования и мероприятия, подлежащие финансированию из бюджетов муниципального образования Оренбургский район и муниципальных образований - поселений, приведены в приложении 2.
В ходе реализации Программы перечень мероприятий, объемы и источники их финансирования могут корректироваться на основе анализа полученных результатов, исходя из реальных возможностей бюджета.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется на договорной основе.
4. Организация управления и контроля за реализацией Программы
Заказчиками Программы являются администрация МО Оренбургский район (отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям), администрации МО - поселений, ТО N 5 Роснедвижимости по Оренбургской области.
Главным распорядителем средств консолидированного бюджета и бюджетов МО - поселений по выполнению Программы является администрация МО Оренбургский район Оренбургской области.
Выполнение мероприятий Программы осуществляется подрядчиком, определенным на конкурсной основе, путем заключения государственных контрактов. В состав конкурсных комиссий в обязательном порядке включаются представители заказчиков Программы.
Заказчики Программы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Оренбургской области и органами местного самоуправления, осуществляют взаимодействие и контроль за реализацией Программы на территориях муниципальных образований - поселений.
ТО N 5 Роснедвижимости по Оренбургской области обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, а также ежегодно анализирует ход реализации Программы и направляет координатору предложения по объемам финансирования Программы для включения в проект бюджета. Ход и результаты выполнения мероприятий Программы ежегодно рассматриваются на заседаниях Совета депутатов МО Оренбургский район Оренбургской области.
5. Социально-экономическая эффективность Программы
Наличие исчерпывающей кадастровой информации о составе, состоянии и движении земельных ресурсов позволит принимать более эффективные решения в области организации, развития и размещения общественного производства на всех уровнях - от федерального до каждого конкретного хозяйства (приложение 3).
За 2003 - 2006 годы действия областной целевой программы "Развитие земельного кадастра и мониторинга земель в Оренбургской области на 2001 - 2005 годы" использование имеющихся материалов государственного земельного кадастра отразилось на динамике поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней следующим образом:
(тыс. рублей)
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Доход от арендной платы за земельные участки |
6947,1 | 17323,0 | 42914,1 | 90267,8 |
Так, начиная с 2003 года, доход только от арендной платы за земельные участки по сравнению с 2003 годом увеличился в 1300 раз.
Достоверная кадастровая информация позволит более точно прогнозировать и моделировать рыночную цену земли, что важно само по себе не только с точки зрения более обоснованного взимания налоговых платежей, но и для пополнения областного и муниципальных бюджетов.
Ввод в действие единой кадастровой системы может способствовать росту общественного производства и снижению затрат.
Обеспеченность развернутой кадастровой информацией позволит активно воздействовать на рынок земли и недвижимости, будет способствовать преодолению его диспропорций и негативных тенденций, обеспечивать надежность операций с землей и недвижимостью, прежде всего, в сфере ипотечного кредитования. Таким образом, будут использованы дополнительные факторы стимулирования инвестиционного процесса во всех сферах общественного производства.
Не менее существенны и последствия правильной общественной ориентации в данном вопросе для надежного функционирования рыночного механизма ценового саморегулирования.
Подробная земельная кадастровая информация позволит отслеживать процесс движения земельной собственности и, в случае социально опасных перекосов и диспропорций в ее распределении, принимать обоснованные решения.
В условиях рынка кадастровая информация сама по себе становится товаром. Ее потребителями будут как органы государственной власти и местного самоуправления, так и граждане, научно-исследовательские, учебно-консультационные, консалтинговые и проектные организации разных форм собственности и различного направления деятельности, осуществляющие операции с землей и недвижимостью, финансово-кредитные и коммерческие структуры, хозяйства, службы экономического контроля.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы будет создана система управления и регулирования земельно-имущественных отношений, обеспечивающая планомерную и последовательную реализацию государственной политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формированию банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
После перехода к налогообложению земель в зависимости от кадастровой стоимости земли предполагается значительный прирост земельных платежей. Исходя из диапазона ставок земельного налога, устанавливаемых в размере от 0,1 процента до 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков, которые определены решениями Советов депутатов муниципальных образований поселений, реальное увеличение доходов начинается уже со ставки в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Прямой экономической выгодой следует считать прирост дополнительных поступлений от платы за землю в бюджеты всех уровней за счет:
- нерационально используемых и неиспользуемых земельных участков, выявленных в результате инвентаризации;
- увеличения арендной платы при уточнении целевого назначения земель;
- увеличения платежей за счет новой системы налогообложения на основе кадастровой стоимости земель;
- уточнения площадей земельных участков;
- продажи прав аренды земель, выявленных в результате инвентаризации нерационально используемых и неиспользуемых земельных участков;
- продажи и аренды земельных участков, отнесенных к собственности муниципальных образований при разграничении государственной собственности на землю с проведением государственной регистрации права собственности.
Разграничение государственной собственности на землю обеспечит на уровне муниципальных образований целостность управления и распоряжения земельными участками и объектами недвижимости как единым объектом налогообложения, ускорит процесс передачи в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости, приватизированными из различных форм собственности.
Обеспечение управления и регулирования земельно-имущественных отношений позволит наладить централизованный учет земель, относящихся к собственности муниципальных образований, и усилить государственный контроль за использованием и оборотом земельных участков, в том числе объектов недвижимости, планировать более эффективное использование муниципальной собственности.
Приложение не приводится
<< Назад |
Приложение 1. >> Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Решение Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 14 марта 2007 г. N 165 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.