Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Оренбургского
городского Совета
от 12 декабря 2007 г. N 423
Городская целевая программа
"Создание системы кадастра недвижимости, как основы градостроительной деятельности и системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования "город Оренбург" на 2007 - 2011 годы"
19 марта, 10 октября 2008 г., 20 апреля, 26 октября, 8, 29 декабря 2009 г., 20 апреля, 13 июля, 19 августа, 29 ноября 2010 г.
Решением Оренбургского городского Совета от 29 ноября 2010 г. N 52 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного решения
Паспорт программы
Основание для разработки:
Закон Оренбургской области от 18.01.2005 N 1774/303-III-ОЗ "Об "Областной целевой программе "Создание системы кадастра недвижимости и управления земельно-имущественным комплексом на территории Оренбургской области на 2005 - 2007 годы", Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 г.)", Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 г.)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 г.)".
Заказчики:
- Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга;
- Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга;
- Комитет по управлению имуществом города Оренбурга;
- Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга;
- Управление по информатике и связи администрации города Оренбурга;
далее по тексту "ответственные заказчики";
- Управление строительства и дорожного хозяйства.
Исполнители:
Юридические лица, имеющие лицензию на соответствующий вид работ, расположенные на территории РФ, прошедшие конкурсный отбор.
Основная цель:
Создание системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования "город Оренбург", наполнение соответствующей информацией системы государственного кадастра недвижимости, создание и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, обеспечение защиты информации.
Основные задачи:
- обеспечение эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах потребностей общества и граждан;
- информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;
- обеспечение пополнения доходной части бюджета г.Оренбурга;
- проведение разграничения государственной собственности на землю, регистрация права муниципальной собственности на земельные участки;
- обоснованное установление платы за землю, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли.
Основные мероприятия:
- инвентаризация земель, создание цифровой картографической основы ведения государственного кадастра объектов недвижимости и информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- создание системы управления земельно-имущественным комплексом;
- государственная кадастровая оценка земель, актуализация государственной кадастровой оценки земель;
- проведение массовой оценки объектов недвижимости;
- подготовка проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения с межеванием и постановкой на кадастровый учет земельных участков;
- оснащение органов управления земельно-имущественным комплексом средствами вычислительной и информационно-коммуникационной техники;
- создание системы защиты информации, обрабатываемой и хранимой в автоматизированной информационной системе земельно-имущественного комплекса г.Оренбурга;
- подготовка и утверждение документов территориального планирования, правил землепользования и застройки;
- подготовка и переподготовка кадров.
Срок реализации:
2007 - 2011 годы.
Объемы и источники финансирования:
Общий объем финансирования составит 216,658 млн. рублей, в том числе:
2007 г. - 37,66 млн. рублей;
2008 г. - 64,19 млн. рублей;
2009 г. - 52,808 млн. рублей;
2010 г. - 31,896 млн. рублей;
2011 г. - 30,90 млн. рублей.
Источник финансирования - бюджет муниципального образования "город Оренбург"
Система организации контроля:
Контроль за выполнением программы осуществляют ответственные заказчики. Отчет о реализации мероприятий программы направляется в Оренбургский городской Совет.
Ожидаемые конечные результаты:
- реализация государственной политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости;
- увеличение поступлений земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней, налога на имущество за счет реализации программных мероприятий;
- вовлечение земли и иной недвижимости в хозяйственный оборот;
- создание системы управления земельно-имущественным комплексом муниципального образования "город Оренбург", наполнение данными государственного реестра недвижимости, создание и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- проведение разграничения государственной собственности на землю и регистрация прав муниципальной собственности на земельные участки;
- подготовка кадров в области управления недвижимостью и градостроительной деятельностью;
- обеспечение защиты интересов муниципального образования "город Оренбург";
- создание системы защиты информации.
1. Обоснование разработки программы
В настоящее время системы учета земли, иной недвижимости и объектов градостроительной деятельности разделены, что существенно увеличивает временные и финансовые затраты правообладателей при получении информации из различных систем учета. Для получения данных государственного кадастрового учета земельного участка, информации об объектах недвижимости и объектах градостроительной деятельности, прочно связанных с этим земельным участком, экономических характеристиках и разрешенном использовании, необходимо обращаться в каждую из инстанций, ведущую свои системы учета.
В названных системах учета имеют место дублирование функций, наличие погрешностей в сведениях о земельных участках, объектах недвижимости, объектах градостроительной деятельности, в идентификации объектов и субъектах права, порождающие противоречия в информации, что значительно увеличивает сроки оформления документов, приводит к искажению сведений налогооблагаемой базы данных.
Отсутствие современной цифровой картографической основы создает проблемы с согласованием границ земельных участков, созданию и ведению информационной системы, обеспечения градостроительной деятельности, является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимость.
Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, создают проблемы в налогообложении земельных участков и иных объектов недвижимости, не позволяют использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.
За предыдущие годы проведена государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены постановлением администрации области от 29.05.2003 г. N 103-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 г. N 206 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель", государственная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В 2007 году будет проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, а в последующие годы остальных категорий земель.
В 2007 году завершается городская целевая программа "Развитие земельного кадастра как основы градорегулирования и учета объектов градостроительной деятельности в г.Оренбурге на 2002 - 2007 г.". До 2004 года Программа не финансировалась. Общая стоимость работ, предусмотренных программой, составляла в ценах 2002 г. - 142,632 млн. рублей. Начиная с 2004 года и включая 2007 год, в бюджете были предусмотрены средства на реализацию программы в сумме - 79 млн. рублей, т.е. программа профинансирована на 55% от запланированного объема. Часть мероприятий, предусмотренных завершающейся программой и невыполненных из-за недостатка финансирования, учтены при составлении настоящей программы: это инвентаризация земель; подготовка описаний границ земельных участков, полученных в результате инвентаризации земель для их кадастрового учета; расчет долей земельных участков под многоквартирными домами; регистрация муниципальной собственности на землю, с проведением землеустроительных работ.
27.01.2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в статье 17 которого говорится об определении на местности границ, находящихся в общей долевой собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Для выполнения этого требования необходимо провести работы по созданию электронной цифровой карты муниципального образования масштаба 1:10000, используя которую необходимо выполнить работы по составлению проектов территориального землеустройства (проектов перераспределения земель), а так же межевание земель фотограмметрическим методом, что значительно удешевит эти виды работ без потери качества.
В настоящее время, в архивах организаций технического учета и технической инвентаризации находятся сведения об объектах капитального строительства с расчетом их балансовой стоимости. В связи с этим была утверждена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007)" и заключено соглашение об участии Оренбургской области в реализации и софинансировании мероприятий по созданию цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости, по проведению инвентаризации архивов организаций осуществляющих технический учет и инвентаризацию объектов капитального строительства, вводу этих сведений в базы данных кадастрового учета и массовой оценки объектов недвижимости. Выполнение названных мероприятий позволит актуализировать налогооблагаемую базу.
С 01.01.2008 вводится в действие часть 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая не допускает осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц. Данное обстоятельство может сдерживать темпы строительства, реализацию национального проекта "Доступное и комфортное жилье".
Часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая вводится в действие с 01.01.2010, не допускает выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки. Уже сегодня необходимо приступить к подготовке проектов правил землепользования и застройки на все поселения муниципального образования г.Оренбург, их согласованию и утверждению.
Статья 56 вышеуказанного федерального закона обязывает орган местного самоуправления провести работы по созданию и ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Программой предусмотрено указанную информационную систему создавать на основе управленческой геоинформационной системы недвижимости, так как картографическая основа и значительная часть семантической информации содержащейся в геоинформационной системе является основой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, с выполнением мероприятий по защите информации.
2. Основные задачи и цели программы
Основная цель:
Создание системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования "город Оренбург", наполнение соответствующей информацией системы государственного кадастра недвижимости, создание и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, обеспечение защиты информации.
Основные задачи:
- обеспечение эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах потребностей общества и граждан;
- информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;
- обеспечение пополнения доходной части бюджета г.Оренбурга;
- проведение разграничения государственной собственности на землю, регистрация права муниципальной собственности на земельные участки;
- обоснованное установление платы за землю, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли.
3. Основные мероприятия программы
Программные мероприятия (таблица N 1) направлены на решение конкретных задач по эффективному использованию земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения интересов общества и граждан.
3.1. Создание цифровой картографической основы ведения государственного кадастра недвижимости и информационной системы обеспечения градостроительной деятельности
Целью работы является создание комплекта современных цифровых тематических карт на территорию муниципального образования в открытой региональной системе координат.
Состав работ:
- изготовление ортофотопланов на территории поселений муниципального образования (с.Краснохолм, с.Красный партизан) в масштабе 1:2000 в региональной системе координат (на остальных территориях муниципального образования эти работы выполнены);
- изготовление ортофотопланов включает в себя комплекс работ, по планово-высотной привязке аэрофотоснимков, их трансформированию, сшивке и нарезке на трапеции согласно принятой картографической разграфке;
- сгущение существующей и создание недостающей опорной межевой сети (ОМС) в региональной системе координат с применением глобальной навигационной системы "ГЛОНАСС";
- создание опорной межевой сети планируется из расчета 4 знака на 1 кв. км. Опорная межевая сеть создается в населенных пунктах для обеспечения требуемой точности определения местоположения земельного участка и его площади, удешевлению стоимости работ по межеванию и необходима для постановки земельного участка на кадастровый учет. В связи с переходом кадастрового учета на региональную систему координат, провести пересчет существующей опорной межевой сети и пунктов государственной геодезической сети в региональную систему. Работы по созданию недостающей опорной межевой сети выполнять в региональной системе координат. Программой предусмотрено заложить опорную межевую сеть в населенных пунктах: Городище, Краснохолм, Самородово, Пруды, Бердянка, Каргала, Нижнесакмарский, на территории дачных массивов и восстановить утраченные пункты на территории города;
- перевод в систему "ИНТЕГРО" ортофотопланов масштаба 1:10000 на межселенные территории муниципального образования;
- создание электронных цифровых карт масштаба 1:10000 на территорию муниципального образования с генерализацией территорий поселений;
- сканирование и перевод в региональную систему координат топографических планов масштаба 1:500 дежурной карты города Оренбурга.
3.2. Инвентаризация земель и разграничение государственной собственности на землю
Инвентаризация земель проводится с целью создания основы для ведения государственного кадастра недвижимости наполнения информационной системы данными о земельных участках и иной недвижимости, разграничения земель, обеспечения регистрации прав собственности, владения, пользования (аренда) недвижимости, увеличения поступлений от платежей в доходную часть бюджетов всех уровней.
Инвентаризация земель начинается со сбора и анализа землеотводных, планово-картографических, топографо-геодезических и других материалов, данных генеральных планов, планов застройки, обследований объектов градостроительной деятельности ГУП ОЦИОН и ФГУП "Ростехинвентаризация" и др.
Выполняется дешифрование аэроснимков, результаты которого наносятся на ортофотоплан. Проводится обследование на местности границ землепользований, проверка имеющихся у землепользователей документов, подтверждающих право на землю, согласование границ со смежными землепользователями, сбор деклараций о факте использования земельных участков, выявление фактов самовольного занятия земель, случаях нерационального их использования и спорных границ.
Результатом работ является план территориального землеустройства кадастрового квартала с нанесенными и согласованными границами фактически используемых земельных участков. Далее проводится вычисление площадей земельных участков, составление ведомости сравнения результатов вычисления с учтенными данными, списка пользователей земли без оформленных прав. Данные о границах земельных участков ставятся на кадастровый учет. Полный комплекс работ по инвентаризации земель проведен на территории 563 кадастровых кварталов г.Оренбурга и с.Самородово. На 2008 - 2011 г. запланировано провести полный комплекс работ на оставшейся территории города и шести населенным пунктам муниципального образования г.Оренбург. Материалы инвентаризации используются при разграничении государственной собственности и являются основой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
3.3. Кадастровая оценка земель
Платное землепользование и регулирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка, участниками которого являются государство, муниципальные образования, юридические лица и граждане, требует создания современной оценки земель.
Оценочные работы позволяют планировать бюджетные поступления от земельного налога, арендной платы за землю, создают механизмы обеспечивающие проведение рациональной налоговой и инвестиционной политики, повышают эффективность управления земельными ресурсами, позволяют вовлечь землю в хозяйственно-экономический оборот и, таким образом, добиться увеличения доходной части бюджета.
Работы по кадастровой оценке земель населенных пунктов проводятся по методике, утвержденной федеральным агентством "Роснедвижимости" по 16 видам функционального использования. Актуализация результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов проведенной в 2003 г., планируется в 2007 и 2011 годах.
3.4. Землеустройство земель сельскохозяйственного назначения
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ земельных участков находящихся в общей собственности в соответствии с требованиями землеустройства. Однако после наделения граждан долевой собственностью в составе земель общедолевой собственности произошли значительные изменения, которые с трудом подвергаются учету.
Часть земельных долей была передана гражданам для организации крестьянских фермерских хозяйств, часть продана сельскохозяйственным предприятиям и организациям, часть другим юридическим лицам и гражданам, часть использована для расширения личных подсобных хозяйств. В результате возникла необходимость корректировки ранее составленных картографических материалов с учетом произошедших изменений. Для решения задач, определенных Федеральным законом, Программой предусмотрена разработка и составление проекта перераспределения земель, в котором будут установлены или уточнены размеры долевой земельной собственности, определено ее местоположение, рассчитаны размеры земельных участков, определены и установлены границы посторонних пользователей, определены и уточнены границы земельных участков муниципальной собственности.
Далее программой предусмотрено на основе проекта перераспределения земель выполнить работы по межеванию участков, их постановку на кадастровый учет с целью проведения аукционов по продаже права аренды на эти участки.
Решением Оренбургского городского Совета от 19 марта 2008 г. N 525 подраздел 3.5 раздела 3 настоящей программы изложен в новой редакции
3.5. Инвентаризация объектов недвижимости и ввод их в базу данных кадастрового учета
При создании системы кадастра недвижимости необходимо осуществить перевод архивов, содержащих данные о проинвентаризированных объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, включая вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), его технические характеристики (литер, площадь, этажность, номер помещения, год ввода в эксплуатацию), назначение объекта, адрес объекта недвижимости, описание его местоположения на земельном участке, ранее присвоенный учетный номер, дату присвоения этого номера, наименование организации или органа его присвоивших, правообладателей объекта, сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав.
3.6. Распоряжение и управление земельными ресурсами
Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости предписывается создание современной цифровой картографической основы для ведения государственного земельного кадастра, создание и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, создание и ведение геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости. Эта же картографическая основа используется при межевании и согласовании границ земельных участков, определения местоположения объектов недвижимости, определение границ кадастровых кварталов, границ территориальных зон, границ территориального планирования населенных пунктов, границ населенных пунктов, муниципальных образований и границ субъектов федерации. Кроме того к указанной картографической основе привязана семантическая информация по множеству тематических направлений.
Управление таким огромным объемом информации требует создания единой геоинформационной системы, совместимой с программным комплексом кадастра недвижимости, установления конструктивного порядка взаимодействия между организациями и учреждениями федерального уровня (Федеральная регистрационная служба по Оренбургской области, управление Роснедвижимости по Оренбургской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области, налоговая служба, территориальное управление Росимущества), регионального уровня (Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства) и муниципального уровня (Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом города Оренбурга, Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга). Муниципальное образование "город Оренбург" приступило к созданию такой системы. В качестве геоинформационной системы принята отечественная открытая по количеству пользователей система "ИнГео". Ведутся работы по созданию картографической основы системы. Изготовлены ортофотопланы территории муниципального образования г.Оренбург, переведен в электронный вид дежурный топографический план города масштаба 1:500, переведены в электронный вид топографические и сельскохозяйственные карты масштабов 1:25000 - 1:100000, карта кадастрового деления города, изготовлена цифровая топографическая карта города в масштабе 1:10000, которая будет являться основой генерального плана города, подготовлен и ведется адресный план города.
В связи с переходом кадастрового учета на региональную систему координат вышеназванную геодезическую и картографическую основу необходимо пересчитать в региональную систему.
Мероприятия по распоряжению земельными участками включают в себя:
- формирование земельных участков;
- проведение рыночной оценки земельных участков для определения размера арендной платы за земельный участок, передаваемый в аренду путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора, а так же для определения стоимости земельного участка для передачи в собственность;
- изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа.
3.7. Обеспечение градостроительной деятельности
К полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, согласно утвержденного Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), относятся:
- подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
- подготовка и утверждение правил землепользования и застройки поселений;
- утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территорий за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ;
- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
- принятие решений о развитии застроенных территорий;
- ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
С 01.01.2008 вводится в действие часть 4 статьи 9, часть 6 статьи 45, часть 3 статьи 51 ГрК РФ, согласно которым:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вышеназванные части ГрК РФ вводятся в действие с 01.01.2010
- не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования.
- не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территорий при отсутствии документов территориального планирования за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц;
- не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Программой предусмотрено выполнение работ по подготовке документов территориального планирования в текущем 2007 г., а уточнение корректировка и внесение изменений в схемы территориального планирования в последующие годы действия программы.
Программой предусмотрена подготовка и утверждение правил землепользования и застройки.
Картографическая основа информационной системы обеспечения градостроительной деятельности будет изготовлена при выполнении выше изложенных пунктов программы, в формате данных управленческой геоинформационной системы недвижимости. В данном разделе программы предусмотрены мероприятия по наполнению системы информацией о градостроительной деятельности и ведение этой системы в актуальном режиме.
3.8. Оснащение средствами вычислительной и информационной техники
Приобретение средств вычислительной и информационной техники позволяет вывести управление недвижимостью и градостроительной деятельностью на качественно новый уровень, повысит оперативность принятия управленческих решений и эффективность использования земельных ресурсов.
3.9. Создание системы защиты информации, обрабатываемой и хранимой в автоматизированной информационной системе земельно-имущественного комплекса г.Оренбурга
Создаваемая автоматизированная информационная система (АИС) г.Оренбурга представляет собой систему обмена данными, в состав которой входят двадцать три автоматизированных рабочих места (АРМ) обработки секретной информации, территориально расположенных по шести адресам в разных районах города и связанных с центральным сервером базы данных волоконно-оптическими линиями связи через систему электронных коммутаторов и маршрутизаторов. Кроме того, в состав АИС входит значительное количество рабочих станций, обрабатывающих конфиденциальную и открытую информацию, в ряде функциональных (отраслевых) органов администрации г.Оренбурга.
АИС г.Оренбурга, как объект информатизации, представляет собой совокупность основных технических средств и систем (ОТСС) и вспомогательных технических средств и систем (ВТСС), обеспечивающих обработку и хранение информации. Все указанные технические средства установлены в помещениях, которые расположены на различных этажах нескольких зданий администрации города Оренбурга.
Постоянных представительств иностранных государств, обладающих правом экстерриториальности, в районе размещения объектов информатизации АИС города Оренбурга нет.
Структурные объекты АИС осуществляют обмен информацией протоколом TCP/IP со скоростью 1 Гбит/с по оптоволоконному кабелю, проложенному в подземных коммуникациях. Информация, циркулирующая между объектами АИС, имеет различную степень конфиденциальности. Высший гриф конфиденциальности обрабатываемой информации - "секретно".
Согласно акту Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России Приволжского федерального округа (ФСТЭК ПФО) определена степень секретности информации, обрабатываемой и хранимой в АИС города Оренбурга, а актом категорирования АИС от 23.02.99 г. установлена следующую степень секретности для участников 1-ой очереди:
1. Управление по информатике и связи - секретно, ДСП, конфиденциальная.
2. Управление архитектуры и градостроительства - секретно, ДСП, конфиденциальная.
3. Управление землепользования и развития пригородного хозяйства - секретно, ДСП, конфиденциальная.
4. Комитет по управлению имуществом города Оренбурга - ДСП, конфиденциальная.
5. Финансовое управление - ДСП, конфиденциальная.
Администратор безопасности и обслуживающий персонал АИС г.Оренбурга специализированного обучения по защите информации не проходил.
Выводы:
Существующая АИС г.Оренбурга не соответствует требованиям "Положения о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам", "Положения об обязательной сертификации продукции по требованиям безопасности информации".
Для обеспечения обработки и хранения информации ограниченного доступа необходимо разработать и внедрить систему комплексной защиты информации в автоматизированной информационной системе земельно-имущественного комплекса города Оренбурга.
Наиболее важным условием при создании системы комплексной защиты информации в АИС г.Оренбурга является определение модели угроз информационной безопасности.
В соответствии с актом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России Приволжского федерального округа определена степень секретности информации, обрабатываемой и хранимой в АИС, произведена классификация уровней конфиденциальности информации, циркулирующей в данной автоматизированной системе.
Различный уровень конфиденциальности информации предполагает определение разных подходов к формированию требований по защите информации.
Требования по защите информации, содержащей государственную тайну, определены в Законах Российской Федерации "О безопасности", "О государственной тайне", "Об информации, информатизации и защите информации", сведения содержащие конфиденциальную информацию в федеральном законе "О персональных данных", а также руководящих документах Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России.
Предварительное обследование автоматизированных рабочих мест показало, что в результате недостаточной разработки мероприятий по защите информации, вероятными сценариями несанкционированного доступа могут быть следующие:
- просмотр информации, выводимой на какие-либо устройства или носители (графическая информация, выводимая на экраны дисплеев ПЭВМ, рабочих станций, подключенных к АИС);
- просмотр информации, вывод которой осуществляется на твердый носитель и, которая может восприниматься визуально, без применения технических средств;
- копирование обслуживающим персоналом программ и данных при выводе плановых отчетов и документов на внешние устройства;
- чтение данных из линии связи путем наблюдения протокольных блоков данных, поступающих в соединение, не вмешиваясь в их поток;
- внесение изменений в базы данных и отдельные файлы квалифицированными программистами, разработчиками прикладного математического обеспечения, персоналом технического обеспечения, пользователями АИС;
- изменение потока сообщений путем введения модифицированных протокольных блоков данных в поток протоколов блоков данных, следующих в одном направлении в канале соединения;
- внедрение программных закладок путем несанкционированной модификации кода программы;
- изменение алгоритмов выполнения программ разработчиками программного обеспечения, квалифицированными программистами;
- изменение аппаратной части АИС для реализации возможности несанкционированного доступа к информации или изменение режима функционирования элементов автоматизированной системы;
- изменение режима обслуживания или условия эксплуатации автоматизированной информационной системы обслуживающим персоналом;
- физическое разрушение аппаратных средств АИС в результате компьютерных диверсий, ошибок обслуживающего персонала;
- физическое разрушение аппаратных и программных средств из-за пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий;
- добавление подложных записей в файлы с тем, чтобы они были обработаны штатным порядком и занесены в файл средствами самой системы;
- добавление фальшивых процессов и подмена настоящих фальшивыми в промежутках времени между функционированием основных процессов;
- добавление фальшивых аппаратных средств, представляющих специальные электронные закладные устройства с целью перехвата, искажения, разрушения информации и управления ЭВМ;
- имитация работы аппаратно-программных компонент со стороны субъектов угрозы для перехвата информации, предназначенной одной из станций АИС.
Выводы:
Модель угроз информационной безопасности АИС г.Оренбурга показывает, что реализация даже одного из сценариев несанкционированного доступа приведет к утечке, разрушению или изменению информации ограниченного доступа.
Для предотвращения случаев несанкционированного доступа к информации ограниченного доступа в АИС г.Оренбурга, необходимо внедрение комплексной системы безопасности информации.
Также ключевым вопросом для создания системы комплексной защиты информации АИС г.Оренбурга, является наиболее точное определение модели нарушителя, как субъекта, имеющего доступ к работе со штатными техническими средствами системы.
Для создания системы комплексной защиты информации в АИС г.Оренбурга необходимо провести анализ несанкционированных действий обслуживающего персонала, других случаев нарушения безопасности информации. На основе анализа определить цели и, расставив акценты вероятности и критичности несанкционированных действий нарушителя, создать систему защиты информации.
Необходимо разработать методы и способы работы службы безопасности для максимально эффективного достижения поставленных результатов, в первую очередь обратить внимание на возможность исключения мотивов действий нарушителя, способы достижения нарушителем своих целей. Если исключить любой из указанных моментов, то данный тип нарушителя будет обезврежен.
При расстановке акцентов и приоритетов в работе службы необходимо обратить особое внимание на то, что по оценкам общемировой статистики нарушений в области безопасности информации, 70 - 75% нарушителей являются собственными служащими организации. После этого рассмотреть каналы утечки информации, а также мотивы действий нарушителя.
Важнейшими этапами по созданию системы защиты информации являются:
принятие концепции обеспечения безопасности информации;
обучение администратора безопасности;
обучение персонала принципам, методам и средствам обеспечения информационной безопасности.
Мероприятия по обеспечению информационной безопасности должны проводиться по направлениям:
безопасность компьютерных систем,
системы управления доступом к информации на каждом АРМ системы,
техническая защита помещений, в которых размещены объекты АИС.
Создание комплекса технических средств по поддержанию должного уровня информационной безопасности включает следующие основные этапы:
1. Разработка проекта защиты АИС г.Оренбурга.
Целью данных работ является разработка проектно-сметной документации, необходимой для создания комплекса технических средств, обеспечивающих требуемый уровень безопасности объекта.
Результатом проведения работ должен стать пакет проектно-сметной документации для закупки и выполнения монтажных работ по внедрению технических средств защиты.
2. Внедрение комплекса технических средств.
Целью данных работ является поэтапный ввод в строй технических средств защиты информации в АИС г.Оренбурга согласно разработанной проектной документации.
3. Подготовка обслуживающего персонала, эксплуатация и сервисное обслуживание.
Целью данных работ является обеспечение выполнения комплексной системой защиты информации в АИС г.Оренбурга заявленных характеристик путем гарантийного, послегарантийного и сервисного обслуживания установленных технических средств защиты на основе обучения и последующего повышения квалификации обслуживающего персонала.
Для обеспечения комплексной защиты от потенциально возможных угроз рекомендуется обратить внимание на применение следующих классов программных и программно-аппаратных средств:
Сертифицированные средства обеспечения защиты рабочих станций от несанкционированного доступа (НСД), предназначенные для защиты ресурсов рабочих станций корпоративной сети от несанкционированного доступа к информации.
Сертифицированные средства криптографической защиты информации, предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при передаче по незащищенным каналам связи.
Сертифицированные межсетевые экраны, предназначенные для фильтрации потоков данных как внутри сети, так и за ее пределами.
Системы антивирусной защиты для комплексной защиты и управления антивирусными средствами.
Системы аудита и мониторинга безопасности сети. Для проведения системного анализа и обеспечения полного контроля необходимого уровня безопасности сети.
Защита конфиденциальной информации от несанкционированного доступа является следующим основным направлением обеспечения безопасности информации, циркулирующей в АИС г.Оренбурга. Руководящие документы ФСТЭК РФ предписывают применение только сертифицированных средств защиты информации от НСД в автоматизированных информационных системах и средствах вычислительной техники.
В данной программе представлен отчет проведенного исследования состояния защиты информации ограниченного доступа, циркулирующей в АИС г.Оренбурга, и технико-экономическое обоснование создания комплексной системы защиты информации для выполнения требований федерального законодательства и руководящих документов ФСТЭК России в области безопасности информации.
Выполнение предложенных мероприятий и установка оборудования системы защиты в полном объеме позволят выполнить необходимые условия проведения аттестации АИС для работы с информацией, содержащей сведения ограниченного доступа, что позволит безопасно обрабатывать информацию в АИС.
3.10. Подготовка и переподготовка кадров
Программа предусматривает обучение лиц, организующих ее выполнение, по вопросам ведения и наполнения управленческой и геоинформационной системы, организации и методологии управления земельными ресурсами и другой недвижимостью, организации и методологии проведения работ по инвентаризации земель, разграничению государственной собственности на землю, правовым основам учета и регистрации недвижимости, приобретению и прекращению прав на землю, реформированию и регулированию земельных и имущественных отношений, включая подготовку операторов, администраторов и специалистов по сопровождению автоматизированной системы. Обучение специалистов проводится за счет средств, предусмотренных настоящей программой, только на территории Российской Федерации.
Решением Оренбургского городского Совета от 26 октября 2009 г. N 945 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет и в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в бюджете г.Оренбурга.
Объемы финансирования из бюджета г.Оренбурга приведены в таблице N 1.
В ходе реализации программы перечень мероприятий, объемы и источники финансирования могут корректироваться на основе анализа полученных результатов и изменения законодательства исходя из реальных возможностей бюджета.
Решением Оренбургского городского Совета от 20 апреля 2010 г. N 1072 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Организация управления и контроля за реализацией программы
Заказчиками программы являются:
Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга (координатор);
Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга;
Комитет по управлению имуществом города Оренбурга;
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга;
Управление строительства и дорожного хозяйства;
Управление по информатике и связи администрации города Оренбурга - координатор по созданию программно-технического комплекса АИС г.Оренбурга.
Главным распорядителем средств бюджета города Оренбурга по выполнению мероприятий программы является Управление землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга, за исключением средств, предусмотренных на информатизацию.
Выполнение мероприятий программы осуществляется подрядными организациями, определенными на конкурсной основе путем заключения муниципальных контрактов. В состав конкурсных комиссий в обязательном порядке включаются представители заказчиков программы.
Ответственные заказчики по реализации мероприятий программы приведены в таблице N 2. Ответственные заказчики готовят технические задания на выполнение работ, реализуют свои функции во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют взаимодействие и контроль за реализацией программных мероприятий, обеспечивают в установленном порядке предоставление необходимой информации в ходе выполнения программных мероприятий, обеспечивают эффективность использования финансовых средств, а так же ежегодно анализируют ход реализации программы и готовят предложения по объемам финансирования. Ход, результаты и предложения по реализации программы ежегодно направляются в Оренбургский городской Совет.
6. Социально-экономическая эффективность программы
Наличие совместимой и исчерпывающей информации о составе, состоянии и изменении земельных участков, объектов недвижимости, объектов градостроительной деятельности, документов территориального планирования территории муниципального образования, правилах землепользования и застройки территории, документации по планировке территорий, изученности природных и техногенных условий, геодезических и картографических материалов, позволит принимать более оперативные и эффективные решения в области организации, развития и размещения общественного производства на всех уровнях.
Достоверная кадастровая информация позволит более точно прогнозировать и моделировать рыночную цену земли, что важно само по себе не только с точки зрения пополнения бюджета, но и для более обоснованного установления налоговых платежей.
Обеспеченность развернутой и доступной информацией о рынке земельных участков и недвижимости, объектах градостроительной деятельности, понятных и обоснованных правилах землепользования и застройки территории, перспективах застройки и развития города, будет способствовать преодолению диспропорций и негативных тенденций на рынке недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей и недвижимостью, прежде всего в сфере ипотечного кредитования, создавать дополнительные факторы стимулирования инвестиционных процессов во всех сферах общественного производства.
В условиях рынка информация сама по себе становится товаром. Ее потребителями являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане, научно-исследовательские, учебно-консультационные, консалтинговые и проектные организации разных форм собственности и различного направления деятельности и пр.
Экономическую эффективность программы можно оценить по результатам выполнения мероприятий предыдущей программы (с 2004 по 2007 г., таблица N 3):
- поступления в местный бюджет от арендной платы за пользование землей увеличились в 4,9 раза;
- от продажи земельных участков в 4,1 раза;
- от земельного налога в 2,8 раза.
Динамика поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней за годы реализации программных мероприятий (2004 - 2006 г.) приведена в таблице N 3.
7. Ожидаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы будет создана система управления и регулирования земельно-имущественных отношений, обеспечивающая планомерную и последовательную реализацию государственной политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости и градостроительной деятельности, формирование банка данных о земельных участках и иных объектах недвижимости, о правах землепользования и застройки территории муниципального образования, о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, их ограничениях (обременениях) и экономических характеристиках, как единого информационного ресурса.
За счет выполнения работ по инвентаризации земель и постановке на государственный кадастровый учет ее результатов уточнится налогооблагаемая база земельного фонда (см. таблица N 4).
Прямой экономической выгодой следует считать прирост дополнительных поступлений от платы за землю в бюджеты всех уровней за счет:
- нерационально используемых и неиспользуемых земельных участков.
- используемых земельных участков с неоформленными и просроченными правами.
- фактически используемых земельных участков в несоответствии с их разрешенным использованием.
- уточнения площадей используемых земельных участков.
Создание информационной базы об объектах недвижимости и актуализация ее оценки увеличивает поступления в бюджет города только от налога на имущество физических лиц более чем в 7 раз.
Разграничение государственной собственности на землю, регистрация муниципальной собственности на земельные участки, позволит в полном объеме использовать средства от сдачи этих земельных участков в аренду и их продажи на муниципальные нужды.
Создание единой информационной системы о земельных участках, расположенных на них объектах недвижимости и объектах градостроительной деятельности, обеспечит целостность управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом, как единым объектом налогообложения, позволит сократить сроки оформления прав на объекты недвижимости, сделать эту процедуру более понятной и прозрачной, а при правильной организации межведомственного взаимодействия между федеральными, региональными, муниципальными и частными структурами, участвующими в этих сделках, создать службу "Единого окна".
Выполнение мероприятий по защите информации позволит выполнить требования по работе с информацией, содержащей сведения ограниченного доступа, а также обеспечить сохранность информации в АИС.
Решением Оренбургского городского Совета от 29 ноября 2010 г. N 52 в настоящую таблицу внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного решения
Таблица N 1
Программные мероприятия и объемы их финансирования
19 марта, 10 октября 2008 г., 26 октября, 8, 29 декабря 2009 г., 13 июля, 19 августа, 29 ноября 2010 г.
Решением Оренбургского городского Совета от 29 ноября 2010 г. N 52 в настоящую таблицу внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного решения
Таблица N 2
Ответственные заказчики и их финансирование
20 апреля, 26 октября, 8, 29 декабря 2009 г., 20 апреля, 13 июля, 19 августа, 29 ноября 2010 г.
Таблица N 3
Экономическая эффективность реализации программы
"Экономическая эффективность реализации программы"
Таблица N 4
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий
по созданию системы кадастра недвижимости, как основы
градостроительной деятельности и системы управления
земельно-имущественным комплексом
N п/п |
Наименование показателя |
Базовое значение 2005 г. |
Единица измерения |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Прогнозное поступление от арендной платы за использование земли в городской бюджет |
60 |
млн. рублей |
126 |
130 |
161 |
163 |
170 |
2. |
Прогнозное поступление от продажи земельных участков в городской бюджет |
36 |
млн. рублей |
50 |
55 |
60 |
70 |
80 |
3. |
Поступление в городской бюджет от земельного налога |
269 |
млн. рублей |
380 |
420 |
440 |
460 |
480 |
4. |
Сокращение срока оформления договора аренды (купли-продажи земельного участка) |
30 |
дней |
30 |
20 |
20 |
15 |
15 |
5. |
Сокращение сроков предоставления участка |
136 |
дней |
136 |
120 |
90 |
60 |
30 |
6. |
Сокращение сроков оформления разрешительной документации на строительство |
|
дней |
|
|
|
|
|
7. |
Сокращение сроков кадастрового учета |
30 |
дней |
- |
- |
- |
- |
20 |
8. |
Сокращение работ по межеванию земельных участков |
90 |
дней |
90 |
70 |
60 |
40 |
30 |
9. |
Сокращение сроков предоставления выписки из государственного кадастра недвижимости |
30 |
дней |
- |
- |
- |
- |
4 |
10. |
Исполнение ФЗ N 93 |
5 |
% |
12 |
30 |
60 |
90 |
- |
11. |
Уровень информационного наполнения геоинформационной системы недвижимости |
0 |
% |
0 |
2 |
20 |
60 |
100 |
12. |
Количество объектов недвижимости прошедших актуализацию ее стоимости |
3 |
% |
5 |
20 |
40 |
80 |
100 |
13. |
Прогнозы поступления налога на имущество физических лиц |
6,2 |
млн. рублей |
7,9 |
8,6 |
9,7 |
25,0 |
50,0 |
14. |
Информационное обеспечение градостроительной деятельности |
1 |
% |
3 |
20 |
40 |
80 |
100 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Оренбургского городского Совета от 12 декабря 2007 г. N 423 "Об утверждении городской целевой программы "Создание... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.