Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Оренбургской области от 8 мая 2006 г. N 159/30-IV-ОЗ в настоящую программу внесены изменения
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 13 января 2004 г. N 753/115-III-ОЗ
Областная программа
"Переселение граждан Оренбургской области из ветхого
и аварийного жилищного фонда" на 2003 - 2010 годы"
(далее - Программа)
8 мая, 21 августа 2006 г.
См. протест прокурора Оренбургской области от 17 мая 2006 г. N 7/126-2006
См. также городскую программу "Переселения граждан города Орска из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004 - 2010 годы", утвержденную решением Орского городского Совета депутатов от 26 мая 2004 г. N 434
Законом Оренбургской области от 21 августа 2006 г. N 381/80-IV-ОЗ в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт Программы
Заказчик Правительство Оренбургской области
Основные разработчики Управление жилищно-коммунального хозяйства и
водных ресурсов министерства строительства,
жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
Оренбургской области;
государственное предприятие "Облжилкомхоз"
Цели и задачи Основными целями Программы являются:
обеспечение жильем граждан, проживающих в
домах, признанных непригодными для постоянного
проживания;
ликвидация до 2011 года аварийного жилищного
фонда, признанного таковым на 1 января
2003 года.
Основными задачами Программы являются:
подготовка условий и разработка механизма
переселения граждан из жилищного фонда,
непригодного для проживания;
реализация обязательств собственника по
восстановлению жилищного фонда;
оптимизация развития территорий, занятых в
настоящее время жилищным фондом, непригодным
для проживания
Сроки и этапы реализации 2003 - 2010 годы:
1 этап - 2003 - 2004 годы
2 этап - 2005 - 2010 годы
Перечень основных Формирование нормативно-правовой базы для
мероприятий предоставления жилья гражданам;
привлечение и аккумулирование бюджетных и
внебюджетных финансовых ресурсов для реализации
Программы;
формирование маневренного жилищного фонда для
временного отселения граждан из домов,
подлежащих сносу и реконструкции;
поэтапное переселение жильцов и снос жилищного
фонда, непригодного для проживания;
развитие освободившихся земельных участков,
создание рыночных механизмов страхования для
минимизации финансовых рисков собственников
жилья
Исполнители Органы местного самоуправления, предприятия и
организации, определяемые на конкурсной основе
Привлечение в качестве исполнителей Программы
предприятий, организаций, а также органов
местного самоуправления осуществляется на
договорной основе.
Объемы и источники Общий объем финансирования - 717,1 млн. рублей,
финансирования из них 50 процентов составляют средства
федерального бюджета и 50 процентов - средства
областного и местных бюджетов
Привлечение для финансирования настоящей
Программы средств местных бюджетов
осуществляется на договорной основе.
Ожидаемые конечные Переселение до 2011 года из государственного и
результаты муниципального аварийного жилищного фонда
более 4 тысяч граждан;
разработка механизмов привлечения внебюджетных
ресурсов для решения социальных проблем;
выполнение государственных обязательств по
переселению граждан из жилых помещений,
непригодных для постоянного проживания
Система организации Общий контроль за ходом исполнения Программы
контроля осуществляет Правительство Оренбургской
области. Органы местного самоуправления
представляют ежеквартально в Правительство
области отчеты о ходе реализации Программы;
обобщая указанные отчеты, Правительство
области контролирует использование средств
областного бюджета и информирует
государственного заказчика - Федеральное
агентство по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству - о
проделанной работе;
государственный заказчик - Федеральное
агентство по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству -
осуществляет общее руководство реализацией
Программы, организует формирование нормативно-
правовой базы, управляет средствами,
выделяемыми из федерального бюджета
1. Содержание проблемы
Областная программа "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы" является частью федеральной целевой программы "Жилище" и рассчитана на 2003-2010 годы. Основная задача Программы - обеспечение выполнения обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
В настоящее время более 30 тыс.человек (около 1,4 процента населения Оренбургской области) проживают в ветхих и аварийных домах, являющихся государственной и муниципальной собственностью, причем более 4 тыс.человек - в аварийном жилищном фонде, не приспособленном для постоянного проживания.
Площадь ветхого и аварийного жилья, являющегося государственной и муниципальной собственностью, на 1 января 2003 года в Оренбургской области составляет 612,00 тыс.кв.метров (около 1,2 процента жилищного фонда области). Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда области представляет жилье, построенное в 1946-1948 годах предприятиями, вывезенными на Урал в военное время, а также в 50-е годы во время освоения целины. Это сборно-щитовые дома барачного типа и каркасно-засыпные дома. Физический износ строений составляет 70-90 процентов.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 86,60 процента, аварийный - 13,40 процента (82,90 тыс.кв.метров).
Большинство граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и внебюджетных ресурсов. На период до 2011 года для переселения граждан из аварийного государственного и муниципального жилищного фонда необходимо 717,1 млн.рублей. По мере улучшения социально-экономической ситуации в стране предусматривается увеличение объемов финансирования Программы.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов и поселков, сдерживает развитие городской инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и несовершенство правовых актов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2011 года существующего аварийного государственного и муниципального жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2003 года.
Основными задачами Программы являются:
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселения граждан из государственного и муниципального аварийного жилищного фонда;
учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях области (возможностей крупных промышленных и малых городов, сельских муниципальных образований);
взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.
Программа предусматривает разработку и утверждение муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (далее - муниципальные программы). В связи с этим Программа предусматривает решение проблемы переселения:
а) на областном уровне:
областная программа определяет масштаб и сроки решения проблемы в регионе, формируется законодательная база в рамках жилищного и земельного законодательства, координируются сроки реализации муниципальных программ, определяются методы и формы государственной поддержки;
б) на уровне муниципального образования:
муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов и средств местных бюджетов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, относящихся к категории ветхого и аварийного жилищного фонда, конкретные адреса объектов строительства, реконструкции и ликвидации.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2003 году. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2003-2010 годов.
Реализация Программы должна происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для расширенного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для осуществления мероприятий второго этапа.
На первом этапе (2003-2004 годы) необходимо:
а) провести оценку объемов аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определить необходимые ресурсы для отселения граждан;
б) сформировать законодательную и нормативную базу для предоставления жилья переселяемым гражданам;
в) установить очередность сноса аварийного жилищного фонда (по микрорайонам, участкам, зданиям), а также переселения граждан;
г) привлекать и аккумулировать финансовые ресурсы для реализации Программы;
д) решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
Второй этап Программы (2005-2010 годы) предусматривает решение следующих задач:
а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
б) поэтапное переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда;
в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий (приложение) включает в себя работу по трем направлениям:
правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
Правовое и методологическое обеспечение Программы.
Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений
Порядок отнесения жилищного фонда к категории непригодных для постоянного проживания утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации. При разработке муниципальных программ предусматривается выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Исходя из этого, муниципальные образования области в рамках формирования муниципальных программ составляют реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняя объем такого жилья и численность проживающего в нем населения. С учетом показателей реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объемы финансирования. Перечень используется для заключения государственных договоров с государственным заказчиком Программы - Росстроем.
Формирование нормативно-правовой базы для переселения
граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства.
Основные положения, которые необходимо принять к сведению при переселении граждан:
граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны претендовать на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах нормы предоставления жилых помещений, определенной законодательством, в муниципальном или государственном жилье социального использования;
граждане, имеющие в государственном или муниципальном жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;
если граждане, проживающие в ветхом или аварийном жилищном фонде, хотят получить жилье большей площади, они обязаны оплатить разницу между стоимостью желаемого жилья и жилья, полагающегося бесплатно;
очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса строений, определяемой в первую очередь в соответствии с планом развития территории.
Механизм улучшения жилищных условий
переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
Данный механизм предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предлагаемое муниципальное жилье может являться жильем:
освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
полученным муниципалитетом в новом строительстве от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Главным критерием выбора того или иного вида жилищного фонда должна стать стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размеру и качеству предоставляемого жилья. Следует отметить, что:
а) экономически наиболее эффективно использование муниципального жилья, построенного по специальным проектам и отвечающим статусу жилья социального типа;
б) при заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для социального использования;
в) возможно приобретение жилья на вторичном рынке в домах, износ которых не превышает 20 процентов.
Формирование обязательств собственника
по восстановлению жилищного фонда (страхование)
Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных явлений позволит не только снизить риск собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансов государства и муниципалитетов. Создание института страхования жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.
Финансово-инвестиционное обеспечение Программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются в рамках федеральной подпрограммы, областной и муниципальных программ за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Реализация Программы по объектам за счет средств федерального и областного бюджетов осуществляется в рамках межбюджетных отношений.
Использование бюджетных ресурсов для переселения
граждан из аварийного жилищного фонда
Бюджетными ресурсами являются средства федерального и консолидированного областного бюджетов, направленные на финансирование Программы, в том числе:
средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальных земель. Платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) престижных земельных участков, находящихся в центе города, на которых расположен аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство являются одним из наиболее эффективных источников ресурсов для переселения граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда, не задействованных в настоящее время;
средства, образуемые в результате использования муниципальной жилой недвижимости в качестве финансового источника. В этом случае рассматривается плата граждан за наем (в том числе коммерческий наем) муниципального жилищного фонда, которая должна отражать качественные отличия в потребительских свойствах жилья, а дифференциация ее значения - в максимальной степени ориентироваться на рыночную ситуацию.
Порядок расчета, взимания и использования платы за наем (в том числе коммерческий наем) определяется органами местного самоуправления.
При использовании бюджетных ресурсов должны быть учтены следующие особенности:
а) бюджетные ресурсы характеризуются нестабильностью и, следовательно, большими коммерческими рисками, а также относительной незначительностью размеров, в то же время механизм их использования наиболее прост;
б) бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источниками на первом этапе реализации Программы, в дальнейшем их доля в финансировании Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда будет сокращаться;
в) подготовку земельных участков к конкурсной продаже следует начинать с самых престижных участков, которые пользуются наибольшим коммерческим спросом;
г) условия проектирования и строительства должны быть взаимовыгодными как для инвесторов, так и для муниципальных образований области;
д) средства, предназначенные для завершения строительства домов высокой степени готовности, будут предоставляться и считаться реализованными только в том случае, если заказчиками-застройщиками будут применяться энергоэффективные проекты, исполняться требования СНиПов, норм и правил, обеспечивающие энергосбережение и снижение размеров оплаты жилья и коммунальных услуг.
Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения
граждан из ветхого и аварийного жилого фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
кредиты банков;
облигационные займы;
средства предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
свободные денежные средства населения и др.
Кроме того, необходимо учитывать квартиры, получаемые муниципальными образованиями области от застройщиков в счет средств за предоставление освобожденных земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.
Консолидация финансовых ресурсов для переселения
граждан из аварийного жилого фонда
Средства на реализацию муниципальных программ по решению органов местного самоуправления могут формироваться на муниципальном уровне в целевых бюджетных фондах на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации. Цель создания данных фондов - реализация программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе для расходования средств:
на переселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде (строительство нового жилья либо покупка квартир на вторичном рынке);
проведение мероприятий, способствующих повышению стоимости высвобождающихся земельных участков (оборудование инженерной инфраструктурой).
Созданию целевых бюджетных фондов должна предшествовать работа по формированию местной нормативно-правовой базы, регламентирующей их деятельность. Документы должны включать:
процедуру управления реализацией муниципальной программы;
процедуру распределения средств и расходования муниципального целевого бюджетного фонда.
Объем средств, направляемых на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно утверждается Законодательным Собранием области в рамках процедуры утверждения бюджета области.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области осуществляет координацию процессов ликвидации аварийного жилищного фонда с учетом всех источников, предусмотренных в федеральных целевых и федеральных программах экономического развития регионов, затрагивающих интересы граждан в части переселения их из ветхого аварийного жилищного фонда.
Обеспечение развития территорий,
на которых ликвидируется аварийный жилищный фонд
Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. Разработку градостроительной концепции застройки районов, в которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, необходимо проводить на основании принципов градостроительного зонирования, которые должны найти отражение в принятых муниципальными образованиями области правилах землепользования и застройки территорий поселений и городских округов.
В муниципальных образованиях, где градостроительное зонирование пока не введено, целесообразно говорить о концепции реконструкции отдельных территорий, подходах к их преобразованию с позиций привлекательности для инвесторов, жителей и муниципального образования в целом. В зависимости от стратегии реконструкции устанавливается градостроительный регламент зоны с предписанием видов и параметров разрешенного использования недвижимости.
Градостроительный регламент зоны характеризуется общими для всех земельных участков, расположенных на ее территории, требованиями к параметрам застройки земельных участков и видам использования недвижимости.
Основным критерием является степень совместимости видов использования недвижимости с точки зрения обеспечения стандарта проживания, непричинения вреда здоровью и благосостоянию каждого жителя и жилой среде в целом.
Введение правил межевания реконструируемых территорий
Муниципальными образованиями области принимается нормативный правовой акт, содержащий правила и нормы межевания, регулирующие минимально необходимые размеры земель в соответствующих зонах муниципального образования, правила установления границ земельных участков, необходимые размеры подходов и подъездов, правила установления публичных сервитутов и др.
Целью межевания земель в аспекте планировочной деятельности является формирование объектов земельных участков для обеспечения эффективного землепользования, достигаемого за счет рациональной планировки территории, инфраструктурного обеспечения, рационального соотношения застроенных пространств, плотностных характеристик, а также допустимого отношения площадей построек к размещению участков, предусмотренных в соответствующих зонах поселений.
Межевание реконструируемой территории для формирования новой застройки является планировочным процессом, основанным на разделении земли на земельные участки с целью эффективного планирования территории, а также для формирования лотов, передаваемых в частные владения.
Резервирование земель для общественных нужд
Реализация реконструктивных мероприятий тесно связана с решением вопросов, касающихся резервирования земель для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с ее изъятием для целей реконструкции и др.
Основанием для принятия решения о резервировании земель может являться обсужденный на общественных слушаниях и утвержденный конкретный проект планировки или проект межевания территорий, в состав утверждаемой части которых входят план красных линий, проект размежевания неразделенных земель на объекты земельной собственности, план размещения объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
В отношении резервирования муниципальным образованием области разрабатывается процедура, устанавливающая срок резервирования, порядок выкупа земельных участков и недвижимости, подлежащей изъятию; порядок использования земельного участка на период резервирования, включая ограничения на использование и право производить (или не производить) на нем строительные изменения, а также ответственность за нарушение сроков со стороны муниципалитета.
Границы зарезервированных земель отражаются на карте правового зонирования и в случае сделок с недвижимостью в период резервирования отражаются в документах о правах на земельный участок.
Привлечение долгосрочных инвестиций в развитие
инженерной инфраструктуры
Привлечение инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволит повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечит дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья. Необходимо рассмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования участков (в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство).
Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.
Источниками инвестиционных ресурсов в среднесрочной перспективе должны стать:
кредиты банков;
муниципальные облигационные займы;
капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов городской инженерной инфраструктуры.
Для повышения инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры необходимо снизить риски инвестора.
Проведение конкурсных процедур для приобретения прав пользования
земельными участками реконструируемой территории
Организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Расходы на реализацию Программы составляют 717,1 млн.рублей. Финансирование осуществляется за счет бюджетов всех уровней. Первоначально средства предполагается направлять для завершения строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности.
С учетом того, что финансирование Программы рассчитано на 7 лет, средние годовые расходы бюджетов всех уровней составят 102,40 млн.рублей.
Для успешной реализации Программы необходимо ориентироваться на выполнение контрольных цифр, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
(млн. рублей)
Годы | Средства федерального, областного и местных бюджетов | ||
всего | средства федерального бюджета |
средства областного и местных бюджетов |
|
2003 2004 2005 2006 - 2010 Итого |
- 69,20 86,50 561,40 717,10 |
- 34,60 43,25 280,70 358,55 |
- 34,60 43,25 280,70 358,55 |
Стоимость 1 кв. метра утверждается приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.
Объемы ассигнований из федерального и областного бюджетов подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей этих бюджетов на соответствующий год.
Распределение этих средств осуществляется управлением жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. Основными критериями распределения областных средств являются:
наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
наличие муниципальной нормативно-методической базы;
объемы жилищного фонда, непригодного для проживания.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на областном и муниципальном уровнях.
Задачи областного уровня:
формирование Программы;
определение приоритетов в выполнении отдельных частей Программы, в том числе способных привлечь наибольшие объемы внебюджетных источников финансирования, принести наибольшую прибыль при минимальном сроке окупаемости;
составление отчета об использовании средств, направленных на реализацию Программы;
проведение ежегодного мониторинга целевого использования средств, выделенных из областного бюджета, и соблюдение соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены указанные средства.
Задачи на уровне муниципального образования:
формирование муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, включающей следующие показатели: срок окупаемости, объем необходимых инвестиций, объем внебюджетных ресурсов, разбивку программы на составные части с учетом выполнения работ по завершению строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности;
создание необходимой нормативно-правовой базы;
своевременное составление отчета о расходовании средств, направленных на реализацию муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и представление его в управление жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
7. Организация управления Программой
Функции управления Программой распределены следующим образом.
Правительство области:
организует работу по реализации Программы в рамках своих полномочий, решает вопросы бюджетного финансирования Программы, включая вопросы межбюджетных отношений "субъект Российской Федерации - муниципальное образование";
принимает участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования работ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, рассматривает и контролирует порядок переселения граждан из аварийных домов;
предоставляет муниципальным образованиям государственную помощь в пределах имеющихся ресурсов, включая средства федерального и областного бюджетов.
Органы местного самоуправления:
осуществляют финансирование муниципальных программ, контроль за исполнением программ на местном уровне;
организуют работу межведомственных комиссий по установлению жилья, непригодного для проживания;
участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан;
контролируют соблюдение сроков и очередности (в соответствии с принятым порядком) переселения;
организуют работу с переселяемыми гражданами, разрабатывают предложения по более эффективным методам решения поставленных задач.
Функции по непосредственному управлению Программой осуществляет управление жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, основная задача которого в данном случае состоит в том, чтобы провести отбор муниципальных проектов, исходя из объема требуемых финансовых ресурсов, сроков окупаемости и ожидаемой прибыли, а также осуществить их финансово-экономическую экспертизу.
Такой подход к управлению Программой позволит:
проводить единую политику по отношению к муниципальным программам, исходя из приоритетов развития отдельных муниципальных образований;
стимулировать привлечение внебюджетных источников для финансирования муниципальных программ;
создать процедуру принятия решений относительно финансовой поддержки муниципальных программ;
создать систему мониторинга реализации Программы.
8. Оценка эффективности социально-экономических и
экологических последствий от реализации Программы
К концу 2010 года из аварийного жилищного фонда должны быть переселены все граждане, проживающие в государственном или муниципальном аварийном жилищном фонде, зарегистрированном в области на 1 января 2003 года.
В рамках реализации Программы будет ликвидировано 82,90 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда:
в 2004 году - 8,0 тыс. кв. метров;
в 2005 году - 10,0 тыс. кв. метров;
в 2006-2010 годах - 64,9 тыс. кв. метров.
Успешная реализация Программы обеспечит:
выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в условиях, непригодных для постоянного проживания;
создание благоприятных условий для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
повышение комфортности и безопасности проживания в жилище;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
улучшение демографической ситуации в области;
улучшение состояния здоровья населения.
Также сформируется ответственность за состояние жилищного фонда.
Эффективное привлечение внебюджетных средств позволит не только решить проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшить внешний облик населенных пунктов за счет комплексного освоения территорий, ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда.
Кроме того, использование финансовых средств, привлекаемых для реализации Программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Таблица 2
Наличие аварийного и ветхого жилищного фонда
в Оренбургской области
(тыс. кв. метров)
N п/п |
Наименование городов и районов |
На 01.01.2000 | На 01.01.2003 | ||
ветхий и аварийный жилищный фонд |
в том числе аварийный жилищный фонд |
ветхий и аварийный жилищный фонд |
в том числе аварийный жилищный фонд |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | г. Абдулино | 2,34 | 0,50 | 2,60 | 0,30 |
2. | г. Бугуруслан | 11,20 | 1,00 | 6,80 | 0,70 |
3. | г. Бузулук | 19,80 | 1,60 | 16,60 | 1,30 |
4. | г. Гай | 0,10 | - | 7,10 | 7,10 |
5. | г. Кувандык | 25,20 | 2,50 | 3,40 | 0,80 |
6. | г. Медногорск | 7,20 | 1,00 | 8,70 | 1,70 |
7. | г. Новотроицк | 22,20 | 2,60 | 14,20 | 0,20 |
8. | г. Оренбург | 134,90 | 24,30 | 236,03 | 10,50 |
9. | г. Орск | 17,60 | 8,60 | 133,10 | 24,50 |
10. | г. Соль-Илецк | 10,20 | 3,60 | 24,10 | 6,50 |
11. | г. Сорочинск | 0,40 | 0,10 | 3,80 | - |
12. | г. Ясный | - | - | 1,60 | - |
Итого по городам | 251,14 | 45,80 | 458,03 | 53,60 | |
13. | Абдулинский район | 0,50 | - | 6,80 | - |
14. | Адамовский район | 2,40 | 0,90 | 4,80 | 1,00 |
15. | Акбулакский район | 7,90 | 1,40 | 4,90 | - |
16. | Александровский район |
- | - | 1,20 | - |
17. | Асекеевский район | 1,80 | - | 0,70 | - |
18. | Беляевский район | 2,30 | 0,40 | 2,30 | - |
19. | Бугурусланский район | 0,80 | - | 3,00 | - |
20. | Бузулукский район | 2,00 | 0,10 | 2,50 | - |
21. | Гайский район | - | - | 15,14 | - |
22. | Грачевский район | - | - | 4,45 | 1,00 |
23. | Домбаровский район | 2,00 | 0,20 | 8,80 | - |
24. | Илекский район | 0,80 | 0,30 | 3,60 | 0,70 |
25. | Кваркенский район | 3,30 | 0,60 | 2,90 | - |
26. | Красногвардейский район |
2,30 | 0,40 | 1,03 | 0,40 |
27. | Кувандыкский район | 1,90 | 0,10 | 1,70 | - |
28. | Курманаевский район | 0,70 | 0,10 | 1,70 | - |
29. | Матвеевский район | 0,10 | - | 0,90 | 0,90 |
30. | Новоорский район | 9,80 | 1,50 | 9,70 | 0,20 |
31. | Новосергиевский район |
- | - | 1,60 | 1,60 |
32. | Октябрьский район | 2,10 | 0,40 | 1,70 | - |
33. | Оренбургский район | 3,36 | 0,60 | 14,30 | 11,80 |
34. | Первомайский район | 5,80 | 1,10 | 2,20 | 1,10 |
35. | Переволоцкий район | 4,40 | 0,30 | 4,10 | 3,90 |
36. | Пономаревский район | 0,50 | - | 1,90 | - |
37. | Сакмарский район | - | - | 13,60 | 1,00 |
38. | Саракташский район | 0,40 | - | 5,50 | - |
39. | Светлинский район | 9,10 | 2,40 | 20,70 | 1,70 |
40. | Северный район | - | - | 1,34 | 0,80 |
41. | Соль-Илецкий район | 1,00 | 0,40 | 0,50 | 0,50 |
42. | Сорочинский район | 2,00 | 0,10 | 0,30 | - |
43. | Ташлинский район | - | - | 1,30 | - |
44. | Тоцкий район | 13,30 | 4,60 | 3,90 | - |
45. | Тюльганский район | 5,90 | 0,20 | 2,70 | 2,70 |
46. | Шарлыкский район | 2,70 | 0,10 | 2,20 | - |
47. | Ясненский район | 0,20 | - | - | - |
Итого по районам | 89,36 | 16,20 | 153,96 | 29,30 | |
ВСЕГО | 340,50 | 62,00 | 612,00 | 82,90 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.