Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к государственной программе
"Содействие занятости
населения Оренбургской области"
Подпрограмма II
"Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
25 декабря 2019 г., 27 октября, 24 декабря 2020 г., 15 июня 2021 г.
Паспорт изменен с 19 июня 2021 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 июня 2021 г. N 483-пп
Паспорт подпрограммы
Раздел 1 изменен с 19 июня 2021 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 июня 2021 г. N 483-пп
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года одним из приоритетных направлений является создание условий, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе за счет:
разработки и реализации мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствованию управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
перехода от выплаты компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам специальной оценки условий труда.
Преемственность мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области, реализуемых с 1996 года в рамках областных целевых программ, позволила решить ряд важных вопросов в сфере обеспечения безопасных и здоровых условий труда.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Оренбургской области имеют положительную динамику (представлены в таблицах 1 - 9).
Таблица 1
Численность
работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
(по данным ГИТ)
|
(человек) |
|||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Оренбургская область |
35 |
40 |
23 |
30 |
14 |
19 |
Таблица 2
Численность
работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (по данным ФСС)
|
(человек) |
|||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Оренбургская область |
662 |
636 |
551 |
447 |
404 |
403 |
Таблица 3
Количество
дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, в расчете на 1 пострадавшего
(по данным ФСС)
Субъект Российской Федерации |
Годы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Оренбургская область |
69 |
66 |
72 |
90 |
83 |
73 |
Таблица 4
Численность
работников с установленным профессиональным заболеванием
(по данным Роспотребнадзора)
|
(человек) |
|||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Оренбургская область |
110 |
81 |
90 |
90 |
116 |
82 |
Таблица 5
Количество
рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда
(по данным ГИТ, ФГИС СОУТ)
|
(тыс. единиц) |
|||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Оренбургская область |
61,8*) |
16,1 |
70,7 |
121,4 |
181,1 |
250,6 |
*) Количество рабочих мест, на которых проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.
Таблица 6
Удельный вес
рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест
(по данным ГИТ, ФГИС СОУТ, ФСС)
|
(процентов) |
|||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Оренбургская область |
30,0 |
17,1 |
19,3 |
34,4 |
52,9 |
75 |
Таблица 7
Общая численность работников
(по данным ФСС)
|
(тыс. человек) |
|||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Оренбургская область |
680,3 |
650,5 |
626,5 |
578,5 |
542,7 |
520,8 |
Таблица 8
Численность
работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда
(по данным ФСС)
|
(тыс. человек) |
|||||
Субъект Российской Федерации |
Годы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Оренбургская область |
74,5 |
131,7 |
125,4 |
119,2 |
109,7 |
113,7 |
Таблица 9
Удельный вес
работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников
(по данным ФСС)
Субъект Российской Федерации |
Годы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Оренбургская область |
41,7**) |
20 |
20 |
20 |
20 |
21,8 |
**) По выборочному кругу организаций и видов экономической деятельности согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация с созданием безопасных условий труда в организациях остается напряженной.
Основными причинами возникновения большинства несчастных случаев на производстве остаются неудовлетворительная организация работы по охране труда и недостаточный контроль за безопасным проведением работ со стороны руководящих работников.
Анализ доли численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников (таблица 9), показывает, что в течение нескольких последних лет этот показатель не имеет тенденции к снижению.
Отсутствие средств для своевременной замены устаревших фондов ведет к продлению сроков использования неэффективных и устаревших машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются только при отсутствии возможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на безопасность производства и рост числа зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.
Наряду с техническими проблемами на производстве сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. На 1 января 2019 года в организациях, занимающихся добычей полезных ископаемых, на одного работающего затрачено 35 392,7 рубля, в сфере строительства - 9 307,3 рубля, сельского хозяйства - 3 415,7 рубля (в среднем по Оренбургской области - 14 538,5 рубля).
Экономические издержки, связанные с расходами на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, в 2018 году составили 3,5 млрд. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с необеспечением работников сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, несоблюдением требований безопасности при использовании оборудования и инструментов, допуском к работе лиц, не прошедших обучение по охране труда, непроведением специальной оценки условий труда.
В Оренбургской области в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области охраны труда. Результатом данной работы стало принятие Закона Оренбургской области от 16 марта 2007 года N 1038/234-IV-ОЗ "Об охране труда в Оренбургской области", постановления администрации Оренбургской области от 8 мая 2002 года N 72-п "Об областной межведомственной комиссии по охране труда", постановления Правительства Оренбургской области от 14 марта 2013 года N 187-п "Об утверждении порядка реализации полномочий в области охраны труда в Оренбургской области".
Решение проблем в области охраны труда сдерживается отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, неудовлетворительным уровнем знаний правил безопасности, низкой дисциплиной труда. Нет универсальной и эффективной практики управления профессиональными рисками в организациях.
Подпрограмма является важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Оренбургской области, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривает необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации ее мероприятий.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации подпрограммы с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года (далее - стратегия), является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Оренбургской области.
В соответствии со стратегией приоритетными направлениями деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения являются принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактика и снижение профессиональных рисков, проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Подпрограмма обеспечивает реализацию Концепции повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года N 1028-р.
Целью подпрограммы является улучшение условий и охраны труда.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;
реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
повышение уровня знаний по охране труда;
совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда, содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда.
Значения целевых показателей (индикаторов) представляются следующими организациями:
ГИТ - количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
ФСС - численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более; удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых в организациях; численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;
ФГИС СОУТ - количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
Роспотребнадзором - численность работников с установленным профессиональным заболеванием.
Реализация подпрограммы позволит к 2024 году:
не допустить превышения уровня более 22,8 процента работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых в организациях;
обеспечить снижение численности работников с установленным профессиональным заболеванием до 90 человек;
обеспечить снижение численности работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, до 22 человек;
организовать проведение специальной оценки условий труда на 256,0 тыс. рабочих мест;
снизить численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, до 111,0 тыс. человек;
обеспечить снижение численности работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, до 395 человек.
Раздел 2 изменен с 19 июня 2021 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 июня 2021 г. N 483-пп
2. Показатели (индикаторы) подпрограммы
Основными показателями (индикаторами) достижения цели подпрограммы являются:
удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых в организациях, рассчитываемый как процентное соотношение работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, занятых в организациях. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году составит 22,8 процента. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ФСС и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";.
численность работников с установленным профессиональным заболеванием. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году снизится и составит 90 человек. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется Роспотребнадзором и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";
численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году снизится до 22 человек. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ГИТ и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";
количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к концу 2024 года составит 256,0 тыс. рабочих мест. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ГИТ и ФГИС СОУТ и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";
численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году снизится до 111,0 тыс. человек. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ФСС и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы";
численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более. Предполагается, что значение данного показателя (индикатора) к 2024 году снизится до 395 человек. Прогнозируемое значение данного показателя (индикатора) будет достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий в сфере охраны труда. Информация по данному показателю (индикатору) предоставляется ФСС и приводится на официальном сайте МТиЗН в подразделе "Программы".
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы по годам реализации представлены в приложении N 1 к Программе.
3. Перечень и характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Реализация ведомственных целевых программ в рамках подпрограммы не предусмотрена.
В рамках подпрограммы реализуются следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие 2.1 "Актуализация нормативно-правовой базы, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
подготовка МТиЗН по мере необходимости проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;
приобретение программного обеспечения для осуществления экспертизы условий труда и организации работы по охране труда;
содействие в обеспечении нормативными правовыми актами по охране труда всех заинтересованных субъектов;
проведение в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области ежегодной рекламной кампании "За достойный труд";
организация проведения в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области недель охраны труда и социального партнерства, дней охраны труда;
организация выпуска бюллетеня "Условия и охрана труда в Оренбургской области";
издание ежегодного областного справочника "Охрана труда в Оренбургской области";
систематическое освещение в средствах массовой информации вопросов по охране труда и опыта создания здоровых и безопасных условий труда, пропаганда охраны труда в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области;
участие в проведении областных конкурсов по охране труда;
организация и проведение мониторинга условий и охраны труда на территории Оренбургской области (в части общероссийского мониторинга).
Основное мероприятие 2.2 "Организация работы по проведению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
координация работы и осуществление полномочий Оренбургской области в области охраны труда и трудовых отношений;
содействие реализации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств обязательного социального страхования;
организационно-методическая работа с представителями администраций муниципальных образований Оренбургской области, медицинских организаций в сфере проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
проведение совещаний, семинаров по вопросам охраны труда для руководителей и специалистов организаций Оренбургской области (административное обеспечение деятельности);
организационно-методическое обеспечение работы областной межведомственной комиссии по охране труда, координация работы городских (районных) межведомственных комиссий по охране труда;
организация и проведение ежегодной выставки "Безопасность и охрана труда" и научно-практической конференции, посвященных Всемирному дню охраны труда;
разработка различной документации по охране труда в научно-исследовательских институтах (при необходимости);
организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области;
методическое руководство работой специалистов и служб по охране труда организаций области;
изучение, обобщение и распространение опыта работы в сфере улучшения условий и охраны труда;
содействие осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников (в том числе финансирование проведения необходимых лабораторных измерений, обучение (повышение квалификации) штатных сотрудников ГКУ ЦЗН, привлечение дополнительных экспертов и другое);
разработка типовой программы "Нулевого травматизма" и обеспечение внедрения программы на предприятиях области.
Основное мероприятие 2.3 "Обеспечение консультативно-методической помощи в организации проведения специальной оценки условий труда".
В рамках реализации данного основного мероприятия предполагается проведение организационных и информационных мероприятий, направленных на совершенствование работы по проведению специальной оценки условий труда.
Основное мероприятие 2.4 "Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
координация проведения на территории Оренбургской области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверка знаний ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
совершенствование деятельности организаций, оказывающих услуги в области охраны труда на территории Оренбургской области;
согласование учебных программ по охране труда, используемых обучающими организациями, аккредитованными на территории субъекта Российской Федерации, с целью обеспечения их соответствия изменениям в трудовом законодательстве, в том числе с учетом требований Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 438н.
Основное мероприятие 2.5 "Повышение эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
В рамках реализации данного основного мероприятия предусмотрены:
осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
осуществление регионального государственного контроля в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2 к Программе.
4. Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы за счет средств областного бюджета
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств областного бюджета представлено в приложениях N 3, N 4 к Программе.
Прогнозируемый объем привлекаемых на реализацию подпрограммы средств из внебюджетных источников (средства Фонда социального страхования Российской Федерации) составят 477 726,8 тыс. рублей.
Финансирование из внебюджетных источников может изменяться в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями Фонда социального страхования Российской Федерации.
5. Информация о значимости подпрограммы для достижения цели Программы
Коэффициент значимости подпрограммы для достижения цели Программы признается равным 0,2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.