Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Оренбургской области от 6 июля 2006 г. N 363/68-IV-ОЗ в настоящую программу внесены изменения
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 29 августа 2005 г. N 2533/454-III-ОЗ
Областная целевая Программа
"Развитие ипотечного кредитования в Оренбургской области"
на 2005 - 2010 годы
(далее - Программа)
6 июля 2006 г.
См. Закон Оренбургской области от 28 февраля 2003 г. N 62/2-III-ОЗ "Об областной программе "Субсидирование разницы в процентных ставках при выдаче ипотечных жилищных кредитов"
О развитии ипотечного жилищного кредитования в Оренбургской области см. Закон Оренбургской области от 12 сентября 2000 г. N 667/192-ОЗ
Паспорт Программы
Государственный заказчик Правительство Оренбургской области
Основание для разработки Распоряжение главы администрации области от
22 ноября 2004 года N 563-р
Координатор Министерство строительства,
жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
Оренбургской области
Разработчики Комитет по строительству,
жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству
управления администрации области по
строительству, жилищно-коммунальному,
дорожному хозяйству, экологии и инвестициям;
ОАО "Оренбургская ипотечно-жилищная
корпорация"
Цель Повышение доступности жилья для жителей
области через развитие ипотечного жилищного
кредитования
Задачи Увеличение объемов выдачи ипотечных
жилищных кредитов путем реализации механизма
реинвестирования ипотечных кредитов,
предоставления гражданам субсидий на
формирование первоначального взноса по
ипотечным жилищным кредитам и установление
социальных процентных ставок за пользование
ипотечными кредитами, выданными за счет
средств областного бюджета;
увеличение объемов финансирования жилищного
строительства за счет привлечения средств
инвесторов как отечественных (банки,
инвестиционные фонды), так и иностранных
Срок реализации 2005 - 2010 годы
Исполнители Правительство Оренбургской области (далее -
Государственный заказчик);
ОАО "Оренбургская ипотечно-жилищная
корпорация";
коммерческие банки Оренбургской области
(далее - Банки);
ООО "Оренбургское региональное ипотечное
финансовое агентство" (далее - Агентство)*;
некоммерческая организация (фонд) "Фонд
субсидирования ипотечного жилищного
кредитования" (далее - Фонд)
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы
финансирования составляет 6357 млн. рублей, из них:
областной бюджет - 947 млн. рублей;
внебюджетные источники - 5410 млн. рублей,
в том числе собственные средства граждан -
2491 млн. рублей
Ожидаемые результаты Объем выдачи ипотечных кредитов - 11100
кредитов за период с 2005 по 2010 год.
Ввод и предоставление жителям области через
ипотечное кредитование 402 тыс. кв. метров
нового жилья и приобретение с использованием
ипотечных кредитов 172 тыс. кв. метров жилья
на вторичном рынке
Контроль за исполнением Государственный заказчик осуществляет общее
руководство и контроль за реализацией
Программы.
Ход и результаты Программы рассматриваются
на заседаниях Законодательного Собрания
Оренбургской области.
Примечание. Привлечение в качестве исполнителей Программы организаций, не являющихся структурными подразделениями Правительства Оренбургской области, и администраций городов и районов допускается на договорной основе.
-----------------------------
* Агентство действует в соответствии с Соглашением о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования от 15.08.2002 N 3/РС-56-02.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Анализ функционирования системы ипотечного жилищного кредитования показал, что, несмотря на нормативные правовые и организационные достижения, ипотека не приобрела массового характера (1595 семей, получивших кредиты, - это примерно 0,4 процента от всех желающих). Причиной этого являются недостаточные объемы финансов, направляемых в жилищное строительство и ипотечное кредитование, низкие доходы населения, высокая стоимость жилья и соответственно недоступность его для широкого круга людей, существенные временные и денежные затраты на оформление кредита и залога.
Объем жилищного строительства в Оренбургской области составляет ежегодно 450 - 550 тыс. кв. метров, или чуть более 50 процентов от объема, достигнутого в 1980 году, когда на территории Оренбургской области был обеспечен ввод в эксплуатацию 925,4 тыс. кв. метров общей площади жилья. Основной причиной снижения объемов ввода в эксплуатацию жилья являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций и недоступность кредитных ресурсов. Существующая в настоящее время система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Результатом невысоких объемов строительства является рост цен на жилищном рынке и несоответствие их платежеспособному спросу населения.
Учитывая, что в Оренбургской области уже создана и функционирует система ипотечного жилищного кредитования, необходимо через реализацию программных мероприятий обеспечить координацию действий всех участников системы ипотечного кредитования, их взаимодействие с органами государственной власти, придать этому взаимодействию долгосрочный плановый характер. Все это возможно только через реализацию Программы.
2. Цель Программы
Целью настоящей Программы является повышение доступности жилья для жителей Оренбургской области через ипотечное жилищное кредитование.
3. Основные задачи Программы
Для достижения определенной Программой цели должны быть решены следующие задачи:
увеличение объемов выдачи ипотечных жилищных кредитов путем реализации механизма реинвестирования ипотечных кредитов, предоставления гражданам субсидий на формирование первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам и установление социальных процентных ставок за пользование ипотечными кредитами, выданными за счет средств областного бюджета;
увеличение объемов финансирования жилищного строительства за счет привлечения средств инвесторов как отечественных (банки, инвестиционные фонды), так и иностранных.
4. Срок выполнения Программы
Программа рассчитана на шесть лет. Исходя из достигнутых результатов, будет определено дальнейшее развитие Программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий Программы на основе анализа полученных результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.
5. Система программных мероприятий
Мероприятия, обеспечивающие реализацию Программы, являются системными, направлены на решение поставленных в Программе задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, организационные, а также мероприятия по финансированию капитальных и других расходов за счет заявленных в Программе источников финансирования. Перечень основных мероприятий, обеспечивающих реализацию Программы, приведен в приложении 1.
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы проводятся на основе анализа и оценки эффективности механизмов реализации Программы.
Организационные мероприятия Программы направлены на дальнейшее совершенствование системы управления ипотечным кредитованием путем реформирования или создания новых моделей предоставления ипотечных кредитов, а также проведение информационно-разъяснительной работы среди населения через средства массовой информации, маркетинговых исследований, изучения состояния рынка жилья и условий его приобретения через систему ипотечного кредитования.
Мероприятия по финансированию капитальных и других расходов направлены на инвестирование строительства жилья, предоставление ипотечных жилищных кредитов при эффективном использовании в рамках исполнения Программы предоставляемых на возвратной основе средств областного бюджета, средств организаций-инвесторов, кредитов банка и собственных средств населения Оренбургской области.
Порядок и условия выдачи ипотечных жилищных кредитов в рамках настоящей Программы регулируются Законом Оренбургской области от 12.09.2000 N 667/192-ОЗ "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Оренбургской области" и положением о порядке и условиях предоставления ипотечных жилищных кредитов на территории Оренбургской области, утвержденным распоряжением главы администрации Оренбургской области от 9 декабря 2000 года N 1323-р "Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления ипотечных жилищных кредитов на территории Оренбургской области" и другими издаваемыми для реализации данного Закона нормативными правовыми актами.
6. Ресурсное обеспечение Программы
См. Порядок предоставления и использования средств областного бюджета на возвратной основе для реализации областной целевой программы "Развитие ипотечного кредитования в Оренбургской области" на 2005-2010 годы, утвержденный постановлением администрации Оренбургской области от 4 августа 2005 г. N 214-п
Финансирование Программы предполагается за счет использования различных источников (приложения 3, 4).
Бюджетное обеспечение Программы осуществляется в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год, в том числе за счет средств, поступающих от участников Программы в форме возврата ранее выданных ипотечных кредитов, и планируется в объеме 947 млн. рублей.
Предоставление средств областного бюджета исполнителям Программы для инвестирования строительства нового жилья и ипотечного кредитования жителей области осуществляется на возвратной основе.
Органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, при формировании местных бюджетов на соответствующий финансовый год могут предусматривать ассигнования на финансирование Программы.
Небюджетными источниками финансирования мероприятий Программы являются средства:
коммерческих кредитов отечественных и иностранных банков в объеме 1310 млн. рублей, направляемые на инвестирование строительства нового жилья;
банков в объеме 1609 млн. рублей, направляемые на ипотечное жилищное кредитование приобретения жилья на вторичном рынке;
собственные средства граждан - участников Программы - в объеме 2491 млн. рублей.
Обеспечением привлечения средств инвесторов на реализацию Программы является гарантия Оренбургской области, предоставляемая в соответствии с Законом Оренбургской области от 30.04.99 N 259/49-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Оренбургской области" и в пределах лимита гарантий, установленного Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Предполагается использование средств, полученных от ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (в соответствии с соглашением N 3/РС-56-02) и других инвесторов через Агентство в порядке рефинансирования ипотечных кредитов, предоставленных Банками на приобретение нового жилья и жилья на вторичном рынке недвижимости.
Привлечение для финансирования настоящей Программы средств местных бюджетов, а также средств учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями Правительства Оренбургской области, осуществляется на договорной основе.
Приведенные данные о ресурсном обеспечении Программы подлежат корректировке по мере изменения макроэкономических параметров (индикаторы состояния экономики, состояние областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, рыночные показатели спроса-предложения, иное) и в соответствии с результатами исполнения Программы по итогам каждого года.
7. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется Государственным заказчиком с участием заинтересованных органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления и исполнителей Программы.
Государственный заказчик Программы обеспечивает:
нормативно-правовое и методологическое руководство Программой, в том числе разработку правовых, финансовых и организационных механизмов реализации Программы;
координацию работы всех организаций, участвующих в реализации заложенных в Программу мероприятий;
предоставление отдельным категориям граждан в порядке, установленном нормативными правовыми актами Оренбургской области, субсидий на приобретение жилья с помощью ипотечного кредитования;
контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета;
мониторинг Программы.
Исполнители Программы на договорной основе осуществляют:
проведение информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей, задач и результатов Программы;
привлечение небюджетных средств, в том числе в виде коммерческих кредитов банков и (или) ипотечных займов, и направление этих средств на инвестирование жилищного строительства;
инвестирование жилищного строительства через заключение гражданско-правовых договоров со строительными организациями, сопровождение этих договоров, контроль за вводом жилых объектов в эксплуатацию и заселением в них граждан;
подбор заемщиков, имеющих финансовую возможность стать участниками Программы, и жилых помещений, приобретаемых с помощью ипотечных кредитов, формирование пакетов документов для последующего предоставления ипотечных кредитов;
предоставление ипотечных кредитов, их сопровождение и обслуживание, обеспечение возвратности бюджетных средств;
мероприятия по рефинансированию ипотечных жилищных кредитов, выданных для приобретения жилья в объектах, строительство которых профинансировано небюджетными средствами.
Исполнители Программы в своей работе руководствуются положениями федеральных и областных законов и актов, устанавливающих порядок, условия и сроки предоставления ипотечных кредитов жителям Оренбургской области, а также регламентирующих привлечение, эффективное размещение и возврат средств, направленных на инвестирование строительства нового жилья.
8. Контроль за реализацией Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется Государственным заказчиком по следующим показателям:
количество выданных кредитов жителям области;
количество квадратных метров введенного в эксплуатацию жилья, в том числе индивидуальных домов;
целевое использование средств областного бюджета;
объем средств, полученных от участников Программы в форме возврата по ранее выданным ипотечным кредитам.
Отчетность об использовании средств областного бюджета, выделяемых на выполнение мероприятий Программы, представляется в сроки, установленные для представления отчетов об исполнении бюджета.
Исполнители Программы, участвующие в ее реализации на договорной основе, представляют Государственному заказчику в установленном порядке отчеты о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств, предоставленных из областного бюджета. Государственный заказчик ежегодно анализирует ход реализации Программы и вносит предложения по объемам финансирования Программы за счет средств областного бюджета для включения их в проект областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях Законодательного Собрания области.
9. Оценка социально-экономических последствий реализации Программы
Развитие системы ипотечного жилищного кредитования позволит:
снизить социальную напряженность;
повысить социально-экономическую активность населения в вопросах строительства и приобретения жилья путем вовлечения средств жителей;
активизировать рынок жилищного строительства за счет привлечения средств областного бюджета и небюджетных инвестиций;
создать дополнительные рабочие места за счет освоения новых производств и новых технологий по увеличению объемов строительства и производства строительных материалов и, как следствие, способствовать развитию строительного комплекса в регионе;
обеспечить дополнительное поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
уменьшить миграционный отток и оказать положительное влияние на демографическую ситуацию.
В результате реализации мероприятий Программы:
будет оказано содействие в приобретении жилья не менее 11,1 тыс. семей оренбуржцев;
привлечено небюджетных средств в объеме не менее 5410 млн. рублей;
рефинансировано ипотечных жилищных кредитов в объеме не менее 2898 млн. рублей через федеральное агентство по ипотечному жилищному кредитованию и иных инвесторов (банки, пенсионные, инвестиционные и паевые фонды, страховые компании);
обеспечен ввод не менее 402 тыс. кв. метров жилья.
Показатели эффективности программных мероприятий указаны в приложении 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.