Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Главы г. Орска
Оренбургской области
от 2 июня 2008 г. N 2185-р
Ведомственная целевая программа
"Адресная программа капитального ремонта многоквартирных
жилых домов города Орска на 2008 - 2011 г.г."
20 июня 2008 г., 10 апреля, 26 августа 2009 г., 11 марта, 1, 23 ноября 2010 г.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 23 ноября 2010 г. N 9430-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования: управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска.
Наименование программы: ведомственная целевая программа "Адресная программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов в городе Орске на 2008 - 2011 гг.".
Цель программы: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий.
Основные задачи программы: проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с целью приведения их в соответствие со стандартами качества и обеспечения комфортных условий проживания; улучшение состояния жилищного фонда города; оказание мер государственной поддержки для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов; реализация механизма софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому с привлечением средств собственников помещений в многоквартирном доме; организация адресной поддержки муниципальных образований за счет средств областного бюджета и фонда содействия реформированию ЖКХ для проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Сроки и этапы реализации программы: I этап - 2008 - 2009 гг.; II этап - 2009 - 2010 гг.; III этап - 2010 - 2011 гг.
Объемы и источники финансирования: объемы финансирования на всю программу из местного бюджета (в ценах на 2008 г. - 104 245,86 тыс. руб.), в том числе:
- 2008 г. - 35 475,86 тыс. руб.;
- 2009 г. - 0,00 тыс. руб.;
- 2010 г. - 26 860,70 тыс. руб.;
- 2011 г. - 41 909,30 тыс. руб.
Источники финансирования:
- средства населения;
- средства местного бюджета;
- средства бюджета субъекта федерации;
- средства федерального бюджета;
- средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, в случае принятия соответствующих решений.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей источников финансирования.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- снижение уровня износа жилого фонда;
- повышение качества предоставляемых жилищных услуг;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
- повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- увеличение объемов проведенного капитального ремонта многоквартирных домов;
- передача многоквартирных домов в управление собственникам помещений.
Контроль за исполнением программы: контроль за реализацией программы осуществляется управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска.
Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 154, пункт 3 статьи 158) возложил обязанность по оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на собственников помещений. Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством собственники помещений в многоквартирных домах, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в таких домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонтов. В связи с высокой стоимостью капитального ремонта оказывается государственная поддержка.
Ежегодно при принятии размера платы населения за капитальный ремонт многоквартирных домов одновременно в бюджет города закладывается сумма субсидий в несколько раз больше, однако ситуация по состоянию жилых домов далека до оценки "хорошо". Неудовлетворительное техническое состояние многоквартирных домов в связи с их многолетним "недоремонтом" обратило внимание на эту проблему Правительства РФ.
Федеральный закон N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию ЖКХ" предусматривает государственную поддержку субъекту федерации, но при определенных условиях, главным из которых является участие самих собственников помещений в управлении многоквартирным домом и их согласие на оплату части расходов по проведению капитального ремонта многоквартирного дома. И при этом должен идти активный процесс создания товариществ собственников жилья.
Способ проведения капитального ремонта на сегодняшний день определен как выполнение "горящих" мероприятий, в основном стоящих на контроле в Жилищной инспекции. Управляющие компании, обслуживающие жилищный фонд, из-за нехватки средств практически прекратили выполнять комплексный ремонт, то есть ремонтировать многоквартирный дом по всем направлениям (лифтовое оборудование, кровля, отопление, смена радиаторов, смена стояков и розливов водоснабжения, ремонт межпанельных швов и фасада). Выбор подрядчиков путем проведения торгов позволил создать конкурентную среду и регламентировать работу в рамки независимо от конкретной управляющей компании.
В основу данной программы на 2008 - 2011 гг. положен главный критерий - комплексность ремонта и доступность получения средств.
Ориентировочная сумма затрат на реализацию программы на планируемый период за счет всех источников составляет более 700 млн. руб., из них за счет средств местного бюджета - 159320 тыс. руб., в том числе: в 2008 году - 35949 тыс. руб., в 2009 году - 38501 тыс. руб., в 2010 году - 41119 тыс. руб., в 2011 году - 43751 тыс. руб.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Проведенные в 1991 - 2006 годах реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья, как социальная база жилищной реформы. Доля собственников жилищного фонда муниципального образования "Город Орск" за 1994 - 2006 годы увеличилась с 21 до 85 процентов, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 69 до 15,05 процента, из них 14,9 процента составляет муниципальный жилищный фонд.
Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма управления снижением издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередь было связано с постепенным переводом этого сектора экономики на режим безубыточного функционирования с переориентацией бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей.
Вместе с тем, наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия их проживания.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики.
Хроническое недофинансирование жилищно-коммунального комплекса в течение длительного периода привело к тому, что техническое состояние жилых домов, инженерного оборудования и коммуникаций многоквартирных домов характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Физический износ жилищного фонда в муниципальном образовании "Город Орск" составляет более 50%.
Система планово-предупредительных ремонтов постепенно уступила место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше, чем затраты на проведение планово-предупредительных ремонтов. В жилищной сфере не удастся в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования зачастую невозможно добиться полноценных договорных отношений. Не задействован в полной мере механизм обеспечения контроля за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Жилищный фонд муниципального образования "Город Орск" характеризуется следующими показателями: общая площадь жилищного фонда города Орска составляет 5858,6 кв. м. В том числе:
- муниципальный - 871 тыс. кв. м;
- частный - 4976,7 тыс. кв. м;
- ведомственный - 10,9 тыс. кв. м.
Площадь дворовых территорий, убираемых управляющими жилищными организациями - 5,1 млн. кв. м. Действующая норма обслуживания на одного рабочего составляет 11000 кв. м. За жилищными предприятиями закреплена уборка улиц протяженностью 166 км.
Общее количество жилых домов в городе по состоянию на 1.01.2008 г. 2500, они образуют 852 дворовые территории, в которых проживают 206263 человека, в том числе:
- Ленинский район - 82080 чел.;
- Октябрьский район - 79197 чел.;
- Советский район - 44986 чел.
В программу в основном вошли дома, образованные домами 60 - 80-х годов постройки. Оценка состояния жилого фонда производилась
предприятиями, выбранными в качестве управляющих компаний собственниками помещений.
Анализ ситуации с благоустройством жилых пространств города и проектов застройки прошлых лет показывает, что исторически сложились три типа застройки:
1. Компактная застройка 30-х годов.
Дворовое пространство и жилищный фонд имеют большой износ и его формирование рекомендуется проводить одновременно со сносом ветхого и аварийного жилья на основании аналитических разработок и генплана с комплексным благоустройством.
2. Застройка 50 - 60-х годов.
Жилищный фонд данного типа имеет небольшой износ, но, как правило, на дворовой территории располагается сеть инженерных коммуникаций, не позволяющая проводить существенные изменения. Основные характеристики дворового пространства - отсутствие мест парковок для индивидуального транспорта, узкие проезды, большой износ малых архитектурных форм, потребность в замене устаревших пород деревьев и кустарников. Изучение практики устройства жилых районов требует комплексного капитального ремонта и благоустройства с достаточно широким использованием новых элементов.
3. Многоэтажная застройка 80-х годов.
В данном типе застройки дворовые территории и жилищный фонд находятся в удовлетворительном состоянии. Исследования показали, что в основной массе домов необходим текущий ремонт.
В то же время, техническое состояние многих многоквартирных домов существенно отстает от обеспеченности коммунальными услугами. Главная причина - многолетнее отсутствие надлежащего технического обслуживания и "недоремонт" домов.
Для приведения жилищного фонда муниципального образования "Город Орск" в состояние, необходимое для нормальной эксплуатации, требуются значительные финансовые ресурсы.
Доходы местного бюджета не позволяют выделять достаточный объем средств на проведение капитального ремонта.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет необходимость принятия настоящей программы для решения указанных проблем, поскольку они:
- входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов за счет всех возможных источников;
- носят планомерный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения.
Программой определено одновременное выполнение работ в летний период во всех предприятиях, управляющих жилым фондом, независимо от форм собственности.
Основная задача состоит в том, чтобы помочь собственникам жилья привести многоквартирные дома в состояние, соответствующее нормальным требованиям.
Для обеспечения всестороннего, целостного рассмотрения и принятия решения по реализации программы выделено несколько этапов.
На первом этапе были изучены существующий жилой фонд, его состояние, использование и целесообразность использования дворовой территорий, наличие инженерной инфраструктуры, проблемы транспортных связей - ограничение и прочее. Изучались наработанные и действующие мероприятия по проведению капитального ремонта жилого фонда, по сносу аварийного и ветхого жилья и новому строительству, по реконструкции теплосети и водоснабжения. Все мероприятия разработаны в целом по городу.
На следующем этапе было необходимо определиться с ресурсным обеспечением программы. Капитальные вложения из бюджета муниципального образования "Город Орск" для ремонта жилищного фонда, производимые за счет местного бюджета, будут предусматриваться на условиях софинансирования.
Финансовые вложения за счет средств товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах производятся в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и составляют 5% от общего объема необходимых для проведения капитального ремонта средств.
Есть риск, что сумма реальных поступлений, предусмотренная в программе, будет ниже. Однако при правильном подходе управляющих компаний есть вероятность привлечения дополнительных инвестиций. Под этим подразумевается проведение собрания с жильцами дома и определение объема работ с вынесением решения о формировании источников на капитальный ремонт. Под собственниками помещений понимаются жильцы - владельцы квартир и предприниматели или предприятия, имеющие в собственности помещения в многоквартирном доме.
2. Основные цели, задачи и положения программы
Целью программы является реализация комплекса мероприятий, направленных на:
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
- улучшение состояния жилого фонда города, приведение его в соответствие со стандартами качества и обеспечения комфортных условий проживания;
- формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий;
- продление времени эксплуатации жилых домов;
- оказание мер государственной поддержки проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Главной целью программы является скорейшее решение проблемы качественного улучшения технических характеристик многоквартирных жилых домов в результате планируемого капитального ремонта, улучшения эстетического облика города путем использования собственных средств населения, привлечения творческого потенциала предприятий и предпринимателей города и создания общественного мнения вокруг проблемы улучшения внешнего благоустройства города. Финансово-экономические аспекты программы имеют основополагающее значение в осуществлении поставленных задач. Поэтому изыскание нетрадиционных путей и источников финансирования для решения проблемы является одним из главных направлений работы.
С этой целью программой предусматриваются:
1) использование средств населения;
2) использование средств бюджета города и области;
3) использование средств фонда содействия реформированию ЖКХ, в случае принятия соответствующих решений;
4) внедрение системы инвестирования предпринимателями и организациями, занимающими помещения в жилых домах, пропорционально доли имущества в общей собственности.
Программа на 2008 - 2011 гг. носит комплексный характер, она предусматривает:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
- ремонт крыш;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
- утепление и ремонт фасадов.
Для полноценной реализации программы определены объекты, обслуживаемые независимо от организационно-правовой формы управляющей организации.
Предварительный перечень объектов по капитальному ремонту многоквартирных домов муниципального образования "Город Орск" приведен в приложении N 1, 2, 3, 4, 5 к данной программе.
В случае выделения средств из фонда содействия реформированию ЖКХ, адресный перечень будет уточнен в соответствии с требованиями фонда.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 23 ноября 2010 г. N 9430-п в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
3. Этапы реализации программы
Года |
Средства населения |
Средства местного бюджета |
Иные источники |
Всего, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2008 |
3688,58 |
35475,86 |
47521,00 |
86685,44 |
2009 |
15341,00 |
0,00 |
1314,00 |
16655,00 |
2010 |
15762,83 |
26860,70 |
271248,94 |
313872,48 |
2011 |
6858,70 |
41909,30 |
- |
48768,00 |
Итого |
41651,11 |
104245,86 |
320083,94 |
465980,92 |
Средства рассчитаны в ценах 2008 года с применением уровня инфляции, предусмотренного методикой формирования бюджетного финансирования на 2008 - 2011 гг.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей источников финансирования.
4. Механизм реализации программы
Реализация программы будет осуществляться путем финансовой поддержки мероприятий, определенных настоящей программой капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и иных действующих нормативно-правовых актов.
5. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации городской целевой программы
Успешная реализация программы позволит обеспечить:
- повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг, безопасность и комфортность проживания граждан в жилых домах;
- снижение уровня износа жилищного фонда;
- повышение теплозащиты жилых зданий;
- решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы;
- снижение социальной напряженности в обществе.
Оценка эффективности реализации муниципальной адресной программы будет осуществляться по следующим критериям:
1. Критерий оценки износа жилищного фонда - Ки
где:
Иоф - процент износа основных фондов, определенный программой в 2012 году;
Йог - процент износа основных фондов, сложившийся на 1.01. отчетного года по результатам проведенной инвентаризации.
Ки должен стремиться к 1.
2. Критерий участия внебюджетных инвестиций в капитальный ремонт жилищного фонда - Кчи, определяет долю денежных средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в реализацию программы.
где:
Очи - объем внебюджетных источников в реализацию программы;
Ообщ - общий объем денежных средств, направленных на реализацию программы.
Кчи должен стремиться к 0,89.
3. Критерий рынка развития услуг - Кр, служит для оценки развития конкурентной среды предоставления жилищно-коммунальных услуг:
где:
Побщ - количество организаций ЖКХ в муниципальном образовании;
Пчаст - количество частных организаций ЖКХ в муниципальном образовании за отчетный год.
Кр должен стремиться к 1.
4. Критерий качества оказания услуг - Кк:
где:
Оотч - количество обращений граждан в диспетчерские службы в отчетном году;
Опред - количество обращений граждан в диспетчерские службы в предыдущем отчетному году.
Кк должен стремиться к 0, в идеальном случае равен 0.
5. Критерий комфортности и безопасности условий проживания граждан - Ккомф:
где:
Фн - необходимые объемы (в рублях) проведения капитального ремонта многоквартирных домов муниципального образования за отчетный год;
Фф - фактические объемы (в рублях) проведения капитального ремонта многоквартирных домов муниципального образования в отчетном году.
Ккомф должен стремиться к 1, в идеальном случае равен 1.
Реализация программы позволит произвести капитальный ремонт общего имущества 907 многоквартирных домов с общей площадью жилых помещений 2093,0 тыс. кв. м.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.