Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение дополнено приложением с 14 декабря 2021 г. - Постановление администрации города Оренбурга от 14 декабря 2021 г. N 2376-п
Приложение
к Правилам подготовки и
регистрации правовых актов
Администрации города Оренбурга
Порядок
проведения правовой экспертизы проектов правовых актов Администрации города Оренбурга
I. Общие положения
1. Порядок проведения правовой экспертизы проектов правовых актов Администрации города Оренбурга (далее - Порядок) определяет сроки, процедуру проведения правовой экспертизы.
2. При проведении правовой экспертизы проектов правовых актов Администрации города Оренбурга (далее - проекты правовых актов) необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Оренбургской области, законами и иными нормативными правовыми актами Оренбургской области, Уставом муниципального образования "город Оренбург" и другими муниципальными правовыми актами большей юридической силы, принятыми по данному вопросу (далее - законодательство и муниципальные правовые акты).
3. Правовая экспертиза проектов правовых актов проводится управлением по правовым вопросам администрации города Оренбурга (далее - Управление).
4. Правовая экспертиза:
проектов нормативных правовых актов проводится в срок до 15 рабочих дней с даты поступления правового акта в Управление (при необходимости этот срок может быть продлен начальником Управления, но не более чем на 10 рабочих дней);
иных проектов правовых актов проводится в срок до 5 рабочих дней (при необходимости этот срок может быть продлен начальником Управления, но не более чем на 5 рабочих дней).
II. Проведение правовой экспертизы
5. Правовая экспертиза проводится в несколько этапов:
5.1. Оценка соответствия проекта правового акта законодательству и муниципальным правовым актам.
5.2. Оценка обоснованности выбора формы (вида) правового акта.
5.3. Оценка полномочий соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица органа местного самоуправления города Оренбурга на издание правового акта.
5.4. Оценка порядка вступления в силу.
5.5. Оценка наличия необходимых реквизитов, соблюдение правил юридической техники, а именно: наличие набора реквизитов, правильность использования юридической терминологии, грамотность, ясность языка, однозначность содержащихся в нем терминов и понятий.
Правовой акт, как правило, имеет следующие элементы:
форма принятия;
наименование органа, принявшего правовой акт;
наименование, в краткой форме отражающее предмет правового регулирования, которое должно соответствовать содержанию правового акта;
дата и место принятия и (или) подписания;
номер;
полное наименование должности лица, подписавшего правовой акт;
источник официального опубликования;
дата (срок) вступления в силу.
При оценке юридических терминов рекомендуется проанализировать:
употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве.
Оценивая нормативные правовые акты на соответствие правилам юридической техники, необходимо руководствоваться правилами подготовки и регистрации правовых актов Администрации города Оренбурга.
5.6. Анализ конкретных правовых норм.
III. Подготовка заключения по результатам проведения правовой экспертизы
6. В случае несоответствия проекта правового акта законодательству и муниципальным правовым актам сотрудником Управления, осуществляющим правовую экспертизу, составляется заключение по форме, указанной в приложении к настоящему Порядку.
В заключении необходимо отражать следующие сведения:
реквизиты проекта правового акта;
повод проведения правовой экспертизы (принятие нового правового акта, внесение в него изменений);
предмет правового регулирования и его соответствие полномочиям соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица органа местного самоуправления города Оренбурга;
состояние правового регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, законодательства Оренбургской области и муниципальных правовых актов, на соответствие которым рассматривался правовой акт), необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений;
вывод о несоответствии содержания правового акта законодательству и муниципальным правовым актам;
оценка порядка опубликования правового акта при наличии сведений об опубликовании правового акта;
оценка формы и текста правового акта на соответствие правилам юридической техники;
сведения о результатах антикоррупционной экспертизы правового акта (если проводится правовая экспертиза нормативного правового акта). Результаты антикоррупционной экспертизы оформляются заключением о проведении антикоррупционной экспертизы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации города Оренбурга от 16.12.2010 N 9278-п;
оценка соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
7. При составлении заключения о несоответствии правового акта законодательству и муниципальным правовым актам необходимо описать конкретные нормы рассматриваемого правового акта, противоречащие законодательству и муниципальным правовым актам. При этом не всегда целесообразно переписывать (воспроизводить) нормы правового акта, достаточно изложить именно ту его часть, которая содержит несоответствие.
При описании норм правового акта необходимо указывать:
положение проекта правового акта (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статья, подраздел, параграф, раздел, глава, часть), противоречащее законодательству и муниципальным правовым актам;
нарушенные положения законодательства и муниципальных правовых актов (абзац, подпункт, пункт, часть статьи, статья, подраздел, параграф, раздел, глава, часть) и их содержание.
Например: "Подпунктом __ пункта __ Положения ...., утвержденного постановлением Администрации города Оренбурга, установлено полномочие Администрации города Оренбурга в области дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог, находящихся в частной собственности. Вместе с тем согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность, в том числе содержание частных автомобильных дорог, обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Таким образом, подпункт __ пункта __ Положения ...., утвержденного постановлением Администрации города Оренбурга, противоречит федеральному законодательству, поскольку принят с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления.".
Вывод по результатам проведения правовой экспертизы также аргументируется ссылкой на акты судебных органов (при их наличии).
8. В случае если проект правового акта соответствует законодательству и муниципальным правовым актам, работник Управления, осуществляющий правовую экспертизу, визирует его на обороте каждого листа в нижнем поле проекта (виза включает в себя название должности, личную подпись, ее расшифровку (фамилию и инициалы), дату) и в справке о согласовании проекта правового акта и передает на согласование начальнику управления по правовым вопросам администрации города Оренбурга.
9. Начальник управления по правовым вопросам администрации города Оренбурга осуществляет согласование проекта правового акта в справке о согласовании проекта правового акта.
IV. Организация работы по приведению проектов правовых актов в соответствие с законодательством и муниципальными правовыми актами
10. При выявлении в проекте правового акта норм, противоречащих законодательству и муниципальным правовым актам, коррупциогенных факторов, несоответствия требованиям антимонопольного законодательства, нарушений требований юридической техники заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется Управлением в орган Администрации, разработавший проект правового акта.
11. При несогласии органа Администрации, разработавшего проект правового акта, с выводами заключения Управления о наличии в проекте правового акта норм, противоречащих законодательству и муниципальным правовым актам, коррупциогенных факторов, проект правового акта, заключение Управления и мотивированное заключение органа администрации направляются заместителю Главы города Оренбурга по правовым вопросам и заместителю Главы города Оренбурга, курирующему вопрос, по которому разработан проект правового акта, для принятия решения о дальнейшем согласовании проекта правового акта.
12. В случае согласия с выводами, изложенными в заключении Управления, орган Администрации:
принимает меры по приведению проекта правового акта в соответствие с законодательством и муниципальными правовыми актами;
в срок не более пяти дней после получения заключения направляет проект правового акта на повторную правовую экспертизу в Управление с приложением к нему письма за подписью руководителя органа Администрации или лица, его замещающего, о принятых мерах по недопущению подготовки проекта правового акта, содержащего нормы, которые не соответствуют законодательству и муниципальным правовым актам.
13. Повторная правовая экспертиза проводится Управлением в аналогичном порядке.
14. Ответственность за содержание заключения несет сотрудник Управления, который подписал соответствующее заключение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.