Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 7 ноября 2008 г. N 2528/551-IV-ОЗ
Областная целевая программа
"Социальная реабилитация и адаптация в Оренбургской области лиц,
освободившихся из мест лишения свободы" на 2008 - 2010 годы
(далее - Программа)
29 сентября, 5 октября 2009 г.
Законом Оренбургской области от 5 октября 2009 г. N 3101/709-IV-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Паспорт программы
Основание Распоряжение Губернатора Оренбургской области от
для разработки 19 марта 2008 года N 111-р "О создании рабочей
группы по разработке областной целевой программы
"Социальная реабилитация и адаптация в
Оренбургской области лиц, освободившихся из мест
лишения свободы" на 2008 - 2010 годы"
Государственный Правительство Оренбургской области
заказчик-координатор
Государственные Министерство здравоохранения и социального разви-
заказчики тия Оренбургской области;
министерство образования Оренбургской области;
министерство труда и занятости населения
Оренбургской области;
министерство культуры, общественных и внешних свя-
зей Оренбургской области;
министерство молодежной политики, спорта и туризма
Оренбургской области
Исполнители Прокуратура Оренбургской области (по
согласованию);
Управление Федеральной службы исполнения наказаний
по Оренбургской области (по согласованию);
Управление внутренних дел по Оренбургской области
(по согласованию);
Управление Федеральной миграционной службы по
Оренбургской области (по согласованию);
министерство здравоохранения и социального разви-
тия Оренбургской области;
министерство образования Оренбургской области;
министерство труда и занятости населения
Оренбургской области;
министерство культуры, общественных и внешних свя-
зей Оренбургской области;
министерство молодежной политики, спорта и туризма
Оренбургской области
Примечание. Со дня вступления в силу Указа
Губернатора Оренбургской области от 20 апреля 2009
года N 58-ук "О структуре органов исполнительной
власти Оренбургской области" в качестве исполнителей
Программы вместо министерства здравоохранения
Оренбургской области и министерства социального
развития Оренбургской области считать министерство
здравоохранения и социального развития Оренбургской
области; вместо министерства по физической культуре,
спорту и туризму Оренбургской области и комитета по
делам молодежи Оренбургской области считать
министерство молодежной политики, спорта и туризма
Оренбургской области; вместо департамента по
культуре и искусству Оренбургской области и
министерства информационной политики, общественных
и внешних связей Оренбургской области считать
министерство культуры, общественных и внешних
связей Оренбургской области
Основные Управление внутренних дел по Оренбургской области;
разработчики аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской
области
Цели и задачи Реализация государственной политики в организации
системы административных, социально-экономических,
медицинских и психологических мероприятий,
направленных на восстановление социального статуса
и способности лиц, освободившихся из мест лишения
свободы, к жизнедеятельности в социальной среде
для выполнения ими необходимых в обществе
социальных ролей и функций;
формирование условий для социальной реабилитации и
адаптации лиц, освободившихся из мест лишения
свободы;
социальная поддержка и создание благоприятных
условий жизнедеятельности для лиц, освободившихся
из мест лишения свободы;
создание системы социально-психологической и
профессиональной реабилитации граждан, готовящихся
к освобождению и освободившихся из мест лишения
свободы
Важнейшие целевые Уровень рецидивной преступности, в том числе среди
индикаторы и несовершеннолетних (уменьшить показатель к 2010
показатели году на 6,0 процента);
количество трудоустроенных ЛОМЛС (увеличить
показатель к 2010 году до 65,2 процента от общего
числа освобожденных);
доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение
преступлений, в общем количестве лиц, осужденных
на основании обвинительных приговоров, вступивших
в законную силу (уменьшить показатель к 2010 году
на 4,9 процента);
число лиц, освободившихся без паспорта (уменьшить
показатель к 2010 году на 3,4 процента)
Срок реализации 2008 - 2010 годы
Объем и источники Общий объем финансирования мероприятий Программы
финансирования составляет 2660 тысяч рублей, в том числе:
в 2008 году - за счет текущего финансирования;
в 2009 году - 1604 тысячи рублей;
в 2010 году - 1056 тысяч рублей.
Источник финансирования - областной бюджет (в
объемах, установленных законами Оренбургской
области об областном бюджете на плановый период)
Законами Оренбургской области от 21 декабря 2009 г. N 3295/756-IV-ОЗ и от 24 декабря 2008 г. N 2730/591-IV-ОЗ финансирование настоящей областной программы приостановлено
Организация Государственные заказчики мероприятий Программы
управления и система несут ответственность за их качественное и
контроля своевременное исполнение, а также за рациональное
использование выделяемых на их реализацию
финансовых средств.
Контроль за исполнением мероприятий Программы
осуществляется Правительством Оренбургской
области.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы
рассматриваются на заседаниях Законодательного
Собрания Оренбургской области
Ожидаемые конечные Снижение уровня рецидивной преступности;
результаты создание необходимых условий для обеспечения
социально полезной занятости ЛОМЛС;
совершенствование профессионального обучения
осужденных и ЛОМЛС;
своевременное оформление паспортов, учет и
регистрация ЛОМЛС по месту пребывания и
проживания;
повышение качества медицинского обслуживания
больных туберкулезом и иными социально опасными
заболеваниями;
снижение остроты социальных проблем ЛОМЛС
Законом Оренбургской области от 5 октября 2009 г. N 3101/709-IV-ОЗ в настоящий раздел внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
Список сокращений
ЛОМЛС лица, освободившиеся из мест лишения свободы
УВД Управление внутренних дел по Оренбургской области
УФСИН Управление Федеральной службы исполнения наказаний
по Оренбургской области
УФМС Управление Федеральной миграционной службы по
Оренбургской области
минздравсоцразвития министерство здравоохранения и социального развития
Оренбургской области
минобразования министерство образования Оренбургской области
минтруда министерство труда и занятости населения
Оренбургской области
МКОВС министерство культуры, общественных и внешних
связей Оренбургской области
ММПСТ министерство молодежной политики, спорта и туризма
Оренбургской области
КДН и ЗП комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав Правительства Оренбургской области
ОМСУ органы местного самоуправления
МЛС места лишения свободы
ОМВКПП областная межведомственная комиссия по профилактике
правонарушений на территории Оренбургской области
облкиновидео государственное унитарное предприятие
"Облкиновидео"
I. Характеристика проблемы
В 2007 году по отбытии срока наказания в Оренбургской области освобожден 3241 человек, в том числе 41 несовершеннолетний. Условно досрочно освобождено 2533 человека, в том числе 72 несовершеннолетних.
Анализ сложившейся обстановки показывает, что меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, являются недостаточными, так как решают вопросы социальной адаптации сравнительно небольшого числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
На момент освобождения ни администрация исправительных учреждений, ни освобождаемые лица не имеют сведений о наличии жилья и возможности трудоустройства в конкретном населенном пункте. В связи с этим до освобождения лиц из мест лишения свободы не принимаются меры по оказанию ЛОМЛС помощи в трудовом и бытовом устройстве.
Учет ЛОМЛС, нуждающихся в предоставлении жилья, в том числе временного, на период трудоустройства не организован. Количество мест, куда эти граждане могут быть определены на временное проживание, ограниченно.
Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. В связи с этим одним из основных направлений социальной помощи этой категории лиц должно быть оказание содействия им в трудоустройстве.
Между тем в области в течение нескольких лет наблюдается снижение количества граждан из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства.
На 1 января 2008 года трудоустроено 2610 ЛОМЛС, из них 84 несовершеннолетних, что составляет 45,2 процента от числа освобожденных.
В службу занятости по вопросу трудоустройства в 2007 году обратилось 233 человека, из них поставлено на учет 158, признано безработными 88, направлено на обучение 10 и трудоустроено 72 человека.
Многие лица, освобожденные из мест лишения свободы, утратили связь с семьей, родственниками, лишились жилья. Как правило, эта категория граждан нуждается в материальной помощи, не имеет денежных средств на заключение договора найма жилого помещения.
К причинам, не позволяющим лицам, освободившимся из мест лишения свободы, самостоятельно решить вопрос с трудовым и бытовым устройством, следует отнести и такую проблему, как отсутствие у многих из них общегражданского паспорта. В 2007 году количество таких лиц возросло и составило 776 человек (в 2006 году - 631 человек).
Уровень рецидивной преступности в Оренбургской области составляет 33,4 процента, то есть каждое третье преступление совершает ранее судимое лицо. Более половины несовершеннолетних возвращается в неполные, социально неблагополучные семьи. В итоге в течение трех лет после освобождения повторное преступление совершает каждый пятый несовершеннолетний.
В целях профилактики рецидивной преступности необходимо создание условий, способствующих сокращению периода адаптации данной категории граждан. Мероприятия Программы предусматривают создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей разрешение социальных проблем лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также обеспечение доступности и качества общего, начального профессионального, среднего специального и высшего образования в исправительных учреждениях.
II. Основные цели и задачи
Главная цель Программы - реализация государственной политики в организации системы административных, социально-экономических, медицинских и психологических мероприятий, направленных на восстановление социального статуса и способности лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к неконфликтной жизнедеятельности в социальной среде.
Основными задачами реализации Программы являются:
совершенствование работы по содействию осужденным, готовящимся к освобождению из исправительных учреждений, в успешной адаптации по избранному местожительству;
улучшение медико-социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, прежде всего решение проблем их трудоустройства и жилья;
профилактика и предотвращение рецидивной преступности, в том числе среди несовершеннолетних ЛОМЛС, оказание им действенной социально-психологической помощи.
III. Перечень мероприятий Программы
Решение указанных задач проводится в течение 2008 - 2010 годов и включает в себя реализацию следующих мероприятий по группам:
1. Разработка нормативных правовых, научно-методических и организационных основ системы социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе:
совершенствование нормативно-правовой базы;
подготовка специалистов и повышение квалификации кадров, занимающихся социальной реабилитацией и адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
обобщение и распространение положительного опыта работы;
развитие элементов системы социальной адаптации несовершеннолетних (как освободившихся из мест лишения свободы, так и находящихся на учете уголовно-исполнительных инспекций), а также больных социально опасными заболеваниями, инвалидов, лиц, утративших социально полезные связи;
совершенствование механизма принятия и реализации органами местного самоуправления муниципальных программ взаимодействия с уголовно-исполнительными инспекциями Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по вопросам подготовки нормативных актов, определяющих перечень предприятий и организаций, на которых будут отбывать наказание осужденные к исправительным и обязательным работам, а также регламентирующих деятельность общественных формирований, осуществляющих функции социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
2. Мероприятия по подготовке лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, к адаптации по избранному местожительству, в том числе:
оказание лицам, готовящимся к освобождению, профориентационных услуг;
профессиональное обучение осужденных специальностям, востребованным на рынке труда;
оформление паспортов заключенным до их освобождения;
решение вопросов о временном или постоянном месте проживания осужденного после отбытия наказания.
3. Развитие системы социальных институтов и структур, способствующих адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе:
расширение сети и укрепление материальной базы общеобразовательных школ и областных профессиональных училищ для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и изоляторах временного содержания на территории Оренбургской области;
создание фондов материальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы и попавшим в категорию лиц без определенного местожительства;
развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания, реабилитации и адаптации лиц данной категории.
4. Реализация мер государственной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе:
содействие в трудовом, жилищном и бытовом устройстве;
обеспечение временного проживания и регистрационного учета;
обучение профессиям, востребованным на рынке труда;
оказание психологической, юридической, материальной и иной помощи;
профилактика социально опасных заболеваний, алкоголизма и наркомании.
Результаты работы будут оцениваться по следующим целевым индикаторам и показателям:
уровень рецидивной преступности, в том числе среди несовершеннолетних (уменьшение показателя к 2010 году на 6,0 процента);
количество трудоустроенных ЛОМЛС (увеличение показателя к 2010 году до 65,2 процента от общего числа освобожденных);
доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу (уменьшение показателя к 2010 году на 4,9 процента);
число лиц, освободившихся без паспорта (уменьшение показателя к 2010 году на 3,4 процента).
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Всего на реализацию программных мероприятий из областного бюджета требуется 2660 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - за счет текущего финансирования;
в 2009 году - 1604 тыс. рублей;
в 2010 году - 1056 тыс. рублей.
V. Механизм реализации мероприятий Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Правительство Оренбургской области, в роли заказчиков выступают министерства и ведомства области.
Программа имеет межведомственный комплексный характер и реализуется в 2008 - 2010 годах.
Мероприятия Программы осуществляются исполнителями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
Государственные заказчики могут на договорной основе привлекать соответствующие предприятия, организации и учреждения для сбора, систематизации и анализа статистической и иной информации о реализации программных мероприятий.
Законом Оренбургской области от 29 сентября 2009 г. N 3102/697-IV-ОЗ в раздел VI настоящей Программы внесены изменения
VI. Организация управления и система контроля
за исполнением Программы
Государственные заказчики мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное исполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию финансовых средств.
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы рассматриваются на заседаниях постоянно действующей межведомственной рабочей группы при Губернаторе области по вопросам взаимодействия в работе по адаптации ЛОМЛС.
С этой целью ежегодно, до 15 января, государственные заказчики представляют в аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленные в соответствии с требованиями пункта 22 постановления Правительства Оренбургской области от 22 августа 2007 года N 299-п "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Оренбургской области".
В срок до 1 февраля аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области представляет в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли области отчет о реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
VII. Оценка социально-экономической
и экологической эффективности Программы
Реализация программных мероприятий позволит:
снизить уровень рецидивной преступности;
создать необходимые условия для обеспечения социально полезной занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
поднять уровень профессионального обучения ЛОМЛС;
усовершенствовать процедуру оформления паспортов, учет и регистрацию по месту пребывания и проживания ЛОМЛС;
своевременно выявлять и лечить лиц, больных туберкулезом и иными социально опасными заболеваниями;
уменьшить остроту социальных проблем ЛОМЛС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.