Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Главы г. Орска
Оренбургской области
от 29 августа 2008 г. N 3824-р
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны в муниципальном образовании "Город Орск"
14 июля 2011 г., 15 марта 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным Законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (далее СНЛК) на территории города Орска, как составной части СНЛК гражданской обороны РФ.
1.2. СНЛК в городе Орске включает в себя государственные органы, учреждения, предприятия и иные профильные организации, функционирующие на территории муниципального образования "Город Орск" по согласованию с их руководителями (приложение 1)
1.3. Координацию деятельности СНЛК осуществляет управление по делам ГО, ПБ и ЧС администрации города Орска.
2. Основные цели и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля
2.1. Наблюдение и лабораторный контроль в муниципальном образовании "Город Орск" организуются и проводятся в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) обстановки;
- своевременного выявления стихийных и опасных гидрометеорологических явлений;
- определения степени загрязнения объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности и др.), продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды, радиоактивными и химически опасными веществами и биологическими средствами.
2.2. Основными задачами являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки при потенциальной угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и наблюдение за стихийными и опасными гидрометеорологическими явлениями, определение зон их расширения и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий;
- своевременное выявление и оценка РХБ обстановки;
- участие в определении зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение, передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
3. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями СНЛК
3.1. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
3.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая и микробиологическая обстановка).
Наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
3.1.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки и угрозе начала войны).
Наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении на объектах окружающей среды, продовольствия, фуража и т.д., радиоактивных веществ (далее - РВ), аварийных опасно химических веществ (далее - АХОВ) в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимую концентрацию, а также отравляющих веществ и биологических средств; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей и животных; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в управление по делам ГО, ПБ и ЧС администрации города.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и далее с периодичностью не более четырех часов в формализованном и неформализованном виде в соответствии с Табелем срочных донесений, введенным в действие приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 июня 1996 г. N 427 "О введении в действие табеля срочных донесений по существующим каналам связи".
3.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение или ликвидация ЧС мирного времени, применение противником современных средств поражения в военное время).
Наблюдение и лабораторный контроль производится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
3.2. Экстренная информация об обнаружении на объектах окружающей среды (в воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также отравляющих веществ (далее - ОВ) и бактериальных средств; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний людей и животных; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в управление по делам ГО, ПБ и ЧС администрации города.
Передача экстренной информации осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно, с момента возникновения ЧС и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее двух часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с вышеупомянутым Табелем срочных донесений. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более четырех часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 14 июля 2011 г. N 4884-п в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
4. Задачи организаций, входящих в сеть наблюдения
и лабораторного контроля
4.1. Орский филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" осуществляет (по согласованию):
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах (за исключением химических и радиационных) и зонах чрезвычайных ситуаций с санитарно-эпидемиологическими последствиями силами и средствами создаваемых нештатных специализированных формирований быстрого реагирования (групп санитарно-эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов, санитарно-эпидемиологических бригад);
- осуществление идентификации выделенных штампов микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индикации;
- определение зараженности объектов окружающей среды, продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, воды водоемов хозяйственно-питьевого и рекреационного назначения, патогенными микроорганизмами и токсинами, проведение специфической индикации БС;
- проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы продовольственного сырья, питьевой воды, воды водоемов хозяйственно-питьевого и рекреационного назначения, пищевых продуктов, зараженных ПБА с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждений;
- установление границ очагов (только биологических) и зон биологического, радиоактивного загрязнения (заражения) в районах чрезвычайных ситуаций с медико-санитарными и санитарно-эпидемиологическими последствиями.
4.2. Орский филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" осуществляет (по согласованию):
- лабораторный и инструментальный контроль, отбор проб воды, воздуха, почвы, уровень шума и вибрации;
- контроль за организацией пассажирских и грузовых перевозок, санитарно-технические условия.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 15 марта 2012 г. N 1411-п пункт 4.3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
4.3. Орская спецлаборатория обеспечения госэконадзора" осуществляет (по согласованию):
- качественное и количественное определение загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, согласно области аккредитации;
- непрерывный контроль загрязненности атмосферного воздуха с использованием стационарных автоматических станций контроля "СКАТ" и передвижных экологических постов ПЭП-1-1.
4.4. Орская лаборатория мониторинга загрязнения атмосферы ФГУ "Оренбургский ЦГМС" осуществляет (по согласованию):
- определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых водоемов химически опасными веществами;
- установление границ химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций.
4.5. Авиационная метеорологическая станция (гражданская) Орск осуществляет (по согласованию):
- ведение радиационного и химического наблюдения за атмосферным воздухом;
- сбор осадков и отправка на анализ в лабораторию мониторинга;
- метеонаблюдение на постах.
4.6. ГУ "Орская зональная ветеринарная лаборатория" осуществляет (по согласованию):
- проведение ветеринарной разведки в очагах биологического загрязнения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
- диагностическое исследование сывороток крови животных на заболевание;
- радиологическое исследование кормов и сырья животного происхождения;
- бактериологическое исследование проб на инфекционные заболевания;
- исследование материалов на загрязненность химическими веществами;
- отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных животных и птиц, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами, и в сомнительных случаях поставка их в областную ветеринарную лабораторию для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
4.7. Испытательная лаборатория города Орска ФГУ "Оренбургский референдный центр Россельхознадзора" осуществляет (по согласованию):
- определение безопасности пищевых продуктов;
- определение наличия гарантийных объектов в растениеводстве.
4.8. Лаборатории организаций города осуществляют (по согласованию):
- выявление радиационной, химической и биологической обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно-защитной зоны;
- установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными и химически опасными веществами воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпускных сточных водах и осуществление предварительной идентификации химически опасных веществ;
- установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствия, пищевом сырье;
- отбор и поставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами.
4.9. Посты радиационного и химического наблюдения организаций независимо от форм собственности осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в окружающей среде РВ, ОВ и АХОВ и их индикацию техническими средствами.
4.10. Учреждения СНЛК должно иметь следующий комплект документации:
- ведомственное Положение (инструкции) о работе организации СНЛК;
- штат и табель оснащения;
- план перевода организации с мирного на военное время;
- план подготовки и развития организации СНЛК на текущий год и на перспективу;
- схему оповещения и сбора сотрудников организации в рабочее и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов организации;
- перечень потенциально опасных объектов;
- инструкцию о порядке ведения радиоактивного, химического, биологического бактериологического наблюдения (разведки) и порядке оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;
- инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;
- методики отбора проб и проведения исследований на загрязнения радиационными, химически опасными веществами и биологическими средствами, определенных перечнем особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- карту (схему) контролируемого района;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического, биологического, бактериологического наблюдения (разведки);
- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными радиоактивными, химически опасными веществами и бактериальными средствами;
- переговорные таблицы, табеля срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям администрации города Орска.
5. Материально-техническое обеспечение, подготовка кадров специалистов СНЛК
5.1. Оснащение организаций СНЛК лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами РФ, а также за счет соответствующих бюджетов.
5.2. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время, хранится непосредственно в организациях СНЛК, и используется только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.
5.3. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека проводится по утвержденным методикам.
5.4. Исследование питьевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия России.
5.5. Все организации (лаборатории) СНЛК должны быть аккредитованы в системе аккредитации, соответствующей профилю деятельности лабораторий. Готовность организаций СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащение отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. Ответственность за подготовку специалистов несут руководители организаций СНЛК.
5.6. В целях совершенствования деятельности организаций СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения, тренировки и контрольные проверки. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности организаций СНЛК представляются в управление по делам ГО, ПБ и ЧС администрации города и в соответствующие министерства и ведомства РФ по подчиненности в установленном порядке.
6. Финансирование сети наблюдения и лабораторного контроля
6.1. Финансирование СНЛК осуществляется за счет собственных средств организаций, входящих в ее состав.
6.2. Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1128 "О порядке финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций), страховых и резервных финансовых фондов, а также за счет средств, выделяемых органом местного самоуправления города Орска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.