Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городского Совета депутатов
МО г. Бузулук Оренбургской области
от 26 ноября 2008 г. N 329
Комплексная программа
"Реформирование системы муниципального управления
города Бузулука на 2008 - 2010 годы"
Паспорт программы
"Реформирование системы муниципального управления
города Бузулука на 2008 - 2010 годы"
Наименование заказчика | Администрация г. Бузулука |
Наименование Программы | Комплексная программа "Реформирование системы муниципального управления города Бузулука на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа). |
Основание для разработки |
Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указ Президента РФ от 26.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 23.06.2008, Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 N 838), Концепция административной реформы в РФ в 2006 - 2010 годах, План мероприятий по проведению административной реформы в РФ в 2006 - 2010 годах (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р), Концепция программы реформирования финансов Оренбургской области на 2008 - 2010 годы, ст. 22 Устава города Бузулука. |
Исполнители | Управление экономического развития и торговли администрации г. Бузулука, структурные подразделения администрации г. Бузулука. |
Цели Программы | Повышение качества жизни горожан, развитие человеческого потенциала и инвестиционной привлекательности города посредством внедрения системы результативного управления муниципальными финансами в рамках бюджетной и административной реформы. |
Создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития города. |
|
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения. |
|
Повышение эффективности и результативности при предоставлении населению муниципальных бюджетных услуг. Создание условий для повышения удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления путем совершенствования системы муниципальной службы. |
|
Задачи Программы | Внедрение системы сбалансированных индикаторов эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления. |
Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением города. |
|
Модернизация системы информационного обеспечения органов местного самоуправления. |
|
Снижение расходов на администрирование муниципальных финансов. |
|
Внедрение механизма результативного управления муниципальными финансами на основе планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, конкурентного распределения ресурсов между главными распределителями бюджетных средств и контроля за достижением результатов их деятельности. |
|
Внедрение системы среднесрочного финансового планирования, повышение точности планирования местного бюджета. |
|
Внедрение системы бюджетирования, ориентированной на результат, эффективность и результативность бюджетных расходов. |
|
Реализация положений административной реформы путем оптимизации структуры и задач органов местного самоуправления, повышения квалификации муниципальных служащих. |
|
Разработка, утверждение и внедрение системы оценки качества предоставляемых муниципальных бюджетных услуг. |
|
Основные направления (Проекты) реализации Программы |
Стратегическое планирование. |
Реформирование бюджетного процесса. | |
Административная реформа. | |
Сроки реализации | 2008 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования составляет: 11620,0 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 110,0 тыс. рублей 2009 год - 8950,0 тыс. рублей 2010 год - 2560,0 тыс. рублей Затраты на реализацию Программы в сумме 11620,0 тыс. руб. предполагаются на условиях софинансирования с областным бюджетом в равных объемах. |
Система организации контроля |
Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляется администрацией г. Бузулука. Отчеты о ходе и результатах реализации программы рассматриваются на заседаниях городского Совета депутатов. |
Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы |
Реализация государственной политики по реформированию системы муниципального управления в России, одного из важнейших условий социально-экономического развития страны. |
Качественное изменение городской среды, создающей совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. |
|
Стимулирование социально-экономического развития города Бузулука. |
|
Совершенствование нормативно-правовой базы по основным направлениям реформы. |
|
Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, внедрение программно-целевых методов управления. |
|
Создание системы мониторинга результатов деятельности органов местного самоуправления. |
|
Снижение затрат на обеспечение бюджетного процесса. |
|
Формирование базовых условий для повышения качества и доступности предоставляемых населению бюджетных услуг. |
|
Утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг по видам бюджетных услуг (культура, образование, здравоохранение, спорт и физическая культура, транспортное обслуживание и жилищно-коммунальное хозяйство). Не менее 50% бюджетных расходов (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий) должны иметь стандарты качества предоставления бюджетных услуг. |
|
Публикация в СМИ и сети Интернет планируемых и фактических результатов перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных (не муниципальных) организаций, автономных учреждений. |
|
Бюджетные автономные учреждения получат право на изменение объемов и направлений расходования полученных бюджетных средств в объеме не менее 50% от общего объема полученных средств. Организация курсов повышения квалификации не реже, чем раз в три года для более 50% муниципальных служащих. |
I. Обоснование разработки Программы
Принятие Комплексной программы "Реформирование системы муниципального управления города Бузулука на 2008 - 2010 годы" направлено на разработку комплекса мер и создание ряда управленческих инструментов для повышения эффективности управления городом, для развития его социально-экономической базы, для создания комфортной среды проживания жителей города, развития человеческого потенциала, для решения острых социальных проблем, для воспитания гражданско-ответственного социума и для позиционирования города в экономико-политическом пространстве Оренбургской области и Российской Федерации.
Происходящие в стране процессы децентрализации государственного управления способствовали повышению автономности в принятии решений на региональном и местном уровнях. Сегодня муниципальная власть отделена от государственной, и именно она должна руководить процессами организации жизни в любом муниципальном образовании.
Программа предусматривает разработку 3-х направлений (Проектов), взаимосвязанных между собой:
1. Проект "Стратегическое планирование".
Важным условием успеха города является осознание своего места и роли в регионе, стране и формирование на этой основе понимания направлений дальнейшего развития и роли в этом органов власти и местного сообщества.
В связи с этим целью работы по стратегическому планированию является определение основных направлений развития города на долго- и среднесрочную перспективу, а также разработка мер по их реализации с использованием наиболее эффективных механизмов управления.
Главными направлениями этой работы являются:
- разработка Концепции развития города Бузулука до 2030 года - прогнозно-аналитического документа, содержащего анализ конкурентных позиций города, сценарии развития, миссию, описание желаемого будущего и приоритетных направлений развития, систему индикаторов успеха реализации стратегических направлений;
- разработка Стратегии развития города Бузулука до 2020 года, которая конкретизирует и детализирует положения Концепции на более короткий период, формулирует цели и задачи развития города с учетом интересов градообразующих предприятий, среднего и малого бизнеса, а также содержит основные идеи приоритетных целевых программ и флагманских проектов, включающих в себя план мероприятий и предложения по формированию эффективных механизмов их реализации;
- разработка Среднесрочного плана реализации Стратегии развития города Бузулука на три года, содержащего систему целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых эффективных путей и средств их достижения.
Для достижения намеченной цели необходимо выполнить комплекс работ:
- оценку социально-экономического развития города Бузулука и анализ ключевых ресурсов и главных проблем городского развития;
- определить стратегическое видение города, включающее стратегическую цель развития города, стратегические направления развития, основные приоритеты развития города, задачи по каждому из направлений, систему индикаторов успеха реализации стратегических направлений;
- набор приоритетных целевых программ развития города в свете реализации стратегических направлений развития, в том числе план мероприятий в рамках основных направлений развития, а также предложения по формированию эффективных механизмов их реализации.
При этом все мероприятия, предусмотренные в целевых программах, могут быть различными, например, разработка и принятие нормативно-правовых управленческих схем, инвестиционные проекты; публичные мероприятия; научно-исследовательские и аналитические работы, административно-организационные действия и пр., и иметь как финансовый, так и не финансовый характер.
Процесс работы над Проектом требует организации условий для широкой и стабильной поддержки всего городского сообщества.
Основной целью разработки документов стратегического планирования является выработка видения желаемого будущего города и определение стратегических направлений развития путем выявления и консолидации всех уровней и ветвей власти, бизнеса и городского сообщества.
Стратегическое планирование является непрерывным процессом. Этапы разработки и реализации Концепции, Стратегии и Среднесрочного плана объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.
2. Проект "Реформирование бюджетного процесса".
За предыдущие годы в городе были предприняты меры, направленные на совершенствование управления муниципальными финансами. В то же время бюджетная система города пока не выполняет в полной мере роль эффективного инструмента, обеспечивающего реализацию сбалансированной бюджетной политики.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 N 838) рекомендовано органам местного самоуправления разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. С 1 января 2009 г. в полном объеме вступают в силу положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Концепция программы реформирования финансов Оренбургской области на 2008 - 2010 годы, разработанная во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации с учетом одобренных Правительством Российской Федерации принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы области.
В целях содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и обеспечения устойчивого экономического развития города, необходимо разработать и реализовать программу (Проект) по реформированию муниципальных финансов города на 2008 - 2010 годы.
Основная цель такой программы - повышение качества жизни горожан и инвестиционной привлекательности города посредством внедрения системы результативного управления муниципальными финансами в рамках бюджетной и административной реформ. Она может быть достигнута за счет модернизации бюджетного процесса, связанной с внедрением новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля, внедрения передовых методов управления муниципальными финансами, в частности, переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение системы стандартизации предоставляемых бюджетных услуг.
Внедрение механизма бюджетирования, ориентированного на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности муниципального управления.
3. Проект "Административная реформа".
Программа (Проект) предусматривает реализацию основных положений административной реформы, определенных Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р):
- внедрение принципов и процедур управления по результатам;
- разработку и внедрение стандартов муниципальных услуг и административных регламентов;
- оптимизацию структуры и задач органов местного самоуправления;
- программу противодействия коррупции;
- мероприятия, связанные с мониторингом деятельности органов местного самоуправления, а также взаимодействием с гражданским обществом;
- внедрение системы менеджмента качества (СМК) ISO 9001:2000;
- повышение квалификации муниципальных служащих по вопросам административной реформы;
- внедрение режима "одно окно".
Реализация предусматриваемых Программой мероприятий позволит не только существенно повысить эффективность работы органов местного самоуправления, но и создаст необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики и развития человеческого потенциала в городе Бузулуке.
II. Основные мероприятия Программы
Программные мероприятия (Приложение 1) направлены на решение конкретных задач по созданию условий повышения качества жизни населения, обеспечения позитивных изменений в экономике и социальной сфере.
1. Стратегическое планирование предполагает:
- создание организационных структур по разработке Концепции и Стратегии развития города, обеспечивающих вовлечение и участие в работе представителей администрации, бизнеса, общественности и ведущих экспертов;
- проведение стратегического анализа, включая разработку сценариев развития города;
- определение идеологии, стратегических целей и приоритетов развития города;
- выбор приоритетных целевых программ и флагманских проектов;
- создание механизма реализации стратегии.
Концепция и Стратегия - это взаимосвязанные документы и должны разрабатываться на основе детального стратегического анализа, диагностики ключевых подсистем города, анализа экономики, социальной сферы, инфраструктуры, базовых ресурсов развития города, т.е. анализа внутренней среды, с учетом основных тенденций на региональном, российском и мировом уровнях, отражающих макроэкономические, политические, социальные и технологические аспекты развития на долгосрочный период, т.е. анализа внешней среды.
Среднесрочный план разрабатывается в координации со среднесрочным финансовым планом и должен ежегодно обновляться и продлеваться. Целевые программы, включаемые в Среднесрочный план, отбираются в порядке конкурса, исходя из социальной, экономической и бюджетной эффективности представленных проектов.
Успех Стратегии во многом зависит от созданного механизма реализации стратегии, через который должен осуществляться процесс оценки и измерения результатов (мониторинг), предполагающий систематический сбор и предоставление информации о затраченных ресурсах, произведенном объеме работ и достигнутых результатах.
2. Реформирование бюджетного процесса.
Достижение устойчивого экономического роста невозможно без повышения эффективности деятельности в финансово-бюджетной сфере города на новом, качественно более высоком уровне.
Данная цель должна быть достигнута за счет внедрения передовых методов управления муниципальными финансами, в частности, переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение системы стандартизации предоставляемых бюджетных услуг, среднесрочного финансового планирования, модернизации бюджетного процесса, связанной с внедрением новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля.
К таким технологиям относится предлагаемая к внедрению Бюджетная Информационная Система среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат (БИС-СБОР).
Этап N 1. Внедрение подсистемы БИС-СБОР (основной функционал).
Подэтап 1.1. Анализ существующей нормативно-правовой базы, рекомендации по необходимости адаптации и разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию бюджетного процесса в городе, в том числе внедрение методов БОР.
1.1.1. Сбор и анализ перечня существующих нормативно-правовых актов (НПА), регламентирующих организацию бюджетного процесса, внедрение методов БОР, в том числе:
- регулирующих порядок формирования бюджета;
- регулирующих предоставление муниципальных услуг: перечень муниципальных услуг (МУ), стандарты качества МУ, мониторинг потребности в муниципальных услугах, осуществление стоимостной оценки МУ, порядок формирования муниципального задания и др.;
- регулирующих порядок разработки, рассмотрения и утверждения, мониторинга и корректировки докладов о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДов);
- регулирующих порядок разработки, рассмотрения и утверждения, мониторинга и корректировки ведомственных целевых программ (ВЦП).
1.1.2. Анализ содержания НПА на предмет их роли и места в бюджетном процессе, соответствия законодательству; проверка достаточности перечня НПА, регламентирующих организацию бюджетного процесса, в том числе внедрение методов БОР.
1.1.3. Разработка рекомендаций по необходимости адаптации существующих и разработке новых нормативно-правовых актов в соответствии с утвержденной моделью организации бюджетного процесса.
Подэтап 1.2. Предпроектное обследование для технологической реализации внедрения модели бюджетирования, ориентированного на результат в бюджетный процесс города.
1.2.1. Проведение предпроектного обследования (для технологической реализации внедрения модели БОР в бюджетный процесс) в ГОРФО и в "пилотной" группе субъектов бюджетного планирования, включая:
- анализ соответствия и увязки стратегических целей города и показателей достижения результата с целями и показателями деятельности субъектов бюджетного планирования и планируемыми для их выполнения ВЦП, мероприятиями и оказываемыми муниципальными услугами; увязки финансовых затрат с результатами деятельности в разрезе планируемых к реализации мероприятий, оказываемых муниципальных услуг;
- анализ и формализацию основных участников процессов разработки, экспертизы, мониторинга и анализа реализации, корректировки ДРОНДов, ВЦП, муниципальных заданий;
- анализ и формализацию основных функций участников процессов разработки, экспертизы, мониторинга и анализа реализации, корректировки ДРОНДов, ВЦП и муниципальных заданий, ответственных лиц за выполнение функций, возможности делегирования выполнения функций или их части;
- анализ и формализацию основных этапов процессов разработки, экспертизы, мониторинга и анализа реализации, корректировки ДРОНДов, ВЦП и муниципальных заданий, в том числе определение их продолжительности;
- анализ существующих методов и методик расчета объема расходов по ВЦП, объема расходов по муниципальным заданиям;
- анализ показателей исходных данных, участвующих при расчетах предельных объемов финансирования, расчете объема расходов по ВЦП, расчете объема расходов по муниципальным заданиям; определение источников предоставления данных, их форм и периодичности сбора;
- определение источников показателей исходных данных, используемых при расчете объема расходов по ВЦП, расчете объема расходов по муниципальным заданиям, определение форм предоставления данных;
- анализ существующих отчетных и аналитических форм, используемых в процессах разработки, экспертизы, мониторинга и анализа реализации, корректировки ДРОНДов, ВЦП и муниципальных заданий;
- анализ существующей технической оснащенности участников процесса и используемых линий связи.
На основании данных обследования разрабатываются рекомендации по необходимости модернизации программно-технических средств участников процесса, линий связи.
1.2.2. Разработка ТЗ на технологическую реализацию внедрения модели бюджетирования, ориентированного на результат в бюджетный процесс, формирования необходимой отчетности применительно к условиям города (подсистема - БИС-СБОР).
Данное направление работ предполагает следующие мероприятия:
- разработка Технического задания на комплексную подсистему БИС-СБОР согласно утвержденным ГОСТ, в том числе описание: структуры исходных данных, справочников системы, отчетных форм вывода данных, этапов документооборота, функциональных требований и др.
- разработка регламентов работы участников процесса в БИС-СБОР:
а) регламента взаимодействия финансового органа (далее - ФО), экономического органа (ЭО) и субъектов бюджетного планирования (СБП) в БИС-СБОР в процессе разработки, экспертизы и утверждения ВЦП, процессе формирования и утверждения муниципального задания;
б) регламента взаимодействия участников процесса в части разработки, экспертизы и утверждения ВЦП, формирования и утверждения муниципального задания внутри СБП, ФО, ЭО.
Подэтап 1.3. Технологическая реализация внедрения модели бюджетирования, ориентированного на результат (подсистема БИС-СБОР: первая составляющая).
В рамках выполнения подэтапа 1.3 осуществляется поставка, настройка и внедрение в эксплуатацию программного обеспечения первой составляющей подсистемы БИС-СБОР, включая работы по подключению и настройке рабочих мест пользователей системы - участвующих в процессе сотрудников ФО, ЭО, сотрудников "пилотной" группы СБП.
Перечень подсистем первой составляющей:
- подсистема общего назначения. Администрирование и аудит,
- подсистема "Электронный регламент",
- подсистема "Справочная информация",
- подсистема "Хранилище исходных данных",
- подсистема "Хранилище формализованных моделей расчета",
- подсистема "Управление по целям и показателям",
- подсистема "Программно-целевое планирование",
- подсистема "Взаимодействие с внешними системами".
1.3.1. Поставка, установка и настройка программного обеспечения первой составляющей подсистемы БИС-СБОР:
- Поставка и установка первой составляющей подсистемы, с количеством пользовательских лицензий - 20.
- Адаптация и настройка первой составляющей в соответствии с утвержденным ТЗ. При выполнении данных работ, на основании данных обследования, в соответствии с утвержденным ТЗ, предусмотрено:
а) настройка структуры данных единого хранилища информации Системы;
б) настройка структуры справочников Системы;
в) адаптация к условиям города и настройка базовой иерархичной структуры дерева целей и показателей деятельности (с возможностью указания ответственных лиц и типов показателей и целей) с привязкой перечня ВЦП к каждой цели;
г) адаптация к условиям города и настройка базовой модели ведомственной целевой программы СБП, включающей в себя: паспорт ВЦП, ожидаемые конечные результаты реализации ВЦП; мероприятия ВЦП (муниципальные услуги); показатели непосредственного результата реализации ВЦП; затраты на ВЦП; эффективность ВЦП; варианты реализации ВЦП;
д) адаптация к условиям города и настройка базовой модели муниципального задания;
е) адаптация к условиям города и настройка типовых маршрутов этапов обработки электронных документов системы;
ж) настройка прав доступа участников к просмотру, изменению данных, согласно утвержденным Регламентам.
- Обучение администраторов системы по работе с ней.
1.3.2. Подключение 20 рабочих мест пользователей системы - участвующих в процессе сотрудников ФО, ЭО согласно утвержденному регламенту. Настройка рабочих мест пользователей системы в соответствии с регламентом.
- Подключение 10 рабочих мест пользователей системы - участвующих в процессе сотрудников пилотной группы СБП. Настройка рабочих мест пользователей системы в соответствии с регламентом.
- Обучение пользователей работе с первой составляющей подсистемы БИС-СБОР - сотрудников ФО, ЭО и "пилотной" группы СБП.
- Обеспечение совместно с пользователями Системы - уполномоченными сотрудниками, в режиме опытной эксплуатации, формирования иерархичной структуры дерева целей и показателей деятельности (с возможностью указания ответственных лиц и типов показателей и целей) с привязкой перечня ВЦП к каждой цели.
- Обеспечение совместно с пользователями Системы - сотрудниками пилотной группы СБП в режиме опытной эксплуатации, разработки ведомственной целевой программы.
- Обеспечение совместно с пользователями Системы - сотрудниками "пилотной" группы СБП в режиме опытной эксплуатации формирования муниципального задания.
- Обеспечение совместно с пользователями Системы - сотрудниками "пилотной" группы СБП и финансового органа в режиме опытной эксплуатации формирования необходимых отчетных форм.
1.3.3. Внедрение первой составляющей подсистемы в эксплуатацию. Данным направлением работ в соответствии с утвержденным ТЗ предусмотрено:
- Настройка взаимодействия между всеми участниками процесса формирования целей и показателей, их увязки с ВЦП, муниципальными заданиями; процесса разработки, экспертизы и утверждения ВЦП, формирования и утверждения муниципальных заданий. Настройка единого документооборота с учетом утвержденных регламентов.
- Опытно-промышленная эксплуатация системы совместно с представителями ФО, включая: сбор согласованного набора ВЦП по пилотной группе СБП, сбор согласованного набора муниципальных заданий, экспертиза и утверждение ВЦП, утверждение муниципальных заданий.
- Получение из системы регламентированных форм отчетов.
- Разработка совместно с ФО и ЭО план-графика дальнейшего тиражирования системы по оставшейся группе СБП.
- Передача методики внедрения БОР в действующий бюджетный процесс для оставшейся группы СБП.
Этап 2. Внедрение подсистемы БИС-СБОР (дополнительный функционал) предполагает осуществление разработки техзадания, поставки, настройки и внедрение в эксплуатацию второй составляющей подсистемы БИС-СБОР - подсистемы "Финансово-экономический мониторинг":
Подэтап 2.1. Разработка техзадания на технологическую реализацию процесса проведения финансово-экономического мониторинга. Данное направление работ включает следующие мероприятия:
а) разработку техзадания на вторую составляющую подсистемы согласно утвержденным ГОСТ;
б) проведение семинара для представителей и сотрудников органов местного самоуправления, в рамках которого будут представлены основные результаты выполненных работ.
Подэтап 2.2. Установка и настройка второй составляющей подсистемы, автоматизирующей процесс проведения финансово-экономического мониторинга.
Подэтап 2.3. Настройка 20 рабочих мест пользователей системы (расширение функционала ранее подключенных рабочих мест) - участвующих в процессе мониторинга сотрудников ФО и ЭО администрации города. Обучение пользователей работе в Системе.
Настройка 10 рабочих мест пользователей системы (расширение функционала ранее подключенных рабочих мест), участвующих в процессе сотрудников пилотной группы СБП.
Подэтап 2.4. Обучение пользователей работе со второй составляющей подсистемы - сотрудников ФО, ЭО и "пилотной" группы СБП.
Подэтап 2.5. Запуск второй составляющей подсистемы БИС-СБОР в эксплуатацию. Данное направление работ предполагает:
а) настройку взаимодействия между всеми участниками процесса проведения мониторинга, настройку единого документооборота;
б) опытную эксплуатацию второй составляющей БИС-СБОР;
в) получение из Системы регламентированные формы отчетов;
г) разработку плана-графика дальнейшего тиражирования второй составляющей системы по оставшейся группе СБП.
Этап N 3. Внедрение подсистемы "БИС-СБОР-Планирование".
В рамках выполнения этапа N 3 осуществляется настройка и внедрение в эксплуатацию подсистемы БИС-СБОР-Планирование, включая работы по подключению и настройке рабочих мест пользователей системы - участвующих в процессе сотрудников ФО, ЭО, сотрудников "пилотной" группы СБП.
Перечень подсистем БИС-СБОР-Планирование:
- подсистема "Сметное планирование";
- подсистема "Формирование бюджета по доходам";
- подсистема "Формирование бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета";
- подсистема "Свод проекта бюджета";
- подсистема "Моделирование бюджета".
Подэтап 3.1. Разработка техзадания на технологическую реализацию процесса формирования проекта бюджета по доходам, непрограммным расходам, источникам финансирования дефицита бюджета и свода проекта бюджета. Данное направление работ предполагает следующие мероприятия:
а) разработку техзадания на блок БИС-СБОР-Планирование согласно утвержденным ГОСТ;
б) разработку регламентов работы участников процесса в блоке БИС-СБОР-Планирование.
Подэтап 3.2. Установка и настройка подсистемы БИС-СБОР-Планирование, автоматизирующей процесс формирования проекта бюджета по доходам, непрограммным расходам, источникам финансирования дефицита бюджета и свод проекта бюджета. При выполнении данных работ, на основании данных обследования, в соответствии с утвержденным ТЗ, предполагается адаптировать к условиям города и настроить:
а) модель планирования доходов и непрограммных расходов бюджета;
б) модель планирования источников финансирования дефицита бюджета;
в) модель свода проекта бюджета.
Подэтап 3.3. Настройка 20 рабочих мест пользователей системы (расширение функционала ранее подключенных рабочих мест) - участвующих в процессе планирования бюджета сотрудников ФО и ЭО администрации города согласно утвержденному регламенту. Обучение пользователей работе в Системе. Настройка 10 рабочих мест пользователей системы (расширение функционала ранее подключенных рабочих мест), участвующих в процессе сотрудников пилотной группы СБП.
Подэтап 3.4. Обучение пользователей работе с подсистемой БИС-СБОР-Планирование - сотрудников ФО, ЭО и "пилотной" группы СБП:
а) обеспечение совместно с пользователями Системы - сотрудниками ФО в режиме опытной эксплуатации ввода данных и формирования плана по доходам;
б) обеспечение совместно с пользователями Системы - сотрудниками пилотной группы СБП в режиме опытной эксплуатации ввода данных и формирования непрограммных расходов;
в) обеспечение совместно с пользователями Системы - сотрудниками финансового органа в режиме опытной эксплуатации ввода данных и формирования плана по источникам финансирования дефицита бюджета;
г) обеспечение совместно с пользователями Системы - сотрудниками финансового органа в режиме опытной эксплуатации свода проекта бюджета.
Подэтап 3.5. Внедрение подсистемы БИС-СБОР-Планирование в эксплуатацию. Данное направление работ в соответствии с утвержденным техзаданием предполагает:
а) настройку взаимодействия между всеми участниками процесса формирования проекта бюджета по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета и свода проекта бюджета;
б) настройку единого документооборота с учетом утвержденных регламентов;
в) опытно-промышленную эксплуатацию блока БИС-СБОР-Планирование;
г) получение из Системы регламентированных форм отчетов;
д) разработку совместно с уполномоченными представителями ФО и ЭО плана-графика дальнейшего тиражирования третьей составляющей системы БИС-СБОР по оставшейся группе СБП.
3. Административная реформа.
Сегодня результаты деятельности в форме общественных (муниципальных) услуг лишь в общих чертах ассоциируются с отдельными расходными позициями местного бюджета. Новый подход в управлении расходами ставит результат (общественную услугу) в основу для определения суммы расходов по тому или иному направлению бюджетного финансирования. Исходным пунктом всех процессов информации и принятия решений в сфере общественных финансов и результатом планирования является общественная (муниципальная) услуга, имеющая количественное и качественное выражение.
В рамках реализации Проекта "Административная реформа" будет осуществлен следующий комплекс мероприятий:
1. Проведение оценки потребности в предоставляемых бюджетных (муниципальных) услугах (отдельно по видам бюджетных услуг) и фактически предоставленных бюджетных услуг. Для проведения первичных мероприятий по формированию рынка бюджетных услуг необходимо иметь четкое представление об оплачиваемых из бюджетных средств общественных услугах и потребности в их предоставлении.
2. Утверждение перечня бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении и порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов на очередной финансовый год.
Одновременно планируется комплекс работ, связанных с разработкой и утверждением перечня бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении. Само составление их перечня позволяет провести оценку их необходимости и общественной значимости. Учитывая новизну и сложность данной проблемы, невозможность проведения качественных реформ одновременно по всем направлениям, перечень бюджетных услуг планируется разработать сначала для ряда пилотных отраслей (например, образование, культура, здравоохранение и т.д.). Перечень бюджетных услуг может быть подготовлен отраслевыми ведомствами по согласованию со специалистами горфинотдела. Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг будет представлять собой регламент и график документооборота рассмотрения результатов оценки. Это позволит упорядочить и систематизировать процедуру оценки потребности в услугах, а также обеспечит возможность учета потребности в период разработки проекта бюджета. В директивных документах должно содержаться указание учитывать результаты ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг при формировании расходов на очередной финансовый год. Без такого указания проведение оценки потребностей не будет иметь практического значения.
3. Инвентаризация действующих нормативных правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг.
Стандарты качества во многом определяются нормами федерального законодательства (например - Законом "Об образовании"), а также разрозненными нормативными актами федеральных отраслевых ведомств. Инвентаризация действующего законодательства на наличие стандартов качества предоставления бюджетных услуг позволит определить нормативную базу для установления стандартов качества на муниципальном уровне. Поскольку стандарт качества в первую очередь основывается на нормах действующего законодательства, то вносимые в законодательство изменения необходимо систематически контролировать. Иначе по истечению определенного времени могут возникнуть противоречия муниципальных стандартов качества общественных услуг нормам действующего законодательства.
4. Утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг по видам бюджетных услуг (культура, образование, здравоохранение, транспортное обслуживание и жилищно-коммунальное хозяйство).
Необходимость в утверждении стандарта качества бюджетных услуг обусловлена потребностью в четком и детальном техническом задании для производителей общественных услуг. Его наличие позволит правильно калькулировать себестоимость услуг, обеспечить формализованный контроль их качества, а также расширить круг возможных исполнителей. Кроме того, стандарт позволит устанавливать в некоторых случаях повышенные требования к качеству бюджетных услуг. Участие горфинотдела в утверждении стандартов качества бюджетных услуг обосновано необходимостью контролировать соответствие верхней планки стандарта возможностям оплаты услуг за счет бюджетных средств (так стандарт может содержать завышенные требования к качеству услуг). Однако следование принципу экономии бюджетных средств не должно приводить к установлению стандартов качества, основанных на невыполнении отдельных требований федерального законодательства.
Установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг будет способствовать переходу к бюджетированию, ориентированному на результат, т.е. обеспечивать переход от "управления затратами" к "управлению результатами" в рамках бюджетного процесса.
5. Проведение оценки функций и задач ведомств муниципального образования.
Планируется сформулировать функции и задачи органов местного самоуправления, оказывающих бюджетные услуги населению, а также провести оценку на наличие дублирующих функций и задач. В первом полугодии 2009 г. будет проведена работа по анализу существующих функций органов местного самоуправления города, которая включит в себя:
- сопоставление существующих функций с нормами действующего законодательства;
- выявление функций, не свойственных органам местного самоуправления и подлежащих передаче в негосударственный сектор;
- выявление функций и полномочий, являющихся дублирующими по отношению к функциям и полномочиям, исполняемым органами государственной власти;
- выявление функций, являющихся избыточными и приводящими к вмешательству органов местного самоуправления города в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе к избыточному муниципальному регулированию в сфере экономических отношений.
В результате будет определен оптимальный состав функций органов местного самоуправления, разработаны предложения по исключению функций, не основанных на нормах действующего законодательства, не свойственных органам местного самоуправления города, являющихся дублирующими и избыточными.
6. Утверждение порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов.
Утверждение порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ планируется осуществить решением городского Совета депутатов после разработки реестра индикаторов результативности исполнения ведомственных целевых программ и расходов бюджета и порядка корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов.
7. Утверждение основных требований к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг.
Данное мероприятие предусматривает утверждение основных требований к результатам работы конкретных видов бюджетных учреждений (например - "общеобразовательные школы", которые могут параллельно с основной деятельностью оказывать услуги в сфере начального профессионального образования). В ходе реализации Проекта будут разработаны и утверждены основные требования к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии с разработанными и утвержденными стандартами качества предоставления бюджетных услуг.
Таким образом, после утверждения основных требований к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг им может быть предоставлена относительная свобода и право самостоятельного распоряжения полученными бюджетными средствами в части изменения формы и сроков предоставления бюджетных средств. Некоторая дополнительная самостоятельность руководителям бюджетных учреждений будет обеспечена также за счет укрупнения бюджетной (экономической и функциональной) классификации расходов. Одновременно будет разработана и утверждена методика оценки выполнения бюджетными учреждениями требуемых результатов и предоставление им права самостоятельного распоряжения полученными бюджетными средствами (изменение формы и сроков предоставления бюджетных средств).
8. Утверждение методики оценки выполнения бюджетными учреждениями требуемых результатов и предоставление им права самостоятельного распоряжения полученными бюджетными средствами (изменение формы и сроков предоставления бюджетных средств).
В целях контроля качества предоставления муниципальных услуг на территории города планируется разработать и внедрить:
а) систему мониторинга, а также механизм повышения качества их предоставления;
б) систему менеджмента качества, соответствующей требованиям стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года.
Требования к системам менеджмента качества установлены в стандарте ISO 9001:2000, являются общими и включают:
Разработку и внедрение системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ISO 9001:2000. Консультации по выбору аккредитованных органов по сертификации систем менеджмента качества.
Проведение аудитов на соответствие требованиям ISO 9001:2000. Разработка на основе проведенного аудита рекомендаций по внедрению системы менеджмента качества.
Проведение семинаров для муниципальных служащих по теме: "Система менеджмента качества и стандарты серии ISO 9000" (1 - 2 дня)
9. Реформирование системы муниципальной службы в органах местного самоуправления города связано с разработкой следующих Положений:
- положение "О муниципальной службе администрации города Бузулука";
- положение "Об аттестации муниципальных служащих администрации города Бузулука";
- положение "Об организации и проведении переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих администрации города Бузулука".
В рамках административной реформы будет осуществлено создание системы повышения квалификации муниципальных служащих на регулярной основе, включающей:
а) Проведение оценки основных требований к отдельным направлениям и должностям муниципальной службы;
б) Выявление основных сфер деятельности муниципальных служащих, требующих применения мер по повышению квалификации муниципальных служащих; расширение перечня направлений повышения квалификации и переподготовки кадров по наиболее востребованным направлениям и сферам деятельности муниципальных служащих;
в) Утверждение порядка, перечня направлений и предметов изучения при повышении квалификации муниципальных служащих на очередной год.
10. Внедрение режима "одно окно".
В целях повышения эффективности и качества деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений города по обеспечению реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц необходимо внедрить на территории города системы предоставления услуг в режиме "одно окно".
Режим работы "одно окно" представляет собой организацию работы исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления города, их структурных подразделений, подведомственных предприятий и учреждений, позволяющей заявителям (физическим и юридическим лицам) получить требуемые ими конечные документы в установленные сроки и без непосредственного взаимодействия с должностными лицами, принимающими решения по согласованию и выдаче данных документов.
Для осуществления вышеуказанных целей необходимо разработать и утвердить положение "О рабочей комиссии по внедрению режима "одно окно" в городе Бузулуке", утвердить состав рабочей комиссии по внедрению режима "одно окно", основными задачами которой являются:
- разработка мероприятий по внедрению режима "одно окно" по совершенствованию функционирования системы городского управления отраслями городского хозяйства при взаимодействии с гражданами, предприятиями и организациями и контрольных показателей их эффективности;
- практическая реализация режима "одно окно" при взаимодействии исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления города, их структурных подразделений, подведомственных им муниципальных предприятий и муниципальных учреждений по направлениям их деятельности с гражданами, предприятиями и организациями;
- координация работ по проведению единой политики исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления города в области совершенствования управления отраслями городского хозяйства для внедрения режима "одно окно" по отдельным направлениям деятельности;
- контроль эффективности и постоянный мониторинг проводимых мероприятий, а также оперативная оценка хода внедрения режима "одно окно", включая прогноз и оценку связанного с этим социально-экономического эффекта;
- общее организационное обеспечение внедрения режима "одно окно" в городе;
- консультационное и экспертно-методологическое содействие органам местного самоуправления города, ответственным за внедрение режима "одно окно";
- разработка, согласование и представление на утверждение главе города проектов нормативных правовых актов, необходимых для внедрения режима "одно окно";
- выработка систематизированного подхода к вопросу информирования населения и организаций о работе в режиме "одно окно" в городе.
11. Разработка программы противодействия коррупции.
Внедрение административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг) существенно сужает возможности усмотрения должностных лиц при принятии решений, устраняет информационный дефицит о порядке получения муниципальных услуг, снижает издержки при получении разрешений, справок, согласований, в то же время необходимо принять профилактические меры, направленные на устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции являются необходимыми элементами реализации административной реформы на муниципальном уровне.
Антикоррупционная программа включает применение следующих мер:
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также заключаемых договоров и соглашений, направленной на выявление и устранение несовершенства правовых норм, препятствующих свободному осуществлению физическими и юридическими лицами своих прав и обязанностей.
Осуществление антикоррупционного образования является целенаправленным процессом обучения и воспитания, реализуемым в образовательных учреждениях среднего общего, среднего специального и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры. Антикоррупционная пропаганда осуществляется через целенаправленную деятельность СМИ, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам профилактики коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности, укрепление доверия к власти.
Антикоррупционный мониторинг проводится не реже одного раза в год и включает в себя мониторинг профилактики коррупции и коррупциогенных факторов в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных мер путем анализа документов, обработки и оценки данных о проявлениях коррупции. Результаты мониторинга являются основой для разработки изменений и дополнений к антикоррупционной программе.
Оказание поддержки деятельности общественных объединений, осуществляющих деятельность в целях профилактики коррупции.
III. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы является ключевым по своей важности и предопределяет полноту выполнения запланированных преобразований. Финансирование Программы планируется осуществлять из двух основных источников: бюджета г. Бузулука и областного бюджета (на условиях софинансирования).
Финансирование Программы в части собственных средств городского бюджета будет производиться в 2009 - 2010 гг. на основании решения городского Совета депутатов о городском бюджете на соответствующий финансовый год.
Общий объем финансирования Программы за счет средств городского бюджета составит 5810,0 тыс. рублей.
Окончательный объем финансирования будет уточнен после принятия решения Правительства Оренбургской области о софинансировании.
Финансирование затрат на реализацию мероприятий Программы будет осуществляться исходя из следующих принципов:
Осуществление всех расходов в строгом соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующего федерального законодательства, законодательства Оренбургской области и нормативно-правовых актов муниципального образования. В первую очередь полученные субсидии будут направляться на финансирование расходов (включая возмещение ранее произведенных расходов) на реализацию Программы.
Соблюдение принципов софинансирования. Размер софинансирования из бюджета города составит не менее 50% от суммы совокупных расходов на реализацию Программы.
Проведение закупок, проводимых в рамках реализации Программы, связанных с приобретением оборудования, программно-технологического обеспечения, иных материальных ресурсов, работ и услуг на конкурсной основе в соответствии с требованиями федерального законодательства, законодательства Оренбургской области и нормативно-правовыми актами г. Бузулука.
Осуществление стимулирования участников реализации Программы только после подведения итогов выполнения соответствующих этапов.
Учитывая, что Программа носит комплексный характер, при определении основных направлений финансирования следует исходить из необходимости создания базовых условий, обуславливающих решение задач, вытекающих из основных направлений, таких, как создание единого информационно-коммуникационного пространства и повышения уровня технической оснащенности органов местного самоуправления, обеспечение публикации в СМИ и сети Интернет информации о ходе реализации Программы.
Учет финансирования будет осуществляться ГОРФО и управлением Федерального казначейства по г. Бузулуку по конкретным направлениям Программы и в разрезе кодов экономической классификации с одновременным осуществлением предварительного и текущего контроля за целевым и эффективным использованием средств.
Привлечение научных коллективов, приобретение программно-технических средств, а также любые иные работы и услуги, выполняемые сторонними организациями, будут осуществляться на конкурсной основе с публикацией условий проведения конкурса и его итогов на официальном Интернет-сайте администрации города.
IV. Организация управления и контроля
за реализацией Программы
1. Управление реализацией Программы осуществляется Комиссией по проведению административной реформы в городе Бузулуке (далее - КПАР), образованной в соответствии с распоряжением главы города. Глава города лично контролирует ход реализации Программы и в случае необходимости выносит на заседание городского Совета депутатов изменения в план мероприятий.
Структурные подразделения администрации города в соответствии с планом мероприятий ежеквартально разрабатывают собственные планы работы по реализации мероприятий Программы и представляют их для согласования в КПАР.
В сводных квартальных планах структурных подразделений администрации города указываются ответственные исполнители в лице их руководителей или заместителей, персонально отвечающих за выполнение конкретных мероприятий Программы.
Председатель КПАР лично либо через уполномоченных на то членов КПАР ежемесячно осуществляет оперативный контроль за выполнением мероприятий Программы и докладывает главе города об их выполнении. Председатель КПАР в соответствии с полномочиями и поручениями, данными ему главой города, координирует иную деятельность по вопросам реализации Программы.
В задачи КПАР входят:
- проведение постоянного мониторинга мероприятий Программы, включая прогноз и оценку связанного с ними социально-экономического эффекта;
- общее организационное обеспечение Программы, включая экспертную оценку качества реализации мероприятий Программы, а также разработку и обоснование проектов нормативных правовых актов;
- консультационное и экспертно-методологическое содействие органам местного самоуправления города, ответственным за разработку и реализацию мероприятий Программы;
- сопровождение и контроль эффективности проводимых мероприятий, а также оперативная оценка хода выполнения Программы;
- доработка и согласование проектов нормативных правовых актов, необходимых для разработки и реализации Программы;
- обеспечение связи с общественностью и СМИ.
КПАР совместно с пресс-службой администрации города организует проведение мероприятий по информированию общественности о ходе реализации мероприятий Программы, в том числе на официальном Интернет-сайте города, а также обеспечивает обратную связь для определения эффективности проводимых мероприятий и подготовке предложений о возможной их корректировке.
Программно-целевой подход обуславливает форму Программы как индикативного инструмента, определяющего приоритеты реализации основных направлений и мероприятий.
Организационная схема управления Программой представлена на рис. 1 и основана на следующих принципах:
- активного использования программно-целевого подхода;
- наличия подсистем общего управления и подсистем управления отдельных мероприятий, реализуемых структурными подразделениями администрации города и главными распорядителями средств городского бюджета;
- активного использования в процессе управления существующих управленческих структур; сочетания линейной и функциональной систем управления.
Рис. 1 Организационная схема управления
реализацией Программы
/-----------------\ /-----------------\
| Городской Совет | | Глава города |
| депутатов |-\ |(административный|
| (общественный | | | контроль) | /--------------\
| контроль) | | | | | Контрольно- |
\-----------------/ | \-----------------/ /--|счетная палата|
| | | (финансовый |
| | | | контроль) |
| | \--------------/
/-----------------\ | /-----------------\ | /--------------\
| ГОРФО | \----| КПАР |---/ | |
| (финансовый |------| (рабочие |------| Консультанты |
| контроль) | /----| группы) | | |
\-----------------/ | \-----------------/ \--------------/
| |
|
/-----------------\ | /-----------------\
| Население | | | Структурные |
| (публичность |-/ | подразделения - |
| мероприятий) | | администрации |
\-----------------/ \-----------------/
|
/-----------------\
| Направления |
| программы |
| |
\-----------------/
|
/----------------------------------------\
| Достижение запланированных результатов |
\----------------------------------------/
В реализации Программы будут участвовать все ключевые структурные подразделения администрации города, в том числе:
Организационно-правовое управление;
Городской финансовый отдел;
Управление экономического развития и торговли;
Управление образования;
МУЗ ЦГБ;
Управление социальной защиты населения;
Управление по культуре, спорту и молодежной политике;
Управление градообразования и капитального строительства;
Управление имущественных отношений;
Отдел по управлению городским хозяйством.
Реализация Программы будет проходить в тесном взаимодействии с городским Советом депутатов и контрольно-счетной палатой.
Учитывая крайне сжатые сроки реализации Программы, ограниченные материальные и человеческие ресурсы, только комплексное применение программно-целевых методов управления с одновременным использованием административных и функциональных рычагов управления позволит оптимизировать и существенно сократить издержки, связанные с реализацией Программы.
В рамках управления реализацией Программы планируется подключение специалистов и экспертов, научных коллективов и общественных организаций. Будут широко использоваться консультационные услуги независимых экспертных организаций по нормативно-правовому обеспечению и аналитическому сопровождению реализации Программы.
К работам по реализации Программы будут широко привлечены ответственные сотрудники органов местного самоуправления, представители отраслевой науки, сотрудники финансовых органов.
Большое внимание в ходе реализации Программы будет уделяться вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров. В качестве лекторов планируется привлекать ведущих специалистов в области финансовой и бюджетной политики.
2. Контроль реализации мероприятий и всей Программы осуществляется главой, городским Советом депутатов, КПАР, руководителями структурных подразделений администрации города (по соответствующим направлениям Программы).
Текущий контроль за расходованием средств, предусмотренных планом финансирования Программы, осуществляет горфинотдел. Последующий контроль осуществляется контрольно-счетной палатой города и горфинотделом.
Председатель КПАР организует проведение ежемесячного мониторинга реализации мероприятий Программы и докладывает о ходе ее выполнения главе города. В состав доклада включаются данные по контрольным срокам выполнения мероприятий Программы, план нормотворческой работы и проекты нормативных правовых актов, разработанных в рамках реализации Программы.
По итогам реализации этапов Программы, председатель КПАР предоставляет главе города сводный отчет и предложения о применении мер морального и материального стимулирования в рамках действующего законодательства, положений о премировании, действующих в органах местного самоуправления.
К должностным лицам, не обеспечившим в установленные сроки выполнение предусмотренных Программой мероприятий или допустивших нецелевое расходование средств, выделенных на реализацию Программы, будут применяться меры административного воздействия.
V. Социально-экономическая эффективность Программы
В результате реализации Программы будет получен экономический эффект и структурный эффект, в том числе в виде сокращения доли первоочередных расходов в расходах бюджета.
Общая сумма экономического эффекта от реализации Программы составит 70,11 млн. рублей, который планируется достичь за счет:
- исключения расходов на финансирование необоснованных потребностей;
- исключения расходов на финансирование из городского бюджета завышенных стандартов качества;
- исключения бюджетных расходов на оплату некачественных бюджетных услуг;
- повышения квалификации кадров;
- увеличение эффективности (производительности) работы персонала;
- внедрения бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
Структурный эффект планируется достигнуть путем приведения необходимых мероприятий по привлечению к оказанию бюджетных услуг негосударственных (немуниципальных) организаций и автономных учреждений.
В результате ожидается:
- сокращение численности занятых в бюджетной сфере;
- сокращение количества бюджетных учреждений;
- сокращение количества бюджетополучателей.
Экономический эффект образуется по следующим направлениям:
1) За счет исключения расходов на финансирование необоснованных потребностей планируется получить экономию бюджетных средств в сумме 1,6 млн. рублей. Сумма экономии определена из расчета:
1,6 = 0,1% x 817,3 млн. рублей x 2 года,
где: 0,1% - экспертная оценка доли возможных необоснованных потребностей, а 817,3 млн. рублей - сумма расходов бюджета за 2007 год.
2) За счет исключения расходов на финансирование из городского бюджета завышенных стандартов качества планируется получить экономию бюджетных средств в сумме 0,41 млн. рублей. Сумма бюджетной экономии определена из расчета:
0,41 = 0,1% x 817,3 млн. рублей x 50%,
где: 0,1% - экспертная оценка доли возможного завышения стандартов качества, 817,3 млн. рублей - сумма расходов бюджета за 2007 год, а 50% - плановый объем бюджетных расходов, подкрепленных стандартами качества.
3) За счет исключения бюджетных расходов на оплату некачественных бюджетных услуг планируется получить экономию бюджетных средств в сумме 2,5 млн. рублей. Сумма бюджетной экономии определена из следующего расчета:
2,5 = 0,5% x 817,3 млн. рублей,
где: 0,5% - экспертная оценка доли отклонений от стандартов качества услуг, 817,3 млн. рублей - сумма расходов бюджета за 2007 год.
4) Повышение квалификации кадров снизит потери бюджета в результате возможных профессиональных ошибок на 8,2 млн. рублей
(8,2 = 1% x 817,3 млн. рублей,
где: 1% - экспертная оценка цены возможных профессиональных ошибок, а 817,3 млн. рублей - сумма расходов бюджета за 2007 год).
5) Внедрение БОР в действующий бюджетный процесс города позволит уже в ближайшие годы получить следующий реальный эффект за счет:
а) Повышения эффективности использования бюджетных средств.
Практика формирования и принятия бюджета на сегодняшний день свидетельствует о том, что этот финансовый инструмент позволяет как руководству муниципального образования, так и депутатам, населению судить лишь о планируемых направлениях использования бюджетных средств. Постатейная форма представления бюджета не позволяет отслеживать и контролировать результаты произведенных бюджетных расходов. Единственно доступным параметром бюджетных расходов является величина затраченных ресурсов (финансовых, материальных, людских и т.д.), на которой строится оценка эффективности расходов. Однако оценить целесообразность расходов не представляется возможным. Вопрос насколько эффективно средства будут потрачены, насколько продвинется город в своем социально-экономическом развитии, какие конкретные результаты получит общественность, налогоплательщики от потраченных властью муниципалитета бюджетных средств, остается открытым.
Внедрение БОР преобразовывает модель управления социально-экономическим развитием муниципального образования, ориентируя бюджетные расходы на получение конкретных общественно значимых результатов (процент снижения преступности, повышение успеваемости в школах, снижение заболеваемости по сравнению с базовым годом). Благодаря внедрению метода БОР, подразумевающего связь затрат - результатов - полученного эффекта, руководство муниципального образования сможет увидеть и впоследствии откорректировать ожидаемые конечные результаты использования бюджетных средств или планируемые затраты. Заранее поставленные конечные ориентиры использования бюджетных средств, четкое их распределение по целям, программам, муниципальным заданиям и конкретным результатам позволят обеспечить и поддержать высокую эффективность финансирования тех или иных расходов.
Экономический эффект от повышения эффективности использования бюджетных средств в данном случае может быть выражен в объеме расходов, которые можно было бы исключить из бюджета как неэффективные и перераспределить их на программную часть бюджета, ориентированную на конкретный результат. Сумма бюджетной экономии 46,0 млн. рублей определена из следующего расчета: 46,0 = 460,0 млн. рублей x 10%
С - объем непрограммных расходов в общем объеме расходов бюджета
817,3 млн. руб. - 357,3 млн. руб. (333,3 + 24,0) = 460,0 млн. рублей.
10% - экспертная оценка средней доли непрограммных расходов, от финансирования которых можно было бы отказаться ввиду их неэффективности.
Кроме того, в перспективе (ближайшие 3 - 5 лет) одним из наиболее очевидных результатов внедрения модели бюджетирования, ориентированного на результат, должно стать повышение качества муниципальных услуг при тех же объемах расходов бюджета в расчете на душу населения и увеличение доли населения, удовлетворенного качеством оказываемых муниципалитетом услуг.
б) Повышения качества и точности планирования бюджетных расходов на оказание муниципальных услуг с использованием информационных технологий.
Неоднократно, в течение финансового года, ГРБС ходатайствуют о внесении изменений в бюджетную роспись и кассовый план. Внедрение информационных технологий и их использование на стадии разработки и реализации ВЦП обеспечат максимально Объективный и прозрачный расчет стоимости услуг, оказываемых учреждением за счет бюджетных средств, а при планировании бюджета - максимальную прозрачность и обоснованность процедуры планирования бюджетных расходов в разрезе ГРБС и подведомственных учреждений, принимая во внимание только объективно существующие обоснования расходов бюджета на определенное количество бюджетных услуг.
Экономический эффект от повышения качества и точности планирования бюджетных расходов можно рассчитать по следующей формуле:
Э = 150 тыс. руб. x (КСоб. + КСз. + КСксм. + КСсоц. +
КСг. + КСсз. + КСфин. + КСадм.), где
120 тыс. руб. - экспертная оценка средней величины необоснованно спланированных расходов по смете одного структурного подразделения;
КСоб. - количество смет структурных подразделений управления образования - 57;
КСз. - количество смет структурных подразделений управления здравоохранения - 7;
КСксм. - количество смет структурных подразделений управления по культуре, спорту и молодежной политике - 20;
КСсоц. - количество смет структурных подразделений управления социальной защиты - 5;
КСг. - количество смет структурных подразделений управления градообразования - 1;
КСсз. - количество смет структурных подразделений службы заказчика - 1;
КСфин. - количество смет структурных подразделений горфинотдела - 1;
КСадм. - количество смет структурных подразделений администрации города - 3.
Э = 120 тыс. руб. x 95 = 11400,0 тыс. руб.
Примечание: для расчетов использовались показатели 2007 года.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Программа является целевой муниципальной программой, разработанной как комплексный организационно-методологический и практический план действий органов местного самоуправления города Бузулука.
Программа носит открытый характер, позволяющий в процессе ее реализации в соответствии с действующими процедурами, установленными нормативными правовыми актами, вносить изменения и дополнения по направлениям, отражающим проблемы, выявленные в ходе ее реализации. Программа подлежит утверждению городским Советом депутатов.
Реализация Программы позволит не только существенно повысить эффективность работы органов местного самоуправления города, но и создаст необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики и инвестиционного климата в городе Бузулуке.
Программа имеет необходимое финансово-экономическое обоснование, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение, а также возможность реализации предусмотренных мероприятий в установленные сроки на условиях софинансирования.
Приложение 1
Программные мероприятия и объемы их финансирования
(Таблица N 1)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
В том числе (тыс. руб.) | ||||||||
2008 год |
2009 год | 2010 год | |||||||||
Всего: | В том числе: | Всего: | Всего: | В том числе: | Всего: | В том числе: | |||||
Гор. бюджет |
Обл. бюджет |
Гор. бюджет |
Обл. бюджет |
Гор. бюджет |
Обл. бюджет |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Стратегическое планирование в том числе: а) разработка Концепции развития города до 2030 года; б) разработка Стратегии развития города до 2020 года; в) разработка Среднесрочного плана развития города на 3 года. |
1600,0 | 800,0 | 800,0 | - | 480,0 | 240,0 | 240,0 | 1120,0 | 560,0 | 560,0 |
2. | Реформирование бюджетного процесса в том числе: - Оснащение средствами вычислительной и информационно- коммуникационной техники; - Поэтапное внедрение комплексной технологии БИС-СБОР: Этап 1: а) Анализ существующей нормативно-правовой базы; б) Разработка модели организации бюджетного процесса, необходимых НПА для формализации данной модели; в) Подготовка Технического отчета, включающего рекомендации по модернизации программно- технических средств и линий связи; г) Разработка Техзадания на технологическую реализацию внедрения модели бюджетирования, ориентированного на результат в бюджетный процесс города; д) Технологическая реализация внедрения модели бюджетирования, ориентированного на результат, в том числе поставка, настройка и внедрение в эксплуатацию программного обеспечения подсистем: - общего назначения "Администрирование и аудит" - "Электронный регламент" - "Справочная информация" - "Хранилище исходных данных" - "Хранилище Формализованных моделей расчета" - "Управление по целям и показателям" - "Программно- целевое планирование" - "Взаимодействие с внешними системами". Этап 2: Разработка Техзадания и технологическая реализация процесса финансово- экономического мониторинга. Этап 3: Технологическая реализация внедрения комплексной подсистемы БИС-Реестр Расходных Обязательств (БИС- РРО), в том числе поставка, настройка и внедрение в эксплуатацию программного обеспечения: а) Модуля общего назначения (обеспечение настройки работы системы и схем электронного документооборота); б) Центра обеспечения безопасности и разграничения доступа к данным системы; в) Единого центра контроля; г) Модуля "Нормативно- справочная информация"; д) Интегратора с внешними программными продуктами; е) Модуля "Формирование и ведение реестра РО"; ж) Модуля "Формирование отчетных форм"; з) Программное обеспечение АРМ, устанавливаемых у пользователей (ФО, РБС, ПБС) Этап 4: а) Методологическая и технологическая реализация процесса формирования проекта бюджета по доходам, не программным расходам, источникам финансирования дефицита бюджета и свода проекта бюджета, в том числе поставка, настройка и внедрение в эксплуатацию программного обеспечения подсистем: - "Сметное планирование" - "Формирование бюджета по доходам" - "Формирование бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета" - "Свод проекта бюджета" - "Моделирование бюджета"; б) Обучение пользователей работе в системе БИС-СБОР. |
7400,0 400,0 4200,0 1400,0 550,0 850,0 |
3700,0 200,0 2100,0 700,0 225,0 425,0 |
3700,0 200,0 2100,0 700,0 225,0 425,0 |
- - - - - - |
7400,0 200,0 4200,0 1400,0 550,0 850,0 |
3700,0 100,0 2100,0 700,0 225,0 425,0 |
3700,0 100,0 2100,0 700,0 225,0 425,0 |
- 200,0 - - - - |
- 100,0 - - - - |
- 100,0 - - - - |
3. | Административная реформа В том числе: а) разработка и внедрение стандартов муниципальных услуг и административных регламентов; б) внедрение системы менеджмента качества ISO 9001:2000; в) подготовка кадров, повышение квалификации муниципальных служащих по вопросам административной реформы; г) внедрение режима "одно окно"; д) разработка и внедрение мониторинга деятельности органов местного самоуправления; е) разработка и реализация программы противодействия коррупции. |
2620,0 120,0 900,0 1000,0 300,0 200,0 100,0 |
1310,0 60,0 450,0 500,0 150,0 100,0 50,0 |
1310,0 60,0 450,0 500,0 150,0 100,0 50,0 |
110,0 10,0 - 100,0 - - - |
1070,0 50,0 270,0 500,0 100,0 100,0 50,0 |
480,0 20,0 135,0 200,0 50,0 50,0 25,0 |
590,0 30,0 135,0 300,0 50,0 50,0 25,0 |
1440,0 60,0 630,0 400,0 200,0 100,0 50,0 |
720,0 30,0 315,0 200,0 100,0 50,0 25,0 |
720,0 30,0 315,0 200,0 100,0 50,0 25,0 |
4. | Итого: | 11620,0 | 5810,0 | 5810,0 | 110,0 | 8950,0 | 4420,0 | 4530,0 | 2560,0 | 1280,0 | 1280,0 |
Примечание: финансирование Программы в 2008 году осуществляется за счет средств городского
бюджета.
<< Назад |
||
Содержание Решение городского Совета депутатов муниципального образования г. Бузулук Оренбургской области от 26 ноября 2008 г. N 329... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.