Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы г. Оренбурга
от 28 мая 2009 г. N 3611-п
Положение
об организации и ведении гражданской обороны
в муниципальном образовании "город Оренбург"
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", постановлениями Правительства Оренбургской области от 01.11.2007 N 375-п "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области" и от 05.02.2004 N 21-п "О порядке использования объектов и имущества гражданской обороны на территории Оренбургской области", Уставом города Оренбурга и определяет организацию, основные направления подготовки к ведению и ведение гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне на территории муниципального образования "город Оренбург"
I. Общие положения
1. Основные понятия.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и проведение комплекса мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования "город Оренбург" является обязательной функцией органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций (далее - организации) независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности и обязанностью каждого гражданина, проживающего в г. Оренбурге.
Гражданская оборона в городе Оренбурге как составная часть гражданской обороны Оренбургской области и Российской Федерации, организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области, МЧС России, правовыми актами муниципального образования "город Оренбург", а также настоящим Положением.
Спасательные службы гражданской обороны (далее - службы ГО) - это нештатные организационно-технические объединения органов управления сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений (далее - организации), обладающие сходным профилем деятельности и способные, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида работ, специальных мероприятий гражданской обороны как в мирное время, так и при ведении военных действий.
Нештатные аварийно-спасательные формирования - самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящие# в состав службы гражданской обороны структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которых составляют подразделения, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
2. Задачи в области гражданской обороны.
Основными задачами в области гражданской обороны на территории муниципального образования "город Оренбург" являются:
подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
См. Порядок организации обучения населения по вопросам безопасности жизнедеятельности на территории Оренбургской области, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 26 мая 2006 г. N 183-п
создание и поддержание в постоянной готовности систем управления, сил и средств, резервов имущества гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
См. также постановление Правительства Оренбургской области от 18 августа 2014 г. N 571-п "Об утверждении положения о технических системах управления гражданской обороны, системе оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области"
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 1309
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений, материальных и культурных ценностей от воздействия современных средств поражения;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
санитарная обработка населения, обеззараживание техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
восстановление и поддержание порядка в микрорайонах города, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
восстановление функционирования необходимых коммунальных сетей в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения города в военное время.
3. Органы местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург", а также организации, территориально расположенные в границах муниципального образования "город Оренбург" в целях решения задач гражданской обороны в соответствии с полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
4. В целях сохранения организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне осуществляется отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.
Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне определяется Правительством Российской Федерации.
5. Неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления и организаций, гражданами муниципального образования "город Оренбург" обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
См. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"
II. Мероприятия по гражданской обороне
6. Задачи гражданской обороны на территории муниципального образования "город Оренбург" решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, специальных мероприятий.
Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые на территории муниципального образования в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург" в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
7. По обучению населения в области гражданской обороны:
разработка примерных программ обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и спасательных служб гражданской обороны муниципального образования "город Оренбург";
О создании спасательных служб гражданской обороны в муниципальном образовании "город Оренбург", см. постановление Главы города Оренбурга от 28 мая 2009 г. N 3612-п
организация и обучение населения муниципального образования "город Оренбург" способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обучение личного состава формирований и спасательных служб гражданской обороны муниципального образования "город Оренбург";
проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территории муниципального образования;
создание и оснащение учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципального образования в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
8. По оповещению населения об опасностях, возникающих приведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения города, осуществление ее реконструкции и модернизации;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор и обмен информации в области гражданской обороны.
9. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
создание эвакуационных органов, организация их деятельности, а также подготовка личного состава эвакуационных органов.
организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в городе;
осуществление контроля в соответствии с планом основных мероприятий на год за организацией планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в организациях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, территориально расположенных в границах муниципального образования;
подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в сельских населенных пунктах, входящих в территорию муниципального образования "город Оренбург";
планирование необходимых транспортных средств для проведения эвакуации;
подготовка мероприятий по обеспечению эвакуируемого населения продуктами питания, водой, коммунально-бытовыми услугами и медицинским обеспечением в сельских населенных пунктах, входящих в территорию муниципального образования "город Оренбург";
подготовка мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению дорожного и транспортного регулирования в ходе эвакуационных мероприятий.
10. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты:
сохранение имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, поддержание их в готовности к использованию по основному предназначению;
разработка планов наращивания инженерной защиты на территории города,
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
строительство убежищ и укрытий в соответствии с установленными нормами;
планирование, подготовка документации, создание запасов материально-технических средств для массового строительства защитных сооружений в угрожаемый период;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
См. Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
11. По световой и другим видам маскировки:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке на территории муниципального образования "город Оренбург";
разработка плана комплексной маскировки территории муниципального образования "город Оренбург";
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и других видов маскировки;
организация инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территории муниципального образования "город Оренбург" (организационные мероприятия по обеспечению отключения наружного освещения, внутреннего освещения жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданий при подаче сигнала "Воздушная тревога");
проведение светомаскировки на территории муниципального образования "город Оренбург".
12. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
13. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
проведение эвакуации медицинский учреждений в загородную зону;
оказание населению медицинской помощи;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
14. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:
принятие участия в тушении пожаров на территории муниципального образования и организация взаимодействия с другими видами противопожарной охраны, расположенными на территории муниципального образования "город Оренбург".
15. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):
организация создания и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
16. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;
создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
Для проведения санитарной обработке населения города создаются санитарно-обмывочные пункты (СОП). Базой СОП являются объекты коммунально-бытового назначения (бани, банно-прачечные комбинаты, санитарные пропускники) душевые отделения при производственных цехах промышленных объектов и спортивных сооружений.
17. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
создание сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
организация охраны общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения эвакуируемого населения на территории города и маршрутах выдвижения пеших колонн до промежуточных пунктов эвакуации;
обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, принятие мер по охране имущества юридических и физических лиц, оставшегося без присмотра.
18. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта газо-, энерго- и водоснабжения;
создание резерва средств для очистки и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения.
19. По срочному захоронению трупов в военное время:
заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
20. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
модернизация технологических процессов, направленная на снижение ущерба производственным фондам при воздействии на них поражающих факторов.
накопление резервных источников энергоснабжения;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
21. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
Мероприятия по гражданской обороне организуются и ведутся на всей территории муниципального образования "город Оренбург" в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны.
23. Организация и проведение мероприятий гражданской обороны на территории муниципального образования "город Оренбург" является обязательной функцией органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в пределах своих полномочий.
III. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны
24. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования "город Оренбург".
План основных мероприятий муниципального образования "город Оренбург" разрабатывается на год и согласовывается с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - ГУ МЧС России по Оренбургской области).
План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и согласовывается с органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования "город Оренбург".
Планом основных мероприятий предусматриваются:
мероприятия по подготовке органов управления, сил и средств городского звена Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны, должностных лиц, специалистов и населения;
мероприятия по проверке готовности органов управления, сил и средств ГО и РСЧС к действиям по предназначению.
Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
25. Ведение гражданской обороны на территории муниципального образования "город Оренбург" и в организациях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или с введением Президентом Российской Федерации военного положения на всей территории Российской Федерации (в отдельных ее местностях) в полном объеме или частично.
Ведение гражданской обороны заключается в практической реализации мер по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, первоочередному обеспечению пострадавшего населения, обеспечению действий сил и мероприятий гражданской обороны, восстановлению порядка в пострадавших районах от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения города и планов гражданской обороны организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
26. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования "город Оренбург", планы гражданской обороны организаций определяют: объем; порядок действий органов управления и сил гражданской обороны; сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения; способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач; порядок взаимодействия; организацию всех видов обеспечения.
План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования "город Оренбург" утверждается Главой города - руководителем гражданской обороны по согласованию с территориальным органом МЧС России - Главным управлением МЧС России по Оренбургской области;
Планы гражданской обороны организаций утверждаются ж руководителями по согласованию с органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования "город Оренбург".
Корректировка планов проводится ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года. При существенных изменениях обстановки переработка планов осуществляется по отдельным указаниям соответствующих руководителей гражданской обороны.
IV. Руководство, управление, силы и средства гражданской обороны
27. Руководство гражданской обороной на территории муниципального образования "город Оренбург" осуществляется в соответствии со схемой организации руководства гражданской обороны на территории муниципального образования "город Оренбург".
28. Глава города, главы округов и руководители организаций, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, повседневное руководство гражданской обороной осуществляют непосредственно через органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
29. Управление гражданской обороной (далее - управление ГО) на территории муниципального образования "город Оренбург" осуществляется путем деятельности взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и системы средств управления гражданской обороны, состоящих из системы связи, оповещения, и других специальных систем.
Управление мероприятиями гражданской обороны включает:
организацию и осуществление мероприятий по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны;
сбор и анализ обстановки;
подготовку расчетов и предложений для принятия решения руководителем гражданской обороны;
уточнение планов гражданской обороны и своевременное доведение задач до исполнителей;
организацию и поддержание взаимодействия органов управления ГО и сил гражданской обороны всех уровней.
Управление ГО обеспечивает:
высокую оперативность работы органов управления;
перевод в сжатые сроки органов управления и сил гражданской обороны с мирного времени на военное;
своевременное осуществление мероприятий гражданской обороны по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
эффективное применение сил и средств для решения задач гражданской обороны.
Основными задачами управления ГО являются:
а) в мирное время:
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны к решению задач в зонах чрезвычайных ситуаций различного характера;
О защите населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера см. Закон Оренбургской области от 4 июля 2005 г. N 2357/433-III-ОЗ
разработка и своевременная корректировка планов гражданской обороны на военное время;
разработка перспективных и годовых планов по подготовке гражданской обороны и организация их выполнения;
организация всесторонней подготовки органов управления, сил гражданской обороны и населения по гражданской обороне;
б) в период нарастания угрозы агрессии:
быстрый и организованный перевод органов управления и сил в соответствующую степень готовности;
в) в военное время:
организация осуществления планов гражданской обороны с учетом реально сложившейся обстановки;
Об организации планирования и проведения эвакуационных мероприятий в городе Оренбурге см. постановление администрации города Оренбурга от 21 июля 2011 г. N 4943-п
обеспечение и поддержание готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств гражданской обороны с учетом их возможных потерь и ущерба.
Об утверждении положения о службе оповещения и связи ГОЧС города Оренбурга см. распоряжение Главы города Оренбурга от 16 июня 2004 г. N 2920-р
Поддержание в постоянной готовности всей системы управления ГО в муниципальном образовании "город Оренбург" - одна из главных задач руководителей гражданской обороны, органов управления гражданской обороны всех уровней, спасательных служб гражданской обороны.
Постоянная готовность системы управления обеспечивает выполнение поставленных задач в любой обстановке, с первых минут возникновения военной угрозы, в том числе при внезапном нападении противника.
30. Решающая роль в организации и осуществлении управления ГО на территории муниципального образования "город Оренбург" принадлежит Главе города - руководителю гражданской обороны. Непосредственное руководство гражданской обороной осуществляется через орган, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
31. Органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в муниципальном образовании "город Оренбург" является управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Оренбурга (далее - управление по ГО, ЧС и ПБ города).
Управление по ГО, ЧС и ПБ города в соответствии с возложенными на него задачами:
осуществляет планирование мероприятий гражданской обороны;
организует планирование эвакуационных мероприятий;
разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции;
разрабатывает проекты нормативных правовых актов и иных документов по вопросам гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
Об утверждении примерных программ обучения населения города Оренбурга в области безопасности жизнедеятельности см. постановление Главы города Оренбурга от 13 декабря 2006 г. N 4750-п
осуществляет методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
осуществляет учет и контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов на территории города;
организует контроль и поддерживает в постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
осуществляет организационное и методическое руководство за накоплением, хранением и использованием для нужд гражданской обороны материальных, продовольственных, медицинских запасов, индивидуальных средств защиты;
организует контроль и учет защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, расположенных на территории города и осуществляет руководство по поддержанию их в постоянной готовности;
участвует в разработке мобилизационного плана перевода экономики муниципального образования на военное время по вопросам гражданской обороны;
осуществляет контроль организации радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения;
осуществляет проверки готовности органов управления, сил и средств в организациях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности к действиям по предназначению в соответствии с планом основных мероприятий города в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год;
принимает участие в организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях;
участвует в организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики и муниципальных организаций в мирное и военное время;
ведет реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, находящихся в границах муниципального образования;
ведет учет потенциально опасных и пожароопасных объектов, расположенных на территории города;
организует сбор и обобщение данных обстановки, готовит предложения Главе города - руководителю гражданской обороны для принятия решений по вопросам гражданской обороны;
подготавливает и представляет донесения согласно табелю срочных донесений, отчеты по вопросам гражданской обороны в вышестоящие органы управления гражданской обороны;
участвует в управлении аварийно-спасательными и другими неотложными работами в ходе ликвидации последствий военного нападения, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
организует взаимодействие, согласно плану гражданской обороны и защиты населения, с органами военного командования, с вышестоящими органами управления гражданской обороны области и другими по совместному выполнению задач гражданской обороны в мирное и военное время в пределах своих полномочий;
организует и осуществляет оповещение и информирование органов управления, сил гражданской обороны, организаций и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении;
планирует и организует проведение командно-штабных учений (тренировок) по гражданской обороне, оказывает методическую помощь в организации проведения учений и тренировок в службах гражданской обороны;
участвует в разработке и организует реализацию целевых программ по вопросам развития и совершенствования гражданской обороны муниципального образования.
32. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории муниципального образования "город Оренбург" организуется сбор и обмен информацией в области гражданской обороны.
Сбор и обмен информацией осуществляется организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, имеющими отношения к системе жизнеобеспечения в военное и мирное время и органом местного самоуправления.
Порядок сбора и обмена информацией в области гражданской обороны на территории города определены правовыми актами Оренбургской области и муниципального образования "город Оренбург".
33. Для организации планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны на территории муниципального образования "город Оренбург" создаются эвакуационные органы.
К эвакуационным органам относятся эвакуационная комиссия муниципального образования "город Оренбург", эвакуационные комиссии администраций округов, эвакуационные комиссии объектов экономики, сборные эвакуационные пункты, группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения, администрации пунктов посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта).
Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об этих комиссиях, утвержденными соответствующими руководителями гражданской обороны.
Эвакуационные комиссии подчиняются соответствующим руководителям гражданской обороны и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
34. С целью создания условий (на стадии проектирования, строительства, в процессе эксплуатации объектов экономики и социально-бытовой и культурной сферы) надежного функционирования экономики в условиях ведения военных действий создаются комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики города и организаций в мирное и военное время.
Деятельность комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций регулируется соответствующими положениями об этих комиссиях, утвержденными соответствующими руководителями гражданской обороны.
Комиссии подчиняются соответствующим руководителям гражданской обороны и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
35. При нарастании угрозы агрессии для обеспечения устойчивой работы органов управления гражданской обороны муниципального образования "город Оренбург" создаются пункты управления:
повседневный пункт управления (ПвПУ) - обеспечивает управление мероприятиями гражданской обороны в повседневной деятельности;
запасные пункты управления (городские, загородные - ГЗПУ, ЗПУ) - обеспечивают управление мероприятиями гражданской обороны в военное время;
подвижный пункт управления (ППУ) - является резервным пунктом управления, обеспечивающий устойчивое управление мероприятиями гражданской обороны и непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в очагах поражения при ведении военных действий.
На объектовом уровне создаются: повседневный пункт управления (ПвПУ - в здании администрации организации); запасный пункт управления (ЗПУ - в защитных сооружениях); подвижный пункт управления (ППУ).
36. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории муниципального образования "город Оренбург", создаются силы гражданской обороны.
В состав сил, выполняющих задачи гражданской обороны входят аварийно-спасательные сформирования и спасательные службы гражданской обороны.
Аварийно-спасательные формирования на территории города могут создаваться на постоянной штатной основе, на нештатной основе, на общественных началах:
на постоянной штатной основе (по решению Главы города) - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования, спасательные службы ГО;
на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются:
по решению Главы города - руководителя гражданской обороны на базе предприятий учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности;
по решению руководителей организаций, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и по решению руководителей других организаций из числа своих работников в порядке, установленном законодательством и правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области и муниципального образования "город Оренбург".
Вид, количество, оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований, порядок их применения определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны, защиты населения. Мероприятия по определению вида, количества и порядка применения аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования "город Оренбург" проводит Глава города, на территориях организаций соответственно руководители организаций, осуществляющих на соответствующем уровне руководство гражданской обороной.
37. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "город Оренбург" принимает Глава города - руководитель гражданской обороны.
38. Для успешного выполнения мероприятий гражданской обороны, решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на территории муниципального образования "город Оренбург" создаются спасательные службы ГО (службы ГО).
Решение по созданию служб ГО муниципального образования "город Оренбург" принимает Глава города Оренбурга - руководитель гражданской обороны, в организациях руководители организаций. По их решению создаются службы (медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются в соответствующих положениях о службах гражданской обороны.
Об утверждении Положения о спасательной службе гражданской обороны защиты животных и растений муниципального образования "город Оренбург" см. постановление Главы города Оренбурга от 22 сентября 2009 г. N 6817-п
В состав служб ГО входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вид и количество служб ГО определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.
Положения о службах ГО, создаваемых в муниципальном образовании "город Оренбург" разрабатываются руководителями служб ГО, согласовываются с руководителями соответствующих спасательных служб гражданской обороны Оренбургской области и утверждаются Главой города.
Положения о службах ГО в организациях разрабатываются организациями и согласовываются с руководителями соответствующих служб гражданской обороны муниципального образования и утверждаются руководителем организации.
Ответственность за создание и обеспечение готовности служб несут соответствующие руководители гражданской обороны.
Службы ГО осуществляют свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми ими планами по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны, обеспечению действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основная задача служб ГО при осуществлении мероприятий гражданской обороны в мирное время - защита населения, материальных и культурных ценностей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. С началом военных действий они подключаются к проведению аварийно-спасательных работ.
39. Общими задачами служб гражданской обороны являются: планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения при ведении военных действий или вследствие этих действий и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
организация и контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны по видам обеспечения;
организация и контроль за созданием и подготовкой в организациях, входящих в состав служб, штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований;
подготовка необходимых сил и средств к выполнению мероприятий гражданской обороны;
управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация взаимодействия с другими службами гражданской обороны по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны;
защита личного состава, техники и имущества службы гражданской обороны от поражающих факторов при ведении военных действий или вследствие этих действий;
ведение учета сил и средств, входящих в состав служб гражданской обороны, обеспечение их укомплектования личным составом, техникой и имуществом;
участие в поддержании в готовности пунктов управления.
40. Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны, а также контроль в этой области осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальными органами.
41. Координацию деятельности служб гражданской обороны, нештатных аварийно-спасательных формирований на территории города осуществляет управление по ГО, ЧС и ПБ города.
42. Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в военное время на территории города создается группировка сил гражданской обороны.
Группировка сил гражданской обороны планируется на основании прогнозируемой возможной обстановки в городе, объектах экономики, которая может сложиться после нападения противника. Состав группировки определяется исходя из наличия сил и средств и ожидаемого объема аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Создание группировок сил гражданской обороны предусматривается по двум вариантам: для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при внезапном нападении противника и планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны.
Основу группировки сил гражданской обороны муниципального образования "город Оренбург" при внезапном нападении противника составляют силы и средства ближайших районов Оренбургской области, предусмотренные планом гражданской обороны и защиты населения области, а также уцелевшие силы и средства гражданской обороны города после внезапного нападения.
43. В целях обеспечения устойчивого управления подчиненными органами, силами гражданской обороны, доведения до органов управления гражданской обороной и населения необходимой информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в сроки, приемлемые для оперативного принятия мер по защите населения (укрытие в защитных сооружениях, применение средств индивидуальной защиты, эвакуацию в безопасные районы и другие) в муниципальном образовании "город Оренбург" создается система оповещения и связи.
Система связи включает в себя: узлы связи стационарных, мобильных и подвижных пунктов управления; линии привязки к узлам связи общего пользования; линии и каналы связи, выделяемые из государственной сети; силы и средства связи формирований гражданской обороны, а также частей, выделяемых по плану взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации и другие.
Для оповещения населения в системе оповещения гражданской обороны задействуются сети электросирен, радиовещательные и телевизионные станции независимо от форм собственности, а также местные сети проводного вещания, включая сети уличной звукофикации.
Ответственность за создание и поддержание в готовности систем оповещения населения несут соответствующие руководители гражданской обороны.
44. Для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий в муниципальном образовании "город Оренбург" создается фонд защитных сооружений гражданской обороны.
Порядок создания и использования защитных сооружений гражданской обороны устанавливается Правительством Российской Федерации.
Защитные сооружения гражданской обороны предоставляются населению для укрытия по месту работы или жительства.
Объекты гражданской обороны в мирное время могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состоянии готовности к использованию по назначению.
Защитные сооружения гражданской обороны приводятся в готовность для укрытия населения в установленные сроки после получения соответствующих распоряжений.
В период нарастания угрозы агрессии, наращивание фонда защитных сооружений гражданской обороны производится путем строительства быстровозводимых убежищ и противорадиационных укрытий.
45. Для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий в муниципальном образовании "город Оренбург" создаются запасы средств индивидуальной защиты.
Создание запасов средств индивидуальной защиты включает:
приобретение средств индивидуальной защиты для муниципальных предприятий и учреждений;
учет своевременной замены устаревших средств индивидуальной защиты на новые, более совершенные образцы в организациях;
планирование и подготовку мероприятий по выдаче населению средств индивидуальной защиты.
Запасы средств индивидуальной защиты рассчитываются на личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, персонала химически опасных объектов и населения муниципального образования "город Оренбург".
Нормы накопления средств индивидуальной защиты определяются Правительством Российской Федерации.
46. Для оценки радиационной, химической, биологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в интересах решения задач гражданской обороны муниципального образования "город Оренбург" создается сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (далее - СНЛК).
СНЛК формируется на основе лабораторий учреждений, организаций, функционирующих на территории муниципального образования "город Оренбург" и решающих задачи наблюдения и лабораторного контроля в масштабе города.
В случае ухудшения радиационной, химической или биологической обстановки к работе в интересах СНЛК в установленном порядке могут привлекаться академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения.
Координацию деятельности СНЛК г. Оренбурга осуществляет управление по ГО, ЧС и ПБ города. Состав, задачи и порядок функционирования сети лабораторного контроля гражданской обороны определяются положением о них.
47. Для проведения санитарной обработке населения города создаются санитарно-обмывочные пункты (СОП). Базой СОП являются объекты бытового назначения (бани, банно-прачечные комбинаты, санитарные пропускники), а также бани и душевые отделения промышленных объектов и спортивных сооружений.
48. Дезактивация транспортных средств и другой техники проводится в основном на площадках (мойках), оборудованных для помывки машин промышленных объектов.
V. Нормативное правовое регулирование в области организации
и ведения гражданской обороны
49. Органы местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург" в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области и полномочиями осуществляют правовое регулирование в области гражданской обороны, в том числе по вопросам:
проведения мероприятия по гражданской обороне;
разработки и реализации плана гражданской обороны и защиты населения;
проведения подготовки и обучения населения в области гражданской обороны;
поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проведения мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проведения первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создания и содержания в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
VI. Финансовое обеспечение мероприятий гражданской обороны
50. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования "город Оренбург" является расходным обязательством муниципального образования "город Оренбург".
51. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых в организациях, осуществляется за счет средств организаций.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы города Оренбурга от 28 мая 2009 г. N 3611-п "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.